История крестовых походов в культурных памятниках Средневековья

Введение

Глава 1. обнаженные мечи.

Глава 2. Рыцари и военно-монашеские ордены.

      2.1 Иоанниты

      2.2 Тамплиеры

      2.3 Тевтонский орден

      2.4 Меченосцы

      2.5 Ливонский орден

Глава 3. Сохранившиеся памятники крестовых походов

      3.1 Крак Де Шавалье

      3.2 Маркаб

Заключение.

Список литературы.

Прошло почти восемьсот лет с момента последнего крестового похода. А интерес среди историков и любителей романтики средневековья не утихает, а даже возрастает с каждым днем. все больше и больше людей создают и занимаются в клубах боевого фехтования и исторической реконструкции. Но не смотря на это, настоящая тема остается темным пятном истории и культуры средневековья. Поэтому я решил открыть занавесь прошлого, хотя бы немного, и постараться увидеть культуру той кровавой эпохи.   

За давностью событий, погибли многие архитектурные и литературные произведения той эпохи, которые могли бы рассказать нам о быте и культуре того времени, которые помогли бы нам больше узнать.

В данной работе я постарался описать наиболее известные рыцарские ордена, имевшие место быть в те славные времена, их деятельность, отличительные символы, иерархию, быт царивший в них.

Также в этой работе я привел пример архитектурных памятников, сохранившихся до наших дней.

А теперь более подробно по каждой теме.          

    

ОБНАЖЕННЫЕ МЕЧИ.

     В год от воплощения  Господня тысяча девяносто пятый, в то время, когда

в Германии  царствовал император Генрих, а во Франции - король Филипп, когда

во всех  частях Европы произрастало многообразное зло и  вера колебалась,  в

Риме был папа Урбан II,  муж выдающегося жития и нравов, который обеспечивал

святой церкви самое высокое положение и умел обо всем распорядиться быстро и

обдуманно. Генрих  IV (1050-1106), германский король и  император "Священной

Римской империи" (с 1056). Филипп I (1052--1108), король Франции с 1060.

     Видя,   как  вера   христианская  безгранично  попирается  всеми   -  и

духовенством,  и  мирянами, как владетельные князья  беспрестанно  воюют меж

собой, то одни,  то  другие  - в  раздорах  друг  с  другом,  миром  повсюду

пренебрегают,  блага  земли  расхищаются,  многие  несправедливо  содержатся

закованными в  плену, их бросают  в ужаснейшие подземелья, вынуждая выкупать

себя за непомерную плату, либо подвергая там тройным пыткам, то есть голоду,

жажде,   холоду,  и  они   погибают  в  безвестности;  видя,  как  предаются

насильственному поруганию святыни, повергаются в огонь монастыри и села,  не

щадя  никого  из  смертных,  насмехаются над  всем божеским  и человеческим;

услышав также, что внутренние области Романии захвачены у христиан турками и

подвергаются  опасным  и  опустошительным  нападениям,   папа,   побужденный

благочестием и любовью и действуя по мановению божьему, перевалил через горы

и  с  помощью  соответствующим  образом  назначенных   легатов  распорядился

созывать  собор  в  Оверни  в  Клермоне  -  так  называется этот  город, где

собрались триста десять  епископов и аббатов, опираясь на свои  посохи..." В

эпоху крестовых походов Романией назывались малоазийские территории Византии

и  другие  области.  Овернь  -  историческая  область   Франции  в  пределах

Центрального Французского массива.

     Такую  торжественную и,  по средневековым  понятиям,  аргументированную

увертюру  к   крестовым   походам  дает  в  своей  "Иерусалимской   истории"

французский  священник  и  хронист  Фульхерий  Шартрский,  сопровождавший  в

качестве капеллана графа Балдуина Бульонского во время штурма Эдессы.

     Церковный  собор,  на   котором  присутствовало  много   представителей

католического  духовенства  и  светских  лиц,  главным  образом  французских

вельмож и  рыцарей, состоялся в ноябре 1095 г. Его  инициатор папа  Урбан II

мог  быть  доволен результатами.  Форум  в  Клермоне  не  только  подтвердил

обязательность "божьего  мира"  для  всех  христиан,  но  и,  выполнив  волю

понтифика, отлучил заодно от церкви Филиппа I,  разведшегося  с первой женой

Бертой и  женившегося вторично  без благословения папы,  - так сказать, чтоб

другим не повадно было. "Божий мир" обязательное прекращение на сравнительно

длительный срок (до 30 лет) военных действий в той или иной стране (области)

Западной Европы, предписывавшееся католической церковью в конце Х-XII вв.

     Кульминационное же  событие  Клермонского  собора свершилось 26 ноября,

когда на  широкую равнину  близ города стали стекаться священники и монахи в

черных  сутанах, знатные сеньоры, окруженные пестрым  сонмом  оруженосцев  и

слуг,  и,  наконец,  множество простых рыцарей,  облаченных  в металлические

панцири.   Однако  основную  массу  собравшихся  составляли  простолюдины  в

войлочных шапках,  рубахах  из  грубой  шерсти и  кожаных, а  чаще  холщовых

штанах, обутые в башмаки из необработанной свиной кожи на деревянной подошве

или  же, несмотря на  конец  осени,  вовсе босые. Летописец так отозвался об

этих  людях,  пришедших внимать  папским откровениям  - "босой  и оборванный

народ".

     И вот  наконец  из  внезапно  открывшихся  городских  ворот  показалась

великолепная процессия: впереди важно шествовал раб рабов  божьих Урбан  II,

человек  преклонных  лет,  невысокий,  даже несмотря на устремившуюся  вверх

тиару, в  белом одеянии с  золотыми  крестиками, поблескивавшими под  скупым

ноябрьским солнцем. Чуть  поотстав, двигалась  папская свита:  архиепископы,

епископы и аббаты в коричневых и фиолетовых рясах.

     Папа окинул пронзительным  взглядом колебавшуюся,  как океанская волна,

многотысячную  толпу,  тяжело поднялся на дощатый помост и распростер  руки,

требуя  тишины.  Затем,  выпив  индюшачье  яйцо,  поднесенное  ему  служкой,

откашлялся и громко, чтобы вся равнина слышала его, произнес:

     -  О  сыны  божии, поелику  мы обещали Господу  установить у  себя  мир

прочнее  обычного и  еще добросовестнее блюсти права  церкви, есть и другое,

божье  и ваше  дело, стоящее превыше  прочих, на  которое вам  следует,  как

преданным богу, обратить свои доблести и отвагу.

     Урбан взглянул на  внимавших ему людей и,  убедившись,  что роняемые им

семена падают на благодатную почву, продолжал:

     - Необходимо,  чтобы  вы (тут он простер  руку над толпой, благословляя

ее) как можно  быстрее поспешили  на  выручку ваших  братьев, проживающих на

Востоке.  Ибо  в  пределы  Романии  вторглось персидское  племя  турок, (Так

именовал он турок-сельджуков) которое добралось до Средиземного моря, именно

до того места, что зовется рукавом  святого Георгия.  Средневековое название

Босфора, на берегу которого был сооружен храм св. Георгия.

     Собравшиеся рыцари и простолюдины,  очевидно, не  очень осведомленные в

географии, на всякий случай угрожающе загудели.

     -  Занимая все больше и  больше христианских земель, -  голос понтифика

уже походил на  рыдания, - они  семикратно одолевали  христиан  в сражениях,

многих поубивали и позабирали  в полон, разрушили церкви, опустошили царство

богово.  Так  Урбан  II назвал  Византийскую  империю.  И если  будете долго

пребывать в бездействии, верным придется пострадать еще более...

     Многие из  присутствовавших, думая, что именно они виновны в страданиях

неведомых  им  "верных", потупили очи долу и  начали  переминаться с ноги на

ногу, выражая тем самым почти искреннее раскаяние в несодеянном.

     - Если кто, отправившись туда, - успокоившись, почти буднично продолжал

Урбан,

     - окончит свое житие, пораженный смертью, будь то на сухом пути, или на

море,  или  же  в  сражении  против  язычников, отныне, - поднял  он  широко

расставленные руки к небесам,

     - да отпускаются ему грехи. Я обещаю  это тем, кто пойдет в поход,  ибо

наделен такой милостью самим Господом.

     Взорвав тишину, толпа возопила:

     - Так хочет бог!

     Папа несколько раз кивнул головой, одобряя рев собравшихся…

Так началась целая эпоха в истории средневековья, получившая название Крестовые походы.

Период крестовых походов длился без малого двести лет  - с конца XI  до

последней трети XIII в.  Само  название  этих военно-политических экспедиций

возникло  вследствие   того,  что   участники   походов,   главным   образом

западноевропейские  рыцари,  воюя против  турок и  арабов,  а  также  других

мусульман,  прикрепляли   к  своим  одеяниям  матерчатые  кресты.  Последние

являлись как бы символом побуждений этих "воинов Христовых", отправившихся в

Сирию и  Палестину, дабы очистить их от  иноверцев, попиравших  христианские

святыни.

     В  те  далекие  годы  захватнические  войны,  именуемые ныне крестовыми

походами,  величали   достаточно  скромно   и   непретенциозно,  а   именно:

"перегринацио",   что   означает   всего-навсего    "странствование",   либо

"экспедицию"

     - "поход", либо "итерин террам санктам"

     - "путь  в  землю  святую". Сам  же термин "крестовый поход" возник  во

Франции  на рубеже  Нового  времени.  Имеются  некоторые свидетельства,  что

впервые его употребил придворный  хронист Людовика XIV - Луи Мембур, который

назвал  свой  вышедший  в  1675  г.  фолиант  "Историей  крестовых походов".

Важнейшую  роль  при  организации  крестовых  походов  сыграла  католическая

церковь,  которая  в  период раннего  средневековья была  теснейшим  образом

связана с европейскими  государями. Известно,  что  во  многих случаях  сами

католические  священники  занимали  высокие  посты  в политической иерархии,

потому-то   они   и  были  заинтересованы   в  нормальном   функционировании

центральных  аппаратов   власти,  защищавших  их  от  вмешательства  местных

феодалов.

     Начиная с XI в., то есть почти в преддверии крестовых походов, ситуация

в   Европе  изменилась.   В   лоне  церкви  возникла  реформаторская  струя,

представители    которой     предприняли    попытку    использовать    новые

социально-экономические  отношения  не  только для  внутренней  стабилизации

католицизма,  но  и  для  политической  эмансипации  церкви.  Реформаторское

движение,  центром которого  стал  бенедектинский монастырь  Клюни, улучшило

вначале  положение  монастырей  в Бургундии и  Лотарингии. Папа  римский  не

преминул   ухватиться   за  предложение  клюнийцев,  состоявшее  в  создании

монастырей, подчиненных непосредственно Клюни, а не епископу, введение более

строгих  правил  для  монахов,   в  том  числе  целибата,  запрете  симонии,

установлении выборов папы Коллегией кардиналов с устранением из них светских

феодалов,  в  церковной  инвеституре.  Симония -  распространенная  в период

средневековья покупка и продажа церковных должностей (от имени евангельского

персонажа Симона-волхва). Инвеститура -  право  светского государя назначать

епископов на своей территории. И хотя клюнийская реформа не была доведена до

конца,   она  тем  не   менее  позволила  Григорию  VII,   самому   крупному

представителю   реформаторской   партии  на   папском  престоле,  не  только

отказаться  от светской опеки, но и открыто высказать  притязания на мировое

господство.

     Именно стремление к гегемонии явилось одной  из движущих  причин рьяных

призывов Рима к завоеванию "земли обетованной".

     Урбан II, выступивший непосредственным организатором крестовых походов,

пытался  решить  таким  образом  несколько  задач:  упрочить свою  власть  в

западноевропейских  государствах, подогревая религиозное  рвение  католиков,

добиться  подчинения  православных  церквей и  заполучить  немалые земельные

владения на Востоке.

     Лозунг "освобождения  Гроба Господня" позволил закамуфлировать основные

цели, преследовавшиеся крестоносцами. Уникальным продуктом крестовых походов

стали  духовно-рыцарские ордены - сословные организации  мелкого  и среднего

феодального  дворянства,  которых коротко называли  "рыцари  церкви".  В них

наиболее   полно   воплощены  грабительская   идеология  и  практика   этого

экспансионистского  движения. Благодаря своей всевозраставшей  политической,

экономической  и  военной власти ордены превращались  в костяк католического

господства  на  Востоке.  Их  особое  положение,  созданное  и  поощрявшееся

папством, многочисленные  владения почти во всех странах  Западной Европы, а

также  разветвленная  структура  обеспечивали  им  и  на  родине  дальнейшее

безбедное существование  и влиятельные позиции даже тогда, когда давно  были

потеряны все завоевания в Сирии и Палестине.

     Участвуя в крестовых походах и  в последовавших  затем войнах, все  без

исключения военно-монашеские ордены постепенно отошли от принципов аскетизма

и  "забыли"  учение  того, рыцарями которого они призваны  были  служить,  -

Христа, сказавшего,  что царство его не от  мира сего. И хотя  первоначально

монахи считались среди христиан избранниками неба (кардинал Дамиан в  XI  в.

говорил: "Иисус Христос вырывает монахов  из мира, подобно доброму  пастырю,

вырывающему  ягнят  из пасти  хищного  зверя.  Блаженны избранники,  которых

Господь  спасает  среди ограниченного числа  погибающих, принимая их  в свой

святой  ковчег"),  а  вступление  в  монашество  признавалось  почти  вторым

крещением,  члены  духовно-рыцарских  орденов  не   очень-то   считались   с

необходимостью соблюдать монашеские обеты. Перейдем к характеристики рыцарей Основных Рыцарских Орденов.

Глава 2.

Вокруг рыцарей, которых одни называют неустрашимыми воинами, защитниками слабых, галантными кавалерами, а другие - неустойчивыми в бою, дикими насильниками, алчными грабителями, вертелась, в сущности, история европейского Средневековья, потому что они в те времена были реальной силой, которая творила историю. Рыцарь- это, прежде всего профессиональный воин. Но не просто воин. «Рыцарь”,”Рейтер”,”Шевальє”…на всех языках значит “всадник”. Снаряжение Рыцаря было весьма дорогим: еще в конце Х столетия, когда расчёт вёлся на скот, комплект вооружения вместе с конём стоил 45 коров или 15 кобылиц. Аэто величина стада или даже табуна целой деревни!  Но мало взять в руки оружие – им надо уметь отлично пользоваться. Для этого надо беспрестанные тренировки с самого юного возраста.

Следовательно, тяжёловооруженный всадник  должен быть  богатым человеком, располагающим временем.

        В XI-XIIвв.термин «рыцарь» получил более  широкое значение и обозначал человека благородного происхождения ,принадлежащего к военному сословию.

 За клятву верности сеньору рыцарь получал землю с работающими на него крестьянами, право на суд над ними, право сбора и присвоения налогов.

 Как же происходил настоящий бой? Два закованных в железо всадника, закрытых щитами, выставив вперед длинные копья, сшибались с налета, и от страшного таранного удара, усиленного тяжестью доспехов и весом лошади в сочетании со скоростью движения, один из них с треснувшим щитом и распоротой кольчугой или просто оглушенный вылетал из седла. Если же доспехи выдерживали, а копья ломались, начиналась «рубка» на мечах Удары были редкими ,но страшными. Об их силе говорят останки воинов ,погибших в сражениях Средневековья,- разрубленные черепа,  перерубленные берцовые кости. Вот ради такого боя и жили рыцари.

 Рыцарская честь понималась весьма своеобразно. Устав тамплиеров разрешал рыцарю нападать на противника спереди и сзади, справа и слева, везде, где можно нанести удар. Но если противник заставлял отступить хотя бы несколько рыцарей, их соратники, заметив это, как правило, ударялись в паническое бегство, которое не в силах был остановить ни один  полководец.

 Никакой дисциплины у рыцарей не было и быть не могло. Ибо рыцарь индивидуальный боец, привилегированный воин с болезненно острым чувством собственного достоинства.

Он профессионал от рождения и в военном деле равен любому из своего сословия, вплоть до короля. В бою он зависит только сам от себя и может выделиться, быть первым, только показав свою храбрость, добротность своих доспехов и резвость коня.  он показывал это всеми силами.

Рыцарей было мало. Например, в  Англии 70-х гг. XIII в.насчитывалось 2750 рыцарей.

боях участвовало обычно несколько десятков рыцарей, и лишь в больших сражениях они исчислялись сотнями, редко переваливая за тысячу. Понятно, что это мизерное количество полноценных бойцов нельзя было растрачивать, распылять по мелочам. И тогда с конца XI в., во время крестовых походов, стали возникать духовно-рыцарские ордена со строгими уставами, регламентирующими боевые действия.

Рыцарские ордена

В течении Крестового Похода, военные ордена рыцарей должны были создать прикрытие и поддержать Христианские цели продвижения в Святые Земли. Эти рыцари стали самыми яростными из всех Крестоносцев, и самыми кровными врагами Арабов. Эти ордена по-прежнему существовали, даже когда Крестовые Походы в Палестину оказались неудачными. Первыми из этих орденов были Рыцари Храма, или же просто Храмовники, они были основаны в 1108 году для защиты Священного Гроба Христова, который находился в Иерусалиме. Храмовники были облачены в белые мантии, которые окантовывались большим крестом красного цвета, и они придерживались тех же взглядов что и Бенедиктинские монахи, а именно охрану бедняков, целомудрие и покорность. Храмовники были одними из самых храбрых защитников Святой Земли, но получили плохую репутацию за свою жестокость к пленным. Эти рыцари были самыми последними из крестоносцев, которые покидали Святую Землю. В последующие годы, они стали очень богатыми людьми, награбив огромное количество, сокровищ и удерживаясь от всяких политических пактов, испытывая недоверие к монархам. В 1307 году Король Франции, Филипп 4-тый обвинил их во многих совершенных преступлениях, включая в ереси, все рыцари ордена были арестованы, а их земли конфискованы. Остальные европейские лидеры последовали его примеру, и Храмовники окончательно перестали существовать. Рыцари святого Иоанна Иерусалимского, или же просто Госпитальеры, были организованы для предоставления помощи ослабевшим или больным пилигримам которые посещали Священное захоронение Мессии. Вскоре они были переформированы в полностью военный орден. Они носили красную мантию с большим белым крестом и придерживались канонов церкви Святого Бенедикта. Госпитальеры представляли собой хорошо подготовленную организацию, в которой ее членам не позволялось грабить обездоленных и убивать пленных. После того, как им пришлось покинуть свою твердыню на Святой Земле, замок Крак де Шевалье, они отступили и поселились на острове Родос, и усиленно обороняли его в течение многих лет. После того как их изгнали с Родоса турки, они разместились на островах Мальта. Кроме монашеских обетов безбрачия, бедности и послушания, члены духовно-рыцарских орденов давали обет с оружием в руках защищать христиан и христианскую веру. Крупнейшие духовно-рыцарские ордена иоаннитов и тамплиеров, возникнув в Святой Земле, распространились затем по всей Западной Европе, причем их обширные владения, призванные служить крестовым походам, с потерей в конце 13 в. христианских крепостей в Палестине, стали источником прибыльной коммерческой деятельности. Наряду с крупными палестинскими орденами в 12 в. возникли и два небольших ордена св. Лазаря и Монтжойе (вошел в состав тамплиеров). Существовали также национальные ордена, как, например, первоначально палестинский Тевтонский орден или ордена в Испании (Алькантары, Калатравы, Сантьяго) и Португалии (Ависский орден), образовавшиеся в середине 12 в. в ходе Реконкисты. Духовно-рыцарские ордена приносили обет верности римскому папе и, выведенные из подчинения епископам и светским государям, служили укреплению папской власти. Национальные ордена были в большей степени связаны с местными государями, а орден меченосцев и с епископом.

Владения орденов были объединены в провинции и округа комтурии во главе с комтурами и капитулами. Каждый орден возглавлял великий магистр, у иоаннитов, тамплиеров и тевтонов его резиденция находилась в 12-13 вв. в Святой Земле. Генеральный капитул собирался нерегулярно и играл лишь подчиненную роль. Обширные владения и многочисленные привилегии позволили иоаннитам и тевтонам создать собственные орденские государства.

Иоанниты

(госпитальеры, Мальтийский орден, Родосские рыцари), духовно-рыцарский орден св. Иоанна (Александрийского, впоследствии Иоанна Крестителя) при госпитале в Иерусалиме. Основан около 1070 как братство, обслуживающее паломников и немощных (отсюда название госпитальеры). Около 1155 получили по образцу тамплиеров устав духовно-рыцарского ордена. Центральный госпиталь в Иерусалиме в конце 12 в. обслуживал более полутора тысяч пациентов, в нем имелось родильное отделение и приют для младенцев. Постепенно обязанности по уходу за паломниками и немощными перекладывались на «служащих братьев» (сержентов) и орденских священников. Верхушку ордена составляли рыцари, в основном младшие отпрыски знатных семейств, занятые исключительно военным делом. В 1291, с потерей христианских владений в Палестине, иоанниты переселяются на Кипр, в 1310 они отвоевали у Византии Родос, но под натиском турок в 1522 покинули его, а в 1530 получили в лен от германского императора Карла V Мальту, которой владели вплоть до 1798. Кроме островных государств, иоанниты владели также двумя независимыми территориями в Германии: Хайтерсхаймом и Зонненбургом. В настоящее время иоанниты занимают Палаццо ди Мальта в Риме и поддерживают дипломатические отношения с рядом стран.

Символом иоаннитов является восьмиконечный белый крест (мальтийский) на черной (с 13 в. красной) куртке и плаще.

Тамплиеры

(храмовники) (от лат. templum, франц. temple храм), духовно-рыцарский орден Храма Соломона. Основан Гуго Пайенским в 1118 на предполагаемом месте храма Соломона в Иерусалиме, в отличие от иоаннитов как исключительно военная организация. Своим ростом орден обязан св. Бернарду Клервоскому, который вербовал для тамплиеров сторонников и в своем сочинении «Во славу нового воинства» сравнивал их с Христом, изгнавшим торгующих из Храма.

Приобретя в крестовых походах и в качестве многочисленных пожертвований немалые средства, орден тамплиеров стал одним из самых богатых духовных учреждений Западной Европы и первым освоил новые тогда банковские услуги депозит и трансакции, чему способствовала разветвленная сеть орденских домов и значительный военный потенциал, гарантировавший безопасность хранения. После потери в 1291 христианских владений в Палестине орден переместился в Париж; вскоре возникли конфликты с французским королем, стремившимся использовать финансовые ресурсы тамплиеров в своих интересах. В 1307 Филипп IV приказал арестовать всех французских тамплиеров, а в 1312 заставил папу распустить орден. Последний верховный магистр по обвинению в ереси был сожжен на костре. Часть тамплиеров влилась в португальский орден Христа, специально основанный в 1319. Сфабрикованные французскими юристами обвинения стали источником позднейшей мифологизации тамплиеров, чему немало способствовали закрытость ордена и обычай хранить в строжайшей тайне его внутреннее устройство.

Символом тамплиеров был красный крест на белом плаще.

Тевтонский орден

Девиз Тевтонского Ордена: «Helfen — Wehren — Heilen» (Помогать — Защищать — Лечить)

 (Немецкий орден) (лат. Ordo domus Sanctae Mariae Teutonicorum, нем. Deutscher Orden), немецкий духовно-рыцарский орден, основавший в 13 в. военно-теократическое государство в Восточной Прибалтике. В 1190 (при осаде Акры во время третьего крестового похода) купцы из Любека основали госпиталь для немецких крестоносцев, который в 1198 был преобразован в рыцарский орден. Главной задачей ордена должна была стать борьба с язычеством и распространение христианства.

Отличительный знак рыцарей Тевтонского ордена черный крест на белом плаще. При четвертом магистре Германе фон Зальца (ум. 1239), приближенном императора Фридриха II, Тевтонский орден получил те же привилегии, что и другие рыцарские ордена. В 1211-25 рыцари Тевтонского ордена попытались закрепиться в Трансильвании (королевство Венгрия), но были изгнаны королем Эндре II. В 1226 польский герцог Конрад Мазовецкий пригласил их в Хелминскую (Кульмскую) землю для борьбы с язычниками-пруссами. Покорение пруссов и ятвягов, начатое в 1233, завершилось в 1283; два больших восстания прусских племен (1242-49 и 1260-74) были жестоко подавлены. В 1237 к Тевтонскому ордену присоединились остатки Ордена меченосцев, потерпевшего незадолго до этого поражения от русских и литовцев. В результате этого объединения образовалось отделение Тевтонского ордена в Лифляндии и Курляндии Ливонский орден. После подчинения Пруссии начались регулярные походы против языческой Литвы. В 1308-1309 Тевтонский орден захватил у Польши Восточное Поморье с Гданьском. В 1346 датский король Вальдемар IV уступил ордену Эстляндию. В 1380-98 орден подчинил Жемайтию (Жмудь), объединив таким образом свои владения в Пруссии и Ливонии, в 1398 захватил остров Готланд, в 1402 приобрел Новую марку.

Орден состоял из полноправных братьев-рыцарей, приносивших три монашеских обета (целомудрия, бедности и послушания), братьев-священников и полубратьев. Во главе ордена стоял пожизненно избираемый великий магистр, обладавший правами имперского князя. При нем существовал совет из пяти высших сановников. Орден располагал обширными владениями на территории Германии, во главе его территориальных отделений стояли ландмейстеры (ливонский, германский). Резиденция великого магистра до 1291 находилась в Акре, после падения последних владений крестоносцев на Ближнем Востоке перенесена в Венецию, в 1309 в Мариенбург (современный польский Мальборк).

При завоевании Пруссии и в походах против литовцев помощь ордену оказывало светское рыцарство (из Германии и других стран). На завоеванные земли прибывали немецкие колонисты. Уцелевшее прусское население к 17 в. было полностью ассимилировано. Прусские и ливонские города (Гданьск, Эльблонг, Торунь, Кенигсберг, Ревель, Рига и др.) являлись членами Ганзы. Тевтонский орден получал большие доходы от торговли и таможенных сборов (в руках рыцарей оказались устья Вислы, Немана и Западной Двины).

Угроза со стороны Тевтонского ордена привела к установлению династического союза между Польшей и Литвой (Кревская уния 1385). В «Великой войне» 1409-11 Тевтонский орден потерпел при Грюнвальде (cм. Грюнвальдская битва) поражение от объединенных сил Польши и Литовского княжества. По Торуньскому миру 1411 он, отказавшись от Жемайтии и польской Добжиньской земли, выплатил контрибуцию.

Экономическая политика Тевтонского ордена и ограничение им прав сословий вызывали недовольство среди горожан и светского рыцарства. В 1440 возник Прусский союз, поднявший в 1454 восстание против Тевтонского ордена и обратившийся за помощью к польскому королю Казимиру IV. Потерпев поражение в Тринадцатилетней войне 1454-66, Тевтонский орден лишился Гданьского Поморья, Торуня, Мариенбурга, Эльблонга, епископства Вармии и стал вассалом Польского королевства. Резиденция великого магистра была перенесена в Кенигсберг. Ливонский орден фактически стал самостоятельным. В 1525 магистр Альбрехт Бранденбургский, перейдя в протестантизм, по совету Мартина Лютера секуляризовал земли Тевтонского ордена в Пруссии, превратив их в светское герцогство. Ландмейстер владений Тевтонского ордена в Германии был возведен императором Карлом V в сан великого магистра.

Немецкие земли Тевтонского ордена были секуляризованы в начале 19 в., а сам орден распущен декретом Наполеона в 1809. Восстановлен австрийским императором Францем I в 1834. В настоящее время члены Тевтонского ордена занимаются главным образом благотворительной деятельностью и исследованиями в области истории ордена. Резиденция великого магистра находится недалеко от Вены.

Меченосцы

Члены духовно-рыцарского ордена, основанного в 1202 епископом Ливонии Альбертом I для колонизации и христианизации Прибалтики. В отличие от крупных духовно-рыцарских орденов сохранял номинальную зависимость от епископа. После разгрома ливами в 1236 присоединен к Тевтонскому ордену. Символ: красные меч и крест.

Ливонский орден

Католическая государственная и военная организация немецких рыцарей-крестоносцев в Вост. Прибалтике на латышской и эстонских землях в 1237-1561. Вел войны против Литвы и Руси. Потерпел ряд серьезных поражений от русских и литовцев (Ледовое побоище 1242, битва при Дурбе 1260 и др.). В Ливонской войне разгромлен русскими войсками, ликвидирован.

Сохранившиеся памятники крестовых походов

КРАК ДЕ ШЕВАЛЬЕ

Крак де Шевалье это настоящий замок крестоносцев, построенный между 1150 и 1250 гг., защищал проход между Антакьей в Турции и Бейрутом в Ливане и поддерживал гарнизон из 4000 человек. Замок выдержал несколько нападений, но был взят Султаном Байбаром в 1271 году. Замок разделен на две части: внешняя стена с тринадцатью башнями, и внутренняя стена с башней. Эти две стены были разделены рвом, наполненном водой, которая использовалась для наполнения ванн и водопоя лошадей. Сейчас вода во рву непригодна для этих целей. Пройдя через главный вход в огромных воротах, вдоль пятиметровой стены и сторожевых башен, вы попадаете во внутренний двор. Резной коридор ведет  в огромный зал, где находится старинная печь, колодец и несколько туалетов.

 Часовня во внутреннем дворе была преобразована в мечеть после смерти Султана Байбара. Замок находится на высоте свыше 700 м. выше уровня моря, что, в свое время, помогало владеющим этим замком контролировать область между Хомсом и Триполи. это один из наиболее сохранившихся памятников эпохи Крестовых походов. Стоящий на главенствующей высоте рыцарский замок издалека кажется довольно небольшим. И только войдя внутрь понимаешь, эд-Дин - изучив реальное положение дел (постояв около месяца лагерем под стенами замка) даже не попытался взять Крак штурмом. Весной 1271 года армия мусульман под командованием Бейбарса захватила часть замка. Подослав "надежного человека" с фальшивым приказом якобы от гроссмейстера ордена, Бейбарс добился капитуляции закрывшихся во внутренней цитадели рыцарей. Сдавшихся под честное слово отпустили на все четыре стороны. Замок несколько раз переходил из рук в руки, перестраивался. Сегодня это одно из наиболее хорошо сохранившихся сооружений оборонительного характера эпохи Крестовых походов. Находясь на территории замка можно без труда представить себе быт рыцарей, которые долгими южными днями и ночами находились за этими стенами: сохранились внутренние помещения, кухня, огромная печь.

Маркаб

Находится в горах близ городка Бенияс (между Латакией и Тартусом). "Маркаб" в переводе с арабского означает "наблюдательный пункт". 500 метров над уровнем моря.

До сих пор доподлинно не известно, что было тут до того, как в 1062 году арабы построили тут крепость. В последствии она много раз переходила из рук в руки и в конце концов оказалась в руках ордена Госпитальеров.

ад-Дин, изучив укрепления крепости, даже не стал пробовать взять ее штурмом. Только спустя почти 100 лет ( 1285 г.) крепость перешла в руки мусульман, наглядно продемонстрировавших крестоносцам бессмысленность сопротивления осаждающим. Под одну из башен был сделан подкоп, который наполнили хворостом и планировали поджечь. Это неминуемо привело бы к обрушению башни и сделало бы ее легкой добычей для захватчиков.

Капитулировавших рыцарей не только отпустили с миром, но и позволили им вынести с собой все, что они смогли унести.

Осмотр этого массивного и неплохо сохранившегося до наших дней замка займет у вас около часа. Вы сможете осмотреть огромный ров, стены, галереи, постройки различного назначения, фрески. Можно покричать в глубокий колодец, слушая свой голос, уходящий в бесконечность подземелий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дорогостоящие крестовые походы разорили немало крестоносцев, но способствовали развитию торговли. Венеция и Генуя заработали огромные деньги, предоставляя крестоносцам корабли, провиант, оружие. Эти города изобрели банковское дело и образовали в восточном Средиземноморье сеть торговых крепостей, которые оказались намного жизнеспособнее, чем королевства крестоносцев.

Соприкоснувшись с утонченной мусульманской цивилизацией, европейцы познакомились с такими новшествами как бумага, стеклянные зеркала, домашние тапочки, ковры, постовые и арабские (в действительности индийские) цифры. Ветряной мельницей впервые  воспользовались в Персии в VII веке. Возможно ее прототипом были молельные колеса, приводимые в движение силой ветра.

Арабские слова, которыми названы многие ткани и пищевые продукты, свидетельствуют о перевороте, произошедшему в быту в эпоху крестовых походов: хлопок, газ (ткань), мохер, тафта, артишок, шербет, шпинат, кофе, лимон, апельсин, сироп. Крестовые походы оказали серьезное влияние на Европейскую культуру.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. 

2.  Уорт Дэвисон. «Когда, где, как и почему это произошло?». «издательский дом Ридерз Дайджест». 1998.

3. 

4. 

   5. Л. А. Ястребицкая «Западная Европа XI-XIII веков. Эпоха. Быт» М., 1978.

   6.  Л. П. Карсавин. «Монашество в средние века» М., 1992.

   7. Всемирная история. М., 1957. Т. 3.