История развития БТР

               СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

   ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ БРОНЕТРАНСПОРТЕРОВ

1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БТР

   1.1 РАСЦВЕТ И ЗАКАТ ПОЛУГУСЕНИЧНЫХ МАШИН

   1.2 "УНИВЕРСАЛЫ"

   1.3 НЕМЕЦКИЕ И ЯПОНСКИЕ БТР ВРЕМЕН ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

   1.4 ПОСЛЕВОЕННЫЕ БТР СОЦСТРАН

   1.5 РАЗВИТИЕ АМЕРИКАНСКИХ БРОНЕТРАНСПОРТЕРОВ

   1.6 ОСНАЩЕНИЕ БРОНЕТРАНСПОРТЕРАМИ СТРАН НАТО

   1.7 БТР ФРАНЦИИ, БЕЛЬГИИ И ДРУГИХ СТРАН

  

2. ОСНОВНЫЕ КОНСТРУКЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ БТР

   2.1 "ДЕМАГ" D7p

   2.2 "ГАНОМАГ" HKI 6p

   2.3 М-9А1

   2.4 Мк4 LVT

   2.5 "УНИВЕРСАЛ"

   2.6 БТР-40

   2.7 БТР-152

   2.8 БТР-50ПК

   2.9 БТР-60ПБ

   2.10 БТР-70

   2.11 М113А1

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   БТР ИЛИ БМП ?

ПРИЛОЖЕНИЕ

   ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БТР

ЛИТЕРАТУРА

                        ВВЕДЕНИЕ

             ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ БРОНЕТРАНСПОРТЕРОВ

     История развития бронетехники началась очень давно.  Сей-

час даже невозможно точно сказать когда она началась.  Сущест-

вовало  великое множество различных видов и модификаций броне-

машин, некоторые из которых сейчас уже не выглядят как грозное

оружие, а  всего  лишь занимают свое историческое место в ряду

развития бронетехники от самых первых попыток человека укрыть-

ся за  твердой  оболочкой  до современных боевых машин пехоты,

бронетранспортеров и танков.

     Очень далекими предками современных бронемашин можно счи-

тать турусы. Представим себе громадную, высотой с четырехэтаж-

ный дом деревянную башню,  обтянутую звериными шкурами. Соору-

жение медленно приближается к осажденной крепости... В старину

такие башни  и  называли  турусами - от латинского слова "tau-

rus", которое собственно и означает "башня".  Впервые  осадные

башни были применены древними римлянами. Внутри башни распола-

гался отряд воинов,  который был неуязвим для противника.  Од-

новременно этот отряд служил "двигателем",  потихоньку переме-

щая башню,  установленную на колесах.  "Туруса" приближалась к

стене осажденной крепости вплотную. Воины по лестницам в сере-

дине башни быстро влезали на ее верх, а оттуда с помощью пере-

кидного мостка перебирались на крепостную стену.

     Применялись и другие  сооружения  на  колесах  -  "фалы",

предназначенные для  защиты метательных орудий - баллист и ка-

тапульт.

     Еще раньше,  за три с половиной тысячи лет до н.э.б древ-

ние ассирийцы и вавилоняне тоже применяли передвижные защитные

сооружения - целые крепости на колесах.

     Примечательный проект боевой повозки,  вооруженной пушка-

ми, создал  гениальный  художник  и  ученый  эпохи Возрождения

итальянец Леонардо да Винчи.  В 1484 году он писал:  "По этому

образцу мы  построим закрытые и совершенно неуязвимые колесни-

цы, которые,проникнув в неприятельские линии со своей артилле-

рией, не  могут быть уничтожены толпой вооруженных людей,  как

бы велика она не была.  А позади их может следовать пехота без

особого риска и без всякого багажа". Так называемая "тюдоровс-

кая повозка" применялась в Англии  во  времена  короля  Генри-

ха VIII.  Это  был  деревянный  длокгауз на колесах и имел два

этажа: в нижнем в специальной упряжке помещались лошади,  а  в

верхнем - мушкетеры, которые вели огонь через бойницы.

     Подвижные защитные  повозки,  вооруженные   огнестрельным

оружием , применялись и в России. В частности, при осаде войс-

ками Ивана Грозного г. Казани в 1552 г. принимала участие под-

вижная 13-м осадная башня на 50 артиллерийских орудий. Она бы-

ла создана по проекту русского военного  инженера  Ивана  Гри-

горьевича Выродкова.  Перед  штурмом  башню собрали из заранее

заготовленных деталей за одну ночь,  и она сыграла важную роль

при взятии  города.

     Подобные повозки более или менее надежно защищали  воинов

от  оружия  противника и сами обладали неплохой огневой мощью.

Но все они имели один  общий  существенный  недостаток:  малую

подвижность на поле боя. И не удивительно: "живые двигатели" -

люди или животные не обладали необходимой мощностью и выносли-

востью.

     Положение изменилось после того,  как была изобретена па-

ровая машина. Тяжелые и неуклюжие паровые самоходы покатили по

дорогам Европы.

     В 1885  г.  английский инженер Джеймс Коуен покрыл броней

остов парового автомобиля.  Броневой корпус имел полусферичес-

кую форму. У основания машины имелись четыре ножа-косы, соеди-

ненных с двигателем.  При езде они совершали секущие движения,

угрожая  всякому,  кто  осмелился  бы  приблизится к броневику

вплотную.  Вооружение состояло из восьми малокалиберных пушек.

Имелось  также пятьдесят бойниц для стрелков.  На в испытаниях

стальная махина ехала со скоростью до 8 км/ч. Но на вооружение

ее  не  приняли.  Броневик  оказался непрочным и совершенно не

приспособленным к движению по мало-мальски неровной местности.

Он имел пять колес:  четыре колеса были опорными, а пятое слу-

жило для управления.

     Для того  чтобы  бронеавтомобиль  в современном понимании

этого слова появился на свет, нужно было изобрести сначала три

вещи.  Во-первых, автомобиль как таковой с компактным и доста-

точно мощным двигателем.  Во вторых, легкое скорострельное ав-

томатическое оружие. И, в-третьих, тонкую, но прочную броню.

     Паровой двигатель XIX в.  имел масс недостатков,  которые

затрудняли  его  применение на самодвижущихся экипажах.  Это и

большая масса,  и необходимость возить с собой  немалый  запас

топлива,  а также воды,  и длительное время пуска.  Автомобиль

нуждался в другом двигателе - компактном,  легком при пуске  и

экономичном.  Им стал двигатель внутреннего сгорания, работаю-

щий на жидком топливе.

     Создание первого  такого  двигателя  связано  с именем И.

Костовича. Он разработал проект восьмицилиндрового бензинового

двигателя мощностью 80 л.с.  для дирижабля.  В 1880 г.  проект

Костовича был одобрен, а в 1882 - 1884 гг. двигатель построили

на охтинской судоверфи.  Сейчас он хранится в Москве,  в музее

авиации и космонавтики имени Жуковского.

     Осенью 1885  г.  немецкий изобретатель Карл Бенц совершил

пробную поездку на трехколесном автомобиле  с  одноцилиндровым

бензиновым двигателем мощностью 1.5 л.с.,  а 29 января 1886 г.

получил на машину патент. В 1885 г. его соотечественник Готлиб

Даймлер  поставил двигатель внутреннего сгорания на четырехко-

лесную коляску.  Эти машины и принято считать первыми бензино-

выми автомобилями. В 90-е годы производство автомобилей с дви-

гателями внутреннего сгорания было налажено в ряде  стран.  Их

выпуск  с  каждым годом возрастал.  В 1904 г.  во Франции было

построено уже 17100 автомобилей,  в Англии - 12600, в Германии

- 2200.

     Во второй половине пошлого века конструкторы работают над

созданием  автоматического  оружия.  Идея использовать энергию

пороховых газов не только для выстрела,  но и для  перезарядки

была заманчивой.  Создавались различные проекты автоматических

ружей,  пистолетов и даже артиллерийских орудий. Так, в России

в 80-е годы морской офицер С.Валицкий представил проект "лафе-

та для автоматического заряжания орудия", а бывший лесничий Д.

Рудницкий предложил конструкцию автоматической винтовки. Одна-

ко эти предложения,  как и многие другие,  остались неосущест-

вленными.

     Дольше других  повезло  американскому  изобретателю  Х.С.

Максиму. В 1883 г. он изобрел пулемет. Это было оружие высокой

огневой мощи.  Оно не только автоматизировало заряжание,  но и

сделало  автоматической саму стрельбу:  при нажатии на гашетку

выстрелы следовали один за другим с промежутками в доли секун-

ды.  Пулемет  получил признание и впоследствии неплохо показал

себя во время англо-бурской войны 1899-1902 гг.

     В середине  XIX века для защиты боевых кораблей от артил-

лерийских снарядов начинают применять броню из кованого  желе-

за.  В 1859 г.  выдающийся русский техник В.С. Пятов впервые в

мире изготовил броневые плиты способом прокатки,  заменив  ма-

лопроизводительный пудлинговый способ.  В 70-90-е годы в связи

с развитием мартеновского производства железная  броня  посте-

пенно вытесняется стальной.

     Наряду с толстой стальной броней,  доходившей до 450  мм,

начинают прокатывать и тонкие листы, предназначенные для защи-

ты от пуль и осколков.  Такая броня изготавливалась из  специ-

альной стали с примесью главным образом никеля и хрома, а так-

же кремния,  марганца,  иногда - ванадия. После прокатки листы

подвергались  термической  обработке  - отжигу при температуре

650 С и закалке при 800-920 С.  В отличие от толстой брони,  у

которой прокаливалась только лобовая сторонa, тонкие листы ка-

лились насквозь.  В результате получалась однородная по струк-

туре (гомогенная) броня высокой твердости.

     Таким образом,  в начале нашего века все три  необходимых

компонента  были  изобретены.  "Моторные телеги" все увереннее

громыхали по булыжнику,  изобретатель Хайрем  Максим  ликовал:

его пулемет был одобрен военными специалистами и принят на во-

оружение многих армий мира.  На заводах Круппа в Германии,  на

Ижорском заводе возле Петербурга и на других предприятиях нау-

чились изготавливать  отменные  броневые  листы...  Оставалось

только все это соединить в единое целое, что еще на протяжении

нескольких лет пытаются осуществить в разных странах.

              1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БТР

            1.1 РАСЦВЕТ И ЗАКАТ ПОЛУГУСЕНИЧНЫХ МАШИН

     В межвоенный период в ряде стран появляются опытные конс-

трукции бронетранспортеров. Например, в Италии в 1928 г. стро-

ят двухосный бронетранспортер ФИАТ-604 на шасси грузовика.  Он

был рассчитан на перевозку 15 десантников и вооружен тремя пу-

леметами. В 1925 г. в Англии создали полугусеничный "пулемето-

воз" "Барфорд-Кегресс",  который мог транспортировать в откры-

том сверху корпусе станковый пулемет "Виккерс" и 9 солдат. По-

лугусеничные бронетранспортеры типа "Ситроен-Кегресс"  испыты-

вали во Франции.

     В нашей стране в 1937 году на базе  трехосного  броневика

БА-10  сконструировали 10-местный бронетранспортер для эвакуа-

ции раненых - БА-22.  Несколько позже на базе грузовика  ЗИС-5

создали полугусеничный бронетранспортер Б-3.

     Однако подлинное признание и широкое распространение бро-

нированные транспортеры для пехоты получили только в годы вто-

рой мировой войны,  когда их выпуск во всех странах исчислялся

десятками тысяч.

     Больше всего машин такого назначения строили в  США.  Они

были двух типов - колесный и полугусеничный.

     Колесный представлял собой открытую сверху двухосную  ма-

шину. Он был разработан еще перед войной фирмой "Уайт" и пред-

назначался прежде всего для целей  разведки.  Сами  американцы

относили его к категории "скауткаров",  хотя о был значительно

больше и вместительнее английских и канадских машин этой кате-

гории ("Фокс", "Линкс"). В английской и канадской армиях, куда

машины также поступали, их классифицировали как "бронированные

грузовики грузоподъемностью 15 центнеров" (1ц = 550.8 кг).  На

большинстве этих бронетранспортеров ставили бензиновые  шести-

цилиндровые  двигатели  "Геркулес"  мощностью 110 л.с.  Однако

часть оснащалась и дизельными двигателями.  Использовались ма-

шины в качестве разведывательных, связных, командирских, сани-

тарных и т.д. Всего их было произведено почти 21 тыс.

     Годы второй  мировой войны были периодом расцвета полугу-

сеничных машин.  Американские полугусеничные бронетранспортеры

(если не считать танков) стали самыми массовыми бронированными

машинами этого периода. В 1941-1944 годах заводы США выпустили

свыше 41 тыс.  таких машин во множестве модификаций.  Эти бро-

нетранспортеры широко поставлялись в армии стран-участниц  ан-

тигитлеровской коалиции, а после войны многие годы использова-

лись союзниками США по агрессивным блокам.  В израильских воо-

руженных  силах  полугусеничные  бронетранспортеры применялись

еще в 70-е годы.

     Во время второй мировой войны в Соединенных Штатах прово-

дились работы и по созданию тяжелых полугусеничных бронетранс-

портеров.  В  1943  году фирма "Даймонд" построила два опытных

14-местных транспортера Т-16 с двигателем "Геркулес" мощностью

174  л.с.  В  этом же году по одному экземпляру схожей машины,

Т-17,  построили фирмы "Уайт" и "Отокар". А фирма "Мак" предс-

тавила  БТР Т-19 с задним расположением 215-сильного двигателя

"Континенталь" и переделанными гусеницами от известного  сред-

него  танка  "Шерман".  Но эти машины так и не вышли из стадии

эксперимента.

     В Красной  Армии  во  время  Великой Отечественной войны,

преимущественно в ее второй  половине,  применялось  некоторое

количество бронетранспортеров американского производства - как

колесных,  так и полугусеничных. Они поставлялись по ленд-лизу

(соглашению об аренде).

     Бронетранспортеры использовались в Красной  Армии  и  как

артиллерийские  тягачи,  и как командирские машины.  Последнее

отнюдь не было какой-то  ненужной  роскошью.  Суровая  военная

действительность подтвердила ту,  в общем-то известную истину,

что даже командиры крупных соединений, обычно следующие за бо-

евыми порядками, порою тоже оказываются в довольно опасных си-

туациях.

     В период  после  окончания второй мировой войны полугусе-

ничные машины перестали выпускать почти во всех странах. Инте-

рес к ним резко упал. Дело в том, что к этому времени были уже

отработаны трехосные машины с регулируемым давлением воздуха в

шинах,  а также четырехосные. Эти конструкции превосходили по-

лугусеничные машины и по проходимости,  и по  скорости,  и  по

долговечности  (пробег  дорогостоящей гусеницы,  как известно,

несравнимо меньше пробега автомобильной шины).

 

                  1.2 "УНИВЕРСАЛЫ" 

 

     Основным бронетранспортером  английского  производства  в

годы  второй  мировой  войны стала небольшая гусеничная машина

типа "Универсал".  Она была разработана еще в довоенный период

и  являлась  усовершенствованным  вариантом известной танкетки

30-х годов "Карлен-Лойд". В несколько измененном виде "Универ-

салы" производились также на заводах США и Канады.  Машина оп-

равдывала свое название и действительно была универсальна: она

служила и транспортером,и и разведывательной машиной, и легким

тягачом.  На ее базе были созданы бронированная наблюдательная

машина, самоходный миномет, огнемет "Уосп" и т.п.

     Вдохновленные успехом  своего  "Универсала",   английские

конструкторы  задумали  сделать колесный вариант.  В 1940 году

они установили его кузов на шасси  от  бронеавтомобиля  "Гай".

Однако из этой затеи ничего не вышло. Опытным образцом остался

и многоцелевой бронетранспортер, созданный в 1944 году на базе

среднего канадского грузовика "Форд".

     Зато англичане стали выпускать серийно  тяжелые  брониро-

ванные  грузовики для специальных целей.  В качестве вазы бра-

лись двухосные,  а чаще трехосные полноприводные  машины  фирм

АЕС и "Лейленд". Так появилось 550 просторных штабных фургонов

и несколько сот тяжелых огнеметных установок  с  внушительными

бронированными цистернами для горючей смеси.

     Строили БТР и в других странах,  тогда входящих в так на-

зываемое Британское содружество: в Канаде, Индии, Австралии.

     Канада использовала большое количество бронетранспортеров

М-6. Это были обычные двухосные грузовики, производимые по ли-

цензии "Дженерал моторс" на заводах страны и  покрытые  легкой

броней. 106-сильный бензиновый двигатель располагался в перед-

ней части. Радиатор был прикрыт броневыми жалюзи.

     Индийские части, принимавшие участие в боях в Африке, то-

же имели колесные бронетранспортеры собственного  изготовления

на базе канадских двухосных грузовиков "Форд". Однако двигате-

ли у них в отличие от М-6, располагались в задней части.

     Бронетранспортеры строила  и  Австралия.  В  1942  году в

стране была выпущена серия танков "Сентинелл",  очень  похожих

на американские "Шерманы", но отличавшихся значительно меньшей

высотой.  Танки в целом получились неудачными. А вот самоходка

на  его базе и бронетранспортер оказались более совершенными и

пошли в серийное производство. БТР получил название "Кенгуру".

Он вмещал 12-15 человек и был вооружен 12.7-мм пулеметом, Бро-

ня была необычайно толстой для бронетранспортера - 50..37 мм.

     На трехосном  шасси  "Мармон-Херрингтон" в Австралии было

также построено в 1942-1943 годах небольшое количество штабных

бронированных фургонов.

     Во время Великой Отечественной войны "Универсалы"  приме-

нялись и в Красной Армии. Нельзя сказать, чтобы наши бойцы бы-

ли от них в особом восторге.  Посредине тесного десантного от-

деления возвышался,  словно длинный стол, горячий капот двига-

теля.  Десантники, сидевшие по двое вдоль бортов , упирались в

него коленями. В жару это было невыносимо. Прохладней было во-

дителю и командиру,  размещавшимся в передней части машины, но

зато  зимой они замерзали и на остановках перелезали в десант-

ное отделение, чтобы согреться.

     Бронетранспортеры Англии и Канады широко использовались и

в послевоенный период - как в армиях этих стран,  так и в воо-

руженных силах многих других государств.  Отдельные их образцы

можно было встретить даже в 60-е годы.

 

 1.3 НЕМЕЦКИЕ И ЯПОНСКИЕ БТР ВРЕМЕН ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

     В Германии также на вооружении состояло большое количест-

во разнообразной бронетехники, среди которой были и разнокали-

берные полугусеничные транспортеры-тягачи - от самых маленьких

1-тонных,  пригодных  разве что для установки 20-мм пушки,  до

громадных 18-тонных "Фамо",  которые без особого  труда  могли

вытащить с поля боя средний танк. Это были машины-ландскнехты.

     И когда развернулись бои второй мировой, часть ландскнех-

тов была одета в броню.  Теперь они уже стали не просто транс-

портерами,  а бронетранспортерами.  Первые средние бронетранс-

портеры  ("специальная машина 251") на шасси 3-тонного полугу-

сеничного тягача впервые использовались в 1939-1940  годах  на

полях Польши и Франции,  В кампании 1940 года 1-я танковая ди-

визия гитлеровцев уже имела семь рот мотострелков на БТР.

     Несколько позже  в войска стал поступать еще один полугу-

сеничный транспортер - легкий. Он обозначался как "специальная

машина  250".  Новый БТР формой удивительно походил на старшую

модель,  но был значительно меньше.  Он  был  создан  на  базе

1-тонного тягача и предназначался для разведки,  связи,  пере-

возки боеприпасов и для других целей.

     Немецкие БТР  сохранили  все  конструктивные  особенности

своих предков,  полугусеничных тягачей:  двигатель в  передней

части, длинные гусеницы с шахматным расположением катков и пе-

реднюю неведущую ось. Это были далеко не совершенные конструк-

ции,  отражавшие  ту  спешку,  с которой гитлеровцы стремились

снабдить свою армию бронетранспортерами.  Но их все  равно  не

хватало.  Только  с  1943  года каждая дивизия получила в свое

распоряжение батальон мотопехоты на БТР.

     В ходе  войны  немецкие конструкторы пришли к решению вы-

пускать только один БТР.  Фирма "Демаг"  разработала  прототип

универсальной  машины  Нкр-606,  способной выполнять функции и

машины 251 (транспортировка пехоты),  и машины 250  (разведка,

связь). Это была небольшая и тоже полугусеничная машина.

     Под сильным влиянием немецкого среднего бронетранспортера

машина  такого же назначения была создана и в Японии.  Называ-

лась она "Хо-ха". Внешне она напоминала немецкий БТР типа 251,

однако начинка же была другой - японцы,  у которых затруднения

с бензином были еще большими, чем в Германии, предпочли поста-

вить  на  свой бронетранспортер дизельный двигатель воздушного

охлаждения мощностью 125 л.с. С 1943 года эти 15-местные маши-

ны в небольшом количестве поступали в войска.

     В 1944 году в боевых  действиях  на  Филиппинах  японские

войска  использовали  гусеничный  бронетранспортер,  названный

"Хо-ки". Он обладал удовлетворительной проходимостью, но броня

его  была  весьма  слабой.  Толщина стальных листов корпуса не

превышала 6 мм, При этом броневые поверхности были расположены

вертикально и только лобовой лист имел небольшой наклон.  Дви-

гатель мощностью 115 л.с.  находился  спереди  справа.  Экипаж

состоял из 13 человек.

             1.4 ПОСЛЕВОЕННЫЕ БТР СОЦСТРАН

     В первые  послевоенные годы на вооружение Советской Армии

был принят новый бронетранспортер БТР-152. Корпус был открытым

сверху, на нем устанавливали пулеметы. Бронетранспортер сконс-

труировали на базе трехосного грузовика повышенной проходимос-

ти ЗИС-151.

     В 60-е годы в армию стал поступать более совершенный бро-

нетранспортер - БТР-60П.  Четыре ведущие оси обеспечивали зна-

чительно более высокую проходимость на местности.  Кроме того,

машина могла плавать.

     В описываемый период Советская Армия имела на  вооружении

еще один тип бронетранспортера,  тоже плавающего, - БТР-50. Он

был гусеничным, созданным на базе танка-амфибии ПТ-76.

     Впоследствии Советская  Армия  и  вооруженные  силы стран

Варшавского Договора начали получать колесные бронетранспорте-

ры БТР-70.

     Бронетранспортеры производятся не только у нас в  стране,

но и в некоторых других бывших соцстранах.

     Чехословацкий бронетранспортер ОТ-810 является  полугусе-

ничной бронемашиной. Буквы ОТ в наименовании этого бронетранс-

портера,  как и других чехословацких боевых машин аналогичного

назначения, являются сокращением от слов Obrneny Transporter -

бронированный транспортер.

     Машина выпускалась  в  послевоенные  годы и конструктивно

была во многом подобна среднему бронетранспортеру Sd.  Kfz.251

времен второй мировой войны. У нее дизель "Татра-920" был раз-

мещен спереди.  Передняя ось была управляемой,  но не ведущей.

Гусеничный  движитель  значительной  длины  имел опорные катки

большого диаметра, расположенные в шахматном порядке.

     Корпус выполнен  с  целесообразным  наклоном броневых по-

верхностей.  Места механика-водителя и командира были прикрыты

крышей, в которой имелось два люка. Десантное отделение откры-

то сверху.  В бортах сделаны открывающиеся лючки для  стрельбы

из личного оружия десанта.  Кроме того,  машина была вооружена

одним 7.62-мм пулеметом или 82-мм  реактивным  противотанковым

гранатометом LG-59A.

     Боевая масса машины составляла 7.4 т.  Кроме  экипажа  из

двух человек она вмещала 10 десантников. Максимальная скорость

составляла 50 км/ч.

     В начале  60-х годов в Чехословакии налажено производство

более совершенных бронетранспортеров:  гусеничного ОТ-62 и ко-

лесного  ОТ-64.  Подобные машины стали поступать на вооружение

Войска Польского под обозначениями TOPAS и SKOT.

     Работы над югославским бронетранспортером начались в кон-

це 50-х годов. В результате в 1961 году была принята на воору-

жение плавающая гусеничная машина М-590.

     Бронетранспортер имел полностью закрытый корпус. Передний

броневой  лист  был несколько наклонен.  Борта имели в верхней

части скосы, в которых располагались лючки для ведения огня из

стрелкового оружия.  Задняя стенка была вертикальная, с двуст-

ворчатой дверью для посадки и высадки десанта.

     Машина М-590   была   вооружена   одним  крупнокалиберным

12.7-мм пулеметом, установленном открыто на турели, имела бое-

вую  массу 9.5 т и была рассчитана на перевозку 11 человек де-

санта и 2 членов экипажа.  По шоссе бронетранспортер мог  дви-

гаться со скоростью до 45 км/ч.

       1.5 РАЗВИТИЕ АМЕРИКАНСКИХ БРОНЕТРАНСПОРТЕРОВ

     Полугусеничные бронетранспортеры,  которыми  американцы в

годы войны наводнили свою армию, были далеко не идеальными ма-

шинами.  Поэтому  еще  в  1945  году был создан гусеничный БТР

М-39. Базой для его послужила быстроходная противотанковая са-

моходка "Ведьма",  имевшая специальное шасси. У бронетранспор-

тера был открытый сверху корпус и двигатель в задней части.

     Несколько позже появился еще один БТР - М-44. Он имел уже

полностью закрытый крышей корпус, что обеспечивало десантникам

лучшую защиту. Была облегчена посадка и высадка - она осущест-

влялась чрез дверцы в корме.  Двигатель поэтому пришлось пере-

нести в переднюю часть корпуса. В 1952 году был принят на воо-

ружение еще один тип гусеничного бронетранспортера - М-75.  По

мнению иностранных специалистов, это была хорошая машина, нам-

ного лучше предыдущих.  Некоторые БТР этой марки применялись в

корейской войне и, по отзывам военной печати, показали высокую

маневренность и проходимость.

     Бронетранспортер М-75 имел,  однако один существенный не-

достаток: он был слишком сложным и дорогим. Кроме того, амери-

канские конструкторы решили,  что армии нужен герметичный бро-

нетранспортер с фильтровентиляционной установкой. Только такая

машина,  по  их  мнению,  могла успешно действовать в условиях

грядущей войны с применением  оружия  массового  поражения.  В

связи  с  этим  в конце 1953 года появляется очередной бронет-

ранспортер М-59.  Он имел два новшества: во-первых, у него был

герметичный   корпус  с  фильтровентиляционной  установкой  и,

во-вторых, машина могла плавать. При этом стоила она вдвое де-

шевле, чем М-75.

     Правда по маневренности новая машина значительно уступала

М-75. Дело в том, что для снижения стоимости бронетранспортера

М-50 на нем использовали два обычных автомобильных двигателя -

дешевых,  но  недостаточно мощных.  Они были расположены вдоль

бортов, в узких отсеках над гусеницами. Это позволило удлинить

десантное отделение, но усложнило эксплуатацию машины. Однако,

ка бы там ни было,  М-59 стал массовой машиной и выпускался  в

течение ряда лет.

     Поиски наиболее  совершенных  конструкций  завершились  в

1960  году,  когда  армия  США стала получать бронетранспортер

М-113. Довольно высокая и угловатая, как и ее предшественники,

эта  машина содержала,  по сообщениям иностранной печати,  ряд

технических новинок,  и,  кроме того, была достаточно надежна.

Броню изготовили из алюминиевого сплава, что снижало ее массу.

Машина была авиатранспортабельна и  могла  плавать.  Двигалась

она по воде не так уж быстро - 3.5 мили (5.6 км) в час. Но для

преодоления спокойных водоемов этого было достаточно.

     Машин этого типа было построено свыше 70 тыс., они посту-

пили на вооружение 40 иностранных государств. Бронетранспорте-

ры  М-113 широко применялись в 60-е годы во время войны во Вь-

етнаме. В этой войне выявился такой недостаток машины: крупно-

калиберный пулемет был открыто установлен на крыше корпуса,  и

ни чем не защищенные пулеметчики несли большие  потери.  Приш-

лось в срочном порядке закрывать пулеметную турель бронирован-

ными щитами.  С целью повышения проходимости машину  оснастили

комплектом оборудования для самовытаскивания.

     В джунглях Вьетнама побывал и другой американский бронет-

ранспортер - колесная машина "Коммандо" на 11 десантников.  Он

был принят на вооружение в 1966 году под обозначением М-706.

     Немалое внимание уделяют в США и бронемашинам для морской

пехоты. Ряд лет на ее вооружении состоял плавающий бронетранс-

портер LVTP-5, вмещающий 34 десантника. В настоящее время аме-

риканская морская пехота оснащена более совершенными  машинами

LVTP-7. Однако они уже тоже не устраивают военных.

     Серьезным недостатком  американские  специалисты  считают

малую скорость этой машины на плаву.  По их мнению,  десантные

корабли в целях безопасности не должны подходить  к  побережью

на  расстояние  менее  25 миль.  Эти мили десантные БТР должны

преодолевать своим ходом.  В этих условиях и  важна  скорость:

чем она станет больше, тем меньше будут потери от огня против-

ника.

     Поэтому в США несколько лет назад начались работы по соз-

данию принципиально нового десантного  средства.  Испытывались

различные машины:  глиссирующие и на подводных крыльях,  лета-

тельные аппараты и аппараты на воздушной подушке. В результате

иностранные  специалисты  остановили  свой выбор на последних.

Перспективный БТР на воздушной подушке  получил  название  LVA

(от  Landing  Vehicle Assault - десантная машина,  штурмовая).

Военные выдвинули требование,  чтобы машина двигалась по  воде

со скоростью до 64, а на суше - до 88 км/ч.

      1.6 ОСНАЩЕНИЕ БРОНЕТРАНСПОРТЕРАМИ СТРАН НАТО

     Развивалась конструкция бронетранспортеров и в Англии.  В

первые послевоенные годы  английская  армия  имела  гусеничные

бронетранспортеры  "Кембридж"  и  "Оксфорд".  У обоих БТР были

открытые сверху десантные отделения.

     Но только  в  1963  году был принят на вооружение бронет-

ранспортер,  отвечающий современным  понятиям:  герметичный  и

плавающий.  Англичане назвали свой новый гусеничный БТР словом

"Ироуджен",  которое переводится как "Троянский".  В 1975 году

был также создан "Спартан" - небольшой быстроходный БТР, в ко-

тором могут разместится 7 человек.

     Широкое применение  в английской армии находят и колесные

бронетранспортеры - трехосный "Сарацин" и двухосный  "Хамбер".

В  1984  году  был принят на вооружение новый колесный бронет-

ранспортер FS-100 "Симба",  а в 1985 году - "Саксон", оба неп-

лавающие. Колесная формула обеих машин - 4х4, вместимость - 12

человек, вооружение - пулеметное.

     После вступления  ФРГ  в НАТО в 1955 году встал вопрос об

оснащении бундесвера новыми образцами военной техники,  в  том

числе  и  бронетранспортерами.  Оперативнее  других  оказалась

швейцарская фирма "Испано-Сюиза", с которой был подписан конт-

ракт.

     Западногерманские военные концерны "Хеншель" и  "Ганомаг"

приобрели лицензию на производство БТР. Впервые бронетранспор-

теры HS-30 вышли на испытания в 1957 году. В 1959 году начался

их  серийный выпуск.  В бундесвере машины получили обозначение

SPz-12-2. БТР вмещал двух членов экипажа и 6 десантников. Мак-

симальная скорость составляла 60 км/ч.  Вооружен был 20-мм ав-

томатической пушкой во вращающейся башенке.  Бронетранспортер,

как  отмечалось в иностранной печати,  не был приспособлен для

плавания.  Фильтровентиляционная установка  отсутствовала.  По

мнению зарубежных специалистов, машины получились с завышенной

массой и рядом дефектов.  Гусеницы часто  выходили  из  строя,

подвеска была слишком жесткой, тормоз механизма поворота быст-

ро перегревался,  и вообще экипажу было жарковато.  Одна треть

машин  постоянно находилась в ремонте.  Очевидно поэтому боль-

шинство бронетранспортеров в бундесвере долгое время составля-

ли все-таки машины американского производства типа М-113.

     Наряду с гусеничными велась работа и над созданием колес-

ных бронетранспортеров.  К этому побуждала и густая сеть дорог

в стране,  и наличие развитой автомобильной промышленности,  В

итоге  в  1979  году  в войска стал поступать бронетранспортер

ТРz-1,  он же "Фукс" ("Лисица").  Бронетранспортер задуман как

десантно-грузовой. Может перевозить 10 солдат или грузы массой

до 2 т, на суше - до 4т. Амбразуры для ведения огня отсутству-

ют.  При  перевозке  грузов сиденья десантников откидываются к

бортам.  Имеется  фильтровентиляционная  установка  и  система

обогрева. Машина вооружена одним 7.62-мм пулеметом МG-1.

     Бронетранспортер трехосный, все оси ведущие, а две перед-

ние - управляемые.  Колеса снабжены радиальными шинами с регу-

лируемым внутренним давлением. Движение на воде осуществляется

при помощи двух винтов. Их оси могут поворачиваться в горизон-

тальной плоскости на любой угол,  что обеспечивает хорошую ма-

невренность. На плаву машина достигает скорости 10 км/ч.

     В TPz-1 использованы многие  конструктивные  элементы  от

серийных  военных автомобилей класса 5 и 10 т и от БРМ "Лукс".

Двигатель многотопливный,  мощностью 320л.с.  Агрегаты силовой

установки  монтируются  при помощи быстроразъемных соединений.

Максимальная скорость на шоссе - 87 км/ч.

     Бронетранспортеры производятся  западногерманским концер-

ном "Тиссен-Хеншель".  Всего до 1985 года планировалось выпус-

тить около 1 тыс.  таких машин. В 1980 году фирма "Краусс-Маф-

фей" создала в инициативном порядке четырехосный вариант этого

бронетранспортера.  Корпус БТР удлинен на 1.5 м, вместимость -

2 человека экипажа и 14 десантников. В башне устанавливают ав-

томатическую пушку калибра 20 или 30 мм.

     В настоящее время часть бронетранспортеров TPz-1 переобо-

рудована  в  машины  специального назначения.  Их оснащают РЛС

разведки наземных движущихся целей, средствами раиолокационной

борьбы.  На базе TPz-1 разработаны машина радиационной и хими-

ческой разведки,  машина наблюдения и управления для  зенитных

частей, инженерная машина и т.д.

         1.7 БТР ФРАНЦИИ, БЕЛЬГИИ И ДРУГИХ СТРАН

     Во Франции  в 50-е годе для вооруженных сил было налажено

производство гусеничного  бронетранспортера  AMX-VTT  на  базе

легкого танка. БТР вмещал 13 человек, включая водителя. Воору-

жение состояло из пулемета во вращающейся башенке. Кроме того,

было  построено три десятка колесных бронетранспортеров ЕТТ на

базе четырехосного броневика ЕВR-75.

     Современный колесный  бронетранспортер  французской армии

VAB выпускается совместно фирмами "Савием"  и  "Крезо-Луар"  с

1974  года.  Для французской армии всего было заказано около 4

тыс. бронетранспортеров VAB, главным образом в двухосном вари-

анте (4х4). Имеется и трехосная (6х6) машина.

     Бронетранспортер вооружен пулеметом нормального (7.62 мм)

или  крупного (12.7 мм) калибра.  Возможна установка 20-мм или

30-мм автоматической пушки.  Бронетранспортер плавающий, осна-

щен  двумя  водометными движителями.  Машина VAB рассчитана на

перевозку экипажа из 2 человек и 10 десантников.  Максимальная

скорость на суше - 90 км/ч, на плаву - 7 км/ч.

     Получает французская армия и гусеничную боевую машину пе-

хоты - АМХ-10З.

     В Бельгии в конце 70-х годов было  разработано  два  типа

бронетранспортеров  -  колесный  и гусеничный.  Первый из них,

SIBMAS,  - плавающая трехосная (6х6) машина,  вмещающая дюжину

мотострелков.  В передней части корпуса была установлена башня

от англо-бельгийской БРМ "Симитэр" с 30-мм пушкой.

     Свой гусеничный  бронетранспортер бельгийцы назвали "Коб-

ра". Он вмещал в себе 12 человек. Вооружена машина крупнокали-

берным  пулеметом в башенке и двумя курсовыми пулеметами (т.е.

установленными в лобовой части корпуса  и  ведущими  огонь  по

курсу  движения);  кроме  того,  по бокам башенки смонтированы

противотанковые гранатометы.

     Отличительная особенность  "Кобры" - электрическая транс-

миссия.  Двигатель внутреннего сгорания вращает  генератор,  и

выработанная  таким образом электрическая энергия поступает на

тяговые электродвигатели. Скорость движения машины регулирует-

ся только реостатом. Это очень удобно для водителя, которому в

бою не нужно отвлекаться на переключение передач.  Кроме того,

дизельный  двигатель  "Кобры"  работает  с постоянной частотой

вращения,  в оптимальном режиме, а значит, экономичен и долго-

вечен. Однако у такой конструкции есть и одно "но" - она весь-

ма утяжеляет машину.

     Испанские подразделения имеют два бронетранспортера наци-

онального производства:  ВМR-600 и "Пегасо-3550".  Обе  машины

колесные,  плавающие,  причем  у  ВМR-600 корпус изготовлен из

алюминиевого сплава.

     Италия производит  колесные  бронетранспортеры ФИАТ-6614.

Это плавающая двухосная машина,  унифицированная с  броневиком

6616. Вооружена крупнокалиберным пулеметом на турели. Экипаж -

2 человека, десант - 8. Максимальная скорость на суше достига-

ет 96 км/ч, а на плаву - всего 4.5 км/ч.

     В начале 80-х годов  Канада  наладила  выпуск  трехосного

бронетранспортера "Гризли".  Канадцы воспользовались иностран-

ной лицензией.  Выбор пал на плавающую машину  "Пирана"  швей-

царской  фирмы  "Моваг".  У  нее 20-мм пушку заменили на 76-мм

орудие.

     На этой же базе были созданы еще две машины - общего наз-

начения "Кугуар" с 12.7-мм пулеметом и  ремонтно-эвакуационная

"Хаски". Первоначальный заказ на эти три машины составил три с

половиной сотни штук.

     На вооружение  армии Нидерландов еще в 1960 году был при-

нят четырехосный бронетранспортер YP-408 фирмы DAF.  Двигатель

у него был расположен в передней части,  как у обычного грузо-

вика,  т.к.  шасси взяли от уже хорошо отработанного серийного

колесного тягача той же фирмы.  Привод осуществлялся не на все

четыре,  а только на три оси,  что тоже несколько  упрощало  и

удешевляло конструкцию.  Бронетранспортер вооружен крупнокали-

берным пулеметом,  вмещает двух членов экипажа и 10  десантни-

ков. Используется в качестве тягача минометов и для других це-

лей.

2. ОСНОВНЫЕ КОНСТРУКЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ БТР

   2.1  "ДЕМАГ" D7p

        (Sd. Kfz 250)             (Германия)

     Стандартный легкий бронетранспортер.  В  конструкции  ис-

пользовано шасси  полугусеничного  однотонного тягача,  однако

гусеница укорочена на один каток. Машина производилась фирмами

"Демаг" и "Эвенс унд ристор". Шасси изготовлялось также на за-

воде "Бюссинг-НАГ". С 1941 года бронетранспортер использовался

в мотострелковых ротах разведывательных подразделений.  Машина

по форме похожа на средний бронетранспортер (Sd. Kfz. 251), но

значительно меньше его по размерам. Корпус открыт сверху. Тол-

щина лобовой брони - 12 мм,  бортовой - 7 мм.  После 1943 года

форма корпуса была существенно упрощена.

     Двигатель фирмы "Майбах" расположен в передней части  ма-

шины. Коробка передач - полуавтоматическая,  с предварительной

установкой необходимой передачи.  Передняя ось -  управляемая,

неведущая. Шины пневматические. Гусеничная лента с игольчатыми

подшипниками в шарнирах и с резиновыми  башмаками  на  траках.

Первые обеспечивают  высокую долговечность гусеницы,  вторые -

малошумность. Опорные катки большого  диаметра  расположены  в

шахматном порядке.

     Машина выпускалась в  четырнадцати  модификациях:  шести-

местный бронетранспортер,  вооруженный  двумя  пулеметами (Sd.

Kfz. 250/1);  машина для радиосвязи (Sd. Kfz. 250/3); разведы-

вательный броневик  с  20-мм  пушкой во вращающейся башне (Sd.

Kfz. 250/9);  установка 37-мм противотанковой пушки (Sd.  Kfz.

250/10); транспортер боеприпасов (Sd. Kfz. 252) и др.

     Всего было построено около  7500  бронетранспортеров  се-

мейства "250".

   2.2  "ГАНОМАГ" HKI 6p

        (Sd. Kfz. 251)            (Германия)

     Средние бронетранспортеры типа 251 были самыми  распрост-

раненными бронемашинами  вермахта.  Всего  их было произведено

более 15 тыс. шт.

     Машины созданы  на базе 3-тонного полугусеничного тягача.

Основными производителями шасси  являлись  фирмы  "Гономаг"  и

"Боргвард". Кроме того они выпускались заводами "Адлер",  "Ау-

то-Унион" и др. Кузова изготовляла главным образом фирма "Бюс-

синг".

     Бронетранспортер имел открытый сверху кузов с  рациональ-

ным наклоном поверхностей. Толщина лобовых листов корпуса сос-

тавляла 12 мм,  бортовых - 7 мм. Устройство передней оси и гу-

сеничного движителя в основном такое же,  как и у легкого бро-

нетранспортера (Sd. Kfz. 250).

     Первые прототипы  среднего полугусеничного бронетранспор-

тера испытывались на полигоне в Куммерсдорфе в  1938  году.  С

весны следующего  года в войска стали поступать машины модифи-

каций А, В, и С. Модель С имела более толстый и ровный лобовой

лист (16  мм).  В 1943 году появилась модель D.  Форма корпуса

стала более простой и технологичной.

     Известна 21  модификация  машин  типа "251",  в том числе

12-местный бронетранспортер  с  двумя  пулеметами  (Sd.   Kfz.

251/1), санитарная машина (Sd.  Kfz.  251/8), самоходная уста-

новка 75-мм гаубицы (Sd.  Kfz. 251/9), самоходный огнемет (Sd.

Kfz. 251/16) и т.д.

   2.3  М-9А1               (США)

     Машины данного  типа были наиболее распространенными бро-

нетранспортерами второй мировой войны.  С 1941 по 1944 год  их

было выпущено свыше 41 тыс.

     Семейство полугусеничных бронетранспортеров  американской

армии включало машины нескольких серий:  М-2, М-3, М-5, и М-9,

которые незначительно отличались друг от друга.  Серии  М-2  и

М-3 производились фирмами "Отокар" и "Уайт". Бронетранспортеры

М-3, кроме того,  выпускал завод "Даймонд Т". Машины М-5 и М-9

строила компания "Интернейшнл Харверстер".

     БТР вооружены пулеметами калибра 7.62 мм (М-2,  М-3, М-5)

или 12.7 мм (М-9), которые смонтированы на тумбовых установках

позади кабины водителя.  У модификаций с индексом А1 (М-2А1  и

т.д.) крупнокалиберный  пулемет  устанавливался  в специальной

турели над правой стороной кабины.

     Корпус у  всех  машин  собран из броневых листов толщиной

12.7...6.4 мм,  не имеющих рационального наклона.  Вместимость

10-13 человек  у  разных модификаций,  не считая двух человек,

сидящих в кабине.  У некоторых машин в  задней  части  корпуса

имеется дверца.

     Передние колеса - ведущие и управляемые. Гусеница - рези-

нометаллическая. Спереди  машины установлен подрессорный каток

для преодоления окопов. Имеется лебедка.

   2.4  Mк4 LVT (4)               (CША)

     Плавающие машины LVT (сокр.  от  англ.  Landing  Vehicle,

tracked - десантная машина,  гусеничная) в больших количествах

были выпущены в 1942-1944  годах.  Бронирование  имели  только

транспортеры моделей LVT(A)(2) и поздние выпуски машин LVT(4).

     У первого из них двигатель размещался в задней части кор-

пуса, а десантное отделение - в средней. Броневые листы толщи-

ной 13 мм имелись лишь спереди и над отделением управления.

     У машин  LVT (4) двигатель был перенесен в переднюю часть

корпуса, а десантное отделение смещено к  корме.  Задний  борт

был откидным,  что облегчало погрузку орудий и других громозд-

ких предметов. У машин последних серий надводная часть корпуса

бронировалась.

     Все машины семейства имели приваренные к  бортам  корпуса

пустотелые понтоны, которые размещались внутри гусеничного об-

вода. Каждый понтон был разделен перегородками на пять секций.

Поэтому при  образовании  пробоины  вода заполняла только одну

секцию и машина сохраняла плавучесть.  На гусеницах  крепились

специальные лопатки,  благодаря  которым  скорость движения по

воде увеличивалась.  Вооружение бронетранспортера Мк 4 LVT (4)

- четыре пулемета калибра 7.62 мм.

   2.5  "УНИВЕРСАЛ" No 2 МкII       (Англия)

     Машины типа  "Универсал"  являлись самыми массовыми гусе-

ничными бронетранспортерами второй мировой войны.

     Первой машиной  такого  типа  был  бронетранспортер фирмы

"Торникрофт", построенный в 1938 году. Он предназначался преи-

мущественно для  перевозки  расчета  легкого пулемета "Брэн" и

поэтому назывался "Брен-кэрриер".

     В дальнейшем  функции  машины были расширены и ее назвали

"Универсал". Этот  БТР  строили  английские  фирмы  "Волслей",

"Сэнтинэл", "Торникрофт", "Форд", "Эвелинг-Барфорд". Он широко

использовался для перевозки  людей,  боеприпасов  и  различных

грузов, а также как штабная и наблюдательная машина, в качест-

ве базы для самоходных миномета и огнемета и для других целей.

     Открытый сверху броневой корпус имел толщину лобовых лис-

тов до 11 мм и бортовых до 7 мм.

     Двигатель автомобильного  типа с V-образным расположением

цилиндров ("Форд") находился в десантном отделении.  У  машины

"Универсал" No1  его  мощность составляла 65 л.с.,  у No2 - 85

л.с. и у No3 - 95 л.с.  Повороты большого радиуса  осуществля-

лись путем  смещения передних катков (а значит,  и гусеницы) в

соответствующую сторону,  крутые повороты - при помощи  диффе-

ренциала.

     Машины "Универсал" производились также  канадской  фирмой

"Форд", которая  выпустила  их 34 тыс.  В США БТР выпускался в

несколько измененном варианте под названием "Универсал  Т-16".

Он был длиннее и имел четыре опорных катка на борт. Американс-

кие заводы Форда построили почти  14 тыс. "Универсалов Т-16".

   2.6  БТР-40               (СССР)

     Бронетранспортер БТР-40 выпускался с 1950  года  на  базе

двухосного грузового    автомобиля   повышенной   проходимости

ГАЗ-63. Он нашел широкое применение в Советской Армии для раз-

ведки, связи и охранения.

     Корпус машины несущего типа , открытый сверху. В передней

части машины расположено силовое отделение, в котором размеща-

ется двигатель ГАЗ-40.  Впереди двигателя установлена лебедка,

доступ к которой осуществляется через броневой люк.  В средней

части бронетранспортера расположено отделение управления,  где

установлены сиденья командира и водителя, радиостанция. Позади

него находится десантное отделение.  Корпус имеет две  боковые

дверцы (для командира и водителя) и одну заднюю (для десанта).

     Бронетранспортер вооружен пулеметом СГТМ (станковый Горю-

нова  модернизированный  бронетранспортерный) калибра 7.62 мм,

который мог быть установлен на бортовых  кронштейнах,  или  на

корме, или на трубчатой штанге, увеличивающей жесткость корпу-

са.

     Был также создан бронетранспортер БТР-40А - со спаренными

14.5-мм крупнокалиберными пулеметами Владимирова (КПВ) на  ту-

рельной установке. Позже, в 1957 году, появился БТР-40Б с зак-

рытым сверху боевым отделением.  Машина вмещала  шестерых  де-

сантников.

     Бронетранспортеры БТР-40 производились по 1960 год.

   2.7  БТР-152              (СССР)

     Трехосный бронетранспортер БТР-152 был выпущен в 1950 го-

ду. Основой  для  него  послужили  узлы  и агрегаты автомобиля

ЗИС-151 со всеми ведущими мостами.

     БТР имел корпус открытого типа. В корпусе имелись две бо-

ковые дверцы и одна задняя.  В отделении управления  размещена

радиостанция Р-113/13в.  Машина была вооружена 7.62-мм станко-

вым пулеметом Горюнова (СГ-43, а позже СГМБ).

     В 1952  году  на базе этого бронетранспортера начался се-

рийный выпуск машины БТР-152А - зенитной пулеметной установки,

вооруженной спаренными 14.5-мм пулеметами КПВ.

     Несколько позже, с 1955 года, выпускался БТР-152В. Броне-

вой корпус у него,  по сути, остался прежним. Однако этот бро-

нетранспортер имел централизованную систему регулирования дав-

ления воздуха в шинах. Первоначально трубки системы располага-

лись снаружи колес,  что делало их уязвимыми.  У более поздних

модификаций, БТР-152В1 (1959 г.), был применен внутренний под-

вод воздуха.  Последние варианты  машины  имели  бронированную

крышу (БТР-152К).  На  базе бронетранспортера выпускался также

подвижный пункт управления артиллерией - БТР-152Б.

   2.8  БТР-50ПК             (СССР)

     Первый советский  серийный  гусеничный   бронетранспортер

БТР-50П создан на базе плавающего танка ПТ-76. Машина сохрани-

ла расположение основных агрегатов  танка.  В  передней  части

бронетранспортера было отделение управления, где располагались

водитель и слева от него,  в небольшой полубашенке, - командир

машины. Двигатель В-6 занимал заднюю часть машины. А в средней

части корпуса находилось сравнительно небольшое десантное  от-

деление, открытое  сверху.  Движение  на  плаву осуществлялось

посредством двух водометных движителей.

     Машина была  вооружена  одним пулеметом СГМБ калибра 7.62

мм. Несколько позже появилась модификация,  которая имела зак-

рытое боевое  отделение с крышей и фильтровентиляционной уста-

новкой. Эта машина называлась БТР-50ПК.

   2.9  БТР-60ПБ             (СССР)

     Плавающий бронетранспортер имеет восемь ведущих  колес  с

независимой торсионной подвеской.

     В кормовом отсеке установлены два двигателя ГАЗ-40П  мощ-

ностью по  90  л.с.  Один  из них приводит в действие первую и

третью пару колес,  а второй - вторую и четвертую. Такая двух-

моторная схема повышает надежность машины.

     Имеется централизованная система накачки  шин  и  лебедка

самовытаскивания.

     Бронетранспортеры первых выпусков,  Бтр-60П, стали посту-

пать в войска с 1960 года.  Они имели открытый сверху брониро-

ванный корпус вместимостью 16 человек. Машина обычно была воо-

ружена одним 7.62-мм пулеметом СГМБ. В 1963 году появилась мо-

дификация с закрытым, полностью герметичным корпусом и с филь-

тровентиляционной установкой  - БТР-60ПА.  У этого бронетранс-

портера посадка и высадка десанта (10 человек)  осуществлялась

через люки,  расположенные в крыше. Появившаяся через два года

следующая модель,  БТР-60ПБ, получила дополнительно коническую

башню. В ней был установлен 14.5-мм пулемет КПВТ и спаренный с

ним 7.62-мм пулемет ПКТ.  Машина имеет радиостанцию и  инфрак-

расные приборы.

   2.10  БТР-70               (СССР)

     Бронетранспортер БТР-70 по общей компоновке подобен маши-

не БТР-60ПБ,  но имеет более высокие боевые  и  эксплуатацион-

но-технические качества.

     Вооружение состоит из башенной пулеметной установки,  од-

нотипной с  применяемой  на  БТР-60ПБ,  и двух ПЗР комплексов,

предназначенных для поражения вертолетов и низколетящих  само-

летов. Корпус  машины имеет несколько измененную форму с более

рациональным наклоном броневых листов и  более  целесообразной

их толщиной.  Высота бронетранспортера по корпусу уменьшена на

185 мм.

     В передней  части бронетранспортера расположено отделение

управления. Здесь имеются сиденья для  командира  и  водителя,

регулируемые по  продольному  положению,  высоте  и по наклону

спинки; приводы управления;  контрольно-измерительные приборы;

приборы наблюдения; средства специальной разведки. Для внешней

связи служит УКВ-радиостанция Р-123М.

     В средней части машины находится боевое отделение,  в ко-

тором установлены два трехместных продольных сиденья,  два од-

номестных и одно подвесное для пулеметчика башенной установки.

     Десантники на продольных сиденьях размещены лицом к  бор-

ту, что  позволяет вести огонь из личного оружия через лючки в

боковых листах корпуса.  Для отдыха расчета продольные сиденья

могут раскладываться,  образуя  четыре  нижних  лежачих места.

Спинки сидений подвешиваются к потолку на ремнях,  образуя два

верхних места. Выход из боевого отделения обеспечивают боковые

десантные люки между нишами колес второго и третьего мостов, а

также люки  в  крыше боевого отделения.  Машина оснащена стан-

дартной ФВУ и приборами ночного видения.  Имеется  три  отопи-

тельного типа с вентиляторами, прогоняющими воздух через ради-

аторы отопителей. Один отопитель установлен в отделении управ-

ления, два других - в десантном отделении.

     В задней части корпуса за герметической перегородкой рас-

положено силовое отделение.  Силовая установка состоит из двух

V-образных карбюраторных  двигателей  ЗМЗ-4509  мощностью  115

л.с. с частотой вращения 3200 об/мин каждый.

     Трансмиссия, аналогичная трансмиссии БТР-60ПБ,  дополнена

механизмом, позволяющим  отключать от нее один из двигателей в

случае выхода его из строя.  Это обеспечивает  более  надежное

движение с  помощью  второго двигателя.  Более надежными стали

независимая подвеска колес, тормозные системы и рулевое управ-

ление. Кроме  пневматических  шин  с централизованной системой

регулирования давления применяются боестойкие шины, повышающие

живучесть машины.

     Для движения на плаву служит двухступенчатый  двухвальный

водомет. Имеется  работающая  от  водомета  система водоотлива

производительностью до  700  л/мин.  Бронетранспортер  оснащен

также центробежным  трюмным электронасосом производительностью

200 л/мин.

     В силовом  отделении находится автоматическая система по-

жаротушения.

     В передней  части корпуса смонтирована лебедка самовытас-

кивания, имеющая тяговое усилие до 6000 кГс. В случае примене-

ния блока оно может быть увеличено в два раза.

   2.11  М-113А1               (США)

     Основной БТР  танковых и механизированных войск США М-113

начал поступать в части в 1960 году.  Производился корпорацией

"Фуд машинери энд кемикл" (FMC).

     На бронетранспортере имеется пулемет  калибра  .50  (12.7

мм).  Корпус изготовлен из алюминиевых сплавов,  толщина брони

доходит до 45 мм. Имеется ФВУ и инфракрасные приборы.

     БТР М-113 плавающий. Он имеет "бесшумные" гусеницы, кото-

рые служат движителем и на воде, Двигатель расположен в перед-

ней части машины. Коробка передач - автоматическая.

     В 1964 году,  с учетом опыта войны во  Вьетнаме,  бронет-

ранспортер  был  модернизирован и получил обозначение М-113А1.

Бензиновый двигатель "Крайслер" был заменен дизелем GMС  6V53.

В задней стенке корпуса установили пулемет калибра .30(7.62мм).

     На базе БТР М-113 созданы самоходный огнемет  М-132,  ко-

мандо-штабная машина М-577, самоходные 81- и 106.7-мм минометы

М-125 и М-106,  20-мм шестиствольная зенитная самоходка  М-163

"Вулкан" и др.

     Машины семейства М-113 состоят также на вооружении Герма-

нии, Италии,  Канады,  Турции, Греции, Ирана, Израиля и других

стран. Всего изготовлено свыше 70 тыс.  таких БТР.  Это  самый

распространенный БТР большинства западных государств.

                    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

                          БТР ИЛИ БМП ?

     Все то время,  пока развивался и  креп  бронетранспортер,

также развивался и другой вид бронетехники - боевая машина пе-

хоты или сокращенно БМП. Что и говорить, БМП - главный "конку-

рент" БТР. Ею проще всего заменить БТР в случае необходимости.

Что же у них общего и чем они различаются ?

     Обе машины бронированы,  высокой проходимости, предназна-

чены для перевозки мотопехоты.  Но вот круг обязанностей у них

разный. БТР  в основном транспортирует солдат к переднему краю

обороны, после чего мотострелки спешиваются и идут в атаку.  А

БМП доставляет  солдат  в  самое пекло сражения и позволяет им

вести бой,  не сходя с машины.  Поэтому по сравнению с бронет-

ранспортером у БМП и броня крепче, и вооружение сильнее, и ус-

ловия стрельбы для солдат лучше.

     Так не утратили ли БТР свое значение и стоит ли их вообще

выпускать ?  Конечно надо. Хоть они и слабее БМП и уступают ей

в боевых  возможностях,  они  ведь еще и значительно дешевле и

проще. Зачем применять сложный и дорогостоящий  БМП  там,  где

можно обойтись более простым БТР.  О том,  что БТР нужны армии

говорит и то,  что в войсках как нашей, так и зарубежных стран

имеется на вооружении большое количество БТР и разрабатываются

их новые образцы.

     Итак, и бронетранспортер,  и БМП имеют свои достоинства и

свои недостатки.  Поэтому оба эти типа машин не  исключают,  а

дополняют друг друга.

 

                    ПРИЛОЖЕНИЕ

          ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БТР

   

   

          ЛИТЕРАТУРА

         

    Л.Д. Гоголев "БРОНЕМАШИНЫ"

    Очерки об истории развития и боевом применении.

    Москва, Издательство ДОСААФ СССР, 1986