Как становятся политиками

»

1. Как соотносятся  политика и  политическая  деятельность.

Политика -  деятельность  органов власти,  объединений граждан и „отдельных лиц в сфере отношений между государствами,  классами, нация­ми, большими  группами  людей направленных на реализацию,  отстаивание своих интересов и связанная с устремлениями к завоеванию,  обладанию и использованию политической власти.

Можно выделить  области политики по различным основаниям: - по сферам жизни ( экономическая, социальная, культур­ная, национальная, военная );

- по областям ( внутренняя, внешняя );

- по масштабам ( международная, мировая, локальная, ре­гиональная );

- по носителям

- по срокам действия.

Политическая деятельность - это,  как правило, формы и методы ре­ализации политики.  Одной  из  основных форм политической деятельности можно выделить политическую борьбу,  которая является одной из  сторон политической жизни,  заключающаяся во взаимодействии различных полити­ческих сил между собой во  имя  достижения  определенных  политических целей. В ее основе лежат интересы тех социально-классовых слоев, групп, общности людей, которые образуют собой субъекты политических отношений. Объектом политической  борьбы  являются прежде всего отношения  власти, поскольку ее цель - достижение прочных позиций в системе  политической структуры общества, реализация тем или иным субъектом политических от­ношений своей политической воли.

2. Как соотносятся политика и экономика.

Экономика напрямую связана с политикой и непосредственно зависит от нее. К основным аспектам экономической политики относятся:

- управление государственными предприятиями и организа­циями;

- установление правовых: основ рынка и ценовой политики;

     - регулирование внешнеэкономических отношений;

- налогообложение и взимание налогов.

В Российской Федерации  декларируется  единство   экономического пространства, свободное   перемещение   товаров,  услуг  и  финансовых средств, поощрение конкуренции, свобода экономической деятельности.

В зависимости  от проводимой политики в экономике можно наблюдать или кризис  ( экономический спад ),  или экономический подъем. С другой стороны состояние  экономики  влияет  на общую политическую ситуацию в стране.

В странах с благополучной экономикой не стоят острые политические проблемы.

3. Как соотносятся политика и власть.

Власть -  это  способность,  право  или возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо;  оказывать решающее воздействие на судьбы, поведе­ние или деятельность людей с помощью различного рода средств -   права, авторитета, воли принуждения.

В демократическом государстве определяющую роль играют устройство и система власти,  участие людей в  осуществлении власти, контроль  за властью.  Власть есть законодательная и исполнительная.

В основном  главной  целью  политики  является контроль власти. Для этого  устанавливается конституция в соответствии с проводимой по­литикой, устанавливаются законы ( законодательная власть  ).  Произво­дится реорганизация органов исполнительной власти на местах.

Таким образом политика направлена на сохранение  и  укрепление власти.

4. Как соотносятся правовое государство и гражданское общество.

Правовое государство - правовая форма организации и деятельности публичной политической  власти  и  ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права.  Правовое государство - это государство, где господ­ствует право.

Б правовом государстве система государственной власти основана на принципе разделения  властей, на верховенстве права. Верховенство права означает, что государственные органы связаны правом, т.е. действуют в строгом соответствии с конституцией, законами, в рамках своей компетенции, в пределах тех государственно-властных полномочий,   которыми они наделяются для выполнения стоящих перед ними задач.  Власть подчи­нена праву.

Гражданское общество  - это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений,  которые обеспечи­вают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов,  для жизнедеятельности социальной культурной и духовной сфер, их воспроизводства и передачи от поколения к поколению.

Государство оказывает влияние на гражданское общество, его струк­туры.  Но  вместе с тем,  оно испытывает и обратное влияние. Например, правотворческая деятельность  государства,  работа органов  народного представительства тесно  взаимосвязаны  с  деятельностью  политических партий, общественных организаций граждан.  Более того, можно заключить что нормальная  и эффективная работа государственного механизма,  всей организации политической  власти  общества невозможна без  развитого гражданского общества как своеобразного посредника, важного звена меж­ду личностью и государством.  Гражданское общество есть та социальная среда, где  реализуется большинство прав и свобод граждан и их объеди­нений.

5. Как соотносятся политика и социальное обеспечение.

Одной из составляющих политики является социальная политика.  Со­циальная политика направлена прежде всего на равноправные,  основанные на договорных началах отношения между классами, нациями, территориаль­ными, демографическими и другими социальными общностями людей,  на вы­сокую социальную защищенность граждан  от  произвола государственных, политических, хозяйственных структур и конкретных их представителей, а также частных предпринимателей,  защищенность граждан от посягательств на их личность и имущество со стороны антиобщественных преступных эле­ментов, максимально  возможная  справедливость в распределении матери­альных и духовных: благ.

Одним из  направлений  социальной  политики  является  социальное обеспечение. Социальное обеспечение предусматривает обслуживание прес­тарелых: и нетрудоспособных граждан, а также семей, где есть дети. Кроме того: пенсии, пособия работающим ( по временной нетрудоспособности, по беременности  и  родам и т.д.  ),  многодетным и одиноком матерям и малообеспеченным семьям, в которых: есть дети; содержание и  обслужива­ние престарелых и инвалидов в специальных учреждениях;  протезирование профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов; льготы инвалида и многодетным матерям.

6. Каковы направления современной политической мысли.

Из множества направлений современной политической мысли можно вы­делить следящие:

- консерватизм и неоконсерватизм;

- либерализм и неолиберализм;

- доктрины социал-реформизма;

- политический экстремизм;

- политический клерикализм.

Консерватизм -  политическая  идеология ориентирующаяся на сохра­нение и поддержание  исторически сформировавшихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь морально-правовых ее оснований, воплощенных в науке,  религии, браке, семье, собственности в современ­ном обществе.

В настоящее время консервативные настроения вылились в форму нео­консерватизма. Сторонники неоконсерватизма, принимая технические и со­циальные последствия НТП,  отказываются принимать его политические вы­воды, стремясь отделить государство от масс,  передать его в руки про­фессионалов. Примером неоконсерватизма является тетчеризм и рейганизм.

Либерализм -  политическая  идеология,  ставящая целью ликвидацию или смягчение различных форм государственного и общественного  принуж­дения по  отношению  к индивиду.  Либерализму соответствует свобода от ' групповых, классовых,  националистических: и т.д. предрассудков, космо­политизм, терпимость, гуманизм, индивидуализм, демократизм, подчеркивание самоценности личности.  Либерализм основывается на признании  прав человека, разделении законодательной и исполнительной власти,  свободе выбора занятий, свободе конкуренции.

Новейшее развитие общества привело к возникновению неолиберализма - доктрины,  сохраняющей верность принципам демократии, свободной кон­куренции, частного предпринимательства, полагающий, что они сами по себе не смогут достичь успеха автоматически,  а требуют постоянного вме­шательства государства,  создающего  благоприятные  условия для их ре­ализации. Важнейшим течением и направлением политической мысли была и остается социал-демократия с ее концепцией реформизма, демократическо­го социализма.  Основными положениями этой доктрины являются: - провозглашение социализма как цели социал-демократии.

При этом социализм в понимании  социал-демократии  рассматривается  не как состояние общества,  а как процесс утверждения некоей совокупности этических ценностей;

- определение  основных ценностей "демократического социализма". Среди них:  свобода, справедливость, солидарность всех людей;   равное право на сосуществование общественной, коллективной, индивидуальной  и частной собственности -  смешанной экономики.

Крайне левыми  и крайне правыми политическими течениями,  которые во многом смыкаются,  несмотря на противоположные полюса,  на которых они находятся,  являются различные разновидности политического экстре­мизма, приверженные крайним взглядам и мерам в политике. Наиболее оди­озными  являются: фашизм и неофашизм, сионизм и антисемитизм, расизм.

Фашизм и неофашизм - названные доктрины возникли в период кризиса буржуазной демократии и либерализма и выражают интересы наиболее реак­ционных и агрессивных сил.

Сионизм и  антисемитизм.  Доктрина сионизма является в настоящее время основой политики и деятельности международного сионисткого  дви­жения, созданного  австрийском журналистом Теодором Герцяем,  издавшим книгу  "Еврейское государство" (1986).

И еще  одно  направление  современной  политической мысли - марк­сизм-ленинизм.

7. Как  связаны политическая и социальная структура общества.

Социальная структура общества - это совокупность взаимосвязанных между собой и упорядоченных относительно других социальных: групп,  ко­торые:

- занимают разные места в системе по критериям:  власти, собствен­ности, доходу, престижу;

- связаны между собой политическими, экономическими и культурными отношениями. Социальная структура зависит от политики и в то же  время  влияет на политику. В зависимости от проводимой политики социальная структура может существенно изменяться.

Например, до 1985 года в СССР,  преемником которого после распада является Россия,  можно было выделить  следующие  элементы  социальной структуры общества:

1. Относительно  немногочисленный  слой  профессионально-квалифи­цированных рабочих;

2. Основной ( наиболее многочисленный ) слой рабочих средней ква­лификации;

3. Слой рабочих,  развращенный длительной практикой получения не­заработанного дохода;

4. Колхозное крестьянство;

5. Научно-техническая  интеллигенция  ( специалисты народного хо­зяйства, ученые технического профиля );

6. Хозяйственные руководители сферы материального  производства;

7. Ответственные работники торговли и бытового обслуживания насе­ления;

8. Социальная и гуманитарная интеллигенция ( педагоги, врачи, жур­налисты, писатели, художники, ученые-обществоведы и гуманитарного про­филя и т.д. );

9. Ответственные  работники  аппарата  политического  управления, т.е. партийных, государственных и общественных органов;

10. Политические руководители общества;

11. Пенсионеры;

12. Учащиеся молодежь;

13. Военнослужащие.

После смены  власти  и изменения политического курса произошли сущест­венные изменения в уже существовавши элементах, социальной структуры и исчезновения  некоторых  вообще.

Появились новые элементы социальной структуры общества характер­ные для всех развитых стран мира:

14. Мелкие, средние предприниматели и фермеры;

15. Крупные  предприниматели  (  руководители банков,  финансовых компаний,  промышленных негосударственных предприятий );

16. Клан организованной преступности.

8. Что представляет политическая система общества. России.

Политическая система - часть политической сферы,  интегрированная совокупность государственных  и  негосударственных социальных институ­тов, осуществляющих власть,  управление делами общества, регулирование взаимоотношений между классами,  социальными группами,  нациями, госу­дарствами, обеспечивающих стабильность общества и  определенный  соци­альный порядок. Структуру политической системы общества можно представить:

- политическая власть; - субъекты политики; - политическая организация;

- политические отношения; - политическая культура.

Сущность политической системы проявляется также через ее функции. Основными из них являются:

- определение перспективных и ближайших целей,  задач, путей раз­вития общества, его социальных общностей, слоев, групп, граждан на вы­полнение определенных целей задач, программ;

- проведение политики практической  деятельности  в  гармонизации интересов и деятельности государственных образований: штатов, кантонов, республик, т.п.,  классов, наций, демографических групп и других соци­альных общностей;

- духовно-идеологическая деятельность.

Характер, структура,  функции политической системы общества обус­ловлены его социально-экономической основой.

Декларировано, что Россия - правовое, федеративное государство  с республиканской формой правления.  Высший орган  власти  -  президент, парламент России - федеральное собрание,  состоит из верхней палаты -совет федерации и нижней палаты  -  государственная дума.

Допускается оппозиция,  гарантируются права и  свободы, признаются и защищаются равным образом частная,  государственная, муниципальная и иные формы собственности. Принципы разделения властей:  - законодательная;  - исполнительная

- судебная.

9. Что представляет политическая культура.

Культура - это качественная характеристика жизни общества ( расп­ределение, потребление материальных и духовных ценностей ).  Политкультура - это уровень и характер политических знании,  оценок; содержание и качество традиций,  ценностей, норм, регулирующих политические отно­шения.

В общей  культуре можно выделить ее итог ( совокупность материаль­ных и духовных ценностей ) и процесс -  сохранения, освоения,  усвоения потребления:' передачи,  распространения ценностей,  отобранных челове­чеством в ходе его развития  как  необходимых,  истинно  человеческих. Культура -  процесс - это создание новых ценностей на базе исторически определенного уровня развития творчества, сил и способностей личности, общества.

В политкультуре выделяют ее историю, теорию, практику разных фор­маций, цивилизаций, эпох, периодов развития регионов, стран, народов.

Политическая культура - это совокупность стереотипов  сознания  и поведения социальной общности,  т.е. укоренившихся представлений о по­литической жизни общества:  - о его политической системе;  - о полити­ческом режиме; - о механизме власти и управлении;  - о принятии решений и их реализации;  - о носителях властных полномочий;  - о  собственном месте в политической жизни;  - компетентности,  эффективности участия в политической деятельности. Составными элементами политической культуры являются:

- мировоззрение;

- убеждения и установки;

- поведение при решении политических вопросов и т.д.

10. Как связана политика и национальные отношения.

Национальные отношения - сложная  социально-политическая  катего­рия, одна из специфических форм социальных отношений.  В национальных ^отношениях проявляется вся совокупность общественных  отношений.  Пос­кольку политика  -  это  деятельность в сфере отношений между большими социальными  группами, то, по существу,  вое  аспекты  взаимоотношений наций и народностей, регулируемых государственной властью, носят поли­тический характер.  Это обусловлено значением государства как  важного фактора формирования и развития наций и народностей.

Национальная политика - это целостная система, представляющая со­бой  концентрированное  выражение  социально-экономической,  языковой, демографической, правовой,  культурной политики в отношениях между на­циями  и  народностями.

Иными словами,  национальная политика - это целенаправленная  деятель­ность по регулированию отношений между нациями и народностями в основ­ных сферах общественной жизни,  как правило,  закрепленная в соответс­твующих документах и юридических актах государства.

Основные концептуальные положения национальной политики: - признание  права национального самоопределения, равенство народов, взаимовыгодное  сотрудничество,  взаимное  уважение интересов и ценнос­тей всех народов,  непримиримость к национализму и расизму, политичес­кое и моральное осуждение людей,  стремящихся достигнуть  благополучия своего народа за счет ущемления интересов других: народов, учет интере­сов  малочисленных национальных групп.

При выработке  и осуществлении национальной политики следует учи­тывать всю сложность и специфичность национальных отношений как объекте социального управления.

Во-первых, - степень решения национального вопроса,  национальных проблем. Национальный вопрос - это прежде всего отношения национально­го неравноправия, деления наций на привилегированные и  неполноправные, это неравенство уровней экономического и политического развития,  отс­тавание неравноправных и угнетенных наций от наций великодержавных, при­вилегированных, это,  и атмосфера национальной розни, вражды и распрей на национальной почве, закономерно возникающих в  условиях  дискримина­ции и фактического неравенства наций в доступе к экономическим и куль­турным  ценностям, режима национальных привилегий.

Во-вторых, сложность  и специфичность национальных отношений зак­лючается в существовании  национальных интересов, которые в определен­ной мере и  определенных  условиях  могут выражать устремления к само­определению, самоуправлению, самоутверждению очень широких слоев насе­ления, можно  сказать всех социальных групп.

В-третьих, - в заметном влиянии на межнациональные отношения  на­циональных традиций,  национальной психологии, национального самосозна­ния. Это особенно проявляется на этапе национальных движений государс­твенной независимости.

В-четвертых, - в огромном значении в жизни общества исторической памяти, традиций,  особенностей национальной культуры, в которых запе­чатлены единство судеб и своеобразие духовного облика народа,  его на­циональный характер.

В-пятых, - национальные процессы подвержены активному влиянию ре­лигии, в нашей стране особенно христианской и исламской, поэтому наци­ональные чувства переплетаются с религиозными.

Основными стадиями  управления современными национальными процес­сами выступают:  прогнозирование,  предвидение будущих демографических ситуаций и  перспектив развития,  политических последствий принимаемых решений, выработка и принятие управленческих задач;  организационная и культурно-массовая, воспитательная  работа для создания благоприятных условий реализации поставленных целей и задач; применительно к каждому этапу развития общества разрабатывается концепция национальной полити­ки, в которой выделяется ведущий,  приоритетный вопрос, требующий пер­воочередного решения.

II. Каковы глобальные проблемы современного общества.

Современное высокоразвитое гражданское общество  становится осно­вой стабильности политических режимов, и если государство начинает ша­таться, его надежно подпирает прочная структура гражданского общества. Гражданское общество становится как бы фундаментом, на который опирает­ся государственная власть. Это особенно характерно для   Скандинавской стран.

В основе благоденствия государства и каждого его гражданина лежит гражданское общество со всеми его атрибутами и прежде всего личная от­ветственность каждого  гражданина  за результаты своего труда, в какую бы организацию или ассоциацию он не входил.  В этом, пожалуй основная, главная особенность современного этапа развития гражданского общества.

В ряде стран современный этап развития гражданского общества ха­рактеризуется  все большей актуализацией его национальных аспектов.

Как объективная реальность,  гражданское общество является систе­мой самоорганизующейся и саморазвивающейся. Вместе о тем практика, опыт высокоразвитых стран свидетельствуют, что гражданское общество функцио­нирует и развивается гораздо успешнее и эффективнее, когда для этого не только складываются, но  и создаются определенные благоприятные условия. Условия эти в значительной мере создает само общество, причем, с одной стороны, это делается через государство,  с которым  оно  находится  в единстве, с другой стороны - вопреки государству, так как это единство диалектическое, противоречивое.

Основополагающим условием жизнедеятельности гражданского общества является обладание каждым его  членом  конкретной  собственностью  или участие опять же конкретное в обладании этой собственностью, право ис­пользовать ее и распоряжаться ею по своему усмотрению.  Наличие  собс­твенности является базисным,  фундаментальным условием свободы личнос­ти в гражданском, как и в любом другом,  обществе, об этом  неопровер­жимо свидетельствует практика жизнедеятельности общества.

Важным условием функционирования гражданского  общества является наличие в обществе развитой, многообразной социальной структуры, отра­жающей все богатство и разнообразие интересов представителей различных групп и слоев. Это многообразие не может быть застывшим, закостеневшим и в количественном и в качественном отношении. При "размытой" социаль­ной структуре индивид связан о государством напрямую, а это существенно ограничивает  возможности  реализации его личных прав и свобод.

Следящим условием жизнедеятельности гражданского общества явля­ется достаточно высокий уровень социального, интеллектуального, психо­логического  развития  личности членов общества, ее внутренней свободы и способности к полной самодеятельности при  включенности  в  тот  или иной институт гражданского общества.

12. Каково направление перспективного, прогрессивного развития России.

Направление перспективного  развития  России - дальнейшее развитие по пути демократических реформ.

Путь реформ можно разделить на два взаимосвязанных блока: 1) Дальнейшее совершенствование политической системы обществ; 2) Экономические реформы.

Под совершенствованием политической  системы  понимается: реформа законодательства - принятие законов в соответствии о меж­дународным правом и обеспечивающих соблюдение прав  человека, исполни­тельной власти - неукоснительное соблюдение принимаемых законов, стро­гое следование  им  на местах,  а также реорганизация органов исполни­тельной власти до уровня дееспособных и оперативных полномочных предс­тавительств на местах, обеспечение соблюдения прав человека, развитие структуры социального обеспечения;  возрастание роли России в междуна­родных отношениях. Экономические реформы подразумевают:

- стабилизация финансовой системы;

- выход экономики страны из кризиса,  стабилизация экономической системы и прогрессивное развитие;

- возрастание роли промышленного капитала;

- повышение общего благосостояния граждан и т.д. Постепенное вхождение России в мировую экономику и закрепление За собой статуса развитой промышленной державы.

Список используемой литературы:

1. Краткий политический словарь. - 6-е изд. Москва, 1989.

2. Основы политологии: Курс лекций для высших учебных заведений. - 'Киев, 1991.

3. Политология. Текст лекций. Часть 2, Учебное пособие /Колл. авторов./ - Москва, Изд-во РЭА                                                                                                                   им. Плеханова, 1992.

4. Голосов Г. В. , Лифанов А. В.

Введение в политологию. - Учеб. пособие.  Новосибирск, 1991.

5. Политическая система и политическая жизнь общества: Лекции по курсу "Политология "/под ред. Калины В.Ф./ - Москва, 1991.