Киевская Русь
Киевская Русь.
В начале первого тысячелетия нашей эры Восточно-европейская равнина делилась на три довольно четко очерченных пояса. Север и северо-запад населяли земледельцы, расчищавшие лес для посевов, жившие его дарами и защищенные лесами и болотами от нашествий, так и от внешних влияний.
Степь была местом обитания, сражений и бесчисленных перемещений кочевых народов, приходивших с Востока. Причерноморье со времен античности представляло собой «витрину» городской цивилизации – сначала древнегреческой, а затем византийской. Земледельцами лесной и лесостепной зоны были в основном славяне, уже обитавшие на этих землях или пришедшие с Запада и смешавшиеся с более древним населением (большинство современных историков помещает прародину славян в бассейне Вислы и Припяти). Очевидно, уже во II-IV веках движение германских племен на юг приводит к обособлению западных и восточных славян, а после падения державы гуннов в конце V века начинается славянская колонизация Балканского полуострова и в результате – формирование южнославянской семьи племен. Восточные славяне занимают Верхнее Поднепровье и его северную периферию, принадлежавшим ранее балтийским и финно-угорским племенам; с увеличением территории идет разделение на племенные группировки. В VII веке восточные славяне постепенно выходят из «тени лесов на арену истории».
ПОЛЯНЕ И КИЕВ.
Вероятно, уже к тому времени они насчитывали 13 или 14 племен, самым влиятельным из которых были поляне, обитавшие в среднем течении Днепра. Кроме общих анимистических верований и богов, их объединял язык. Централизованная власть отсутствовала. Старейшины стояли во главе племен и родов, земля и скот считались общей собственностью. Важные вопросы решались на племенных сходах в укрепленных «градах», строившихся в центре каждой группы поселений. На следующем этапе развития восточнославянской общности (VII-IX века), с подъем торговли и земледелия, эти племенные центры начали превращаться в раннефеодальные города. Главным городом полян, которые, возможно, уже в VII веке возглавили союз племен, ставший прямым предшественником древнерусского государства, был Киев. Памятник полулегендарному основателю города князю Кию, его братьям Хориву, Щеку и их сестре Лыбеди – бронзовая ладья с четырьмя фигурами в кольчугах – стоит сегодня в Киеве на берегу реки, которой он во многом обязан своим значением и ведущей ролью.
ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ.
Памятник, изображающий ладью с воинами стоит и в шведском городе Норчепинге на восточном побережье страны. Воины – это первые русские князья Рюрик (Рёрик), Олег (Олаф) и Игорь (Ингвар).
Именно шведы, в отличие от облюбовавших города Западной Европы норвежцев и датчан, приняли участие в становлении государства Киевской Руси. Размеры этого участия по сей день являются предметом споров среди историков. Фраза Нестора-Летописца о том, как славяне пригласили русь (так, вероятно, другие народы вначале называли варягов) «княжить и владеть ими», широко цитировалась сторонниками так называемой «норманской теории» в XVIII- начале XX веков и замалчивалась советскими историками в 30-50 годах. Сегодня большинство исследователей согласны с тем, что, продвигаясь к Черному и Каспийскому морям, создавая поселения-базы на пути к богатствам Византии и исламского мира, северные воины-купцы сыграли роль катализатора уже назревшего скачка в политическом развитии восточных славян. Пришельцы подчинили себе местное население и объединяли его, или славяне сами объединялись перед лицом варяжской угрозы; иногда их интересы совпадали, и они вместе охраняли торговый путь «в греки» и оборонялись от кочевников и хазар.
Рассматривая археологические находки последних десятилетий, ученые все более склонны говорить о возникновении древнерусского государства в результате сложного взаимодействия славянского и варяжского начал. С одной стороны, все киевские правители и большая часть дружинников носили до последней трети X века скандинавские имена. С другой, Святослав Игоревич – всего лишь третий киевский князь после Олега. В Киеве, став частью древнерусской элиты, варяги уже через несколько поколений полностью растворялись среди славянского населения. Возможно, поэтому Киев упоминается в скандинавских сагах того периода редко и вскользь, в то время как о Новгороде слагавшие их скальды знали многое, включая топографические подробности.
Контроль за обеими главными «базами» на пути «в греки» был, очевидно, основной задачей Олега, когда в 882 году, согласно Несторовой «Повести временных лет», он отплыл из Новгорода в Киев во главе варяжско-славянской дружины. Взяв с собой малолетнего Игоря, которого летописец называет сыном умершего к тому времени конунга Рюрика, Олег, убив бояр Аскольда и Дира, правивших в Киеве, объявил его «матерью городов русских». Позднее, в 907 году, он пытался довести свой шаг до логического конца и захватить Константинополь, но ему пришлось ограничиться богатой добычей и выгодным договором с Византией.
НОВЫЕ ЗЕМЛИ.
За тридцать лет своего затянувшегося «регентства» над Игорем Олег – несомненно, талантливый полководец и политик – значительно расширил свои владения. После полян он обложил данью древлян и другие соседние племена, что вызвало войну с хазарами, закончившуюся победой руссов. Княжение Игоря, во многом повторившего дела Олега, но с гораздо меньшим успехом, началось и закончилось восстаниями древлян, от руки которых он погиб в 945 году. Жестоко отомстив древлянам, его жена Ольга тем не менее поняла, что перегибы со сбором дани погубят нарождающееся государство, и ввела первую в Киевской Руси систему налогообложения. В 955 году она принимает христианство, через два года – едет в Константинополь и ведет переговоры с византийским императором. Сам этот факт говорит о стремительно растущем авторитете Киевской Руси.
Правлением сына Игоря и Ольги Святослава историки часто заканчивают первый период истории Киевской Руси. Подчинив себе вятичей, он распространил власть Киева на всех восточных славян и проложил древнерусскому государству путь на северо-восток; вторгнувшись в Болгарию, серьезно угрожал Византии; разгромив Хазарский Каганат, устранил грозного соперника, еще недавно бравшего дань с полян, вятичей и северян. Однако, как часто бывает в истории, с исчезновением хазар не стало и «буферной зоны» на пути куда более опасных кочевников из азиатских степей. Гибель Святослава от рук печенегов по дороге домой из Болгарии стала знаком угрозы, которая будет довлеть над Русью более полутора веков.
ВЛАДИМИР КРЕСТИТ РУСЬ.
Эту угрозу хорошо понимал Владимир, ставший киевским князем после восьмилетней братоубийственной борьбы за власть. Укрепив южные границы и построив там ряд городов, он начал искать более безопасные пути в Константинополь. На западе он присоединил Галич и Волынь, которые «подхватят знамя» Киева после его политического упадка в середине XII века. Но это всё в будущем, а пока что Киевская Русь вступает в эпоху расцвета. Владения Владимира достигли 800 тысяч квадратных километров – больше, чем у кого-либо в Европе.
Однако самым значительным деянием Владимира является крещение Руси. Его выбор в пользу православного христианства направил ход восточноевропейской истории не менее чем на тысячу лет. Не говоря уже о том, что благодаря ему Русь стала частью христианского Запада, а не мусульманского Востока, принятие креста из рук Византии, а не Рима определило историческую судьбу восточных славян – и заложило основу («один бог – один царь»), общество – источник богатейшей культуры.
ВЕРШИНА.
Ярослав начал княжение в Новгороде с того, что отказался платить дань Киеву (1014), и только смерть Владимира предотвратила войну. Но повторилась усобица между братьями за отцовский трон, превращавшаяся на Руси в кровавую традицию. Единство страны восстановилось только 21 год спустя, когда Ярослав сел наконец на киевский престол. Имя «Мудрый» он получил не только за то, что смог продолжит и умножить начатое отцом. Достигшее при нем своей вершины развитие Киевской Руси проявилось в реформе и уложении законов в общий свод (Русская правда), всемерной поддержке образования, основании Киевской метрополии (1037), бурном строительстве церквей (при нем в одной только столице их было более 400) и монастырей. В первую очередь строились ансамбли «государственного назначения» - княжеские дворцы и монументальные соборы, символизировавшие величие новой веры и могущество державы. Создаваемые в целом по византийскому образцу, церковные сооружения вскоре приобрели характерные древнерусские и местные черты. При Ярославе были возведены Софийские соборы в Киеве (1037), Новгороде (1045) и Полоцке (середина XI века). Позже были построены Успенский собор Киево-Печерского монастыря (1073-1078), Михайловский и Златоверхий собор (1108-1113) и Кирилловская церковь (середина XII века) в Киеве, Успенский и Борисоглебский соборы в Чернигове (XII век). Вскоре после основания в 1051 году Киево-Печерского монастыря туда из софийской метрополии перемещается центр древнерусского летописания; в XII веке монастырь получает статус лавры – одного из самых влиятельных мужских монастырей в православии.
Византийские епископы, приезжая на Русь, везли с собой переписчиков и иконописцев; епископства становились центрами распространения грамотности и культуры. Ускорил развитие древнерусского общества и тот факт, что Константинополь, в отличие от Рима, разрешал обращенным народам вести богослужение и читать Библию на родном языке. Так созданный Кириллом и Мефодием алфавит стал основой письменности для большей части православных, а церковнославянский язык – третьим после древнегреческого и латыни, языком средневековой европейской цивилизации.
При Ярославе Русь, благодаря своей возросшей силе и влиянию (а, как следствие, и династическим связям), прочно вошла в семью европейских народов, «ведомыша и слышима», как писал ее митрополит Иларион, «всеми четырьми конци земли».
ПРОБЛЕМЫ ЕДИНСТВА.
Управление, однако, оставалось ахиллесовой пятой Киевского государства. Этому были и экономические причины. По мере того, как возможности для международной торговли сужались (нападения кочевников, экономический спад в Византии), воины-купцы становились крупными землевладельцами. Но в отличие от западной Европы, где владение землей ставилось в зависимость от службы сюзерену, вотчинное право на Руси сохраняло землю за боярами, даже если они переходили на службу к другому князю. Пользуясь своей материальной независимостью, бояре, как правило, жили в городах и легко меняли свои «привязанности».
Еще хуже было то, что Ярослав, несмотря на все старания избежать «наследственной болезни Рюриковичей», жертвой которой в свое время стал он сам, так и не смог ввести эффективную систему престолонаследования. Завещанная им схема старшинства и ротации, по которой каждому сыну предоставлялась возможность править Киевом, работала, только пока старшие Ярославичи действовали сообща. В результате поражения (1068) объединенного войска от крупных сил половцев, пришедших на смену печенегам в южных степях, их триумвират распался. Начался новый период усобиц за Киев. Многие князья, лишенные системой ротации реального шанса на наследование (их называли изгоями), охотно пользовались «услугами» половцев в борьбе за власть.
Наиболее влиятельные лидеры попробовали остановить братоубийство, предложив на встрече под Киевом в 1097 году принцип перехода трона удельных князей по наследству. В отношении самого Киева, однако, согласия достичь не удалось.
Только огромный авторитет и популярность в народе Владимира Мономаха, осуществившего, прежде чем занять великокняжеский престол в 1113 году, десятки успешных походов против половцев, позволили ему 12 лет держать Русь в единстве и мире. По яркому выражению летописца, Владимир Мономах «много поту утер за Русскую землю». Его сыну Мстиславу Великому удалось еще победить половцев и выслать их князей в Византию (1129). С его смертью в 1132 году эпоха действительно Киевской Руси завершилась, и начался период раздробленности.
РАСПАД.
Поначалу этот период характеризовался как усилением «регионализма», так и еще более жестокой борьбой за киевский престол. Что же так влекло претендентов? Несмотря на снижение своего значения для торговли (разорение крестоносцами Константинополя в 1204 году и быстрый закат Багдадского халифата лишили Киев не только крупнейших рынков сбыта, но и роли опорного пункта из Северной Европы на Восток), Киев оставался лакомым куском. Он продолжал развиваться и на рубеже XII-XIII веков был одним из крупнейших городов Европы. По оценкам, его население в эту пору составляло 40 тысяч человек – в 8-9 раз больше, чем в самых значительных из приблизительно 100 крупных городов и сел Руси, даже таких важных, как Чернигов или Галич; в европейском масштабе, Лондон достиг таких размеров только через столетие. Однако все больше князей понимали, что их благосостояние и власть зависят прежде всего от их собственных удельных владений, и не желали участвовать не только в распре за Киев, а и в общерусских действиях.
Сами размеры территории диктовали разность интересов, а местные условия – различия в политическом устройстве. Великий Новгород, к примеру, был членом торгового союза балтийских городов (Ганзы), и купцы пользовались наибольшим влиянием в вече – демократическом органе самоуправления. Галицкое и Волынское княжества были недосягаемы для главных врагов Киева, половцев, но сдерживали натиск мадьяр, поляков и литвы; в этих землях был особенно велик политический вес бояр, разбогатевших на торговле солью. Галичане одними из первых отделились от Киева; но именно галицко-волынский князь Роман, распространив в начале XIII века свою власть на Киевское и Переяславское княжества, ближе всех подошел к объединению земель Киевской Руси. С ним считались Византия, Польша и Венгрия, а папа Инокентий III даже предлагал ему королевскую корону в обмен на переход в католичество, но получил отказ. К несчастью для Руси, князь Роман ввязался в дела польских князей, в 1205 году попал в устроенную поляками засаду и был убит.
А самый страшный враг уже надвигался из глубин Азии. В 1233 году славяне встретили монголов на реке Калка и потерпели поражение. При условии единства, у них было еще достаточно времени, чтобы подготовиться к новому удару – целых 14 лет.
КЛЮЧЕВЫЕ ДАТЫ.
µ
µ
µ
µ
µ
µ
µ
µ
µ
АЛФАВИТ НА РУСИ.
Какое-то время параллельно с кириллицей существовала вторая азбука – глаголица. Ею написаны, в частности, так называемые «Киевские листки» и Зографское Евангелие. Однако из-за сложности начертаний букв и их отдаленности от греческого письма глаголица не получила распространения.
ПОЛНЫЙ СОСТАВ КИРИЛЛИЦЫ, ВКЛЮЧАЯ УДАЛЕННЫЕ И ВНЕСЕННЫЕ БУКВЫ:
Аз/буки/веди/глаголь/добро/есть/живете/зело/земля/иже/и/дервь/како/люди/мыслете/наш/он/покой/рцы/слово/твердо/ук/ферт/ха/омега/цы/червь/ша/шта/ер/еры/ерь/ять/ю/я/е/юс малый/юс большой/юс малый йотированный/юс большой йотирванный/кси/пси/фита/ижица.
Реферат подготовлен 25 апреля 2003г. Гусевым Александром на основе статьи «Киевская Русь» универсального иллюстрированного справочника «Древо Познания»
Данный реферат не из INTERNET’а
подпись родителей