Классный час

Этот долгожданный классный час.

Классный час – это время, когда по-настоящему можно что-то сотворить, создать, узнать и обсудить. Это не урок, но и не пустая болтовня. Это классный праздник, на успех которого работает каждый. Существуют различные формы классных часов, и задача классного руководителя в зависимости от возраста и проблематики выбрать оптимальный вариант подготовки и проведения этого часа общения. Учащиеся любят классные часы в форме интеллектуальных игр, конкурсов, викторин. Сложнее организовать классный час, который требует от всех большой подготовки, работы с обширным дополнительным материалом. Например, в среднем и старшем звене проводятся разнообразные классные часы по профилактике курения, наркомании и алкоголизма. В этом году вместе с седьмым классом мы подготовили и провели классный час «Вредные привычки», о котором мне бы хотелось рассказать подробнее. За две недели до проведения этого классного часа я попросила ребят на уроке русского языка написать дома сочинение-рассуждение об одной из вредных привычек: курении, алкоголизме или наркомании. Для аргументации было разрешено брать материал из любых источников: повседневная жизнь, радио, газеты, телевидение, интернет, художественные книги, научные труды. Через неделю ребята афишировали свои сочинения на уроке, с интересом слушали друг друга, задавали вопросы. Конечно, урока не хватило, чтобы выслушать всех, но выбор темы послужил критерием для создания трех групп, которым было дано задание подготовить к классному часу мини-презентацию в программе Power point на 5 минут о влиянии определённой вредной привычки на здоровье человека. Для того чтобы эта работа не замкнулась в пределах класса, учащимся было предложено оформить собранный материал на ватмане в виде газеты, чтобы с ним могли познакомиться учащиеся школы. И вот наступил долгожданный день, и три группы расположились каждая за своим столом. В центре доски закрепили экран, а вокруг него расположили оформленные ватманы, чтобы все могли заранее ознакомиться с их содержанием (после классного часа эти газеты были вывешены в вестибюле школы). В начале классного часа предлагаем учащимся записать на отдельном листочке начало предложения «Мне в жизни повезло потому, что…» и закончить его. После того, как дети зачитают свои варианты концовок, попросим их объяснить, почему привычки, о которых мы будем говорить на этом классном часе, называют вредными. Действительно, курение, алкоголь и наркотики могут стоить человеку жизни. Недаром их называют «чумой ХХI века». И наша задача понять, какой вред наносят эти привычки здоровью человека и почему, несмотря на пугающие факты, количество людей, зависящих от них, растёт год от года. Так как ребята 12-13 лет достаточно скептически относятся к любой информации, то работу на этом классной часе предлагается строить на сочетании теоретического материала и практической деятельности учащихся. После того, как 1 группа представит свою презентацию «Курение и здоровье человека», всем предлагается поучаствовать в эксперименте «Легкие курильщика». Для этого каждой группе выдается «курильщик», который делается заранее. Для его приготовления понадобятся пластиковая бутылка, сигарета, вата, спички, пластмассовая трубка. В крышке бутылки делается отверстие для трубки, в один конец трубки вставляется сигарета, в другой – ватный шарик. Дети поджигают сигарету и при помощи бутылки имитируют вдох и выдох с зажженной сигаретой. Спустя некоторое время участники рассматривают ватный шарик и делают вывод о том, что имеет курильщик в своих легких. Запах, который наполняет комнату, достаточно тяжелый, поэтому после окончания эксперимента нужно хорошо проветрить помещение. Кроме того, тех, кто возьмется проводить подобный эксперимент, хочется предупредить: прежде чем предложить его детям, поэкспериментируйте сами. Дело в том, что вата темнеет и желтеет не сразу, а на классном часе времени на этот опыт у вас будет мало. Поэтому заранее побеспокойтесь о «легких» курильщика, иначе опыт просто не удастся. Если эксперимент получится, то он произведет должный эффект и вы услышите ожидаемые выводы. После презентации материала «Алкоголизм и здоровье человека» предлагаем учащимся выполнить практическую работу. Для этого просим из пластилина составить образ алкоголика. Это может быть не человек, а какая-то фигура. После окончания работы группы афишируют свои работы и дают ответы на следующие вопросы: - Кого мы считаем алкоголиком? - Как обычно относятся к выпившим людям: если это родственники и если это чужие люди? - По каким причинам люди чаще всего становятся алкоголиками? Очень внимательно нужно отнестись к материалу, который будет презентовать третья группа «Наркотики и здоровье человека», так как на сегодняшний день наркомания - это одна из страшнейших болезней нашего века. Кроме того, наркоторговцы делают ставку именно на подростков, которые стремятся любым способом самоутвердиться. Предлагаем ребятам упражнение «Табу». Показываем детям закрытую шкатулку или коробочку и спрашиваем: «Кто бы хотел узнать, что здесь находится?» Не знаю, как ваши дети, но мои на 100% проявили к этому предмету нескрываемый интерес. После этого предлагаем им представить следующую ситуацию: этот предмет принесли домой родители и сказали, что там находится то, что вам нельзя. А затем просим учащихся ответить на следующие вопросы: - Как вы себя будете вести по отношению к этому предмету после ухода родителей? - Кто не будет обращать внимание на эту вещь? А кто всё-таки, несмотря на запрет родителей, попытается туда заглянуть? - Почему иногда хочется сделать именно то, что запретили взрослые? Главное, чтобы ребята поняли, что именно неуемное любопытство, желание «попробовать» то, что запрещено, часто приводит к непоправимым ошибкам и может стоить жизни. Напоследок предлагаем группам представить еще одну ситуацию: ваш друг или подруга по секрету рассказали вам, что они курят, выпивают или принимают наркотики. После обсуждения каждая группа должна вынести свое решение по проблеме: как лучше всего поступить в этой ситуации. В заключение классного часа предлагаем учащимся вернуться к листочкам и закончить еще одно предложение: « Если вдруг я приобрету одну из обсуждаемых вредных привычек, то я потеряю… » Афиширование полученных предложений – это своеобразный итог, который помогает ребятам осмыслить обсуждаемый материал, а учителю увидеть результат проделанной работы.

Двойнишникова Татьяна Федоровна, учитель русского языка и литературы