Жан Батист Ламарк

                                - 1 -

     Выдающийся французский ученый Ламарк Жан Батист  Пьер  Антуан  де

Моне родился - 1.8.1744, Базантен, Пикардия, умер - 18.12.1829, Париж.

     Он получил в основном известность как создатель первой  целостной

эволюционной теории.  Правда, еще Бюффон, Эразм, Дарвин и другие нату-

ралисты XVIII века были убежденными эволюционистами,  но они не  могли

доказать свои убеждения достаточным количеством фактов.  Их труды сос-

тояли в основном из правильных догадок.

     Превосходный исследователь природы,  Ламарк, заметил, что сущест-

вовавшие в его время типы и семейства животных можно расположить в не-

кий ряд, от простейших организмов до самых сложных с постепенным пере-

ходом от одних к другим.  Заметив это,  он стал изучать  сравнительную

анатомию беспозвоночных животных как ископаемых,  так и живущих. Нужно

отметить, что именно Ламарк впервые (1794) разграничил животный мир на

две основные группы - позвоночных и беспозвоночных;  ему принадлежит и

термин " беспозвоночные ".  Он описал много форм ископаемых  беспозво-

ночных,  связав их с системой ныне живущих.  В пределах беспозвоночных

он выделил 10 классов, распределив их в порядке введенного им принципа

совершенствования - градации - между четырьмя последовательно усложня-

ющимися ступенями организации.  Вначале Ламарк  понимал  градации  как

прямолинейный  ряд  живых  существ от простейших до самых совершенных,

затем он пришел к схеме родословного древа.  Ламарк ввел термин " био-

логия " (1802) одновременно с немецким ученым Г.Р.Тревиранусом и неза-

висимо от него.  В трактовке жизненных явлений был  деистом.  Согласно

Ламарку, материя, лежащая в основе всех природных тел и явлений, абсо-

лютно инертна. Для ее " оживления " необходимо внесение в нее движения

извне.  Отсюда обращение Ламарка к " верховному творцу " как источнику

" первого толчка ", пустившего в ход " мировую машину ". Живое, по Ла-

марку, возникло из неживого и далее развивалось на основе строгих объ-

ективных причинных зависимостей,  в которых нет места случайности (ме-

ханический детерминизм).

     Обширные исследования в этой нетронутой до Ламарка области приве-

ли его к важным выводам.

     Ламаркизм, первое целостное учение об эволюционном развитии живой

природы, основные идеи которого были изложены Ж.Б.Ламарком в " Филосо-

фии зоологии " (1809).

     В основе Ламаркизма лежит представление о градации - внутреннем "

стремлении к совершенствованию ",  присущем  всему  живому;  действием

этого фактора эволюции определяется развитие живой природы,  постепен-

                                - 2 -

ное, но неуклонное повышение организации живых существ - от простейших

до самых совершенных. Результат градации - одновременное существование

в природе организмов разной степени сложности,  как бы образующих  ие-

рархическую лестницу существ.  Градация легко прослеживается при срав-

нении представителей  крупных  систематических  категорий   организмов

(например, классов)  и  на  органах,  имеющих первостепенное значение.

Считая градацию отображением основной тенденции развития природы,  на-

сажденной " верховным творцом всего сущего ",  Ламарк пытался, однако,

дать этому процессу и материалистическую трактовку:  в ряде случаев он

связывал усложнение организации с действием флюидов (например,  тепло-

рода, электричества),  проникающих в организм из внешней среды. Другой

фактор эволюции,  по Ламарку, - постоянное влияние внешней среды, при-

водящее к нарушению правильной градации и обуславливающее формирование

всего многообразия  приспособлений  организмов  к окружающим условиям.

Изменение среды - основная причина видообразования;  пока среда  неиз-

менна, виды  сохраняют постоянство;  если в ней произошел сдвиг,  виды

изменяются. Ламарк сознательно разграничивал эти факторы эволюции, от-

мечая, что первому из них в организме соответствуют " способности пос-

тоянные ", второму - " способности, подверженные изменению под влияни-

ем обстоятельств ".

     Внешняя среда на растения и низших животных, лишенных дифференци-

рованной нервной  системы,  действует  непосредственно,  вызывая у них

приспособительные изменения.  Животные,  обладающие нервной  системой,

испытывают косвенное  влияние  среды,  их  эволюционные преобразования

осуществляются более сложным путем.  Сколько-нибудь значительная пере-

мена во  внешних  условиях приводит к изменению потребностей животных,

обитающих в данной местности;  изменение потребностей влечет за  собой

изменение привычек,  направленных на удовлетворение этих потребностей;

изменение привычек ведет к усиленному употреблению одних органов и не-

употреблению других.  Чаще функционирующие органы усиливаются и разви-

ваются, а неупотребляющиеся ослабевают и исчезают.  Возникшие функцио-

нально-морфологические изменения  передаются  по наследству потомству,

усиливаясь из поколения в поколение.  Таким образом, по Ламарку, веду-

щую роль в эволюционных преобразованиях организмов играет функция: из-

менение формы - следствие изменения функции. Положения об упражнении и

неупражнении органов  и  о  наследовании  приобретенных признаков были

возведены Ламарком в ранг универсальных  законов  эволюции.  Несостоя-

тельность обоих " законов " была доказана экспериментально уже в конце

                                - 3 -

19 в.  и особенно в начале 20 в. благодаря открытиям генетики. В позд-

нейших трудах  (1815,  1820)  Ламарк  в значительной мере сближает оба

фактора эволюции.  Он склонен рассматривать среду не только как  силу,

нарушающую прямолинейность  градации,  но и как основной фактор эволю-

ции. Соответственно и происхождение главных ветвей родословного  древа

организмов он связывает с влиянием конкретных условий существования.

     Обосновывая свое учение,  Ламарк опирался на следующие факты: на-

личие разновидностей,  занимающих промежуточное положение между  двумя

видами;  трудности  диагностики близких видов и наличие в природе мно-

жества " сомнительных видов ";  изменение видовых форм при переходе  в

иные экологические и географические условия; случаи гибридизации, осо-

бенно межвидовой.  Важными доказательствами превращения  видов  Ламарк

считал также обнаружение ископаемых форм,  изменения животных при одо-

машнении и растений при введении в культуру. Развивая представления об

эволюции, он пришел к выводу об отсутствии реальных границ между вида-

ми и к отрицанию самого существования видов. Наблюдаемые разрывы в ес-

тественном ряду органических форм (что дает возможность их классифици-

ровать) - это только кажущиеся нарушения единой непрерывной цепи орга-

низмов,  объясняющиеся неполнотой наших знаний. В предисловии к " Сис-

тема  беспозвоночных животных "  (1815) он писал: " Не должен ли я ду-

мать,  что природа создала различные живые организмы,  начиная с прос-

тейших до наиболее сложных,  если в ряде животных форм, начиная от са-

мых простых, их организмы постепенно усложняются? По мере того, как мы

накопляем образцы в наших коллекциях,  убеждаемся,  что почти все  от-

сутствующие  звенья  постепенно заполняются и различия между соседними

видами стираются ".  Природа, по его мнению, представляет собой непре-

рывный ряд изменяющихся индивидумов,  а систематики лишь искусственно,

ради удобства классификации,  разбивают этот ряд на отдельные система-

тические группы. Подобное представление о текучести видовых форм стоя-

ло в логической связи с трактовкой развития  как  процесса,  лишенного

каких  бы то ни было перерывов и скачков (т.н.  плоский эволюционизм).

Такому пониманию эволюции соответствовало отрицание естественного  вы-

мирания видов:  ископаемые формы,  по Ламарку, не вымерли, а, изменив-

шись, продолжают существовать в обличье современных видов. Существова-

ние самых низших организмов, как бы противоречащее идее градации, объ-

ясняется их постоянным самозарождением из  неживой  материи.  Согласно

Ламарку, эволюционные изменения обычно не удается непосредственно наб-

людать в природе лишь потому, что они совершаются очень медленно и не-

                                - 4 -

соизмеримы с относительной краткостью человеческой жизни.

     Ламарк распространил принцип эволюции и на происхождение  челове-

ка, хотя в условиях господствовавшего креационизма был вынужден маски-

ровать свои убеждения.  Он считал, что человек произошел от обезьян. К

числу факторов становления человека он относил переход к прямохождению

и возникновение речи.  Ламарк подходил исторически и к высшим проявле-

ниям жизнидеятельности - сознанию и психике человека, связывая их воз-

никновение с эволюцией нервной системы и ее высшего отдела - головного

мозга.

     Жизнь Ламарка была горькой и тяжелой. В юности ему была уготована

карьера священника.  Он не хотел им стать. Искал других путей в жизни.

Сначала был офицером,  потом банковским служащим. Жил за небольшое жа-

лование. одновременно изучал медицину. В 1772-76гг. в Высшей медицинс-

кой  школе  в  Париже изучал главным образом ботанику.  Ему никогда не

удалось закончить обучение.  Взялся за ботанику. В этой отрасли достиг

успеха, стал членом Парижской Академии Наук (1783). Издал труд о флоре

Франции в трех томах (1778),  в котором им впервые был предложен  т.н.

дихотомический  принцип определения растений.  Работал также в области

физики,  химии и, в особенности, метеорологии. Ламарк автор публикаций

по геологии,  гидрологии. В " Гидрогеологии " (1802) он выдвинул прин-

цип историзма и актуализма в трактовке геологических явлений.  Положил

начало зоопсихологии.

     Это были годы революции,  которую Ламарк горячо приветствовал. По

его  предложению в 1793 Королевский ботанический сад был реорганизован

в Музей естественной истории,  где Ламарк стал профессором по  кафедре

зоологии  насекомых,  червей  и микроскопических животных (В это время

ему исполнилось 50 лет,  но он с воодушевлением начал  изучение  новой

биологической отрасли); руководил ею в течение 24 лет. Королевский бо-

танический сад был чем-то вроде живой библиотеки растений, где посети-

тели  могли  ознакомиться  с  их названиями и внешним видом.  Именно в

1793-1809 годах он создал свою теорию развития животного царства,  ко-

торую  и описал в 1809 году в книге " Философия зоологии ".  К сожале-

нию,  новая эволюционная теория не была понята современниками и не по-

лучила признания,  так как не была полностью обоснована фактами. Рево-

люция еще не проникла в университетские стены. В науке все еще продол-

жали господствовать теории древних ученых.

     Общественное мнение было восстановлено против Ламарка. Его высме-

ивали.  Вместо  славы  ученого  его стали считать чудаком и безвредным

                                - 5 -

фантастом.  Всю остальную жизнь Ламарк провел в крайней нужде.  Он ос-

леп,  свои труды диктовал дочерям.  Умер спустя двадцать лет, в одино-

честве и забвении.  Его похоронили в  общей  бедняцкой  могиле.  Когда

спустя  многие  годы  власти вознамерились поставить на могиле Ламарка

памятник,  оказалось, что нельзя найти места его захоронения. Впрочем,

даже  посмертная  слава была только частичной.  Уже жил и печатал свои

труды Чарлз Дарвин.  Имя и открытия Ламарка были в общественном мнении

скрыты в тени великого исследователя природы.

     " Эволюционная лестница " Ламарка в настоящее время имеет  только

историческое значение. С другой стороны Ламарк высказал ошибочное мне-

ние будто бы всякий живой организм отличается внутренним стремлением к

самосовершенствованию и,  что  зачатки новых органов у высших животных

возникают тогда, когда в них ощущается нужда.

     В историческом отношении первая теория эволюционного развития жи-

вых существ, созданная Ламарком принадлежит к числу величайших научных

завоеваний XIX века,  несмотря на то, что Ламарку не удалось полностью

объяснить приспособляемость  организмов,  как это сделал позднее Чарлз

Дарвин в своей теории естественного отбора. Однако принцип изменяемос-

ти организмов под влиянием внешней среды,  их способность применяться,

были не только повсеместно приняты, но даже и после Дарвина подчеркну-

ты и развиты в так называемом неоламаркизме.