История и экономика Объединённых Арабских Эмиратов
История и экономика ОАЭ—Объединённых Арабских Эмиратов
С древнейших времен до начала нового времени.
По последним археологическим находкам, первые следы присутствия человека в этом регионе относятся к 7 тыс. до н.э. В 5 тыс. до н.э. среди населявших эти районы народов получило распространение земледелие. В 4 тыс. до н.э. побережье залива становится важным торговым пунктом на пути следования морских судов между шумерской цивилизацией Месопотамии и древней Индией. В 3 тыс. до н.э. на востоке Аравийского п-ова возникло древнее государство Дильмун, существовавшее до 2–1 тыс. до н.э. К этому же периоду относится создание на побережье первых поселений и факторий финикийцев, способствовавших развитию навигации, образованию торговых центров и колоний. В 6 в. до н.э. территория современных ОАЭ попала под власть персидской династии Ахеменидов. В 4 в. до н.э. в результате завоеваний Александра Македонского здесь возникли греческие торговые колонии. Начиная с 3 в. до н.э. территория юго-восточного побережья оказалась в сфере влияния Парфянского царства. К этому периоду относится также переселение арабских племен с юга и из центра Аравийского полуострова в район Персидского залива. После падения Парфянского царства в 3–6 вв. н.э. народы, населявшие побережье, вошли в состав государства Сасанидов; в стране создавались персидские сельскохозяйственные колонии, среди местного населения распространение получили иудаизм и христианство; существовали христианские церкви и монастыри. В 7 в. эта территория была включена в состав Арабского халифата; возникли такие крупные города, как Дубай, Шарджа, Фуджейра; господствующей религией стал ислам. В кон. 7 в. район залива стал частью халифата Омейядов. В середине 8 в. население страны (в частности, княжеств Шарджа и Дубай) участвовало в восстании племен Омана против наместника Омейядского халифа; в результате в середине 8–9 вв. княжествами (эмиратами) управляли фактически самостоятельные правители. В конце 9 в. они превратились в данников Багдатского халифата. В 10 в. отдельные княжества вошли в состав государства карматов, мусульманской шиитской секты исмаилитов, которое существовало до конца 11 в. В нач. 13 в. большинство местных правителей (в частности, Умм-эль-Кайвайна, Рас-эль-Хайма и Фуджейры) оказались в вассальной зависимости от Ормузского государства.
С начала 16 века до середины 19 века. После открытия морского пути в Индию (1498), район Персидского залива становится важнейшим пунктом европейского влияния в регионе. С начала 16 в. и до середины 17 в. часть побережья Персидского и Ормузского заливов находилась под властью португальцев, установивших монополию на всю торговлю между Дальним Востоком, Индией и Юго-Восточной Азией. Основным соперником Португалии выступала Османская империя, подстрекавшая арабские племена к восстаниям против португальских захватчиков. Однако вскоре Персидский залив стал объектом борьбы между Англией, Францией, Нидерландами, Персией и Оманом. После вытеснения португальцев в сер. 17 в. на территории современных ОАЭ и Омана было основано государство Яруба, распространившее свое влияние на северо-восточное и западное побережье Аравийского п-ова и Восточную Африку.
Во 2-й пол. 18 в. контроль над юго-восточным побережьем Персидского залива и Ормузского пролива захватила племенная конфедерация аль-кавасим; их власть распространялась на шейхства Рас-эль-Хайма и Шарджа, п-ова Мусандам, а также юго-западное побережье Ирана и некоторые острова в Персидском заливе и Ормузском проливе. Располагая достаточно сильным флотом, аль-кавасим установили полный морской контроль над навигацией.
Во 2-й половине 18 в. Оман, особенно его прибрежные районы, стал объектом борьбы сначала между Великобританией (в лице Ост-Индской компании) и Францией, а затем и ваххабитскими правителями Центральной Аравии. В 1798 между представителями Ост-Индской компании и султаном Маската, также стремившимся установить контроль над этой частью Аравии, было подписано соглашение, положившее начало британской экспансии. Британские корабли под лозунгом «свободного мореходства» попытались монополизировать грузопотоки между портами Персидского залива и лишить местных жителей их главного источника существования. Это привело к конфликтам между Ост-Индской компанией и местным арабским населением (его англичане называли пиратами, в связи с чем весь район получил наименование «Пиратского берега»). Главным противником Ост-Индской компании стали аль-кавасим, в тот момент попавшие под влияние ваххабизма. Нападения аль-кавасим на отдельные военные и торговые суда Англия использовала как предлог для начала войны.
В 1801 под лозунгом борьбы против пиратства и работорговли военные корабли Ост-Индской компании блокировали побережье Персидского залива и атаковали арабские торговые суда. В 1800–1803 и в 1805–1806 англичане и их союзник, султан Маската, с переменным успехом вели боевые действия против племен «Пиратского берега».
В 1806 Ост-Индская компания навязала шейхам аль-кавасим договор, согласно которому последние обязывались уважать флаг и имущество компании. Однако фактически соглашение не соблюдалось.
В 1809 военные силы Ост-Индской компании возобновили боевые действия, уничтожив значительную часть ваххабитского флота (более 100 кораблей) и обстреляв с моря крепость Рас-эль-Хаймы. Однако уже в 1814 ваххабиты вновь захватил контроль над морскими путями и два последующих года блокировали подступы к Персидскому заливу.
Воспользовавшись разгромом ваххабитов на суше, англичане направили в 1818 новую эскадру к «Пиратскому берегу» с цель раз и навсегда положить конец пиратству. 9 декабря 1819 они штурмом овладели крепостью Рас-эль-Хаймы. Все принадлежавшие арабам суда, включая рыбачьи лодки, были сожжены. Поражение вынудило эмиров и шейхов 9 арабских княжеств подписать т.н. «Генеральный договор о мире» (8 января – 15 марта 1820), провозгласивший «свободу мореплавания» в Персидском заливе и обязавший прекратить пиратские нападения на английские суда, а также практику рабства и работорговли. Англия получила право неограниченного господства в водах Персидского и Оманского залива; за ней признавалось право надзора за навигацией и контроля за судами местных правителей. Фактически это соглашение положило начало установлению английского контроля над этой территорией и окончательному расчленению Омана на 3 части – имамат Оман, султанат Маскат и «Пиратский берег».
В 1821 флот Англии и Маската нанес еще одно поражение шейхам Персидского залива, не присоединившимся к Генеральному договору о мире.
Несмотря на соглашение, нападения шейхов друг на друга продолжались. Стремясь контролировать династической и межплеменной борьбой, англичане навязали прибрежным племенам новое соглашение. В 1835 между представителями Ост-Индской компании и местными правителями было подписано т.н. Первое морское соглашение о перемирии на шесть месяцев (впоследствии это соглашение ежегодно продлевалось) на сезон жемчужного промысла, составлявшего тогда главный источник доходов шейхств.
В 1838, после нескольких безуспешных попыток покончить с работорговлей в этом районе, англичане решили взять под свой полный контроль «Пиратский берег», Оман, Маскат, Бахрейн и Кувейт и утвердить постоянное присутствие своих военных судов в заливе. В 1839 между Великобританией и Маскатом был заключен договор о совместных действиях против пиратства и работорговли, к которому в том же году были присоединены шейхства «Пиратского берега».
В 1843 Англия навязала правителям «Пиратского берега» новое соглашение, которое продлевало срок действия «Первого морского соглашения» (1835) на 10 лет. В соответствии с ним, шейхи были обязаны подчиняться любым решениям представителей Ост-Индской компании, действовавших от имени британских властей. Невыполнение или нарушение их рассматривалось как нарушение «Первого морского соглашения».
В 1847 в дополнении к соглашению 1835 был подписан договор, значительно расширявший прерогативы Великобритании в Персидском заливе. Этот договор предоставлял Ост-Индской компании право обыскивать торговые суда, заподозренные в пиратстве и работорговле. Он возлагал ответственность за нарушение запрета работорговли на шейхов, подписавших договор, а также предоставлял право представителям Ост-Индской компании выполнять функции третейского судьи в конфликтах между местными правителями. Экономически договор давал Великобритании ряд льгот и право эксплуатации жемчужных отмелей Бахрейна и «Пиратского берега».
Договорный Оман. С разгромом ваххабитов, попытавшихся в 1851–1852 вернуть себе контроль над Персидским заливом, Англия навязала правителям эмиратов новое соглашение. В мае 1853 шейхи Рас-эль-Хаймы, Умм-эль-Кайвайна, Аджмана, Дубая и Абу-Даби подписали «Договор о постоянном морском мире». В соответствии с ним «Пиратский берег» был переименован в «Договорный Оман» (Trucial Oman), или «Договорный берег». Англия взяла на себя обязанность выступать посредником в урегулировании сухопутных споров, а также защищать эмираты от нападения на них третьей стороны. Представитель Ост-Индской компании получил официальное право наказывать всех нарушителей договора, включая шейхов.
По соглашению 1869 шейхи Договорного Омана обязывались не заключать самостоятельно соглашений с третьими странами, не предоставлять им какие-либо привилегии и не сдавать в аренду территории своих эмиратов без согласия Англии.
В 1892 были подписаны еще несколько соглашений, приведшие к установлению полного английского протектората над Договорным Оманом. В 1898 в дополнении к этому соглашению был подписан еще один договор, запретивший шейхам Договорного Омана покупать или продавать оружие. На территории шейхств были созданы английские военные базы (в частности, на территории Шарджи, Дубая и Абу-Даби). Политическую власть осуществлял английский офицер связи по зоне Персидского залива (со штаб-квартирой в Шардже), подчинявшийся политическому резиденту вначале в Бушире (Иран), затем на Бахрейне.
В начале 20 в. количество шейхств изменилось. В сентябре 1900 Рас-эль-Хайма вошла в состав Шарджи (с 1921 снова самостоятельное шейхство), в то же время в 1902 от Шарджа отделилась Эль-Фуджейра (признана в марте 1952) и в 1903 – Кальба (признан в 1936, в 1952 вновь включен в состав Шарджи).
Основной доход арабскому населению в этот период по-прежнему приносила торговля жемчугом. В 1911 англичане заключили соглашение, обязывавшее правителей шейхств не предоставлять никому, кроме Англии, концессий на ловлю жемчуга и губки в своих водах. К началу Первой мировой войны по англо-турецкой конвенции 1913 Англия получила исключительное право на Договорный Оман, а в 1922 англичане установили свой контроль за правом шейхов предоставлять кому-либо концессии на разведку и добычу нефти.
До начала 1930-х британские связи с побережьем оставались крайне ограниченными. Экспансия ваххабитских правителей Неджда еще более пошатнула позиции Великобритании в этом регионе. Во внутренних районах, где власть англичан всегда была номинальной, племена склонялись к объединению с ваххабитами Центральной Аравии. Только в 1932 территория Договорного Омана понадобилась британским авиалиниям для строительства промежуточных аэропортов (дом отдыха для пассажиров и команды в Шардже) на пути между Лондоном и Индией.
В конце 1920-х на побережье разразился экономический кризис, вызванный появлением на мировом рынке японского искусственного жемчуга.
Обнаружение нефти изменило стратегическое и экономическое значения этого удаленного уголка Британской империи. Опасаясь, что этот район может попасть в руки конкурентов, англичане срочно создали компанию «Петролеум девелопмент оф Трушилл Коуст». В 1937 британские нефтяные компании получили концессии на добычу и разведку нефти в Дубае и Шарджи, в 1938 – в Рас-эль-Хайме и Кальбе, в 1939 – в Абу-Даби и Аджмане.
Принимая во внимание возросший вес Договорного Омана в регионе, Лондон начал разрабатывать план объединения подвластных ему шейхств в федеративное арабское государство, в состав которой должны были войти также Ирак, Трансиордания и Палестина. Планы Англии всерьез встревожили население эмиратов. Там участились антифеодальные и антиколониальные выступления. В Шардже дело дошло до открытых столкновений, в ходе которых был разрушен построенный англичанами аэродром. Племена, пограничные с Маскатом и Оманом, с оружием в руках препятствовали проведению картографической съемки. В конце концов Лондон был вынужден отказаться от плана создания федерации.
В 1938–1939 произошла неудачная попытка политических реформ в Дубае. Правящая династия основала Финансовый совет, состоящий из местной знати, который, однако, попытался отстранить ее от власти. Спустя год Совет был распущен.
В годы Второй мировой войны шейхства Договорного Омана придерживались политики нейтралитета, после войны их статус был повышен до эмиратов (княжеств), одновременно были сделаны первые шаги по интеграции эмиратов в федерацию. В 1945 и 1950–1951 состоялись несколько встреч правителей эмиратов, на которых обсуждались вопросы объединения полицейских сил, таможенного управления, валютной системы. В 1951 для защиты персонала нефтяных компаний были созданы местные вооруженные силы, т.н. «Скауты Договорного Омана» (численность – 1600 человек, во главе – британские офицеры). В 1952 созданием двух институтов – Совета Договорных Государств, возглавлявшегося британским политическим агентом в Дубае, и Фонда развития Договорных Государств – были заложены основы будущей федерации.
Одновременно продолжались внутренние и внешние пограничные конфликты, часто вызванные экономическими интересами западных монополий. В 1947–1949 произошли столкновения между Абу-Даби и Дубаем.
Внутриполитическая обстановка в 1940–1950-е осложнялась соперничеством английских и американских нефтяных компаний. Вплоть до середины 1950-х наиболее острым предметом спора между АРАМКО, «Ирак петролеум компани» и «Ройял Датч-Шелл» были нефтеносные земли оазиса Эль-Бурайми, претензии на которой с 19 в. предъявляли правители Абу-Даби, Саудовской Аравии и Омана. В 1949 здесь появились поисковые партии американской нефтяной компании АРАМКО, действовавшей в интересах Саудовской Аравии; в 1952 саудовские силы установили свой контроль над Эль-Бурайми. Только в октябре 1955, после провала переговоров, поддерживаемые англичанами вооруженные силы Омана и Абу-Даби вновь завладели оазисом.
В 1953 Абу-Даби предоставил нефтяную концессию Англо-французскому консорциуму. В 1958 здесь, в местечке Баб, расположенном в пустыне, были обнаружены крупные запасы нефти, а в 1962 началась ее добыча и экспорт. За несколько лет скромный эмират превратился в великое нефтедобывающее государство Среднего Востока. В 1966 нефтяные месторождения были открыты в Дубае, а в 1973 – в Шардже и др. эмиратах.
Обнаружение нефти вызвало обострение политической ситуации в стране. В 1961–1963 в ряде эмиратов развернулось антиимпериалистическое движение, поддержанное некоторыми представителями правящих кругов. В 1962 правитель Шарджи отдал концессию американской нефтяной компании, чем вызвал недовольство официального Лондона. За правителем Шарджи последовал шейх Рас-эль-Хаймы. В октябре 1964 в обход британских властей комиссия Лиги арабских государств (ЛАГ) с согласия правителей Рас-эль-Хаймы и Шарджи посетила ряд пунктов Договорного Омана. В ответ на эти шаги правитель Шарджи шейх Сакр III ибн Султан аль Касими (1925–1993) по указанию британских властей подвергся аресту и был объявлен низложенным; на жизнь правителя Рас-эль-Хаймы шейха Сакра ибн Мухаммеда аль Касими было совершено покушение. Стремясь не допустить дальнейшего вмешательства ЛАГ в дела Договорного Омана, британские власти в июле 1965 провели в Дубае совещание 7 правителей шейхств, на котором было принято решение об образовании Совета экономического развития, а также рассмотрены 15 крупных экономических проектов, которые должны были способствовать развитию этих территорий. Однако выступления продолжались, захватив в 1966 даже относительно благополучное Абу-Даби. В ответ на это 6 августа 1966 в Абу-Даби был организован бескровный переворот; в результате решения шейхов рода Нахайян, сместивших правившего эмира шейха Шахбута, к власти пришел шейх Заид ибн Султан Аль Нахайян (нынешний глава ОАЭ).
Вплоть до середины 1967 продолжались попытки создания федерации с последующим присоединением ее к т.н. «Исламскому пакту» (блока стран во главе с Саудовской Аравией).
Современная история ОАЭ. В 1968 правительство Великобритании объявило о намерении вывести свои войска из региона до конца 1971 и передать власть местным правителям. Перед лицом сложных экономических и международных проблем большинство шейхств высказались в пользу создания независимой федерации шейхств Восточной и Юго-Восточной Аравии. Формально инициаторами объединения выступили шейхи Заид ибн Султан Аль Нахайян (Абу-Даби) и Рашид ибн Саид Аль Мактум (Дубай), которые 18 февраля 1968 подписали соответствующее соглашение. 25 февраля 1968 на совещании в Дубае главы 9 британских подмандатных эмиратов (семь эмиратов Договорного Омана, Катар и Бахрейн) впервые обсудили возможность создания единого федеративного государства. 1 марта 1968 было объявлено о создании (с 30 марта 1968) Федерации Арабских Эмиратов (ФАЭ). Согласно договору, вступившему в силу 30 марта 1968, высшим органом власти Федерации определялся Высший совет, в который вошли правители всех 9 эмиратов; последние поочередно должны были занимать пост председателя Совета в течение года. Создание других органов было отложено до следующего совещания. Однако эти планы не были осуществлены из-за противоречий, возникших между правителями о месте и роли их эмиратов в создаваемой федерации. В результате борьбы интересов в новом объединении образовалось две группировки, на которые оказывали воздействие также соседние государства (Саудовская Аравия, Иран и Кувейт). В одну из групп вошли правители эмиратов Абу-Даби, Эль-Фуджайры, Шарджи, Умм-эль-Кайвайна, Аджмана и Бахрейна. Оппозицию им составили правители Дубая, Рас-эль-Хаймы и Катара. Вместе с тем правители Катара и Бахрейна, обладая более развитой экономикой и превосходя остальные эмираты по населению, отказывались признать равенство всех членов федерации. В результате разногласий ФАЭ к концу 1969 фактически распалась, не успев оформиться окончательно. Попытка оживить проект федерации была предпринята в марте 1971, когда было вновь объявлено о временном создании Федерации арабских эмиратов (Договорный Оман вместе с Катаром и Бахрейном). Однако объединения не произошло. После вывода британских войск в сентябре 1971 Бахрейн и Катар провозгласили себя независимыми государствами.
После совещания в Дубае 18 июля 1971 шесть эмиратов из семи образовали Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и подписали временную конституцию. Седьмой эмират, Рас-эль-Хайма, отказался присоединиться, мотивируя свое несогласие отказом других эмиратов предоставить ему право вето на общегосударственные решения и равное представительство в федеральном собрании. Кроме того, Рас-эль-Хайма отказался уступить Ирану острова Большой и Малый Томб, богатые запасами нефти. Другие же эмираты не желали себя связывать каким-либо обязательством перед Рас-эль-Хаймой в случае её конфликта с Ираном.
Великобритания и ряд других арабских государств поспешили признать образование ОАЭ. Однако Иран и Саудовская Аравия отказались признать новое государство, имея территориальные претензии к Абу-Даби и Шардже. По этой причине официальное провозглашение независимости ОАЭ, назначенное на август 1971, было отложено. В результате последовавших переговоров с участием Лондона в ноябре 1971 было достигнуто соглашение между Ираном и Шарджей, по которому часть острова Абу-Муса перешла к Ирану; разделу подлежали также залежи нефти в прибрежных водах острова.
30 ноября 1971, за два дня до провозглашения независимости ОАЭ, иранские войска высадились на острове Абу-Муса (полностью аннексирован в 1992) и оккупировали стратегически важные острова Большой и Малый Томб, принадлежавшие Рас-эль-Хайме. Действия Ирана вызвали протест в арабском мире; ряд стран обратились с жалобой на Иран в Совет безопасности ООН. Великобритания ограничилась лишь выражением своего несогласия с действиями Ирана. 2 декабря 1971 на состоявшейся в Дубае конференции семи эмиратов было провозглашено создание ОАЭ. В федеративное государство вошли только шесть из семи эмиратов Договорного Омана. Президентом ОАЭ был избран правитель Абу-Даби шейх Заид бен Султан аль Нахайян, вице-президентом – правитель Дубая шейх Рашид бен Саид Аль Мактум. Новый президент подписал договор о дружбе с Великобританией, который аннулировал все прежние соглашения, заключенные между эмиратами-членами ОАЭ и британским правительством. Временной столицей был избран Абу-Даби. Спустя несколько дней ОАЭ были приняты в Лигу арабских государств и Организацию Объединённых Наций. Не добившись международной поддержки по вопросу об островах Большой и Малый Томб, 11 февраля 1972 к ОАЭ также присоединилась Рас-эль-Хайма.
Только Саудовская Аравия не признала нового государства, ставя условием своего признания решение вопроса по Эль-Бурайми. В результате нового раунда переговоров в августе 1974 Абу-Даби и Саудовская Аравия заключили между собой соглашение, по которому Саудовская Аравия признала права Абу-Даби и Омана на оазис, а в свою очередь получила территорию Сабха Биты в южной части Абу-Даби, два маленьких островка и право построить дорогу и нефтепровод через Абу-Даби до побережья залива.
Значительные доходы от экспорта нефти позволили финансировать большую часть программ развития и определили консервативный и в целом прозападный курс ОАЭ, а также их тесные связи с Саудовской Аравией. Однако политическая жизнь в ОАЭ не была лишена противоречий. С момента создания ОАЭ между Абу-Даби (выступавшим за укрепление централизованной федеральной власти) и Дубаем (являвшимся сторонником сохранения значительной самостоятельности каждого из эмирата) не прекращалось соперничество за лидерство в федерации. В первом кабинете министров, сформированном в 1971, ключевую роль играли сыновья эмира Дубая, занявшие посты премьер-министра, заместителя премьера, министра обороны, экономики, финансов и промышленности. В конце декабря 1973 в связи с реорганизацией Совета министров заместителем премьер-министра был объявлен сын эмира Абу-Даби Хамид бен Заид аль Нахайян. К концу 1970-х сторонники интеграции во главе с правителем Абу-Даби одержали еще одну важную победу, добившись объединения вооружённых сил эмиратов под единым командованием (1976), осуществили передачу органов полиции, безопасности, иммиграции и информации в ведение центрального правительства.
На протяжении 1970-х продолжались пограничные споры между эмиратами и их соседями. Правитель Рас-эль-Хайма продолжал выступать за отделение эмирата от федерации. В 1978 вооруженные силы Рас-эль-Хайма совершили неудачную попытку захватить спорную территорию, принадлежащую Оману. Падение шаха в Иране в 1979, рост исламского фундаментализма и ирано-иракская война создали дополнительную угрозу стабильности ОАЭ. В мае 1981 в ответ на возникшие угрозы ОАЭ становятся одним из шести членов-учредителей Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, который на фоне ирано-иракской войны превратился в военно-политический альянс.
В ходе ирано-иракской войны правители отдельных княжеств поддерживали Ирак, другие (Дубай, Шарджа и Умм-эль-Кайвайн) сохраняли дружественные отношения с Ираном. Наибольшей степени противоречия между эмиратами достигли в июне 1987, когда в Шарджи произошла попытка дворцового переворота: шейх Султан ибн Мухаммед Аль Касими был вынужден отречься от престола в пользу своего брата, Абдель Азиза Аль Касими. Президент страны шейх Заид бен Султан аль Нахайян (Абу-Даби) поддержал притязания на власть Абдель Азиза, в то время как вице-президент и премьер-министр Рашид бен Саид Аль Мактум (Дубай) заявил о своей поддержке Султана. Конфликт был разрешен только после того, как в спор вмешался Высший совет правителей, восстановивший полномочия шейха Султана и объявивший претендента наследным принцем.
В 1990, когда Ирак вторгся в Кувейт, ОАЭ приняли участие в возглавлявшейся США многонациональной коалиции сил, выделив на это 6,5 млрд. долларов и направив свои войска. После окончания войны военно-морские силы США и Великобритании продолжали использовать порты ОАЭ.
Последнее десятилетие 20 в. в целом отличалось внутриполитической и экономической стабильностью. Исключением явилось закрытие (по подозрению в финансовых махинациях) в июле 1991 Международного торгового и кредитного банка (МТКБ), принадлежавшего большей частью правящему семейству эмирата Абу-Даби. В декабре 1993 Абу-Даби предъявило иск исполнительному руководству МТКБ о возмещении ущерба. В июне 1994 11 из 12 бывших руководителей МТКБ, обвиненных в мошенничестве, были осуждены в Абу-Даби к тюремному заключению и обязаны оплатить компенсацию. После продолжительных переговоров, в 1995, все же было достигнуто соглашение с вкладчиками и кредиторами. В июне 1996 с двух руководителей МТКБ после апелляции были сняты обвинения в мошенничестве.
Начиная с войны в заливе ОАЭ увеличили расходы на оборону, расширили свои международные контакты и дипломатические отношения. В 1994 было подписано соглашение о военном сотрудничестве с США, спустя год – с Францией. Наряду с Саудовской Аравией и Пакистаном правительство ОАЭ в 1997 признало режим «талибов» в Афганистане. В 1998 ОАЭ восстановили дипломатические отношения с Ираком, прерванные в связи с войной в персидском заливе (1991). Большое внимание уделялось проблемам урегулирования арабо-израильского конфликта.
В тот же период страной были предприняты шаги по решению территориальных проблем. Так, в 1999 в ходе визита султана Омана в Абу-Даби были урегулированы пограничные вопросы с Оманом. В ноябре 2000 состоялись переговоры с Катаром о границе. Исключением остается территориальный спор с Ираном. В конце 1992 Шарджа и Иран достигли соглашения по острову Абу-Муса, который полностью переходил в юрисдикцию Ирана; всем иностранцам, проживающим на островах, включая граждан ОАЭ, было предписано получить иранские визы. В 1996 Иран еще более укрепил свою позицию, начав строительство аэропорта на острове Абу-Муса и электростанции на острове Большой Томб. В 1997 ОАЭ выразили протест относительно иранской военной активности в Персидском заливе. В ноябре 1999 Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива повторно высказался в поддержку ОАЭ в их споре вокруг трех островов. В 1999 между ОАЭ и Саудовской Аравией вспыхнул дипломатический конфликт в связи с желанием Саудовской Аравии нормализовать отношения с Ираном.
Темой постоянных дебатов был вопрос степени интеграции эмиратов. К концу 1990-х годов в силу тактических разногласий в политическом курсе, проводимом Абу-Даби и Дубаем, полная интеграция вооруженных сил страны так и не состоялась. Интеграции эмиратов во многих областях мешает все еще сохраняющееся соперничество между лидерами Абу-Даби и Дубая.
После террористических атак 11 сентября 2001 на Нью-Йорк и Вашингтон правительство ОАЭ приняло решение о разрыве дипломатических отношений с движением «Талибан» в Афганистане, были заморожены счета 62 организаций и частных лиц, подозреваемых США в финансировании террористических движений, приняты меры по ужесточению контроля за денежными потоками.
Во время Иракской войны 2003 в ОАЭ разместились войска США, страна оказала существенную гуманитарную помощь Ираку после официального объявления о прекращении боевых действий.
3 ноября 2004 умер президент страны Заид бан Султан. Федеральный совет Объединенных Арабских эмиратов 3 ноября 2004 избрал новым президентом страны старшего сына шейха Заида – шейха Халифу бен Заида аль Нахайяна. Пятидесятишестилетний шейх Халифа до сегодняшнего дня возглавлял Верховный совет по нефти Абу-Даби и является заместителем Верховного командующего вооруженными силами. На посту вице-президента с 3 декабря 2001 находился шейх Мактум бен Рашед Аль Мактум. 5 января 2006 на 62-м году жизни он скончался во время визита в Австралию.
Экономика
Процветание Эмиратов основано
на экспорте нефти и газа. До 50-х годов, когда в ОАЭ открыли нефтяные
месторождения, главными отраслями экономики были рыболовство
и добыча жемчуга, которая уже тогда находилась в упадке. С 1962
Абу-Даби первым из эмиратов начал экспортировать нефть. Состояние
экономики резко изменилось в
Покойный правитель Абу-Даби шейх Заид быстро осознал потенциал нефтяной промышленности и обеспечил развитие всех эмиратов, вкладывая прибыль от экспорта нефти в здравоохранение, образование и развитие национальной инфраструктуры.
Значительный национальный доход позволяет равномерно развиваться всем членам конфедерации независимо от их нефтяных запасов. Кроме того, в ОАЭ по-прежнему процветают кустарные промыслы, кочевое животноводство, рыболовство, оазисное земледелие и жемчужный промысел.
Развитие нефтяной промышленности и строительства также способствовало притоку иностранной рабочей силы, которая сейчас составляет примерно три четверти населения страны. Каждый пятьдесят пятый в стране — миллионер, к свадьбе государство жалует молодой семье 100 тыс. долларов, а за каждого рожденного ребенка арабская женщина получает 20 тыс. долларов и участок земли. Поэтому существует пословица, говорящая, что каждый араб рождается уже с нефтяной скважиной. Для тех же, кто не в состоянии добиться финансового благополучия собственными силами, государство строит дома за свой счет, а молодым людям оплачивает обучение за границей. В то же время заработок приезжих индусов или пакистанцев может составлять лишь несколько сотен долларов.
В последнее время доля нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности в ВВП постепенно снижается, уступая место таким отраслям как недвижимость, торговля, сельское хозяйство. Страна только на четверть обеспечивает свои внутренние потребности в продовольствии, поэтому инвестиции в сельское хозяйство весьма высоки. И в первую очередь инвестиции поступают в строительство заводов по опреснению воды, чтобы обеспечить пресной водой не только поля и сады, но и недавние зеленые насаждения.
Не последнее место в национальном доходе занимает туризм, причем уровень обслуживания туристов соответствует самым высоким европейским стандартам. Активно развивается как экскурсионное и пляжное направления, так и шопинг. В настоящее время объем туристического потока из России около четверти миллионов человек в год. Развитие бизнеса и туризма способствовало началу в эмиратах строительного бума. Миллиарды долларов вкладываются в показательные проекты, а символом таких городов, как Абу-Даби и космополитичный Дубай, стали шикарные гостиницы и небоскребы.
Используемая литература
1. http://www.about-oae.org/oae_story
2. http://www.arabemiraty.ru/story.php
3. http://www.arabinfo.ru/obxinfo/
4. http://asia.yaponia.net/?Malaziya/Ekonomika
5. http://asia.yaponia.net/?Malaziya/Istoriya