Андрей Белый

Время в мире Белого было не тем,         что у  нас. Он мыслил эпохами.

                                     Михаил Чехов.

Мне Вечность - родственна.

                                     Андрей Белый.

     Андрей Белый  -  Борис  Николаевич  Бугаев  (14.10.1880  ­8.1.1934 )  родился и вырос в среде московской интеллигенции,в семье знаменитого математика, профессора Московского универси­тета Николая  Васильевича Бугаева.Летние месяцы семья Бугаевых проводила в Подмосковье, и мальчик с детства мог приобщиться к миру поместно-деревенской  России , где как бы воедино слились красота русского пейзажа  и величие культуры, творимой жившими среди этой природы людьми.

     Уже учась в университете Белый  ежедневно  посещал  семью Михаила Сергеевича  и  Ольги Михайловны Соловьевых - родителей своего друга Сергея."Не чайный стол - заседание  Флорентийской академии",- с благодарностью вспоминал  Белый  дом Соловьевых, где  бывали, старший брат Михаила Сергеевича философ  Владимир Соловьев,его сестра, поэтесса Поликсена Соловьева,философ Сер­гей Николаевич Трубецкой,историк Василий Осипович  Ключевский, позднее - Брюсов, Мережковский, Гиппиус...   Именно  здесь , в семье Соловьевых , были  поддержаны  первые литературные опыты Бориса Бугаева. Михаил Сергеевич помог Борису Бугаеву сочинить псевдоним "Андрей Белый" (белый - священный,утешительный цвет, представляющий  собою  гармоническое  сочетание  всех  цветов ­любимый цвет Владимира Соловьева ).

     В 1900 году Бугаев окончательно решает стать  писателем.В этом году  создана  первая из четырех его "симфоний" - "Север­ная" или "Героическая".

     Писатель впоследствии  признавался, что называя свои пер­вые прозаические опыты "симфониями", он и сам толком  не знал, что это такое. "Симфонии" Белого больше схожи с сонатами.Слово "симфония" было для Белого своего рода символом.

     Тема "вечного  возвращения" -одна из центральных жанро- и сюжетообразующих тем всего творчества Белого.  Белый часто об­ращался к лейтмотивной технике ведения повествования.  То есть выделение  в произведении одной, двух и более  главных  тем, к которым повествователь  возвращается через определенные проме­жутки времени. Уже во второй "симфонии" с темой "вечного возв­рата" борется тема жизнеутверждения.

     Во второй "симфонии" на первой же странице возникает  об­раз солнца - зловещий "глаз", уставивщийся  на  землю и проли­вающий  на  нее  потоки  "металлической раскаленности".  Первый поэтический сборник  Белого  "Золото  в лазури" выходит в 1904 году. В этом сборнике солнце - предмет  почти  что  языческого поклонения :

                  Солнцем сердце зажжено.

           Солнце - к вечному стремительность.

                  Солнце - вечное окно

  в золотую ослепительность.

                            "Солнце"

     Стихотворение "Солнце"  посвящено  К.Бальмонту  -  автору книги "Будем как Солнце". Также в этом  сборнике  Белый  отож­дествляет солнце с образом Золотого руна. В стихотворном цикле "Золотое руно" Белый преобразует древнегреческий миф в  симво­лическое иносказание  о жизненных целях своего поколения - по­коления рубежа столетия .

     Нацеленность в будущее пронизывает все стихотворения раз­дела "Золото в лазури".  В будущее , которое -  согласно логике "возврата" - уже было ! Поэтому оно может выступать в масках :

- "прежнего счастья"

    - "старины" :

                Старина, в пламенеющий час

                обуявшая нас мировым ,                                         ­                старина, окружившая нас,                                    

                водопадом летит голубым.

                            "Вечный зов"

           

- образов прошлой культуры ( раздел "Прежде и теперь" ) : Блестящие ходят персоны,

повсюду фаянс и фарфор,

расписаны нежно плафоны,

музыка приветствует с хор.

"Опала"

          1905 год - начало нового периода  жизнетворчества  Андрея Белого. Во  время  этого периода Белый влюбляется в жену Блока Любовь Дмитриевну Менделееву-Блок.  Это чувство, перевернувшее всю жизнь Белого, зародилось еще летом 1904 года. К весне 1906 года отношение людей, составляющих роковой треугольник достиг­ли крайнего  напряжения.  Любовь Дмитриевна расстается с Белым на десять месяцев,  чтобы все обдумать и принять окончательное решение. Летом Белого нередко посещают мысли о самоубийстве. В сентябре  происходит  решительное  объяснение. Резко и  безжа­лостно отвергнутый,Белый оказывается на грани умопомешательст­ва.Из Петербурга он сразу уезжает за  границу, где  начинается период  исцеления  от  перенесенного  удара, растянувшийся  на 1907-1908 годы.

     В эти годы Белый начинают видеть Россию сквозь призму ли­рики Некрасова. Памяти Некрасова посвящается сборник стихотво­рений "Пепел" (1908) Стихотворения сборника тщательно отобраны и расположены в очень продуманном порядке.  В  него  не  вошли многие из  стихотворений, написанных одновременно  со  стихами "Пепла",- из них Белый составил следующий сборник "Урна"(1909)

Идея "Пепла" точнее всего сформулирована самим Белым :

"Пепел"-книга самосожжения и смерти:но сама смерть есть только завеса, закрывающая горизонты  дальнего, чтоб найти их в ближ­нем".Сборник  выстроен по линии все большего  и большего прос­ветления "горизонта" (недаром один из последних разделов сбор­ника  называется "Просветы").

     Пространство "Пепла" - это система вписанных друг в друга кругов сжимающихся  по мере приближения  к  "центру" .  Первый "круг" самый большой, - почти что безграничные,"пустые","стра­шные", голодные пространства России, в которых обречен на рас­сеяние измученный болезнями, голодом и пьянством народ :

             Туда - где смертей и болезней

             Лихая прошла колея...

                            "Отчаяние"

             Пожирают их болезни

             Иссушает глаз...

              "Деревня"

Пролетают за селами села,

Пролетает за весями весь...

Там - убогие стаи избенок,

Там - убогие стаи людей...

                           "Из окна вагона"

     Тема хаоса - сквозная тема сборника - особенно акцентиро­вана в этом разделе.Естественная реакция человека на встречу с хаосом - первобытное чувство священного ужаса.Это чувство  вы­ражено в образах :

    - "неизвестности"

    - "оторопи" :

               Где по полю оторопь рыщет,

               Восстав сухоруким кустом...

                           "Отчаянье"

     -  смерти :

              Над страной своей родной

               Встала Смерть.

        "Веселье на Руси"

 От голода, холода тут

              И мерли, и мрут миллионы...

              Там Смерть протрубила вдали

              В леса, города и деревни...

                           "Русь"

     Пространство следующего "круга" - "Деревни" - имеет более четкие контуры.Оно  уже  не  пусто, а насыщено предметами под­черкнуто обыденными. В контексте общего замысла сборника и вы­сунутый  "красный язык" висельника, и стаи то черных, то изум­рудных мух, и кровь,свищущая пеной "из-под красной рукоятки" ­символы безысходной,тупиковой,совершающейся в одномерном прос­транстве смерти :

             Красною струею прыснул

             Красной крови ток.

              Ножик хряснул, ножик свистнул,-

             В грудь, в живот и в бок.

                            "Убийство"

     Пространство следующего  раздела "Город" еще конкретнее : Москва "пира во время чумы" . Ритуальная пляска Смерти перене­сена в "Городе" с открытых пространств России в замкнутый  ми­рок квартир :

               ...Здесь хозяин гостье рад.

               Звякнет в пол железной злостью

              Там косы сухая трость,-

              Входит гостья,щелкнет костью,

              Взвеет саван : гостья смерть.

                                 "Маскарад"

В этом мирке живут беспечные богатые люди,которые не видят ни­чего вокруг себя.Среди участников "пиров" только один поэт-ар­лекин знает о том что творится за окнами.Поэт-пророк выступает не только в маске шута-арлекина,но и в облике страстотерпца:

Вы мечи

             На меня обнажали.

             Палачи,

             Вы меня затерзали.

                   "Прохождение"

     Особое значение мотивы жертвенности и крестного страдания приобретают в разделе "Безумие" :

    - венок из "колючей крапивы" :

              Над простором плету,неподвижен,

              Из колючей крапивы венок ...

                            "В полях"

-          приложенный к "челу пучок колючего чертополоха"

-          бегущая с чела кровавая струя :

             С чела, с кровавого плеча

             Кровавая струя струится ...

                            "Успокоение"

Это мотивы, которые возвращают надежду. Она слабо забрезжит  в последнем стихотворении раздела  - "Друзьям", - зато укрепится и усилится в следующем разделе "Просветы" :

            

              Кто зовет благоуханной клятвою,

Вздохом сладко вдаль зовет идти,

Чтобы в день безветренный над жатвою

Жертвенною кровью изойти ?

                      "Жизнь"

    "Пепел" является самым трагическим стихотворным сборником Андрея Белого.

     Следующий его сборник -"Урна"(1909).  Этот сборник посвя­щен Брюсову.Большинство стихотворений сборника носят элегичес­кий характер, хотя в "Урне" содержатся и глубоко личные, почти что дневниковые записи о пережитой драме :

             Год минул встрече роковой,

             Как мы, любовь лелея, млели...

             И ежели тебя со мной

Любовь не связывает боле,

­Уйду,сокрытый мглой ночной,

             В ночное ,в ледяное поле...

             Сложу в могиле снеговой

             Любви неразделенной муки...

                      "Ссора"

     "Урна" - последнее ,что создал Андрей Белый в драматичес­кое четырехлетие ( 1905 - 1908 гг. )

     В 1910  Андрей  Белый  женится  на Асе Тургеневой.В конце 1910 молодожены едут в путешествие по Северной  Африке.Вернув­шись из  этого путешествия весной 1911 году в Россию Белый пи­шет "Путевые заметки" - самое светлое произведение из всех  им написанных.В марте  1912  года он с женой уезжает в Европу,где живет до 1916 года,изредка наезжая в Россию.

     В сентябре  1916 Белый возвращается на родину.Россия ожи­дает его. С Россией Белый переживает ее самое трагическое время:

Рыдай, буревая стихия,

             В столбах громового огня!

             Россия, Россия, Россия, -

Безумствуй,сжигая меня!..

Россия, Россия, Россия,

­Мессия грядущего дня !

"Родине"

     Это написанное  в  августе  1917 года самое знаменитое из стихотворений Белого точнее всего передает отношение  поэта  к свержению царизма.

     В Духов день 20 июня 1921 года он начинает  писать  поэму "Первое свидание"  - реквием по сгоревшему в буревой стихи ми­ру, по своей молодости, по гибнущей русской культуре.

     "Первое свидание" - вершина поэзии Андрея Белого 20-х го­дов. Дальше начинается "путь нисхождения".

     В сентябре  1925 года был завершен первый том из задуман­ной Белым эпопеи "Москва".

     "Мне всю жизнь грезились какие-то новые формы искусства,в которых художник мог бы пережить себя слиянным со всеми видами творчества... Я хотел вырываться из тусклого слова к яркому",­признавался Белый, и действительно,  поиск,  непокой, движение образуют самое  существо  его  человеческой и писательской на­туры.

     Последние годы жизни Белого не составляют исключения,ско­рее даже наоборот :  пробуются все новые  формы,  жанры, стили, писатель сочетает  работу  над  "Москвой" с путевыми заметками "Ветер с Кавказа" и "Армения", с трудами по стиховедению, фило­софскими этюдами  и культурологическими опытами,  обращается к театральным инсценировкам и даже киносценарию.

     Смерть писателя  в 1934 году была осознана современниками как завершение целой эпохи.Но им же было очевидно, что создан­ная Белым  проза  оставила  глубокий след в творчестве многих, способствовала появлению так называемой  "орнаментальной  про­зы".

            

     Литература :

     Андрей Белый.Сочинения.

     Андрей Белый.Стихотворения и поэмы.                          Андрей Белый.О себе как о писателе.

В. Пискунов ."Сквозь огонь диссонанса".