Итальянское искусство XVII-XVIII вв.

Реферат по МХК

По теме

«Итальянское искусство XVII-XVIII вв.»

Выполнил:

____________________

____________________

2006

     Характер искусства XVII-XVIII вв. определяется важными социально-общественными процессами.

     Основными стилями в искусстве этого времени были барокко, классицизм, рококо. Однако реализм, отвечавший интересам передовых сил общества, пробивал себе дорогу через все стили  и направления.

     Реализм был свойствен творчеству и итальянского скульптора Бернини – родоначальника барокко, и французского художника Пуссена – основоположника классицизма в живописи.

     Новые явления отмечаются в искусстве Италии начиная с конца XVI в. Светлые и уравновешенно-спокойные образы искусства эпохи Возрождения сменяются мрачными, темными, беспокойными. В искусство входит бурная подвижность, трагедийность.

     Развивается искусство театра, балет, музыка. Создаются огромные дворцы, площади, грандиозные памятники и фонтаны.

     Устраиваются торжественные шествия, празднества в честь повелителей.   

     В Италии торжествует папский Рим.

     Торжественность, преувеличение во всем – такова внешняя сторона нарождающегося стиля. Противники этого стиля называли его словом барокко, то есть странный, безудержный, вычурный.

     В рамках стиля барокко, опираясь на достижения искусства Возрождения, продолжает развиваться реализм. В реалистических произведениях создавались образы простых людей.

     В числе художников, оставшихся реалистами в пределах нового барокко, выделяется в первую очередь Микеланджело, Караваджо. Он был одним из выдающихся новаторов в истории живописи, положив начало демократическому, бунтарскому реализму. Изображая в своих картинах святых, Караваджо стал придавать им облик простых людей, сильных и даже грубых. Для большей выразительности, стремясь создать впечатление действия, он усиливает всюду контрасты светлого и темного, прибегает к самым неожиданным поворотам сюжета.

     У Караваджо нашлось много последователей. Караваджизм стал передовым реалистическим течением в искусстве XVII в.

     Младший современник Караваджо – Доменико Фети (1588 – 1623), работавший в Мантуе и Венеции, тоже находился под его воздействием. Он трактовал традиционные религиозные темы как светские, жанровые.

     Другой итальянский художник Сальваторе Роза был романтиком. Он изображал разбойников, приключения, дикую природу Южной Италии.

     Из художников более поздних лет выделяются двое – реалист Джузеппе Крести (1665 – 1747) из Болоньи и Александро Маньяско (1667 – 1749) из Генуи, живопись которого была более фантастичной.

     Нет сомнения, что живопись XVII в. в Италии противоречива, но она имела очень большое влияние на искусство всей Европы и шла впереди скульптуры и других искусств своего времени.

     В Италии XVII в. прославился скульптор Лоренцо Бернини (1598-1680), исключительно одаренный мастер. Бернини стал центральной фигурой среди художников стиля барокко. Бернини работал в Риме, он приобрел здесь большой авторитет, был придворным мастером римских пап и французского королевского двора.  Уже одна из первых его статуй «Давид» наглядно показывает отличие нового искусства от искусства эпохи Возрождения. «Давид» Микеланджело был могуч, прост и величав в своей спокойной силе. «Давид» Бернини, созданный через сто с небольшим лет, изображен в динамике – момент бросания камня из пращи: он весь в напряжении, даже прикусил губу.  Как раз все эти черты и характерны для стиля барокко, пришедшему на смену стилю Ренессанс. Для барокко внешнее выражение страсти и волнений стало важнее самих человеческих чувств.

     Бернини в течение своей жизни создал много портретных бюстов и статуй.  Обычно его скульптура сочеталась с архитектурой и природными условиями.  Примером может быть знаменитый фонтан  Четырех рек на площади Навона в Риме (1648-1651). В гробнице Медичи, созданной Микеланджело во Флоренции, четыре фигуры, олицетворяющие день, ночь, утро и вечер, были полны глубокого общечеловеческого смысла. Четыре фигуры в фонтане Бернини должны были просто изображать четыре большие реки мира: Ганг (Азия), Нил (Африка), Дунай (Европа),  и Рио дела Плата (Южная Америка).  Эта скульптурная группа, увенчанная вывезенным из Египта древним столбом-обелиском, в сочетании с реальными каскадами воды, частями скал и дополнительными декоративными фигурами представляет неповторимое, незабываемое зрелище.

     Бернини стал основоположником стиля барокко и в архитектуре.

     В 1657-1663 гг. Бернини соорудил по сторонам огромной площади перед собором св. Петра в Риме – перед самым крупным и высоким зданием в то время во всей Европе – две грандиозные округлые галереи, образующие как бы две руки, заключающие в объятия массы людей, движущихся к собору.

     Другой крупный архитектор Италии XVII в. – Франческо Борромини (1599-1667) создал ряд построек, дворцов и храмов, отличающихся исключительно характерными для барокко изобилием украшений, криволинейных очертаний обрамлений дверей и окон. Он ввел в убранство фасадов скульптурные фигуры, целый группы, сочетал самые различные строительные материалы.

     Для архитектуры стиля барокко характерны грандиозные здания. В основном это были дворцы королей, князей церкви и светской знати, а также церкви и монастыри. Фасады зданий украшались чередующимися и многократно повторяющимися деталями, нагромождениями различных форм. Во внутренних помещениях построек стиля барокко все рассчитано на эффекты освещения: сочетание таинственного полумрака и яркого света. Архитекторы барокко широко используют живопись, позолоту, все виды декоративного искусства. Особенно характерной становится роспись потолков сложнейшими многофигурными картинами, как бы расширяющими внутреннее пространство до бесконечности.

     Благодаря совокупности разнообразных художественных приемов искусство барокко производило очень сильное впечатление на зрителей, подавляло их своим величием и грандиозностью. Эти черты искусства барокко использовала в своих интересах господствовавшая в Италии церковь. Она хотела, чтобы ее власть казалась столь же мощной и несокрушимой, как ее великолепные дворцы и храмы. Однако, несмотря на это, нельзя отрицать достижений и неповторимого своеобразия стиля барокко ни в архитектуре, ни в монументально-декоративном искусстве, ни в живописи. В рамках барокко в течение всего XVII в. в искусстве Италии существовал реализм – он не был подавлен.

     В XVIII в. искусство барокко в Италии постепенно мельчает. Только в богатой торговой республике Венеции продолжает развиваться блестящая живопись замечательного мастера декоративных картин Джованни Баттиста Тьеполо (1696-1770). Большие многофигурные картины Тьеполо, имеющие сложную композицию, преимущественно мифологического и фантастического содержания, очень характерны для стиля барокко. Многие картины художника имеются в музеях России.

     Его преемники – талантливый пейзажист Джованни Антонио Каналь, известный под именем Каналетто (1697-1768), Пьетро Лонги (1702-1785) и Франческо Гварди (1712-1793) – мастера, посвятившие себя изображению родного города Венеции, его будней и праздников, маскарадов, увеселений, а также жизни простого народа. Большие по размерам блестящие декоративные полотна Тьеполо сменяются небольшими по размеру, полной живописной прелести картинами Гварди. Уютные уголки города, скромные сцены повседневного быта – вот основное их содержание.

     И в этой поздней итальянской живописи сохранены черты, присущие стилю барокко, - динамичность, обилие деталей, умение создавать сложные, многофигурные композиции. Итальянское искусство сумело сохранить свое очарование и в это время общего упадка всей культуры страны. А в области графики, преимущественно в технике офорта, оно было безусловно интересным и новаторским. Офортом в XVIII в. занимались и Тьеполо, и другие венецианцы. В Риме особенно выдвинулся график, создавший до 1800 гравированных листов, - Джованни Баттиста Пиранези (1720-1778). Он изображал в своих гравюрах памятники Рима, древнего и нового, и архитектурные фантазии, создавая порою мрачные, но величественные картины.

     В искусстве Пиранези великие времена Италии эпохи Возрождения и искусства барокко как бы получают свое последнее и невеселое завершение.

Использованная литература:

1.    

             Л., «Эрмитаж», 1980.

2.     Гривина А.С.  Искусство XVIII века в Западной Европе

М., «Искусство», 1998.

3.     Яворская Н.В.  Западноевропейское искусство.

М., «Искусство», 1980.