История психологии
филиал Московского открытого социального университета
Контрольная работа
по
"Истории психологии "
Разработал студент:
группы П-СО - 98
Корягин Юрий Игоревич
Проверила:
старший преподаватель
кафедры психологии
Стерлигова Елена Алексеевна
1998 г.
Содержание
Список людей сделавший свой вклад в развитие психологии.
Античный период.
Период феодального строя.
Период учения XVII - XVIII века.
XIX век.
Карта памяти по истории психологии
1 период
2 период
3 период
Список литературы.
Список людей сделавший свой вклад в развитие психологии.
Античный период.
Ученый |
Основные идеи. |
Платон (428 – 348 г. до н.э.) |
Родоначальник европейского идеализма, создал на основе древнегреческой мифологии философскую модель, вел напряженную борьбу с материалистическим направлением, вершиной которого в период античности являлось учение Демокрита. Противник материализма. Ученик Сократа Познание - есть анамнесис воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Платон интенсивно разрабатывал диалектику и наметил развитую неоплатонизмом схему основных ступеней бытия. Он учил, что истинная реальность, которой он считал сферу вечных, бестелесных, чуждых ему материальных идей, постигается устремленным к этому высшему миру умозрений. Считал, что чувственное и умопостигаемое принадлежит к двум не сопоставимым ни в каком отношении мирам. В своих учениях он ориентировался на математику. Считал, что работа мышления отличается от ощущений не только по характеру ее зависимости от объектов, но и по производимым субъектом действий. |
Аристотель (384 – 322 г. до н.э.) |
Полагал что идейное богатство мира воплощено в конкретных чувственно воспринимаемых вещах и раскрывается только благодаря земному общению с ними в процессе эмпирических исследований. В своих учениях он ориентировался на биологию. Душа – – – Окончательно покончил с гилозоизмом – учением о одушевленности всех физических тел. Выделил четыре функции души: 1. 2. 3. 4. Учил, что каждый ситуации соответствует определенный – правильный аффект. Отвергал, что органом психики является мозг – поверхность больших полушариев не обладает чувствительностью. Учился у Платона. Воспитатель Александра Македонского. Основоположник формальной логики. создатель силлогистики. (СИЛЛОГИСТИКА - от греч. syllogistikos выводящий умозаключение), исторически первое, созданное Аристотелем учение о логической дедукции. «Первая философия» (позднее названа метафизикой) содержит учение об основных принципах бытия: возможности и осуществлении/ Колебался между материализмом и идеализмом; идеи: - - - - Центральный принцип этики - разумное поведение, умеренность (метриопатия). |
Августин (354 – 430 г. до н.э.) |
“Отец церкви” Культивировал негативное отношение к реальному миру и интровертную установку – человек должен остаться наедине с собой чтобы устремиться к всевышнему. Проповедовал спонтанную активность души с телом с которым она соединена. |
Гераклит (530 – 470 г. до н.э.) |
Все вещи есть суть модификации огня. “По каким дорогам ты ни шел бы, не найдешь границ души, так глубок ее логос” Все существующее, в том числе телесное и душевное, непрерывно изменяется и безостановочно течет. Он полагал, что душа испаряется из влаги. Придерживался идеи неразделимости внешней природы и души. Разделил психические и допсихические состояния в организме. Внутри психического познания вычленил: мышление, познание, уровни понимания. |
Парменид (период расцвета 504-501 до н. э.) |
Основатель элейской школы. Провел принципиальное различие между чувственно познаваемым миром и миром умопостигаемым. чувственно познаваемый мир – текучий, зыбкий, вечно изменчивый. умопостигаемым мир – неподвижен, однороден, закончен. Первым провел принципиальное различие между умопостигаемым, неизменным и вечным («единым»), бытием (сфера истинного знания) и чувственно воспринимаемой изменчивостью и преходящей текучестью всех вещей (сфера «мнения»). Сформулировал идею тождества бытия и мышления. |
Анаксагор (500 – 428 г. до н.э.) |
Материалист. Считал мир состоящим из бесчисленного множества качественно различных частиц, учил, что их движение упорядочивается благодаря уму. Он указывал на начало, придающее процессам природы и человеческому поведению (включая мышление) закономерный характер. Вывел, что сладкое, горькое и др. чувственные свойства вещей нельзя познать с помощью их самих. Выдвинул учение о неразрушимых элементах «семенах» вещей (позже названных гомеомериями). Движущий принцип мирового порядка ум (нус), организующий элементы. |
Демокрит (460 – 370 г. до н. э.) |
Разработал атомистическую модель мира, воплотившую в себе принцип причинности. Душа – лишь одна из разновидностей вещества среди других. Он отвергал бессмертие души. Один из основателей античной атомистики. По Демокриту, существуют только атомы и пустота. Атомы неделимые материальные элементы (геометрические тела, «фигуры»), вечные, неразрушимые, непроницаемые, различаются формой, положением в пустоте, величиной; движутся в различных направлениях, из их «вихря» образуются как отдельные тела, так и все бесчисленные миры; невидимы для человека; истечения из них, действуя на органы чувств, вызывают ощущения. |
Сократ (470 – 399 г. до н.э.) |
Родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов Создатель понятия – диалектика – нахождение истины с помощью беседы. “Познай самого себя” С помощью определенным образом подобранных вопросов помочь собеседнику найти истинный ответ – сократический метод, и тем самым привести его от неопределенных представлений к логическому ясному знанию обсуждаемых предметов. В отличии от софистов у которых исходным пунктом было отношение человека к людям, он принял за основу отношение человека к самому себе, как носителю интеллектуальных и нравственных качеств. Был обвинен в «поклонении новым божествам» и «развращении молодежи» и приговорен к смерти. Излагал свое учение устно. Цель философии самопознание как путь к постижению истинного блага; добродетель есть знание, или мудрость. Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца. |
Лукреций (99 – 55 г. до н.э.) |
Ученик Эпикура – последователя Демокрита. Вывел что дух это не тоже самое, что и душа. Душа, разновидность материи – активна, деятельна, способна подчинить себе тело состоящее из более грубой материи. Категорически отвергал что вся природа пронизана разумом. Есть только атомы, учил Он, движущие по естественным законам из которых нужно выводить и сам разум. |
Гален (129 – 199) |
Вплотную подошел к понятию о сознании. В его учении термин “Распознавание” явился приемником термина – сознание в наше время. Создатель концепции – “зрительного акта” |
Плотин (203 – 269 г. до н.э.) |
Проповедовал абсолютную имматериальность души. Утверждал, что душа обладает способностью направляться не только “вверх” – к божественному, и “вниз” – к неземному материальному миру, но и к самой себе, воспринимая тем самым свою собственную деятельность. Индивидуальные души происходят от мировой души. Он понимал психическое действие любого уровня как чисто духовное. Память – это не запас впечатлений она есть не что иное, как знание о свих прежних действиях Основатель неоплатонизма. Плотин сыграл большую роль в развитии античной диалектики. |
Гиппократ (460 – 377 г. до н.э.) |
Отвергал единое материальное начало как основу органической жизни |
Алкмеон Кротонский (6-5 вв. до н. э.) |
Мозг – есть орган души. Утверждал, что имеется прямая связь между органами чувств и мозгом. Представитель кротонской медицинской школы. Впервые дал натурфилософскую концепцию человеческого тела как микрокосма и сбалансированной системы противоположностей. Проводил анатомо-физиологические исследования. |
Период феодального строя.
Ученый |
Основные идеи. |
Ибм – Сине (980 – 1037) |
Поддержка учения о психофизиологических функциях. Выделил две психологии: 1. 2. В его работах философское учение о душе стало своего рода прослойкой между наукой и религией. Создатель “Канона” Продвигал идею о независимости психики от мозга. |
Закарий Рази (865 – 925) |
Противник идей Галена. Призывал строить науку на наблюдении и эксперименте. |
Ибн аль – Хайсам (965 – 1039) |
Занимался исследованием возникающих в организме психических феноменов, а именно продуктов деятельности глаза. Подошел к органу зрения как к оптическому прибору. Изучил: · · · |
Ибн – Рошду (1126 – 1198) |
“ … Чувствующей частью органа зрения является не хрусталик, а сетчатая оболочка”. Предполагал, что индивидуальная душа обладает некоторыми способностями, коренящимися в чувственности которые позволяют ей воспринимать божественный разум. Учил, что человек связан с божеством не прямо, а посредством божественного разума. |
Фома Аквинский (1225 – 1274) |
Душа – чистый субъект, не обладающий ни чем кроме способности сознавать. |
Бернардино Телезио (1509 – 1588) |
Разработал теорию аффектов. Полагал, что движение материи не может объяснить особое положение человека. Склонялся к тому, что душа – бессмертна. |
Леонардо да Винчи (1452 – 1519) |
Дал понятие – “живопись”, и стал создателем науки живопись. Придавал большое значение строению и свойству двигательного аппарата. Воспевал высокое значение строения глаза. Изучая функции органов, рассматривал организм как образец «природной механики». Впервые описал ряд костей и нервов, особое внимание уделял проблемам эмбриологии и сравнительной анатомии, стремясь ввести экспериментальный метод и в биологию. Утвердил ботанику как самостоятельную дисциплину, дал классические описания листорасположения. Явился одним из основоположников палеонтологии, считая, что окаменелости, находимые на вершинах гор, опровергают представления о «всемирном потопе». |
Хуан Луис Вивес (1492 – 1540) |
Один из первых противопоставил эмпирико – психологическое познание метафизическим учениям о душе. Сформулировал закон ассоциации. Доказал, что самым верным способом управления чувствами является вытеснение одного аффекта другими, более сильными. |
Гомес Перейра (1500 – 1560) |
Отрицал существования души у животных. Животные ничего не слышат, не видят и вообще не чувствуют Не чувственные образы а знаки движут их поведением. |
Период учения XVII - XVIII века.
Ученый |
Основные идеи. |
Френсис Бэкон (1561 – 1626) |
Провозгласил имевшие в те времена революционный смысл идеи о том, что человек есть слуга и истолкователь природы, что значение становиться силой (подобной силам природы), когда люди от книг обращаются к реальным явлениям, от умозрения – к эксперименту. Решающую роль он придает эксперименту – не созерцанию и наблюдению, а изменению явлений посредством действий с использованием инструментов, орудий, приборов. Природа предстает как огромный механизм, безгранично открытый для вычислений, наблюдений экспериментов с помощью различных приборов. |
Декарт (1596 – 1650) |
Определил новые понятия: тело – автомат – система, организованная по законам механики. душа – упорядочивание автомата – системы. Работа внутренних органов и поведение организма нуждается только во внешних толчках и соответствующей материальной конструкции. Ввел понятие «страсть» или «аффект» – эмоциональное состояние + ощущения + представления. |
Лейбниц (1646 – 1716) |
Считал, что в душе существует известное предрасположение, благодаря которому в дальнейшем из нее могут быть извлечены в неопытные истины. Произвел разделение психических явлений и представленость на уровне сознания, и при отсутствии сознания, считал что, непрерывно продолжается незаметная деятельность психических сил. Является родоначальником учения о психической причинности. |
Спиноза (1632 – 1677) |
Его идеи: Единственная субстанция – природа. Психическое мышление столь же реально, как и физическое. Вместе с Гоббсом выдвинули идеи: О принципиальной неотделимости души и тела, душа не самостоятельная по отношению к телу «начало» Предметом психологии познания должны служить конкретные психические явления, а не душа как целостная сущность. Учение о психике – часть общего учения о материальном мире. Законы природы – есть строго причинные явления. |
Гоббс (1588 – 1679) |
Пытался поставить вопрос – каким образом можно вывести мыслительную активность из принципа механического воздействия. Единственная субстанция – природа. Он считал, что в материальном мире нет ничего, кроме движущейся материи. Дал точное определение понятию самосохранение – конечная цель к которой устремлен каждый и во имя которой один индивид вынужден наносить ущерб другому. |
Локк (1632 – 1704) |
Поддерживал Декарта. Опыт есть последствия совместной деятельности ощущений и рефлексии. Вывел термин «ассоциация» |
Гартли (1705 – 1757) |
Противник материализма. Его учение это первая материалистическая концепция бессознательного. Его идеи: Рецептор должен рассматриваться не сам по себе, а как компонент системы. Выдвинул идею о том, что следующие за раздражением рецептора движения мышц могут происходить в незаметной для внешнего восприятия форме. Волевое поведение возникает у человека благодаря соединению сенсомоторных реакций с речью. |
Дейвид Юм (1711 – 1776) |
Провозгласили единственным объектом познания опыт. Отбросил рефлексию как источник познания. ОПЫТ = впечатления + ощущения + эмоции + … + идеи. Развил учение о чувственном опыте (источнике знаний) как потоке «впечатлений», причины которых непостижимы. Проблему отношения бытия и духа считал неразрешимой. Отрицал объективный характер причинности и понятие субстанции. Разрабатывал теорию ассоциации идей. В этике развил концепцию утилитаризма, в политэкономии разделял трудовую теорию стоимости А. Смита. Учение Юма один из источников философии И. Канта, позитивизма и неопозитивизма. Волей человека, по Юму, руководят именно аффекты, а не разум. Разум сам по себе не способен нейтрализовать действие какого-либо аффекта, это может сделать только другой аффект. Все аффекты Юм делит на спокойные (например, чувство прекрасного) и бурные (например, любовь или ненависть). Особое место среди описываемых им аффектов занимает аффект симпатии, которая оживляет все другие аффекты. Она возникает в результате воображаемого перенесения себя на место другого человека, испытывающего определенные душевные переживания |
Христиан Вольф (1679 – 1754) |
Приемленик Лейбница Первым преподнес понятие ПСИХОЛОГИЯ в Европу. Описал различные классы психических явлений и разделил их на иерархически расположенные группы. |
Томас Рид (1710 – 1796) |
«Шотландская школа» Его теория – каждый человек рождается с запасом принципов и истин, позволяющих ему независимо от опыта различать прекрасное и безобразное, дурное и хорошее. Дал понятие ощущение – простое состояние, которое существует в уме познающего. |
А. Н. Радищев (1749 – 1802) |
«…Бытие вещей независимо от силы познания о них» Он налагал, будучи материалистическим монистом, что психические явления совершаются в пространстве и воплощены в пространственных структурах. Тем самым он отвергал противопоставление психического физическому по признаку не протяженности. Придерживался, что формирование умственных качеств индивида зависит не только от взаимодействия внешней среды но и от телесной организации. |
Общие «достижения» для данного периода |
· · · · · |
XIX век.
Ученый |
Основные идеи. |
Чарлз Белл (1774 – 1842) |
Создатель проекта «Новая анатомия мозга» Ссылаясь на свои опыты он указывал, что единый нерв представляет в действительности связку различных нервов, имеющий каждый собственное качество. Рассчитывал экспериментально расчленить душевную жизнь на ее первичные элементы. В результате хирургических экспериментов установил различие в функциях нервов. Он очень близко подошел к понятию рефлекторной природе чувственного познания тем – что считал пространственный образ вещи складывается благодаря непроизвольной деятельности глазных мышц. В 1811 установил распределение нервных волокон в корешках спинного мозга Провел работы по связи выразительных движений с функциями различных отделов нервной системы. Внес существенный вклад в разработку представлений о рефлексах и рефлекторной дуге. Обнаружил один из защитных рефлексов, состоящий в том, что при смыкании век оба глазных яблока поворачиваются к верху. |
Маршал Холл |
Отделил рефлексы от движений. Рефлекс – такие акты, природа который апсична. Рефлекс – не есть деятельность психических моментов. |
Ф. Галль (1758 – 1828) |
Основатель науки френологии (наука о деятельности мозга). Произвел первые попытки «размещения» в извилинах больших полушариев все «умственные силы». |
Флуранс (1794 – 1867) |
Мозг – орган мысли. Экспериментальными способами впервые выяснил, что: · · · · |
Томас Юнг (1773 – 1829) |
Выдвинул гипотезу, что сетчатка глаза содержит три вида волокон каждый из которых реагирует на свой световой луч. |
Карл Густав Юнг (1875-1961) |
Основатель «аналитической психологии». Развил учение о коллективном бессознательном, в образах которого (т. н. архетипах) видел источник общечеловеческой символики, в т. ч. мифов и сновидений («Метаморфозы и символы либидо»). Цель психотерапии, по Юнгу, осуществление индивидуации личности. Оказал влияние на культурологи, сравнительное религиоведение и мифологию (К. Кереньи, М. Элиаде и др.). |
Огюстом Конт (1798 – 1857) |
В период его деятельности он предложил новую классификацию наук, среди которых – психологии не было. Внутренний мир станет предметом науки тогда, когда будет восстановлена бесплодная почва интроспективного анализа. Вод его влиянием образовалась социальная психология. |
Фохт (1817 – 1895) Молешотт (1822 – 1893) Бюхнер (1824 – 1899) Чольбе (1819 – 1873) |
- утверждал, что мозг производит мысль так же, как печень желчь. Враждебно относился к рабочему движению и социализму. - в мышлении видел лишь физиологический механизм. Биохимические исследования Молешотта сыграли значительную роль в развитии физиологической химии. - понимал сознание не как активное отражение объективной реальности, а как зеркальное (пассивное) отражение действительности; сторонник социального дарвинизма. Сочинения этих авторов способствовали развитию материалистического воззрения. За свой период научной деятельности эти германские ученые внесли лишь малую лепту в развитии психологии. Вульгарный материализм – мозг является не столько энергетической сколько информационной машиной. Ложность их позиции заключалась в ошибочном понимании мозга как машины. |
Иоганнес Мюллер (1801 – 1858) |
Рефлекс – есть деятельность психических моментов и примером тому служит – чихание, кашель. Каждому органу чувств свойственна своя «специфическая энергия» – скрытая в органе она разряжается под действием внешних стимулов. |
Уитстон (1802 – 1875) Брюстер (1781 – 1868) |
Создатели прибора по исследованию зрительного органа. Выводом после изучения глаза был следующий – глаз нельзя рассматривать как чисто оптический инструмент и как чисто анатомический орган. |
Л. Фейербах (1804 – 1872) |
Первоначально последователь Гегеля, затем (1839) подверг критике его философию. В центре философии Фейербаха человек, трактуемый как биологическое существо, абстрактный индивид. Религию истолковывал как отчуждение человеческого духа, источник которого чувство зависимости человека от стихийных сил природы и общества. Основу нравственности усматривал в стремлении человека к счастью, достижимому посредством «религии любви» (человеческого единения, взаимосвязи Я и Ты). |
Э. Пфлюгер (1829 – 1910) |
Экспериментально доказал несостоятельность рефлекторной концепции Холла. Доказал, что объективный подход у целесообразному поведению позвоночных требует сенсорной регуляции. |
Джеймс Раш (1786 – 1869) |
Произвел первую революцию в психологии как переход к изучению объективной психологии. Его система строилась на двух фундаментальных принципах: 1. 2. Важную роль в структурировании человеческой психики отводил речевым знакам. |
Герман Гельмгольц (1821 – 1894) |
Обнаружил и измерил теплообразование в мышцах, изучил процесс сокращения мышц, измерил скорость распространения нервного импульса. Сторонник физиологического идеализма. |
Томас Лейкон (1812 – 1876) |
Физиология мозга является базисом для науки психического. Мозг – это рефлекторный аппарат. Рефлекс – психофизиологический, а не психический акт. |
В. Карпентер (1813 – 1885) |
Вывел понятие о идеомоторном акте – движение которое автоматически вызывается не раздражением нервных окончаний самих по себе, а идеей, образом, психическим. |
Гегель (1770 – 1831) |
Утвердил принцип историзма в интерпретации сознания. Он считал процесс общественного развития объективацией духа. Самосознание – родовое, в неличностное начало, развивающегося отдельной личности. Его открытия: Сознание формируется в деятельности причем моделью, с которой он писал картину деятельности, служил труд. Различал четыре разновидности психологии: 1. 2. 3. 4. |
Белинский В.Г. (1811 – 1848) Герцен А.И. (1812 – 1870) Добролюбов Н.А. (1836 – 1861) Чернышевкий Н.Г. (1828 – 1899) |
Убежденные материалисты. Отстаивали принцип детерминизма как незыблемую основу научного мировоззрения. Пытались доказать, что психические акты неотделимы от явлений. Психика – одна их форм жизнедеятельности. |
Густав Фехнер (1801 – 1887) |
Создатель психофизики. Идеи: Психические явления подчинены определенной закономерности, которая доступна опытному изучению и может быть выражена математическии. Он утверждал, что сознание разлито по вселенной, небесные тела воодушевлены, а материя лишь оборотная теневая сторона психического. |
Э.Г. Вебер (1795 – 1878) |
Открыл определенную математически формулируемую корреляцию между физическими стимулами и сенсорными реакциями. |
Вильгельм Вундт (1832 – 1920) |
Под воздействием достижений физиологии органов чувств он выдвинул свою психологическую программу. Психология, имеет уникальный предмет – непосредственный опыт субъекта постигаемый путем самонаблюдения! Обычное самонаблюдение бесконтрольно и хаотично. Контроль и порядок в исследовании сознания способны внести экспериментальные процедуры физиологии. Он считал, что в физиологии как таковой не содержится ни каких данных расширяющих возможность психологического объяснения. В его школе формировалась первое поколение профессиональных психологов. Сравнивая его программы с другими выходит, что ее решающее преимущество было связано с утверждением эксперимента в качестве главного рычага превращения психологического знания в научное. Психология – наука опытная и экспериментальная Один из основоположников экспериментальной психологии. Центральную роль в душевной жизни отводил воле. Выдвинул концепцию «аналитической интроспекции». содержит психологическое истолкование мифа, религии, искусства и т. д. |
П.Ф. Лесгафт (1837 – 1909) |
Руководствуясь принципом сенсомоторного единства, он разработал теорию физического образования, в качестве главной цели которого утверждалась «сознательная физическая форма» |
Карлос Гросс (1861 – 1946) |
Противопоставил учению о том что игра по своей сущности является будто бы атавизмом, остаточным явлением. Согласно которой игра обращена не к прошлому, а к бедующему и служит школой подготовки организма к жизненным испытаниям. |
Г. Мюнстерберг (1863 – 1916) |
Предложил тесты для проф. ориентации и проф. отбора. Один из родоначальников тестологии - // сравнительная тестология |
Г.И. Россолимо (1860 – 1928) |
Идея количественной оценки ингредиентов душевной жизни с целью воссоздания ее индивидуального профиля у здоровой и больной личности. Выделили 11 психических процессов который разделил на пять групп: · · · · · |
Сеченов Иван Михайлович (1829-1905) |
Российский ученый и мыслитель-материалист, создатель физиологической школы. Обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности, показал, что в основе психических явлений лежат физиологические процессы, которые могут быть изучены объективными методами. Открыл явления центрального торможения, суммации в нервной системе, установил наличие ритмических биоэлектрических процессов в центральной нервной системе, обосновал значение процессов обмена веществ в осуществлении возбуждения. Исследовал дыхательную функцию крови. Создатель объективной теории поведения, заложил основы физиологии труда, возрастной, сравнительной и эволюционной физиологии. Труды Сеченова оказали большое влияние на развитие естествознания и теории познания. Предложил новый план в психологии – объективная наука. Открыл тормозные центры Истинный смысл его проекта – построить новую психологию на принципе детерминизма и объективном методе. «РУССКИЙ ПИОНЕР РЕФЛЕКСОЛОГИИ» |
Франц Брентано (1838 – 1917) |
Противник Вундта. Его кумир – Аристотель. Разработал план новой психологии об «ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫХ АКТАХ СОЗНАНИЯ». Область психологии – это не сами по себе ощущения, или преставления, а те акты которые производит субъект когда он превращает нечто в объект осознания. Вне акта объект не существует. Он стоял у истоков направления – функции – анализа. Психология – наука опытная и наблюдательная. |
Блонский Павел Петрович (1884-1941), |
Резко критикует взгляды на человека как на неизменное существо. Поведение человека есть изменчивое явление. Оно выступает как производное общественных отношений. … поведение понятно лишь как история поведения. Разделял идеи педологии. Развил теорию трудовой народной школы, предложил генетическую теорию памяти. |
Корнилов Константин Николаевич (1879-1957) |
Психологические процессы – это свойство высокоорганизованной материи и что такое понимание определяет решение вопроса о предмете психологии. Он считал что система современной психологии науки не должна замыкаться в узкие рамки только индивидуальной психологии, а должна включать в себя социальную психологию, основывающуюся на теории исторического материализма. Возглавил методологическую перестройку психологии на основе диалектического материализма. Развивал идеи реактологии. |
В.М. Бехтерев (1857 – 1927) |
Основатель рефлексологии. Поддерживал Сеченова. Нет ни одного сознательного или бессознательного процесса мысли, который не выражался бы рано или поздно в объективных проявлениях. Изучал быстроту и форму протекания реакций. Исследования лечебного применения гипноза, в т. ч. при алкоголизме. Труды по половому воспитанию, поведению ребенка раннего возраста, социальной психологии. Исследовал личность на основе комплексного изучения мозга физиологическими, анатомическими и психологическими методами. Основатель рефлексологии. |
Челпанов Георгий Иванович (1862-1936) |
Основатель и директор первой в России Московского Психологического Института. Он стремился оторвать экспериментальную психологию от материализма и подвести под нее материалистическую базу. Сторонник психофизического параллелизма. Труды по экспериментальной психологии. |
Список литературы.
1. Мысль. 1976.
2.