История создания плоской печати
Доклад на тему:
История создания плоской печати
|
История создания плоской печати
Плоская печать позволяет располагать печатные и пробельные элементы в одной (точнее, почти в одной) плоскости. Разделение печатающих и пробельных элементов основано на различных физико-химических свойствах поверхности: печатающие элементы смачиваются жирной краской, а пробельные — водой. Это достигается путём предварительной химической обработки поверхности формы, в результате чего на ней образуются адсорбционные и минеральные плёнки с соответствующими молекулярно-поверхностными свойствами. Из-за не смешивания жира и воды, предварительно увлажнённые пробельные участки формы не воспринимают краску, и она ложится только на печатающие элементы; при увлажнении формы вода не смачивает слой краски, но воспринимается пробельными элементами. В процессе печатания форму попеременно смачивают водой и закатывают краской, затем бумагу (или др. материал) вводят под давлением в контакт с формой, благодаря чему получается отпечаток.
Честь изобретения и усовершенствования плоской печати принадлежит студенту юридического факультета университета в Праге Алоизу Зенефельдеру (1771 – 1834). В 1796 г он обнаружил, что у известняка разрисованного жиром и смоченного водой типографская краска остаётся только на жирных участках, и если камень постоянно смачивать (например, с помощью резинового валика) - то можно сделать несколько оттисков с этого камня без использования гравированной формы. Зенефельдер изобрёл так же печатные прессы необходимые для нового способа печати.
Прессы А. Зенефельдера
Им же в 1806 была открыта первая литографская мастерская в Мюнхене. Подобные мастерские были открыты в 1816 в Париже и Петербурге, в 1822 в Лондоне. В 19 в. литография широко применялась для воспроизведения картин, исполнения чёрно-белых и многоцветных эстампов (печатаемых с нескольких камней), книжных иллюстраций, географических карт, этикеток, плакатов, объявлений, наглядных пособий и т. д. Печатание эстампов производилось на ручных литографских станках, а многотиражных оттисков — на плоских литографских печатных машинах. В дальнейшем появились аналоги, модификации литографии: автолитография, хромолитография, фотолитография, олеография, литогравюра, альграфия и др.
Позже Зенефельдер развил идеи замены плоских каменных формных пластин на цилиндрические пластины , например он пробовал наносить размельчённый камень на гибкую металлическую пластину. Но данная проблема была решена открытием цинковой пластины Руддимэном Джонстоном в Эдинбурге 1886 г.
Принципиальная схема устройства офсетной машины
Американцы позже заменили цинк алюминием, потому что имели сырье и подходящие металлопрокатные заводы.Изобретателями собственно офсетной печати считаются американцы Айра В. Рубель (Ira W.Rubel) и Каспар Херманн (Caspar Hermann). Которые в 1904 году применили косвенную печать не напрямую с формных литографических пластин, а через промежуточный цилиндр. Однажды Рубель пропустил момент подачи листа бумаги и краска с формы перешла на печатный резиновый цилиндр. Загрузив бумагу Рубель заметил, что на обратной стороне листа отпечаток был хоть и негативным, но более качественным, по сравнению с правильной стороной. Он заинтересовался этим фактом и в результате все современные офсетные печатные машины имеют промежуточный (офсетный) цилиндр.
В 30-е гг. 20 в. Л. стала интенсивно вытесняться более совершенной офсетной печатью. Потеряв своё промышленное значение, литография остаётся станковой техникой создания художественных эстампов, основным видом которой является автолитография.
Рубель у своего печатного станка