Изучение младшего школьного возраста в работах Бине

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В. ЛОМОНОСОВА

факультет психологии

РЕФЕРАТ ПО ТЕМЕ

«ИЗУЧЕНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАБОТАХ БИНЕ»

по спецпрактикуму

Далакян К.Г., д/о, 4 курс, 47 группа

Преподаватель: Чурбанова С.М.

Москва, 2007

В своей книге «Современные идеи о детях» А. Бине пишет, что в центре внимания его исследований находятся способности детей и их связь с процессами воспитания и обучения. Бине изучал способности на выборке мальчиков от 6 до 14 лет. Его интересовали индивидуальные различия детей по способностям; интересовало, можно ли развивать способности. По его мнению, образование, т.е. обучение и воспитание каждого конкретного ребенка должно выстраиваться в соответствии с этими способностями. То есть эта проблема напрямую взаимосвязана с практическим применением психологии в воспитании и педагогии.

Главная задача, стоявшая перед Бине, ­ задача измерения умственных способностей. Она связана с некоторыми особенностями (проблемами):

·        

·        

Ум – это способность познания, направленная на внешний мир и работающая над воспроизведением его в целом на основании данных нам незначительных отрывков его.

Для измерения умственных способностей необходимо было «придумать большое количество испытаний, быстрых и точных, возрастающих по трудности; испробовать их на детях разного возраста большой выборки; выяснить испытания с точностью до года; составить шкалу». Эта шкала была составлена Бине и его коллегами.

Шкала для детей самого младшего возраста (3 месяца – 2 года) составлена на основании исследований, проведенных в яслях. Примеры заданий, которые соответствуют определенному возрасту ребенка (то есть те задания, которые большинство детей в этом возрасте выполняет):

3 месяца – произвольный взор.

9 месяцев – внимание к звукам; схватывание предмета при соприкосновении с ним или после зрительного восприятия.

1 год – различение пищи (если ребенку предложить шоколад и дерево, он выберет шоколад).

2 года – хождение; исполнение поручений (направлено на понимание речи); указание своих естественных нужд.

С детьми 2 ­ 6 лет исследования проводились в детском саду.

Детям предлагали повторять слова и цифры, называть предметы окружающей обстановки, называть предметы по картинке, отвечать на вопросы (например, «ты мальчик или девочка?»), сравнить два предмета, например, две коробки, и указать более тяжелую, срисовать квадрат.

С 6 и до 12 исследования проводились в школе. Детям задавались вопросы, например, «сколько тебе лет?», «сколько у тебя пальцев?» или более сложные – назови дни недели, месяцы года, девять монетных единиц Франции.

Кроме того, давались задачи на счет: назвать сумму двух чисел; назвать, какую ребенок получит сдачу в магазине. Более сложные задачи – на умножение и деление.

Примеры других заданий:

·        

·        

·        

·        

·        

·        

Исследования проводились и с детьми старше 12 лет, также с взрослыми людьми. Например, нормы для 15 лет: повторить 7 цифр; подобрать три рифмы к слову; повторить фразу из 26 слов; решить психологическую задачу.

Умственное развитие – это сопоставление со шкалой.

Таким образом, в центре исследований Бине – умственные способности ребенка. Измерение осуществляется на основании серии субтестов и сопоставления результатов ребенка с результатами, полученными на выборке.

(по книге А. Бине «Современные идеи о детях»)