История морского судоходства

М  О  Р  С  К  О  Й     К  О  Л  Л  Е  Д  Ж

КОНТРОЛЬНАЯ    РАБОТА № 1

                         по предмету «История морского судоходства»

                             

                         учащегося 5 курса ЭМО

                             шифр № 135                                       вариант № 5

                                                         

                             Ермака Александра Сергеевича

САНКТ ПЕТЕРБУРГ 2004г

1.      Дайте характеристику морского судоходства и судостроения в Карфагене. Приведите примеры и краткое описание морских походов карфагенян.

 Средиземное море как ни одно другое на Земле благоприятствует развитию мореплавания. Здесь сочетаются ряд важных условий – большое количество островов, достаточно теплый климат ну и, наконец, сама география побережий (малое количество удобной для обработки земли, наличие строительного леса и т. д.) заставляла людей искать пропитания у моря. Множество островов позволили постепенно освоить искусство мореплавания, переплывая с одного острова на другой. Такие каботажные плавания подготавливали выход в открытое море. На роль первых покорителей Средиземноморья, безусловно, претендуют критяне. Точных сведений о флоте критян у историков пока нет, но одно можно сказать точно – он был. Наследниками критян стали жители Пелопоннеса – ахейцы. Их цивилизация имела обширные контакты и с Египтом, и с восточным средиземноморьем, а это не возможно без морской торговли. После крушения дворцов более пятисот лет на море господствовали финикийцы. В конце II – начале I тысячелетия финикийцы были связующим звеном между народами Средиземноморья и более развитыми районами Передней Азии. Главным образом эта связь выражалась в обмене природными ресурсами (рудой, лесом) с одной стороны и ремесленными изделиями с другой. Для обеспечения надежности этого обмена, а также для приобретения рабов, во многих местах по всему Средиземноморью финикийцами было основано множество колоний. В будущем некоторые из этих колоний потеряли зависимость от метрополий, основав собственные государства. Одной из таких колоний суждено было стать и Карфаген. Карфагенская морская держава была достаточно сильным государством, имевшая сильнейший флот, обширную территорию и значительное влияние в Западном Средиземноморье. Войны Рима с Карфагеном явились тяжелым испытанием для римлян, и в них бывали моменты, когда римское государство было на краю гибели. Никогда больше вплоть до нашествия варваров римлянам не придется сталкиваться с врагом более опасным, чем Карфаген. Недаром Тит Ливий, римский историк, описавший войну Рима с Ганнибалом, писал: “Я буду писать о войне самой достопамятной из всех, которые когда-либо велись, войне которую карфагеняне вели против римского народа. Ведь никогда еще более мощные государства и народы не поднимали оружие друг против друга, и сами они никогда еще не достигали такой силы и могущества…” Если культура античной и средневековой Европы была латинской, а не карфагенской, то произошло это прежде всего потому, что римляне сумели одолеть своего самого страшного противника, разгромить его и уничтожить. Самой главной областью финикийской колонизации была Северная Африка    , где на территории современного Туниса было основано несколько городов и среди них Карфаген — по-финикийски “Карт-Хадашт”, что означает в переводе “Новый город”, может быть, в противоположность более древней колонии Утика. Карфаген был основан в 825 — 823 годах выходцами из финикийского города Тира. Благодаря удобному географическому положению Карфаген рано стал крупным центром посреднической торговли, поддерживая тесные связи со странами Восточного Средиземноморья, Эгейского бассейна, Италией и Тартессом.         В VIII веке положение финикийских колоний в Западном Средиземноморье сильно изменилось. Во-первых, захват Ассирией Кипра и Финикии отрезал их от метрополий, и те колонии, что раньше политически зависели от метрополий, стали самостоятельными государствами. Во-вторых, в это время началась великая греческая колонизация и греки, опираясь на ряд основанных ими колоний (Сиракузы, Наксос, Катана, Леонтины и другие), стали вытеснять финикийских купцов с западных рынков. В этих условиях была необходима сила, которая бы противодействовала грекам и защищала интересы финикиян.      Попытки создать эту силу предпринимались финикиянами неоднократно. Так в Сицилии финикийские колонии – Панорм, Солунт и Мотия – создали единое государство и заключили союз с элимами. По сообщению Павсания и Диодора, когда греки (выходцы из Книда и Родоса) в 580 году пытались обосноваться на землях этого государства, они были разгромлены союзным элимо-финикийским войском. Другим объединением такого рода был союз финикийских городов на юге пиренейского полуострова, существовавший в VII-VI веках. Никаких точных данных об этом союзе у историков нет, известно лишь то, что Гадес и некоторые другие города, входившие в этот союз, долгое время соперничали с Тартессом. Видимо, примерно из такого же союза выросла и карфагенская держава. Первоначально это был союз Карфагена и Утики. Карфаген в ранний период значения не играл. Но уже к началу VII века это крупный ремесленный и важный торговый центр, имеющий связи по всему Средиземноморью. Благоприятное географическое положение, рост его торговли вело к увеличению населения, в связи с чем создается новый городской район - Мегара и расширяется искусственная гавань – котон, путем постройки специальной гавани для военного флота. Располагая значительными материальными и людскими ресурсами, Карфаген стал пытаться выйти за пределы северной Африки. Прежде всего, это проявилось в колонизации Питиусских островов и создание колонии Эбесс в 664 году. Эти районы традиционно находились под влиянием Тартесса, и появление здесь карфагенян означало начало борьбы Карфагена с Тартессом. В борьбе за господствующее положение в торговле оловом, серебром и золотом в середине или второй половине VII века Карфаген захватил Гадес, а затем постепенно подчинил себе остальные финикийские колонии на юге Пиренейском полуострове. Второй этап в формировании карфагенской морской державы - это борьба против фокейского проникновения в западное Средиземноморье. Начало этому проникновению было положено в 600-м году основанием колонии Массалия в устье Родана. В VI веке фокейцы заключили союз с Тартессом. Попытки карфагенян противодействовать поначалу провалились (у Фукидида в книге I главе 13 есть упоминание о победах фокеян). После прихода к власти Магона было проведено “упорядочение военного дела” - замена народного ополчения наёмниками. Тогда же был заключен союз с этрусками. Все это позволило переломить ситуацию. В битве при Алалии (537 год) карфагеняне и этруски разгромили фокейцев и заставили их покинуть Корсику. Видимо после разгрома фокейцев взялись за Тартесс. Он был разрушен вскоре после битвы при Алалии. В Сицилии Карфаген для защиты интересов финикийских колоний вел войны в 60-50 годах под руководством Малха против тирана Акраганта и Гимеры Фаларида. Экспедиция Малха в Сицилию привела к закреплению, если не к созданию карфагенского господства в северо-западной части Сицилии. Но поход Малха в Сардинию был неудачен – он потерпел поражение от сардов. Это осложнило дальнейшее проникновение Карфагена на Сардинии. Там Карфаген основал две колонии – Каларис и Сулх. В конце VI –начале V веков карфагеняне вели тяжелые войны с сардами. Об ожесточенности войн говорит запустение сардских поселений в конце VI – начале V века, в том числе и крупных как, например, Ангела Рей. Но окончательно сардов подчинить так и не удалось. Объединение финикийских колоний в Африке источниками не освещается, но видимо здесь оно шло в борьбе с греками и ливийцами. С греками в этом районе велась длительная война между Киреной и Карфагеном, закончившаяся установлением границ в местечке Муктар на побережье Большого Сирта (VI). С ливийцами же карфагеняне вели войны на протяжении нескольких веков с переменным успехом. Только в V веке удалось создать подвластную Карфагену Ливийскую провинцию.

2.      Кто и когда совершил первое кругосветное плавание, как оно проходило и какое значение имело?

МАГЕЛЛАН (Магальяйнш) (португ. Magalhaes, исп. Magallanes) Фернан (весна 1480, местность Саброза, провинция Вила-Реал, Португалия — 27 апреля 1521, остров Мактан, Филиппины), португальский мореплаватель, экспедиция которого совершила первое кругосветное плавание; первооткрыватель части атлантического побережья Южной Америки, прохода из Атлантики в Тихий океан, впервые им пересеченный. Магеллан доказал наличие единого Мирового океана и представил практическое свидетельство шарообразности Земли.  

Небогатый, но знатный дворянин Магеллан в 1492-1504 служил пажом в свите португальской королевы. Изучал астрономию, навигацию и космографию. В 1505-13 участвовал в морских сражениях с арабами, индийцами и маврами, показал себя храбрым воином, за что получил чин морского капитана. Из-за ложного обвинения ему отказали в дальнейшем повышении по службе и, подав в отставку, Магеллан в 1517 переехал в Испанию. Перейдя на службу к королю Карлу I, он предложил проект кругосветного плавания, принятый после долгого торга.

 20 сентября 1519 пять небольших кораблей — «Тринидад», «Сан-Антонио», «Сантьяго», «Консепсион» и «Виктория» с экипажем в 265 человек вышли в море. При пересечении Атлантики Магеллан использовал свою систему сигнализации, и разнотипные корабли его флотилии ни разу не разлучились. В конце декабря он достиг Ла-Платы, около месяца обследовал залив, но прохода в Южное море не обнаружил. 2 февраля 1520 Магеллан пошел на юг вдоль атлантического побережья Южной Америки, двигаясь лишь днем, чтобы не пропустить вход в пролив. На зимовку он стал 31 марта в удобной бухте у 49° южной широты. В ту же ночь начался бунт на 3-х кораблях, вскоре жестоко подавленный Магелланом. Посланный весной на разведку корабль «Сантьяго» разбился о скалы, но команду удалось спасти. 21 октября вошли в узкий извилистый пролив, позже названный именем Магеллана. На южном берегу пролива мореплаватели видели огни костров. Магеллан назвал эту землю Огненной землей. Через месяц с небольшим пролив (550 км) был пройден тремя кораблями, 4-ый корабль «Сан-Антонио» дезертировал и вернулся в Испанию, где капитан оклеветал Магеллана, обвинив его в измене королю.

 28 ноября Магеллан с оставшимися тремя кораблями вышел в неизвестный океан, обогнув Америку с юга по открытому ими проливу. Погода, к счастью, оставалась хорошей, — и Магеллан назвал океан Тихим. Почти 4 месяца продолжалось очень трудное плавание, когда люди питались сухарной пылью, смешанной с червями, пили гнилую воду, ели воловьи кожи, древесные опилки и корабельных крыс. Начались голод и цинга, многие умирали. Магеллан, хоть и был невысокого роста, но отличался большой физической силой и уверенностью в себе. Пересекая океан, он прошел не менее 17 тысяч км, но встретил лишь два островка — один в архипелаге Туамоту, другой в группе Лайн. Он также открыл два обитаемых острова — Гуам и Рота из группы Марианских. 15 марта экспедиция подошла к большому Филиппинскому архипелагу. С помощью оружия решительный и отважный Магеллан заставил правителя острова Себу подчиниться испанскому королю.

В роли покровителя крещеных им туземцев Магеллан вмешался в междоусобную войну и был убит в стычке у острова Мактан. Правитель Себу пригласил часть экипажа на прощальный пир, вероломно напал на гостей и убил 24 человека. На трех судах осталось всего 115 человек — людей не хватало, и судно «Консепсион» пришлось сжечь. 4 месяца корабли блуждали в поисках островов пряностей. У острова Тидоре испанцы купили дешево много гвоздики, мускатного ореха и др. и разделились: «Виктория» с капитаном Хуаном Элькано двинулась на запад вокруг Африки, а «Тринидад», нуждавшийся в ремонте, остался. Капитан Элькано, боясь встречи с португальцами, держался значительно южнее обычных путей. Он первым прошел в центральной части Индийского океана и, открыв лишь остров Амстердам (близ 38° южной широты), доказал, что «южный» материк не достигает этой широты. 6 сентября 1522 «Виктория» с 18 людьми на борту завершила «Кругосветку», длившуюся 1081 день. Позже возвратились еще 12 членов экипажа «Виктории», а в 1526 — пятеро с «Тринидада». Продажа привезенных пряностей с лихвой покрыла все затраты на экспедицию.

  Так закончилось первое кругосветное плавание, которое доказало шарообразность земли. Впервые европейцы пересекли самый большой из океанов — Тихий, открыв проход из Атлантики. Экспедиция выяснила, что значительно большую часть поверхности земли занимает не суша, как думали Колумб и его современники, а океаны. Воинственный и тщеславный Магеллан получил много ран, одна из них сделала его хромым. Его сын умер в 1521. Жена, родившая второго ребенка мертвым, скончалась в марте 1522. Именем Магеллана названы пролив и два звездных скопления (Большие и Малые Магеллановы облака), которые описал историограф и участник экспедиции Антонио Пифачетта. Судьбе Магеллана, его дерзкому подвигу посвящен роман С. Цвейга «Магеллан» (1938).

3.      Как развивалось судостроение в России при Петре 1?

Оторванность России от морских путей мешала ее экономическому развитию. Страна, окруженная морями, к концу XVII века имела всего лишь один порт - Архангельск, через который она осуществляла деловые и торговые контакты с другими государствами. Вот почему самой насущной задачей для Петра I стала борьба за возврат морских побережий.

 Решение Боярской думы в октябре 1696 года законодательно определило создание Российского флота и положило начало его строительству. "Морским судам быть..." - такова была воля не только молодого русского царя, но и его сподвижников, хорошо понимавших, что без флота государство не может сделать нового шага в своем развитии. На многочисленных верфях, разбросанных по всей территории России, строились корабли Российского флота самых разных классов. Одним из самых мощных предприятий той далекой эпохи стало Главное Адмиралтейство в Санкт-Петербурге, заложенное 5 ноября 1704 года, по инициативе и чертежам Петра IУже в октябре 1705 года на территории Адмиралтейства выросли деревянные и мазанковые строения, обнесенные со стороны Невы валом с пятью бастионами.

Тысячи кораблестроителей трудились на верфи. Общее руководство над ними осуществлял Ф.А.Головин.

Сам Петр I участвовал в проектировании и строительстве кораблей. Он внимательно изучал чертежи вновь создаваемых кораблей, корректировал их, исправлял ошибки.Петр I сам спроектировал 54-пушечный корабль открытого моря - "Полтава", принял участие в создании 90-пушечного корабля "Лесное", шнявы "Лизет" и других кораблей. Построенные на Адмиралтейской верфи корабли стали "хозяевами" Финского залива. Основной базой флота стал Кронштадт, прикрывающий подступы к Санкт-Петербургу со стороны моря.          Значительную часть флота составляли галеры, приспособленные к плаванию в районе Финского залива и Балтийского моря, и фрегаты.Расширялось Адмиралтейство, все больше кораблей сходило с его стапелей. Своим форштевнем они вспарывали воды Невы, участвовали в морских сражениях, отправлялись в дальние экспедиции. Корабли, строящиеся на верфях в районе Ладожского озера, на Адмиралтейской верфи в Петербурге, на Соломбальской верфи в Архангельске и многих других верфях, составили ядро Российского флота. Несмотря на финансовые и материальные трудности, русские корабелы сумели в основном своими силами построить корабли, которые стали грозной силой для врага. Из 646 парусных и гребных кораблей и судов, построенных только для Балтийского флота, лишь 35 были приобретены за границей. Линейные корабли и фрегаты, бомбардирские суда и скампавеи стали первыми боевыми кораблями русского флота. И в этом немалая заслуга Петра I, отдавшего все свои силы, энергию и талант созданию Российского военно-морского флота.орабли и суда Российского флота не только защищали родные берега, но и осуществляли дальние морские походы, совершали открытия, прославившие Россию. Так, по указу Петра I , была организована Первая Камчатская экспедиция (1725-1730) под руководством В.И.Беринга с целью установить наличие пролива или перешейка между Азией и Америкой. Большую часть своего времени Петр I отдавал любимому детищу - флоту. Он часто выходил в море, участвовал во встрече судов, прибывающих в Россию, посещал матросские семьи.В ноябре 1724 года, возвращаясь в Петербург, недалеко от устья Невы у селения Лахта он увидел сидевшее на мели судно с солдатами и матросами. Вместе с другими людьми Петр бросился в воду, пытаясь стащить судно с мели и спасти людей. Борьба за жизнь судна и людей продолжалась всю ночь. Переохлаждение отрицательно сказалось на здоровье царя. На следующий день его стала трясти лихорадка, и Петр слег. Болезнь продолжалась почти три месяца. 28 января 1725 года Петр Великий - основатель Российского флота - скончался.

Петра не стало. Но дело, созданное им, живет. Так же как и жива память о Великом преобразователе России. Корабли носили и носят его имя, музеи сохранили петровские реликвии, а созданный им флот отмечает свой трехсотлетний юбилей.

4.      Опишите первый в мире крупный ледокол "Ермак", его технические характеристики и работу в течении почти 70 лет.

В качестве надежного средства исследования и освоения Северного морского пути С.О.Макаров предложил использовать ледоколы. В комиссию по разработке технического задания на проектирование ледокола, которую возглавил С.О. Макаров, вошел Д.И. Менделеев. Был объявлен международный конкурс на лучший проект ледокола, в наибольшей степени отвечающий условиям технического задания. Такой проект выполнила английская фирма «Армстронг», которой и поручили постройку судна. Спуск ледокола на воду состоялся в октябре 1898 г. на верфи Армстронга в английском городе Ньюкасл-апон-Тайн, а в начале 1899 г. «Ермак» вышел в свое первое плавание. Конструкция корпуса и силовая установка мощностью 9000 л.с. позволяли «Ермаку» двигаться непрерывным ходом до 2 уз при толщине льда до 1 м и форсировать многолетние льды толщиной свыше 2 м. Через десять дней, 4 марта (по старому стилю) «Ермака» торжественно — салютами, музыкой и огромным стечением народа — встретил Кронштадт. Журналы писали: «Новый пароход-ледокол не столько прорезает, сколько продавливает лед: он наскакивает быстрым ходом на ледяную поверхность и продавливает ее своей колоссальной тяжестью, разбрасывая из-под бортов глыбы льда. Кроме того, на “Ермаке” имеется масса приспособлений для ломки льда, и одними из полезнейших оказались особые якоря для зацепления льда снизу и перекачивание воды с одной стороны парохода на другую, то есть искусственное расшевеливание его для более успешной ломки льда». Николай II дал телеграмму Макарову: «Поздравляю с приходом в Кронштадт в это время года». Задумаемся: всего сто лет назад прибытие корабля ранней весной в Финский залив было событием! Как долго льды сковывали свободу страны, какие усилия от страны потребовались для высвобождения из этих климато-географических оков! Сколько усилий еще будет затрачено. Через пять дней после прибытия в Кронштадт «Ермак» отправился выполнять свою службу — на освобождение из тисков льда кораблей, стоявших на Кронштадтском рейде, в Ревеле (Таллине) и в Петербургском порту. Затем он спасает броненосец «Генерал-адмирал Апраксин», наскочивший на камни около острова Гогланд в Финском заливе. Во время этих спасательных работ впервые был применен беспроволочный телеграф, изобретенный преподавателем минных классов А.С. Поповым. Летом 1900 г. «Ермак» совершает свой первый арктический рейс, окончившийся неудачно в районе архипелага Шпицберген из-за слабости носовой части ледокола. Поэтому его отправляют на завод в Ньюкасл для достройки новой носовой части. В январе 1901 г. достройка была закончена, и уже в мае «Ермак» снова уходит в арктическую экспедицию. Однако у северной части Новой Земли ледокол зажали сплошные торосистые льды, что сделало его дальнейшее плавание невозможным. С позиций сегодняшнего дня арктические походы «Ермака» в те годы и не могли быть успешными, поскольку совершались вслепую, без знания ледовой обстановки. Даже мощные современные атомные ледоколы на всем пути следования пользуются исчерпывающей информацией о движении и состоянии льдов, собираемой на основании данных авиаразведки. Во времена же «Ермака» такой службы просто не существовало, и это не могло не отразиться на результатах его арктического плавания.Адмиралу Макарову не разрешили продолжать опыты в Арктике, и ледокол вернули на Балтику. С предложениями о дальнейших испытаниях ледокола в Арктике неоднократно обращался в разные инстанции Д.И. Менделеев, но и ему было отказано. Этот отказ нанес огромный ущерб делу освоения Арктики и отработки такой конструкции ледокола, которая обеспечила бы ему эффективное безопасное плавание в полярных водах. В частности, исход войны с Японией, по мнению специалистов, мог бы оказаться иным, война была бы менее кровопролитной для России, если бы к началу этой войны Северный морской путь был освоен. Не случайно Д.И. Менделеев впоследствии с горечью говорил, что, если бы хоть десятая часть того, что потеряно при Цусиме, была потрачена на исследования в Арктике, наша эскадра пришла бы во Владивосток! Она прошла бы туда, минуя Цусиму, Северным морским путем.

В 1918 г. ледокол прославил себя спасением русских кораблей во время знаменитого ледового похода балтийской эскадры из Гельсингфорса (Хельсинки), отошедшего тогда к Финляндии, в наш Кронштадт. «Ермак» был единственным сильным ледоколом у Советской власти. Не будь его, судьба русской эскадры сложилась бы трагически. Моряки ледокола в этом походе проявили беззаветный героизм и самоотверженность. Они семь суток без сна и отдыха обеспечивали проводку кораблей, и в том, что флот не пропал, а сохранился для Советской власти, их заслуга бесспорна. За участие в ледовом походе «Ермак» был награжден почетным революционным Красным знаменем ВЦИК. Когда в 1932 г. был открыт Северный морской путь, ледокол после 30-летнего перерыва вновь попал в Арктику. В 1938 г. «Ермак» под командованием капитана В.И. Воронина участвовал в работах по эвакуации станции «Северный полюс-1» (1938) и освободил из ледового плена несколько десятков судов, в их числе и зажатые во льду ледоколы «Малыгин», «Георгий Седов» и «Садко». В этом же году он дважды за одну навигацию прошел Северный морской путь. В годы Великой Отечественной войны ледокол осуществлял проводку судов на Балтике. В день своего пятидесятилетия в 1949 г. ледокол был награжден орденом Ленина. После этого он прослужил на севере еще 15 лет и в 1964 г. был списан на слом. Есть глубокий смысл в том, что первое крупное ледокольное судно России получило имя Ермака. Как Ермак Тимофеевич в XVI в. начинал прокладывать России путь к Тихому океану (через холодный Камень), так и «Ермак» был среди тех, кто приоткрыл путь на Дальний Восток (через Лёд). Территория нашей страны, пробившаяся на восток, расклинив вечные снега горного пояса Азиатского материка и вечные льды Северного океана, — словно гигантский ледокол, совершивший героическое полукругосветное плавание в высоких широтах, не страшась и сибирской вечной мерзлоты. С 1974 г. имя «Ермака» носит новый мощный семипалубный ледокол.

5.      Какие задачи выполнял морской флот СССР на Дальневосточном морском театре в годы ВОВ?

Война   изменила   характер, направленность пассажиро- и грузоперевозок.  Укреплялись связи между транспортными наркоматами, органами военных сообщений и другими ведомствами, принимались меры, направленные на увеличение пропускной способности железных дорог, сокращения простоев путем внедрения новых методов организации производственных процессов и интенсификации труда. Морской флот Приморья выполнял ответственную задачу: обеспечивал военно-экономические связи СССР с союзниками по антигитлеровской коалиции. Основная тяжесть легла на Владивостокский порт, железнодорожный узел и Дальневосточное пароходство, которое выполняло более 70% всех перевозок морского транспорта СССР. Торговые суда плавали в высоких широтах Атлантики и Тихого океана круглогодично в самых неблагоприятных метеорологических и навигационных условиях, не пользовались прежними рекомендованными курсами при полном затемнении и радиомолчании, нередко вступая в бой с подводными лодками, авиацией и кораблями врага. Так были потоплены такие крупные суда как «Ангарстрой», «Кола», «Ильмень», «Перекоп», «Майкоп». В мае 1942 г. в Баренцевом море в течение шести суток сражался «Старый большевик», шедший в составе союзного конвоя с боеприпасами на борту. За мужество и отвагу теплоход был награжден орденом Ленина. Звания Героя Советского Союза были удостоены капитан теплохода И.И. Афанасьев, первый помощник капитана К.М. Петровский и матрос Б.И. Оказенок. В годы войны изменилась характеристика поступающих грузов прежде всего за счет импорта. К перевозке были предъявлены в массовом количестве негабаритные, тяжеловесные (нефтеперегонные заводы, котельное и электрооборудование, прокатные станы, паровозы, энергопоезда, электростанции), наливные (спирт, бензин, различные масла), скоропортящиеся (продовольствие различных видов), особо ценные (обувь, кожа, сукно, инструменты, приборы) грузы. С 1941 по 1945 гг. Дальневосточным морским пароходством, если руководствоваться отчетными данными было перевезено более 12 млн. т. грузов, в том числе 7,95 млн. т. импортных, Приморской железной дорогой - 46,3 млн. т. с пробегом 12421 млн. тонно/километров. Владивостокский узел погрузил 7850 тыс. т. импорта. Своевременная доставка оборудования, материалов способствовала созданию слаженного взаимодействия сложного механизма военной экономики.