История создания в России Центральных банковских учреждений
ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ
Юридический факультет
Кафедра конституционного, административного и финансового права
2ИСТОРИЯ 0 2СОЗДАНИЯ 0 2В 0 2РОССИИ 0 2ЦЕНТРАЛЬНЫХ 0 2 БАНКОВСКИХ 0 2 УЧРЕЖДЕНИЙ 3.
1Курсовая работа по предмету "Финансовое право"
студента 3-го курса
Сувертока Константина
ак.группа ЮЮ-307,
ст/б 960791
Научный руководитель:
ст.преп. Макарчук З.В.
- 1 -
Заведующий кафедрой:
доц. Зеленцов А.Б.
Москва, 2000 г.
Содержание.
Введение........................................................3
Глава I. Становление кредитно-банковской системы России.
Первые попытки создания центрального банка.............5
1. Появление в России первых кредитных учреждений.........5
2. Новый подход к построению государственной кредитно-
банковской системы. Статус Коммерческого банка.........7
3. Реформы 60-х гг. ХIХ в. и учреждение Государственного
банка России...........................................9
4. Преобразование Государственного банка.................11
5. Итоги развития кредитно-банковской системы России
- 2 -
в ХVIII - начале ХХ в.................................13
Глава II. Государственный банк СССР как единый центр
управления советской кредитно-банковской системой.....15
1. Формирование кредитно-банковской системы в СССР.......15
2. Кризис социалистической экономики и необходимость
экономических реформ..................................18
Глава III. Банк России - центральное банковское учреждение
в условиях рыночной экономики.......................22
Заключение.....................................................24
Список использованной литературы...............................25
2Вступление.
В последнее время средства массовой информации активно обсуждают
и комментируют деятельность Банка России. В первую очередь в связи с
послекризисной ситуацией в стране и поддержанием им курса национальной
валюты. Однако его компетенция гораздо шире. Банк России сегодня - это
орган государственной власти, верхнее звено кредитно-банковской
системы страны, учреждение, обладающее широкими полномочиями в области
- 3 -
кредитования, операций с ценными бумагами, нормотворчества и контроля.
Так, однако, было не всегда. Вообще центральный банк в России
возник совсем недавно - только в первой четверти ХХ в. Тем не менее,
опыт накоплен уже достаточно большой, поскольку первая попытка
создания в России кредитного учреждения была предпринята еще в
середине ХVII в. За прошедшие три с лишним столетия в стране
неоднократно менялась общественно-политическая обстановка, отношение к
собственности, взгляды на кредитно-денежную политику, а вместе с ними
менялась и кредитно-банковская система государства.
Последняя, по мнению ряда специалистов, может быть представлена в
трех формах 5* 0:
1) Совокупность независимых друг от друга, практически не
взаимосвязанных кредитных организаций; кредитное учреждение,
выполняющее роль центрального банка, при этом отсутствует.
2) Наличие одной банковской организации, имеющей разветвленную
сеть филиалов, которая охватывает всю страну - государственная
монополия.
3) Двухуровневая форма. Верхний уровень - центральный банк и
другие органы управления кредитно-банковской системой, нижний -
остальные кредитные учреждения и банковская инфраструктура.
Россия, пройдя первые две стадии, перешла уже к двухзвенному
принципу, которого придерживаются развитые страны мира. Тем не менее,
в процессе становления системы возникает множество проблем. И в первую
очередь они связаны с функционированием ее верхнего уровня, со
статусом Центрального банка РФ. Существует множество проектов и
───────────────
5* 4 См., напр.: Тосунян Г.А., Викулин А.Ю., Экмалян А.М. Банковское
- 4 -
4право Российской Федерации. Общая часть: Учебник / Под общ. ред. акад.
4Б.Н.Топорнина.- М.: Юристъ, 1999.- с. 0 451.
предложений по поводу того, в каком направлении следует развиваться
кредитно-банковской системе страны. Но как бы то ни было, совершенно
необходимо учитывать накопленный опыт и разрабатывать дальнейшую
стратегию и принципы, на которых будут основываться в своей
деятельности кредитные учреждения, опираясь в том числе и на
трехвековую историю развития кредитно-банковской системы нашего
государства, а не только бездумно перенимая западные стандарты и
технологии. В этой связи представляется интересным проследить, как и
почему возник в России центральный банк и каким образом изменялись его
правовое положение и полномочия.
- 5 -
2Глава I. Становление кредитно-банковской системы России.
2Первые попытки создания центрального банка.
1 1. Появление в России первых кредитных учреждений.
Начиная разговор о кредитно-банковской системе, надо в первую
очередь дать определение этого понятия. Оно, как мне кажется, имеет
двоякий характер.
Во-первых, это совокупность банков ( включая центральные ), иных
кредитных организаций, филиалов и представительств иностранных банков.
Во-вторых, это отношения между указанными субъектами, их
структурная и функциональная взаимосвязь.
То есть речь должна идти не просто о некотором количестве
организаций, осуществляющих различные банковские операции, а о наличии
организованной структуры, элементы которой связаны между собой
равноправными отношениями или отношениями подчинения, несут
- 6 -
установленные (законодательно определенные) функции и образуют таким
образом определенную целостность и единство.
В таком виде кредитно-банковская система России появилась
сравнительно недавно, гораздо позднее, нежели в передовых европейских
государствах, хотя попытка создать некий прообраз современных банков
была предпринята еще в 1665 году известным государственным деятелем, в
то время псковским воеводою А.Л.Ордин-Нащокиным.
Главными причинами слабости и неустойчивости русской торговли
того времени он считал "недостаток капиталов, взаимное недоверие и
отсутствие удобного кредита" 5* 0. В целях устранения этих недостатков
были предложены очень смелые для того времени преобразования, и в
числе прочего предлагалось наделить городскую управу полномочиями по
выдаче ссуд "маломочным" русским купцам. Идея эта, однако, была крайне
негативно воспринята московским боярством и ее воплощение в жизнь
вскоре пресекли.
Дальнейшие попытки организации кредитных учреждений также нельзя
назвать удачными. Так, созданный в 1733 году по Указу императрицы Анны
Иоановны банк обернулся на деле тем, что можно было бы
───────────────
5* 0 4Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической
4мысли.- М.: Правда, 1990.- с.133. 0
охарактеризовать как "казенный ломбард". Образованная ею же Монетная
контора, выдававшая ссуды под залог золота и серебра, очень скоро
прекратила свое существование ввиду незначительности кредитных
операций.
В 1754 году Правительствующий Сенат учредил банки, уполномоченные
на работу с отдельными сословиями: государственные заемные банки для
- 7 -
дворянства, образованные в Москве и Санкт-Петербурге, выдавали
ипотечные кредиты соответственно дворянам, а так называемый Банк для
поправления при Санкт-Петербургском порте коммерции и купечества
предоставлял краткосрочные ссуды местным купцам. Организация процесса,
днако, оставляла желать лучшего - деньги помещиками в срок не
возвращались, а зачастую те даже не платили процентов, бухгалтерский
учет был развит очень плохо, процедура продажи просроченных залогов
практически не действовала, чиновники банков всячески злоупотребляли
своим положением. Все это привело в конце концов к закрытию этих
учреждений.
Подобная же участь постигла и два портовых коммерческих банка -
Петербургский и Астраханский, созданные Екатериной II в целях
поощрения внешней торговли.
Государство тем временем, а надо отметить, что вплоть до начала
шестидесятых годов ХIХ века все кредитные учреждения были
государственными, не прекращало попыток создания структуры,
позволившей бы, наконец, наладить процесс выдачи-получения ссуд.
Творческий поиск властей выливался в появление все новых и новых
организаций: Сохранные и Ссудные казны, Приказы общественного
призрения, заемные банки (в том числе Государственный заемный банк).
Заметим, впрочем, что, делалось все это, как правило, не с целью
организации развитой и действительно работающей схемы по кредитованию
как бы сейчас сказали производственного сектора экономики или торговых
операций, а дабы поддержать переживавшее не лучшие свои времена
российское дворянство. ( Например, Павел I учредил в 1797 г.
учреждение, которое так и называлось - Вспомогательный для дворянства
банк ).
- 8 -
1 2. 0 1Новый подход к построению государственной кредитно-
1банковской 0 1системы. Статус Коммерческого банка.
Первая четверть ХIХ в. ознаменовалась появлением новых для
зарождавшейся кредитно- банковской системы России учреждений. Прежде
всего, возникли специализированные государственные органы по
регулированию кредитной деятельности: в 1810 г. Комиссия погашения
государственных долгов, а в 1817 г. Совет государственных кредитных
установлений. Функции первого ясны из его названия, в обязанности же
второго входило проведение ревизии кредитных учреждений, составление и
рассмотрение законопроектов, затрагивающих кредитную сферу.
7 мая 1817 г. был учрежден Государственный коммерческий банк.
Причиной его создания было провозглашено желание облегчить и расширить
товарооборот российских купцов. Банк был наделен довольно широкими
полномочиями по приему вкладов, выдаче ссуд под залог товаров, учету
простых и переводных векселей. Однако самым важным элементом его
статуса явилось то, что впервые в российской практике Уставом Банка
было установлено, что его капитал и вклады не подлежат
налогообложению, описи или секвестру по частным или казенным искам и
установлен запрет на использование принадлежащих Банку средств для
финансирования государственных расходов.
Надо, однако, заметить, что последнее положение долгое время
игнорировалось, и государство активно использовало средства Банка для
покрытия своих расходов (ситуация, сильно напоминающая современные
взаимоотношения Банка России и Правительства).
Контроль за Коммерческим банком государство осуществляло путем
назначения половины директоров ( вторая половина избиралась
петербургским купечеством ) и утверждения министром финансов решений
- 9 -
Правления, связанных с активными операциями Банка.
Можно ли считать, что Государственный коммерческий банк был
центральным, системообразующим, иными словами, сопоставимо ли его
положение с тем, которое занимает в современной кредитно-банковской
системе России Центральный банк, с поправками на развитость самой
системы, разумеется ? На мой взгляд, нет. Дело в том, что центральный,
или системный, банк - это во-первых, учреждение, уполномоченное
государством на управление всей совокупностью кредитных организаций и
наделенное соответствующими полномочиями, а во-вторых, элемент, без
которого в принципе невозможно нормальное существование и развитие
всей системы, это ее необходимый элемент. Государственный коммерческий
банк таковым не был. Возможно из-за общего низкого уровня
немногочисленных кредитных организаций страны, возможно из-за сильной
зависимости от государственной власти, но, как бы то ни было, он не
смог стать тем стержнем, вокруг которого сформировалась бы российская
кредитно-банковская система. В середине ХIХ в. все очевиднее
вырисовывалась необходимость реформирования сферы кредитования.
- 10 -
1 3. Реформы 60-х гг. ХIХ в. и учреждение 0 1 Государственного
1банка 0 1России.
Началом качественно нового этапа в становлении кредитно-
банковской системы страны можно назвать 1859-1860 годы, отмеченные
целым рядом весьма значительных в этом отношении событий.
Во-первых, были ликвидированы все существовавшие государственные
кредитные учреждения, прекращен прием новых вкладов, а по текущим
выплаты снизились с 3 до 2 % ( кстати, еще раньше, до 1857 г., по
частным вкладам выплачивалось 4 % ).
Во-вторых, появились частные кредитные учреждения ( Санкт-
Петербургское городское кредитное общество, Херсонский земский банк,
Общество взаимного поземельного кредита), в том числе учреждения,
занимавшиеся краткосрочным кредитованием (Санкт-Петербургский частный
коммерческий банк, Харьковский земельный банк и др.).
Надо сказать, что долгое время не было разработано схемы
вхождения этих организаций в кредитно-банковскую систему, поэтому их
уставы в каждом случае специально рассматривались и утверждались на
уровне правительства. Только в начале 70-х гг. появились закон "О
порядке учреждения кредитных установлений земствами" и "Общие правила
о порядке учреждения кредитных установлений частных и общественных".
Правда, еще в 1862 г. принято было Положение о городских общественных
банках. Таким образом, постепенно формировалось банковское
законодательство.
В Правилах 1872 г. уже была предпринята попытка выстроить систему
кредитных учреждений. Они подразделялись на государственные и
негосударственные. Последние в свою очередь также делились на две
группы. В первую входили общественные, городские и земские банки, во
- 11 -
вторую - частные банки.
В-третьих, Указом от 31 мая 1860 г. был учрежден Государственный
банк России. С одной стороны он стал преемником Государственного
коммерческого банка, поскольку к нему перешли все обязательства
последнего. Но с другой новый Госбанк - это уже совсем другой орган,
орган, получивший более широкие полномочия, более действенный набор
финансовых инструментов, и потому занявший более значимое положение в
жизнедеятельности государства.
Государственный банк находился в ведении министра финансов и под
наблюдением Совета государственных кредитных установлений.
Непосредственное руководство осуществляли Управляющий банком и
Правление, в которое входили: сам Управляющий, его заместители , шесть
директоров и три представителя вышеупомянутого Совета.
Перечень коммерческих операций, выполнявшихся Госбанком был
весьма широк. Он занимался:
1) приемом вкладов;
2) выдачей ссуд под залог;
3) учетом векселей и других ценных бумаг;
4) получением платежей за счет доверителей;
5) покупкой и продажей золота и серебра, а также процентных бумаг
за счет доверителей и за свой счет;
6) с конца ХIХ в. эмиссией кредитных билетов (это было
монопольное право).
Со своего предшественника на Госбанк перешел принцип
недопустимости описи и отчуждения его вкладов по каким-либо взысканиям
или их использования для покрытия государственных расходов.
Госбанк, что немаловажно, обладал собственной сетью местных
подразделений, насчитывавшей более полусотни единиц.
- 12 -
Однако же, по настоящему центральным Госбанк не стал. Связано это
с тем, что он слишком сильно зависел от государственной власти и не
имел возможности проводить самостоятельную кредитно-денежную политику.
Этим можно объяснить то, что Госбанк не выполнил возлагавшихся на
него задач: оживление торгового оборота и стабилизация денежной
системы. В конце ХIХ в. министр финансов С.Ю.Витте начал работу по его
преобразованию.
- 13 -
1 4. Преобразование Государственного банка.
Надо сказать, что конец девятнадцатого столетия - это период
бурного роста деловой активности в сфере кредитных отношений. Связано
это было с изменениями в политических и экономических реалиях того
времени. Существовавшая кредитно-банковская система уже не отвечала
потребностям страны. Начал набирать силу процесс модернизации. Он
затронул и сами кредитные учреждения, и регулировавшее их деятельность
законодательство.
Так, остро вставшая проблема крестьянского малоземелья подвинула
Госсовет к учреждению Крестьянского поземельного банка, а для
находившегося в не менее затруднительном положении дворянства был
создан (в ведении Министерства финансов) Государственный дворянский
земельный банк. В это время был принят целый ряд очень нужных актов,
которые упорядочивали деятельность кредитных учреждений и
способствовали в целом более эффективному функционированию всей
кредитно-банковской системы.
При таких масштабных изменениях Госбанк не мог быть обойден
стороной. Инициатором его преобразования выступил министр финансов
Российской Империи С.Ю.Витте.
С 1 сентября 1894 г. начало свою работу Центральное управление
Госбанка во главе с Советом банка. Последний состоял из Управляющего
Госбанком (он же председатель Совета), двух помощников (товарищей)
Управляющего, директора Особенной канцелярии по кредитной части,
управляющего Петербургской конторой Госбанка, двух представителей
Министерства финансов и по одному представителю от Государственного
контроля, дворянства и купечества. Двое последних заменили депутатов
от не справившегося со своими обязанностями по защите интересов
- 14 -
Госбанка и потому упраздненного Совета государственных кредитных
установлений.
Реформой была предпринята попытка придать системе государственных
кредитных учреждений в известной степени децентрализованный характер
путем передачи части полномочий Госбанка на места, где были образованы
его подразделения. Непосредственно Центральному управлению подчинялись
конторы, которые образовывались в наиболее крупных городах страны. В
их подчинении в свою очередь находились отделения. Кроме того
существовали также упрощенные виды местных подразделений - агенства,
управление которыми осуществляли либо отделения, либо сами конторы.
Агенства выполняли простейшие банковские операции и выполняли
отдельные поручения вышестоящих структур. В начале ХХ в. Госбанк
обладал довольно разветвленной по тем временам сетью из 10 контор и
более сотни отделений. В помощь вышеназванным организациям в 1897 г.
было произведено слияние банковских и казначейских касс. Это делалось
для того, чтобы не создавать новых подразделений там, где требовалось
проведение лишь простейших банковских операций.
Чуть раньше, в июне 1894 г. начал действовать измененный Устав
Госбанка, наделивший его рядом новых полномочий, часть из которых
впринципе не свойственна центральным банкам развитых стран. Так, на
него были возложены обязанности по кредитованию хлебной торговли в
форме предтоварных кредитов, строительство и эксплуатация элеваторов и
зернохранилищ, некоторые другие функции. Это делалось в целях
увеличения хлебного экспорта, который являлся одной из важнейших
статей дохода государства.
Согласно этому же Уставу ревизия отчетов Госбанка, а также
освидетельствование банковских касс и кладовых (с целью удостоверения
неприкосновенности находящихся там сумм) стало предметом ведения
- 15 -
Государственного контроля, а не Совета государственных кредитных
установлений, который был, как уже отмечалось, упразднен. Тот же
Государственный контроль получил право участвовать в выработке правил
бухгалтерского учета и отчетности Госбанка.
Наконец, скажем еще об одном важном событии : в апреле 1896 г.
Госсовет своим актом запретил практику использования средств Госбанка
для покрытия расходов Правительства. Таким образом, один из основных
принципов, обеспечивающих независимость проводимой банком политики,
получил-таки реальное воплощение.
- 16 -
1 5. Итоги развития кредитно-банковской системы России
1в 0 1ХVIII - 0 1начале ХХ в.
За два столетия российская кредитно-банковская система прошла
непростой, но давший неплохие результаты, путь.
К плюсам можно отнести следующее:
Во-первых, к началу ХХ в. в стране действовала разветвленная и
довольно мощная сеть кредитных учреждений (около 600 не считая 1800
отделений банков в 1914 г.), обслуживавшая широкие слои населения.
Во-вторых, существовало несколько форм собственности на
учреждения банковского типа: они были не только государственными, но
также общественными и частными; более того, в них можно выделить
большое количество видов подобных организаций: земские банки,
кредитные общества, акционерные коммерческие банки, сберегательные
кассы, товарищества и т.д.
В-третьих, эти учреждения предоставляли весьма разнообразный
спектр услуг от выдачи ссуд и приема вкладов до операций с ценными
бумаг
ами и драгоценными металлами;
В-четвертых, государство понимало необходимость централизации и
упорядочения работы кредитных учреждений и предпринимали попытки,
пускай не совсем удачные, создать банк, который выполнял бы функции
центрального и обеспечивал бы эффективное функционирование всей
системы;
В-пятых, власти подготовили немало документов, составивших
правовую базу для банковской деятельности.
Очевидные недостатки кредитно-банковской системы связаны в первую
очередь с организацией ее работы в целом. И здесь мы неизбежно должны
- 17 -
коснуться вопросов деятельности Госбанка и его правового положения
внутри самой системы. Наиболее существенная недоработка государства
заключалась в том, что ему так и не удалось создать подлинно
двухуровневую банковскую систему с сильным верхним уровнем. Совет
государственных кредитных учреждений, Государственный коммерческий
банк, Государственный банк России, при том, что имели уникальные
функции и инструменты, которыми не обладали остальные кредитные
учреждения, все же не смогли воспользоваться своим положением, и в
первую очередь потому, что всегда зависели от государства и их
деятельность не только контролировалась, но и существенно
ограничивалась Госсоветом, Государственным контролем, Министерством
финансов и т.д.
В действиях государства были, на мой взгляд, три наиболее
существенные ошибки:
1. Вплоть до революции 1917 г. одной из своих целей государство
считало поддержку дворянского сословия, которое, по сути,
паразитировало и отвлекало на себя значительную часть финансовых
ресурсов.
2. То, о чем уже говорилось выше: нежелание (обусловленное
многовековым опытом самодержавия) иметь под боком независимый, тем
более обладающий большими финансовыми возможностями, орган, который,
по сути, ограничивал бы верховную власть.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в России
наблюдалась тенденция к созданию полноценного центрального банка, и
только революция 1917 г. помешала этому процессу прийти к своему
логическому завершению. Впрочем, именно в советской России уже через
несколько лет появилось полноценное центральное банковское учреждение.
- 18 -
2Глава II. 0 2Государственный банк СССР 0 2как единый центр управления
2советской кредитно-банковской системой.
1 1. Формирование советской кредитно-банковской системы.
С утверждением в нашей стране советской власти кредитно-
банковская система получила совершенно иное содержание. 14 декабря
1917 г. был принят Декрет ВЦИК "О национализации банков", согласно
которому банковское дело объявлялось государственной монополией, все
существовавшие на тот момент частные кредитные организации
передавались под полный контроль образовывавшегося Народного банка
РСФСР, по сути таким образом объединяясь с ним, запрещалась
деятельность иностранных банков. Впрочем, просуществовав лишь чуть
более двух лет, Народный банк был упразднен, а его активы и пассивы
были переданы народному комиссариату финансов.
В марте 1921 г. было провозглашено начало нэпа, а вместе с этим
отменены ограничения денежных сумм, которые могли находиться на руках
у частных лиц, и установлены начала неприкосновенности вкладов и
банковской тайны.
Кроме того нужно отметить следующую немаловажную деталь. Как уже
было сказано, еще в 1917 г. ВЦИК объявил о национализации банков. Тем
не менее на практике в период нэпа допускалось создание частных,
кооперативных и смешанных кредитных учреждений. Но разумеется,
государство занимало господствующее положение в области банковского
дела и полностью контролировало ситуацию через тот же Госбанк, а также
введя разрешительный порядок открытия кредитных организаций. Помимо
всего прочего компетенцией в области кредитно-банковских отношений
обладал целый ряд государственных органов:
- 19 -
- Наркомат финансов СССР разрабатывал и регулировал вопросы
государственного, коммунального и частного кредита;
- Комитет по делам банков при наркомате финансов СССР распределял
клиентов между банками общесоюзного значения, регламентировал
процентные, комиссионные и иные операционные ставки, рационализировал
операции банков;
- Совет Труда и Обороны СССР (СТО) также ведал вопросами
регулирования деятельности кредитных организаций, поскольку они
относились к общим вопросам регулирования народного хозяйства.
В союзных республиках существовали свои контролирующие органы -
Экономические совещания (советы) и Совещания по делам банков при
наркоматах.
12 декабря 1921 г. ВЦИК учредил в составе наркомата финансов
Государственный банк РСФСР. Он состоял на хозрасчете и в принципе не
зависел от государственной казны. Однако Положением о Госбанке было
предусмотрено, что "если в каком-либо году убыток по операциям банка
превысит сумму запасного капитала, то непокрытая часть убытка сносится
на ообый счет народного комиссариата финансов для покрытия из
общегосударственных средств в бюджетном порядке" 5* 0.
На Государственный банк (с 1923 г. - Госбанк СССР) было возложено
общее руководство кредитно-банковской системой страны. Для
осуществления этой функции он получил широкий круг полномочий, которые
указывают на то, что Госбанк занимал особое место среди кредитных
организаций:
1) Госбанк имел право участвовать (в лице своих представителей) в
советах и ревизионных органах кредитных организаций, в которых был
представлен государственный капитал;
2) наблюдать за использованием банками предоставляемых им
- 20 -
кредитов в соответствии с директивами правительства;
3) требовать от всех кредитных организаций представления
балансовых данных, сведений о вновь создаваемых кредитных
организациях, о задолженности отдельных клиентов, о текущих счетах и
вкладах государственных органов;
4) Все кредитные организации обязаны были держать в Госбанке свои
свободные резервы в установленных Комитетом по делам банков размерах;
Наряду с правами Госбанк имел и существенные обязанности. Так, он
должен был кредитовать отдельные кредитные организации по мере роста
их операций или в период их кассовых затруднений, исходя из общей
экономической ситуации и их значимости.
В общем, Государственный банк был важным звеном в кредитно-
банковской системе СССР, но на данном этапе назвать его центральным
было бы неправильно. Прежде всего потому, что он входил в состав и
непосредственно подчинялся наркомату финансов СССР. Кроме того большая
группа полномочий по контролю и надзору за деятельностью кредитных
учреждений принадлежала не Госбанку, а тому же наркомату финансов
СССР и СТО. Наконец, существовал еще один банк, который хоть и сугубо
в своей сфере, но, тем не менее, самостоятельно и независимо от
Госбанка осуществлял руководство и контроль за деятельностью кредитных
организаций - такие полномочия получил в области сельскохозяйственного
кредита Центральный сельскохозяйственный банк СССР.
В целом преобразованная кредитно-банковская система обеспечивала
───────────────
5* 0 4Тосунян Г.А., Викулин А.Ю., Экмалян А.М. Банковское право Рос-
4сийской Федерации. Общая часть: Учебник / Под общ. ред. акад. Б.Н.То-
4порнина.- М.: Юристъ, 1999.- с. 296. 0
- 21 -
потребности организаций и населения в банковских услугах и обладала
при том рядом несомненных преимуществ. К таковым, например, можно
отнести отсутствие монополизма в верхнем звене кредитно-банковской
системы или начало реализации принципа экономического районирования
через создание Дальневосточного и Среднеазиатского банков. Надо,
однако, сказать, что период нэпа стал, пожалуй, высшей точкой развития
кредитной сферы в СССР, и с его окончанием в стране начали постепенно
складываться предпосылки глубокого системного кризиса.
- 22 -
1 2. Кризис и необходимость экономических реформ 0 1в СССР.
Говорить о развитии кредитно-банковской системы в СССР после
свертывания нэпа особенно не приходится. Связано это, разумеется, с
проводившейся в стране политикой, при которой безраздельно
господствовала государственная собственность, а вся экономическая
деятельность регламентировалась через директивные указания "сверху". В
условиях ограничения денежной массы у населения и объема инвестиций,
отсутствия стимулов к развитию и производству, запрета на организацию
самостоятельного дела и подавления инициативы кредитная сфера была
обречена на застой. То есть в стране существовала система кредитных
учреждений, но она была доведена до состояния, при котором
обеспечивала потребности общества (опять же, искуственно
ограниченные), и остановилась в своем развитии. К моменту начала во
второй половине 80-х гг. структурных реформ в нее входили:
возглавлявший систему Государственный банк СССР, Всесоюзный банк
финансирования капитальных вложений (Стройбанк), Банк для внешней
торговли СССР (Внешторгбанк), а также Государственные трудовые
сберегательные кассы.
Стройбанк был образован в 1922 г. под названием
Торгово-промышленный банк. Он финансировал и кредитовал промышленные,
строительные, транспортные, торговые предприятия , учреждения
здравоохранения, культуры, научные организации и т.д. Главной его
задачей было обеспечение долгосрочных вложений.
Внешторгбанк появился на свет в 1924 г. Он занимался
кредитованием внешнеэкономической деятельности СССР, валютными
операциями, осуществлял международные расчеты по сделкам в рамках
внешнеэкономических связей Советского Союза.
- 23 -
Помимо всего прочего в ряде западных стран были созданы банки с
участием советского капитала, а социалистические государства учредили
для собственных нужд Международный банк экономического сотрудничества
и Международный инвестиционный банк.
Госбанк СССР можно было бы назвать банковским министерством. Это
крупнейшее в мире по размерам общих активов банковское учреждение с
4,5 тыс. территориальных подразделений представляло собой единую
централизованную структуру, непосредственно подчиненную Совету
Министров СССР, и обладало огромными возможностями и полномочиями:
- Госбанк концентрировал все свободные денежные средства в стране
и свободно перераспределял их, т.е. выступал в качестве единой
государственной кассы;
- выдавал наличные деньги предприятиям и организациям для выплаты
заработной платы и осуществления других платежей;
- осуществлял кредитование субъектов народного хозяйства;
- контролировал процесс расходования выданных средств;
- надзирал за выполнением предприятиями и организациями
производственных, сбытовых и финансовых планов;
- осуществлял кассовое исполнение бюджета;
- выполнял функцию единого расчетного центра страны;
- обладал валютной монополией и монополией на совершение сделок с
золотом, серебром, другими драгоценными металлами;
- был единым эмиссионным центром государства;
За каждым предприятием или организацией закреплялись оборотные
средства в размере, обеспечивавшем удовлетворение их минимальных
потребностей в сырье, производственных и вспомогательных материалах,
топливе, полуфабрикатах и т.д., определявшихся плановыми заданиями.
Все временно свободные денежные средства предприятия и организации
- 24 -
обязаны были хранить в Госбанке , что позволяло использовать их в
плановом порядке для временного восполнения тех же оборотных средств
хозяйствующих субъектов. Таким образом, во исполнение Постановления
СНК СССР от 20 марта 1931 г., Госбанк постепенно стал
"общегосударственным аппаратом учета производства и распределения
продуктов", обеспечивая "повседневный контроль рублем за ходом
выполнения планов производства и обращения товаров, за выполнением
финансовых планов и ходом накоплений в обобществленном секторе
народного хозяйства" 5* 0. Можно сказать, Госбанк представлял собой
огромный контролирующий орган, причем осуществляющий контроль за
деятельностью не только кредитных учреждений, но и всех остальных
предприятий и организаций.
Учитывая всю широту и многообразие полномочий, которыми обладал
Госбанк, можно с уверенностью утверждать, что он представлял собой
самый настоящий системный - центральный - банк, учреждение , без
которого стало бы невозможным нормальное функционирование всей
кредитно-банковской системы Советского Союза.
Впрочем, нормальным функционирование этой системы к началу
80-х гг. уже не было. Эффективность механизма централизованного
управления хозяйством неуклонно снижалась, выдававшиеся Госбанком
кредиты шли не на развитие производства, а на покрытие убытков,
плановые задания систематически не выполнялись, ухудшились платежная
дисциплина и денежный оборот. Причины такого состояния были не только
───────────────
4* Постановление 0 4 СНК СССР " 0 4Об изменении в системе кредитования,
4укреплении кредитной работы и обеспечении хозрасчета во всех органах 0 4"
4// СЗ СССР. 1931. N18. Ст.166.
- 25 -
идеологическими или политическими, проблема заключалась в том, что
устарел банковский производственный аппарат, формы и методы его
работы, в первую очередь в области кредитования и кассового
обслуживания клиентов. Кроме того, существует и сугубо материальное
объяснение сложившейся кризисной ситуации - морально устарело
техническое банковское оборудование, которое не справлялось с
растущими объемами информации и возраставшими к ней требованиями о
полноте, оперативности и удобстве учета. В таких условиях Госбанк не
мог стимулировать научно-технический прогресс и содействовать
модернизации экономики. Остро требовалось проведение банковской
реформы.
17 июля 1987 г. вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров
СССР "О совершенствовании системы банков в стране и усилении их
воздействия на повышение эффективности экономики". Оно и было призвано
разрешить те проблемы, о которых шла речь выше:
1. В первую очередь подверглась изменению сама структура
кредитно-банковской системы страны. Был создан ряд новых, профильных,
как бы сейчас сказали, банков: Агропромбанк, как следует из его
названия, должен был заняться обслуживанием агропромышленного
комплекса страны; Жилсоцбанк - жилищно-коммунальным хозяйством,
бытовым обслуживанием, предприятиями культуры, науки, образования;
сферой работы Промстройбанка становились промышленность,
строительство, связь, транспорт; Сбербанк предназначался для
обслуживания населения, организации сберегательного дела,
осуществления операций с облигациями государственных займов.
Госбанк продолжал выполнять функцию центра управления
денежно-кредитной системой, отвечать за проведение единой кредитной
политики и координировать деятельность кредитных учреждений Советского
- 26 -
Союза.
2. Госбанк 1совместно 0 с Внешторгбанком и другими союзными банками
отныне совместно должен был определять состав объектов кредитования,
условия выдачи и погашения кредитов, процентные ставки за пользование
кредитом, льготы по кредитованию, меры воздействия на нарушителей
платежной дисциплины, устанавливать правила расчетов и ведения
кассовых операций, порядок ведения отчетности в кредитных учреждениях.
3. Постановление определило новые задачи и принципы деятельности
банков. Им предписывалось способствовать развитию хозяйственной
инициативы и предприимчивости на предприятиях, оказывать активную
помощь при создании кооперативов по производству товаров и оказанию
услуг, запрещалось предоставлять кредитные средства для покрытия
убытков.
Пожалуй, именно развернувшаяся в стране кооперативная,
предпринимательская деятельность явилась наиболее значительным
результатом провалившейся в целом реформы. Законы СССР "О
государственном предприятии (объединении)" ( от 17 июля 1987 г.), "О
кооперации в СССР" ( 26 мая 1988 г.) и сопутствовавшие им акты
провозгласили отход от государственной монополии на банковскую
деятельность и признали кооперативную собственность неприкосновенной и
охраняемой наравне с государственной.
Постановлением Совета Министров СССР от 1 сентября 1988 г. N 1061
"Об утверждении Устава Госбанка СССР" акционерные коммерческие банки
были официально включены в перечень кредитно-банковских учреждений
Советского Союза.
- 27 -
2Глава III. Банк России 0 2- центральное банковское учреждение
2в условиях рыночной экономики.
Банк России был образован и начал свою деятельность на основании
Законов РСФСР "О Центральном банке Российской Федерации (Банке
России)" и "О банках и банковской деятельности в РСФСР" от 2 декабря
1990 г. Эти акты заложили основу нового подхода к построению
кредитно-банковской системы страны и положению Центрального банка РФ,
ставшего преемником Госбанка СССР.
Система кредитных учреждений в России стала двухуровневой:
верхнее звено занял Центральный банк, а нижнее составили кредитные
организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.
Согласно статье 30 Федерального закона "О банках и банковской
деятельности" отношения между Банком России, кредитными организациями
и их клиентами должны теперь осуществляться на основе договоров, если
иное не предусмотрено федеральным законом.
Центральный банк РФ обладает двойственным статусом. С одной
стороны - это орган государственной власти. С другой - экономически
самостоятельное юридическое лицо, осуществляющее расходы за счет
собственных доходов и перечисляющее в бюджет 50 % своей прибыли.
Причем Центробанк и его учреждения освобождены от уплаты любых
налогов, сборов и иных обязательных платежей на территории России.
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, но и он в
свою очередь не несет ответственности по обязательствам государства,
кроме случаев, когда они сами принял на себя такие обязательства или
это предусмотрено федеральными законами. В этом положении
просматривается преемственность с принципом, выработанным еще в начале
ХIХ в., когда, как уже говорилось ранее, был установлен запрет на
- 28 -
использование для финансирования государственных расходов средств,
принадлежавших Государственному коммерческому Банку (позже этот
элемент перешел и на Госбанк).
Некоторые аспекты, касающиеся деятельности Центрального банка
регулируются нормами Конституции РФ 1993 г. Так, п. в) ст. 103 говорит
о прерогативе Государственной Думы на назначение и освобождение от
должности Председателя ЦБ. Представляет же его кандидатуру для
назначения (и, соответственно, ставит вопрос о его снятии с поста)
Президент РФ (п. г) ст.83). В ст.75 Конституции РФ содержится указание
на две важнейшие, с точки зрения законодателя, функции Банка России:
"1. ...Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным
банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в
Российской Федерации не допускаются.
2. Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция
Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет
независимо от других органов государственной власти".
Другими полномочиями Банка России являются:
- разработка и проведение (совместно с Правительством РФ) единой
государственной и кредитно-денежной политики России;
- установление правил осуществления расчетов и банковских
операций;
- осуществление валютного контроля;
- выдача лицензий на совершение банковских операций;
- регистрация уставов банков;
- установление обязательных для всех коммерческих банков
минимальных размеров уставного капитала, обязательных резервов,
риска на одного вкладчика и т.д.;
- осуществление надзора за деятельностью банков.
- 29 -
По вопросам, отнесенным к его компетенции, Банк России издает
обязательные для исполнения нормативно-правовые акты.
Как видно из приведенного перечня инструментов, Центробанк имеет
возможность оказывать очень большое влияние на функционирование
кредитно-банковской системы в целом и на деятельность отдельных
кредитных учреждений. Подобным широким набором средств обладало и
первое в нашей стране центральное банковское учреждение -
Государственный банк СССР, однако сравнивать их было бы, наверно,
некорректно. Они представляют совершенно различные общественные
системы, разный государственный строй. Отсюда и возникают порой
кардинальные отличия в большинстве показателей, которые можно было бы
сопоставить. Объединяет же их то, что и Госбанк СССР, и пришедший на
его место Банк России стали центром управления кредитно-банковской
системой страны. Их деятельность доказала необходимость и
оправданность регулирования этой системы через такое ее построение,
при котором существует особая банковская организация, обладающая
широкими концентрированными полномочиями, которая помогает государству
направлять и осуществлять контроль за деятельностью кредитных
организаций - той сферы, которую нередко называют кровеносной системой
государства.
- 30 -
2Заключение.
Таким образом, кредитно-банковская система России прошла довольно
длительный путь от создававшихся единично казенных учреждений с весьма
ограниченными возможностями до современной двухуровневой структуры,
которая располагает разнообразным и действенным набором финансовых
инструментов (другой вопрос, как он используется).
Только в ХХ в. в нашей стране появилось полноценное центральное
банковское учреждение - элемент, присутствующий в банковских системах
практически всех развитых стран мира. К сожалению появилось в таких
условиях, которые не позволили ему стать двигателем экономики,
содействовать развитию производства и торговли, стимулировать
научно-технический прогресс. С одной стороны, административнокомандная
система создала потенциально очень полезный и действенный орган, с
другой - не дала ему возможности показать свои преимущества, выступить
в роли опоры этой самой системы.
С приходом в страну рыночных отношений такая возможность
появилась - у Центробанка достаточно средств и полномочий для
полноценного управления кредитно-банковской сферой. Тем не менее, она
находится сейчас в тяжелой кризисной ситуации.
Возможно, одним из главных недостатков тех, кто занимается
сегодня кредитно-денежным регулированием и банковским
законодательством, является порой незаслуженное игнорирование ими
опыта, который был накоплен за то время, что происходило становление в
России банковского дела. И прежде всего нужно, на мой взгляд, обратить
внимание на историю Государственного банка СССР. Отбросив
обусловленные господствовавшим в то время строем барьеры,
ограничивавшие Госбанк в его действиях, можно найти немало положений,
- 31 -
которые были бы актуальны и полезны в современных рыночных условиях.
2Список использованной литературы:
_ 1Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации.- М.: Ось-89, 2000.
2. Постановление СНК СССР "Об изменении в системе кредитования,
укреплении кредитной работы и обеспечении хозрасчета во всех
органах" // Собрание Законодательства СССР. 1931. N18.
3. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" (в ред.
Федеральных законов от 03.02.96 N 17-ФЗ, от 31.07.98
N 151-ФЗ, от 05.07.99 N 126-ФЗ, от 08.07.99 N 136-ФЗ).
4. Федеральный закон от 02.12.90 "О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)" (в ред. Федеральных законов от
26.04.95 N 65-ФЗ , от 27.12.95 N 210-ФЗ , от 27.12.95
N 214-ФЗ).
_ 1Учебная литература:
5. Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс
лекций.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрист, 1994.- 448 с.
6. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической
мысли. / Сост., вступ. ст. и прим. В.А.Александрова. - М.:
Правда, 1990.- 624 с.
- 32 -
7. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред.
В.В.Лазарева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1996.-
472 с.
8. Тосунян Г.А., Викулин А.Ю., Экмалян А.М. Банковское право
Российской Федерации. Общая часть: Учебник / Под общ. ред.
акад. Б.Н.Топорнина.- М.: Юристъ, 1999.- 448 с.
9. Финансовое право: Учебник/ Отв. ред. Н.И.Химичева. 2-е изд.,
перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2000.- 600 с.
_ 1Периодическая литература:
10. Григорьев А. Сумерки на Неглинной // Компания. 2000. N 5.
11. Скворцов Я. Банк в законе // Компания. 1999. N 43.
12. Скворцов Я. Российские ведомства хотят отнять банки у
Центробанка // Компания. 2000. N 9.
13. Черкасов Д. Банки юрского периода // Компания. 1999. N 31.
14. Черкасов Д. Непоправимые поправки // Компания. 1999. N 43.