Организация материально-технического обеспечения

Содержание

Введение

1.     Организация материально-технического

обеспечения на предприятии

2.     Организационная структура - материально-технического обеспечения

3.     Планирование материально-технического обеспечения

4.     Условия поставок материальных ресурсов и коммуникации в области снабжения

5.     Коммерческая логистика

6.     Методы планирования в снабжении и логистике

7.     Выбор поставщика

Заключение

Список использованной литературы

Организация материально-технического

обеспечения на предприятии

Материально-техническое обеспечение (МТО) представляет собой вид коммерческой деятельности по обеспечению материаль­но-техническими ресурсами процесса производства, осуществляе­мой, как правило, до начала производства. Основная цель МТО — доведение материальных ресурсов до конкретных производствен­ных предприятий в заранее определенное договором место по­требления.

Функции МТО классифицируются на основные и вспомога­тельные, которые в свою очередь делятся на коммерческие и техно­логические.

К основным коммерческим функциям относятся непосредственная покупка и аренда материальных ресурсов промышленными пред­приятиями, сопровождаемая изменением формы стоимости.

Вспомогательные коммерческие функции — это маркетинговые и юридические. Маркетинговые функции включают вопросы опреде­ления и выбора конкретных поставщиков материальных ресурсов. В ряде случаев в качестве поставщиков могут выступать посредниче­ские структуры. Юридические функции связаны с правовым обеспечением и защитой прав собственности, подготовкой и ведением деловых переговоров, юридическим оформлением сделок и контро­лем за их исполнением.

Технологические функции включают вопросы доставки и хране­ния материальных ресурсов. Им предшествует ряд вспомогательных функций по распаковке, расконсервации, заготовке и предвари­тельной обработке.

Потребляемые материальные ресурсы на промышленных пред­приятиях можно разделить на основные и вспомогательные:

- К ос­новным относятся сырьевые материалы, не прошедшие первичной обработки. Исходные материалы, прошедшие небольшую степень обработки, и предварительно смонтированные детали, составляю­щие значительную часть конечного продукта, относят к полуфабрикатам. Их закупка не отличается от закупок обычного сырья и ма­териалов.

- Вспомогательные материалы занимают обычно небольшую часть в составе конечного продукта. К ним можно отнести всевозможные металлические изделия, проволоку, монтажные болты и др.

Существует и группа производственных материалов, которые обеспечивают ввод в эксплуатацию машин и оборудования. К ним относятся различного рода горюче-смазочные материалы, охлаж­дающая жидкость, электроэнергия и др.

К числу комплектующих изделий относятся продукты, которые не требуют дополнительной обработки.

Различные виды материальных ресурсов представлены на рис. 1.

Исходные материалы

Энергия

Прочие материалы

Комплектующие изделия

Сырье и материалы

Сырье

Полуфабрикаты

Вспомогательные материалы

Рис. 1. Классификация материалов

Напомним, что в зависимости от системы обеспечения и осо­бенностей движения материальных ресурсов от поставщиков к по­требителям различают транзитную и складскую формы материаль­но-технического обеспечения.

МТО предприятий направлено на обеспечение сокращения из­держек производства и создание условий для бесперебойного процесса производства. Оно предполагает решение следующих задач:

• обеспечение доставки материалов на каждое рабочее место;

• поддержание запасов на предприятии на оптимальном уровне.

 Решение этих задач требует применения логистических подходов.

Логистика охватывает все виды деятельности по перемещению материальных ресурсов во времени и в пространстве. Функции ло­гистики реализуются на всех стадиях производства и движения ма­териальных ресурсов. Поэтому разделяют логистику производства, снабжения и сбыта. Логистика снабжения и сбыта охватывает не вопросы внутрипроизводственного перемещения материалов, а в значительной мере движение материальных ресурсов вне предпри­ятия. Поэтому функции логистики тесно переплетаются с другими функциями по обеспечению движения материальных потоков.

Логистика выполняет комплексную функцию и представляет собой самостоятельную область, охватывающую проблемы физического перемещения материальных ресурсов во времени и в пространстве на всех стадиях деятельности предприятия.

Организация МТО — это организация системы обеспечения производственного предприятия материально-техническими ре­сурсами.

Каждая организационная структура материально-техничес­кого обеспечения промышленного предприятия имеет в составе инфраструктуру снабжения и организационную структуру управле­ния МТО. Рассмотрим каждую из этих составляющих.

Инфраструктура МТО включает подразделения складского, транспортного и заготовительного хозяйства. На отдельных пред­приятиях могут быть также подразделения по переработке отходов производства и тарного хозяйства.

Складское хозяйство — это основное структурное подразделение службы МТО предприятия. Его собственная организационная структура устанавливается в зависимости от производственной структуры самого предприятия. Поэтому состав складского хозяйст­ва может быть представлен сетью общезаводских складов или скла­дами отдельных производств, сетью цеховых складов и складских участков на крупных специализированных участках.

По выполняемым функциям склады на промышленных пред­приятиях могут быть материальными, производственными, сбыто­выми и прочими специализированными складами.

Материальные склады, или склады материально-технического обеспечения, в основном предназначены для осуществления склад­ских операций со всеми поступающими материально-техническими ресурсами. Это могут быть сырье, материалы, полуфабрикаты, ком­плектующие изделия и др.

Производственные склады предназначены для осуществления складских операций с материалами собственного производства. Это могут быть склады для размещения собственного оборудования и инструментов.

Сбытовые склады предназначены для размещения готовой про­дукции предприятия.

Прочие специализированные склады на предприятии предназна­чены для осуществления складских операций с материалами специ­ального назначения.

Общезаводские склады могут быть разделены также и по уров­ню специализации. Для специальных материалов, преимущественно одного назначения, создаются специализированные склады, для многономенклатурных материалов — универсальные.

Склады могут быть устроены под стеллажное и штабельное хра­нение материалов или их сочетание. По устройству склады можно разделить на закрытые, открытые площадки и навесы (полузакры­тые).

В целом структура складского хозяйства на промышленных предприятиях может обусловливаться: отраслевым характером производства, масштабом и размером предприятия, масштабами и типом производства, а также организацией производства и управления.

Структура складов МТО на промышленных предприятиях ха­рактеризуется также номенклатурой хранимых материалов, объема­ми, функциональным назначением, потребительскими свойствами и особенностями их производственного потребления.

Для выполнения технологических функций по предварительной обработке материалов, заготовке и подготовке продукции к произ­водственному потреблению на промышленных предприятиях созда­ется заготовительное хозяйство, которое входит в организационную структуру службы МТО предприятия.

Таким образом, МТО предприятия материальными ресурсами включает выполнение следующих функций:

• заготовку и доставку материалов;

• складирование и обеспечение их сохранности;

• обработку и подготовку материалов к производственному по­треблению;

• управление МТО.

Организационная структура - материально-технического обеспечения

В основу определения организационной структуры управле­ния МТО должны быть положены принципы, которые обеспечива­ют весь спектр функций управления совокупностью подразделений. Это прежде всего малозвенность в управлении, гибкость, эффек­тивная система связи, принцип единоначалия и четкое разграниче­ние функций.

Существуют три формы организации управления МТО: центра­лизованная, децентрализованная и смешанная.

Централизованная система управления предусматривает сосредо­точение функций в пределах единой службы МТО, которая обусловлена территориальной целостностью предприятия, производст­венным единством предприятия и относительно узкой номенклату­рой потребляемых материалов.

Децентрализованная система управления предусматривает рас­средоточение функций, что обусловлено территориальной ра­зобщенностью предприятия, производственной самостоятельно­стью подразделений и относительно широкой номенклатурой ма­териалов.

Смешанная система МТО объединяет обе приведенные выше структуры.

На промышленных предприятиях существуют различные схемы организационного построения службы МТО. Систематизация этих структур позволяет выделить наиболее типичные: функциональная, по товарному принципу и комбинированная.

Функциональная структура управления МТО предусматривает специализацию отдельных подразделений на выполнение конкрет­ных функций. Такая структура приемлема в основном для предпри­ятий с единичным и мелкосерийным типом производства, относи­тельно узкой номенклатурой и небольшими объемами потребляе­мых материалов и выпускаемой продукции.

Структура управления по товарному принципу предусматривает специализацию отдельных подразделений службы МТО на выпол­нение всего комплекса работ по обеспечению предприятия опре­деленными видами материальных ресурсов. Товарная специализация отдельных подразделений службы МТО предусматривает вы­полнение всего комплекса функций по обеспечению предприятия определенными видами материальных ресурсов. Товарная специализация характерна для предприятий с крупносерийным и массовым типом производства, относительно широкой номенклатурой и большими объемами потребляемых материалов и выпускаемой продукции.

И, наконец, комбинированная структура управления МТО преду­сматривает определенные подразделения предприятия, в которых весь спектр функций осуществляют закрепленные за ними группы специалистов по материальным ресурсам, а также осуществляются все функции внешнего ресурсообеспечения.

Другие структурные подразделения, такие, как отдел главного ме­ханика, отдел главного энергетика и т. д., осуществляют все функции внутрипроизводственного перемещения в части закрепленных за ни­ми материалов в силу специализации этих подразделений.

Складское хозяйство, как правило, специализировано по видам материалов и находится под централизованным или децентрализованным управлением в общей системе функциональных связей с другими подразделениями промышленного предприятия.

Планирование материально-технического обеспечения

Планирование МТО предприятия является основанием для принятия решения о закупке материальных ресурсов. При органи­зации закупки материальных ресурсов на предприятиях необходимо определять потребность в материальных ресурсах по специфициро­ванной номенклатуре на плановый период.

Процесс планирования предусматривает следующие этапы: ис­следование рынка сырья и материалов, определение потребности предприятия по всей номенклатуре потребляемых материалов, со­ставление плана закупок материалов и стоимостный анализ загото­вительного предприятия.

Исследование рынка сырья и материалов — один из элементов пла­нирования МТО предприятия. Изучение рынка сырья и материалов предполагает систематические сбор, обработку, анализ и оценку ин­формации о предложении конкретных видов материалов, ассортименте и ценах на сырье, материалы, топливо и полуфабрикаты. При исследо­вании рынка сырья и материалов предприятие должно дать количест­венную оценку предложений необходимых ему материальных ресурсов в ассортименте и по предлагаемым ценам. Важное место в изучении этого рынка занимает анализ издержек по доставке материалов.

При анализе конкретных поставщиков сырья и материалов важ­ная роль принадлежит информации о состоянии портфеля заказчика.

Исследование рынка сырья и материалов носит стратегический характер, поскольку решается вопрос о закупке материальных ре­сурсов. Вырабатывая стратегию снабжения, предприятие сравнивает собственные расходы на производство необходимых деталей с це­ной аналогичных деталей у поставщика.

Определение потребности в материальных ресурсах — централь­ное звено в планировании материально-технического снабжения предприятия. Потребность в материальных ресурсах складывается из потребности в ресурсах на основное производство, на создание и поддержание переходящих запасов на конец планового периода и потребности на другие виды хозяйственной деятельности, включая и непроизводственную.

При расчете потребности в материальных ресурсах необходимо учитывать наличие средств для их покрытия. Источники покрытия могут быть собственными или заемными. Потребность в материальных ресурсах планируется по всей номенклатуре материалов в стоимостном и натуральном выражении. Объемы и сроки поставок материалов на предприятие обусловливаются режимом их произ­водственного потребления, созданием и поддержанием необходимо­го уровня производственных запасов.

Объем требуемых материальных ресурсов складывается из потреб­ности в материалах, необходимых для внедрения новой техники, для изготовления оснастки и инструмента, на эксплуатационные и техно­логические нужды, на создание необходимого задела незавершенного производства и на образование переходящих запасов. Потребность в материальных ресурсах определяется на основе баланса МТО пред­приятия с учетом остатков и внутренних источников обеспечения.

Определение потребности в материальных ресурсах можно осу­ществить тремя методами: детерминированным — на основе планов производства и нормативов расхода; стохастическим — на основе вероятностного прогноза с учетом потребностей за прошлые перио­ды; оценочным — на основе опытно-статистической оценки. Выбор метода зависит от особенностей материальных ресурсов, условий их потребления и наличия соответствующих данных для проведения необходимых расчетов.

Условия поставок материальных ресурсов и коммуникации в области снабжения

Политика в отношении условий поставок охватывает вопросы, связанные с формой оплаты поставленной продукции, предостав­лением различного рода скидок, кредита и др.

Условия поставок оговариваются в контракте (договоре) между поставщиком и покупателем. В зависимости от вида товара и мето­да закупки выделяют договоры купли-продажи, аренды, найма, предоставления в пользование на возмездной основе и др. Юриди­ческие формы контрактов регулируются положениями Гражданско­го кодекса.

В соответствии с договором поставщик обязан упаковать про­дукцию, нести коммерческий риск и расходы по транспортировке до места передачи продукции покупателю. Покупатель должен при­нять прибывшую в его адрес продукцию, оплатить стоимость продукции и нести все расходы и риски, которым может подвергнуться продукция после передачи ее покупателю.

Цена на поставляемую продукцию устанавливается договором. При установлении цены учитываются особенности поставок. В слу­чаях, когда поставка материалов осуществляется на склад покупате­ля, в цену договора включаются транспортные расходы и расходы по страхованию груза. Если поставка осуществляется со склада по­ставщика, то цена, установленная договором, учитывает только ее стоимость.

Цена на перевозку может быть жестко установленной или скользящей. При жестко установленной фиксированной цене в до­говоре покупатель оплачивает только эту цену и не может требовать ее пересмотра. Если в момент заключения договора трудно установить цену по согласованию сторон, она может быть пересмотрена, т. е. цена подвержена рыночным воздействиям. В разделе особых условий договора указываются способы определения скользящей цены с учетом инфляционных процессов.

При поставках продукции учитывается и цена упаковки. Стои­мость упаковки устанавливается договором. Если продукция посту­пила с нарушенной упаковкой, то ответственность несет перевоз­чик, о чем составляется коммерческий акт на возмещение причи­ненных убытков.

Приемку поступившей продукции от транспортных предпри­ятий осуществляет получатель, при этом проверяется исправность пломб, техническое состояние транспорта, наличие исправной упа­ковки и маркировки. Об исправности поступившей продукции (по качеству и количеству) грузополучатель расписывается в книге вы­дачи грузов. Поступившие на склад получателя товарно-материальные ценности размещаются по местам хранения в соот­ветствии с их назначением.

Для предотвращения затоваривания складов поступающими то­варами в зарубежной практике существуют договоры на хранение поставляемых товаров на складе поставщика, консигнационный склад и система поставок «точно в срок».

Договор на хранение товаров на складе поставщика предполагает выполнение поставщиком обязательств по сохранению на своих скла­дах оговоренного уровня складских запасов и направление их в адрес покупателя по мере высвобождения у него складских площадей.

Складские помещения могут также располагаться на территории покупателя или в непосредственной близости от нее. Такие склады называются консигнационными. Покупатель может забрать свой то­вар с этих складов в удобное для него время.

Поставка «точно в срок» относится к внутрихозяйственным проблемам поставщика. Оговаривается обязанность поставщика осуществлять поставки в определенных количествах по заранее ус­тановленному графику, что позволяет заказчику не накапливать за­пасы у себя на складах, а получать их по мере необходимости.

С помощью политики коммуникаций в области снабжения ус­танавливаются контакты с существующими и потенциальными поставщиками по вопросам заключения договоров о поставках продукции.

В области снабжения различают следующие виды коммуника­ций: прямая коммуникация, стимулирование расширения снабжен­ческих операций, реклама в средствах массовой информации и ра­бота с общественностью.

В снабжении наиболее распространен метод прямой коммуника­ции. С его помощью устанавливаются прямые контакты с заранее известными потенциальными поставщиками продукции. В этих случаях широко используется различная информация, которая мо­жет быть получена из справочников, каталогов, периодических из­даний и через интернет.

Стимулирование снабженческих операций, реклама в средствах массовой информации и работа с общественностью позволяют поку­пателю обратиться к неизвестному кругу поставщиков и установить с ними контакты для последующего обмена информацией.

Коммерческая логистика

Логистика стала активно применяться в период второй мировой войны, и, прежде всего в материально-техническом снабжении армии США на европейском театре военных действий. Четкое взаимодействие военной промышленности, тыловых и фронтовых снабженческих баз и транспорта позволило своевременно и систематически обеспечивать американскую армию поставками вооружения, горюче-смазочных материалов и продовольствия в необходимых количествах.

Коммерческая логистика представляет собой самостоятельное научное направление, направленное на минимизацию транс­портных издержек и рационализацию транспортных потоков. Ее практическое применение обеспечивается созданием логистиче­ских систем.

Рис.3. Схема коммерческой логистической системы

Принцип, или концепция, коммерческой системы, как видим из схемы, связан с управлением материалами и распределением. Американские ученые считают, что логистика – это скорее структура планирования, чем функция предпринимательства. Другими словами, задача управления в области коммерческой логистики имеет дело не столько с управлением материальным потоком, сколько с обеспечением механизма разработки задач и стратегий, в рамках которых может осуществляться повседневная деятельность по управлению распределением.

Одна из особенностей принципа коммерческой логистики состоит в том, что она уделяет особое внимание не только интеграции видов деятельности, которые традиционно относились к различным функциям предпринимательства, но и объединяет их. Например, во многих компаниях ответственность за запасы и их транспортировку может входить соответственно в функции производство и распределения. Если эти функции разделены, то принятие решений в области запасов без учета возможностей транспорта может привести к увеличению общих затрат по продвижению материалопотока. В логистической системе они должны быть взаимосвязаны.

Логистика является жизненно важным компонентом экономики, и в 80-е годы она получила свое бурное распространение на Западе и США. Например, в США затраты на логистику в национальном масштабе оцениваются в размере 15 – 23% валового национального продукта. И одна из основных причин, по мнению американских экономистов, – процесс дорегулиравания экономики.

Коммерческая логистика – это область деятельности, которая приобретает все большее практическое значение. Поэтому государственный и частный секторы проявляют растущий интерес к сфере коммерческой логистики.

Логистику можно рассмотреть как процесс управления продвиже­нием материальных ресурсов. На этом пути совершается множество логистических операций, связанных с материально-техническим снабжением, производством и сбытом готовой продукции. Логисти­ку здесь можно подразделить на заготовительную, внутрипроизвод­ственную и распределительную.

Логистику можно также подразделить на материальную или транспортно-складскую, информационную, финансовую и кадровую.

Сфера приложения в предпринимательской деятельности придает логистике преимущественно отраслевой характер.

Остановимся подробнее на содержании логистики. В на­стоящее время логистика рассматривается как эффективное управление материальными потоками в сфере производства и обращения.

В сфере материально-технического снабжения основу логисти­ческого потока составляют: транспортные средства, погрузо-разгрузочные механизмы, весовое хозяйство, складские сооруже­ния, средства связи и передачи информации. Связи между отдель­ными элементами логистикрг складываются в логистические цепи. Логистическая цепь представляет собой совокупность лиц, участ­вующих в логистической операции. Поставщики, потребители, посредники и перевозчики создают логистический канал.

Параметрами логистической цепи являются организационный ко­эффициент звенности (который показывает, сколько раз продава­лась та или иная продукция) и складской коэффициент звенности (свидетельствующий о количестве совершенных перевалок на пути следования груза).

Существующие методы и средства логистического управления в совокупности составляют логистическую инфраструктуру товарного рынка. К субъектам ее относятся транспортные и складские пред­приятия и коммерческие посредники. Они непосредственно или косвенно предопределяют материальные потоки в сфере обращения при установлении хозяйственных связей и выборе способа доставки материалов в адрес конкретных потребителей.

В силу своей целевой ориентации коммерческая логистика ис­пользует маркетинг в целях беспрепятственного продвижения ма­териальных потоков непосредственно до каждого потребителя. Для согласования интересов материально-технического снабже­ния, производства и сбыта необходимо формирование общей логи­стической концепции, на основе которой осуществляются анализ состояния внешней экономической среды, установление темпов развития потребительского спроса и состояния конкуренции на рынке товаров.

При соответствующей проработке и реализации логистиче­ская концепция приводит к конкретным экономическим резуль­татам по сокращению производственного цикла, уменьшению запасов материальных ресурсов и готовой продукции, усилению инвестиционных процессов и повышению конкурентоспособно­сти на рынке товаров.

Затраты на выполнение логистических операций формируют ло­гистические издержки, которые представляют собой сумму издер­жек обращения и части издержек производства (затраты на тару, упаковку, траспортно-складские работы и т. д.)- Затраты на логисти­ку могут быть исчислены в процентах суммы продаж, в расчете на единицу массы сырья, материалов и готовой продукции.

Эффективность логистической системы определяется набором показателей, характеризующих качество работы системы при задан­ном уровне логистических издержек. С точки зрения потребителей эффективность логистической системы можно определить двумя показателями: качеством и ценой обслуживания, которые характеризуют логистические издержки. Вместе с тем качество обслужива­ния как синтезирующий, совокупный показатель можно определить исходя из следующих критериев: доставки продукции потребителю в установленный срок, обеспечения высокого уровня технического обслуживания и выполнения заказа в установленное время.

При оптимизации транспортных издержек следует учитывать совокупные издержки не только на приобретение и транспортиров­ку, но и связанные с поиском продукции на рынке и установлени­ем хозяйственных связей с изготовителем. Такие издержки называются трансакционными, они включают затраты на поиск информа­ции, ведение переговоров и заключение контракта и затраты по со­блюдению условий контракта. Наличие больших трансакционных издержек побуждает потребителя изыскивать организационные и технические средства по их сокращению. К сокращению трансакционных издержек приводит формирование логистических структур при организации процесса товародвижения.

Методы планирования в снабжении и логистике

Создание запасов материальных ресурсов - ключевой вопрос планирования МТО, поэтому находится под постоянным контролем работников снабжения.

При принятии решений о доставке материалов, организации складирования или осуществления новых закупок важно знать на­значение запасов, их положительные и отрицательные стороны.

Управление запасами может усложниться в связи с быстро ме­няющейся рыночной обстановкой. Складские запасы всегда могут быть либо завышенными, либо слишком малыми, либо не соответ­ствующими требуемому ассортименту. Однако известно, что излишние запасы сопряжены со значительными издержками по их хранению и переработке.

Существует множество различных систем управления запасами, применение которых направлено на сокращение расходов по хра­нению и переработке запасов. Зарубежная практика (японская, американская) целиком полагается на разработку системы планиро­вания, построенной на определении потребности в сырье и мате­риалах. Применение в Японии системы «канбан» изменило отно­шение производителей ко всем формам складирования. В основе этой системы лежит точная и своевременная информация по всем направлениям деятельности участников товародвижения. Совре­менные компьютерные программы позволяют широко автоматизи­ровать процесс закупок и контроля за состоянием запасов.

Основные расходы, связанные с хранением и содержанием за­пасов, включают: стоимость по хранению и аренде складских по­мещений, стоимость складского оборудования, расходы, связанные с хранением материалов на складе, оплату обслуживающего персо­нала и эксплуатационные расходы, расходы по страховке материальных ценностей и др. Общие складские издержки достигают зна­чительных размеров и составляют порядка 25—50% стоимости хра­нимых материалов.

Выбор поставщика

При создании устойчивой базы снабжения любого предприятия чрезвычайно важен выбор поставщика. Решение разместить заказ у конкретного поставщика зависит от ряда факторов. Поставщик должен удовлетворять по качеству и объему поставляемой продукции, условиям доставки продукции, цене и уровню обслуживания. Немаловажным при выборе предприятием поставщика является его техническое состояние, развитость инфраструктуры, финансовое положение, трудовые отношения и местонахождение.

Решения о выборе поставщика можно рассматривать как выбор в условиях неопределенности, что сопряжено с достаточно высоким рис­ком. Риск будет возрастать при закупке неизвестных сырья, изделий или оборудования. Поэтому следует обращаться к дополнительным источ­никам информации. Это могут быть каталоги, торговые журналы, раз­личного рода рекламные объявления и использование интернета.

Оценка поставщиков требует непрерывного отслеживания их деятельности. Обычно предприятия-заказчики разбивают сущест­вующих поставщиков на две группы. В первую входят новые по­ставщики, надежность которых еще не проверена. Вторую группу составляют поставщики, уже зарекомендовавшие себя в прошлые годы. Эти поставщики постоянно оцениваются с формальных и нефор­мальных позиций. Неформальная оценка включает оценку личных контактов с поставщиком и сотрудниками его подразделений. Заказ­чик аккумулирует всю информацию о поставщике; особенно важно бывает установить личные контакты с отделом закупок.

Многие предприятия проводят рейтинги поставщиков с балль­ной оценкой по каждому фактору. Хорошие результаты деятельно­сти поставщика могут быть вознаграждены дополнительными зака­зами, в то время как слабые поставщики могут получить снижен­ные объемы заказа или от их услуг можно отказаться.

Большинство предприятий наблюдают за деятельностью основ­ных поставщиков гораздо внимательнее, чем за деятельностью второ­степенных. Для деления поставщиков на категории аналогично деле­нию запасов по объемам и цене закупаемых партий материалов ис­пользуется модель АВС. Цель такого деления заключается в том, чтобы оценить каждую категорию по соответствующей схеме оценки.

Важна также оценка деятельности потенциальных поставщиков, но для этого часто необходимы значительные затраты времени и средств. При оценке потенциальных поставщиков наиболее важны их технические и инженерные возможности, производственный и финан­совый план и способность эффективно управлять производством.

При оценке потенциального поставщика необходимо ответить на следующие вопросы: способен ли этот поставщик полностью удовлетворить потребности заказчика в краткосрочном и долго­срочном периоде.

Важна оценка финансовой стороны деятельности поставщика. В числе других показателей проверяются его кредитный рейтинг, структура капитала, рентабельность, оборотный капитал, состояние запасов, коэффициент ликвидности, доходность инвестиций и др. Все эти показатели характеризуют финансовую стабильность и конкурентоспособность продукции поставщика.

Кроме указанных факторов, которые следует учитывать при вы­боре поставщиков, важно и то, у кого покупать продукцию: у про­изводителей или у дистрибьюторов. Для принятия этого решения нужно исследовать финансовое состояние, сложившуюся репутацию, качество поставляемой продукции и обслуживания, надеж­ность поставок и обоснованность цены. Все эти факторы следует учитывать при выборе дополнительных источников снабжения.

Заключение

При организации МТО предприятий в условиях рыночных пре­образований широко используются логистические подходы. Главная часть инфраструктуры процесса снабжения — складское хозяйство.

Одним из основных вопросов организационной структуры управления МТО по функциям и товарному принципу является оп­ределение потребности в материальных ресурсах. Для определения материальных ресурсов применяются различные методы.

Основное преимущество коммерческой логистики состоит в том, что использование логистического метода в снабжении позво­ляет минимизировать транспортные издержки при рационализации процесса снабжения.

Особый интерес представляют методы планирования в снаб­жении и логистике: модели по определению партии поставок про­дукции, минимизации расходов на содержание запасов.

Выбирая поставщика при организации закупок материальных ресурсов, следует соблюдать основные принципы, что является га­рантией надежности и эффективности организации процесса снаб­жения материальными ресурсами.

Список использованной литературы

1.     Экономика предприятия: учебник для вузов/под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара - 4-е изд. переработанное и дополненное. – М.:ЮНИТА-ДАНА,2004

2.     Р.К. Горшков Организация коммерческой деятельности в строительстве: Учебное пособие.  – М.:Экслибрис – Пресс. 2005.

3.     А.Е.Карлика, М.Л.Шухгалтер Экономика предприятия - М.:ИНФРА – М, 2004

4.     Хазанова Л.Я. Логистика: методы и модели управления материальными потоками. – М.:Бек,2003

5.     Волков О.И. Девяткин О.В. Экономика предприятия (фирмы) – М.:ИНФРА-М,2005