Организация и перспективы развития туризма в Украине

Министерство образования и науки Украины

Севастопольский национальный технический университет

Курсовая работа по дисциплине

Экономика сферы услуг

на тему: организация и перспективы развития туризма в Украине

                                                                                                                   Выполнил:

                                                                                                                   студент группы ЭП – 32д

                                                                                                                   Зинченко В. А.

                                                                                                                   Проверил:

                                                                                                                   Филинков А. М.

                                                                       

Севастополь

2005

Содержание

Введение                                                                                                                                                     3

1. Понятие, формы и виды туризма                                                                                                         5

1.1 Определение туризма                                                                                                                          5

1.2 Типы туристов                                                                                                                                     7

1.3 Виды и формы туризма                                                                                                                       8

2. Рынок туризма в Украине                                                                                                                   11

3. Проблемы и пути стимулирования рынка туризма в Украине                                                       23

3.1 Проблемы национального рынка туризма                                                                                      23

3.2 Развитие сферы туризма на примере Турции                                                                                 27

Заключение                                                                                                                                              29

Список использованных источников                                                                                                    30

Приложение А                                                                                                                                         31

Введение

В последнее  время  туризм  получил  значительное  развитие  и  стал массовым социально экономическим явлением международного масштаба.  Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных  и культурных связей между государствами и  народами  мира.  Массовое  развитие туризма  позволяет  миллионам  людей  расширить  знания  по  истории  своего Отечества  и  других   стран,   познакомиться   с   достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.

      С экономической точки зрения туризм –  это  особый  вид  потребления туристами  материальных  благ,  услуг  и  товаров,  который   выделяется   в отдельную  отрасль  хозяйства,  обеспечивающую  туриста  всем   необходимым: транспортными  средствами,   объектами  питания,    размещения,   культурно-бытовыми услугами, развлекательными  мероприятиями.  Таким  образом,  туризм входит в число наиболее перспективных  отраслей  национальной  экономики  (в некоторых странах).

Путешествия и туризм  –  два  неразрывно  связанных  понятия,  которые описывают  определённый  образ  жизнедеятельности   человека.   Это   отдых, пассивное  или  активное  развлечение,  спорт,  познание  окружающего  мира, торговля,  наука,  лечение  и  др.  Однако  всегда  при  этом   присутствует характерное действие, определяющее и обосабливающее  собственно  путешествие от   иных  сфер  деятельности,  –  временное  перемещение  человека  в  иную местность  или  страну,  отличные  от  его  обычного   местонахождения   или проживания.  Путешествие  –  термин,  обозначающий   перемещение   людей   в пространстве и времени независимо от цели такового.

Человеку на протяжении всей его эволюции было  свойственно  стремление к  миропознанию  и  первооткрывательству    в   целях   развития   торговли, завоевания и освоения новых земель, поисков ресурсов  и  новых  транспортных путей.

За  многовековую  историю   путешествий,   географических   открытий, промышленного  освоения  новых  территорий,   расширения   мирохозяйственных связей были собраны многочисленные научные  литературные  материалы,  отчёты и дневники. Они сыграли неоценимую роль  в  накоплении  человеком  знаний  в различных областях науки,  культуры,  техники.  У  многих  людей  появляется потребность  увидеть  новые  районы  и  страны,  познакомиться  с  жизнью  и обычаями их народов. Всё это послужило причиной возникновения  особой  формы путешествий – туризма.

Процесс  активизации  хозяйственных  связей  увеличивал   подвижность населения, сопровождался  строительством  дорог,  благоустроенных  гостиниц, ресторанов,  созданием  зон  отдыха,  лечения,  изучением   исторических   и культурных достопримечательностей и т.д.

С  появлением  регулярного  движения  пассажирского  транспорта,  сети предприятий питания  и  мест  размещения  отпали  многие  элементы  риска  и трудностей,  которые  на  протяжении   многих   веков   были   сопряжены   с путешествиями. Однако туризм был доступен в основном  представителям  имущих классов, которые совершали  дорогостоящие  поездки  для  отдыха,  лечения  и развлечений.

Туризм  становится  особой  формой   передвижения   людей.   Он развивался   на    основе    путешествий    и    открытий,    осуществляемых мореплавателями, исследователями, историками, географами  и  представителями делового   мира,   которые   собрали   многочисленные   научные   изыскания, наблюдения,   описания,   литературные,   исторические   и    географические

материалы,  отчёты  и  дневники.  Появление  туризма   стало   возможным   в результате  коренных  изменений  в  характере  общественного   производства, развития  средств  транспорта   и   связи,   налаживания   мирохозяйственных отношений в различных сферах.

Целью данной работы является рассмотрение туристических ресурсов Украины и определение  перспективности использования их государством.

1. Понятие, формы и виды туризма

1.1 Определение туризма

Можно ли однозначно ответить на вопрос, что включает в себя такое понятие, как «туризм»? У одних туризм ассоциируется с километрами, пройденными нехожеными тропами, с палаткой, с песнями у костра, для других — это поездки по  историческим местам, для третьих — путешествия по зарубежным странам. И все они правы, поскольку туризм чрезвычайно разнообразен.

Сегодня мы воспринимаем туризм как самый массовый феномен XX в., как одно из самых ярких явлений нашего времени, которое реально проникает во все сферы нашей жизни и изменяет окружающий мир и ландшафт. Туризм стал одним из важнейших факторов экономики, поэтому мы рассматриваем его не просто как поездку или отдых. Это понятие намного шире и представляет собой совокупность отношений и единство связей и явлений, которые сопровождают человека в  путешествиях.

Туризм является разновидностью путешествий и охватывает собой лиц, путешествующих и пребывающих в местах, находящихся за пределами их обычной среды, с целью отдыха, в деловых или иных целях. На первый взгляд понятие «туризм» является доступным каждому из нас, так как все мы совершали куда-нибудь поездки, читали в газетах статьи о туризме, смотрели телепередачи о путешествиях, а планируя свой отпуск, пользовались консультацией и услугами туристских агентств. Однако в научных и учебных целях весьма важно определить взаимоотношения между составными моментами туризма как отрасли народного хозяйства. Хотя в процессе развития туризма появились различные толкования этого понятия, особую значимость при определении этого явления имеют следующие критерии:

Изменение места. В данном случае речь идет о поездке, которая осуществляется в место, находящееся за пределами обычной среды. Однако нельзя считать туристами лиц, ежедневно совершающих поездки между домом и местом работы или учебы, так как эти поездки не выходят за пределы их обычной среды.

Пребывание в другом месте. Главным условием здесь является то, что место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания. Кроме того, оно не должно быть связано с трудовой деятельностью (оплатой труда). Этот нюанс следует учитывать, потому что поведение человека, занятого трудовой деятельностью, отличается от поведения туриста и не может классифицироваться как занятие туризмом. Еще одним условием является и то, что путешественники не должны находиться в посещаемом ими месте 12 месяцев подряд и более. Лицо, находящееся или плакирующее находиться один год или более в определенном месте, с точки зрения туризма считается постоянным жителем и поэтому не может называться туристом.

Оплата  труда из источника в посещаемом месте. Суть данного критерия в том, что главной целью поездки не должно  быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в какую-нибудь страну для работы, оплачиваемой из источника в этой стране, считается мигрантом, а не туристом этой страны. Это относится не только к международному туризму, но и к туризму в пределах одной страны. Каждый человек, путешествующий в другое место в пределах одной страны (или в другую страну) для осуществления деятельности, оплачиваемой из источника в этом месте (или стране), не считается туристом этого места.

Три этих критерия, положенные в основу определения туризма, являются базовыми. Вместе с тем есть особые категории туристов, в отношении которых данные критерии все-таки недостаточны, — это беженцы, кочевники, заключенные, транзитные пассажиры, которые формально не въезжают в страну, и лица, сопровождающие  эти группы.

Анализ приведенных выше особенностей, характеристик и критериев позволяет выделить следующие признаки туризма:

деловые поездки, а также путешествия с целью проведения свободного времени — это перемещение за пределы обычного места жительства и работы. Если же житель города передвигается по нему с целью совершения покупок, то он не является туристом, так как не покидает свое функциональное место;

туризм — это не только важная отрасль экономики, но и важная часть жизни людей. Он охватывает отношения человека с окружающей его внешней средой.

Следовательно, туризм — это совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах не являющихся местами их постоянного или  длительного проживания  и не связанных с их трудовой деятельностью.

Это обобщенное определение в некоторых случаях может быть дополнено и конкретизировано. Необходимо обратить внимание на терминологию. Во многих языках с давних времен используется слово «туризм», которое произошло от выражения «великий тур». «Великий тур» означал первоначально ознакомительную поездку. Ее совершали в ХVII-XVIII в. молодые представители дворянства, а  в ХIХ в. такие поездки стали популярны и среди других слоев населения. Целью путешествий было знакомство с чужим культурами. Как и в прошлые столетия - во времена «великих туров» так и сегодня основное назначение туризма — знакомство с другими странами, народами, средство налаживания контактов и взаимопонимания между ними.

Определение «туризм» охватывает не только такие факторы, как путешествие и отдых, по и название одной из отраслей экономики Туризм - это также и туристские предприятия, в первую очередь деятельность туристических организаторов и посредников. Кроме туристических организаторов и посредников к туристической сфере можно отнести и другие  виды предприятий и организации. Это могут быть различные объединения, а также транспортные компании:  железнодорожные и авиационные. Таким образом,  туризм - отрасль экономики, включающая в себя деятельность туристских организаторов, агентов и посредников.

1.2 Типы туристов

 Изучая туризм, очень важно правильно ответить на следующий вопрос: кто и какими туристскими услугами пользуется? Туристов можно классифицировать по следующим признакам:

в зависимости от их активности; в зависимости от стиля жизни.

 Традиционно среди туристов по их активности во время отдыха выделяют шесть групп:

Любители спокойного отдыха.  Его представители отправляются в отпуск для того, чтобы освободиться от повседневных   стрессов и отдохнуть в спокойной и приятной обстановке. Они боятся посторонних и большого скопления людей. Спокойно   отдыхающих отпускников привлекают солнце, песок и море.

Любители удовольствий. Это тип очень предприимчивых туристов, которые во время отдыха заняты поиском разнообразных удовольствий и предпочитают светскую атмосферу.

Любители активного отдыха. Эти туристы любят природу и создают активную нагрузку своему телу. Предпочитают размеренное движение и пребывание на свежем воздухе. Их отпуск можно совместить с лечением.

Любители спортивного отдыха. В отличие от активно отдыхающих у туристов-спортсменов все внимание сконцентрировано на соревнованиях. Для них очень важен спорт - их хобби. Они не страшатся физических нагрузок.

Отдыхающие с целью познания, изучения. Данный тип туристов заинтересован в повышении своего образовательного уровня, познании нового.

Любители приключений. Лишь немногие любители острых ощущений отправляются в странствие в одиночку и при этом подвергаю себя действительно серьезному риску. К питу искателей приключений можно отнести таких  туристов, которые ищут необычных впечатлений с определенной долей риска. Для них риск - это возможность испытать себя..

Классификация туристов на группы в зависимости от стиля их жизни предполагает более углубленный подход к выделению  типов, так как рассматривает человека и его поведение не изолированно, а в связи с его жизненной позиции, отношением к различным вещам и его желаниями.

При выделении  групп туристов в зависимости от стиля их в основу положен не какой-то отдельный критерий, а отношение человека к своей жизни. Сделать это очень сложно, так как тенденции и экономическая ситуация в обществе подвержены очень сильным изменениям во времени. 

 В зависимости от стиля жизни выделяют четыре группы туристов:

Любители наслаждений. Представители данной группы предъявляют очень высокие требования к качеству отдыха. Для  них путешествие — это способ самовыражения.. От отдыха они желают получить удовольствие, позволить себе некоторые слабости или дать себе спортивную нагрузку.

Тенденциозные туристы. Для туристов, входящих в данную группу, отдых— это возможность найти и проявить себя как личность. Это отдыхающие с высокими требованиями, но в отличие от «наслаждающихся жизнью» им не нужны условия класса люкс. Они ищут единения с природой, тишины и возможности психологической разгрузки. Они осознают проблемы окружающей среды, интересуются политикой и культурой намеченного для посещения региона.

Семейные туристы. В эту группу входят исключительно семьи с детьми. Семейные туристы любят проводить свой отпуск в кругу семьи, друзей, родственников. Они отдыхают в спокойной и удобной обстановке, покупают услуги по выгодным ценам, не любят, чтобы им мешали. Чаще всего обслуживают себя сами.

Всецело отдыхающие. Важнейшим условием для туристов этого типа  является возможность отдохнуть. В данную группу входят сравнительно пассивные туристы, которые проводят свой отпуск традиционным способом: довольствуются тишиной, долго спят, любят вкусно и обильно поесть, совершают короткие прогулки или недальние поездки. Любители такого отдыха радуются, если на время отпуска могут быть сохранены их любимые привычки, ведь они не любят экспериментировать.

1.3 Виды и формы туризма

                      

В качестве признака, позволяющего классифицировать путешествия по видам туризма, можно использовать мотивационные факторы. При такой классификации следует исходить из основного мотива, побудившего человека отправиться в поездку. Хотя мотивы не всегда определяются однозначно, все же можно выделить шесть видов туризма в системе его управления.

Туризм с целью  отдыха. Данный вид заключается в кратковременном или более продолжительном отдыхе с целью физического или психологического восстановления организма. Кроме того, к этой группе относится и курортный отдых, при котором для лечения или восстановления сил используются природные свойства почвы, климата и морской воды.

Туризм с целью изучения культуры. Туризм, ориентированный на познание чужой культуры, подразделяется на познавательный и паломнический. Познавательный туризм охватывает собой посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей. Туристы, путешествующие с познавательной целью, чаще всего интересуются социальными и экономическими отношениями посещаемых ими стран. Целью паломнического туризма является посещение мест, имеющих особое религиозное значение.

Общественный туризм. В качестве общественного туризма выступают поездки с целью посещения родственников, знакомых. друзей, а также клубный туризм. Клубный туризм отличается тем, что путешествующие сознательно интегрируются в группы. Объединение в группы происходит при наличии интересующей людей развлекательной или спортивной программы.

Спортивный туризм. К спортивному туризму относятся поездки с целью активного участия в спортивных мероприятиях, а также поездки, которые носят пассивный характер участия в спортивных соревнованиях.

Экономический туризм - поездки, совершаемые из профессионального и коммерческого интереса: посещение бирж, выставок, ярмарок и т.д.

Политический туризм. Подразделяется на дипломатический туризм, участие в конгрессах, а также туризм, связанный с политическими событиями и мероприятиями.

Иногда необходимость конкретизации туризма по его формам возникает в связи с различной длительностью путешествии (продолжительные и непродолжительные путешествия). В этом случае в качестве основного критерия такой классификации выбран срок пребывания в путешествии. Если путешествия различаются по такому внешнему критерию, как длительность пребывания то можно сказать, что эти путешествия относятся к различным формам туризма. Существует много возможностей, позволяющих выделить формы туризма по внешним критериям по происхождению туристов; по организационной форме; по длительности пребывания в путешествии; по возрасту; по транспортным средствам; по времени года или сезону.

На первый взгляд может показаться, что между формами и видами туризма нет большого различия. В обоих случаях путешествия группируются исходя из определенных точек зрения. Разница состоит в том, что виды туризма различаются по мотивации путешествующих, т.е. по внутренним факторам, а формы туризма по внешним причинам и воздействиям, что очень важно для менеджмента.

формы туризма в зависимости от происхождения туристов. В зависимости от происхождения путешествующих туризм подразделяется на внутренний и международный (в данном случае слово «происхождение» относится не к национальности или месту рождения человека, а к его месту жительства и работы).

Формы туризма в зависимости от его организации (организационной формы) В зависимости от форм организации различают паушальный (предоставление комплекса услуг за одну стоимость) и индивидуальный туризм. Паушальный тур - это стандартизированный, предварительно организованный комплекс туристских услуг. Индивидуальный тур имеет те особенности, что  турист организует и осуществляет его самостоятельно. Подобные туры называются также одиночным.

Формы туризма в зависимости от длительности пребывания. Очень важной классификацией форм туризма является их классификация в зависимости от продолжительности пребывания.

               Продолжительные путешествия, как правило, дополняются непродолжительными поездками. К непродолжительным поездкам относятся транзитные поездки, однодневные поездки и кратковременный туризм. Транзитный туризм - это остановки туристов по пути следования к месту назначения. Однодневный туризм - это туры продолжительностью в световой день: они не предполагают остановки на ночлег. Особенно важная форма непродолжительного туризма - кратковременный туризм. Кратковременный туризм включает в себя деловой туризм и поездки на выходные дни. Независимо от того, совершаются поездки в деловых или личных целях, средняя их продолжительность составляет 2—4 дня, т.е. они включают минимально один, максимально — три ночлега.

Формы туризма в зависимости от возраста путешествующих.. При классификации форм туризма учитывается также возраст путешествующих. По возрастной шкале определены следующие группы туристов: дети, путешествующие со своими родителями; молодежь (туристы в возрасте 15—24 лет); относительно молодые, экономически активные люди в возрасте 25—44лет; экономически активные люди среднего (45—64 лет) возраста (путешествуют, как правило, без детей); пенсионеры (65 лет и старше).

Формы туризма в зависимости от транспортных средств. В зависимости от транспортного средства, используемого для перемещения туристов из одного места в другое, различаются следующие формы туризма: авиатуризм, автобусный, железнодорожный, автомобильный и морской.

Формы туризма в зависимости от времени года. В зависимости от времени года различается зимний и летний туризм. Сезонная классификация форм туризма показывает колебания спроса на туристские услуги в течение года. Время, в которое совершается максимальное количество поездок, называется туристским сезоном, период спада путешествий — межсезоньем. Туристские сезоны в разных регионах могут не совпадать.

Кроме предложенных шести критериев существуют и другие точки зрения, позволяющие классифицировать путешествия по формам. Чтобы классификация туризма была более полной, Всемирная туристская организация предлагает классифицировать туризм по следующим типам: внутренний туризм — путешествия жителей какого-либо региона по этому региону; въездной туризм — путешествия по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями; выездное туризм— путешествия жителей какой-либо страны в другую страну. Эти основные типы туризма могут по-разному сочетаться, образуя категории туризма. Категории туризма могут относиться не только к какой-либо стране, но и к региону; термин регион» — к какому-то району в пределах какой-либо страны либо к группе стран. Определение «туризм в пределах страны» охватывает собой внутренний и въездной туризм; «национальный туризм» — внутренний и выездной туризм; «международный туризм» — въездной и выездной туризм.

  

2. Рынок туризма в Украине

Для глубинного понимания тех процессов, которые приводят к возникновению и существованию упомянутых выше проблем в области туризма, следует более детально проанализировать ситуацию, которая сложилась на этом рынке услуг.

Несмотря на широкую "географию" туристов, которые приезжают в нашу страну, их преобладающую часть (78%) составляют туристы с бывшего СССР, и в первую очередь - из России, Беларуси и Молдовы. Относительно других стран, более всего Украину посещают туристы из Венгрии, Словакии и Польши (табл.1). При этом часть иностранных туристов, которые путешествуют в туристических группах, довольно незначительна - лишь 1.2%. Большинство граждан, которые , по существующей классификации, рассматриваются как иностранные туристы, фактически такими не являются, а посещают Украину по служебным или частным целям (в том числе - для ведения частного бизнеса).  Вместе с тем это является ярким свидетельством недостаточности развития в Украине организованного туризма.

Таблица 1.2 – Распределение иностранных туристов по странами, из которых они прибыли в 2003 году

        Страны

Прибыло

в Украину

Из     них путешествовало

всего (тыс. чел.)

2003 г. в % к 2002 г.

в туристических группах (тыс. чел.)

В целом

страны бывшего СССР

из них:

Беларусь

Молдова

Россия

          другие

из них:

Болгария

Великобритания

Греция

Израиль

Испания

Италия

Канада

Кипр

Китай

Германия

Польша

Румыния

Словакия

США

Турция

Венгрия

Франция

Чехия

6207,6

4838,7

1238,9

1292,8

2116,8

1368,9

29,8

24,1

9,0

28,6

5,9

17,2

11,1

1,3

8,4

62,5

256,1

38,9

149,0

46,0

22,7

440,9

20,9

75,6

84

90

90

109

81

74

43

113

86

137

84

77

84

37

78

94

40

55

62

83

68

87

92

96

75,5

36,1

2,0

0,7

32,9

39,4

0,1

2,2

0,3

4,2

0,1

1,1

1,1

0,1

0,2

7,9

2,3

0,1

0,7

6,0

2,1

0,2

0,7

1,2

Хотя практически вся территория нашей страны имеет достаточный потенциал для развития туризма, тем не менее интенсивность посещений иностранными туристами её отдельных регионов очень разнообразна (табл. 2).

При довольно значительных, а временами и уникальных природно-лечебных ресурсах Украины , лечебный туризм (по сравнению с специализированным и зеленым) еще не получил здесь достаточного развития. Такие виды туризма привлекают лишь меньше чем 2% туристов (табл. 3).

Как свидетельствует осуществленный сравнительный анализ, в Украине туристическая инфраструктура является недостаточно развитой и вместе с тем рациональной, что в объединении с низким качеством сервиса предопределяет его низкую привлекательность, и, соответственно, прибыльность на фоне аналогичных показателей в других странах Европы.

Таблица 2.2 - Распределение регионов Украины по количеству посещений их иностранными туристами в 2003 г.

Количество посещений

Регионы

До 1 тыс.

От 1 тис. до 2 тыс.

От 2 тис. до 3 тыс.

От 3 тис. до 5 тыс.

От 5 тис. до 10 тыс.

От 10 тис. до 20 тыс.

От 20 тис. до 50 тыс.

Более 50 тыс.

Донецкая, Житомирская, Киевская (без г. Киева), Луганская, Полтавская, Сумская, Тернопольская, Хмельницкая и Черниговская области

Винницкая, Кировоградская, Ровненская, Херсонская и Черкасская области

Волынская и Днепропетровская области

Закарпатская (5), Запорожская (4,9), Ивано-Франковская (3,3), Николаевская (3,2) и Харьковская (3,4) области

Черновицкая (6) область

Севастополь (18,6)

Львовская (20,5) и Одесская (30,5) области

Киев (60,9) и Автономная Республика Крым (97,2)

Таблица 3.2 - Распределение иностранных туристов по цели посещения

Показатели

Годы

2002

2003

2004

 Количество туристов (всего)

          в том числе с целью :

служебная, деловая поездка, бизнес-тур, обучение

досуг, отдых, спортивно-оздоровительный туризм

лечебный туризм

специализированный туризм

Другие

100

7,5

31,3

59,2

1,8

0,2

100

31,3

63,8

1,6

1,5

1,8

100

31,5

57,6

1,8

1,3

7,8

К сожалению, на сегодня мы можем  констатировать лишь то, что на фоне возрастающей конкуренции на мировом рынке туристических услуг и вследствие действия ряда факторов, о которых , будет идти речь ниже, отставание Украины от ведущих туристических стран увеличивается, перемещая ее в "периферию" туристических потоков (в 2004 г. ее посетили в 20 раз меньше туристов, чем Францию - ближайшую к Украине по размерам, территории и численности населения ). Поэтому иностранный туризм до сих пор не играет надлежащей роли в хозяйственной жизни Украины. Анализ официальной статистической информации свидетельствует об отрицательных чертах в развитии иностранного туризма в нашей стране в последние годы. Поток иностранных туристов в неё уменьшается. Только за 2002-2004 гг. вдвое сократилось количество организованных туристов, почти втрое - частные посещения Украины иностранцами и вчетверо - прибытия иностранного обслуживающего персонала. Такое сокращение происходит на фоне увеличения (в пять раз) транзита иностранных туристов украинской территорией (табл.4). Все это дает основания утверждать о потере Украиной привлекательности как места международного туризма.

Таблица 4.2 - Посещение  Украины иностранцами

          Показатели

                          Годы

2004 г. в %

к 2003 г.

2002

2003

2004

  Посещения (всего)

  в том числе с целью:

туризм

служебная поездка

организованный туризм

частная поездка

обслуживающий персонал

транзит

14743,6

12103,7

1194,2

1414,4

9495,1

1740,4

899,5

12003,0

9858,7

1478,3

852,6

7527,8

845,7

1298,6

10656,4

6014,1

1548

712,5

3753,6

404,2

4571,4

74,5

49,7

129,6

50,4

39,5

23,2

508,2

В настоящее время туризм является одной из самых перспективных и быстроразвивающихся отраслей. Не случайно его называют феноменом XX века.

Туристская деятельность стала важнейшим источником валютных поступлений. Например, в Испании на нее приходится 35% экспорта, свыше 50 % - на Кипре и более 70 % - на Гаити.

Достаточно большая и плотно населенная территория Украины в плане туризма развита пока слабо. Об этом свидетельствуют приведенные ниже данные.

Таблица 5.2 -  Показатели развития отрасли туризма в некоторых странах Европы в 1993г.

                       

Страны

Количество туристов на 1 кв. км

Количество туристов на 1000 жителей

Средний годовой доход, в млн. долларов США

Болгария

35

427

307

Словакия

13

123

390

Венгрия

245

2214

1181

Чехия

146

1117

1558

Польша

53

450

4500

Украина

3

37

157

                               

Таблица 6.2 - Характеристика туристских баз в Украине в 1990-1995 г.

Показатели

1990

1991

1992

1993

1994

1995

Количество т/баз, единиц

176

147

128

116

110

110

Вместимость, тыс. мест

99

72

56

45

40

37

Наиболее представительной и влиятельной организацией в сфере туризма является сейчас Всемирная туристская организация (ВТО), основанная в 1975году. К действительным ее членам относятся болeе 110 государств. Украина не состоит в ВТО за неимением средств на вступительный и членский взносы.

27 сентября в соответствии со временем принятия устава ВТО отмечается                              Всемирный день туризма. Одним из лозунгов последних лет в этот день был:                               "Связь, информация и образование - движущие факторы развития туризма". Первые                         два фактора можно объединить в одну группу "Информационное обеспечение".                               Среди проблем информационного обеспечения целесообразно выделить следующие:

- расширение и сегментирование рекламы;

- доведение информации до потребителей с помощью современных технических средств; - предоставление максимально сжатой и в то же время содержащей основные факты информации в интересной, желательно неординарной форме.

Рассмотрим первое из указанных положений более подробно. Важным направлением рекламной деятельности является расширение числа рекламируемых объектов. В настоящее время достопримечательности того или иного региона известны далеко не всем местным жителям. Например, по социологическим опросам, в заповедниках Крыма побывало только 5-8% крымчан.

Ко второму направлению можно отнести ориентацию рекламы на определенный круг потребителей (дифференцированная реклама). В связи с современным экономическим спадом сегментирование потребительского рынка приобретает особое значение. Согласно закону Энгеля, с увеличением дохода снижается доля расходов на товары первой необходимости, поэтому потребители могут потратить больше средств на отдых. Рекламирование туристских услуг должно иметь целевую ориентацию. Например, студентам предлагается недорогие лагеря отдыха на территории Украины, бизнесменам - комфортабельный отдых за границей.

Следующим направлением рекламной кампании должно стать применение разнообразных способов рекламы. В настоящее время широкое распространение получило включение в рекламные ролики потребителей, пользующихся предлагаемым товаром и дающим ему высокую оценку (стиральный порошок, медицинские препараты, косметика и др.). «Разбавление» сухого рекламного объявления живым рассказом очевидца, конечно, даст положительный эффект.

Четвертое направление рекламной кампании назовем концентрацией рекламы. Указанная реклама рассчитана на весьма определенный круг потребителей. Ей должны предшествовать строительно-реконструкционные мероприятия, результат которых отразится в рекламном объявлении. Дело в том, что среди туристов встречаются люди с физическими недостатками, приверженцы национальных традиций или желающие путешествовать вместе со своими домашними питомцами. Для них должны быть созданы особые условия, т. е.:

- для инвалидов - удобные, приспособленные для колясок подъезды;

- для домашних животных - место выгула и соответствующее питание;

- для любителей национального колорита - специальный, как внутренний, так и внешний интерьер, и кухня.

В свете указанных проблем информация служит потребителю. Однако не меньшую роль она играет и для производителя туристских услуг, в частности при прогнозировании.

Прогнозирование спроса на услуги туризма, как и на любые другие, чрезвычайно важно. Это связано со спецификой услуги, ее отличии от продукции:

- невозможностью накопления;

- перемещением не продукта к потребителю, а потребителя к месту оказания услуги; - полной степенью индивидуализации.

Для расчета числа рекреантов, которые посетят туристский регион в планируемом периоде, чаще всего используют прямые методы. Применяются корреляционно-регрессионные уравнения, кривые спросы, гравитационные модели и их модификации.

Расчет по данным моделям весьма сложен. Обязательность их применения оправдана в регионе, где ранее или длительное время не велся учет рекреантов. В остальных случаях целесообразно применение коэффициентного метода. Для определения объема спроса туристов на предстоящий период рекомендуется формула:

                                                                                  (1.2)

где  - объем спроса в базовом периоде;

 -   - коэффициенты, учитывающие:

 - повышение интереса к туристскому региону.

Рассмотрим перечисленные коэффициенты более подробно.  

                                                                                                                                   (2.2)

где  - темпы изменения численности за n лет; число n зависит от стабильности развития региона, если в районе не наблюдается искусственной миграции, то n = 5 / 7.

В случае предполагаемой миграции, не бывшей ранее, коэффициент определяется методом экспертных оценок.

                                                                                                                                               (3.2)

где  и  - соответственно доля городского и сельского населения.

 следует рассчитывать, если в регионе потенциальных рекреантов планируется расширение или сокращение числа учебных и научных учреждений. Иначе

 обычно определяют методом экспертных оценок. При этом следует учесть, что, начиная с определенной величины дохода, рост спроса на услуги туризма резко увеличивается. Это происходит при насыщении первичных потребностей - пища, одежда, жилье и т.д.(см. выше закон Энгеля). Не случайно, доля расходов на туризм жителей западноевропейских стран и США значительно больше, чем в СНГ.

 учитывает резкое изменение состояния здоровья потенциальных рекреантов. Причем улучшение или ухудшение состояния еще не говорит об уменьшении или увеличении туристского потока. Например, ввод в действие промышленных предприятий, ухудшающих экологическую обстановку, обычно ведет к росту числа туристов, а аварии типа Чернобыльской - к предпочтению туристских санаторно-курортным учреждениям. Причем, если первое из названных обстоятельств возможно учесть заранее, то второе является форс-мажорным. Поэтому определение коэффициента сопряжено со многими сложностями.

Показатель  применяется, если рассматривается изменение состава населения потенциальных рекреантов за длительный период, причем возрастная структура претерпела существенные изменения. Последнее могло быть связано с миграцией (отъезда значительной части трудоспособного населения в регионы, имеющие потенциал рабочих мест и обеспечивающие оплаченный труд или приезда большого числа молодых людей, следствием чего является увеличение рождаемости).

 учитывает возможную выгоду от посещения туристского региона с целью покупки. Он связан с разницей в цене товаров, продающихся в месте постоянного жительства рекреанта и туристского региона, или отсутствием необходимого товара на родине туриста. Для его расчета возможно определение соотношения планируемых индексов цен в туристском регионе и месте постоянного жительства.

                                                                                                                                         (4.2)

где  - индекс цен в туристском регионе - tourism;

 - индекс цен в месте постоянного жительства (house, at home).

 учитывает открытие в туристском регионе новых рекреационных объектов, моду на посещение данного региона и др.

Указанные коэффициенты можно объединить в три группы, учитывающие изменения:

1) в регионе потенциальных рекреантов (1-6);

2) между регионом постоянного жительства и посещаемым (7-8);

3) внутри туристского региона (9-10).

Последний из перечисленных выше факторов развития туризма - образование можно рассматривать в двух аспектах:

1. Образование как фактор расширения туристского спроса. Действительно, повышение образовательного уровня ведет к увеличению потребностей в познании окружающего мира, удовлетворению которых способствует туризм.

2. Повышение уровня образования работников сферы туризма. В настоящее время туристскими фирмами в Украине руководят две категории работников:

- имеющие высшее образование, часто не связанное не только с отраслью туризма, но и с непроизводственной сферой вообще;

- практики, долгое время работающие с туристами, но не имеющие диплома ВУЗа.

В настоящее время соответствующая специальность открывается во многих ВУЗах Украины. Однако читаемые студентам курсы, их программы и очередность еще не полностью разработаны.

Cледует предусмотреть подготовку и переподготовку для перечисленных выше категорий лиц: - для первой - приобретение навыков и специальных знаний в области туризма. Указанные лица изучают полный или выборочный курс следующих дисциплин: "Технология рекреационной отрасли", "Экономика рекреационного комплекса", "Планирование деятельности рекреационных предприятий", "Психология туриста", и также гуманитарные и математические предметы в зависимости от базового образования;

- для второй - задачей является систематизация имеющихся специальных и приобретение общетеоретических знаний. В связи с последним курс обучения для данной категории должен быть значительно расширен по сравнению с предыдущим.

Особой проблемой является отбор кадров при приеме на работу в туристскую фирму. Здесь возможно анкетирование или тестирование (только очное), но обязательно в сочетании с интервьюированием. Брать интервью или присутствовать при этом должен психолог. Целесообразно проведение беседы с участием руководителя предприятия, дизайнера. Вместо психолога (в зависимости от функциональной направленности работы) может участвовать врач (психиатр или невропатолог).

При подборе кадров важнейшим принципом является сочетание кадров:

- "своих", вписавшихся в коллектив, особенно в неформальную структуру, и "чужих", вносящих свежую струю в деятельность предприятия;

- старых, являющихся устойчивыми, имеющими опыт работы в отрасли и конкретно на данном предприятии, и молодых, получивших образование, активных, не боящихся новшеств.

Важной задачей является правильный выбор формы оплаты труда работника. В связи с немногочисленностью персонала в туристском предприятии заработную плату можно представить в виде двух составляющих:

- оплата по результатам деятельности всего предприятия (большая часть закладывается в себестоимость, остальная - оплачивается из прибыли);

- оплата в зависимости от личного участия работника формируется под влиянием относительно стабильных (стаж работы в отрасли и на данном предприятии, образование, должность) и динамичных (выработка, внесение рационализаторских предложений, изобретение и т.д.) показателей.

Следует указать на повышение роли туризма в условиях перехода к рыночной экономике. Такой переход сопровождается научно-техническим прогрессом и прогрессом благосостояния человека (ПБЧ). Если следствием первого являются положительные изменения в технике, технологии, организации производства и труда, то второй рассматривается в аспектах улучшения здоровья, питания, бытовых услуг, образования и культуры. Таким образом результатом ПБЧ является повышение как материального, так и духовного уровня. Первый является условием развития туризма, потребности в нем возникают после удовлетворения насущных жизненных потребностей, что замечательно отражено в пирамиде Маслоу. А одним из факторов формирования второго является туризм.

Отметим более или менее важную роль туризма во всей иерархии человеческих потребностей. В самой малой мере здесь происходит удовлетворение потребностей в одежде и обуви (покупка в посещаемом регионе по цене ниже, чем в месте постоянного жительства), т.е. физиологических. Главное место принадлежит социальным потребностям. Нельзя забывать и о самореализации, например, турист, привыкший к роли исполнителя, оказывается успешным лидером или, по собственному мнению, слабо знающий иностранный язык, легко вступает в разговор с жителями другой страны.

Следует указать на значительный эффект, который получают как потребители, так и производители услуг, при расширении туристской сферы. В регионе, где оказываются услуги туризма, увеличивается товарооборот (продовольственные товары, промышленные товары первой необходимости, а в основном - сувениры), строятся и реконструируются объекты инфраструктуры (транспорт, связь и др.), общественного питания. Регион приобретает известность, становится более значимым. Его экономическое положение улучшается за счет продажи путевок (прямой экономический эффект) и сопутствующих товаров (косвенный экономический эффект), поступления от чего отражаются в местном бюджете в виде налогов.

Параллельно улучшается здоровье экс-туристов, что отражается на их работе: увеличивается производительность труда, снижаются целодневные потери и потери времени внутри рабочего дня. Это приводит к повышению рейтинга работника, способствующему более высокой должности и оплате.

В соответствии с рисунком (см. ниже) экономическую эффективность туристской сферы можно рассматривать в двух аспектах: производства и потребления. Как известно эффективность определяется соотношением результата и затрат. В первом случае результат включает три составляющих. Его расчет, как и расчет затрат, не требует особого математического аппарата. Сложнее обстоит дело с потреблением туристских услуг. Здесь необходимо выделить долю факторного влияния отдыха в виде туризма в повышении выработки, а соответственно и в результирующих показателях хозяйственной деятельности. Указанное влияние определяется методом экспертных оценок на основе материалов статистических наблюдений.

Таблица 7.2 - Эффективность сферы туризма

Эффект

Отношение к  туристским услугам

Социальный

Экономический прямой

Экономический косвенный, первичный

Экономический косвенный, вторичный

Производители

Расширение объектов торговли, общественного питания, инфраструктуры.

Рост доходов от продажи путевок

Дополнительные доходы от отраслей, связанных с туризмом

Увеличение доходов местного бюджета

Потребители

Улучшение здоровья, повышение работоспособности

Увеличение выработки, а соответственно и заработной платы, возможный перевод на более высокую должность

Улучшение показателей хозяйственной деятельности на уровне предприятия и региона

Увеличение доходов местного бюджета

По оценкам заграничных экспертов, суммарные затраты на внутренний и международный туризм на нашей планете составляют 15% мирового валового продукта. При этом доля туризма - 30% мировой торговли в сфере услуг, которые по прибыльности находятся на втором месте после добычи и переработки нефти.

Однако для того, чтобы туристическая область в Украине стала такой  же прибыльной, необходим ряд условий. Первое и важнейшее - у нас есть богатейшая природа, великое множество выдающихся памятников мирового значения, есть где соединить отдых с лечением. Второе условие - наличие хорошо подготовленных, стабильных, уверенных в себе кадров.

Сегодня в Украине в сфере туризма работает свыше четырех тысяч лицензированных туристических предприятий. И вот уже в третий раз отмечает среди них наилучших, тем самым вдохновляя на здоровую конкуренцию, основанная Туристической ассоциацией Украины ежегодная всеукраинская туристическая профессиональная программа "Хрустальный аист".

Подведя итоги, ассоциация и соорганизаторы - Всеукраинский благотворительный фонд содействия развития физкультуры, спорта и туризма , компания "Автоекспо" за содействие Государственной туристической администрации Украины с участием "Укрсоюзтуру" - собрали победителей и лауреатов программы "Хрустальный аист-2001" в зале "Элита" гостиничного комплекса "Русь".

Награды вручались в таких номинациях: за реализацию государственной политики в области туризма - Министерству курортов и туризма Автономной Республики Крым, наилучший туроператор заграничного туризма (Европейский туристический рынок) - ЧП "Международное агентство по культурным обменам и туризму "Україна-Русь", наилучший туроператор заграничного туризма (американский туристический рынок) - ООО "Триада тревел бюро", наилучший туроператор оздоровительно-лечебного туризма - коллективному предприятию "Кандагар", за достижение в развития туризма в Автономной Республике Крым - ЧП "Чорномор-Тур", за достижение в развития туризма в Карпатском регионе - общему украинско-канадскому предприятию "ГОРОД-ТУР", за достижение в развитии туризма в Азово-Черноморском регионе - туристическому агенству "Муніципал-Одеса", за достижение в развитии туризма в Волынско-Подольском регионе - ЗАО "Вінницятурист", наилучший организатор детского и молодежного туризма - Донецкому институту турбизнеса, наилучший туристско-экскурсионный маршрут по Украине - ООО "Спутник " (экскурсии "Замки и крепости Украины", "Казацкими путями ", "По святым местам Украины"), наилучшая экскурсия ("Памятки садово-паркового искусства Черниговщины: Тростянец и Качанівка") - коллектива авторов Института туризма ФПУ, наилучший туроператор заграничного туризма (страны Европы) - ЗАО "Универсальное агентство с продаж авиаперевозок", наилучший туроператор заграничного туризма (Азиатско-Тихоокеанский регион) - украинско-египетской компании "Синдбад іnternatіonal", наилучший туристический отель - отель "Турист", наилучший туристический комплекс - ОАО "Туристическая фирма "Львов-Спутник", лучший гостиничный туристический ресторан - ресторан туристическо-отельного комплекса "Днестр", наилучший туристический перевозчик - ОАО "Украинское Дунайское пароходство", найнадежнейший страховой партнер туризма - ЗАО "Страховая компания "Остер-Киев", за обеспечение защиты и безопасности туристов - Верховинского контрольно-спасательного отряда , за пропаганду туризма в средствах массовой информации - ЧП "Телекомпания "Крыла ", лучшее  туристическое издание - ООО "Издательство "Балтия Печать", за личный взнос в развитие туризма - президенту ЗАО "Гамалія" И.Голубасу (за развитие международных туристических связей), директору отеля "Днепр" Л. Лугановой (за развитие отельно-ресторанного бизнеса), директору Международного центра детско-юношеского туризма М. Лейбельман (за развитие детского и молодежного туризма).

Кроме того, специальных наград удостоен бывший заместитель главы Ивано-Франковской областной государственной администрации М. Шкрибляка, президента американской туристической фирмы "Скоуп тревел инк" господину Марийку Гельбиг, ООО "Туристическое агентство "Лыбед-Киев", ООО "Редакция журнала "Международный туризм", ОАО "Гостиничный комплекс "Русь", ООО "Смайл тревел", ЗАО "Укрпромінвест", компанию "Автоекспо", редакционный совет книги "Немцы и немецкая культура в Украине" и благотворительный фонд "Аист".

3. Проблемы и пути стимулирования рынка туризма в Украине

3.1 Проблемы национального рынка туризма

Проблемы, которые существуют на сегодня в области туризма Украины, являются краеугольным камнем всей работы, поэтому к их выяснению следует подходить очень внимательно. Для выявления проблем украинского туризма будет целесообразно рассмотреть состояние этой области на мировом рынке и сравнить его с ситуацией в Украине. Именно таким путем, но учитывая особенности и специфические черты нашей страны, можно раскрыть всю глубинность ведущих проблем области.

Характерной особенностью конца ХХ столетия стал бушующее развитие туризма - наиболее демократической и интернациональной сферы общественной деятельности. Мощный импульс к тому был дан на Первой всемирной конференции "Туризм как влиятельная сила сохранения мира" (1988 г. Ванкувер), где впервые прозвучал призыв к распространению и пропаганды туризма как гаранта мира и безопасности , который влияет на граждан разных стран, их экономику, культурное наследство, традиции, религию и ремесло.

Вместе с тем туризм является одной из  самых прибыльных областей мировой экономики и по своей экономической отдаче вышел на ведущие позиции: на него приходится около 10% выработанного в мире валового продукта и близко 30% мировой торговли услугами.  Количество международных туристических странствий постоянно возрастает (с 25 млн. в 1950 г. до 675 млн. в 2003 г. ), соответственно доходы от отельно-туристических услуг также будут повышаться ускоренными темпами и могут возрасти от 445 млрд. долл. в 2003 г. к приблизительно 2 трлн. долл. в 2020 г. (за предположениями). По данным Всемирной туристической организации, ежегодно путешествует больше 800 млн. человек. Примечательным является то, что более чем в 40 странах мира туризм является основным источником поступлений национального бюджета, а в 70 - одной из трех статей. Например, в Испании частица прибыли от иностранного туризма в общей сумме поступлений от экспорта товаров и услуг составляет 35 %, на Кипре и в Панаме - свыше 50 %, на Гаити - более чем 70 %.

На фоне бушующего развития мирового туризма закономерно стоит вопрос о роли Украины на мировом рынке туристических услуг. Следует отметить, что объективно она имеет все предпосылки для интенсивного развития внутреннего и иностранного туризма: особенности географического положения и рельефа, благоприятный климат, богатство естественного, историко-культурного и туристическо - рекреационного потенциалов. Но, к сожалению, не всё является таким безоблачным. На фоне мирового туризма, который набирает мощность фантастически быстрыми темпами, Украина выглядит довольно скромно. На сегодня украинские граждане являются своеобразными инвесторами зарубежных стран. Туризм, по расчетам специалистов, лишь в виде налогов мог бы каждый год приносить в государственную казну до 4 млрд. долл.

Безусловно, причины такого положения надо искать в сложной социально-экономической ситуации в государстве, в неотрегулированности механизмов стимулирования туристической индустрии, отсутствия эффективной стратегии развития этой области как на национальном , так и региональном уровнях. Но проблема является значительно более широкой. Вопрос касается, наверное, не только туристической области Украины, а вообще путей привлечения стран с переходной экономикой (к которым относится и Украина) к могущественным интеграционным процессам и конкурентоспособности таких экономик на мировом рынке.

Традиционно конкурентоспособность трактуется как обусловленное экономическими, социальными и политическими факторами устойчивое положение страны или товаропроизводителя на внутреннем и внешнем рынках. Для Украины важным является понимание того, что ключевые параметры конкурентоспособности товаров, предприятий и областей формировались в структуре внутренних и внешних связей СССР - страны, которая на период распада перестала отвечать современным критериям конкурентоспособности. Потенциал УСРС, хотя и был довольно значительным, тем не менее эффективность его реализации была крайне неудовлетворительной. Национальная экономика Украины, которая унаследовала традиционно материально- и энергоёмкие производства, была объективно несостоятельной выдержать конкуренцию на мировых рынках. Крайне неблагоприятные внутренние условия развития при сравнительно слабых международных позициях экономики Украины принуждают активно искать нестандартные пути выхода из кризиса, средства формирования по-настоящему международной конкурентоспособной национальной экономики.

Ситуация, которая сложилась в туристической сфере в последнее время, требует активного поиска средств преодоления кризисных явлений и интенсификации производства туристического продукта, с обеспечением необходимого качества.

Проблемы, которые можно наблюдать сегодня в области туризма Украины, являются следствием того экономического прошлого, которое осталось нашему государству после распада СССР. Поэтому эти явления являются  глубинными, а их решение требует комплексного и продуманного подхода. Факторы, которые служат причиной развития иностранного туризма, не адекватные природно-ресурсному, историко-архитектурному и рекреационному потенциалу Украины, находятся как в сугубо внутренней , отраслевой, так и во внешней (преимущественно общеэкономической) плоскостях. Основными из отраслевых факторов являются :

- недостаточный уровень развития непосредственно сети и объектов туристической инфраструктуры, их несоответствие мировым стандартам. Следует помнить, что производственная база области формировалась, в основном, с советских времен с ориентацией преимущественно на непритязательного туриста, поэтому среди объектов инфраструктуры преобладают большие (сравнительно с аналогичными заграничными) комплексы, со значительной концентрацией мест и низким уровнем комфортности. Нужно также отметить, что в Украине только 10% отелей отвечают международным стандартам, среди них по состоянию на 2000 год не было ни одного пятизвездочного, и только шесть имели четыре звезды. Сейчас ситуация начинает постепенно изменяться, все же возник первый пятизвездочный отель в Украине. Но к стабилизации ситуации еще далеко. К счастью, осознания этого как важной проблемы области уже существует в государстве. До 2010 года лишь в Киеве может появиться пять пятизвездочных отелей, 12-15 - четырехзвездочных, а также 40-50 - трехзвездочных, что, по идее, должно  оказывать содействие притоку туристов в столицу. О состоянии украинских путей говорить вообще не приходится . Одним из действующих средств ускорения развития туризма в Украине является развитие туристической инфраструктуры в сети международных транспортных коридоров (МТК). По оценкам экспертов, она имеет высочайший в Европе коэффициент транзитности (с 13 тыс. км автомобильных путей государственного значения свыше 9 тыс. км являются магистралями, связанными с МТК). В совокупности с мощным туристическим потенциалом нашей страны, этот факт может стать важным фактором развития отечественной экономики.

- отсутствие скоординированной высококвалифицированной и грамотной системы действий по проведению туристического продукта Украины на мировой рынок, которое бы давало ощутимые результаты. Проблемы возникают прежде всего с рекламой отечественных курортов. Так, в 2004 году в Национальном бюджете на это было предусмотрено 1,7 млн. грн., получено же лишь 40 тыс. Поэтому абсолютно понятно, что за границей очень тяжело получить информацию как о самой Украине, так и о туристических услугах, которые в ней предоставляются . И хотя в 2004 году в нашей стране была создана собственная информационная система (UTІ), она в значительной мере носит коммерческо-информационный, а не имиджевий характер. Совсем иначе  дело обстоит за границей. Например, Великобритания, которую и так не имеет особой потребности в рекламе, тратит на это целые 80 млн. фунтов стерлингов. На первый взгляд кажется, что это расточительство. Но, как было подсчитано, каждый вложенный в рекламу фунт приносит доход от привлеченных туристов в 27 фунтов. Поэтому направления преобладающей части средств на рекламу Украины по всеу миру и ее широкие туристические возможности будет правильным решением .

- технологическая отсталость области. В Украине практически не применяются туристические технологии, которые в развитых странах приобрели признаки повседневной жизни: электронные информационные справочники относительно отелей, транспортных маршрутов и туристических фирм с перечнем и стоимостью услуг, которые ими предоставляются ; в мире практически все справочники по туризма выпускаются в электронном , а большинство - в Іnternet-форматах, которые дают пользователям возможность бронировать места в отелях и на транспорт в режиме реального времени - "on-lіne". В последнее время в области информационных технологий Украины наблюдается значительное оживление. Поэтому следует также активно использовать эту возможность для приближения к выходу на мировой уровень обслуживания клиентов.

- низкий уровень обслуживания, обусловленный общей квалификацией работников области. На сегодня в Украине практически отсутствуют соответствующая система в области туризма для подготовки и переподготовки кадров, а также четкие и соответствующие мировым стандартам квалификационные требования; в то время как в России, которая по прогнозам ВТО в 2020 г. войдет в десятку наиболее посещаемых стран мира , уже сегодня функционирует около 40 государственных и частных учебных заведений подготовки кадров для туризма). В нашем государстве также постепенно возникают соответствующие учебные заведения, но они делают лишь первые шаги в этом направлении, не имея соответствующего опыта.

- отставания масштабов (даже сравнительно со средними показателями по СНГ) нормативно-правового и организационного обеспечения туристической деятельности, которая в значительной мере поясняется перманентной административной реформой в Украине.

Главными внешними факторами, которые сдерживают развитие туризма в Украине, является вызванная вялостью и неожиданностью экономических реформ неблагоприятность существующих условий для предпринимательства вообще и туристического в частности, несовершенство и даже определенная агрессивность нормативно-правового поля (и в том числе - правил и условий пересечения границ иностранцами) и, как следствие, отсутствие необходимых инвестиций для развития туризма - как внутренних (из-за продолжительного экономического кризиса), так и иностранных (из-за неблагоприятного инвестиционного климата). Неблагоприятность экономического климата послужила причиной того факта, что из почти 3000 украинских туристических предприятий, которые имеют действительные лицензии на предоставление туристических услуг, фактически на рынке работают лишь около трети.

Как уже отмечалось, именно эти внешние и внутренние факторы могут быть базой, на основе которой будут разрабатываться предложения относительно выхода области из кризисного положения и служить указателями дальнейших направлений ее развития.

Итак, подытоживая все вышеприведенное, приходим к довольно простому, но вместе с тем решающему выводу. Так, можно с уверенностью утверждать, что в области туризма проблемным сегодня является неэффективное и нерациональное использования соответствующих ресурсов, сегодняшний уровень развития туристической индустрии не отвечает имеющемуся потенциалу . Это является определяющим вопросом , который имеет дифференцированную структуру, складываясь , в свою очередь, из ряда других , более конкретных вопросов. Так, к последним можно отнести перво-наперво отсутствие развитой инфраструктуры, низкое качество обслуживания, отсутствие качественной рекламы и глубинной информации об отелях, санаториях, турах по стране и услуги, которые предоставляются не на мировом уровне , значительное налоговое бремя и т.п.

3.2 Развитие сферы туризма на примере Турции

Рассмотрим развитие туристической сферы государства на примере Турции. Проспонсировав сферу туризма, Турция теперь переживает настоящий туристический бум и получает в казну миллиарды долларов. Большое количество украинцев либо уже  привыкло отдыхать на турецких курортах либо собираются, и количество туристов, выезжающих в Турцию, ежегодно растет. Например, в 2004 г. По сравнению с 2003-м оно увеличилось на 32% . Турция по праву может претендовать на статус украинской и российской здравницы за рубежом. По данным Госпогранслужбы, в прошлом году эту страну посетили 218,4 тыс. украинцев (хотя по данным туроператоров, эта цифра колеблется от 300 тыс. до 400 тыс.) и 1,5 млн. россиян.

По прогнозам, и в этом году Турция станет лидером по приему украинцев. Собственно, турки из года в год делали все возможное, чтобы и жители СНГ, и европейцы ехали отдыхать именно к ним. Что касается СНГовцев, то тут не обошлось без помощи челноков, которые, как Иван Сусанин поляков, повели за собой толпы отдыхающих. Последние, попав в объятия турецких туроператоров, вырваться из них уже не смогли. Почему? Турция объявил туризм одним из приоритетных направлений экономики. Ежегодный бюджет министерства туризма Турции составляет $60 млн. (Для сравнения: в Госбюджете-2005 Украины – 6,06 млн. грн.) Государство не скупится на льготы туркомпаниям и гостиницам. Стараясь привлечь туристов из СНГ, в частности из Украины, оно частично покрывает расходы туркомпаний, чтобы те в свою очередь могли предоставлять бонусы украинским операторам. Пару лет назад путевку на недельный отдых можно было приобрести за 190$. Когда же турецкое направление «раскрутили», цены можно было и повышать.

В 2004 г. Турцию посетили примерно 16 млн. туристов. А в планах правительства Турции – через пять лет принять в два раза больше. Поэтому стоит разобраться, в чем же состоят конкурентные преимущества этой страны.

Туристической отрасли Турции не более 15 лет, и она не отягощена тяжелым наследием в виде старых гостиниц – малометражек со старым кафелем и советской сантехникой, как украинский курорты. В Турции почти все гостиницы новые, современной «начинкой». И гостиничная база постоянно развивается. В одной только Анталье за последний год введены в эксплуатацию 24 новых пятизвездочных отеля. Но самое главное, что в этой стране есть гостиницы буквально для самых разных потребителей: для любителей тишины, созерцателей природы и поклонников дискотек, для дам с собачками и для спортсменов. А в Чешме и вовсе построили гостиницу в соответствии с философией фэн-шуй. Примерно 80% турецких отелей работают по системе all inclusive («все включено»). В то время как на черноморских курортах таких отелей, по данным операторов, меньше на треть.           

Из 218 тыс. украинцев, посетивших Турцию в прошлом году, 80% отдыхали на Анталийском побережье. Но из них, возможно, только 20% согласятся приехать на этот курорт еще раз. Турист, как известно, любит новизну. И турки прекрасно понимают, что интерес к «раскрученной» Анталье рано или поздно начнет утихать. Они не стали дожидаться этого и предложили другие курорты. Несколько лет назад началось активное освоение побережья Эгейского моря. Турецкие компании сумели найти изюминки этого побережья, которые сейчас активно «раскручивают». Парадокс, но подобные изюминки можно найти и в Украине, только их никто не ищет.

А самое главное Турция не скупится на рекламу своих курортов, понимая, что без «раскрутки» вся инфраструктура останется невостребованной. Поэтому пиар-акции отдельных туркомпаний подкрепляются массированной пиар-компанией национального масштаба. Министерство туризма и культуры Турции только на рекламу в Украине в 2004 г. Выделило более $700 тысяч, в то время как  бюджет Украины выделил в 2005 году только 6,06 млн. грн. на развитие туризма, а при проектировании государственного бюджета Украины на 2006 год поступил запрос на выделение 44,5 млн. грн. на финансирование туристической отрасли, который даже не был учтен.  

За 10 лет туристическая отрасль Турции поднялась на четвертую строку национальной экономики (в нашей стране она не может попасть даже в десятку). В 1,5 раза выросла доходность туризма, который только в виде прямых поступлений принес турецкой казне в прошлом году $15,9 млрд.

   

Заключение

Рынок туризма является важным звеном рыночной системы Украины. И проведя его анализ, были определены его главные проблемы и их альтернативные пути решения.

На сегодняшний день совершенно очевидным является тот факт, что инфраструктура рынка туризма в Украине развита довольно слабо, поскольку существует ряд причин, по которым её развитие не может происходить динамично. В то же время в Украине сложились более, чем благоприятные условия для развития прибыльной туристической отрасли по сравнению с многими странами СНГ.

В первую очередь, государству следует пересмотреть политику финансирования туристического сегмента экономики, облегчить налоговое бремя туристических компаний и операторов, т.к. в будущем туризм обещает быть очень прибыльным как во всем мире, так и в Украине в частности.

Во – вторых, правительству стоит определиться в своих взглядах на процесс реприватизации и приватизации, и тем самым привлечь большое количество иностранных инвесторов, которые в свете сложившейся нестабильной политической обстановки не идут на риск инвестирования украинских туристических объектов.

Регулирование туристической деятельности должно объединять в себе саморегулирование, основанное на законах свободного рынка, и государственное регулирование в особо важных вопросах, которые касаются законодательства. 

Туристическая отрасль, хоть и очень медленными шагами, но начинает увеличивать свои показатели в нашей стране. Но не нужно останавливаться на достигнутом. Именно от того, каким путем сейчас пойдет развитие отрасли, зависит все её будущее и будущее экономики в целом, а следовательно и жизнь Украины в целом.

    

  

Список использованных источников:

1) Закон Украины “О туризме” (N 324/95-ВР) от 15.09.1995 г.

2) Указ Президента Украины “О поддержке развития туризма в Украине (”№127/2001) от              2.03.2001 г.

3) Агафонова Л.Г., Агафонова О.Є. Туризм, готельний та ресторанний бізнес: ціноутворення, конкуренція, державне регулювання. – К.: Знання України, 2002.

Пузаков Е.П., Честикова В.А. Международный туристический бизнес. – М.: Экспертное бюро-М, 1997.

4) Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 1999.

5) Бовсуновская А.Я. География туризма: учебное пособие. – Д., 2002.

6) Голиков А.П. Вступ до економічної та соціальної географії: учебник. – К.: Либідь, 1996.

7) Гостиничный и туристический бизнес: учебник. – М.: Тандем, 1998.

8) Квартальнов В.А. Иностранный туризм. – М.: Финансы и статистика, 1999

9) Немоляева М.Э., Хадорков Л.Ф. Международный туризм: вчера, сегодня, завтра. – М.: Международные отношения, 1985.

10) Панирян Г.А. Международные экономические отношения: экономика туризма. – М.: Финансы и статистика, 2000.

11) Пузаков Е.П., Честикова В.А. Международный туристический бизнес. – М.: Экспертное бюро-М, 1997.

12) С. Крапива “Все на выезд!” // “Бизнес” № 42 (октябрь) 2005 г., с. 114-120

13) Д.Прейгер, І.Малярчук “Розвиток іноземного туризму в Україні в контексті  розбудови міжнародних транспортних коридорів” // Економіка України”, № 6 (червень) 2001 г., с.20-28

14) Н. Самбрус “Тур-гамбит”// “Бизнес”, № 23 (июнь) 2005 г., с106-109

15) Статистический ежегодник Украины.- К.: Техника, 1996. - 57 с.

16) Туризм без упереджень//Кур'eр - 1996г.- 3 декабря

17) http://www.crimea.edu/tnu/magazine/scientist/edition3/n03004.php

18) http://www.rupor.info/full.php?aid=29220

Приложение А

Основные показатели работы субъектов туристической деятельности в Украине за 2001 – 2002 г. 

Название показателя

2001 г.

2002 г.

Темп прироста

Количество субъектов туристической деятельности,  которые предоставляли услуги (единиц)

2 652

3 134

+18,2   %

Всего обслужили туристов (чел.)

2 175 090

2 265 317

+4,2   %

В т. ч.

- иностранных (въездних) туристов(чел.)

416 186

417 729

+0,4   %

- внутренних туристов (чел.)

1 487 623

1 544 956

+3,9   %

- зарубежных (выездних) туристов(чел.)

271 281

302 632

+11,6   %

Количество екскурсантов (чел.)

1 874 233

1 991 688

+6,3   %

Объем предоставленных услуг (тыс. грн.)

1 206 668

1 386 132

+14,9   %

Платежи в бюджет (тис. грн.)

126 787

136 177

+7,4   %

Объем услуг в середнем на 1 предприятие (тыс.грн.)

455

442

– 2,8    %

Платежи до бюджету в среднем на 1 предприятие (тис.грн.)

48

43

– 9,5    %

Среднеучетная чиселенность работников (чел.)

37’956

39’706

+4,6   %

Объем услуг в среднем на 1 работника (тыс. грн.)

31,8

34,5

+ 8,5   %

Платежи в бюджет в середнем на 1 работника (тыс. грн.)

3,3

3,4

+ 2,5  %

Количество туродней обслуживания (единиц)

14’701’543

14’146’885

- 3,8  %

Средняя продолжительность поездки (дней)

6,8

6,2

- 7,8  %

Средняя цена 1  поездки (путевки) (грн.)

555

612

+ 10,3  %

Средняя цена 1 туродня (грн.)

82

99

+ 20,4  %