Изучение первичных познавательных процессов ощущение и восприятие
.
Российский Государственный Социальный
Университет
Факультет психологии.
Контрольная работа
По дисциплине «Психологический практикум»
«Изучение первичных познавательных процессов:
ощущение и восприятие»
2006 год
Введение.
Интеллектуальная история психологии есть история идей, т.е. вполне объективных интеллектуальных достижений — не менее объективных, чем научный метод или полученный с его помощью экспериментальный факт, эффект, феномен. Объективность идей и смыслов опасно недооценивать. Они подобны джину, выпущенному из бутылки. К сожалению, когда идея овладевает массами, она действительно становится материальной силой, т.е. превращается в свою противоположность. Жизнь подло подражает художественному вымыслу, она столь же подло реализует научные и в их числе безумные идеи. Одна из самых трагических и глупых идей XX в. — идея нового человека — не изобретение «века-волкодава» (О. Мандельштам). Она имеет свои корни в такой относительно безобидной и наивной идее эпохи Просвещения о человеке, как tabula rasa, не говоря уже о том, что она была отчетливо артикулирована в Древнем Риме. Можно, конечно, отвергнуть ее с порога, но что делать с весьма и весьма эффективной практикой зомбирования людей, манипулирования ими и их сознанием с помощью, как древних, так и новейших психотехник, усиленных современными техническими средствами?
Мышление человека приобретает планетарные масштабы, становится геологической силой. К этому нужно добавить: одну маленькую деталь: человеческая глупость, как тень, следует за мышлением и тоже достигает космических высот, за что приходится платить непомерно дорогую цену, когда идея находит своих фанатиков. С.Л. Франк понимал под фанатизмом «страстную преданность излюбленной идее.., доводящую человека, с одной стороны, до самопожертвования и величайших подвигов, и с другой стороны — до уродливого искажения всей жизненной перспективы и нетерпимого истребления всего несогласного с данной идеей». В примерах человечество недостатка никогда не испытывало. К несчастью, с демонстрации идейного фанатизма начался XXI век.
Значит, идеи, как люди, живут и имеют свою судьбу. Вот что писал о жизни идеи М.М. Бахтин, анализировавший творчество Ф.М. Достоевского: «Достоевский сумел открыть, увидеть и показать истинную сферу жизни идеи. Идея живет не в изолированном индивидуальном сознании человека, — оставаясь только в нем, она вырождается и умирает. Идея начинает жить, т.е. формироваться, развиваться, находить и обновлять свое словесное выражение, порождать новые идеи, только вступая в существенные диалогические отношения с другими чужими идеями. Человеческая мысль становится подлинной мыслью, то есть идеей, только в условиях живого контакта с чужой мыслью, воплощенной в чужом голосе, то есть в чужом, выраженном в слове сознании. В точке этого контакта голосов-сознаний и рождается и живет идея.
Идея — как ее видел художник Достоевский — это не субъективное индивидуально-психологическое образование с "постоянным местопребыванием» в голове человека; нет, идея интериндивидуальна и интерсубъективна, сфера ее бытия не индивидуальное сознание, а диалогическое общение между сознаниями. Идея — это живое событие, разыгрывающееся в точке диалогической встречи двух или нескольких сознаний.
Объективны не только идеи. Объективна культура и ее ценности. Европейское понятие культуры, включает в себя «объективное, самоценное развитие внешних и внутренних условий жизни, повышение производительности материальной и духовной, совершенствование политических, социальных и бытовых форм сознания, прогресс нравственности, религии, науки, искусства, словом, многостороннюю работу поднятия коллективного бытия на объективно высшую ступень» т.е. для европейца культура — это совокупность осуществляемых в общественно-исторической жизни объективных ценностей» Приведенная характеристика культуры в ее расширенном и кратком вариантах содержит в своей внутренней форме итоги размышлений представителей философской антропологии и философской психологии.
Итак, не только предмет бытия для философии есть предмет мысли, но и мысль, на которую направляется философия, есть предмет мысли, но мысль о предмете, и мысли «ни о чем» следовательно, нет.
1) Ощущение и восприятие.
Чтобы полнее и глубже понять взаимосвязь между перцепцией и творчеством, необходимо выяснить, какие функции восприятия находят свое выражение в творческой деятельности. В поисках ответа на этот вопрос мы проанализировали природу, структуру и механизмы творчества и восприятия и попытались найти то общее, что объединяет эти две психические реальности. Анализ показал, что восприятие в процессе познания выполняет не только репродуктивные, но и продуктивные функции, играющие важную роль на различных этапах творческой мыслительной деятельности. Мы выделили следующие продуктивные функции восприятия, которые проявляются в процессе творчества: целеобразующая, моделирующая, преобразующая, эвристическая, регулирующая.
Целеобразующая функция — выделение в визуальном поле объекта, отвечающего цели и задачам деятельности. Образ восприятия, возникший в проблемной ситуации, является предметом исследовательской деятельности человека.
Моделирующая функция — упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы предметов или явлений, которые выступают в качестве идеальных объектов преобразовательной деятельности человека в процессе творчества. Творческая деятельность предполагает преобразование исходной ситуации, наличной информации. Роль объекта, пригодного для преобразования, должна выполнять не реальная ситуация, а образ этой ситуации. Реальная ситуация не может служить объектом непосредственных мыслительных преобразований. «Объектом такого рода преобразований является образ предмета, который можно включить в новые отношения, которым можно манипулировать».
Преобразующая функция — способность зрительной системы манипулировать образами, находящимися в зрительном поле. На эту способность восприятия указывает В.П. Зинченко. Он считает, что видимое поле в условиях стабилизации непрерывно трансформируется. Возможны фрагментарные выпадения элементов поля, а также их восстановление в целом или по частям. В результате манипулятивных действий с образами восприятия исходная ситуация видоизменяется, что способствует выдвижению разнообразных гипотез решениятворческой задачи.
Эвристическая функция — возникновение нового смысла образа восприятия. Появление нового смысла перцептивного образа есть результат увеличения количества альтернативных схем для восприятия одного и того же объекта. В основе такого восприятия лежат включение объекта познания в разные системы связей для обнаружения различных его свойств и сторон, рассмотрение предмета с различных точек зрения, усмотрение в одном предмете признаков других предметов и т.п. Отсюда вытекает, что смыслообразующая функция восприятия играет решающую роль в обеспечении новизны продукта творческой деятельности.
Регулирующая функция — соотнесение результатов отражения внешнего мира с самим же внешним миром. Она основывается на таком свойстве восприятия, как предметность, которая выражается в так называемом акте объективации, т.е. отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Регулирующая функция восприятия, обеспечивая адекватное отражение действительности, дает возможность на основе оценок промежуточных результатов определять направление поиска решения творческой задачи, отбрасывая одни гипотезы и принимая другие.
Продуктивные функции восприятия избирательно реализуются на всех этапах творческого процесса.
Таким образом, связь между перцепцией и творчеством выражается что, с одной стороны, восприятие включает в себя творческие процессы, с другой - перцептивные процессы выступают в качестве элементов творческой деятельности. В то же время при достаточно высоком уровне теоретической разработки данного вопроса имеет экспериментальных данных, характеризующих соотношение восприятия и творческого мышления. В еще большей степени это относится к выявлению взаимосвязи перцепции и творчества в различных возрастных группах.
Широко известна формула А. Пьерона: Т = а/in + k, где Т — время реакции (или ощущения), i — интенсивность раздражителя (или разница между дифференцируемыми стимулами), a, n, k — константы.
Анализ большого числа собственных экспериментов и данных других авторов позволил нам сформулировать закон различимости как функциональную зависимость эффективности реакций от степени различия одномерных стимулов в обобщенном выражении у=а/х+bх+с. Как видим, в уравнение входят два фактора: гиперболический, а/х (собственно степень различия стимулов по одному признаку) и линейный bх, который можно интерпретировать как ориентировочно-исследовательское поведение (рефлекс); его тормозящее влияние возрастает с увеличением различия между эталоном и альтернативным стимулом. Благодаря линейной составляющей нисходящая кривая времени реакций, имеющая гиперболическую форму, может изменить даже знак своего наклона при достаточно больших значениях аргумента (различии стимулов).
2) Воображение и творчество.
Возникновение идеала связано с неудовлетворенностью человека собой и миром. Существование идеала есть свидетельство иного состояния и принципиальной возможности его достижения или осуществления. В сущности, идеал — это идея преобразования или творчества, т.е. такого состояния, в котором человек постоянно совершенствуется и тем самым устраняет свою неудовлетворенность.
В широком смысле творчество — порождение чего-то качественно нового. Но по-новому взглянуть на мир или на себя самого тоже творчество. Прозрение — это иное зрение или иное измерение привычного и примелькавшегося нам. Мы и раньше были зрячими, но не видели того, что вдруг открылось нам, мы пока не можем доказать большую истинность нового видения, но мы можем чувствовать, что это именно так.
Откуда происходит прозрение? Этот вопрос связан с интуицией, как способностью непосредственно постигать истину. Интуиции в истории культуры и философии было посвящено много исследований, о ней написана масса литературы. Это удивительное свойство человеческой духовности можно сравнить с тем состоянием, когда мы внезапно чувствуем на себе взгляд другого человека. Но представим, что этот другой человек находится в нас самих. Мы можем посмотреть на себя, скажем, каким-то внутренним зрением и вдруг осознать, что наше привычное восприятие было узким и ограниченным. Мы как бы выходим за пределы своей ограниченности и в определенном смысле — за пределы культуры. Она приучила нас к определенным способам и приемам восприятия и понимания, но мы отбросили их и увидели все как бы в первозданном свете. Интуиция — это внекультурное видение.
Момент такого прозрения или внекультурного видения хорошо покачал Пушкин. Татьяна, разглядывая вещи Онегина, пытается увидеть его душу. И она тихонько говорит себе: «Уж не пародия ли он?» Она была очарована культурой, образованностью Онегина, но интуитивно чувствовала какую-то фальшь и бездушие. Потом она утвердилась в своей догадке, но ей нужно было отбросить очарование, колдовство внешности. В сознании Татьяны произошла переоценка. Она стала меньше ценить внешность и большее значение придавать тому, что за ней скрывается. С этим связано понятие фантазии. Данное понятие употребляют и в негативном смысле как синоним пустых и никчемных мечтаний. Но позитивный смысл фантазии в том, что она есть воображение, т.е. является продуктивным духовным процессом. Вообразить — значит создать новый образ реальности и как бы войти в него. Фантазия как, воображение — это обесценивание в наших глазах образов или знаний казавшихся ранее ценными, и наделение этой ценностью нового образа или видения, полученного в результате прозрения или интуиции.
Воображение играет огромную роль в познании и культуре, Например, Эйнштейн считал, что оно «важнее знания, ибо знание ограничено. Воображение охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции». Знания могут тоже быть своеобразным идолом познания и культуры, ослеплять человека, препятствовать воображению и творчеству. Они могут создавать иллюзию цели и завершенности познания и всей культуры. Между тем конечной целью и познания, и культуры является такое состояние человека, в котором он знает себя в качестве человека, но не сводит себя к знаниям.
В последние десятилетия стала особенно заметной завышенная оценка знаний, когда их представляют как главный показатель культуры. Это одна из причин снижения продуктивности мышления и творчества в целом. Высшее знание — знание ограниченности имеющихся знаний. Именно с этим связано прозрение и воображение, т.е. обретение способности видеть и понимать больше, чем знать. В истории культуры преувеличенное почтение к знаниям часто было объектом насмешки. Придворным шутам позволялось напоминать королям и вельможам об ограниченности их знаний и опасности самомнения. На Руси терпимо относились к юродивым, поскольку считалось, что они более склонны к прозрениям, чем нормальные люди. Это хорошо выражено в украинском языке, где юродство часто называлось «божевилям», т.е. отражением Божьей воли.
3) Мышление и интеллект.
Анализ литературных источников позволил конкретизировать понятие практического мышления, выделить его существенные черты, характеристики.
Итак, говоря о практическом мышлении, не будем забывать, что это мышление в собственном смысле слова, т.е. психический процесс. Как всякий психический процесс, мышление есть активное отражение субъектом объективной действительности, т.е. форма внутренней деятельности субъекта в отличие от деятельности внешней, предметной, направленной на преобразование материального мира.
Хотя мышление, как и все психические процессы, является активностью, продуцирующей образы, представления, мысли и прочие элементы сознания, т.е. внутренние, «идеальные" продукты, результаты деятельности мозга, сама мыслительная деятельность может включать в себя отдельные внешние действия и операции, поскольку она возникла в результате интериоризации, т.е. перехода «внешних по своей форме процессов с внешними, вещественными предметами в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания». Иначе говоря, внутренняя психическая деятельность происходит из практической деятельности, обе очи имеют общее строение и связаны друг с другом взаимопереходами. Следовательно, внутренняя психическая деятельность (в том числе мыслительная) может иметь и внешние компоненты. Это относится как к практическому, так и к теоретическому мышлению. Поэтому не следует критерием для их дифференциации считать наличие или отсутствие внешних компонентов.
Мышление является средством осуществления разнообразных видов и форм человеческой деятельности. Обычно различают практические и теоретические формы деятельности. Обе они исторически возникли как способы реализации человеческой жизни. Как писал С.Л. Рубинштейн, человек — это «субъект действия и познания». Мышление как средство осуществления теоретической деятельности можно назвать теоретическим; мышление как средство осуществления практической деятельности — практическим. Таким образом, одно из основных различий между теоретическим и практическим мышлением обнаруживается в характере решаемых задач.
Теоретическое мышление направлено на решение задач специфического содержания — чисто умственных, познавательных. Познавательная деятельность — это открытие бытия, «открытие свойств и взаимосвязей бытия». Цель познания — поиск истины, поэтому познание бесконечно, оно имеет ступени, циклы, уровни разной глубины. Познание не ограничено жизнью одного человека- «Неисчерпаемость бытия составляет основу бесконечности познания истины». Познание носит общественный характер, т.е. представляет собой процесс познания мира обществом, человечеством, но этот общественный процесс осуществляется людьми, индивидами, которые осваивают результаты предшествующего процесса познания и двигают его вперед.
В этом смысле задачи теоретического мышления не связаны с временным фактором; время их решения не ограничено. Результатом деятельности теоретической мысли является раскрытие законов и принципов бытия. Поэтому основное направление теоретической мысли — индуктивное: «Процесс познания конкретной действительности идет от явлений к сущности».
Практическое мышление направлено на решение специфических практических проблем и задач. Это конкретные задачи, они могут возникать в специальных видах профессиональной деятельности (таких, как операторская, управленческая, педагогическая, деятельность врача, юриста, менеджера и пр.), а также в быту, в повседневной жизни. Особенность этих практических задач — их частный, а не всеобщий характер, ограниченность требованиями конкретной ситуации. Отсюда их относительная ограниченность во времени, необходимость решать их в обозримые (пусть и не краткие) отрезки времени — пока существуют условия и обстоятельства, вызвавшие эти задачи.
Можно ли считать, что их решение имеет значение только для одного конкретного человека? Нет, продукты практического мышления могут не носить частного характера, опыт решения практических проблем обобщается, суммируется, передается другим, но не как чистое знание закономерностей бытия, а как знание способов адаптации человека в конкретных условиях жизни и деятельности. Это, впрочем, не исключает существования и сугубо частных, конкретных результатов действия практического мышления, имеющих значение для одного человека.
Итогом работы теоретической мысли являются знание, идея, концепция, некий конструкт в плане сознания. Поэтому С. Л. Рубинштейн использовал для характеристики теоретического мышления термин «созерцательность». Созерцательностью он назвал не пассивность, бездействие человека, а иной способ отношения его к миру — не прагматический, а познавательный. Решение теоретической задачи ведет к изменению опыта, а значит, внутреннего мира человека.
Итог работы практического мышления конкретен, он ведет к поступкам, к необходимости действовать. Конкретные результаты практического мышления принимают форму внешних проявлений, практических действий, особенностей поведения. Практическое мышление часто создает «фазу подготовки» практической трудовой деятельности, содержанием которой является планирование, организация и управление собственной деятельностью. Работа практического мышления ведет к изменению внешнего мира, окружения.
Связь с практикой, практическое значение двух форм мыслительной деятельности также различны. Практическое значение теоретического мышления состоит в открытии действительности такой, как она есть на самом деле, создающем возможность ее понимания, более адекватного природе объекта деятельности. Так как теоретическое мышление протекает вне прямых контактов с предметным миром, то по отношению к нему проверка практикой истинности теоретических результатов мышления далеко не всегда может быть осуществлена сразу вслед за тем, как эти результаты были получены. Она может быть отделена от них многими десятилетиями и не всегда является прямой, непосредственной. По мнению А.Н. Леонтьева, это делает необходимым, чтобы опыт общественной практики присутствовал в самой мыслительной деятельности. Присутствие этого опыта в самом мышлении А.Н. Леонтьев видит в подчиненности мышления логике: системе логических правил, законов, предписаний, порожденных практикой, идущих от практики человека, от объективных отношений действительности.
Значение практического мышления определяется тем, что оно является средством и условием выполнения практической деятельности. Оно непосредственно вплетено в практическую деятельность и объективируется в форме промышленной деятельности. Оно служит средством адаптации к конкретным условиям жизни. Поскольку результаты практического мышления часто выступают в форме преобразования внешней предметной и социальной действительности, то это и является проверкой правильности практического мышления. Это же является и причиной достаточно быстрой, а не отдаленной во времени проверки истинности практического мышления на практике.
Что касается генезиса теоретического и практического мышления, то он един. Оба вида мышления произошли из практической деятельности людей, и поэтому генетически более ранним является практическое мышление, А.Н. Леонтьев писал; «Первоначально познание свойств предметного мира, переходящее границы непосредственно-чувственного познания, является непреднамеренным результатом действий, направленных на практические цели, т.е. действий, включенных в промышленную деятельность людей». Теоретическое мышление появилось с возникновением особой деятельности, подчиненной сознательной познавательной цели. Таким образом, разделение труда, видов деятельности человека на познавательную и практическую, духовную и материальную привело к возникновению собственно теоретического мышления, производящего идеальный духовный продукт «Между исходными условиями и практическим выполнением действий теперь включаются все более и более длинные цепи внутренних процессов мысленного сопоставления, анализа и т.д., которые, наконец приобретают относительную самостоятельность и способность отделяться от практической деятельности».
Есть ли различия в самом процессе, в способах осуществления теоретической и практической мыслительной деятельности? Прежде всего, следует отметить, что формой осуществления как теоретической, так и практической мыслительной деятельности могут быть и внешние, и внутренние процессы.
Общим в них является и то, что отправным пунктом любого мышления является «чувственный компонент», т.е. образы восприятия, представления (выражение С.Л. Рубинштейна). Однако если говорить о теоретическом мышлении отдельного человека (а не о мышлении как таковом), то оно не всегда нуждается в отправной предметно-чувственной основе. Источником его может быть накопленное знание, какая-то абстрактная идея или понятие. С.Л. Рубинштейн указывал, что в теоретическом мышлении «возможно и внутреннее самодвижение мысли», внешне ничем не обусловленное и не опосредствованное. Иначе говоря, путь теоретического мышления может пролегать от идеи к идее.
Одинаковы и существенные компоненты теоретического и практического мышления. Любая мыслительная деятельность регулируется и направляется целями, которых стремится достичь решающий задачу человек. Любая мыслительная деятельность состоит из действий и операций, имеет определенную стратегию. Решая любую задачу, человек как бы развертывает то, что дано в ее условиях и требованиях.
Однако на фоне этого сходства можно отметить в качестве специфической такую особенность практического мышления, как детальный анализ условий, примеривание к ним, разработка конкретных способов решения с учетом всех обстоятельств и конкретной ситуации. Это проявляется в такой характеристике практического интеллекта, как особая восприимчивость к информации и ограниченность результата реальными внешними условиями. Поэтому некоторые психологи, изучавшие практический интеллект, считали, что основные действия практического мышления заключаются в планировании, т.е. в составлении конкретных планов на основе общих принципов с учетом конкретных условий.
Практический интеллект психологи связывают с житейскими ситуациями. Чаще всего в этих ситуациях возникают проблемы общения, управления, социального приспособления. Иначе говоря, индивидам приходится решать задачи социально-практического характера, вследствие чего интеллект, используемый в них, часто называют социальным.
Помимо социального интеллекта, проблемы практического интеллекта затрагиваются, когда речь идет об успешности выполнения некоторых видов профессиональной деятельности, требующих установления социальных контактов. В последние десятилетия к таким видам профессиональной деятельности, в рамках которых чаще всего изучают практический интеллект, относится профессии из сферы бизнеса, менеджмента. Интеллект, требуемый в этих профессиях, называют «исполнительным».
4)
Человек развивается не только заложенной в нем биологической программе но и в зависимости от окружающей его среды. Многие из людей даже не знают какие эмоции являются их собственными, а какие ― эмоциональным настроением, которые они «Подхватили» от людей вокруг себя.
Многие «подхватывают» депрессию, беспокойство, страх или раздражение других. Все это приводит к перенапряжению тела и мозга. Эти отрицательные мысли хаус мышления, мешают принимать правильные решения.
Нужно культивировать в себе положительные, духовные эмоции. Это может быть достигнуто только терпением и настроем.
Использованная литература.
1. Психология том 1
Р. С. Немов
Москва
2.Психология. Учебник для технических вузов.
Под редакцией В. Н. Дружинина, СПб