Жан Батист Ламарк
- 1 -
Выдающийся французский ученый Ламарк Жан Батист Пьер Антуан де
Моне родился - 1.8.1744, Базантен, Пикардия, умер - 18.12.1829, Париж.
Он получил в основном известность как создатель первой целостной
эволюционной теории. Правда, еще Бюффон, Эразм, Дарвин и другие нату-
ралисты XVIII века были убежденными эволюционистами, но они не могли
доказать свои убеждения достаточным количеством фактов. Их труды сос-
тояли в основном из правильных догадок.
Превосходный исследователь природы, Ламарк, заметил, что сущест-
вовавшие в его время типы и семейства животных можно расположить в не-
кий ряд, от простейших организмов до самых сложных с постепенным пере-
ходом от одних к другим. Заметив это, он стал изучать сравнительную
анатомию беспозвоночных животных как ископаемых, так и живущих. Нужно
отметить, что именно Ламарк впервые (1794) разграничил животный мир на
две основные группы - позвоночных и беспозвоночных; ему принадлежит и
термин " беспозвоночные ". Он описал много форм ископаемых беспозво-
ночных, связав их с системой ныне живущих. В пределах беспозвоночных
он выделил 10 классов, распределив их в порядке введенного им принципа
совершенствования - градации - между четырьмя последовательно усложня-
ющимися ступенями организации. Вначале Ламарк понимал градации как
прямолинейный ряд живых существ от простейших до самых совершенных,
затем он пришел к схеме родословного древа. Ламарк ввел термин " био-
логия " (1802) одновременно с немецким ученым Г.Р.Тревиранусом и неза-
висимо от него. В трактовке жизненных явлений был деистом. Согласно
Ламарку, материя, лежащая в основе всех природных тел и явлений, абсо-
лютно инертна. Для ее " оживления " необходимо внесение в нее движения
извне. Отсюда обращение Ламарка к " верховному творцу " как источнику
" первого толчка ", пустившего в ход " мировую машину ". Живое, по Ла-
марку, возникло из неживого и далее развивалось на основе строгих объ-
ективных причинных зависимостей, в которых нет места случайности (ме-
ханический детерминизм).
Обширные исследования в этой нетронутой до Ламарка области приве-
ли его к важным выводам.
Ламаркизм, первое целостное учение об эволюционном развитии живой
природы, основные идеи которого были изложены Ж.Б.Ламарком в " Филосо-
фии зоологии " (1809).
В основе Ламаркизма лежит представление о градации - внутреннем "
стремлении к совершенствованию ", присущем всему живому; действием
этого фактора эволюции определяется развитие живой природы, постепен-
- 2 -
ное, но неуклонное повышение организации живых существ - от простейших
до самых совершенных. Результат градации - одновременное существование
в природе организмов разной степени сложности, как бы образующих ие-
рархическую лестницу существ. Градация легко прослеживается при срав-
нении представителей крупных систематических категорий организмов
(например, классов) и на органах, имеющих первостепенное значение.
Считая градацию отображением основной тенденции развития природы, на-
сажденной " верховным творцом всего сущего ", Ламарк пытался, однако,
дать этому процессу и материалистическую трактовку: в ряде случаев он
связывал усложнение организации с действием флюидов (например, тепло-
рода, электричества), проникающих в организм из внешней среды. Другой
фактор эволюции, по Ламарку, - постоянное влияние внешней среды, при-
водящее к нарушению правильной градации и обуславливающее формирование
всего многообразия приспособлений организмов к окружающим условиям.
Изменение среды - основная причина видообразования; пока среда неиз-
менна, виды сохраняют постоянство; если в ней произошел сдвиг, виды
изменяются. Ламарк сознательно разграничивал эти факторы эволюции, от-
мечая, что первому из них в организме соответствуют " способности пос-
тоянные ", второму - " способности, подверженные изменению под влияни-
ем обстоятельств ".
Внешняя среда на растения и низших животных, лишенных дифференци-
рованной нервной системы, действует непосредственно, вызывая у них
приспособительные изменения. Животные, обладающие нервной системой,
испытывают косвенное влияние среды, их эволюционные преобразования
осуществляются более сложным путем. Сколько-нибудь значительная пере-
мена во внешних условиях приводит к изменению потребностей животных,
обитающих в данной местности; изменение потребностей влечет за собой
изменение привычек, направленных на удовлетворение этих потребностей;
изменение привычек ведет к усиленному употреблению одних органов и не-
употреблению других. Чаще функционирующие органы усиливаются и разви-
ваются, а неупотребляющиеся ослабевают и исчезают. Возникшие функцио-
нально-морфологические изменения передаются по наследству потомству,
усиливаясь из поколения в поколение. Таким образом, по Ламарку, веду-
щую роль в эволюционных преобразованиях организмов играет функция: из-
менение формы - следствие изменения функции. Положения об упражнении и
неупражнении органов и о наследовании приобретенных признаков были
возведены Ламарком в ранг универсальных законов эволюции. Несостоя-
тельность обоих " законов " была доказана экспериментально уже в конце
- 3 -
19 в. и особенно в начале 20 в. благодаря открытиям генетики. В позд-
нейших трудах (1815, 1820) Ламарк в значительной мере сближает оба
фактора эволюции. Он склонен рассматривать среду не только как силу,
нарушающую прямолинейность градации, но и как основной фактор эволю-
ции. Соответственно и происхождение главных ветвей родословного древа
организмов он связывает с влиянием конкретных условий существования.
Обосновывая свое учение, Ламарк опирался на следующие факты: на-
личие разновидностей, занимающих промежуточное положение между двумя
видами; трудности диагностики близких видов и наличие в природе мно-
жества " сомнительных видов "; изменение видовых форм при переходе в
иные экологические и географические условия; случаи гибридизации, осо-
бенно межвидовой. Важными доказательствами превращения видов Ламарк
считал также обнаружение ископаемых форм, изменения животных при одо-
машнении и растений при введении в культуру. Развивая представления об
эволюции, он пришел к выводу об отсутствии реальных границ между вида-
ми и к отрицанию самого существования видов. Наблюдаемые разрывы в ес-
тественном ряду органических форм (что дает возможность их классифици-
ровать) - это только кажущиеся нарушения единой непрерывной цепи орга-
низмов, объясняющиеся неполнотой наших знаний. В предисловии к " Сис-
тема беспозвоночных животных " (1815) он писал: " Не должен ли я ду-
мать, что природа создала различные живые организмы, начиная с прос-
тейших до наиболее сложных, если в ряде животных форм, начиная от са-
мых простых, их организмы постепенно усложняются? По мере того, как мы
накопляем образцы в наших коллекциях, убеждаемся, что почти все от-
сутствующие звенья постепенно заполняются и различия между соседними
видами стираются ". Природа, по его мнению, представляет собой непре-
рывный ряд изменяющихся индивидумов, а систематики лишь искусственно,
ради удобства классификации, разбивают этот ряд на отдельные система-
тические группы. Подобное представление о текучести видовых форм стоя-
ло в логической связи с трактовкой развития как процесса, лишенного
каких бы то ни было перерывов и скачков (т.н. плоский эволюционизм).
Такому пониманию эволюции соответствовало отрицание естественного вы-
мирания видов: ископаемые формы, по Ламарку, не вымерли, а, изменив-
шись, продолжают существовать в обличье современных видов. Существова-
ние самых низших организмов, как бы противоречащее идее градации, объ-
ясняется их постоянным самозарождением из неживой материи. Согласно
Ламарку, эволюционные изменения обычно не удается непосредственно наб-
людать в природе лишь потому, что они совершаются очень медленно и не-
- 4 -
соизмеримы с относительной краткостью человеческой жизни.
Ламарк распространил принцип эволюции и на происхождение челове-
ка, хотя в условиях господствовавшего креационизма был вынужден маски-
ровать свои убеждения. Он считал, что человек произошел от обезьян. К
числу факторов становления человека он относил переход к прямохождению
и возникновение речи. Ламарк подходил исторически и к высшим проявле-
ниям жизнидеятельности - сознанию и психике человека, связывая их воз-
никновение с эволюцией нервной системы и ее высшего отдела - головного
мозга.
Жизнь Ламарка была горькой и тяжелой. В юности ему была уготована
карьера священника. Он не хотел им стать. Искал других путей в жизни.
Сначала был офицером, потом банковским служащим. Жил за небольшое жа-
лование. одновременно изучал медицину. В 1772-76гг. в Высшей медицинс-
кой школе в Париже изучал главным образом ботанику. Ему никогда не
удалось закончить обучение. Взялся за ботанику. В этой отрасли достиг
успеха, стал членом Парижской Академии Наук (1783). Издал труд о флоре
Франции в трех томах (1778), в котором им впервые был предложен т.н.
дихотомический принцип определения растений. Работал также в области
физики, химии и, в особенности, метеорологии. Ламарк автор публикаций
по геологии, гидрологии. В " Гидрогеологии " (1802) он выдвинул прин-
цип историзма и актуализма в трактовке геологических явлений. Положил
начало зоопсихологии.
Это были годы революции, которую Ламарк горячо приветствовал. По
его предложению в 1793 Королевский ботанический сад был реорганизован
в Музей естественной истории, где Ламарк стал профессором по кафедре
зоологии насекомых, червей и микроскопических животных (В это время
ему исполнилось 50 лет, но он с воодушевлением начал изучение новой
биологической отрасли); руководил ею в течение 24 лет. Королевский бо-
танический сад был чем-то вроде живой библиотеки растений, где посети-
тели могли ознакомиться с их названиями и внешним видом. Именно в
1793-1809 годах он создал свою теорию развития животного царства, ко-
торую и описал в 1809 году в книге " Философия зоологии ". К сожале-
нию, новая эволюционная теория не была понята современниками и не по-
лучила признания, так как не была полностью обоснована фактами. Рево-
люция еще не проникла в университетские стены. В науке все еще продол-
жали господствовать теории древних ученых.
Общественное мнение было восстановлено против Ламарка. Его высме-
ивали. Вместо славы ученого его стали считать чудаком и безвредным
- 5 -
фантастом. Всю остальную жизнь Ламарк провел в крайней нужде. Он ос-
леп, свои труды диктовал дочерям. Умер спустя двадцать лет, в одино-
честве и забвении. Его похоронили в общей бедняцкой могиле. Когда
спустя многие годы власти вознамерились поставить на могиле Ламарка
памятник, оказалось, что нельзя найти места его захоронения. Впрочем,
даже посмертная слава была только частичной. Уже жил и печатал свои
труды Чарлз Дарвин. Имя и открытия Ламарка были в общественном мнении
скрыты в тени великого исследователя природы.
" Эволюционная лестница " Ламарка в настоящее время имеет только
историческое значение. С другой стороны Ламарк высказал ошибочное мне-
ние будто бы всякий живой организм отличается внутренним стремлением к
самосовершенствованию и, что зачатки новых органов у высших животных
возникают тогда, когда в них ощущается нужда.
В историческом отношении первая теория эволюционного развития жи-
вых существ, созданная Ламарком принадлежит к числу величайших научных
завоеваний XIX века, несмотря на то, что Ламарку не удалось полностью
объяснить приспособляемость организмов, как это сделал позднее Чарлз
Дарвин в своей теории естественного отбора. Однако принцип изменяемос-
ти организмов под влиянием внешней среды, их способность применяться,
были не только повсеместно приняты, но даже и после Дарвина подчеркну-
ты и развиты в так называемом неоламаркизме.