Избирательное право
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u 1. ВВЕДЕНИЕ............................................................................................ \h 2
2.1 Соотношение избирательного права с конституционным................. \h 3
2.1.1 Понятие избирательного права....................................................... \h 4
2.1.2 Понятие избирательной системы................................................... \h 5
2.1.3 Источники избирательного права................................................... \h 5
2.2.3 Принципы избирательного права................................................... \h 12
2.3 Избирательные цензы...................................................................... \h 16
3.1 ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС...................................................... \h 22
3.1.2 Выдвижение кандидатов в депутаты............................................... \h 26
1. ВВЕДЕНИЕ
Общепризнанно мировой практикой толкования правового положения граждан, что Институт политических прав подразумевает, прежде всего, избирательные права. Под политическим правами и свободами подразумевается право избирать и быть избранным. Многие граждане осуществляют данное право следующим образом: один раз в несколько лет приходят на избирательные участки и выбирают достойных представителей, которые будут отстаивать их интересы, защищать их права в органах власти.
Вышеуказанное можно отнести ко многим развитым странам. Что касается России, то она соизмеряется с вышесказанным частично. Пожалуй, отмечу, что в нашей стране люди, действительно, приходят на выборы и выбирают, только с двумя яркими отличиями:
1) порой люди, недовольные своим социально-экономическим положением, которое государство должно обеспечивать (ч.1 ст.7 Конституции РФ: Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь…), под влиянием «пиарщиков[1]» не посещают выборы (свежий пример: жители некоторых районов г. Екатеринбурга, в связи со срывом работы ЖКХ, отказались идти на выборы губернатора Свердловской области, а пиарщики, естественно, знают примерное расположение голосов за определённых кандидатов в отдельных домах, допустим по тому же половому признаку жильцов), таким образом, «кое-кто» косвенно нарушает их право (ст.18 Конституции РФ: Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. ч.1 ст.46 Конституции РФ: Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а из указанной статьи заметно, что за нарушение прав предусмотрена ответственность, в том числе и уголовная;
2) если в цивилизованных странах выбирают достойных, то у нас выбирают «наименьшее из двух зол», а именно того, кого опытные
имиджмейкеры[2] выставят в наиболее «выгодном свете». Я усматриваю в этом некое навязывание выбора и вижу некоторую предварительную определённость в ещё несостоявшихся выборах, что тоже, несомненно, является нарушением прав;
Изложив эти мысли, я подчеркнул актуальность и злободневность
данной темы в настоящее время в РФ, а начав исследование избирательного права и избирательной системы в РФ, мне хотелось бы найти решения для преодоления этих недостатков в нашем законодательстве и в российской реальности.
Кроме того, люди, которых мы выбираем на государственные должности, будут действовать от моего имени, и в кабинете у каждого будет находиться оплот РФ- Государственный флаг, пускай он будет у тех, кто на самом деле является достойным занимаемой должности.
2.1 Соотношение избирательного права с конституционным
Конституционное право, как и любая другая отрасль права, состоит из институтов. Это, например, институт правительства, институт президента, институт прав и свобод. Возникает вопрос, как же может существовать « право в праве», то есть избирательное право в конституционном? Получается, что одна отрасль права включает в себя другую, но это не так.
Конституционное право-это сложившаяся и цельная совокупность институтов и норм. Избирательный институт не случайно наделяется словом «право», таким образом, подчёркивается его важность для государства, а следовательно и для граждан. А важность заключается в том, что нормы избирательного права определяют порядок создания самых важных органов государства- представительных учреждений: Государственной Думы и органов местного самоуправления, а также порядок выборов президента страны .
В РФ в отношении избирательного права применяется европейский подход: избирательное право является неотъемлемой частью конституционного права.
2.1.1 Понятие избирательного права
Избирательное право употребляется, как минимум, в двух значениях[3]:
1) совокупность норм, регулирующих порядок избрания представительных органов и должностных лиц в РФ;
2) право граждан участвовать в образовании представительных органов, то есть избирать эти органы и быть избранными.
Это субъективное право личности, может быть активным и пассивным:
а) Активное избирательное право- это право избирать своих представителей в органы власти или самоуправления, право избирать президента;
б) Пассивное избирательное право- это право быть избранным в выборные органы государства либо в органы самоуправления. Это право выдвигать свою кандидатуру либо давать своё согласие на выдвижение.
(ст. 60 Конституции РФ: Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности с 18 лет.
ст. 32 Конституции РФ: закрепляет активное и пассивное избирательные права).
2.1.2 Понятие избирательной системы
Избирательная система(в широком значении)-система общественных отношений, которые возникают в связи с реализацией норм избирательного права. Избирательное право регулируется не только нормами права, но и неписаными нормами и обычаями.
В узком смысле избирательная система- закреплённая в законе система выдвижения кандидатов и подсчёта голосов, то есть конкретный способ организации выборов.
Положения об избирательном праве содержит Всеобщая декларация прав человека, ст. 21 закрепляет право каждого человека принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через свободно избранных представителей. п.3 ст.21 воля народа- основа власти правительства. А выражаться эта воля должна в периодических и нефальсифицированных выборах, проводимых всеобщим, равным, тайным голосованием или в других равнозначных формах, обеспечивающих свободу голосования.
На территорию РФ распространяются положения международных договоров, естественно, что существует в российском законодательстве и система норм избирательного права, которые действуют в части, не противоречащей нормам международных договоров.
2.1.3 Источники избирательного права
Источниками избирательного права в РФ являются писаные и неписаные нормы.
Писаные нормы включают акты, принятые государственными органам, иногда и акты общественных организаций. К писаным законам, регулирующим избирательное право в РФ, относятся:
1) Всеобщая декларация прав человека- принята Ген. Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.);
2) Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. (ст.ст. 2,3,6,7,15,17,18,29,32, 45,46,55,60,80,81,84,96,97,130);
3) Договор о создании союзного государства от 8 декабря 1999 г. (ст.ст. 14,64);
4) Федеральные Конституционные законы ( «О военном положении в РФ», « О чрезвычайных ситуациях в РФ» и др.);
5) Постановления Конституционного суда РФ;
6) Законы субъектов РФ (например, «Избирательный кодекс Свердловской области» от 29 апреля 2003 10-ОЗ;
7) Уставы муниципальных образований (устав г. Екатеринбурга-
ст.8 )
и многие другие;
Неписаные нормы это правовые обычаи и традиции, толкование норм о выборах, которые проводит ЦИК РФ (Центральная Избирательная Комиссия Российской Федерации). В последнее время появились и такие неписаные нормы, как «правила пиара», к сожалению, чаще он является чёрным (в борьбе за место, кандидаты «обливают грязью друг друга»).
2.2 Понятие и виды выборов
Под выборами следует понимать установленную законом государственно-правовую процедуру, во время которой граждане отдают свои голоса за партию или кандидата, в результате чего формируется выборный (представительный) орган власти или избирается (занимает свой пост) конкретное должностное лицо- президент, мэр города, судья и т.д. Выборы являются полноценными и реальными лишь при условии, что в конкурентной борьбе участвуют 2 и более кандидатов или несколько партий.
Выборы являются одним из важнейших событий в жизни государства: голосуя за определённого кандидата, люди голосуют за свои надежды. Органы власти посредством выборов получают легитимацию.
Выборы определяют расклад политических сил, отражают влияние той или иной партии или кандидата, избирательного блока , политической группы. Результаты выборов, если они проводятся по правилам, в честной борьбе, отражают настроение избирателей, тенденцию развития страны.
Рассматривая институт выборов в РФ, можно классифицировать:
1)в зависимости от территории их проведения-
-общенациональные (проводятся в масштабах одной страны);
-региональные (проводятся на уровне субъектов РФ);
-местные (локальные; охватывают административно-территориальную единицу или город);
2)в зависимости от того, кого выбирают, выборы делятся-
-президентские (президент РФ);
-выборы в Государственную Думу РФ;
-выборы в региональные и местные законодательные (представительные) органы власти;
3) по волеизъявлению граждан (избирателей) в РФ выборы являются прямыми.
Прямые выборы- это непосредственно избрание конкретного человека на определённый пост.
4)по очерёдности-
-в РФ выборы бывают очередные и внеочередные;
Очередные выборы[4] - проводятся после истечения определённого срока полномочий данного органа, то есть срока, установленного в законе (срок полномочий президента РФ-4 года, губернаторы Свердловской области- 4 года: Конституция РФ и Избирательный кодекс Свердловской области соответственно) или должностного лица.
Внеочередные выборы - проводятся до истечения срока полномочия представительного органа или должностного лица. Это связано с вакансией должности, ввиду смерти должностного лица, уходом в отставку либо отрешением от должности в результате процедуры импичмента. Что касается коллегиального органа- возможно, потому что в законодательстве о выборах закреплена процедура досрочного роспуска представительного органа. В таком случае назначаются досрочные выборы.
Институт избирательного права пользуется
статьёй 2 ФЗ от 06.12.94 № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан в РФ» , которая закрепляет термины:
выборы в Российской Федерации - выборы Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также выборы в выборные органы местного самоуправления; действия граждан Российской Федерации, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по составлению списков избирателей, выдвижению и регистрации кандидатов, проведению предвыборной агитации, голосованию и подведению его итогов и другие избирательные действия в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
избирательные права граждан - конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления;
гарантии избирательных прав граждан - правовые, организационные, информационные и иные средства обеспечения реализации избирательных прав граждан Российской Федерации;
активное избирательное право граждан - право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления;
пассивное избирательное право граждан - право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления;
избиратель - гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом;
избирательные комиссии - комиссии, организующие проведение выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в выборные органы местного самоуправления;
кандидат - кандидат на должность Президента Российской Федерации, кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, кандидат в депутаты органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидат на должность главы исполнительного органа государственной власти (Президента) субъекта Российской Федерации или в выборный орган местного самоуправления, избираемые гражданами Российской Федерации;
избирательное объединение - общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах посредством выдвижения кандидатов, которое создано и зарегистрировано в порядке, установленном федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не позднее чем за шесть месяцев до объявления дня выборов;
избирательный блок - добровольное объединение двух или более общественных объединений, зарегистрированных в порядке, установленном федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, для совместного участия в выборах. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения;
список кандидатов - единый список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением (избирательным блоком) по выборам в законодательный (представительный) орган государственной власти или выборный орган местного самоуправления;
предвыборная агитация - деятельность граждан Российской Федерации, общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против тех или иных кандидатов (списков кандидатов).
2.2.2 Абсентеизм
Существует научный термин «абсентеизм»[5]- добровольное неучастие граждан в выборах. В РФ при проведении выборов часто главенствует вопрос: «Состоялись ли выборы», то есть пришло ли на голосование более 50-ти % (квота, которая должна быть соблюдена, чтобы выбора были признаны состоявшимися, в противном случае, выборы не признают и будут назначать новые). Если в дальнейшем, во время политической борьбы и предвыборной гонки политики будут ущемлять граждан, то явка участвующих в голосовании на выборах понизится. Этот момент не удосуживается внимания на государственном уровне, а зря. Избирателям РФ надо брать пример с таких стран, как: Бельгия, Австралия, Австрия- те страны, в которых число проголосовавших постоянно превышает отметку в 90%. На мой взгляд надо заимствовать нормы избирательного права других стран, в частности:
-в Австрии, Австралии, Люксембурге предусмотрен штраф за непосещение выборов;
-в Греции, Турции некоторое время за отсутствие на выборах было предусмотрено уголовное наказание;
-в Италии применяет общественное порицание к тем людям. Которые проигнорировали посещение выборов.
Причём, я не усматриваю здесь нарушения прав и свобод граждан, так как игнорируя выборы- они не только не используют своё активное избирательное право, а также нарушают тем самым права других людей- получается, что они пытаются сорвать выборы (при явке менее 50% избирателей выборы будут признаны недействительными), а назначение новых выборов влечёт новые расходы казны, которая пополняется за счёт налогов граждан, то есть они не только себя облагают лишним налогом, но и тех, кто участвовал в выборах. Своё мнение я основываю на п.3 ст.17 Конституции РФ: Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других.
Если человек не пришёл на выборы, то на мой взгляд он нарушил права остальных, которые пришли на выборы (а их, в случае общенациональных выборов - миллионы), то есть один человек может нарушить права миллионов его сограждан!
Подводя итог этой проблеме, считаю необходимым вводить санкции за абсентеизм.
2.2.3 Принципы избирательного права[6]
К числу основополагающих принципов в сфере избирательного права относятся:
-принцип всеобщности избирательного права;
-принцип равного избирательного права;
-принцип свободного участия в выборах;
-принцип тайного голосования.
При соблюдении этих условий, выборы считаются демократическими, поэтому практически все современные зарубежные конституции закрепляют эти принципы проведения выборов. Что касается РФ, то в нашем законодательстве эти принципы нашли своё отражение в ст.3 ФЗ от 06.12.94 № 56-ФЗ «Об основных избирательных правах граждан РФ»:
Гражданин РФ участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Статья 4. Всеобщее избирательное право
Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, - быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.
Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением им определенного возраста или со сроком его проживания на определенной территории Российской Федерации (соответственно уровню проводимых выборов). Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года при выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, 30 лет при выборах главы исполнительного органа государственной власти (Президента) субъекта Российской Федерации и 21 года при выборах главы местного самоуправления; сроки обязательного проживания на указанной территории не могут превышать одного года.
Ограничения, связанные со статусом депутата, в том числе с невозможностью находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Моё мнение по этой статье следующее:
Активное и пассивное право признаются за всеми взрослыми психически здоровыми гражданами, не отбывающими наказание в местах лишения свободы. Таким образом, заключённых признают некими «неудачниками жизни в данном обществе, то есть в социуме РФ. Подобные неудачники лишаются избирательных прав и в других странах:
-в Мексике из списков избирателей исключают наркоманов;
-в Голландии – лиц, лишённых избирательных прав;
-в Англии и в Индии в выборах не участвуют банкроты.
Мне неприятен этакой «класс неудачников», который в РФ лишается избирательных прав.
ВЫВОДЫ:
-я считаю, что осуждённых к лишению свободы незаконно лишают их активного избирательного права;
-возраст в 21 год, на мой взгляд, недостаточен для использования своего пассивного избирательного права;
-ценз оседлости, который закреплён (1 год) я, также ,считаю низким и заменил бы его на 3-5 лет;
Статья 5. Равное избирательное право
Избиратели участвуют в выборах в Российской Федерации на равных основаниях.
Имеется в виду, что все граждане, имеющие право участвовать в выборах, имеют равные права и равные обязанности как избиратели и как кандидаты. Избиратель имеет только один голос, и голос каждого равен голосу других, то есть нет и не может быть каких-то преимуществ одного избирателя перед другим. Это своеобразное равенство граждан в политической жизни.
Данная норма в РФ нарушается: полуслепые, полуглухие люди осведомлены о кандидатурах меньше, чем физически здоровые. Нарушение в разной проинформированности избирателей. Необходимо более усиленное регулирование в данной сфере.
Статья 6. Прямое избирательное право
Избиратель голосует на выборах в Российской Федерации за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.
Статья 7. Тайное голосование
Голосование на выборах в Российской Федерации является тайным, то есть исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя.
Принцип исключает всякое постороннее влияние на свободное волеизъявление. Тайное голосование обеспечивается тем, что никто не может видеть, какой знак и против какой фамилии ставит избиратель, заполняя бюллетень.
Данная норма также нарушается: были установлены неоднократные факты присутствия посторонних лиц при голосовании избирателей в кабинках для голосования (материалы и отчёты ЦИК РФ).
На мой взгляд, этот принцип является пережитком прошлого. Всё меньше жалуются по нарушению этого права. В демократических странах люди не боятся признаться, за кого они проголосовали. В этом нет ничего опасного или постыдного. Поэтому, целесообразнее было бы, отменить этот принцип.
Подводя итог по принципам используемым в избирательном праве, хотелось бы сказать «Бумага всё стерпит!». Принципы по своей сути хороши, но слабо действует институт реализации этих принципов ( а это касается финансирования выборов и работы ЦИК РФ- на выборы надо затрачивать ещё больше и соответственно поднимать уровень работы ЦИК РФ и, контролирующих выборы, органов, тогда и выборы будут «чистыми».
2.3 Избирательные цензы[7]
Избирательные цензы- это установленные законом условия, которым должен соответствовать гражданин, чтобы обладать избирательным правом.
Избирательные цензы есть как для активного, так и для пассивного избирательного права. В одних случаях они совпадают, в других- нет. Есть специфические требования и для избирателей, и для кандидатов.
Избирательные цензы можно разделить на две группы: естественные и произвольные, в какой-то мере ограничивающие свободу граждан.
К естественным избирательным цензам относится возрастной ценз - требование, согласно которому избиратель должен достичь определённого возраста, после которого он приобретает право голоса. Возрастной ценз для пассивного избирательного права означает то же самое, только он касается кандидата в депутаты или на избирательную должность. Возрастной ценз- требование вполне естественное, невозможно представить, чтобы подросток, а тем более ребёнок мог ответственно выбирать депутатов в представительные органы власти.
В Японии и Швейцарии возрастной ценз равен 20 годам. США,ФРГ, Франция, Италия, Швеция в своих избирательных системах закрепляют 18летний возрастной ценз.
Законодатели в Российской Федерации закрепляют 18летний возрастной ценз для активного избирательного права (ст. 60 Конституции РФ: Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет).
На мой взгляд, 18летний человек ещё плохо ориентируется в значении выборов, он не может объективно увидеть ситуацию на политической арене в стране, поэтому необходимо заменить возрастной ценз для активного избирательного права с 18 лет на 21 год (то есть последовать примеру Японии).
Хотелось бы особо выделить возрастной ценз для пассивного избирательного права. Он, как правило, выше, чем для активного избирательного права, так как человек, которого избирают в представительный орган или на должность мэра должен обладать жизненным опытом и видением политической ситуации в стране. В разных странах этот возраст может составлять 25, 30 лет.
Право быть избранным означает возможность осуществлять деятельность в составе органов государственной власти и местного самоуправления. Право быть избранным связано с обладанием личностью кандидата определенными профессиональными и моральными достоинствами, признанными избирателями. Конституция в ряде случаев определяет возраст, с наступлением которого возможно осуществление права быть избранным. Предъявляемые к кандидату в Президенты требования изложены в ч. 2 и ч.3 ст.81 Конституции РФ. Президентом может быть избран только гражданин Российской Федерации, достигший 35 лет (для избрания в Государственную Думу достаточно достижения 21 года). Очевидно, что на этот пост должен быть избран человек, имеющий достаточный жизненный опыт, деятельность которого может быть оценена избирателями. Вместе с тем 35-летний возраст позволяет избрать на президентский пост, требующий энергичной деятельности, человека достаточно молодого. Такой же возраст установлен для избрания Президента в США. В ФРГ кандидат в Президенты должен быть не моложе 40 лет, а в Италии - 50 лет.
Ч.1 ст.97 Конституции РФ определяет, что реализация гражданином права быть избранным депутатом Государственной Думы (то есть реализация пассивного избирательного права) возможна при соответствии гражданина требованиям, предъявляемым при реализации активного избирательного права (то есть права избирать в органы государственной власти), и дополнительно устанавливает возрастной ценз, равный 21 году, что объясняется необходимостью наличия жизненного опыта для принятия сложных государственных решений.
Что касается пассивного избирательного права на региональном и местном уровне, то планка возрастного ценза сильно снижается:
Депутатом представительного органа местного самоуправления может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день выборов возраста 18 лет.
Главой муниципального образования может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день выборов возраста 21 года.
Сомнение вызывает сам факт выдвижения кандидата на выборы депутата представительного органа местного самоуправления лица, которому только 18 лет. Я усматриваю минус в избирательном праве, так как я бы не хотел жить в городе, в управлении которым участвует мой ровесник (на данное время), так как личность ещё не считается морально устойчивой, она не сформировано и не закончился, элементарно, гормональный процесс физического развития. Оптимальным, на мой взгляд, является возраст 21-23 года. Что касается выборов главы муниципального образования, то нормы закрепляют достижения кандидатом возраста в 21 год, который я, также, считаю заниженным.Я бы предложил установить этот возраст в 25. Я не против попирания демократических прав, я ценю новаторство наших законодателей, на чтобы принять нормативно-правовые акты, необходимо предварительно спроецировать ситуацию в будущем (то есть положение в обществе после принятия данного закона, закрепить механизмы его реализации). Нецелесообразно устанавливать данный возрастной ценз для пассивного избирательного права и аргументировать его необходимостью наличию жизненного опыта. Какой жизненный опыт, который необходим для внесения законопроектов и для управления городом и всеми его службами, может быть у 18летнего и у 21летнего?
В Российской Федерации установлен образовательный ценз для реализации пассивного избирательного права: для того, чтобы стать президентом необходимо знание Конституции РФ, знание курса Государственной и муниципальной службы, высшее образование.
Необходимо, на мой взгляд, установить требование конкретного высшего образования:
-необходимо составить образовательный процесс по новой специальности на базе специальностей в области управления, включить как профилирующие дисциплины: государственная и муниципальная служба, конституционное право, государственная и муниципальная служба в зарубежных странах, управление персоналом, документальное обеспечение в управлении, психология управления, комплекс психологических дисциплин, правовых, экономических и принимать на вышеуказанную работу людей с такой специальностью
-создать такую специальность на базе специализированных ВУЗов: Уральская Академия Государственной Службы (УрАГС), Институт Управления и Права (ИУиП УрГЮА).
Образовательный ценз можно назвать естественным цензом, потому что, как справедливо отмечали классики марксизма-ленинизма, «неграмотный человек вне политики».
По поводу избирательного ценза для активного избирательного права- он отсутствует, если избиратель не может прочесть фамилию- то ему прочитают, если он парализован- ему помогут поставить подпись с соответствующего разрешения ИК (избирательной комиссии)- а это исключения ведут к фальсификации результатов голосования. Нужны действенные механизмы реализации избирательного права для людей ограниченных физически, чтобы уничтожить правонарушения при голосовании в этом аспекте.
Ценз оседлости (проживания)- установленное законом требование, согласно которому право голосовать предоставляется гражданам, которые проживают в данной местности определённый период времени. Дело в том, что проживаю в данном месте (страна, регион, город, район), человек живёт определённым образом жизни. Человек «укореняется», «оседает» на данной территории. Он заводит на ней семью (или приезжает изначально с ней), в результате общения у него появляется компания приятелей, друзей (широта такой компании зависит от коммуникативности человека- институт психологии личности человека и он уже становится заинтересован в процветании данной территории и повышении условий жизни жителей данной территории, плохо то, что многие политики чувствуют это и заботятся только об условиях жизни семьи, друзей и собственном благосостоянии, а на нужды простых жителей (не состоящих с политиками в родстве или свойстве) денег и желания что-то улучшать у политиков не остаётся. Необходимо:
-ужесточить контроль за родственниками политиков, которые «непонятным образом» замещают вакантные должности в престижных организациях, выигрывают государственные конкурсы на какой-либо заказ, для этих целей необходим орган, который будет подконтролен непосредственно президенту.
В Российской Федерации установлении обязательный для реализации пассивного избирательного права- ценз гражданства РФ. То есть, претендовать на закрепление своей кандидатуры на выборах в представительные органы власти РФ и на выборах должностных лиц РФ, могут только граждане РФ. Гражданство подтверждается паспортом РФ. Процедуру получения гражданства РФ в последнее время усложняют. Я одобряю это, так как это позволит сохранить генофонд нации.
Есть повод гордиться РФ тем лицам, которые активно призывают к демократизации в законодательстве: в избирательном праве РФ отсутствуют такие цензы как- ценз имущества, ценз пола, ценз для военнослужащих, религиозные цензы. Плохо то, что в числе требований к кандидатам на выборах отсутствует ценз морали- лишает граждан пассивного избирательного права при наличии в прошлом этого кандидата факта совершения недостойного поступка (аморального) и тем более преступление. Отсутствие такой нормы в избирательном праве РФ приводит к тому, что преступные элементы пытаются пролезть во власть, а деньги, которые они получили «непонятным путём» лежат в основе их избирательных фондов. Им мало просто совершать преступления, они хотят получить иммунитет власти и личную неприкосновенность. На выборных постах они продолжат совершать свои преступления, вести аморальный образ жизни, но их никто уже не сможет наказать, так как они обладают личной неприкосновенностью. Ввиду этого момента, предлагаю:
-ввести механизмы реализации процедуры импичмента на практике, создать специальный орган при президенте, который будет заниматься исключительно процедурой импичмента и отчитываться будет непосредственно президенту;
-ввести в систему норм избирательного права ценз морали (проводить это постепенно, на первом этапе запретить реализацию пассивного избирательного права лицам, которые совершали преступления; на втором этапе- ограничить это право лицам, которые совершали неоднократно правонарушения и аморальные поступки, арбитром об аморальности в данном случае выступит спец. орган при президенте.
Что касается ценза заключения для активного избирательного права, то его надо удалить из избирательного права, так как заключённые тоже люди, через какое-то время они выйдут из мест лишения свободы и будут жить в стране, которой управляют люди, которые должны быть выбраны и ими в том числе.
3.1 ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Понятие избирательный процесс включает в себя организацию и проведение выборов. Выборы в своей сути имеют две стороны: официальную и неофициальную.
Официальная сторона выборов-мероприятия, которые осуществляются государственными органами и поэтому обязательны. Это создание избирательных округов, избирательных органов, которые будут проводить выборы и контролировать их ход , регистрация кандидатов в депутаты и т.п.
К неофициальным относятся мероприятия, которые проводят политические партии или иные общественные формирования, то есть негосударственные органы.
В Российской Федерации избирательный процесс осуществляется на базе следующих источников:
1) Конституция РФ 12.12.1993;
2) Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (ГПК РФ) (с изм. и доп. от 30 июня 2003 г.). Глава 26;
3) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (действующая редакция). Глава 5;
4) Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (действующая редакция). Статья 141;
5) Федеральный закон от 4 июля 2003 г. N 93-ФЗ "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва";
6) Федеральный закон от 4 июля 2003 г. N 94-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";
7) Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации";
8) Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы";
9) Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изм. и доп. от 23 июня 2003 г.);
10) региональные нормативно-правовые акты, такие как:
- Закон Свердловской области от 29 апреля 2003 г. N 10-ОЗ "Избирательный кодекс Свердловской области"
- Закон Свердловской области от 29 апреля 2003 г. N 10-ОЗ "Избирательный кодекс Свердловской области" и другие.
Избирательный процесс включает несколько этапов. Они могут называться по-разному, суть в следующем:
-установление избирательных округов, создание избирательных участков в этих округах, создание избирательных органов, регистрация избирателей;
-назначение выборов, выдвижение кандидатов, регистрация кандидатов;
-предвыборная борьба, голосование;
-подсчёт голосов, установление итогов голосования.
Когда выборы проводят в два тура, то появляются дополнительные этапы второго тура и окончательного подведения итогов выборов. К своеобразным этапам выборов можно отнести и опубликование или объявление результатов выборов.
Избирательный процесс начинается с избирательного округа. избирательный округ- это территория, от которой избирается один или несколько депутатов. Создаются они специально или на базе административно-территориальных единиц или субъектах РФ.
Вид избирательных округов, которые создаются в РФ одномандатный ( то есть избирается только один депутат, хотя кандидатов может быть много).
Структурной единицей избирательных округов являются избирательные участки. Избирательные участки- конкретные места для голосования, куда граждане РФ идут для совершения процедуры выборов. Избирательный участок обслуживается пунктом для голосования. Как правило, в РФ эти устраиваются в школах, спортивных залах и других общественных местах.
Перечни округов, их границы, названия избирательных округов и пунктов для голосования публикуются в печати и вывешиваются в виде наглядной агитации в общественных местах: мэриях, муниципалитетах и др. Избирательные комиссии пытаются заинтересовать людей в явке на выборы, стимулом служат призвание к гражданскому долгу, рекламные ролики, говорящие о том, что мы сами решаем каким будет наше будущее. В РФ в последнее время идёт тенденция направленности на возвышение престижа выборов, пытаются привить людям гордость за страну, гордость за своё участие в них, за причастность к политической жизни государства. Мне симпатична эта тенденция.
Избирательные органы-органы, которые организуют выборы, следят за их проведением и подводят итоги. Избирательные органы бывают центральными, окружными и участковыми.
В Российской Федерации главным избирательным органом является Центральная Избирательная Комиссия (ЦИК РФ).
В участковые комиссии входят представители партий участвующих в выборах (чаще всего это активисты партии, пенсионеры). Назначаются эти органы вышестоящими, то есть ЦИК РФ.
ЦИК РФ занимается образованием либо утверждением избирательных округов и участков, утверждением списков кандидатов в депутаты, осуществлением общего контроля за проведением выборов, назначением лиц для разрешения споров, подведения итогов выборов и оглашения их результатов. Окружные и участковые избирательные органы составляют списки избирателей, рассматривают спорные моменты соблюдения правил голосования. Контроль за соблюдением законности выборов осуществляют органы Прокуратуры РФ: работники прокуратуры дежурят во время проведения самих выборов, принимают и реагируют на жалобы и заявления по поводу выборов от избирательных комиссий, а те ,в свою очередь, получают их от граждан.
Регистрация граждан и составление избирательных списков.
В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, основанием для регистрации (учета) избирателей является факт нахождения места жительства гражданина Российской Федерации на соответствующей территории, который устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Феде-рации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок реализации права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации.
Различают необязательную и обязательную регистрацию избирателей. В РФ используется обязательная система регистрации избирателей . Выявление избирателя и внесение его в списки избирателей- задача государственных органов. В РФ используют систему сменяемых списков- самая удобная система. Суть её в том, что списки избирателей составляются перед каждыми выборами.
Ч.1 ст. 38 Избирательного Кодекса Свердловской области:
Список избирателей составляется соответствующей территориальной избирательной комиссией, избирательной комиссией муниципального образования, в том числе с использованием государственной автоматизированной информационной системы, отдельно по каждому избирательному участку, а на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, - участковой избирательной комиссией, на основании сведений, представляемых по установленной форме уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом.
В статье упоминается использование государственной автоматизированной информационной системы, в неё вводятся следующие данные об избирателях: фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения, пол, гражданство, адрес места жительства, вид документа, удостоверяющего личность, серия и номер этого документа, наименование или код органа, выдавшего документ, дата выдачи документа.
3.1.2 Выдвижение кандидатов в депутаты.
Это порядок, согласно которому гражданин, обладающий пассивным избирательным правом, может быть зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты или на какую-либо избираемую должность и его имя будет внесено в избирательный бюллетень.
Потенциальный кандидат должен письменно уведомить избирательную комиссию о своём желании участвовать в выборах, избирательная комиссия должна это зафиксировать.
В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные указанным федеральным законом, иным законом, после поступления в соответствующую избирательную комиссию указанного уведомления и заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, в этом заявлении указываются сведения биографического характера (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы род занятий), адрес места жительства, вид, серия и номер документа, удостоверяющего личность, наименование или код органа, выдавшего данный документ, и дата его выдачи, сведения о судимостях кандидата, гражданство, в том числе гражданство иностранного государства с указанием даты и оснований его приобретения) и дается обязательство в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, кандидат вправе заявить о своей принадлежности не более чем к одному общественному объединению, зарегистрированному в установленном законом порядке, и о своем статусе в этом общественном объединении при условии представления вместе с уведомлением, указанным в части первой настоящего пункта, документа, подтверждающего указанные сведения и заверенного постоянно действующим руководящим органом общественного объединения.
Это закреплено в ст.44 Избирательного кодекса Свердловской области.
При выдвижении кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления муниципальных образований со средней нормой представительства избирателей менее десяти тысяч сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов не проводится. В этом случае для выдвижения кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления достаточно представить письменное уведомление о выдвижении, подписанное не менее чем 50 избирателями, а также заявление самого кандидата о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором кандидат дает согласие на выдвижение. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в проведении сбора подписей, равно как и принуждение избирателей в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи не допускается, сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат запрещается.
Избирательная комиссия не позднее чем через десять дней после приема документов для регистрации кандидата, списка кандидатов, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.
Источниками финансирования кандидатов могут являться:
-собственные средства кандидата;
-пожертвования-деньги, получаемые от частных лиц, фирм, банков и т.д.;
-деньги, получаемые от политических партий.
ИТОГ
Подводя итог по исследуемой теме, можно обобщить следующие выводы. Система норм избирательного права в Российской Федерации находится на достаточно-хорошем правовом уровне, по сравнению с развитыми странами. Конечно же, в условиях российского социума данная система превратилась в уникальную. Самое главное - слабый механизм реализации норм избирательного права и коррумпированность государственных органов. Я предлагаю следующие шаги в изменении избирательного права и соответственно избирательной системы:
1)считаю необходимым вводить санкции за абсентеизм;
2)активное и пассивное право признаются за всеми взрослыми психически здоровыми гражданами, не отбывающими наказание в местах лишения свободы. Таким образом, заключённых признают некими «неудачниками жизни в данном обществе, то есть в социуме РФ;
3)я считаю, что осуждённых к лишению свободы незаконно лишают их активного избирательного права;
4)возраст в 21 год, на мой взгляд, недостаточен для использования своего пассивного избирательного права;
5)ценз оседлости, который закреплён (1 год) я, также, считаю низким и заменил бы его на 3-5 лет;
6)на мой взгляд, этот принцип является пережитком прошлого. Всё меньше жалуются по нарушению этого права. В демократических странах люди не боятся признаться, за кого они проголосовали. В этом нет ничего опасного или постыдного. Поэтому, целесообразнее было бы, отменить этот принцип;
7)Принципы по своей сути хороши, но слабо действует институт реализации этих принципов (а это касается финансирования выборов и работы ЦИК РФ - на выборы надо затрачивать ещё больше и соответственно поднимать уровень работы ЦИК РФ и, контролирующих выборы, органов, тогда и выборы будут «чистыми»;
8)необходимо заменить возрастной ценз для активного избирательного права с 18 лет на 21 год;
9)Необходимо, на мой взгляд, установить требование конкретного высшего образования:
10)необходимо составить образовательный процесс по новой специальности на базе специальностей в области управления, включить как профилирующие дисциплины: государственная и муниципальная служба, конституционное право, государственная и муниципальная служба в зарубежных странах, управление персоналом, документальное обеспечение в управлении, психология управления, комплекс психологических дисциплин, правовых, экономических и принимать на вышеуказанную работу людей с такой специальностью;
11)создать такую специальность на базе специализированных ВУЗов: Уральская Академия Государственной Службы (УрАГС), Институт Управления и Права (ИУиП УрГЮА);
Пожалуй, не случайно люди попадают в Институт Управления и Права. Будущее создаём мы сами. Необходимо, чтобы это будущее основывалось на нашей КОНСТИТУЦИИ РФ, которую мы, то есть многонациональный народ, и приняли.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. “Конституционное право России” ред. Кукушкина М.И. Екатеринбург 2001.
2. “Выборы: правовые основы, избирательные технологии” ред. М.Ф. Чудакова Минск 2000.
3. “Избирательное право и избирательные системы” ред. Маклакова В.В. Москва 1999 г.
4. “Основные принципы избирательного права РФ” ред. А.Б. Сибиров Москва 1998.
5. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)
6. Договор "О создании Союзного государства" (Москва, 8 декабря 1999 г.). Статья 64
7. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении". Пункт 4
8. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (с изм. и доп. от 30 июня 2003 г.). Статья 14.
9. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (ГПК РФ) (с изм. и доп. от 30 июня 2003 г.). Глава 26
10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (действующая редакция). Глава 5
11. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с изм. и доп. от 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г.). Статья 172
12. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (действующая редакция). Статья 141
13. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации"
14. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы"
15. Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изм. и доп. от 23 июня 2003 г.)
16. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (с изм. и доп. от 21 марта, 25 июля 2002 г., 23 июня 2003 г.). Глава VIII
17. Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (с изм. и доп. от 22 июня 1998 г.)
18. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 146-ФЗ "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва"
19.
20. Закон Свердловской области от 29 апреля 2003 г. N 10-ОЗ "Избирательный кодекс Свердловской области"
21. Указ Президента РФ от 14 марта 2003 г. N 281 "О членах Центральной избирательной комиссии Российской Федерации"
22. Указ Президента РФ от 25 июля 2000 г. N 1362 "О размещении Центральной избирательной комиссии Российской Федерации"
23. Указ Президента РФ от 18 августа 1995 г. N 861 "Об обеспечении деятельности Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" (с изм. и доп. от 10 июля 2003 г.)
24. Постановление избирательной комиссии Свердловской области от 20 января 2000 г. N 28 "Об Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления, кандидатов на должности глав и иных выборных должностных лиц муниципальных образовании при проведении выборов органов местного самоуправления"
25. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Окунькова Л.А.)
[1] Public Relations- связи с общественностью. Пиарщики влияют на сознание избирателей.
[2] Те,кто создаёт имидж политикам, для успешного воздействия пиарщиков
[3] Конституционное право России, Екатеринбург 2001 г. стр.339.
[4] Избирательное право и из. Процесс в РФ /ред. А.В. Иванченко Москва 1998 г. стр. 257
[5] Ефремова Н.Н. Становление избирательного права России /Государство и право/1998г. №3
[6] Конституционное право России под ред. Кукушкина М.И. 2001г. Екатеринбург, стр. 338-340
[7] Конституционное право зарубежных стран ред. М.Ф. Чудаков Минск 2001г., стр.282-288