Китайская цивилизация
Министерство образования Российской Федерации Тюменский государственный Нефтегазовый Университет Институт транспорта I курс, ПДМ 99-3 |
||||
РЕФЕРАТ На тему «Китайская цивилизация» |
||||
ДИСЦИПЛИНА: Культурология ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Беспалова ИСПОЛНИТЕЛЬ: Николаев Е.В. |
||||
Тюмень2000г. |
||||
План TOC \o "1-3"
КУЛЬТУРА КИТАЯ______________________________________ \h 3
Конфуцианство_________________________________________ \h 3
Философские школы Китая______________________________ \h 4
Искусство______________________________________________ \h 4
Архитектура___________________________________________ \h 7
Китай под властью татаро-монголов_____________________ \h 7
Завоевания Китая_______________________________________ \h 8
Литература после XV в.__________________________________ \h 9
КУЛЬТУРА КИТАЯ
Китайская культура — одна из древнейших. Еще в 3-м тыс. до н.э. китайцы научились изготавливать керамику красного, белого, фиолетового цветов, покрытую ромбами, спиралями, сетчатым узором, знаменитые тонкостенные черные кубки и чаши, трехногие сосуды, амфоры. Во втором тысячелетии до нашей эры образовалось первое государство Шан-Инь. Искусство бронзового литья позволяло изготавливать различные сосуды, покрытие сложными изображениями: драконами (символ водной стихии), птицами (символ ветра). Таким же узором покрывали и сосуды из матовой белой глины. Входы в подземные захоронения охраняли приземистые человеко-тигры (отпугивая злых духов). На гадательных костях того времени обнаружены тотемические названия племен. Тотемом племени Шан являлась, по-видимому, ласточка. Но появилось уже и понятие бога - на одной из гадательных костей сам князь спрашивает согласия бога (возможно, небесного императора Шан-ди) на закладку города.
В XII в. до н. э. государство Шан было завоевано племенем Чжоу, пришедшим с запада. Для обоснования законности власти императора в большом разноплеменном государстве впервые была использована идея его небесного происхождения. Доминирование этой идеи объясняет ту легкость, с которой в Китае принимали новые династии.
Широкие улицы городов государства Чжоу (где могли проехать девять колесниц) протянулись с севера на юг и с запада на восток. Появилась первая картина на шелке: женщина, над которой дерутся дракон и феникс. В XI—VI вв. до н. э. формируется поэтическое собрание народных песен и ритуальных гимнов "Шицзин". Правительственные чиновники собирали народные песни как информацию о качестве правления. В собрание включены и произведения, показывающие, как небо наказывает неумелого правителя (последнего царя Шан-Инь) и возводит на трон достойного, просвещенного Вэнь-вана — первого царя династии Чжоу. Этический канон, который складывается в "Шицзин", вполне оформляется в конфуцианстве.
Распространение железа, его применение в пахотных орудиях, использование в земледелии тяглового скота и искусственного орошения привели к изменению общества. Оно было разделено на пять рангов, которые определяли и уровень достатка, и качество жилища, одежды, пищи (простолюдин не имел права есть мясо); имелись различий даже В языке людей. В середине 1-го тыс. до н. э. эта система распадается в связи с возможностью продажи земли: появились "знатные, но бедные" и богатые представители низших слоев общества. Этому способствовало оживление торговли и ремесленного производства.
Конфуцианство
Социальные отношения регулировались конфуцианством с помощью культа предков. Предок рода обычно был общим для целой деревни: старейшины общины занимали и культовые должности. Простые китайцы имели в своем доме алтарь с табличками имен своих предков, представители высших рангов строили специальные храмы. Уважение к своим предкам подразумевало и уважение к существующему социальному порядку, к предкам вышестоящих чиновников и императора, который один имел право приносить жертвы небу. Нормы семейных и нравственных отношений поднимаются до официального уровня. Одним из важнейших требований к государственным служащим был высокий уровень образования: для продвижения по службе чиновнику приходилось сдавать экзамены по произведениям Конфуция (до 20-х гг. нашего века).
Поскольку конфуцианство было идеологией иерархии на основе определенных кровнородственных связей, многие китайские царства считались "варварскими". Собственно китайскими считались "срединные царства". Отчасти отношение к другим народам как варварам сдерживало захватническую политику верхов — не имело смысла владеть людьми, неспособными стать полноценными подданными. Земли варваров также считались непригодными для земледелия. Именно эта идеология замкнутости и необходимости обороны была воплощена в строительстве Великой Китайской стены (IV-III вв. до н.э.), протянувшейся сначала на 750, затем на 3000 км. Стена высотой от 5 до 10м и шириной ,5-8 м сооружалась из дерева и тростника и лишь позднее была облицована камнем.
Конфуцианство идеологически сдерживало и развитие института рабства. Первоначально он маскировался под видом "усыновления" и "залога детей". В истории Китая нередки случаи частичной отмены рабства, множество победоносных восстаний "низов", необычайно высок уровень социальной мобильности — вплоть до получения рабом высшего ранга знатности и превращения крестьянина в императора (в случае основания новой династии вождем восстания).
Философские школы Китая
В середине 1-го тыс. до н.э. возникло множество философских течений. С конфуцианством успешно конкурировал (и дополнял его) даосизм. Его основатель Лао-Цзы в форме афористических парадоксов рисовал умиротворяющую картину природы, в которой противоположности сами собой переходят друг в друга или совпадают. Весь мир идет предначертанным путем (дао), и мудрость состоит в том, чтобы не вмешиваться в ход бытия, а лишь угадывать свое место в нем. Государственную власть Лао Цзы включал в число четырех величественных сил мира, но возражал против возможности любых сколько-нибудь активных действий, нарушавших исконный социальный порядок. На практике даосские жрецы превратились в гадателей, шаманов, определяющих, например, соотношение злых и добрых сил в данной местности. Иногда по совету даосов люди покидали города и деревни или, наоборот, усиленно заселяли какие-то земли. Возможно, под влиянием даосизма верховным божеством в конце эпохи Чжоу стало небо (Тянь).
Даосизм не поощрял активных действий, направленных на изменение существующего общественного строя.
На рубеже V-IV вв. до н. э. возникает учение иной направленности — моизм. Его основоположник Мо Цзы выступал против разобщения на царства, на семьи — проповедовал необходимость всеобщей любви. Очевидно, моизм послужил идеологией борьбы за объединение страны, которая закончилась созданием империи Цинь (221— 207 гг. до н. э.). Моисты критиковали порядок передачи ранга по наследству, ратовали за возможность возвышения простого человека. В то же время, отрицая роскошь, моизм признавал удовлетворение лишь простейших потребностей человека.
В IV-III вв. до н. э. возникла школа легистов, которые хотели произвол сановников как носителей высшего знания заменить законом. В это время во многих китайских царствах осуществляются социальные реформы. Так, Шан Янь в царстве Цинь ввел новое территориальное деление - на пятки и десятки, ликвидировал привилегии знати, давно не имевшей заслуг, ввел обязательный раздел больших семей, разрешил свободно продавать и покупать землю, ввел новую систему рангов - за военные заслуги, но позже было разрешено и приобретение рангов за деньги. Переход к поземельному налогу в ряде царств произошел еще в VI в. до н.э.
Искусство
Изменение социально-экономической ситуации привело к развитию искусств и ремесел. Бронзовые изделия делались сложнее и наряднее, применялась инкрустация из камней и цветных металлов; получил и распространение бронзовые зеркала, украшенные золотом и серебром, резные диски и украшения из нефрита. Появились разнообразные изделия из лака: полотняная или деревянная основа многократно покрывалась соком лакового дерева. Серебристые, красные и черные узоры на этих изделиях состоят в основном из перистых завитков.
Вождь народного восстания Лю Бан (202 г. до н. э.), свергнувший династию Цинь и основавший династию Хань, вначале руководствовался принципами даосского неделания (что выражалось, прежде всего, в мягкости налоговой политики). Но расцвет империи Хань был связан с полным воцарением конфуцианства с характерным для него культом предков. Дороги к подземельям с гробницами знати охраняли керамические фигуры зверей и обрамляли каменные пилоны. На стенах гробниц гравировались изображения стражей в длинных халатах, животных — символов сторон света (феникс, дракон, черепаха, тигр), легендарные герои, сцены охоты, битв и даже покушений на императоров. Боги изображались в одежде чиновников. Ханьские погребения и дворцы украшались фресками, включая портреты, глиняными скульптурами (3 тысячи воинов в могиле Цинь Шихуанади).
Уже в период борьбы царств (IV-111 вв. до н. э.) постепенно складывался общекитайский язык. Этому процессу содействовал и иероглифический характер китайской письменности: соотнесенность знаков с предметами, а не со словами, позволяла использовать их в различных языках. Лишь к 1 в. до н.э. иероглифы приобрели почти современные очертания (потеряли изобразительность).
Развитие с конца VIII в. до н. э. летописания, обогащение его комментариями и опытом риторики привело к появлению во II — I вв. до н. э. первой сводной истории Китая - "Исторических записок" Сыма Цяня.
В конце IV в. до н. э. на основе народно-песенной традиции и мифологического материала поэт Цюй Юань создал крупные лирико-эпические произведения (аналог элегий и од) - "Скорбь отлученного", "Вопросы к небу". Один из первых людей государства Чу, он озабочен проблемами падения нравственности, отстаивает идею федеративного объединения китайских царств (объединение осуществилось в результате победы одного царства над остальными). Его последователь Сунь Юй (290-223 гг. до н. э.) также основывается на народном творчестве и ораторских традициях. В цикле "Девять изменений" он описывает свои настроения посредством аналогий со временами года. Его тяготение к даосскому мировоззрению сказывается и в независимой позиции по отношению к власть имущим. Оды поэта - это поэзия любовной тоски, они рисуют идиллическую любовь на лоне природы.
Система имперского управления включала создание общегосударственных культов, основанных на народных традициях, в противовес местным аристократическим. Музыкальная палата Юэфу занималась сбором и обработкой народных песен. Возникли и авторские подражания фольклору — лирика в стиле юэфу.
Развитие театрализованных зрелищ привело к превращению актеров в особую касту, которой в столице был выделен особый квартал, но театр как таковой еще не возник.
В позднеханьской империи проживало около 60 млн. человек (1/5 населения земного шара). В крупнейших городах проживали до полумиллиона человек. Но этнический состав очень изменился. Коренное население в начале 1 в. н. э. сильно сократилось из-за ряда стихийных бедствий. В то же время большие массы переселились в пограничные округа. Туда же переселялись и кочевники, признавшие власть императора (в частности, гунны и сяньби). После победы над цянами значительные их массы были переселены в центральные районы империи. В конце III в. в столичной области "варвары" составляли более половины населения. В начале IV в. в северную часть страны, ослабленную междоусобицами, начавшимися после распада ханьской империи, хлынули кочевые и полукочевые племена. Именно вожди этих племен возглавляли правительства сменяющих друг друга враждующих государств. Правительства этих царств копировали китайский чиновничий аппарат, опирались на китайских советников, но сохраняли свое обособленное положение. Возникает как бы двойное управление. Основой хозяйства становятся индивидуальные земельные наделы, им противостояло крупное землевладение "сильных домов", имеющих свои воинские подразделения и подчинявших себе всю округу. Однако высший слой "сильных домов" доступа к центральной власти не имел.
В I — II вв. из Центральной Азии и Индии в Китай проникает буддизм. Особенно интенсивно растет число сторонников этой религии в V — VII вв.: в V в. в буддийских монастырях - 3000 человек, в VI в. — 82 700, в VII в. на севере страны в 30 000 монастырей около 2 млн. человек. С конца IV в. буддизм был признан государственной религией (что не влияло на отношение к другим религиям). Но временами светская власть ощущала разрушающее влияние буддизма или необходимость пополнить казну и делала это за счет монастырей: изымались земли, сокращалось число рабов при монахах, переплавлялись бронзовые статуи Будд.
Мастера из Индии, Афганистана, Центральной Азии высекали храмы в скалах, строили башни и пагоды в честь буддийских святых. В пещерах и столбы высекались в форме пагод, фигуры Будд имели индийские очертания. Стены и потолки покрывали рельефы и фрески с беспорядочно расположенными изображениями святых и небесных музыкантов. Но позже образы приобрели местные черты, проявилось чиста китайское мастерство линейного ритма. Первые пагоды (Сунюэсы, 523 г.) имели округлые очертания, как у индийских башенных храмов.
Под влиянием буддизма происходила аристократизация искусства, проявилась большая утонченность и субъективное начало. Стали известными имена художников, около 500 г. написан первый трактат о живописи (Се Хе), возникают различные типы портрета.
Во времена династий Тан (618-907 гг.) и Сун (589-617 гг.) формируется централизованное государство с жесткой иерархией (что соответствовало идеалу махаяны). Претенденты на чиновничьи, а потом и на военные должности должны были сдавать экзамены, демонстрируя свои философские и литературные познания. В принципе к экзаменам допускались все, кто не принадлежал к простому люду, но три четверти кандидатов были из семей знати и чиновников. Ориентация общества на необходимость сдавать экзамены вызвала развитие системы образования: в столице имелось восемь училищ, существовали школы и училища в уездных городах. Появились крупные библиотеки. Указом императора учреждены две академии: Лес Кистей и Собрание Мудрых, открывается школа актеров Грушевый Сад. Во второй половине IX в. книги печатают с помощью резных досок, составлен словарь литературного языка, активизируется перевод санскритских текстов. В связи с развитием международных отношений появляются труды по географии.
В конце VI — начале VII в. создан жанр литературной новеллы. В прозе долгое время господствовал "параллельный стиль", полный литературных и исторических намеков. В начале IX в. конфуцианское, по сути, движение "за возрождение древности" (Хань Юй и Лю Цзунъюань) вызвало к жизни новые жанры с ярко выраженной поучительностью. Появляются любовные, фантастические и авантюрные новеллы, городская повесть, сказовый жанр, берущий начало в буддизме.
Поэзия этой эпохи считается едва ли не наивысшим достижением китайской литературы. Стихи сочиняли все: "Полное собрание танских стихов" включало произведения 2300 поэтов. Наиболее значительными фигурами в поэзии этого времени признаны Мэнь Хаожань, Ван Вэй. В поэзии наряду с традиционным высоким жанром ши, создание которого приписывалось Конфуцию, расцветает в Х в. жанр цы, предназначенный для песенного исполнения. В этом жанре писали стихи Лю Юн, поэтесса Ли Цинчжао, Су Ши и др.
В пейзажах XI—XII вв. тончайшие оттенки туши позволяют построить глубокую перспективу и в то же время объединить части изображения одним цветовым тоном. Особенно поразительна способность художников использовать чистый фон для придания картине особого ритма. Иногда незаполненное пространство обретает действительный смысл: горы, сосны, крохотные хижины утопают в волнах тумана — на свитке Го Си "Осенний туман" (XI в.). Сливается с природой седая старина: у древнего камня со стершейся надписью задумался усталый всадник на белом коне ("Читающий стелу" — Ли Чен, Х в.).
Пейзажи XII, XIII вв. лиричны и тревожны. Застыла сгорбленная фигурка в лодке, затерявшаяся на бесконечной плоскости воды ("Одинокий рыбак на зимнем озере" - Ма Юань). Наряду с грустными зимними пейзажами Ли Ди (XII в.) получают распространение и занимательные горизонтальные свитки, заполненные многофигурными бытовыми и светскими сценами.
Веками совершенствовавшаяся китайская живопись тушью (по шелку и бумаге) достигла своего расцвета. Получают распространение и картины жанра "цветы и птицы" — правда, изображались и насекомые; и животные, и рыбы. Украшались живописью также веера, ширмы и др. Похожи на драгоценности пейзажи Ли Сысюня и Ли Чжао-дао: голубые и малахитовые горы обведены золотой каймой. На поэтичных картинах Ван Вэя, уже упоминавшегося литератора, на золотистом шелке проступают едва намеченные черной тушью туманные дали. Именно его картины стали образцом для художников эпохи Сун.
Архитектура
Архитектура в период династии Тан приобрела монументальный характер. Города строились как крепости и были разделены стенами на ячейки (чтобы продолжать оборону и внутри города). Дворцы, состоящие из множества деревянных зданий под черепичными крышами с загнутыми углами, утопали в садах. Платформы зданий облицовывали камнем, колонны и балки покрывали красным лаком. Сложные узорные кронштейны перераспределяли нагрузку крыши на балки и служили своеобразным украшением. Широкие выносы крыши затеняли окна от солнца.
Здания возводились на платформах; их основой служил каркас из столбиков и балок, стены возводились из глины, а со II в. до н. э. - из кирпича. Черепичные крыши украшали декоративные диски с пожеланиями счастья и богатства. Самыми высокими были дворцовые здания, рассредоточенные по городу и соединенные переходами и подвесными галереями. Дворцы строили из кирпича красного цвета, расположенные рядом административные здания — из желтого. Многие городские дома были двухэтажными. Столица ханьской империи Чанъань была обнесена стеной с двенадцатью воротами.
Пагоды строились на возвышенностях и даже в городе окружались зеленью. Наиболее знаменитой является Даньята — Больша пагода диких гусей в Сиани (652-704 гг.). Квадратная и массивная, она достигает 60м в высоту. Украшение сведено к кирпичным карнизам, разделяющим здание на ярусы, арочным окнам и конической крыше.
Скульптура стала более пластичной. Наиболее известны из творений этого периода статуя Будды Вайрочаны в Лунмыне (672—676 гг.), статуи монастыря Дуньхуан, выполненные из лессовой глины. Свирепо таращатся страшные духи — охранители входов, изящны фигуры танцовщиц и круглолицых бодисатв. Шедевром считаются шесть плит из погребения императора Тай-цзуна с динамичными изображениями лошадей
Фарфор и керамика эпохи Тан еще повторяют древние изделия из белой глины. Сосуды округлы и массивны. Это тяжелые белоснежные кувшины и чаши или зеленые с синими и желтыми пятнами. В погребениях сохранилась керамическая скульптура малых форм.
Города строились по осевому принципу и состоят из трех частей: дворцовые постройки, императорский город и внешний город. Жилые кварталы имели достаточно строгую планировку. Постепенно архитектура теряла свою монументальность и приобретала интимность и изысканность. Пагоды становятся выше и "легче" (например, Баочу в Ханчжоу). Декоративные сады воспроизводят в миниатюре дикие природные ландшафты. В скульптуре начинают применять лак, сандаловое дерево, металл.
Китай под властью татаро-монголов
Север Китая подвергался постоянному давлению кочевых народов: в середине Х в. часть территории была захвачена киданями, в середине XI в. — тангутами (северо-запад), с 1141 г. северным Китаем завладели чжурчжени, а император Южного Китая признал себя их вассалом (с выплатой ежегодной дани). Значительная часть китайского населения бежала на юг страны.
После ожесточенных сражений в течение XIII в. Китай был покорен татаро-монголами - при династии Юань (1271-1368 гг.). Китайцы оказались неполноправным населением: они были вытеснены с руководящих постов, не могли иметь оружия и лошадей, обучаться военному делу, иностранным языкам, устраивать массовые собрания, появляться на улице в темное время суток и т. п.
Огромные территории обезлюдели, много пахотной земли превратилось в пастбища. С целью упорядочения налогообложения по рекомендации китайских советников с 1233 по 1236 г. была проведена всеобщая перепись населения. Сбор налогов иногда доверялся мусульманским купцам
Официальной религией монгольской знати был тибетский вариант буддизма - ламаизм. Разрастаются земли буддистских храмов и монастырей. Поддерживаются также, очевидно в противовес конфуцианству, даосы, мусульмане (в северо-западных областях) и христианские миссионеры. В это время Китай посетили несколько европейских путешественников. Однако принятие монголами императорской формы правления и формирование чиновничьего аппарата с помощью экзаменов требовало и поддержания на определенном уровне конфуцианской культуры: в 1287 г. была открыта Академия сынов отечества. В условиях идеологической неустойчивости пышно расцветают местные культы, различные секты.
Городская культура в этот период подверглась значительным разрушениям, но к середине XIV в. ремесленное производство ожило. Марко Поло сообщал о мастерских, в которых хозяева сами не работали, а только получали доходы. Монголы ценили ремесло и щадили ремесленников при захвате городов. Государство держало монополию на продажу соли, металлов, чая, вина и уксуса, на морскую торговлю. Неумеренный выпуск бумажных денег привел к расцвету ростовщичества.
В этих условиях больше развивались жанры, близкие народу, в частности драмы. На севере это подчиняющаяся строгому канону музыкальная четырехактная драма с историко-героическим и бытовым сюжетом, а также лирические комедии и сценические интерпретации сказаний о небожителях. За период около столетия было создано около 600 пьес. Особенно популярны пьесы Ван Шифу "Западный флигель" и Гуань Ханцина "Обида Доу Э.". В XIV в. народные предания объединяются в циклы и возникает роман-эпопея. Роман Ло Гуаньчжуна "Троецарствие" представляет собой литературную обработку сказаний об исторических событиях III в. Эпопея Ши Найаня "Речные заводи" повествует о народном восстании XII в. В живописи преобладало подражание художникам VII-IX вв.
В этот период китайцы заимствовали у монголов некоторые элементы одежды, смычковые музыкальные инструменты кочевых народов.
Китай освободился от монголов в результате народного восстания в 1368 г. Его руководитель основал новую династию - Мин. Еще до провозглашения империи начал составляться новый свод законов. Усиленная централизация императорской власти в первые десятилетия сопровождалась массовыми репрессиями и созданием карательно-сыскных учреждений. Атмосфера подозрительности и доносительства стала в ту эпоху нормой. Правительством искоренялись монгольские обычаи и одежда, возрождались черты домонгольского быта. В литературе это нашло отражение в течении "Приверженцев древней литературы". С 1384 по 1396 г. преследуются и подвергаются казням неугодные литераторы. Указом 1398 г. от пьес, предназначенных к постановке, требовалась строгая нравственность.
Завоевания Китая
Успешные военные действия против монголов вдохновили китайцев распространить свою экспансию на юг. В 1406 г. был оккупирован Вьетнам, но сопротивление населения заставило китайцев уйти оттуда в 1427 г. С 1405 по 1437 г. предпринимается семь экспедиций китайского флота в южные моря, Индию, Аравию и Африку. В походах участвовало от 48 до 62 крупных судов, на которых находилось от 27 до30 тыс. солдат и чиновников (вторая экспедиция Колумба через 100 лет состоялась на 17 небольших судах и включала 1500 человек). Превосходство Китайского флота на Тихом океане сохранялось до конца XVII в. Успешно отражались попытки испанцев, португальцев, голландцев, англичан вторгнуться не только в Китай, но и на Филиппины, Тайвань. Корабли были многопалубные и, судя по некоторым данным, со складными мачтами (3-4 мачты) длиной 40-50 м, грузоподъемностью до 360 т. В сражениях с японцами в конце XVI в. китайцы применяли суда, защищенные броней и с артиллерийским вооружением.
Литература после XV в.
Наряду с литературой на "высоком" книжном языке вэньянь появляются и произведения на разговорном бэйхуа. На основе устных театральных жанров в XVI-XVII вв. произошло второе рождение жанра городской повести. Но если в эпоху Сун авторами были люди простые, то теперь сюжеты обрабатывались талантливыми и образованными литераторами. Наиболее популярны собрания повестей Фэна Мэнлуна, изданные в 1621-1627 гг., и Лина Мэнчу. Повести сохранили черты фольклорно-сказового характера: стихотворные зачин и заключение, сказовые обороты, пословицы. Особенной чертой повести является ее непредсказуемость событий, нарушение обыденной логики жизни. Наряду с характерными для средневековья рассказами о чудесном и волшебном разрабатывались и авантюрные сюжеты, характерные для европейского плутовского романа, любовно-эротические темы, напоминающие "Декамерон", и судебные повести, предваряющие европейский жанр детектива. Характерна нравоучительная направленность литературы, например популярнейшего романа XVI в. "Цзинь, Пин, Мэй, или Цветы сливы в золотой вазе". (Несмотря на то что книги печатались тиражами в 2-3 тыс. экземпляров, роман даже переписывали от руки). Много подражаний вызвал также фантастический роман-эпопея "Путешествие на Запад" - обработанные легенды о путешествии монаха в Индию.
В эпоху маньчжурского господства роман, уже с чертами просветительства, противостоял "высокому" жанру. В сатирическом романе Цзинцзы "Неофициальная история конфуцианцев" высмеивалась служилая интеллигенция; сатиричную направленность имел и фантастический роман с элементами утопии "Цветы в зеркале" Ли Жучжэня. В это же время был написан и лучший классический роман "Сон в красном тереме" Цао Суэциня. Это не только печальная история о несчастной любви, но и история морального и экономического упадка феодальной аристократии, символизирующая угасание классической культуры Китая.
На примере Индии и Китая мы можем убедиться, что буддизм в различных культурах выступает в качестве антитезы иерархической идеологии. Своеобразие ситуации в китайской культуре заключается в том, что, быть может в несколько меньшей степени, в той же роли выступает и даосизм. С другой стороны, именно буддизм придает устойчивость и общность менталитету многих стран Азии; он дает населению этого региона определенную свободу мышления, что помогает восприятию как европейского знания, так и новых экономических отношений. Конфуцианство ориентирует человека на повышение уровня знаний как основного пути к улучшению своего социального положения.
Список литературы.
1. Алексеев В.М. Китайская литература, М., 1978.
2. Алексеев В.М. Наука о Востоке. М., 1982.
3. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1988.
4. Виноградова Н.А., Николаева Н.С. Искусство стран Дальнего Востока.М.,1979.
5. История Востока. Т. II. М., 1995.
6. Искусство Китая. М., 1988.
7. Фань Вэньлань. Древняя история Китая М., 1971