Жан Батист Мольер "Мещанин во дворянстве"

Главная черта всех мольеровских персонажей — самостоятельность, активность, способность устраивать свое счастье и свою судьбу в борьбе со старым и отжившим, а также неоднозначность. Всех же отрицательных персонажей объединяет одно — нарушение меры, здравого смысла и естественности, главных принципов классицистической эстетики. Показывая несовершенство людей, Мольер реализует главный принцип комедийного жанра — через смех гармонизировать мир и человеческие отношения. Творчество Мольера оказало огромное влияние не только на искусство Франции, но и на всю мировую драматургию. Неистощимая фантазия, остроумие и яркость образов делают пьесы Мольера вечными.

"Мещанин во дворянстве" - блестящая, искрометная комедия классика французской литературы Жана Батиста Мольера. Попытки необразованного, невежественного, неотесанного мужлана с большими деньгами выглядеть как благородный дворянин не могут не вызывать смех. Главный герой то и дело попадает в нелепые ситуации, а окружающие не упускают возможности воспользоваться его манией себе во благо.

Комедии Мольера смешны всегда, но по нынешним временам бешеных денег, невесть откуда свалившихся на "сливки общества" актуальны особенно.

Разбогатевший мещанин г-н Журден немного помешался на мысли стать аристократом и войти в светское общество. Он собирается выдать замуж свою дочь на знатном маркизе. Граф Дорант личность сомнительная и от г-на Журдена ему ничего кроме денег не нужно. Молодой человек Клеонт влюбленный в Люсиль, дочь г-на Журдена, со своим слугой Ковьелем, который любит служанку Николь в доме Журденов, приходят к г-ну Журдену просить руки дочери и служанки. Узнав, что Клеонт не дворянин г-н Журден отказывает ему. Все хотят этой свадьбы кроме него. Ковьель придумал, как подшутить над г-ном Журденом и вынести определенную пользу. Он приходит к нему и называется лучшим другом его покойного отца. Ковьель сообщает г-ну Журдену, что в город прибыл сын турецкого султана, который потом оказывается Клеонтом, и он без ума от его дочери, но для свадьбы необходимо самому г-ну Журдену принять сан мамамуши. В заговор посвящены все. Под музыку муфтий и турки выходят с г-ном Журденом и начинают кривляться и становится на колени. Муфтий выкрикивает восьмистишия со смесью итальянских, португальских, испанских слов. Веселая белиберда. Общий урок довольно ясен: Обогащайтесь, но оставайтесь на своем месте, иначе вы будете смешны и нарушите общественный порядок.

Настоящее имя - Жан-Батист Поклен. Родился в Париже, в семье зажиточного торговца, обладавшего связями при дворе. Стараниями отца, мечтавшего о том, чтобы сын сделал придворную карьеру, получил блестящее образование. Однако в возрасте двадцати одного года Жан Поклен увлекся театром, принял сценическое имя Мольер и со своей труппой отправился выступать в провинцию. Пятнадцать лет спустя труппу пригласили в Париж. К началу шестидесятых годов Мольер стал признанной знаменитостью и как актер, и как драматург; вдобавок, король Людовик Четырнадцатый, благоволивший Мольеру, поручал ему устроение всевозможных дворцовых праздников, маскарадов, балов и иных развлечений. Покровительство двора позволило Мольеру, несмотря на сопротивление церкви, поставить пьесу "Тартюф". Впрочем, церковники отомстили вольнодумцу: они категорически отказывались хоронить Мольера на кладбище при церкви. Не помогло даже вмешательство короля; единственная уступка, которой удалось добиться от архиепископа Парижского - чтобы Мольера похоронили на приходском кладбище.