Организационно-технические вопросы обучения по темам безопасной эксплуатации радиационно-опасных объектов
ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ
ПО ТЕМАМ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ РАДИАЦИОННО-ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ
М.Ю.Вышенский, А.М.Русанов
Пермское высшее военное командно-инженерное училище ракетныx войск
e-mail: dim@srfc.perm.su
Проблемы безопасности при эксплуатации радиационно-опасных объектов(РОО) в последнее время встают все острее, в связи с чем возникает необходимость качественных изменений в подготовке соответствующих специалистов. Здесь на первое место выдвигается профессиональное мышление, сформированное твердыми знаниями и глубоким пониманием всех процессов. В связи с этим необходимы более широкие и максимально подробные программы по атомной и ядерной физике, постоянно обновляемые новым теоретическим и фактологическим материалом, цифрами, достижениями.
Общие проблемы безопасности включают глобальный комплекс мероприятий от обоснования требований к персоналу и формирования режимов допуска к информации и работам до ограничений по мерам радиационной, электро-, пожаро-, и взрывобезопасности. При этом важнейшим является предупреждение аварийности и несанкционированных действий, на что должны быть направлены стройная и четкая система организационно-технического обеспечения и однозначно толкуемая документация.
В настоящее время особо актуальными стали проблемы учета РОО, поэтому система отчетности требует оптимизации.
Соображения безопасности не могут не учитываться на самых ранних стадиях проектирования РОО, поэтому соответствующие требования должны предъявляться к конструктивным системам и программно-аппаратным средствам обеспечения безопасной эксплуатации РОО.
При условии соблюдения всех объективных параметров безопасности субъективный фактор приобретает первостепенную важность в соблюдении мер безопасности, бесперебойности функционирования систем эксплуатации, и организационно-технических мер предотвращения несанкционированных действий.
Немаловажное значение имеет обучение мерам предупреждения и снижения аварийности и последствий аварий, для чего персонал обязан уметь работать во всеобъемлющей системе контроля, оперативно и квалифицированно действовать при локализации произошедших аварий, проводить комплекс первоочередных и последующих мероприятий по ликвидации последствий аварий.
Нельзя обойти вопросы экологических проблем существования всех компонентов РОО. Кроме непосредственно радиоактивных материалов необходимо учитывать наличие активных (в том числе ядовитых), особо чистых веществ, цветных, тяжелых и драгоценных металлов.
Все вышеперечисленное требует соответствующей учебно-материальной базы, основанной на реальных документах, максимально приближенных к реальной технике тренажерах, макетах, муляжах. Процесс обучения целесообразно проводить комплексным методом в ограниченных по количеству группах, сочетая привитие глубоких знаний и твердых практических навыков. Максимальные наглядность, доступность и научность необходимо сочетать без взаимного ущерба и без угрозы стать заложниками финансового дефицита.
Кроме того, немаловажны сегодня проблемы охраны и обороны РОО, в связи с чем учебная программа должна включать и соответствующий раздел.
Нельзя не остановиться и на радиофобии: достаточно вспомнить так называемый "чернобыльский синдром", возникший из-за незнания и страха. Психологические аспекты должны основываться на твердых знаниях и практическом.
Так в общих чертах, по мнению авторов, должна выглядеть программа обучения безопасной эксплуатации РОО.