История языкознания

Untitled

1

Языковедческая мысль в культурах древнего и средневекового Востока

Языковедческая мысль начинает формироваться в древних государствах Ближнего Востока (3-е — 1-е тыс. до н.э.: Египет, Шумер и др.), где (при значит успехах в совершенствовании систем письма и лексикографической деят-ти) она ещё не достигает теор зрелости. Собственно теор подход к языку на Востоке формируется и достигает высокой степени развития, во-первых, в древнем Китае, где на протяжении всей истории центр объектом оказывается иероглиф, осн усилия посвящаются составлению словарей иероглифов, исс-ю их начертательной структуры, их смысловому толкованию и их звуковым значениям, где довольно поздно появляется грам-ка, во-вторых, в древней Индии, где на начальном этапе внимание было обращено на звучащую речь и, соответственно, на проблемы фонетики, но уже рано началась лексикографическая работа, а к середине 1-го тыс. до н.э. стали появляться грам труды, среди которых выдающееся место занимает "Восьмикнижие" Панини.

Греко-римская язык традиция

В Европе лингв знание возникает в древней Греции, а затем продолжает разрабатываться в Риме. Здесь проб-лемы языка сперва обсуждались в русле философии: споры о происхождении имён (physei 'по природе' или thesei 'по установлению'), смысл которых раскры-вается в диалоге "Кратил" Платона. Здесь сформ-лись первоначал сис-мы грам понятий, среди которых наиб разработанными были сис-ма Аристотеля и сис-ма школы стоиков. Собственно грам-ка как аналог совр лингвистики выделилась в элли-нистический период. Наивысшими её достижениями явились грам труды представителей александрийской шко-лы, особенно Дионисия Фракийца и Аполлония Дискола. Грам-ка пони-малась как искусство. В её ведение были включены правила чтения и ударения, класс-ция согласных и гласных, стр-ра слога, опред-я слова и предложения, класс-ция частей речи, категории имени и глагола, именное и глагольное словообр-е, особ-ти греч- диалектов, а у Аполлония Дискола, кроме того, способы объединения слов в предложения. Александрийцы были сторонниками принципа аналогии, т.е. считали, что в языке господствует регулярность, а сторонники принципа аномалии отдавали предпочтение случайности. Традиции александрийской школы были продолжены в Риме. Римскому учёному Марку Аврелию Варрону принадлежат многочисл труды, в которых речь идёт о проблемах языка. Главным его теор трудом был трактат "О лат языке". Наряду с грам-кой активно развивалась риторика, стилистика, филология. Сис-ма александрийской грам-ки легла в основу руководства по лат яз "Ars grammatica" Элия Доната и самой значит лат грам-ки древности — "Institutio de arte grammaticae" Присциана. Эти руководства использовались в Европе до конца Средневековья. Греко-римская языковедческая традиция впоследствии стала фундаментом европейской лингв мысли.

2

Языкознание Средневековья и эпохи Возрождения

Внимание мыслителей Средневековья всё вновь и вновь обращалось к проблеме связи мышления, языка и предметного мира, к сущности абстрактных имён. Противоборство в 9—12 вв. реалистов и номиналистов, по-разному трактующих природу общих понятий (универсалий), и попытки соединения Абеляром реализма и номинализма в концептуализме привели к углублению знаний о языковом значении, об отн-нии референции (предметной отнесённости) и значения, слова и вещи, предложения и мысли, собственного и окказионального значения слова. В конце 14 — начале 16 вв. серьёзный вклад в изучение грам значений внесли модисты. Грам-ка модистов, центр понятием которой были способы обозначения, явилась первой теорией языка в европ лингв традиции. Закладывались основы лингвкомпаративизма, т.е. направления, имеющего дело с множествами языков

Грамматика Пор-Рояль

1660г - «Грамматика общая и рациональная» Арно (логик и теолог), Клод Лансло (лингвист). С нее начинается разработка ряда проблем общей теории языка (начало зарождения общего языкознания) Попытки: сформулировать принципы, лежащие в основе языка вообще; опираться не на заключения логики и на латинский язык, но на обобщение и сопоставление нескольких языков; впервые в истории делается опора на эмпирический материал, ставятся вопросы о соотношении универсального и специфического в языках. В качестве материала используется латынь, фр, исп, ит, греч, нем, др греч, др евр. 2 части грамматики : 1. Фонетика и графика; 2. Грамматика. В введении дается определение грамматики (г - это искусство речи). Наиболее удобными знаками являются звуки человеческого голоса, чтобы продлить их существование, сделать видимыми, придумали знаки письма. 1 часть - «О буквах и знаках письма» - довольно часто буквы оказываются пустыми знаками, не имеющими звучания (home); - дают характеристику слога, пишут об ударении, слово - это то, что произносится и пишется отдельно; - о реформе орфографии французского языка (Champs - campus (лат), chantes - cantus (лат)). По мнению Лансло лишние буквы очень полезны, т.к. способствуют установлению аналогии между языками. Предложил отмечать непроизносимые буквы точкой. 2 часть - «Этимология». Формируют принципы классификации частей речи. Язык состоит из знаком, раскрывающих то, что происходит в уме. 2 класса частей речи: 1) Обозначающий объект связи (имя, местоим, нар, прич, артикль, предлог); 2) Обозначающий способ мысли (глагол, союз, междометие). Из искусства говорить сделали настоящую науку. Общая теория яз невозможна без выхода за пределы одного языка.

Эмпири