История развития БТР
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ БРОНЕТРАНСПОРТЕРОВ
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БТР
1.1 РАСЦВЕТ И ЗАКАТ ПОЛУГУСЕНИЧНЫХ МАШИН
1.2 "УНИВЕРСАЛЫ"
1.3 НЕМЕЦКИЕ И ЯПОНСКИЕ БТР ВРЕМЕН ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
1.4 ПОСЛЕВОЕННЫЕ БТР СОЦСТРАН
1.5 РАЗВИТИЕ АМЕРИКАНСКИХ БРОНЕТРАНСПОРТЕРОВ
1.6 ОСНАЩЕНИЕ БРОНЕТРАНСПОРТЕРАМИ СТРАН НАТО
1.7 БТР ФРАНЦИИ, БЕЛЬГИИ И ДРУГИХ СТРАН
2. ОСНОВНЫЕ КОНСТРУКЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ БТР
2.1 "ДЕМАГ" D7p
2.2 "ГАНОМАГ" HKI 6p
2.3 М-9А1
2.4 Мк4 LVT
2.5 "УНИВЕРСАЛ"
2.6 БТР-40
2.7 БТР-152
2.8 БТР-50ПК
2.9 БТР-60ПБ
2.10 БТР-70
2.11 М113А1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БТР ИЛИ БМП ?
ПРИЛОЖЕНИЕ
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БТР
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ БРОНЕТРАНСПОРТЕРОВ
История развития бронетехники началась очень давно. Сей-
час даже невозможно точно сказать когда она началась. Сущест-
вовало великое множество различных видов и модификаций броне-
машин, некоторые из которых сейчас уже не выглядят как грозное
оружие, а всего лишь занимают свое историческое место в ряду
развития бронетехники от самых первых попыток человека укрыть-
ся за твердой оболочкой до современных боевых машин пехоты,
бронетранспортеров и танков.
Очень далекими предками современных бронемашин можно счи-
тать турусы. Представим себе громадную, высотой с четырехэтаж-
ный дом деревянную башню, обтянутую звериными шкурами. Соору-
жение медленно приближается к осажденной крепости... В старину
такие башни и называли турусами - от латинского слова "tau-
rus", которое собственно и означает "башня". Впервые осадные
башни были применены древними римлянами. Внутри башни распола-
гался отряд воинов, который был неуязвим для противника. Од-
новременно этот отряд служил "двигателем", потихоньку переме-
щая башню, установленную на колесах. "Туруса" приближалась к
стене осажденной крепости вплотную. Воины по лестницам в сере-
дине башни быстро влезали на ее верх, а оттуда с помощью пере-
кидного мостка перебирались на крепостную стену.
Применялись и другие сооружения на колесах - "фалы",
предназначенные для защиты метательных орудий - баллист и ка-
тапульт.
Еще раньше, за три с половиной тысячи лет до н.э.б древ-
ние ассирийцы и вавилоняне тоже применяли передвижные защитные
сооружения - целые крепости на колесах.
Примечательный проект боевой повозки, вооруженной пушка-
ми, создал гениальный художник и ученый эпохи Возрождения
итальянец Леонардо да Винчи. В 1484 году он писал: "По этому
образцу мы построим закрытые и совершенно неуязвимые колесни-
цы, которые,проникнув в неприятельские линии со своей артилле-
рией, не могут быть уничтожены толпой вооруженных людей, как
бы велика она не была. А позади их может следовать пехота без
особого риска и без всякого багажа". Так называемая "тюдоровс-
кая повозка" применялась в Англии во времена короля Генри-
ха VIII. Это был деревянный длокгауз на колесах и имел два
этажа: в нижнем в специальной упряжке помещались лошади, а в
верхнем - мушкетеры, которые вели огонь через бойницы.
Подвижные защитные повозки, вооруженные огнестрельным
оружием , применялись и в России. В частности, при осаде войс-
ками Ивана Грозного г. Казани в 1552 г. принимала участие под-
вижная 13-м осадная башня на 50 артиллерийских орудий. Она бы-
ла создана по проекту русского военного инженера Ивана Гри-
горьевича Выродкова. Перед штурмом башню собрали из заранее
заготовленных деталей за одну ночь, и она сыграла важную роль
при взятии города.
Подобные повозки более или менее надежно защищали воинов
от оружия противника и сами обладали неплохой огневой мощью.
Но все они имели один общий существенный недостаток: малую
подвижность на поле боя. И не удивительно: "живые двигатели" -
люди или животные не обладали необходимой мощностью и выносли-
востью.
Положение изменилось после того, как была изобретена па-
ровая машина. Тяжелые и неуклюжие паровые самоходы покатили по
дорогам Европы.
В 1885 г. английский инженер Джеймс Коуен покрыл броней
остов парового автомобиля. Броневой корпус имел полусферичес-
кую форму. У основания машины имелись четыре ножа-косы, соеди-
ненных с двигателем. При езде они совершали секущие движения,
угрожая всякому, кто осмелился бы приблизится к броневику
вплотную. Вооружение состояло из восьми малокалиберных пушек.
Имелось также пятьдесят бойниц для стрелков. На в испытаниях
стальная махина ехала со скоростью до 8 км/ч. Но на вооружение
ее не приняли. Броневик оказался непрочным и совершенно не
приспособленным к движению по мало-мальски неровной местности.
Он имел пять колес: четыре колеса были опорными, а пятое слу-
жило для управления.
Для того чтобы бронеавтомобиль в современном понимании
этого слова появился на свет, нужно было изобрести сначала три
вещи. Во-первых, автомобиль как таковой с компактным и доста-
точно мощным двигателем. Во вторых, легкое скорострельное ав-
томатическое оружие. И, в-третьих, тонкую, но прочную броню.
Паровой двигатель XIX в. имел масс недостатков, которые
затрудняли его применение на самодвижущихся экипажах. Это и
большая масса, и необходимость возить с собой немалый запас
топлива, а также воды, и длительное время пуска. Автомобиль
нуждался в другом двигателе - компактном, легком при пуске и
экономичном. Им стал двигатель внутреннего сгорания, работаю-
щий на жидком топливе.
Создание первого такого двигателя связано с именем И.
Костовича. Он разработал проект восьмицилиндрового бензинового
двигателя мощностью 80 л.с. для дирижабля. В 1880 г. проект
Костовича был одобрен, а в 1882 - 1884 гг. двигатель построили
на охтинской судоверфи. Сейчас он хранится в Москве, в музее
авиации и космонавтики имени Жуковского.
Осенью 1885 г. немецкий изобретатель Карл Бенц совершил
пробную поездку на трехколесном автомобиле с одноцилиндровым
бензиновым двигателем мощностью 1.5 л.с., а 29 января 1886 г.
получил на машину патент. В 1885 г. его соотечественник Готлиб
Даймлер поставил двигатель внутреннего сгорания на четырехко-
лесную коляску. Эти машины и принято считать первыми бензино-
выми автомобилями. В 90-е годы производство автомобилей с дви-
гателями внутреннего сгорания было налажено в ряде стран. Их
выпуск с каждым годом возрастал. В 1904 г. во Франции было
построено уже 17100 автомобилей, в Англии - 12600, в Германии
- 2200.
Во второй половине пошлого века конструкторы работают над
созданием автоматического оружия. Идея использовать энергию
пороховых газов не только для выстрела, но и для перезарядки
была заманчивой. Создавались различные проекты автоматических
ружей, пистолетов и даже артиллерийских орудий. Так, в России
в 80-е годы морской офицер С.Валицкий представил проект "лафе-
та для автоматического заряжания орудия", а бывший лесничий Д.
Рудницкий предложил конструкцию автоматической винтовки. Одна-
ко эти предложения, как и многие другие, остались неосущест-
вленными.
Дольше других повезло американскому изобретателю Х.С.
Максиму. В 1883 г. он изобрел пулемет. Это было оружие высокой
огневой мощи. Оно не только автоматизировало заряжание, но и
сделало автоматической саму стрельбу: при нажатии на гашетку
выстрелы следовали один за другим с промежутками в доли секун-
ды. Пулемет получил признание и впоследствии неплохо показал
себя во время англо-бурской войны 1899-1902 гг.
В середине XIX века для защиты боевых кораблей от артил-
лерийских снарядов начинают применять броню из кованого желе-
за. В 1859 г. выдающийся русский техник В.С. Пятов впервые в
мире изготовил броневые плиты способом прокатки, заменив ма-
лопроизводительный пудлинговый способ. В 70-90-е годы в связи
с развитием мартеновского производства железная броня посте-
пенно вытесняется стальной.
Наряду с толстой стальной броней, доходившей до 450 мм,
начинают прокатывать и тонкие листы, предназначенные для защи-
ты от пуль и осколков. Такая броня изготавливалась из специ-
альной стали с примесью главным образом никеля и хрома, а так-
же кремния, марганца, иногда - ванадия. После прокатки листы
подвергались термической обработке - отжигу при температуре
650 С и закалке при 800-920 С. В отличие от толстой брони, у
которой прокаливалась только лобовая сторонa, тонкие листы ка-
лились насквозь. В результате получалась однородная по струк-
туре (гомогенная) броня высокой твердости.
Таким образом, в начале нашего века все три необходимых
компонента были изобретены. "Моторные телеги" все увереннее
громыхали по булыжнику, изобретатель Хайрем Максим ликовал:
его пулемет был одобрен военными специалистами и принят на во-
оружение многих армий мира. На заводах Круппа в Германии, на
Ижорском заводе возле Петербурга и на других предприятиях нау-
чились изготавливать отменные броневые листы... Оставалось
только все это соединить в единое целое, что еще на протяжении
нескольких лет пытаются осуществить в разных странах.
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БТР
1.1 РАСЦВЕТ И ЗАКАТ ПОЛУГУСЕНИЧНЫХ МАШИН
В межвоенный период в ряде стран появляются опытные конс-
трукции бронетранспортеров. Например, в Италии в 1928 г. стро-
ят двухосный бронетранспортер ФИАТ-604 на шасси грузовика. Он
был рассчитан на перевозку 15 десантников и вооружен тремя пу-
леметами. В 1925 г. в Англии создали полугусеничный "пулемето-
воз" "Барфорд-Кегресс", который мог транспортировать в откры-
том сверху корпусе станковый пулемет "Виккерс" и 9 солдат. По-
лугусеничные бронетранспортеры типа "Ситроен-Кегресс" испыты-
вали во Франции.
В нашей стране в 1937 году на базе трехосного броневика
БА-10 сконструировали 10-местный бронетранспортер для эвакуа-
ции раненых - БА-22. Несколько позже на базе грузовика ЗИС-5
создали полугусеничный бронетранспортер Б-3.
Однако подлинное признание и широкое распространение бро-
нированные транспортеры для пехоты получили только в годы вто-
рой мировой войны, когда их выпуск во всех странах исчислялся
десятками тысяч.
Больше всего машин такого назначения строили в США. Они
были двух типов - колесный и полугусеничный.
Колесный представлял собой открытую сверху двухосную ма-
шину. Он был разработан еще перед войной фирмой "Уайт" и пред-
назначался прежде всего для целей разведки. Сами американцы
относили его к категории "скауткаров", хотя о был значительно
больше и вместительнее английских и канадских машин этой кате-
гории ("Фокс", "Линкс"). В английской и канадской армиях, куда
машины также поступали, их классифицировали как "бронированные
грузовики грузоподъемностью 15 центнеров" (1ц = 550.8 кг). На
большинстве этих бронетранспортеров ставили бензиновые шести-
цилиндровые двигатели "Геркулес" мощностью 110 л.с. Однако
часть оснащалась и дизельными двигателями. Использовались ма-
шины в качестве разведывательных, связных, командирских, сани-
тарных и т.д. Всего их было произведено почти 21 тыс.
Годы второй мировой войны были периодом расцвета полугу-
сеничных машин. Американские полугусеничные бронетранспортеры
(если не считать танков) стали самыми массовыми бронированными
машинами этого периода. В 1941-1944 годах заводы США выпустили
свыше 41 тыс. таких машин во множестве модификаций. Эти бро-
нетранспортеры широко поставлялись в армии стран-участниц ан-
тигитлеровской коалиции, а после войны многие годы использова-
лись союзниками США по агрессивным блокам. В израильских воо-
руженных силах полугусеничные бронетранспортеры применялись
еще в 70-е годы.
Во время второй мировой войны в Соединенных Штатах прово-
дились работы и по созданию тяжелых полугусеничных бронетранс-
портеров. В 1943 году фирма "Даймонд" построила два опытных
14-местных транспортера Т-16 с двигателем "Геркулес" мощностью
174 л.с. В этом же году по одному экземпляру схожей машины,
Т-17, построили фирмы "Уайт" и "Отокар". А фирма "Мак" предс-
тавила БТР Т-19 с задним расположением 215-сильного двигателя
"Континенталь" и переделанными гусеницами от известного сред-
него танка "Шерман". Но эти машины так и не вышли из стадии
эксперимента.
В Красной Армии во время Великой Отечественной войны,
преимущественно в ее второй половине, применялось некоторое
количество бронетранспортеров американского производства - как
колесных, так и полугусеничных. Они поставлялись по ленд-лизу
(соглашению об аренде).
Бронетранспортеры использовались в Красной Армии и как
артиллерийские тягачи, и как командирские машины. Последнее
отнюдь не было какой-то ненужной роскошью. Суровая военная
действительность подтвердила ту, в общем-то известную истину,
что даже командиры крупных соединений, обычно следующие за бо-
евыми порядками, порою тоже оказываются в довольно опасных си-
туациях.
В период после окончания второй мировой войны полугусе-
ничные машины перестали выпускать почти во всех странах. Инте-
рес к ним резко упал. Дело в том, что к этому времени были уже
отработаны трехосные машины с регулируемым давлением воздуха в
шинах, а также четырехосные. Эти конструкции превосходили по-
лугусеничные машины и по проходимости, и по скорости, и по
долговечности (пробег дорогостоящей гусеницы, как известно,
несравнимо меньше пробега автомобильной шины).
1.2 "УНИВЕРСАЛЫ"
Основным бронетранспортером английского производства в
годы второй мировой войны стала небольшая гусеничная машина
типа "Универсал". Она была разработана еще в довоенный период
и являлась усовершенствованным вариантом известной танкетки
30-х годов "Карлен-Лойд". В несколько измененном виде "Универ-
салы" производились также на заводах США и Канады. Машина оп-
равдывала свое название и действительно была универсальна: она
служила и транспортером,и и разведывательной машиной, и легким
тягачом. На ее базе были созданы бронированная наблюдательная
машина, самоходный миномет, огнемет "Уосп" и т.п.
Вдохновленные успехом своего "Универсала", английские
конструкторы задумали сделать колесный вариант. В 1940 году
они установили его кузов на шасси от бронеавтомобиля "Гай".
Однако из этой затеи ничего не вышло. Опытным образцом остался
и многоцелевой бронетранспортер, созданный в 1944 году на базе
среднего канадского грузовика "Форд".
Зато англичане стали выпускать серийно тяжелые брониро-
ванные грузовики для специальных целей. В качестве вазы бра-
лись двухосные, а чаще трехосные полноприводные машины фирм
АЕС и "Лейленд". Так появилось 550 просторных штабных фургонов
и несколько сот тяжелых огнеметных установок с внушительными
бронированными цистернами для горючей смеси.
Строили БТР и в других странах, тогда входящих в так на-
зываемое Британское содружество: в Канаде, Индии, Австралии.
Канада использовала большое количество бронетранспортеров
М-6. Это были обычные двухосные грузовики, производимые по ли-
цензии "Дженерал моторс" на заводах страны и покрытые легкой
броней. 106-сильный бензиновый двигатель располагался в перед-
ней части. Радиатор был прикрыт броневыми жалюзи.
Индийские части, принимавшие участие в боях в Африке, то-
же имели колесные бронетранспортеры собственного изготовления
на базе канадских двухосных грузовиков "Форд". Однако двигате-
ли у них в отличие от М-6, располагались в задней части.
Бронетранспортеры строила и Австралия. В 1942 году в
стране была выпущена серия танков "Сентинелл", очень похожих
на американские "Шерманы", но отличавшихся значительно меньшей
высотой. Танки в целом получились неудачными. А вот самоходка
на его базе и бронетранспортер оказались более совершенными и
пошли в серийное производство. БТР получил название "Кенгуру".
Он вмещал 12-15 человек и был вооружен 12.7-мм пулеметом, Бро-
ня была необычайно толстой для бронетранспортера - 50..37 мм.
На трехосном шасси "Мармон-Херрингтон" в Австралии было
также построено в 1942-1943 годах небольшое количество штабных
бронированных фургонов.
Во время Великой Отечественной войны "Универсалы" приме-
нялись и в Красной Армии. Нельзя сказать, чтобы наши бойцы бы-
ли от них в особом восторге. Посредине тесного десантного от-
деления возвышался, словно длинный стол, горячий капот двига-
теля. Десантники, сидевшие по двое вдоль бортов , упирались в
него коленями. В жару это было невыносимо. Прохладней было во-
дителю и командиру, размещавшимся в передней части машины, но
зато зимой они замерзали и на остановках перелезали в десант-
ное отделение, чтобы согреться.
Бронетранспортеры Англии и Канады широко использовались и
в послевоенный период - как в армиях этих стран, так и в воо-
руженных силах многих других государств. Отдельные их образцы
можно было встретить даже в 60-е годы.
1.3 НЕМЕЦКИЕ И ЯПОНСКИЕ БТР ВРЕМЕН ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
В Германии также на вооружении состояло большое количест-
во разнообразной бронетехники, среди которой были и разнокали-
берные полугусеничные транспортеры-тягачи - от самых маленьких
1-тонных, пригодных разве что для установки 20-мм пушки, до
громадных 18-тонных "Фамо", которые без особого труда могли
вытащить с поля боя средний танк. Это были машины-ландскнехты.
И когда развернулись бои второй мировой, часть ландскнех-
тов была одета в броню. Теперь они уже стали не просто транс-
портерами, а бронетранспортерами. Первые средние бронетранс-
портеры ("специальная машина 251") на шасси 3-тонного полугу-
сеничного тягача впервые использовались в 1939-1940 годах на
полях Польши и Франции, В кампании 1940 года 1-я танковая ди-
визия гитлеровцев уже имела семь рот мотострелков на БТР.
Несколько позже в войска стал поступать еще один полугу-
сеничный транспортер - легкий. Он обозначался как "специальная
машина 250". Новый БТР формой удивительно походил на старшую
модель, но был значительно меньше. Он был создан на базе
1-тонного тягача и предназначался для разведки, связи, пере-
возки боеприпасов и для других целей.
Немецкие БТР сохранили все конструктивные особенности
своих предков, полугусеничных тягачей: двигатель в передней
части, длинные гусеницы с шахматным расположением катков и пе-
реднюю неведущую ось. Это были далеко не совершенные конструк-
ции, отражавшие ту спешку, с которой гитлеровцы стремились
снабдить свою армию бронетранспортерами. Но их все равно не
хватало. Только с 1943 года каждая дивизия получила в свое
распоряжение батальон мотопехоты на БТР.
В ходе войны немецкие конструкторы пришли к решению вы-
пускать только один БТР. Фирма "Демаг" разработала прототип
универсальной машины Нкр-606, способной выполнять функции и
машины 251 (транспортировка пехоты), и машины 250 (разведка,
связь). Это была небольшая и тоже полугусеничная машина.
Под сильным влиянием немецкого среднего бронетранспортера
машина такого же назначения была создана и в Японии. Называ-
лась она "Хо-ха". Внешне она напоминала немецкий БТР типа 251,
однако начинка же была другой - японцы, у которых затруднения
с бензином были еще большими, чем в Германии, предпочли поста-
вить на свой бронетранспортер дизельный двигатель воздушного
охлаждения мощностью 125 л.с. С 1943 года эти 15-местные маши-
ны в небольшом количестве поступали в войска.
В 1944 году в боевых действиях на Филиппинах японские
войска использовали гусеничный бронетранспортер, названный
"Хо-ки". Он обладал удовлетворительной проходимостью, но броня
его была весьма слабой. Толщина стальных листов корпуса не
превышала 6 мм, При этом броневые поверхности были расположены
вертикально и только лобовой лист имел небольшой наклон. Дви-
гатель мощностью 115 л.с. находился спереди справа. Экипаж
состоял из 13 человек.
1.4 ПОСЛЕВОЕННЫЕ БТР СОЦСТРАН
В первые послевоенные годы на вооружение Советской Армии
был принят новый бронетранспортер БТР-152. Корпус был открытым
сверху, на нем устанавливали пулеметы. Бронетранспортер сконс-
труировали на базе трехосного грузовика повышенной проходимос-
ти ЗИС-151.
В 60-е годы в армию стал поступать более совершенный бро-
нетранспортер - БТР-60П. Четыре ведущие оси обеспечивали зна-
чительно более высокую проходимость на местности. Кроме того,
машина могла плавать.
В описываемый период Советская Армия имела на вооружении
еще один тип бронетранспортера, тоже плавающего, - БТР-50. Он
был гусеничным, созданным на базе танка-амфибии ПТ-76.
Впоследствии Советская Армия и вооруженные силы стран
Варшавского Договора начали получать колесные бронетранспорте-
ры БТР-70.
Бронетранспортеры производятся не только у нас в стране,
но и в некоторых других бывших соцстранах.
Чехословацкий бронетранспортер ОТ-810 является полугусе-
ничной бронемашиной. Буквы ОТ в наименовании этого бронетранс-
портера, как и других чехословацких боевых машин аналогичного
назначения, являются сокращением от слов Obrneny Transporter -
бронированный транспортер.
Машина выпускалась в послевоенные годы и конструктивно
была во многом подобна среднему бронетранспортеру Sd. Kfz.251
времен второй мировой войны. У нее дизель "Татра-920" был раз-
мещен спереди. Передняя ось была управляемой, но не ведущей.
Гусеничный движитель значительной длины имел опорные катки
большого диаметра, расположенные в шахматном порядке.
Корпус выполнен с целесообразным наклоном броневых по-
верхностей. Места механика-водителя и командира были прикрыты
крышей, в которой имелось два люка. Десантное отделение откры-
то сверху. В бортах сделаны открывающиеся лючки для стрельбы
из личного оружия десанта. Кроме того, машина была вооружена
одним 7.62-мм пулеметом или 82-мм реактивным противотанковым
гранатометом LG-59A.
Боевая масса машины составляла 7.4 т. Кроме экипажа из
двух человек она вмещала 10 десантников. Максимальная скорость
составляла 50 км/ч.
В начале 60-х годов в Чехословакии налажено производство
более совершенных бронетранспортеров: гусеничного ОТ-62 и ко-
лесного ОТ-64. Подобные машины стали поступать на вооружение
Войска Польского под обозначениями TOPAS и SKOT.
Работы над югославским бронетранспортером начались в кон-
це 50-х годов. В результате в 1961 году была принята на воору-
жение плавающая гусеничная машина М-590.
Бронетранспортер имел полностью закрытый корпус. Передний
броневой лист был несколько наклонен. Борта имели в верхней
части скосы, в которых располагались лючки для ведения огня из
стрелкового оружия. Задняя стенка была вертикальная, с двуст-
ворчатой дверью для посадки и высадки десанта.
Машина М-590 была вооружена одним крупнокалиберным
12.7-мм пулеметом, установленном открыто на турели, имела бое-
вую массу 9.5 т и была рассчитана на перевозку 11 человек де-
санта и 2 членов экипажа. По шоссе бронетранспортер мог дви-
гаться со скоростью до 45 км/ч.
1.5 РАЗВИТИЕ АМЕРИКАНСКИХ БРОНЕТРАНСПОРТЕРОВ
Полугусеничные бронетранспортеры, которыми американцы в
годы войны наводнили свою армию, были далеко не идеальными ма-
шинами. Поэтому еще в 1945 году был создан гусеничный БТР
М-39. Базой для его послужила быстроходная противотанковая са-
моходка "Ведьма", имевшая специальное шасси. У бронетранспор-
тера был открытый сверху корпус и двигатель в задней части.
Несколько позже появился еще один БТР - М-44. Он имел уже
полностью закрытый крышей корпус, что обеспечивало десантникам
лучшую защиту. Была облегчена посадка и высадка - она осущест-
влялась чрез дверцы в корме. Двигатель поэтому пришлось пере-
нести в переднюю часть корпуса. В 1952 году был принят на воо-
ружение еще один тип гусеничного бронетранспортера - М-75. По
мнению иностранных специалистов, это была хорошая машина, нам-
ного лучше предыдущих. Некоторые БТР этой марки применялись в
корейской войне и, по отзывам военной печати, показали высокую
маневренность и проходимость.
Бронетранспортер М-75 имел, однако один существенный не-
достаток: он был слишком сложным и дорогим. Кроме того, амери-
канские конструкторы решили, что армии нужен герметичный бро-
нетранспортер с фильтровентиляционной установкой. Только такая
машина, по их мнению, могла успешно действовать в условиях
грядущей войны с применением оружия массового поражения. В
связи с этим в конце 1953 года появляется очередной бронет-
ранспортер М-59. Он имел два новшества: во-первых, у него был
герметичный корпус с фильтровентиляционной установкой и,
во-вторых, машина могла плавать. При этом стоила она вдвое де-
шевле, чем М-75.
Правда по маневренности новая машина значительно уступала
М-75. Дело в том, что для снижения стоимости бронетранспортера
М-50 на нем использовали два обычных автомобильных двигателя -
дешевых, но недостаточно мощных. Они были расположены вдоль
бортов, в узких отсеках над гусеницами. Это позволило удлинить
десантное отделение, но усложнило эксплуатацию машины. Однако,
ка бы там ни было, М-59 стал массовой машиной и выпускался в
течение ряда лет.
Поиски наиболее совершенных конструкций завершились в
1960 году, когда армия США стала получать бронетранспортер
М-113. Довольно высокая и угловатая, как и ее предшественники,
эта машина содержала, по сообщениям иностранной печати, ряд
технических новинок, и, кроме того, была достаточно надежна.
Броню изготовили из алюминиевого сплава, что снижало ее массу.
Машина была авиатранспортабельна и могла плавать. Двигалась
она по воде не так уж быстро - 3.5 мили (5.6 км) в час. Но для
преодоления спокойных водоемов этого было достаточно.
Машин этого типа было построено свыше 70 тыс., они посту-
пили на вооружение 40 иностранных государств. Бронетранспорте-
ры М-113 широко применялись в 60-е годы во время войны во Вь-
етнаме. В этой войне выявился такой недостаток машины: крупно-
калиберный пулемет был открыто установлен на крыше корпуса, и
ни чем не защищенные пулеметчики несли большие потери. Приш-
лось в срочном порядке закрывать пулеметную турель бронирован-
ными щитами. С целью повышения проходимости машину оснастили
комплектом оборудования для самовытаскивания.
В джунглях Вьетнама побывал и другой американский бронет-
ранспортер - колесная машина "Коммандо" на 11 десантников. Он
был принят на вооружение в 1966 году под обозначением М-706.
Немалое внимание уделяют в США и бронемашинам для морской
пехоты. Ряд лет на ее вооружении состоял плавающий бронетранс-
портер LVTP-5, вмещающий 34 десантника. В настоящее время аме-
риканская морская пехота оснащена более совершенными машинами
LVTP-7. Однако они уже тоже не устраивают военных.
Серьезным недостатком американские специалисты считают
малую скорость этой машины на плаву. По их мнению, десантные
корабли в целях безопасности не должны подходить к побережью
на расстояние менее 25 миль. Эти мили десантные БТР должны
преодолевать своим ходом. В этих условиях и важна скорость:
чем она станет больше, тем меньше будут потери от огня против-
ника.
Поэтому в США несколько лет назад начались работы по соз-
данию принципиально нового десантного средства. Испытывались
различные машины: глиссирующие и на подводных крыльях, лета-
тельные аппараты и аппараты на воздушной подушке. В результате
иностранные специалисты остановили свой выбор на последних.
Перспективный БТР на воздушной подушке получил название LVA
(от Landing Vehicle Assault - десантная машина, штурмовая).
Военные выдвинули требование, чтобы машина двигалась по воде
со скоростью до 64, а на суше - до 88 км/ч.
1.6 ОСНАЩЕНИЕ БРОНЕТРАНСПОРТЕРАМИ СТРАН НАТО
Развивалась конструкция бронетранспортеров и в Англии. В
первые послевоенные годы английская армия имела гусеничные
бронетранспортеры "Кембридж" и "Оксфорд". У обоих БТР были
открытые сверху десантные отделения.
Но только в 1963 году был принят на вооружение бронет-
ранспортер, отвечающий современным понятиям: герметичный и
плавающий. Англичане назвали свой новый гусеничный БТР словом
"Ироуджен", которое переводится как "Троянский". В 1975 году
был также создан "Спартан" - небольшой быстроходный БТР, в ко-
тором могут разместится 7 человек.
Широкое применение в английской армии находят и колесные
бронетранспортеры - трехосный "Сарацин" и двухосный "Хамбер".
В 1984 году был принят на вооружение новый колесный бронет-
ранспортер FS-100 "Симба", а в 1985 году - "Саксон", оба неп-
лавающие. Колесная формула обеих машин - 4х4, вместимость - 12
человек, вооружение - пулеметное.
После вступления ФРГ в НАТО в 1955 году встал вопрос об
оснащении бундесвера новыми образцами военной техники, в том
числе и бронетранспортерами. Оперативнее других оказалась
швейцарская фирма "Испано-Сюиза", с которой был подписан конт-
ракт.
Западногерманские военные концерны "Хеншель" и "Ганомаг"
приобрели лицензию на производство БТР. Впервые бронетранспор-
теры HS-30 вышли на испытания в 1957 году. В 1959 году начался
их серийный выпуск. В бундесвере машины получили обозначение
SPz-12-2. БТР вмещал двух членов экипажа и 6 десантников. Мак-
симальная скорость составляла 60 км/ч. Вооружен был 20-мм ав-
томатической пушкой во вращающейся башенке. Бронетранспортер,
как отмечалось в иностранной печати, не был приспособлен для
плавания. Фильтровентиляционная установка отсутствовала. По
мнению зарубежных специалистов, машины получились с завышенной
массой и рядом дефектов. Гусеницы часто выходили из строя,
подвеска была слишком жесткой, тормоз механизма поворота быст-
ро перегревался, и вообще экипажу было жарковато. Одна треть
машин постоянно находилась в ремонте. Очевидно поэтому боль-
шинство бронетранспортеров в бундесвере долгое время составля-
ли все-таки машины американского производства типа М-113.
Наряду с гусеничными велась работа и над созданием колес-
ных бронетранспортеров. К этому побуждала и густая сеть дорог
в стране, и наличие развитой автомобильной промышленности, В
итоге в 1979 году в войска стал поступать бронетранспортер
ТРz-1, он же "Фукс" ("Лисица"). Бронетранспортер задуман как
десантно-грузовой. Может перевозить 10 солдат или грузы массой
до 2 т, на суше - до 4т. Амбразуры для ведения огня отсутству-
ют. При перевозке грузов сиденья десантников откидываются к
бортам. Имеется фильтровентиляционная установка и система
обогрева. Машина вооружена одним 7.62-мм пулеметом МG-1.
Бронетранспортер трехосный, все оси ведущие, а две перед-
ние - управляемые. Колеса снабжены радиальными шинами с регу-
лируемым внутренним давлением. Движение на воде осуществляется
при помощи двух винтов. Их оси могут поворачиваться в горизон-
тальной плоскости на любой угол, что обеспечивает хорошую ма-
невренность. На плаву машина достигает скорости 10 км/ч.
В TPz-1 использованы многие конструктивные элементы от
серийных военных автомобилей класса 5 и 10 т и от БРМ "Лукс".
Двигатель многотопливный, мощностью 320л.с. Агрегаты силовой
установки монтируются при помощи быстроразъемных соединений.
Максимальная скорость на шоссе - 87 км/ч.
Бронетранспортеры производятся западногерманским концер-
ном "Тиссен-Хеншель". Всего до 1985 года планировалось выпус-
тить около 1 тыс. таких машин. В 1980 году фирма "Краусс-Маф-
фей" создала в инициативном порядке четырехосный вариант этого
бронетранспортера. Корпус БТР удлинен на 1.5 м, вместимость -
2 человека экипажа и 14 десантников. В башне устанавливают ав-
томатическую пушку калибра 20 или 30 мм.
В настоящее время часть бронетранспортеров TPz-1 переобо-
рудована в машины специального назначения. Их оснащают РЛС
разведки наземных движущихся целей, средствами раиолокационной
борьбы. На базе TPz-1 разработаны машина радиационной и хими-
ческой разведки, машина наблюдения и управления для зенитных
частей, инженерная машина и т.д.
1.7 БТР ФРАНЦИИ, БЕЛЬГИИ И ДРУГИХ СТРАН
Во Франции в 50-е годе для вооруженных сил было налажено
производство гусеничного бронетранспортера AMX-VTT на базе
легкого танка. БТР вмещал 13 человек, включая водителя. Воору-
жение состояло из пулемета во вращающейся башенке. Кроме того,
было построено три десятка колесных бронетранспортеров ЕТТ на
базе четырехосного броневика ЕВR-75.
Современный колесный бронетранспортер французской армии
VAB выпускается совместно фирмами "Савием" и "Крезо-Луар" с
1974 года. Для французской армии всего было заказано около 4
тыс. бронетранспортеров VAB, главным образом в двухосном вари-
анте (4х4). Имеется и трехосная (6х6) машина.
Бронетранспортер вооружен пулеметом нормального (7.62 мм)
или крупного (12.7 мм) калибра. Возможна установка 20-мм или
30-мм автоматической пушки. Бронетранспортер плавающий, осна-
щен двумя водометными движителями. Машина VAB рассчитана на
перевозку экипажа из 2 человек и 10 десантников. Максимальная
скорость на суше - 90 км/ч, на плаву - 7 км/ч.
Получает французская армия и гусеничную боевую машину пе-
хоты - АМХ-10З.
В Бельгии в конце 70-х годов было разработано два типа
бронетранспортеров - колесный и гусеничный. Первый из них,
SIBMAS, - плавающая трехосная (6х6) машина, вмещающая дюжину
мотострелков. В передней части корпуса была установлена башня
от англо-бельгийской БРМ "Симитэр" с 30-мм пушкой.
Свой гусеничный бронетранспортер бельгийцы назвали "Коб-
ра". Он вмещал в себе 12 человек. Вооружена машина крупнокали-
берным пулеметом в башенке и двумя курсовыми пулеметами (т.е.
установленными в лобовой части корпуса и ведущими огонь по
курсу движения); кроме того, по бокам башенки смонтированы
противотанковые гранатометы.
Отличительная особенность "Кобры" - электрическая транс-
миссия. Двигатель внутреннего сгорания вращает генератор, и
выработанная таким образом электрическая энергия поступает на
тяговые электродвигатели. Скорость движения машины регулирует-
ся только реостатом. Это очень удобно для водителя, которому в
бою не нужно отвлекаться на переключение передач. Кроме того,
дизельный двигатель "Кобры" работает с постоянной частотой
вращения, в оптимальном режиме, а значит, экономичен и долго-
вечен. Однако у такой конструкции есть и одно "но" - она весь-
ма утяжеляет машину.
Испанские подразделения имеют два бронетранспортера наци-
онального производства: ВМR-600 и "Пегасо-3550". Обе машины
колесные, плавающие, причем у ВМR-600 корпус изготовлен из
алюминиевого сплава.
Италия производит колесные бронетранспортеры ФИАТ-6614.
Это плавающая двухосная машина, унифицированная с броневиком
6616. Вооружена крупнокалиберным пулеметом на турели. Экипаж -
2 человека, десант - 8. Максимальная скорость на суше достига-
ет 96 км/ч, а на плаву - всего 4.5 км/ч.
В начале 80-х годов Канада наладила выпуск трехосного
бронетранспортера "Гризли". Канадцы воспользовались иностран-
ной лицензией. Выбор пал на плавающую машину "Пирана" швей-
царской фирмы "Моваг". У нее 20-мм пушку заменили на 76-мм
орудие.
На этой же базе были созданы еще две машины - общего наз-
начения "Кугуар" с 12.7-мм пулеметом и ремонтно-эвакуационная
"Хаски". Первоначальный заказ на эти три машины составил три с
половиной сотни штук.
На вооружение армии Нидерландов еще в 1960 году был при-
нят четырехосный бронетранспортер YP-408 фирмы DAF. Двигатель
у него был расположен в передней части, как у обычного грузо-
вика, т.к. шасси взяли от уже хорошо отработанного серийного
колесного тягача той же фирмы. Привод осуществлялся не на все
четыре, а только на три оси, что тоже несколько упрощало и
удешевляло конструкцию. Бронетранспортер вооружен крупнокали-
берным пулеметом, вмещает двух членов экипажа и 10 десантни-
ков. Используется в качестве тягача минометов и для других це-
лей.
2. ОСНОВНЫЕ КОНСТРУКЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ БТР
2.1 "ДЕМАГ" D7p
(Sd. Kfz 250) (Германия)
Стандартный легкий бронетранспортер. В конструкции ис-
пользовано шасси полугусеничного однотонного тягача, однако
гусеница укорочена на один каток. Машина производилась фирмами
"Демаг" и "Эвенс унд ристор". Шасси изготовлялось также на за-
воде "Бюссинг-НАГ". С 1941 года бронетранспортер использовался
в мотострелковых ротах разведывательных подразделений. Машина
по форме похожа на средний бронетранспортер (Sd. Kfz. 251), но
значительно меньше его по размерам. Корпус открыт сверху. Тол-
щина лобовой брони - 12 мм, бортовой - 7 мм. После 1943 года
форма корпуса была существенно упрощена.
Двигатель фирмы "Майбах" расположен в передней части ма-
шины. Коробка передач - полуавтоматическая, с предварительной
установкой необходимой передачи. Передняя ось - управляемая,
неведущая. Шины пневматические. Гусеничная лента с игольчатыми
подшипниками в шарнирах и с резиновыми башмаками на траках.
Первые обеспечивают высокую долговечность гусеницы, вторые -
малошумность. Опорные катки большого диаметра расположены в
шахматном порядке.
Машина выпускалась в четырнадцати модификациях: шести-
местный бронетранспортер, вооруженный двумя пулеметами (Sd.
Kfz. 250/1); машина для радиосвязи (Sd. Kfz. 250/3); разведы-
вательный броневик с 20-мм пушкой во вращающейся башне (Sd.
Kfz. 250/9); установка 37-мм противотанковой пушки (Sd. Kfz.
250/10); транспортер боеприпасов (Sd. Kfz. 252) и др.
Всего было построено около 7500 бронетранспортеров се-
мейства "250".
2.2 "ГАНОМАГ" HKI 6p
(Sd. Kfz. 251) (Германия)
Средние бронетранспортеры типа 251 были самыми распрост-
раненными бронемашинами вермахта. Всего их было произведено
более 15 тыс. шт.
Машины созданы на базе 3-тонного полугусеничного тягача.
Основными производителями шасси являлись фирмы "Гономаг" и
"Боргвард". Кроме того они выпускались заводами "Адлер", "Ау-
то-Унион" и др. Кузова изготовляла главным образом фирма "Бюс-
синг".
Бронетранспортер имел открытый сверху кузов с рациональ-
ным наклоном поверхностей. Толщина лобовых листов корпуса сос-
тавляла 12 мм, бортовых - 7 мм. Устройство передней оси и гу-
сеничного движителя в основном такое же, как и у легкого бро-
нетранспортера (Sd. Kfz. 250).
Первые прототипы среднего полугусеничного бронетранспор-
тера испытывались на полигоне в Куммерсдорфе в 1938 году. С
весны следующего года в войска стали поступать машины модифи-
каций А, В, и С. Модель С имела более толстый и ровный лобовой
лист (16 мм). В 1943 году появилась модель D. Форма корпуса
стала более простой и технологичной.
Известна 21 модификация машин типа "251", в том числе
12-местный бронетранспортер с двумя пулеметами (Sd. Kfz.
251/1), санитарная машина (Sd. Kfz. 251/8), самоходная уста-
новка 75-мм гаубицы (Sd. Kfz. 251/9), самоходный огнемет (Sd.
Kfz. 251/16) и т.д.
2.3 М-9А1 (США)
Машины данного типа были наиболее распространенными бро-
нетранспортерами второй мировой войны. С 1941 по 1944 год их
было выпущено свыше 41 тыс.
Семейство полугусеничных бронетранспортеров американской
армии включало машины нескольких серий: М-2, М-3, М-5, и М-9,
которые незначительно отличались друг от друга. Серии М-2 и
М-3 производились фирмами "Отокар" и "Уайт". Бронетранспортеры
М-3, кроме того, выпускал завод "Даймонд Т". Машины М-5 и М-9
строила компания "Интернейшнл Харверстер".
БТР вооружены пулеметами калибра 7.62 мм (М-2, М-3, М-5)
или 12.7 мм (М-9), которые смонтированы на тумбовых установках
позади кабины водителя. У модификаций с индексом А1 (М-2А1 и
т.д.) крупнокалиберный пулемет устанавливался в специальной
турели над правой стороной кабины.
Корпус у всех машин собран из броневых листов толщиной
12.7...6.4 мм, не имеющих рационального наклона. Вместимость
10-13 человек у разных модификаций, не считая двух человек,
сидящих в кабине. У некоторых машин в задней части корпуса
имеется дверца.
Передние колеса - ведущие и управляемые. Гусеница - рези-
нометаллическая. Спереди машины установлен подрессорный каток
для преодоления окопов. Имеется лебедка.
2.4 Mк4 LVT (4) (CША)
Плавающие машины LVT (сокр. от англ. Landing Vehicle,
tracked - десантная машина, гусеничная) в больших количествах
были выпущены в 1942-1944 годах. Бронирование имели только
транспортеры моделей LVT(A)(2) и поздние выпуски машин LVT(4).
У первого из них двигатель размещался в задней части кор-
пуса, а десантное отделение - в средней. Броневые листы толщи-
ной 13 мм имелись лишь спереди и над отделением управления.
У машин LVT (4) двигатель был перенесен в переднюю часть
корпуса, а десантное отделение смещено к корме. Задний борт
был откидным, что облегчало погрузку орудий и других громозд-
ких предметов. У машин последних серий надводная часть корпуса
бронировалась.
Все машины семейства имели приваренные к бортам корпуса
пустотелые понтоны, которые размещались внутри гусеничного об-
вода. Каждый понтон был разделен перегородками на пять секций.
Поэтому при образовании пробоины вода заполняла только одну
секцию и машина сохраняла плавучесть. На гусеницах крепились
специальные лопатки, благодаря которым скорость движения по
воде увеличивалась. Вооружение бронетранспортера Мк 4 LVT (4)
- четыре пулемета калибра 7.62 мм.
2.5 "УНИВЕРСАЛ" No 2 МкII (Англия)
Машины типа "Универсал" являлись самыми массовыми гусе-
ничными бронетранспортерами второй мировой войны.
Первой машиной такого типа был бронетранспортер фирмы
"Торникрофт", построенный в 1938 году. Он предназначался преи-
мущественно для перевозки расчета легкого пулемета "Брэн" и
поэтому назывался "Брен-кэрриер".
В дальнейшем функции машины были расширены и ее назвали
"Универсал". Этот БТР строили английские фирмы "Волслей",
"Сэнтинэл", "Торникрофт", "Форд", "Эвелинг-Барфорд". Он широко
использовался для перевозки людей, боеприпасов и различных
грузов, а также как штабная и наблюдательная машина, в качест-
ве базы для самоходных миномета и огнемета и для других целей.
Открытый сверху броневой корпус имел толщину лобовых лис-
тов до 11 мм и бортовых до 7 мм.
Двигатель автомобильного типа с V-образным расположением
цилиндров ("Форд") находился в десантном отделении. У машины
"Универсал" No1 его мощность составляла 65 л.с., у No2 - 85
л.с. и у No3 - 95 л.с. Повороты большого радиуса осуществля-
лись путем смещения передних катков (а значит, и гусеницы) в
соответствующую сторону, крутые повороты - при помощи диффе-
ренциала.
Машины "Универсал" производились также канадской фирмой
"Форд", которая выпустила их 34 тыс. В США БТР выпускался в
несколько измененном варианте под названием "Универсал Т-16".
Он был длиннее и имел четыре опорных катка на борт. Американс-
кие заводы Форда построили почти 14 тыс. "Универсалов Т-16".
2.6 БТР-40 (СССР)
Бронетранспортер БТР-40 выпускался с 1950 года на базе
двухосного грузового автомобиля повышенной проходимости
ГАЗ-63. Он нашел широкое применение в Советской Армии для раз-
ведки, связи и охранения.
Корпус машины несущего типа , открытый сверху. В передней
части машины расположено силовое отделение, в котором размеща-
ется двигатель ГАЗ-40. Впереди двигателя установлена лебедка,
доступ к которой осуществляется через броневой люк. В средней
части бронетранспортера расположено отделение управления, где
установлены сиденья командира и водителя, радиостанция. Позади
него находится десантное отделение. Корпус имеет две боковые
дверцы (для командира и водителя) и одну заднюю (для десанта).
Бронетранспортер вооружен пулеметом СГТМ (станковый Горю-
нова модернизированный бронетранспортерный) калибра 7.62 мм,
который мог быть установлен на бортовых кронштейнах, или на
корме, или на трубчатой штанге, увеличивающей жесткость корпу-
са.
Был также создан бронетранспортер БТР-40А - со спаренными
14.5-мм крупнокалиберными пулеметами Владимирова (КПВ) на ту-
рельной установке. Позже, в 1957 году, появился БТР-40Б с зак-
рытым сверху боевым отделением. Машина вмещала шестерых де-
сантников.
Бронетранспортеры БТР-40 производились по 1960 год.
2.7 БТР-152 (СССР)
Трехосный бронетранспортер БТР-152 был выпущен в 1950 го-
ду. Основой для него послужили узлы и агрегаты автомобиля
ЗИС-151 со всеми ведущими мостами.
БТР имел корпус открытого типа. В корпусе имелись две бо-
ковые дверцы и одна задняя. В отделении управления размещена
радиостанция Р-113/13в. Машина была вооружена 7.62-мм станко-
вым пулеметом Горюнова (СГ-43, а позже СГМБ).
В 1952 году на базе этого бронетранспортера начался се-
рийный выпуск машины БТР-152А - зенитной пулеметной установки,
вооруженной спаренными 14.5-мм пулеметами КПВ.
Несколько позже, с 1955 года, выпускался БТР-152В. Броне-
вой корпус у него, по сути, остался прежним. Однако этот бро-
нетранспортер имел централизованную систему регулирования дав-
ления воздуха в шинах. Первоначально трубки системы располага-
лись снаружи колес, что делало их уязвимыми. У более поздних
модификаций, БТР-152В1 (1959 г.), был применен внутренний под-
вод воздуха. Последние варианты машины имели бронированную
крышу (БТР-152К). На базе бронетранспортера выпускался также
подвижный пункт управления артиллерией - БТР-152Б.
2.8 БТР-50ПК (СССР)
Первый советский серийный гусеничный бронетранспортер
БТР-50П создан на базе плавающего танка ПТ-76. Машина сохрани-
ла расположение основных агрегатов танка. В передней части
бронетранспортера было отделение управления, где располагались
водитель и слева от него, в небольшой полубашенке, - командир
машины. Двигатель В-6 занимал заднюю часть машины. А в средней
части корпуса находилось сравнительно небольшое десантное от-
деление, открытое сверху. Движение на плаву осуществлялось
посредством двух водометных движителей.
Машина была вооружена одним пулеметом СГМБ калибра 7.62
мм. Несколько позже появилась модификация, которая имела зак-
рытое боевое отделение с крышей и фильтровентиляционной уста-
новкой. Эта машина называлась БТР-50ПК.
2.9 БТР-60ПБ (СССР)
Плавающий бронетранспортер имеет восемь ведущих колес с
независимой торсионной подвеской.
В кормовом отсеке установлены два двигателя ГАЗ-40П мощ-
ностью по 90 л.с. Один из них приводит в действие первую и
третью пару колес, а второй - вторую и четвертую. Такая двух-
моторная схема повышает надежность машины.
Имеется централизованная система накачки шин и лебедка
самовытаскивания.
Бронетранспортеры первых выпусков, Бтр-60П, стали посту-
пать в войска с 1960 года. Они имели открытый сверху брониро-
ванный корпус вместимостью 16 человек. Машина обычно была воо-
ружена одним 7.62-мм пулеметом СГМБ. В 1963 году появилась мо-
дификация с закрытым, полностью герметичным корпусом и с филь-
тровентиляционной установкой - БТР-60ПА. У этого бронетранс-
портера посадка и высадка десанта (10 человек) осуществлялась
через люки, расположенные в крыше. Появившаяся через два года
следующая модель, БТР-60ПБ, получила дополнительно коническую
башню. В ней был установлен 14.5-мм пулемет КПВТ и спаренный с
ним 7.62-мм пулемет ПКТ. Машина имеет радиостанцию и инфрак-
расные приборы.
2.10 БТР-70 (СССР)
Бронетранспортер БТР-70 по общей компоновке подобен маши-
не БТР-60ПБ, но имеет более высокие боевые и эксплуатацион-
но-технические качества.
Вооружение состоит из башенной пулеметной установки, од-
нотипной с применяемой на БТР-60ПБ, и двух ПЗР комплексов,
предназначенных для поражения вертолетов и низколетящих само-
летов. Корпус машины имеет несколько измененную форму с более
рациональным наклоном броневых листов и более целесообразной
их толщиной. Высота бронетранспортера по корпусу уменьшена на
185 мм.
В передней части бронетранспортера расположено отделение
управления. Здесь имеются сиденья для командира и водителя,
регулируемые по продольному положению, высоте и по наклону
спинки; приводы управления; контрольно-измерительные приборы;
приборы наблюдения; средства специальной разведки. Для внешней
связи служит УКВ-радиостанция Р-123М.
В средней части машины находится боевое отделение, в ко-
тором установлены два трехместных продольных сиденья, два од-
номестных и одно подвесное для пулеметчика башенной установки.
Десантники на продольных сиденьях размещены лицом к бор-
ту, что позволяет вести огонь из личного оружия через лючки в
боковых листах корпуса. Для отдыха расчета продольные сиденья
могут раскладываться, образуя четыре нижних лежачих места.
Спинки сидений подвешиваются к потолку на ремнях, образуя два
верхних места. Выход из боевого отделения обеспечивают боковые
десантные люки между нишами колес второго и третьего мостов, а
также люки в крыше боевого отделения. Машина оснащена стан-
дартной ФВУ и приборами ночного видения. Имеется три отопи-
тельного типа с вентиляторами, прогоняющими воздух через ради-
аторы отопителей. Один отопитель установлен в отделении управ-
ления, два других - в десантном отделении.
В задней части корпуса за герметической перегородкой рас-
положено силовое отделение. Силовая установка состоит из двух
V-образных карбюраторных двигателей ЗМЗ-4509 мощностью 115
л.с. с частотой вращения 3200 об/мин каждый.
Трансмиссия, аналогичная трансмиссии БТР-60ПБ, дополнена
механизмом, позволяющим отключать от нее один из двигателей в
случае выхода его из строя. Это обеспечивает более надежное
движение с помощью второго двигателя. Более надежными стали
независимая подвеска колес, тормозные системы и рулевое управ-
ление. Кроме пневматических шин с централизованной системой
регулирования давления применяются боестойкие шины, повышающие
живучесть машины.
Для движения на плаву служит двухступенчатый двухвальный
водомет. Имеется работающая от водомета система водоотлива
производительностью до 700 л/мин. Бронетранспортер оснащен
также центробежным трюмным электронасосом производительностью
200 л/мин.
В силовом отделении находится автоматическая система по-
жаротушения.
В передней части корпуса смонтирована лебедка самовытас-
кивания, имеющая тяговое усилие до 6000 кГс. В случае примене-
ния блока оно может быть увеличено в два раза.
2.11 М-113А1 (США)
Основной БТР танковых и механизированных войск США М-113
начал поступать в части в 1960 году. Производился корпорацией
"Фуд машинери энд кемикл" (FMC).
На бронетранспортере имеется пулемет калибра .50 (12.7
мм). Корпус изготовлен из алюминиевых сплавов, толщина брони
доходит до 45 мм. Имеется ФВУ и инфракрасные приборы.
БТР М-113 плавающий. Он имеет "бесшумные" гусеницы, кото-
рые служат движителем и на воде, Двигатель расположен в перед-
ней части машины. Коробка передач - автоматическая.
В 1964 году, с учетом опыта войны во Вьетнаме, бронет-
ранспортер был модернизирован и получил обозначение М-113А1.
Бензиновый двигатель "Крайслер" был заменен дизелем GMС 6V53.
В задней стенке корпуса установили пулемет калибра .30(7.62мм).
На базе БТР М-113 созданы самоходный огнемет М-132, ко-
мандо-штабная машина М-577, самоходные 81- и 106.7-мм минометы
М-125 и М-106, 20-мм шестиствольная зенитная самоходка М-163
"Вулкан" и др.
Машины семейства М-113 состоят также на вооружении Герма-
нии, Италии, Канады, Турции, Греции, Ирана, Израиля и других
стран. Всего изготовлено свыше 70 тыс. таких БТР. Это самый
распространенный БТР большинства западных государств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БТР ИЛИ БМП ?
Все то время, пока развивался и креп бронетранспортер,
также развивался и другой вид бронетехники - боевая машина пе-
хоты или сокращенно БМП. Что и говорить, БМП - главный "конку-
рент" БТР. Ею проще всего заменить БТР в случае необходимости.
Что же у них общего и чем они различаются ?
Обе машины бронированы, высокой проходимости, предназна-
чены для перевозки мотопехоты. Но вот круг обязанностей у них
разный. БТР в основном транспортирует солдат к переднему краю
обороны, после чего мотострелки спешиваются и идут в атаку. А
БМП доставляет солдат в самое пекло сражения и позволяет им
вести бой, не сходя с машины. Поэтому по сравнению с бронет-
ранспортером у БМП и броня крепче, и вооружение сильнее, и ус-
ловия стрельбы для солдат лучше.
Так не утратили ли БТР свое значение и стоит ли их вообще
выпускать ? Конечно надо. Хоть они и слабее БМП и уступают ей
в боевых возможностях, они ведь еще и значительно дешевле и
проще. Зачем применять сложный и дорогостоящий БМП там, где
можно обойтись более простым БТР. О том, что БТР нужны армии
говорит и то, что в войсках как нашей, так и зарубежных стран
имеется на вооружении большое количество БТР и разрабатываются
их новые образцы.
Итак, и бронетранспортер, и БМП имеют свои достоинства и
свои недостатки. Поэтому оба эти типа машин не исключают, а
дополняют друг друга.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БТР
ЛИТЕРАТУРА
Л.Д. Гоголев "БРОНЕМАШИНЫ"
Очерки об истории развития и боевом применении.
Москва, Издательство ДОСААФ СССР, 1986