И.В. Гёте (1749–1832)

Муниципальное образовательное учреждение

Школа №42

Реферат

На тему: “ И.В Гете”

Проверила учитель истории средней школы №42 г. Омска

Чернова Т.В.

Подготовил ученик 8а класса школы №42 г. Омска

Косарев А.А.

Омск 2006

Пусть чередуются весь век

Счастливый рок и рок несчастный.

В неутомимости всечасной

Себя находит человек.

И.-В. Гете

 

  Величайший немецкий писатель Иоганн Вольфранг Гете (1749-1832) прожил долгую жизнь, наполненную плодотворным трудом в литературе, науке, искусстве и в общественной жизни. Начав писать стихи мальчиком, он не прекращал литературной деятельности до последних дней. Его литературное наследие широко и многообразно. Он создал большое количество лирических стихотворений, несколько романов и драм, работы по естествознанию и искусствоведению. 

    Жизнь и деятельность Гете были настолько продолжительны, что его  нельзя отнести только к одному периоду истории литературы. Начало его творчества приходится на эпоху Просвещения, ознаменовавшуюся решительной критикой всех устоев феодально-крепостнического общества. В Англии смелыми обличителями несправедливости были писатели Свифт, Филдинг, Голдсмит. Во Франции выдвинулись яркие мыслители Вольтер, Дидро и Руссо. В Германии предшественником Гете  был писатель-просветитель Г.Э Лессинг, автор басен, комедий и драм, философ, литературный критик и эстетик.

   Германия в эпоху жизни Гете не была единым государством. Страна страдала от раздробленности на бесчисленные мелкие герцогства, ланд-графства; формально они все были объединены в Священную Римскую империю германского народа, возглавляемую выбранным императором, каким обычно был австрийский король. Но каждый властитель мелкого государства управлял своими владениями по собственному произволу, притесняя крестьян и горожан. В стране возникло несколько вольных городов, подчинявшихся непосредственно императору и имевших самоуправление. В таком вольном городе Франкфурте-на-Майне и родился Гете в семье состоятельных горожан. Его отец был юристом, он сам воспитывал сына Вольфганга и его младшую сестру Корнелию, нанимал им хороших учителей и дал им хорошее образование.  

    В шестнадцать лет Гете стал студентом Лейпцигского университета, но не закончил его из-за болезни, вынудившей юношу вернуться в родной дом. После выздоровления он отправился для завершения образования в Страсбург, где получил звание доктора права. Если в Лейпциге преподавателями были деятели немецкого Просвещения Готшед и Геллерт, то в Страсбурге Гете познакомился с молодым философом и писателем И.Г Гердером, который, будучи на шесть лет старше, оказал на писателя значительное влияние.

    Просветители исходили из убеждения, будто распространение знаний и идей разума приведет к тому, что люди поймут несправедливость феодальных установлений и начнут изменять жизнь. В частности они рассчитывали на то, что передовые понятия будут усвоены правителями, которые станут просвещенными монархами. Но время шло и усилия просветителей не увенчалась успехом.       

     Тогда в среде сторонников Посвящения возникло направление, стремившееся к реальной деятельности. В Германии Гердер и был одним из первых мыслителей, проникнутых бунтарскими и даже революционными настроениями. Впоследствии он горячо поддерживал Французскую буржуазную революцию. К нему примкнули некоторые молодые писатели, Тоже желавшие быстрых и решительных изменений в общественно-политическом строе. Среди них были Гете, Максимилиан Клингер, Якоб Ленц и некоторые другие. Мятежные настроения Клингера получили выражение в его пьесе “Буря и натиск” (1776). Впоследствии историки литературы дали всему этому периоду 1770-х годов название “бури и натиска”.  

    Гете было двадцать четыре года, когда он создал драму “Гец фон Берлихинген”, в которой изобразил в ярких красках мятежного рыцаря XVI века, боровшегося за справедливость. В двадцать пять лет Гете опубликовал роман “Страдания юного Вертера”, принесший ему мировую славу. Одновременно Гете создал замечательные лирические стихотворения, придавшие совершенно новый дух немецкой поэзии, приблизившие ее к народной песне. 

    Вскоре, однако, писатель убедился, что его бунтарство остается безрезультатным. Он с большой художественной силой выразил в своих произведениях протест против убогой и неприглядной немецкой действительности, встретил сочувствие передовых людей, но все оставалась прежнем. Достаточно сказать, что  по тем временам даже литературная известность не могла принести молодому писателю хотя бы минимальной обеспеченности. Адвокатская деятельность молодого Гете не была успешной.

    Неожиданно он получил приглашение молодого герцога Саксен-Ваймарского посетить маленькую столицу его маленького государства. Гете приехал в Ваймер сначала гостем, а затем обосновался там на всю оставшеюся жизнь.

      Герцог Карл Август, который был на семь лет моложе Гете, сделал его своим министром. Писатель согласился. Десять лет трудился Гете на государственном поприще и убедился, что мелкие улучшения не меняют основ несправедливого строя. Тогда он отказался от этой деятельности и, испросив разрешения герцога, уехал в Италию, чтобы заняться там искусством и продолжить литературную работу.

      1786-1788 годы – время, проведенное Гете в Италии, - означали начало нового периода в его жизни и творчестве. Гете закончил в Италии ряд ранее начатых произведений. Уже переезд в Ваймер означал отказ писателя от надежд на революционное переустройство жизни. Понимая, что в Германии не было для этого никаких условий Гете не складывал рук. Он считал, что надо продолжать просвещение народа, создавать произведение, Которые откроют людям глаза на противоречие жизни, возбудят в них стремление к иным, лучшим условиям существования. В частности, Гете пришел к идеи, что для духовного развития народа большое значение имеет эстетическое воспитание. Он проникается стремлением создать произведения, которые выражали бы идею красоты и гармонии жизни. Образцом такой красоты для него служила классическая древность – духовная и художественная литература древней Греции и Рима.

       В этом стремлении Гете поддержал другой великий немецкий писатель Фридрих Шиллер (1759-1805). Он тоже переехал в Веймарское герцогство, сблизился здесь с Гете и они выработали программу эстетического воспитания. Общие направление творчества этих писателей в конце XVIII  и первые годы XIX века получило название “ваймарского классицизма”

      Гете и Шиллер полагали, что посредством эстетического воспитания народа можно будет возбудить стремление немцев к свободе. Это, конечно, было идеалистической иллюзией. Воспитанием чувства красоты невозможно изменить социальные условия. Но нельзя сказать, что идея обоих великих писателей была совершенно бесплодной. Они создали ряд произведений, обогативших не только немецкую, но и всю мировую литературу.

      После возвращения из Италии появились драмы Гете “Ифигения в Тавриде”(1788), “Эгмонт”(1789), “Торквато Тассо”(1790), поэмы “Рейнике - лис”(1794) и “Герман и Доротея”(1797), роман “Годы учения Вильгельма Майстера”.

      Богатство идей и художественное совершенство завоевывает Гете при жизни всеобщее признание. Он выражает в своих произведениях идеи гуманизма, создает образы героев, воплощающих идеалы добра, мужества, любви, красоты.

      В годы, когда появились названные произведения, во Франции произошла буржуазная революция, наиболее решительный период приходиться на 1789-1794 год. Хотя идеалы свободы, равенства и братства были близки Гете, он отрицательно относился к революционному террору якобинцев, направленному против прежнего господствующего класса. Гете выступил сторонником мирного реформаторского пути преобразования общества.    

      В годы близости с Шиллером Гете, по настоянию друга, принялся за завершение начатого еще в годы ”бури и натиска” произведения. То была первая часть “Фауста”. Она появилась в печати в 1808 году.  

       Не иссякла лирическая струя творчества писателя. Он продолжал создавать стихи разного рода. По возвращении из Италии он издал “Римские элегии”(1791), написанные в духе античных, преимущественно римских поэтов. В годы дружбы с Шиллером он написал ряд баллад (этот жанр поэзии привлекал Гете уже в молодые годы). Теперь возникает. Потом возникает лирическое произведение “Западно-восточный диван”(1819), богатая мотивами восточной поэзии.

       В поздние годы Гете создает романы “Избирательное сродство”(1809) и “Годы странствий Вильгельма Майстера”, а также ряд автобиографических произведений: “Из моей жизни. Поэзия и правда”(1814-1817), “Итальянское путешествие”(1816-1817), “Кампания во Франции”  и “Осада Майнца”(1822).

       Однако главным плодом последних лет жизни Гете было завершение “Фауста”. С 1825 по 1831 г. поэт работал над второй частью “Фауста”, завещав обнародовать ее уже после смерти, что и было сделано в1832 году.

       Своими произведениями Гете заложил основы немецкой литературы. Он занял одно из первых мест в литературе своего времени и оставил замечательное наследие бедующим векам.

     Гете писатель-гуманист, выразивший в своих произведениях идею постоянного развития и совершенствования человека, неуклонно стремящегося к познанию мира, овладению его богатствами, служению блага человечества.

     Он глубоко проникал в действительность, видел противоречия общества и сложность человеческих характеров и судеб. Жизнь предстает в произведениях Гете во всей своей красочности, во всем ее богатстве, но она полна драматизма, борьбы и трудностей.

     Образы людей, созданные Гете, разнообразны. Он замечательно рисовал героев, мужественно боровшихся против различных форм зла, но показывал также людей слабых, оказавшихся неспособными сопротивляться неблагоприятным условиям жизни. Между этими двумя крайностями Гете создал и другие образы, причем как мыслителя и писателя его особенно волновала проблема воспитания людей для жизненной борьбы. Гете верил в способность человека побеждать препятствия. Его собственная жизнь – великий пример постоянного труда и борьбы за человеческие идеалы.

     Как художник Гете чрезвычайно разносторонен. У него есть произведения реалистические, романтические, классические, символические. Но какими бы художественными приемами он ни пользовался, цель творчества у Гете была одна – понять сущность жизни, раскрыть ее глубокие противоречия. Яркая жизненность его произведений сказывается во всех видах творчества Гете. Даже когда он прибегает к сложным символам и аллегориям, их глубинный смысл состоит в раскрытии явлений,  имеющих место в реальной жизни.

    Творчество Гете – одно из вершинных явлений мировой литературы. Оно входит в сокровищницу художественных ценностей человечества.

                                                             

                                                             Вот мысль, которой весь я предан.

                                            Итог всего, что ум скопил.

Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,

Жизнь и свободу заслужил.

Так именно, вседневно, ежегодно,

Трудясь, борясь, опасностью шутя,

Пускай живут муж, старец и дитя.

Народ свободный на земле свободной…

И.В. Гете

Список литературы:

1. И.В Гете  Избранное «Просвещение» 1985г.

2. Кремнев «Жизнь замечательных людей» 1961г.