Андрей Белый

Знакомство современного читателя с творчеством - Андрея Белого началось во второй половине 60-х гг. с выходом тома  стихотворений и поэм в «Библиотеке поэта». И долгое время его обширное литературное наследие было представлено лишь этой— относительно небольшой и можно сказать, не самой главной частью.

 Может быть, самое любопытное в судьбе Андрея Белого — это его невероятно пристальное внимание к духовной жизни собственного «я», внимание, характер которого проистекает от двух — соединенных писателем в юности — источников: естественнонаучного анализа и философского обобщения «фактов».

Борис Николаевич Бугаев родился в Москве, на Арбате, в семье профессора – математика  Московского университета. Летние месяцы семья Бугаевых проводила в Подмосковье, и мальчик с детства мог приобщиться к миру поместно-деревенской  России, где как бы воедино слились красота русского пейзажа  и величие культуры, творимой жившими среди этой природы людьми.

          Огромную роль в художественном становлении юноши сыграла семья Соловьевых, арбатских соседей Бугаевых. «Семья Соловьевых втянула в себя силы моей души; установились с каждым свои отношения; по-разному тянулись: чувства — к Сереже; ум — к тонкой, интеллектуальной Ольге Михайловне; воля же формировалась под ясными и проницающими радиолучами моральной фантазии Михаила Сергеевича; в последующем семилетии он, пожалуй, более чем кто-либо, переформировал меня...»

«Художественную пищу» в эти годы он получал, по его словам, «из рук» Ольги Михайловны. Она заинтересовала меня вскоре Бодлэром, Верлэном, Метерлинком, Уайльдом, Ницше, Рэскиным, Пеладаном, Гюисмансом; то, о чем я издали слышал, приблизилось, стало ежедневным общением.

            В 1900 году Бугаев окончательно решает стать  писателем. В этом году  создана  первая из четырех его "симфоний" – «Север­ная» или «Героическая». В 1900 - 1901 гг. он пишет первые части оригинальных прозаических  произведений,  наполненных мистицизмом в духе символизма, осмысляемого как образ жизни, а не просто литературное на правление. «Симфонии» несут на себе явный отпечаток пристального изучения Белым философского труда А. Шопенгауэра.

            Писатель впоследствии  признавался, что, называя свои пер­вые прозаические опыты «симфониями», он и сам толком  не знал, что это такое. «Симфонии» Белого больше схожи с сонатами. Слово «симфония» было для Белого своего рода символом.

          Тема «вечного  возвращения»— одна из центральных жанровых и сюжетообразующих тем всего творчества Белого. Белый часто об­ращался к лейтмотивной технике ведения повествования.  То есть выделение  в произведении одной, двух и более  главных  тем, к которым повествователь  возвращается через определенные проме­жутки времени. Уже во второй «симфонии» с темой «вечного возв­рата» борется тема жизнеутверждения.

«Золото в лазури» справедливо называют книгой, подводящей итог раннему творчеству Белого. Она состоит из нескольких разделов, включая и лирическую прозу. Ритм книги в известной степени повторяет ритм жизни ее автора первых лет начала века: от восторженного воспевания «золота в лазури» к признанию того, что рано «к спящим воззвал и констатации «тоски» и «одиночества»  к концу сборника. Одним из показа тельных в этом смысле является цикл «Вечный зов», посвященный Д. С. Мережковскому, и особенно его второе стихотворение («Проповедуя скорый конец...») где лирический герой последовательно преображается из «нового Христа» — в «лжехриста», а затем — в «арлекина» и сумасшедшего.

Стихотворения циклов, написанные в 90-х гг. многие у Белого в философии и искусстве. Книга открывается циклом, посвященным  К. Бальмонту поэзией которого Белый был захвачен с конца 90-х гг. Автору «Будем как солнцё» посвящены экстатические строки:

Солнцем сердце зажжено.

Солнце —к вечному стремительность.

Солнце — вечное окно

в золотую ослепительность

В сердце бедном много зла

сожжено и перемолото.

Наши души — зеркала,

отражающие золото.

  

Нацеленность в будущее пронизывает все стихотворения раз­дела «Золото в лазури». 

1905 год - начало нового периода  жизнетворчества  Андрея Белого. Во  время  этого периода Белый влюбляется в жену Блока Любовь Дмитриевну Менделееву-Блок.  Это чувство, перевернувшее всю жизнь Белого, зародилось еще летом 1904 года. К весне 1906 года отношение людей, составляющих роковой треугольник достиг­ли крайнего  напряжения.  Любовь Дмитриевна расстается с Белым.

Творчество этого периода (поэма «Панихида», четвертая симфония «Кубок метелей») отмечено доминантой трагических интонаций и темой «разуверения во всем». Из Петербурга он сразу уезжает за  границу.

Последующие несколько лет - период бурных литературных дебатов. Хроника жизни этого периода пестрит словами «конфликт» «скандал». Белый постоянно на людях — в редакциях, издательствах, с чтением лекций. Но одновременно складывается новая книга стихов, в которой поэт выступил в неожиданных для символиста «народнических» традициях.

«Пепел» - книга, посвященная Н. А. Некрасову, развивающая его идеи и отчасти поэтику, а главное - тему России в ее трагической тональности.

Один из важнейших мотивов сборника - «разрушение и смерть патриархального быта» в деревне и «брод капиталистической культуры», воцаряющийся  в «городах». Очень важно для этой книги - осмысленная, жесткая циклизация внутри сборника; «Пепел» предстает единой книгой — поэмой о России, причем темы и мотивы оказываются сюжетно разработанными вне зависимости от хронологии написания отдельных произведений. Расположение циклов («Россия», «Деревня», «Паутина», «Город», «Безумие», «Просветы», «Горемыки») свидетельствует о строгой логике художественного представления Белым драмы переживаемой жизни, о рациональном отношении к слову и образу. В этом сборнике, может быть, наиболее ярко нашла выражение идея Белого о том, что «не общее выражение» Лика Музы следует искать «во внутренней архитектонике всех песен, в сплетении песен и в их последовательности.   

Одновременно со стихами «Пепла» пишутся и другие, составившие вышедший почти одновременно сборник «Урна». Этот сборник посвя­щен Брюсову. Большинство стихотворений сборника носят элегичес­кий характер, хотя в «Урне» содержатся и глубоко личные, почти, что дневниковые записи о пережитой драме, разрыве отношений с Л. Д. Блок.

Андрей Белый обладал весьма редко встречающимся среди поэтов качеством: он любил объяснять мотивы своего творчества, И к «Пеплу», и к «Урне», а позже — к итожащему двадцатилетие сборнику «Стихотворения» (1923) он писал вступления — своего рода «установки» для восприятия и одновременно — пояснительные комментарии к этапам своего творчества, отраженным в циклах и сборниках. В «Урне» я собрал стихотворения, объединенные общностью настроений; лейтмотив этой книги - раздумье о бренности человеческого естества с его страстями и порывами...

Большое значение для творческого самоутверждения Белого - теоретика литературы и литературного критика - имела организация им в 1909 г. совместно с Э. Метнером и Эллмсом издательства «Мусагет», где в течение двух последующих лет вышли подытоживающие его деятельность 900-х гг. книги статей «Символизм» (1910) и «Арабески» (1911).

В 1910  Андрей  Белый  женится  на Асе Тургеневой. В конце 1910 молодожены едут в путешествие по Северной  Африке. Вернув­шись из  этого путешествия весной 1911 году в Россию, Белый пи­шет "Путевые заметки" - самое светлое произведение из всех  им написанных. Осенью того же года начинается работа над произведением, ставшим главным в творческом наследии Белого,— романом «Петербург». Большая часть работы над «Петербургом» прошла за границей. Весной 1912 г. А. Белый и А. Тургенева уезжают в Брюссель. Во время этой поездки произошла крупнейшая в философских исканиях Белого встреча — с религиозным немецким философом Рудольфом Штейнером, создателем антропософского учения. В антропософии Белый увидел «системное воплощение своих духовных идеалов, достижение искомой гармонии между мистическим и научным познанием»; он глубоко проникается этим учением, следует за Штейнером по городам и странам, слушая его лекции.

Происходящие в 1917 г. события внешне никак не отразились на образе жизни Белого. Но его реакция на большевистскую революцию была вполне отчетливой и в духе либеральной интеллигенции: он, так же как Блок, постарался увидеть в ней «святое безумие», мятежную очистительную силу, реализацию мистического предназначения. С Россией Белый переживает ее самое трагическое время:

                                               "Родине"

Рыдай, буревая стихия,

                                  В столбах громового огня!

                                  Россия, Россия, Россия, -

Безумствуй, сжигая меня!..

Россия, Россия, Россия,

­Мессия грядущего дня!

В художественном плане период после 1920 г. отмечен максимальной склонностью к черпанию сюжетов из собственной биографии. Это относится и к роману из задуманной эпопеи «Я» - «Преступление Николая Летаева», и к поэме «Первое свидание» с центральным мотивом - воспоминанием о годах юности конца века, о доме М. С. и О. М. Соловьевых, «профессорском» Арбате, культурной жизни того времени.

Осенью 1921 г. А. Белый выезжает из России. Н. Берберова в своих мемуарах «Курсив мой» так сформулировала сложившуюся ситуацию: «Вернувшись на Запад в 1921 г., после голодных лет военного коммунизма, он встал перед трагическим фактом: Штейнер отверг его, и Белый, потрясенный раскрывшимся перед ним одиночеством, возвращенный в свою исконную беззащитность, не мог ни преодолеть их, ни вырасти из них, ни примириться с ними. Одновременно Белый, после пяти лет жизни в России, не вернул и ту, которая - он думал - автоматически вернется и которая, после его неудачной любви к Л. Д. Блок, казалась ему якорем спасения,- но которая никогда не собиралась им быть.

Вновь мелькает слово «одиночество» - и это несмотря на опять внешне бурное - и успешное - погружение в литературную жизнь русской эмиграции. По приезде он получает должность редактора нового альманаха «Эпопея, где постепенно печатаются, в частности, его воспоминания о Блоке; в течение 1922 г. в берлинских издательствах выходит десять книг Белого - новые  и переиздания. В 1923 г. сов- местно с М. Горьким и В. Ходасевичем издает журнал «Беседа». Встреча с М. Цве- таевой косвенно или прямо способствует обращению Белого к стихам, составившим книгу «После разлуки. Берлинский песенник», -  лирико-драматическим переживаниям в связи с окончательным разрывом с А. Тургеневой. В ней, в частности, ярко проявились новаторские искания Белого - теоретика стиха, особен- но в области ритма и строфики. Одним из лучших следует назвать стихотворение «Маленький балаган на маленькой планете Земля», снабженное «эпиграфом»: «выкрикивается в форточку»:

И —

    — я—

           — Никогда не увижу

            Тебя —

                     —И—

                            — Себя

                                 Ненавижу

                                 За

                                 Это!

В Берлине Белый занялся кардинальной переработкой своих стихов — делом, начало которому было положено еще в 1916 г. и которое особенно отразилось на ранних произведениях. Подготовленный и вышедший в 1923 г. сборник «Стихотво- рения» — своего рода итоговая книга, включившая большинство из написанного и опубликованного им с начала века. Она полностью разрушает состав первых книг, перемешивает хронологию и создает «лейтмотивные циклы»; то же самое произошло со вторым изданием «Пепла» (1929), где многие стихи оказались, переработаны до неузнаваемости. Теперь это были не два издания, как называл их Белый, а две разные книги, отразившие изменения в мировоззрении и поэтике автора, происшедшие за двадцать лет.

Высшими творческими достижениями Белого последнего десятилетия стали не художественные произведения, а его литературоведческие исследования («Ритм как диалектика и „Медный всадник”», «Мастерство Гоголя») и три тома мемуаров, к написаю которых он приступил еще в Берлине. Эти книги —  являют собой грандиозную многофигурную композицию, дающую отчетливое представление не только о конкретных лицах и событиях, но и о целых социально-исторических группах.

Что же касается истории русского символизма, то легче перечислить лиц, обойденных вниманием Белого, чем назвать тех, кто подробно или бегло — изображен в мемуарах. Белый сумел создать из хроники своей жизни, своих исканий, своих литературных и нелитературных деяний многокрасочную картину пережитой исторической эпохи. Своей трилогией А. Белый еще раз подтвердил мысль, которая неоднократно утверждалась исследователями рубежа веков и деятелями той эпохи: в серебряный век русской культуры происходило интенсивное превращение писателя как личности в важнейший факт литературного быта — вне зависимости от значимости созданного им.

Смерть писателя  в 1934 году была осознана современниками как завершение целой эпохи. Но им же было очевидно, что создан­ная Белым  проза  оставила  глубокий след в творчестве многих, способствовала появлению так называемой  "орнаментальной  про­зы".

В 1907 г. Андрей Белый написал стихотворение «друзьям», которое позже называл автоэпитафией. Оно начиналось так:

Золотому блеску верил,

А умер от солнечных стрел.

думой века измерил,

А жизнь прожить не сумел.

Основной причиной преждевременной смерти поэта медики назвало солнечный удар, который перенес Борис Николаевич летом 1933 г. в Коктебеле. Неспроста все-таки говорят, что поэт пророчат свою судьбу.

Литература:

1)”Русская литература ХХ века”; изд.: АО “Московские учебники, ” Москва 2001

2)”Судьбы поэтов серебряного века”; С. Бавин, И. Семибранова; изд.: «Книжная полка” 1993

3)Книга для ученика и учителя “Серебряный век поэзия”; изд.: Москва, Аст, Олимп 1997

Андрей  Белый   (Борис Николаевич Бугаев)      (1880-1934)