Жизнь, смерть, бессмертие

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ : “ ЖИЗНЬ,  СМЕРТЬ,  БЕССМЕРТИЕ...”

 

РАБОТУ  ВЫПОЛНИЛА

1998

 

АННОТАЦИЯ.

 

Проблема человека, его жизни и смерти на протяжении многих столетий  приковывала к себе внимание мыслителей. Люди пытались постигнуть тайну человеческого бытия, решить извечные вопросы: что такое жизнь? Когда и почему на нашей планете появились первые живые организмы? Как продлить жизнь? Вопрос о загадке возникновения жизни естественно, влечет за собой вопрос о смысле смерти. Что есть смерть? Торжество биологической эволюции или плата за совершенство? Способен ли человек предотвратить смерть и стать бессмертным?  И наконец: что же царит в нашем мире- жизнь или смерть. Попытка ответить на эти серьезнейшие вопросы предпринята в этой работе.

Работа адресована философам, и всем интересующимся мировоззренческой проблематикой.

СОДЕРЖАНИЕ.

1. ПРОПЕДЕВТИКА ............................................................................... 4

2. ПРОБЛЕМА ЖИЗНИ В ИСТОРИИ НАУКИ .............................. 4-9

3. ИМЕЕТ ЛИ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА КАКОЙ-ЛИБО СМЫСЛ? .. 9-12

4.О ДОЛГОЛЕТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ .......................... 12-15

5.О СМЫСЛЕ СМЕРТИ ИЛИ СМЕРТЬ, КАК ОТРИЦАНИЕ ЖИЗНИ ............................................................................................. 15-18

6.ПЛАТА ЗА СОВЕРШЕНСТВО .................................................... 19-21

7.В ПОИСКАХ БЕССМЕРТИЯ ...................................................... 22-26

8.СМЕРТНАЯ ДУША ...................................................................... 27-29

9.ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ДОСТОИН ВЕЧНОГО ПОКОЯ ..................... 29-31

10.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ......................... 32-33

           

1.ПРОПЕДЕВТИКА.

Из вопросов ,одинаково интересных для науки, философии религии ,для каждого человека ,быть может, важный и безнадежный: что такое жизнь?

На эту тему написано множество работ .Исследованиям проявлений жизни посвящены особые науки, не говоря уже о целом комплексе биологических дисциплин. Ученые предпочитают искать основы жизни в микромире. Однако там на уровне атом и простых молекул господствуют стандартные объекты, лишенные

индивидуальности ,а также механические взаимодействия...Или иной подход отражает прежде всего наше незнание сути жизни?

Как бы то ни было ,ответов на вопрос “Что такое жизнь?” - имеется слишком много. Каждая наука и тем не более каждое философское или религиозное учение предлагают свои варианты объяснений. Складывается впечатление, что ни одно из толкований сути жизни не будет убедительным до тех пор, пока не удастся постичь смысл смерти.

Что такое смерть? Противостоит ли она жизни или главенствует над ней? Возможно ли бессмертие для живых существ?

Подобные вопросы затрагивают каждого из нас .От них мы переходим не только к области теоретических умозрений, но вольно или невольно задумываемся: как жить на этом свете? А есть ли иной мир?

2.ПРОБЛЕМА ЖИЗНИ В ИСТОРИИ НАУКИ.

Человек- это прежде всего живое существо. Для того, чтобы выявить специфику человеческой жизни среди других организмов, нужно определить, что такое жизнь, в чем ее сущность и качественное своеобразие.

Люди с давних пор пытались постигнуть тайну жизни. Уже древние мыслители в явлениях жизни усматривали нечто существенное отличающее их от явлений неживой природы. Так великий древнегреческий философ Аристотель, понимая живое существо как единство материи и формы, тела и души, главным признаком жизни считал способность к самостоятельному движению. Но в связи с тем, что материя сама по себе, по его мнению неспособна к движению, то жизненной силой, которая движет и направляет тело в его развитии, как он думал, является душа и форма. 

В далекой древности людей  уже интересовал вопрос не только о том, что такое жизнь, но и вопрос о ее происхождении, о том как появились растения ,животные ,человек. Это нашло отражение в мифах разных народов. Древнегреческий миф о Пирре и Девкалионе повествует , как Зевс приказал Девкалиону и его жене Пирре произвести человеческий род из “костей великой родительницы”. Под родительницей подразумевалась общая всем мать-Земля, а под костями ее камни. Из камней брошенных Девкалионом, произошли мужчины, а из камней, брошенных Пиррой,- женщины. По некоторым другим древним сказаниям, человек был создан из глины или земли, из дерева или бесформенных живых существ. То же утверждал в системе своей материалистической философии Демокрит. По его представлениям, атомы сплетаясь образуют различные вещества, а также растения и животных не беспричинно, а “на каком-нибудь основании и в силу необходимости”. Чуть подробнее он объяснял так(цитирую по Диодору): “Земля сперва затвердела, когда в следствии согревания поверхность стала приходить в брожение, она во многих местах подняла вверх кое-какие из влажных(веществ), и(таким образом) возникли на их поверхности гниющие(образования) покрытые тонкими оболочками...Когда влажные(вещества) в следствие согревания...начали рождать жизнь, они(гниющие образования) тут же стали получать по ночам питание от влаги, осаждавшейся из окружающей атмосферы, днем же отвердевали от жары”. В конце концов из них “возникли разнообразные формы животных”. Также распространено  мнение восходящее к Аристотелю, о саморождении личинок многих организмов в гниющем мясе.

С распространением христианства в европейских странах стало обще принятым библейское сказание о создании жизни на земле богом. Библейская мифология отрезала пути всякому исследованию действительных причин возникновения мира, и средневековым мыслителям осталось лишь “выяснять” какова продолжительность жизни Адама, “уточнять” на каком языке он разговаривал с Евой и т.п. Правда у некоторых отцов церкви мы наблюдаем примирение библейских сказаний с представлениями древних мыслителей. Так например, один из отцов христианской церкви, Блаженный Августин(354-430), утверждал, что всякое развитие протекает естественным путем благодаря тому, что бог вложил в материю действенную силу. Этот процесс, по его словам, по его словам можно воочию увидеть на примере роста дерева из семени, в котором уже заложены будущие ветви, листья, но создаются они постепенно, в результате действия вложенной богом потенциальной силы. Исходя из этого, Августин утверждал, что сказания Библии о шести днях творения нельзя понимать буквально, а нужно верить, что именно с этой поры началось течение времени.

Наука нового времени на основе строгого метода научного исследования прямых или косвенных наблюдений вскрыла систему фактов, связанных между собой определенными отношениями, и установила что только на посредством их общения можно прийти к открытию общих законов. Метод ,с помощью которого мыслители нового времени начали решать вопросы о природе и явлениях окружающего нас мира, опровергал всякие мистические домыслы. Так в 18 веке было доказано, что явления жизни строгой закономерности. Эксперименты показали ,что в составе живых организмов нет таких простых веществ, которых не было бы в неорганической природе, что многие соединения получающиеся в организмах в результате превращения одних форм вещества в другие, можно создавать искусственно, лабораторным путем. Большое значение для выяснения единства процессов, совершающихся в живой природе, и установления закономерностей существования живой материи имело учение о клеточном строении живых тканей. Сравнительная физиология, как писал Энгельс в 60-ых годах прошлого века, вскрыла бесконечное количество фактического материала, ниспровергающего идеализм. Но перед наукой встал вопрос о генезисе существующих организмов. Ответ на этот вопрос дала эволюционная теория Ч. Дарвина “Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь”(1859) Благодаря этой теории “...не только стало возможным объяснение существующих представлений органической жизни, но и дана основа для предыстории человеческого духа, для прослеживания различных степеней его развития, начиная от простой, бесструктурной ,но ощущающей раздражения протоплазмы низших организмов и кончая мыслящим мозгом человека”.(К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч.,Т.20,стр.512). Для происхождения видов Дарвин пользовался идеей естественного отбора, борьбы за существование и наследование приобретенных признаков. Ни один вид не был кем-то сотворен. Населяющие этот мир бесчисленные виды, постепенно изменяясь и удаляясь от первоначальных типов, приобретали совершенство строения и определенное приспособление органов соответствующим функциям. Дарвин показал, какими средствами природа достигает постепенного совершенства своих созданий. Этим он разрешил одну из проблем жизни.      

Из ученых 20 века на этот вопрос большинство ответит примерно так. Некогда на Земле сложились условия для химической эволюции, в результате которой синтезировались сложные органические молекулы. А из них после бесчисленных проб и ошибок сформировались крохотные сгустки органического вещества, способные осуществлять обмен веществ и размножение... (сошлюсь на труды Джона Бернала “Возникновение жизни” М., 1969 или Д. Голсмит и Т. Оуэн “Поиски жизни во вселенной” М.,1983). У этих гипотез есть единственный серьезный недостаток: нет ни единого факта, подтверждающего теоретическую возможность самопроизвольного зарождения живых организмов на Земле из неорганических веществ. Сложнейшие лабораторные эксперименты проводились много лет в разных странах, но искусственный техногенный синтез хотя бы примитивнейшего организма все еще не удался.

Более убедительными были факты, полученные в результате “путешествий во времени”, в глубины геологического прошлого. Ведь если организмы появились некогда на Земле, пусть даже в “виде семян”, занесенных из других обитаемых миров, то ее история должна начинаться с эры, лишенной жизни. Поиски такой эры продолжаются с прошлого века и поныне безрезультатно.

В начале нашего века немецкий ученый О. Леман предложил оригинальную теорию формирования первичных форм жизни из жидких кристаллов- своеобразных веществ совмещающих свойства жидкости и твердого тела. Он провел эксперименты и представил фотографии капель жидких кристаллов, напоминающих одноклеточные организмы.

В тоже время была опубликована брошюра биохимика С.П. Костычева “О появлении жизни на Земле”. Он критически отозвался о всех предлагавшихся гипотезах самозарождения организмов. По его мнению случайное появление живой клетки совершенно невероятно: “Если бы я предложил читателю обсудить, насколько велика вероятность того, чтобы среди неорганической материи путем каких-нибудь естественных, например вулканических процессов случайно образовалась большая фабрика- с топками, трубами, котлами, то такое предложение в лучшем случае произвело бы впечатление неуместной шутки. Однако простейший микроорганизм устроен еще сложнее всякой фабрики, значит, его случайное возникновение еще менее вероятно”. Общий вывод Костычева таков: “Как отзвуки споров о самозарождении окончательно заглохнут, тогда все признают, что жизнь только меняет свою форму, но никогда не создается из мертвой материи”. Через 10 лет, в 1923 году, В.И. Вернадский по-своему развил эти идеи в докладе “Начало и вечность жизни”. Он попытался обосновать положение о коренном различии живой и мертвой материи. И выдвинул тезис: жизнь геологически вечна. Иначе говоря, в геологической истории мы не можем обнаружить эпохи, когда на нашей планете отсутствовала жизнь.

Дальнейшее же развитие научной мысли беспощадно развеяло подобные надежды.

3.ИМЕЕТ ЛИ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА КАКОЙ-НИБУДЬ СМЫСЛ ?

Люди не умеющие ценить свое существование, считают жизнь однообразной  и постоянно озабочены тем как бы “убить время” , Эти люди сами обесценивают и обессмысливают свою жизнь, они глухи к песням поэтов поющих гимн жизни. На земле человек- единственное существо, которому дарованы способность целесообразной практической деятельности, сила созидания и т.п. Людям необходим понять смысл жизни, найти в жизни свое место и открыть наилучшие пути преобразования бытия.

Людей, которые идут в ногу с историей, не пугают проблемы жизни. Им приходится не только задумываться над этими проблемами, но и ставить перед собой определенные цели и добиваться их осуществления. Эти цели придают жизни определенный смысл, вселяют в сердца людей надежду на будущее. Осмысление жизни рождает в человеке силу, способную перестроить мир, создать рай не на небесах, как учили религиозные проповедники, а на земле. Вопросы о смысле ,цели и ценности жизни имеют не только теоретическое ,но громадное практическое значение. Вот почему люди с самого возникновения общественной жизни проявили к ним не угасающий интерес.

Вопрос о смысле жизни на всех этапах развития истории вызывал ожесточенные споры. Различные философские и богословские системы не только с разных точек зрения подходили к объяснению смысла жизни, но и делали этот вопрос предметом мировоззренческих споров. Проблема смысла жизни по словам Г. Гейне ,стала “проклятым” вопросом философии и истории. Только марксизм впервые дал научный всесторонний анализ проблемы смысла жизни.

“До сих пор ,- писал Ф. Энгельс, -вопрос всегда гласил :что есть бог? -и немецкая философия решила его так: бог есть человек. Человек лишь должен познать себя самого, сделать себя самого мерилом всех жизненных отношений, дать им оценку сообразно своей сущности, устроить мир истинно по человечески, согласно требованиям своей природы, -и тогда загадка нашего времени будет им разрешена. Истину следует искать не в призрачных потусторонних областях, не вне времени и пространства, не в каком-то “боге”, якобы пребывающем внутри мира или противопоставленном ему, а гораздо ближе в собственной груди человека. Собственная сущность человека много величественнее и возвышеннее чем воображаемая сущность всех возможных “богов”, которые ведь представляют собой лишь более или менее неясное и искаженное отображение самого человека”. (К. Маркс и Ф. Энгельс Соч. Т.1 стр. 593-594.)

Защитники религии считают, что ни наука, ни философия не могут дать ответа на вопрос “какой смысл человеческой жизни” и только они призваны ответить на этот вопрос. Для примера можно привести проповедь о смысле жизни, которую прочитала Вера Шишкова в одной из общин баптистов.

“... Каждый человек ,братья и сестры, задает себе вопрос о смысле человеческого бытия. ...Есть ли в жизни смысл? Многие пессимисты видят в жизни лишь мрачное. Человек не верующий видит в жизни муки, слезы, кладбище. Но есть ли единая мысль которая правит Вселенной? Есть. Ведь в каждом человеке существует жажда добра, красоты справедливости. Нет ни одного человека душа которого не рвалась бы к прекрасному. Значит, и смысл жизни должен быть прекрасным, вечным, непреходящим...

Смысл должен быть доступен каждому, этим он и ценен. Он будет только тогда ценным, когда общество не будет знать неравенства. Но если найдется хоть один человек, которому смысл не доступен, то этот смысл не будет иметь никакой ценности...

Высшая цель человека- уподобление Христу...

Итак ,цель, смысл, ценность жизни есть. Наш оптимизм не слащавый, мы не сказки говорим. Выше нашей цели- жить для бога- нет”.

Эти отрывки свидетельствуют о стремлении служителей культа вызвать у слушателей определенные переживания. Проповедница убеждала своих слушателей, что с религиозной точки зрения смысл жизни человека- знать бога, любить его, служить ему и славить своими делами. Такая постановка вопроса о цели жизни приводит к выводу, что жизнь вообще не имеет смысла. Ибо смысл жизни сводится к общению с несуществующем богом. Проповедь убеждает в том ,что для верующих людей нет объективного смысла жизни.

Марксизм выводит смысл жизни из объективно существующих фактов как идеал, который постоянно практически осуществляется. Точнее говоря, смысл жизни становится идеалом, основанным на определенных отношениях человека с фактами существующей действительности. Смысл жизни нельзя представить  и вне человеческих отношений. Смысл жизни личности не может быть изолирован от смысла жизни других личностей, потому что вне человеческих отношений он теряет всякое значение.

Отвергая религиозно-мистический смысл жизни человека, наличие потустороннего смысла в истории, марксистская философия выдвигает положение о сознательной деятельности человека во имя определенных целей.

4.ОДОЛГОЛЕТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ.

Уже на самых ранних этапах истории медицинской науки ставился вопрос, как сохранить здоровье, как продлить жизнь человека, как отдалить старость.

Уже врач древности Гиппократ давал советы, как сохранить здоровье и удлинить свою жизнь. В 1 веке нашей эры известный римский философ поэт и государственный деятель Луций Анней Сенека утверждал, что “кратковременность жизни мы не получаем, а создаем ее сами”. Для него уже было понятно, что наследственных  генетических особенностей организма еще не достаточно для того чтобы прожить долгую жизнь. Чтобы у человека не укорачивалась жизнь, ему нужно создавать благоприятные условия существования.

Особенно много внимания долголетию и старости уделил ученый, естествоиспытатель, врач, философ Авиценна. Он уже понимал что старение- это естественный процесс развития организм, который ведет к физиологическим изменениям. В своем знаменитом произведении “Канон врачебной науки” Авиценна писал: “С самого начала мы представляем собой крайнюю важность. Усыхание которое происходит в нашем теле, есть необходимость ,которую нельзя избежать”. 

Но только с середины 18 века начинается научная разработка этого вопроса. Вначале врачи ограничивались лишь советами о применении общих гигиенических мер. Они рекомендовали поддерживать чистоту тела, заниматься гимнастикой, вести умеренный образ жизни. Уже тогда задумывались над физическим воспитанием детей, разумной диетой, воздержанием от алкоголя, курения и т.п. Все эти искания свидетельствуют о том, что медицина постоянно думала и продолжает думать о человеческом долголетии.

Среди русских ученых следует отметить вклад в проблему долголетия выдающегося русского терапевта С.П. Боткина. Он не только уделял серьезное внимание изучению глубинных процессов старения организма, но и привлек внимание общественности к старым людям. Именно после него врачи начали изучать естественное старение организма и преждевременное старение, связанное с различными процессами в организме. В работах Боткина и его учеников особенно подчеркивалось влияние внешней среды на старение организма.

Таким образом, из учения С.П. Боткина явствовало что процесс старения организма может ускориться при неблагоприятных условиях, и следовательно у людей есть возможность продлить жизнь, устраняя внешние причины, пагубно действующие на организм человека. Так перед врачами была открыта перспектива активной борьбы за долголетие людей.

40 лет экспериментальной деятельности посвятил выдающийся русский ученый И.И. Мечников естественнонаучному исследованию проблем человеческого долголетия, “чтобы люди будущего... могли бы достигнуть нормального предела жизни, значительно более продолжительней ,чем теперь”. (И.И. Мечников. Этюды о природе человека. М. Издательство АН СССР,1964, стр.9). И.И. Мечников по праву считается основоположником геронтологии, науки о старение человека. Создавая цельное воззрение на человеческое существование, И.И. Мечников указывал :”Человеческая жизнь свихнулась на полдороге, и старость наша есть болезнь, которую нужно лечить как всякую другую”. В другой своей книге “Этюды оптимизма”, Мечников писал, что одной из причин, по которым человек считает себя несчастным, является сознание неизбежности смерти. Причиной смерти по мнению Мечникова, является, во-первых то, что в организме деятельные ткани постепенно замещаются соединительными тканями. Во-вторых атрофия наиболее деятельных частей  и органов, которая сопровождается поеданием этих частиц фагоцитами. Как полагает Мечников, человеческий организм вырабатывает вещества противоборствующие фагоцитам. Однако выделение таких веществ на определенном этапе прекращается, и тогда фагоциты поедают органы. Мечников считал возможным на основании применения метода вытяжек обуздать фагоциты, чтобы дать возможность ослабленным органам продлить свое существование до тех пор, пока смерть не станет естественной потребностью организма.

Мечников считал необоснованным мнение некоторых ученых, утверждающих, что 70-75 лет являются естественным пределом человеческой жизни. Великий физиолог полагал, что хорошее состояние многих людей 70-75 лет в физическом и умственных отношениях опровергает это мнение. Для примера он называл имена Платона, Гете, Гюго, Микельанжело, Тициана создавшие лучшие из своих произведений позднее того возраста, который рядом ученых был объявлен предельным. Люди в этом возрасте умирают не от старческой немощи ,а от болезней. 

Какого же предельного возраста может достичь человек? Сохранились исторические сведения, согласно которым основатель аббатства в Глазго Кэнгигер умер в 600 году в возрасте 185 лет. По данным венгерских летописцев 17 века, наблюдались случаи долголетия в 147 и 172 года. В Норвегии некий Дракенберг прожил 142 года.

Разные ученые предлагали различные средства продления жизни. В конце прошлого века известный исследователь Броун секаре на западе выдвинул теорию об омолаживающем действии вытяжек из половых желез. В начале нынешнего столетия русский профессор Воронов производил опыт по пересаживанию яичков молодых животных старым животным и от обезьян человеку. В результате пересадки наступало лишь временное оживление половой деятельности. Через короткий промежуток времени старость вновь брала свое.

Исследуя причины влияющие на замедление старости, академик К. Пархон не считает возможным выделение в данном случае какого-то одного фактора. По его мнению, здесь следует иметь в виду комплекс факторов. Выделяет следующие факторы, влияющие на долголетие: проживание в местности, расположенной не менее чем на 1000 метров над уровнем моря; воздержание от алкоголя и курения, полноценное и регулярное питание, отсутствие хоть какой-то степени кровного родства родителей, хорошее настроение, жизнерадостность, здоровая наследственность. Решающую же роль в долголетии играет труд. Невольно хочется вспомнить слова К. Маркса, который говорил о том, что человек в процессе труда не только воздействует с помощью своих рук, ног, головы и пальцев на внешнюю природу и тем самым изменяет ее, но в то же время он “...изменяет свою собственную природу”(Маркс К. Энгельс Ф. Соч. - Т.23.- С.188).

В наше время уже достигнутый уровень производства современной науки позволяет сделать очень много для достижения долголетия человеческой жизни. Прогресс в этом направлении уже более очевиден.

5. О СМЫСЛЕ СМЕРТИ ИЛИ СМЕРТЬ, КАК ОТРИЦАНИЕ ЖИЗНИ.

Перефразируем известную русскую поговорку: “Скажи мне кто твой враг ,и я скажу ,кто ты”.

Враг всего народа -смерть.

Оригинальный русский мыслитель Н.Ф.Федоров утверждал, что давняя и высшая цель человечества- победа над смертью. воскрешение всех ,обитавших на Земле. Такой сыновний долг живущих перед теми ,кому обязаны они величайшим благом жизни.

Федоров попытался приговорить смерть к смерти. Пожалуй попытка эта вызвана прежде всего отчаянием и стремлением во что бы то ни стало преодолеть леденящий ужас небытия.

Вспомним страх ,знакомый каждому из нас. Лев Толстой переживал его мучительно. И не только за себя, но и за своих детей:” Зачем мне любить их ,растить и блюсти их? Для того же отчаяния. Которое во мне , или тупоумия? Любя их, я не могу скрывать от них истины, - всякий шаг ведет их к познанию этой истины. А истина- смерть”.

Смерть в мифологических представлениях древних народов не является естественным, неизбежным явлением, а представляет собой результат козней злых духов, которые пробираясь в организм человека постепенно уничтожают его. Поэтому согласно мифологическим представлениям, люди должны бороться со злыми духами и божествами, которые несут смерть человеку. В древнегреческих мифах повествуется о том как Зевс, рассердившись на Сизифа за измену, послал к нему Смерть, но Сизиф заковал ее в крепкие оковы, и люди перестали умирать. Однако Аид освободил Смерть от оков, и она одолела Сизифа. Греческая мифология в лице Сизифа изображает бессилие человека в его тщетных попытках путем хитрости и мудрости перейти границы жизни.

В религиозных учениях  страх перед смертью “нейтрализуется”  верой в бессмертие души. В нашем веке науки вера в бессмертие души возродилась в новых формах (достаточно вспомнить интереснейшую работу американского ученого Р. Муди “Жизнь после смерти”) Однако при всей утешительности таких воззрений после недолгих размышлений с грустью сознаешь что если дух отделится от своего обжитого родного тела, то это и будет смерть меня как существа телесно- духовного. Без тела мое сознание будет беспомощным, бездеятельным... Да и будет ли?

Стихийное, инстинктивное признание жизни и ее ценности вызывает у людей реакцию против смерти. Человеческая психика не может смириться со смертью. Поэтому смерть вызывает у людей безысходную печаль, невыносимое страдание.

“Неизбежность смерти- наитягчайшая из наших горестей”, - утверждал французский мыслитель 17 века Вовенгарг. Трудно с ним не согласиться. Страх перед смертью естественное и как не парадоксально, полезное в известном смысле чувство. Страх перед смертью служит предупреждением о надвигающейся опасности. Утратив его человек как бы теряет свою защитную броню. Удерживая человека от поступков и действий, опасных для жизни, страх способствует сохранению человеческого рода. Но страх одновременно действует угнетающе, ибо человек вместо того чтобы остерегаться какой-либо опасности, начинает бояться всего. Он сознает, что смерть неизбежный удел всего живого.

Смерть -это осознанная необходимость. Полнейшая наша не свобода. Высшая мера наказания ,к которой приговорила нас равнодушная природа.

Но есть и другая прямо противоположная точка зрения.

Смерть -благо!

“Признаем чистосердечно, что бессмертие обещают нам только Бог и религия: ни природа, ни наш разум не говорят нам об этом... Смерть- не только избавление от болезней, она- избавление от всякого рода страданий”. Таково мнение М. Монтеня.

С научных объективных позиций - отрешенных от наших личных переживаний и страхов -смерть представляется регулятором и организатором жизни. Все организмы, в благоприятной среде размножаются в геометрической прогрессии .Этот мощный “напор жизни” очень быстро превратил бы земную биосферу в кишащий сгусток организмов. К счастью одни поколения освобождают арену жизни для других. Только в такой схеме залог эволюции организмов.

...Увы, каждый из нас ,живущих, жаждет не только познания но и утешения, понимание блага смерти для торжества биологической эволюции вряд ли помогает нам радостно ожидать прекращения своей бесценной- для нас! -и единственной во веки веков личной жизни. А против неизбежности вечного бытия после мимолетного пребывания на свете остается единственное противоядие- жить как говорится на всю катушку.

“Если вместе со смертью ,-писал В.М. Бехтерев, -навсегда превращается существование человека, то спрашивается, к чему наши заботы о будущем? К чему наконец, понятие долга, если существование человеческой личности прекращается вместе с последним предсмертным вздохом? Не правильно ли тогда ничего не искать от жизни и только наслаждаться теми утехами ,которые она нам дает, ибо с прекращением жизни все равно ничего не останется.

Вот почему человеческий ум не мирится с мыслью о полной смерти человека за пределами его земной жизни, и религиозные верования всех стран создают образы бесплотной души существующей за гробом человека в форме живого бестелесного существа, а мировоззрение Востока создало идею о переселении душ из одного существа в другие.”

С позиции естествознания смерть живого организма- разложение на мельчайшие составные части, атомы и молекулы, которые продолжат свои странствия из одних природных тел в другие. Примерно так писал В.И. Вернадский ,подчеркивая что страха смерти не ощущает. Но есть у него и другая запись: ”...В одной из мыслей я касался... выяснения жизни и связанного с ней творчества, как слияние с Вечным Духом, в котором слагаются или который слагается из таких стремящихся к испусканию истины человеческих сознаний в том числе и моего. Выразить ясно я это не могу...”

Последнее замечание очень показательно. Вроде бы ученому с научных позиций все ясно. Однако его мысль не желает мириться с ограничением  научного метода, познающего лишь то, что можно доказать. Но смерть - это очевидный факт, в доказательствах не нуждающийся.

А посмертное существование- домысел, вымысел, догадка, ничем не подтвержденная и принимаемая на веру. Есть ли какая-нибудь возможность подтвердить или опровергнуть ее по данным современной науки?

6.ПЛАТА ЗА СОВЕРШЕНСТВО.

У полузабытого русского философа Н.Н. Страхова есть оригинальное сочинение “Мир как целое”, где одна из глав называется “Значение смерти”.

“Смерть-это финал оперы, последняя сцена драмы ,- пишет автор, - как художественное произведение не может тянуться без конца, но само собою обосабливается и находит свои границы ,так и жизнь организмов имеет пределы. В этом выражается их глубокая сущность, гармония и красота, свойственная их жизни. Если бы опера была только совокупность звуков , то она  могла бы продолжаться без конца, если бы поэма была только набором слов, то она также не могла иметь никакого естественного предела. Но смысл оперы и поэмы, существенное содержание требуют финала и заключения”.

Мысль интересная. Действительно в хаосе нет ни начала ни конца. Только организованные тела способны развиваться в определенном направлении. Но всякая организация имеет предел своего совершенствования. Достигнув его ,остается либо сохранять устойчивость, либо деградировать.

“Если бы какой-нибудь организм, - продолжает Страхов, - мог совершенствоваться без конца ,то он никогда бы не достигал зрелого возраста и полного раскрытия своих сил, он постоянно был бы только подростком, существом которое постоянно растет и которому никогда не суждено вырасти. Если бы организм в эпоху своей зрелости стал вдруг неизменным, следовательно, представил бы только повторяющиеся явления ,но в нем прекратилось бы развитие, в нем не происходило бы ничего нового, следовательно не могло бы быть жизни. Итак одряхление и смерть есть необходимое следствие органического развития, они вытекают из самого понятия развития, Вот те общие понятия и соображения, которые объясняют значение смерти”.

Как только проясняется смысл смерти, тотчас появляется для нее оправдание. Более того она начинает мыслиться как великое благо! Это уже не просто количественное ограничение живых существ, способных к чересчур быстрому размножению. Речь идет об умирании достигших совершенства особей не только ради освобождения арены жизни, но и для возможности достижения более высокого уровня совершенств и поддержания наивысшей биологической активности живого вещества.

Оказывается даже скоротечность умирания можно считать явление благодатным: “Смерть замечательна своею быстротою, -утверждает Страхов, -она быстро низводит от состояния деятельности и силы к простому гниению. Как медленно растет и развивается человек! И как быстро по большей части он исчезает!... 

С этой точки зрения ,смерть есть великое благо. Жизнь наша ограничена именно потому ,что мы способны дожить до чего-нибудь... смерть же не дает нам пережить себя.”

Н.Н. Страхов придерживался мнения о сомнительности дарвинизма. И в тоже время идея смерти как расплаты за совершенство созвучна представлениям о прогрессивной эволюции видов. Происходящей в результате выживания наиболее совершенных.

“ Жизнь есть величайшее благо, дарованное Творцом .Смерть же есть величайшее и последнее зло ”- так утверждает Бердяев, словно не замечая, что смерть дарована человеку свыше, и что это зло опровергает начисто, перечеркивает великое благо жизни.

Русский философ Евгений Трубецкой, пересказывая воззрения атеистов, писал: “Страдание и смерть- вот в чем наиболее очевидные доказательства царствующей в мире бессмыслицы... Порочный круг этой жизни есть именно круг страдания, смерти и неправды” В чем же он видел выход из этого круга? В принятии христианских ценностей, вере в Бога и явление Христа.

Да ,пока человек жив ,ему дарован весь этот мир, человеку дано распоряжаться своей жизнью ,выбирать те или иные поступки, надеяться на что-то рассчитывать на счастье... Смерть- это полнейшая определенность, отсутствие выбора, когда ничего не дозволено. Правда, в религиозных учениях смерть нередко толкуется как освобождение. Бессмертная душа покидает телесную тюрьму и устремляется в свою вечную обитель. Возникаю каверзные вопросы. Если отделение души от тела- благо, то зачем вообще их соединять ради недолгого предпочтительнее смерти старца ,прожившего трудную жизнь.

Бессмертная душа покидает телесную тюрьму и устремляется в свою вечную обитель. Возникают каверзные вопросы. Если отделение души от тела- благо, то зачем вообще их соединять ради не долгого пребывания на земле? И смерть младенца чудовищным образом тогда оказывается предпочтительнее смерти старца, прожившего трудную жизнь. И бессмертие души выглядит каким-то односторонним: оно появляется после рождения (переходит от умирающих к родившимся, хотя умирает людей меньше чем рождается) :она формируется в течение нескольких лет, да и потом не пребывает в состоянии вечного покоя- вне времени. Она изменчива.

Короче говоря, если смерть- благо, творимое ради высшего совершенства, то жизнь можно считать сущей бедой, от которой надо бы поскорее избавиться. Верующий в Бога Творца уже при жизни готовится к “ антибытию ”, верующий в творящую природу должен радостно отдать свою жизнь ради высшего совершенства. Проще всего тем ,кто ни во что не верит или не о чем запредельном не задумывается. Однако для них тем самым осуществляется достойная мыслящего создания, а смерть их лишь очищает землю от алчных и беспринципных потребителей.

7.В ПОИСКАХ БЕССМЕРТИЯ.

Когда богословы  ведут полемику с атеистами, они обосновывают ценность религиозной идеологии для общества тем, что религия дает людям самую прекрасную идею- идею бессмертия, которую не может дать человеку атеизм. Но ведь ценность той или иной идеи определяется тем, имеет ли она реальный смысл или является фантазией или вымыслом. А является ли реальностью бессмертие человека, которое обещают людям религиозные проповедники? Наука отрицает возможность личного бессмертия человека, отвергая религиозные взгляды.

С религиозной точки зрения бессмертие человека состоит в том, что человеческая личность или ее душа продолжает будто бы существовать и после смерти. Страх перед смертью привязанность к жизни еще в глубокой древности у примитивных народов породили веру в бессмертие человека. У индейцев и египтян была распространена вера в то ,что в момент смерти якобы происходит переселение души из одного тела в какое-либо другое. В дальнейшем в буддийской религии было выработано представление о последовательном очищении грешной души в каждом новом воплощении. Древние египтяне разделяли на два “параллельных мира” мир живых и царство мертвых. Царство мертвых древних египтян имело серьезное преимущество перед “всевластием мертвенности”, характерным, для научных космогоний и материалистических воззрений. Представления о загробной жизни отражены в частности в “Книге мертвых”. Одна из важнейших глав этой книги наставляет душу умершего, как она должна вести себя перед судом Осириса, и озаглавлена “Как войти в чертог истины и освободить человека от его грехов, чтобы он созерцал лик богов”. Душа должна покаяться и держать ответ о своих земных деяниях и держать ответ перед Богом. При соблюдении должных обрядов и обильных жертвоприношений “...у покойника будут хлебы, пироги, молоко, много мяса на алтаре великого Бога, он не будет отстранен ни от одной двери Аменти, он будет шествовать с богами Юга и Севера и воистину будет одним из слуг Осириса”. Схема перехода такова. Душа человека после пребывания на Земле прощается с бренным телом и отправляется в царство богов, где ей воздается по содеянному при материальной жизни. У бессмертной души сохраняются некоторые связи с материальным миром при условии, что в мире сохраняется память о ней.

Древние греки рассматривали смерть как конец земной жизни, после которой начинается новая загробная жизнь. Религии Греции и Рима не передавали полностью личность в руки всемогущих богов. Они не устанавливали пропасти между богами и людьми. Смертные люди за свои заслуги награждались бессмертием и тем самым переходили в сонм богов. Боги же могли спускаться к смертным людям, вступали с ними в общение и от смертных женщин рожали себе сыновей, которые отличились необычайной силой, или дочерей, выделяющихся необычайной красотой. Рассказ из Гомеровской “Одиссеи” в красочной форме передает сцену любви бога Посейдона и девы Тиро. Геракл, как повествуется в древних мифах, был сыном бога Зевса и смертной женщины Алкмены.

Иудаизмом в понятие бессмертия было введено новое представление о воскресении мертвых в судный день, перешедшее затем в христианскую и магометанскую религии. В некоторых христианских текстах(послания апостола Павла) содержится представление о том, что воскресение мертвых для будущей жизни произойдет в телесном виде. В дальнейшем эта наивная идея воскресения в телесном виде отошла на  задний план и на ее место было выдвинуто новое положение о бессмертии души, продолжающей после смерти бестелесное существование.

В философии идею бессмертия души впервые провозгласил Платон. Благодаря его “Диалогам” эта идея получила широкое распространение. По мнению Платона, между духом и телом якобы существовало противоречие, при этом он отрицал возможность участия тела в высших духовных функциях. В диалоге “Федон” Платон отстаивал идею бессмертия души, утверждая, что “душа безначальна и бессмертна”. В доказательство бессмертия души приводил рассказ о легендарном греческом герое, который будучи убит, якобы пролежал не разлагаясь 10 дней, а потом ожил на костре и рассказал о том, что видел в подземном мире. В этом диалоге были еще и рассуждения предписываемые Сократу. Когда Сократ назвал смерть “отрешением души от тела”, то другой участник диалога- Кебет- на это возражает: “То, что ты говорил о душе, вызывает у людей большие сомнения. Они опасаются, что расставшись с телом, душа нигде больше не существует, но гибнет и уничтожается в тот же самый день когда человек умирает. Едва расставшись с телом, выйдя из него, она рассеивается, словно дыхание или дым, разлетается и уже нигде не существует больше”. Вот “если бы душа действительно могла где-то собраться сама по себе и вдобавок избавленная от всех зол...это было бы Сократ, источником великой и прекрасной надежды, что слова твои истина. Но что душа умершего продолжает жить и обладает известною силой и способностью мыслить - это на мой взгляд требует веских доказательств и обстоятельных разъяснений”. И Сократ берется доказать, что бессмертие души существует в Аиде. В начале он доказывает. Что существует две противоположности, одна возникает из другой. В качестве иллюстрации берет такие противоположности как прекрасное и безобразное, справедливое и несправедливое, указывая на то, что большее возникает из меньшего и наоборот. Затем он утверждает, что между двумя противоположностями существует два различных перехода. Сократ подводит своего оппонента к выводу, что подобно тому как сон противоположен бодрствованию и переходы между ними суть пробуждение и засыпание, противоположностью жизни является смерть, а переходом между ними- умирание и оживление. Поскольку природа не должна хромать на одну ногу, умирание надо дополнить оживанием. И Сократ заключает: “Поистине существуют и оживание, и возникновение живых из мертвых. Существуют и души умерших...” Сократ верит и в переселение душ. “Ну вот, например, говорит он, кто предавался чревоугодию, беспутству и пьянству, вместо того, чтобы всячески их остерегаться войдут вероятно в породу ослов или иных подобных животных...а те кто отдавал предпочтение несправедливости, властолюбию и хищничеству, присоединялся к волкам ястребам и коршунам”. Совсем иная участь, по его мнению ,ожидает философов, которые еще при жизни стремятся к освобождению души от бремени тела. Поэтому “в род богов не позволено войти никому, кто не был философом и не очистился до конца, -никому кто не стремился к познанию”. Так применяя чисто формальные приемы, Сократу удается убедить Оппонента в истинности своего исходного утверждения.   

Отцы церкви взяли на вооружение учения Сократа и Платона о бессмертии души.

Ни одна из современных религий не обходится без идеи личного бессмертия. Однако религиозный догмат о бессмертии фактически не дает ни какого ответа ни на вопрос о том, что такое жизнь, ни на вопрос о том, что такое смерть. В буддизме идея личного бессмертия выступает в форме учения о перевоплощении, согласно которому общественное положение человека есть результат деятельности его души в прошлых перевоплощениях. В христианстве и исламе идея личного бессмертия выражена более примитивно и вместе с тем более действенно- в виде обещания загробного райского блаженства для праведников и вечных адских мучений для грешников.

Идея личного бессмертия, развивавшаяся главным образом благодаря религии, была подхвачена различными идеалистическими философскими системами: в 17-18 вв. -Лейбницем, Беркли, в наше время- персоналистами Хоккингом, Флюэллингом и др. Ими была создана целая система “доказательств” бессмертия души, ни одно из которых не выдерживает научной критики., так как они основываются на абсолютном противостоянии души и тела.

Например Джордж Беркли доказывал естественное бессмертие души. По его словам душа способна уничтожиться, но не подлежит “погибели или разрушению по обыкновенным законам природы или движения. Те же, которые признают, что душа человека есть лишь тонкое жизненное пламя или система животных духов, считают ее преходящей и разрушимой, подобно телу, так как ничто не может развеяться легче такой вещи, для которой естественно невозможно пережить смерть заключающей ее в себе оболочки...Мы показали, что душа неделима, бестелесна, непротяженна и следовательно неразрушима. Ничего не может быть яснее того, что движения, изменения, упадок и разрушение, коим как мы видим ,ежечасно подвергаются тела природы( и что есть именно то что мы разумеем под ходом природы), не могу касаться деятельной простой и несложной субстанции, такое существо неразрушимо силой природы, т.е. человеческая душа естественно, бессмертна”.

При всем уважении к оригинальности и глубине мысли Беркли создается впечатление, что в основе его доказательства бессмертия души собственные переживания, убеждения ,желания. Такая установка для него принципиальна. И тут с ним трудно спорить. Действительно основой наших представлений о мире является наше собственное “я”, опыт самопознания. Однако этот опыт ничего не говорит о бессмертности души.

Другим доказательством бессмертия души, стало моральное доказательство Канта. Кант рассуждал так: мы видим, что поступки людей в жизни  обычно сильно отличаются от вечных моральных идеалов добра, справедливости и т.п. Но как найти примирение между идеалом и действительностью? Мы верим, что добро реализуется в жизни, пусть не сразу, но в бесконечном процессе нашего существования. Такое совершенствование должно быть свойственно каждой личности- ведь нравственная деятельность есть прежде всего личная деятельность. Бесконечный процесс личного совершенствования необходимо предполагает вечность бессмертной души.

8.СМЕРТНАЯ ДУША.

Кажутся кощунственными и циничными рассуждения о выгоде веры в бессмертие души. Вроде бы соединяются низменное- выгода и возвышенное- вера и душа. Однако не следует закрывать глаза на реальность. В действительности слишком часто соседствуют и даже соединяются в мыслях, а то и много хуже- в поступках одного и того же человека две эти категории. Возникает сквернейший вид лжи: по отношению к самому себе, к совести, к Богу. Ханжество и лицемерие. И прежде эти качества имели не малое распространение. А ныне в нашей стране многие граждане, быстренько перестроив свои убеждения, обратились к церкви с тем же порывом, с которым  прежде обращались в атеистические партийные органы.

На подобном фоне торжествующего криводушия особенно светло и ярко выделяются такие чистые и благородные люди, как патриарх Тихон, отец Павел Флоренский, Махатма Ганди...Все они верили в бессмертие души. А противостояли их доброй силе революционеры, атеисты, искатели земных плотских благ и утех, отвергающие бессмертие души...Короче все те которых Достоевский относил в разряд бесов. Как будто очевидный житейский опыт подтверждает верность и благотворность ориентиров, предлагаемых великими мировыми религиями, в частности веры в загробное бытие души человеческой. Вне того, насколько оправдана с научных позиций эта вера, она бесспорно помогает достойнее жить и спокойнее умереть. А уж там будь что будет.

Итак, приглядимся более внимательно и беспристрастно к фактам. (философы с древнейших времен с убедительностью доказывали и смертность и бессмертие души) Они свидетельствуют о том, что благороднейшие поступки нередко совершаются теми, кто не верит в вечную душу и даже в Бога.

Вспомним революционера Кропоткина П.А. Во имя идеалов свободы, равенства и братства он отказался от всех своих немалых привилегий , от блестящей придворной карьеры, богатства и даже от профессиональной научной работы. Профессиональных революционеров, презирающих труд, он считал, говоря современным языком демагогами- тунеядцами, жаждущими личной власти. Не веря в бога, он всегда был устремлен к высочайшим нравственным ориентирам.

А Джордано Бруно? Его пример не менее поучителен. Многих просвещенных современников он потряс прежде всего тем, что принял казнь не веря в бессмертие души. Он имел возможность хотя бы притворно раскаяться и тем самым продлить свою единственную и неповторимую жизнь. Что ему мешало так поступить? Если нет загробной жизни ,в этом мире человеку все дозволено, и не будет он после смерти держать ответ за свой грех лживого покаяния перед Богом!

Те кто удивлялись мужеству Джордано Бруно перед лицом смерти по-видимому, верили именно в выгоду, которую представляет вера в бессмертие души. А те кто приговорили его к сожжению на костре, - кардиналы, епископы, великие инквизиторы, -тем самым нарушили священные заповеди пророка Моисея: не убий и Иисуса Христа: возлюби ближнего своего как самого себя, и не отвечай злом даже в ответ на зло. Как они могли решиться попрать учение Христа? Истинно веруя в неизбежность ответа перед господом за свои прегрешения и угрозу вечных адских мучений, они должны были милосердно простить Бруно его “заблуждения” и поступки.

Выходит Бруно верил в высокие идеалы добра, справедливости, человеческого достоинства, правды не побоявшись отдать за них свою жизнь. А его набожные судьи были насквозь пропитаны лицемерием. Справедливо отметил И. Кеплер “Бруно мужественно перенес смерть. Доказывая суетность всех религий. Бога он превратил в мир...”

Что же вдохновило Бруно на подвиг веры? Ведь он предопределял человечеству не всеобщее благоденствие ,а тяжкие времена: “Явятся новая правда, новые законы, не останется ничего святого, ничего религиозного, не раздастся не одного слова, достойного неба и небожителей. Одни только ангелы погибели пребудут и смешавшись с людьми, толкнут несчастных на дерзость, ко всякому злу, якобы к справедливости, и дадут тем самым предлог для войн, для грабительства, обмана...И то будет старость и безверие мира!...”

По его словам “Кого увлекает величие дела, не чувствует ужаса смерти”.

Можно посчитать примеры Кропоткина и Бруно редкими исключениями. Однако такое мнение выглядит неубедительным. Уже одно то, что вера в бессмертие души кому-то не мешает или даже помогает жить и умереть достойно, доказывает ее плодотворность. Значит есть люди- из лучших представителей рода человеческого! -способные преодолеть страх перед смертью и творить добро, мысль, красоту, совершать благородные деяния не под угрозой загробной кары, а по велению сердца, совести.

Вообще как мне представляется, не следует рассчитывать в вопросе о смертности или бессмертии души найти единственно верный ответ для всех времен, народов типов личности. Каждый выбирает эту веру по складу души, по уровню разума.

9. ДОСТОИН ВЕЧНОГО ПОКОЯ.

“Боги , боги мои! Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над болотами. Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал перед смертью, кто летел над этой землей, неся на себе непосильный груз, тот это знает. Это знает уставший. И он без сожаления покидает туманы земли, ее болотца и реки, он отдается с легким сердцем в руки смерти, зная, что только она одна успокоит его”. В этих словах Михаила Булгакова заключена печальная и примиряющая со смертью истина. Ибо на пути жизни для того, кто смертельно устал- не пресытился удовольствиями, а именно устал, подобно мастеру, завершившему непосильный труд, -для утомленного путника покой небытия не внушает страха. Такова великая справедливость судьбы. Как бы мы ни теоретизировали, какими бы идеями о переходе в иномир вакуума или в сверх жизнь биосферы ни утешались, неизбежно остается простейший обыденный облик смерти, рано или поздно ожидающий нас. И тогда многое-  если не все- зависит от нас самих.

Другим страх смерти помогают преодолеть религиозные обряды и образы, надежда на бессмертие души. Третьи полагают, что в нелепице жизни только и остается погоня за удовольствиями и материальными благами. Такие люди способны- на всякий случай, а вдруг Бог есть! -формально исповедывать ту или иную веру. Однако, несмотря на все свои ухищрения, они время от времени испытывают тягостный ужас предчувствия смерти, ее прижизненного переживания. Четвертые стремятся обосновать научно- философские концепции, объясняющие смысл смерти. Становясь предметом научно-философского анализа, смерть предстает заурядным природным процессом, сопутствующем жизни, -не более того. В наилучшем положении оказываются мыслители способные глубоко проникнуться жизнью природы, Вселенной. И наконец остаются те, о которых мы говорили в самом начале: утомленные путники, достойно пережившие удары и благоденствия судьбы, труженики и мастера, испытавшие счастье творчества и самоотдачи.

Было бы странно и неумно выбирать из этих вариантов самый лучший. Ведь не мы выбираем их, а они нас. Каждый имеет те жизнь и смерть то бессмертие которого заслуживают.

И еще одна очевидная истина: все мы бессмертны пока живы.

Заканчивая работу, я так и не смогла получить ответы на поставленные вопросы. Окончательных ответов нет и не будет судя по всему до самой нашей смерти. Научная мысль- не всесильная волшебница. У нее свои законы и ограничения. Там где нет объективных фактов, она бессильна. Но может наука все-таки сделает бесстрашный выбор, последуя заветам таких например гигантов мысли как А.М. Горький. “Чего же бояться? -спрашивал он по сути дела нас- перед чем мы можем остановиться?” -и решительно отвечал: “Ни перед чем. Нет на свете ничего выше знания, выше труда ,а труд и знание все победят. Знание и труд это то, что поставит людей удивительно высоко, так высоко что мы не можем представить этого сейчас. Но несомненно, настанет время когда человек будет и царем природы, и, может быть, таким чародеем, что для него не будет уже никаких препятствий. Может быть он и межпланетные пространства победит, победит и смерть, и все болезни свои, и все внутренние недостатки, и тогда весьма вероятно будет рай на земле. Это все далеко ,все  фантастично- я прекрасно понимаю, но именно это должно быть идеалом, именно это целью, к которой должны стремиться люди. И чем выше цель поставлена, тем больше в человеке возбуждает она и сил, и разума, и красоты и внутренней красоты”. Не в это ли высокий смысл всей человеческой истории?! А ведь наша жизнь и наша смерть субъективны, и никому на свете не дано пережить наш индивидуальный неповторимый опыт, нашу бессмертную жизнь.

-Но ведь она оборвется!

-Воссоединится с жизнью и с разумом окружающей нас природы.

-Но и земная природа не вечна!

-Она воссоединится с иными жизнями и Разумом Вселенной.

-А какая гарантия, что все именно так?

-Никакой каждому приходится обдумывать и выбирать.

-Но ведь это полнейший произвол!

-Таково одно из проявлений свободы человека.

-Какой же окончательный вывод?

-Никакого. Будет наш личный опыт. Подождем. Поживем! Каждому дарована та жизнь и то бессмертия которых он достоин.

-Так все-таки во что верить?

-В ЖИЗНЬ, СМЕРТЬ, БЕССМЕРТИЕ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1.               АВИЦЕННА. Канон врачебной науки. - М., 1939.

2.               АЛПАТОВ В.В. Проблемы долголетия. - М.,1978.

3.               БАЛАНДИН Р.К. Жизнь, смерть, бессмертие?.. -М.: Знание,1992.- (подписная научно-популярная серия “Знак вопроса”,№2).

4.               БЕРНАЛ Дж. Возникновение жизни. - М., издание иностранной литературы, 1969.

5.               ВЕРНАДСКИЙ. Начало и вечность жизни./Сост.,  вступ. Ст. Комментарии И.И. Мочалова, В.С. Неаполитанской. М: Сов. Россия 1989.  

6.               ВИШЕВ И.В. Проблема личного бессмертия. -Новосибирск: Наука. Сиб. Отделение. 1990.

7.               ВИШЕВ И.В. О продлении жизни.// Вестник академии медицинских наук №11, 1980

8.               ГОЛСМИТ Д., ОУЭН Т. Поиски жизни во вселенной. - М.,1983.

9.               ГОМЕР. Одиссея. -М., 1897.

10.           ГОРЬКИЙ М. О знании: стенограмма лекции прочитанной 30 марта 1920 года в рабоче-крестьянском университете// Архив А.М. Горького. М.,1969. Т.12

11.           ГУРЕВИЧ П.С.  Жизнь после смерти. -М., Советский писатель 1990.

12.           ДЖЕЙМСОН М.Г. Мифология Древней Греции// Мифологии древнего мира. М.,1977.

13.           ЕРШОВ Г.Г. Смысл жизни и социальное бессмертие. М.,1990.

14.           ЗАПАДНЮК В.И. Старение ,активное долголетие и лекарства. -Киев, 1987.

15.           КОГАН Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.,1984.

16.           КУПРЕВИЧ В.Ф. Бессмертие сказка? // Наука и религия №9, 1965.

17.           КНИГА МЕРТВЫХ.

18.           МАРКС К. И ЭНГЕЛЬС Ф. Сочинения Т.1,20,23/ М., Госполитиздат 1955.

19.           МЕЧНИКОВ И.И. Этюды о природе. М., Издательство АН СССР 1964.

20.           МИФЫ НАРОДОВ МИРА: Энциклопедия/ главный редактор Бокарев С.А.- 2-ое издание, М., Советская энциклопедия 1987.

21.           ПАНЦХАВА И.Д. Человек его жизнь и бессмертие. М., политиздат, 1967.

22.           ПЛАТОН. Диалоги: пер. С древнегреческого/ АН СССР институт философии- М.: Мысль 1986.

23.           ФРОЛЬКИС В.В. Долгая жизнь возможна, вечная -нет// За рубежом 1987 №12.

24.           ЧИКИН С.Я. Путь к долголетию. -М., Знание, 1986- нар. Ун-т. Фак. Здоровья, №12.