Компетенция органов местного самоуправления
Северо-Западная академия государственной службы
Кафедра государственного права
Реферат по курсу “Правовые основы местного самоуправления”
на тему:
“Компетенция органов местного самоуправления”
Выполнил:
Преподаватель: Китаев Н.М..
Санкт-Петербург
1996
Cодержание:
TOC o "1-3" ..................................................................................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc371741124 PAGEREF _Toc371741124 3
2. ОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ................................................................... GOTOBUTTON _Toc371741125 PAGEREF _Toc371741125 5
2.1. Организационно-правовые формы местного самоуправления......................................................... GOTOBUTTON _Toc371741126 PAGEREF _Toc371741126 5
3. КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.......................................................... GOTOBUTTON _Toc371741127 PAGEREF _Toc371741127 10
3.1 Цель местного самоуправления...................................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc371741128 PAGEREF _Toc371741128 10
3.2. Задачи местного самоуправления................................................................................................................ GOTOBUTTON _Toc371741129 PAGEREF _Toc371741129 10
3.3. Вопросы местного значения............................................................................................................................ GOTOBUTTON _Toc371741130 PAGEREF _Toc371741130 10
3.4. Вопросы государственного значения, которые могут быть переданы органам местного самоуправления. GOTOBUTTON _Toc371741131 PAGEREF _Toc371741131 12
3.5. Распределение полномочий между органами местного самоуправления............................... GOTOBUTTON _Toc371741132 PAGEREF _Toc371741132 13
4. Ответственность органов местного самоуправления:.............................................. GOTOBUTTON _Toc371741133 PAGEREF _Toc371741133 17
4.1. Ответственность органов местного самоуправления перед населением местного сообщества. GOTOBUTTON _Toc371741134 PAGEREF _Toc371741134 17
4.2. Ответственность органов местного самоуправления перед государством............................. GOTOBUTTON _Toc371741135 PAGEREF _Toc371741135 17
4.3. Ответственность органов местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами. GOTOBUTTON _Toc371741136 PAGEREF _Toc371741136 18
Использованная литература:.................................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc371741137 PAGEREF _Toc371741137 19
1. ВВЕДЕНИЕ.
Со вступлением в силу Конституции Российской Федерации 1993 года в нашей стране “...признается и гарантируется местное самоуправление.” (ст.12 Конституции РФ). Таким образом, система управления в России состоит из трех уровней:
Государственная власть в РФ
Государственная власть в субъектах РФ
Местное самоуправление
“Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации” (п.1 ст.11 Конституции РФ). “Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти” (п.2 ст.11 Конституции РФ).
“...Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.” (п.1 ст.11 Конституции РФ).
Согласно п.1 ст. 2 Федерального Закона “ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 28 августа 1995 года “ Местное самоуправление - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций”
Местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется на местах в административно-территориальных единицах, которые делятся на городские и периферийные. К городским единицам административно-территориального деления относятся:
·район (как внутригородская единица);
·города в подчинении республик;
·города краевого подчинения;
·города областного подчинения;
·города в подчинении автономной области;
·города в подчинении автономного округа;
·города районного подчинения;
·города городского подчинения;
·поселки городского типа.
К периферийным единицам административно-территориального деления относятся:
·район;
·волость;
·сельсовет;
·поселок сельского типа;
·село;
·деревня;
·хутор.
Местное самоуправление осуществляется и на других территориях, не являющихся политико-территориальными единицами Российской Федерации, с учетом исторических и иных местных традиций.
2. ОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Согласно гл.8 Конституции РФ вся полнота власти в местном самоуправлении принадлежит населению данной местности, которое осуществляет местную власть в двух формах:
1. Прямая:
·референдум;
·выборы должностных лиц местного самоуправления.
2. Косвенная:
через представительные и исполнительные органы власти местного самоуправления.
Согласно Конституции Российской Федерации "Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно" (статья 131). Типовой проект устава муниципального образования различает органы местного самоуправления:
1. По характеру исполняемых функций:
-Представительные органы местного самоуправления;
-Исполнительные органы местного самоуправления.
2. По уровню управления:
-Муниципальные органы местного самоуправления;
-Окружные органы местного самоуправления.
В соответствии с п.4 ст.14 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" "наименование органов местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации с учетом национальных, исторических и иных местных традиций."
2.1. Организационно-правовые формы местного самоуправления
Мировая практика показывает большое разнообразие в организационно-правовых формах, используемых на местном уровне. С учетом особенностей и специфики стран авторы по-разному подходят к классификации, выделяя до десятка организационно-правовых форм. На основании изучения мирового опыта можно предположить пять основных моделей местного самоуправления, которые схематично можно изобразить следующим образом:
1. Форма “сильный совет - слабый мэр” характеризуется ограничением прав мэра по координации деятельности исполнительных органов и контроля за их деятельностью. За мэром закрепляются в основном представительские и оперативно- исполнительные функции. Совет обладает большим объемом прав в сфере управления, в хозяйственных и финансовых вопросах и особенно в вопросах назначения на должности.
Представительный выбирает Исполнительный
орган орган (мэр)
в
ы
б
и
р
а
е
т
Население
2. Форма “сильный мэр-слабый совет”. Для этой формы характерно избрание исполнительного органа (мэра) непосредственно населением, что предопределяет его весомые позиции по отношению к представительному органу. Мэр самостоятельно решает многие текущие вопросы и обладает правом отлагательного вето на решения совета, которое может быть преодолено только квалифицированным большинством голосов последнего.
Представительный Исполнительный
орган орган
в
ы
б
и
р
а
е
т
в
ы
б
и
р
а
е
т
Население
________________________________
* Схема "совет-мэр" пользуется популярностью в муниципальных образованиях США. Она наиболее полно отражает традиционное стремление американцев к разделению властей на всех уровнях. Прямые выборы мэра способствуют тому, что он чувствует себя независимым от совета, и это в некоторой степени позволяет ему определять местную политику. Кроме того, социальный статус мэра весьма значителен, так как он получает он народа.
Мэры городов - весьма влиятельные фигуры, облеченные значительной властью и призванные решать многочисленные проблемы населения. Этот пост традиционно рассматривается как трамплин для выхода на общенациональную политическую арену, шаг к посту президента.
Мэр имеет право обращаться с посланиями к муниципальному совету, определяя содержание местного нормотворчества. Мэр вправе присутствовать на заседаниях совета и выдвигать свои предложения по решению тех или иных проблем. Большинство мэров обладает правом вето, которое является весьма действенным средством проведения определенной политики. Известны многочисленные примеры, когда лишь угроза применения этого права заставляла муниципальный совет прислушиваться к мнению мэра по спорному вопросу и даже не ставить его на голосование. В ряде муниципалитетов мэры обладают правом выборочного вето, то есть могут отклонять отдельные положения местных актов.
В некоторых муниципалитетах мэр обладает правом освобождать от ответственности местных ордонансов (но не законов штата). Практически мэр в системе отношений с муниципальным советом является более сильной фигурой. В результате муниципальный совет крайне редко претендует на проведение политики независимо от мэра.
Институт мэра в том виде, в каком он существует при схеме "совет-мэр", позволяет достичь весьма положительных результатов в организации местного управления. Понимание этого заставляет муниципалитеты вносить соответствующие изменения в свои хартии и учреждать пост мэра там, где его еще нет.7
3. Форма “совет-управляющий” отражает стремление к “очищению” городской политике и устранению коррупции, неэффективного и авторитарного управления. Управляющий представляет собой политически нейтральную фигуру, профессионала в сфере общественного управления. Назначается на должность и увольняется советом, который выбирается населением. Недостатком этой модели является невозможность или затрудненность влияния на политику, проводимую управляющим.
Представительный назначает Управляющий
орган (администратор)
в
ы
б
и
р
а
е
т
Население
________________________________
*В сша схема “совет-управляющий” используется главным образом в муниципалитетах, на территории которых проживают обеспеченные люди, согласные платить управляющему-профессионалу. Управляющий возглавляет исполнительный аппарат и во многом определяет кадровую политику в отделах органа муниципального управления. Менеджер работает на основании контракта, заключаемого с муниципальным советом. В этом случае совет предварительно обсуждает кандидатуры на своем заседании, затем вопрос выноситься на голосование. Контракт заключается с кандидатом, набравшим простое большинство голосов. Очевидно, что схема “совет-управляющий” подчеркнуто ориентирована на тип отношений, характерных для фирмы или корпорации.
Основные обязанности менеджера сводятся к следующему:
·координировать и контролировать деятельность всех отделов и управлений, назначать их руководителей;
·готовить и представлять на утверждение совета годовой бюджет муниципалитета;
·контролировать исполнение решений совета;
·представлять рекомендации по вопросам, требующим решения совета.
Форма управления “совет-управляющий” продемонстрировала свою жизнеспособность. В настоящее время многие американские органы муниципального управления идут по этому пути.
Ряд исследователей местного самоуправления в США называют схему “совет-менежер” антиамериканской, считая недопустимым, что лицо, занимающее такой ответственный пост и во многом определяющее местную политику, не избирается населением. Тем не менее очевиден интерес муниципальных органов к этой форме управления, позволяющей решать проблемы местного хозяйства на профессиональной административной основе. 7
4. “Комиссионная” форма. Комиссия образуется из выбранных лиц - уполномоченных, каждый из которых управляет каким-либо отделом городского правительства. В этой модели не предполагается наличие высшего должностного лица (мэра). С одной стороны, достоинством этой модели является отсутствие разделения властей, которое приводит к замедлению принятия решений. С другой стороны “комиссионная форма управления резко критикуется специалистам, утверждающими, что поскольку она не позволяет провести принцип разделения властей, она недемократична. Считается, что она может развиваться в самых непредсказуемых направлениях и принимать уродливые формы, особенно если члены совета не будут вникать в дела других отделов и тем самым “развяжут” друг другу руки.
Комиссия
в
ы
б
и
р
а
е
т
Население
5. Комбинированная форма. Управляющий или главный администратор подчиняется мэру, а не совету. Наличие специалиста - управляющего обеспечивает профессионализм, а избиратели имеют возможность прямого влияния на городскую политику, поскольку голосуя “за” или “против” мэра, который назначает или снимает управляющего, они тем самым голосуют за сохранение или замену администрации муниципального образования. 6
Представительный Исполнительный назначает Управляющий
орган орган (мэр) (администратор)
в
ы
б
и
р
а
е
т
в
ы
б
и
р
а
е
т
Население
3. КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
3.1 Цель местного самоуправления.
Рассматривая вопрос о компетенции органов местного самоуправления необходимо отталкиваться от общей цели существования местного самоуправления. С нашей точки зрения, цель создания местного самоуправления - уход от централизации власти в государстве. Если в государстве такая централизация доведена до максимума, то убивается всякое творчество на местах и в конце концов власть сводиться к творчеству главы государства, что является прямым путем к тоталитаризму. Создание еще одного не подчиненного государственной власти уровня управления, в котором участвуют граждане, как раз развивает творчество населения в области управления.
3.2. Задачи местного самоуправления.
Исходя из цели существования местного самоуправления можно сформулировать задачи этого социального института: 8
1. Преодоление апатии населения к участию в решении проблем местного уровня.
2. Обеспечение гарантий участия в местном самоуправлении для желающих.
3. Осуществление взаимодействия с другими сообществами.
3.3. Вопросы местного значения.
Конституция Российской Федерации подробно оговаривает компетенцию государственных органов, как федеральных, так и органов субъектов Российской Федерации. Закрепляя в пункте 1 статьи 132 компетенцию органов местного самоуправления, Конституция, однако, не дает развернутого перечня вопросов местного уровня, а лишь говорит, что "...Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают другие вопросы местного значения." Таким образом мы можем предположить, что компетенция органов местного самоуправления начинается там, где заканчивается компетенция органов государственной власти.
Четко выраженный в конституционной норме принцип самостоятельности управленческих действий органов местного самоуправления означает следующее: во-первых, в пределах, установленных законом, это свобода инициативы и выбора решения по всем этим и иным вопросам местного значения; во-вторых, любое не противоречащее закону и находящееся в его рамках решение не требует ни предварительного согласования, ни последующего утверждения государственным органом и тем более не может быт отменено ни в административном, ни в судебном порядке. Разумеется это не исключает необходимости координации действий с государственными органами, чтобы обеспечить поддержку ими планов, программ или конкретных мероприятий органов местного самоуправления (Комментарий)
Федеральный Закон от 12 августа 1995 года "Об основах местного самоуправления" содержит перечень вопросов местного значения, которые праве решать органы местного самоуправления. Они могут быть классифицированы следующим образом:
1. Организационно-административные вопросы:
1) Принятие и изменение устава местного самоуправления, контроль за его выполнением.
2) Охрана общественного порядка, организация о содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью.
3) Контроль за использованием земель на территории муниципального образования.
4) Организация и содержание муниципальных архивов.
5) Организация и содержание муниципальной информационной службы
6) Создание условий для деятельности средств массовой информации.
7) Обеспечение социальной поддержки и поддержание занятости населения.
8) Участие в охране окружающей среды на территории местного образования.
9) Обеспечение противопожарной безопасности. организация муниципальной пожарной службы.
2. Экономические вопросы:
1) Владение , пользование, распоряжение муниципальной собственностью.
Муниципальная собственность согласно Гражданского Кодекса Российской Федерации это "имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления...".(ст.215 ГК РФ).
2) Местные финансы. Формирование, утверждение и исполнение местного бюджета. Установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов.
3) Комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования.
4) Регулирование планировки и застройки территории муниципального образования.
5) Регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых; недр для строительства подземных сооружений местного значения.
6) Организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло-, и водоснабжения и канализации.
7) Муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения.
8) Благоустройство и озеленение территории муниципального образования.
9) Организация утилизации и переработки бытовых отходов.
10) Организация транспортного обслуживания населения, обеспечения услугами связи.
3. Вопросы социально-культурного значения:
1) Содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений.
2) Организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного и профессионального среднего образования.
3) Организация, содержание и развитие учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения.
4) Создание условий для жилищного и социально-культурного развития.
5) Организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом.
6) Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
7) Создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
8) Создание условий для деятельности учреждений культуры.
9) Сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности.
10) Создание условий для организации зрелищных мероприятий.
11) Создание условий для развития физкультуры и спорта в местном сообществе.
3.4. Вопросы государственного значения, которые могут быть переданы органам местного самоуправления.
Приведенный в пункте 3.3. перечень вопросов не является исчерпывающим, так как пунктом 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предусматривается возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
“Наделение полномочиями может осуществляться двумя способами:
1. Передача - способ регулирования полномочий органа местного самоуправления, при котором какое-либо полномочие государственного органа исключаемая их его компетенции и включается в компетенцию органа местного самоуправления.
2. Делегирование - предоставление государственным органом принадлежащего ему права решения какого-либо вопроса органам местного самоуправления на один раз, на определенный срок или бессрочно.”6
Рассматривая вопросы наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями надо иметь ввиду ряд положений:
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации наделение полномочиями производиться только законом. Но так как определение правового статуса местного самоуправления находиться в совместном ведении Российской федерации и ее субъектов, передача полномочий осуществляется законом или актами субъектов Российской Федерации, обладающими соответствующей юридической силой.
2. Объем передаваемых или делегируемых полномочий не может быть слишком велик. Не случайно в Конституции Российской Федерации говорится об отдельных государственных полномочиях, хотя критерии оценки этого найти крайне сложно.
3. Наделение полномочиями должно сопровождаться передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Это чрезвычайно важное, новое для российской практики условие, гарантирующее само выполнение полномочий и продолжение осуществления местным самоуправлением присущих ему главных функций.
4. Государство оставляет за собой право контроля за реализацией этих полномочи. Такой контроль по общему правилу означает возможность соответствующих органов: давать указания органам местного самоуправления по поводу реализации переданных полномочий, оценивать решения, принимаемые органами местного самоуправления, не только с точки зрения законности, но и по мотивам их целесообразности, отменять или приостанавливать при необходимости отдельные решения.
5. Государственное влияние не сводиться только к контролю. Оно функционирует в соответствии с требованиями законности, в режиме общего правопорядка. 5
3.5. Распределение полномочий между органами местного самоуправления.
Согласно Конституции Российской Федерации "Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно" (статья 131). Проект Устава местного образования "Выбоpгский pайон Ленингpадской области" различает органы местного самоуправления:
1. По характеру исполняемых функций:
-Представительные органы местного самоуправления;
-Исполнительные органы местного самоуправления.
2. По уровню управления:
-Муниципальные органы местного самоуправления;
-Окружные органы местного самоуправления.
В соответствии с п.4 ст.14 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" "наименование органов местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации с учетом национальных, исторических и иных местных традиций."
Рассмотрим компетенцию органов местного самоуправления на примере Устава муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области".
Муниципальное собрание является представительным органом местного самоуправления в муниципальном образовании. В его состав входят депутаты, а также глава администрации муниципального образования, избираемые населением.
Муниципальное собрание:
1. Принимает общеобязательные правила по вопросам местного значения;
2. Утверждает местный бюджет и отчет о его исполнении;
3. Принимает планы и программы развития муниципального образования, утверждает отчеты об их исполнении
4. Устанавливает местные налоги и сборы;
5. Регулирует тарифы на товары и услуги, производимые и оказываемые муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями;
6. Устанавливает порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, утверждает программы приватизации муниципальной собственности;
7. Утверждает реестр объектов муниципальной собственности, не подлежащих отчуждению;
8. Утверждает порядок использования земельных, водных и иных природных ресурсов, находящихся в ведении органов местного самоуправления;
9. Принимает решение о проведении местного референдума;
10. Согласует назначения на должность заместителей главы администрации муниципального образования по представлению главы администрации муниципального образования;
11. Принимает решение о внесение законопроектов в законодательное собрание субъекта Российской Федерации по собственной инициативе или инициативе главы администрации муниципального образования;
12. Принимает решение об удовлетворении заявления об отставке главы администрации муниципального образования "по собственному желанию";
Исполнительным органом местного самоуправления в муниципальном образовании является администрация муниципального образования.
Администрация муниципального образования:
1. Разрабатывает проекты бюджета, планов, программ, решений, представляемых главой администрации муниципального образования на рассмотрение и утверждение муниципального собрания;
2. Исполняет решения, принятые муниципальным собранием в пределах его компетенции;
3. Исполняет постановления и решения, принятые главой администрации муниципального образования;
4. Управляет деятельностью муниципальных учреждений жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, образования, здравоохранения, культуры и спорта. Содействует организации охраны окружающей среды, обеспечивает социальную поддержку и содействует занятости населения на территории муниципального образования;
5. Управляет муниципальной и иной, переданной муниципалитету собственностью;
6. Ведет техническую инвентаризацию муниципального имущества;
7. Исполняет полномочия, возложенные на администрацию муниципального образования законами;
8. Осуществляет иные полномочия не отнесенные к компетенции других органов местного самоуправления и государственной власти на территории муниципального образования.
Председатель муниципального собрания является высшим должностным лицом представительного органа местного самоуправления муниципального образования.
Председатель муниципального собрания:
1. Организует деятельность муниципального собрания, председательствует на его заседаниях, подписывает и обнародует его решения;
2. Созывает плановые и внеочередные заседания муниципального собрания;
3. Представляет муниципальное образование в отношения с руководителями органов представительной власти других муниципальных образований и должностными лицами государственной власти;
Глава администрации муниципального образования является высшим должностным лицом исполнительного органа местного самоуправления и руководит деятельностью администрации на принципах единоначалия в пределах полномочий, определенных уставом муниципального образования, а также делегированных муниципальным собранием. Глава администрации входит в состав депутатов муниципального собрания и может председательствовать на его заседаниях, а также быть избранным на должность председателя муниципального собрания (в этом случае глава администрации муниципального образования называется главой муниципального образования).
Глава администрации муниципального образования:
1. Представляет на утверждение муниципального собрания:
-проект бюджета муниципального образования;
-план комплексного социально-экономического развития муниципального образования;
-предложения по введению местных налогов, штрафов и тарифов на товары и услуги, производимые и оказываемые муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями;
-программы приватизации муниципальной собственности;
-проект генерального плана развития муниципального образования;
-предложения по порядку использования земельных, водных и иных ресурсов, находящихся в ведении органов местного самоуправления муниципального образования;
-проекты решений по вопросам местного значения;
2. Обеспечивает исполнение решений муниципального собрания.
3. Формирует и осуществляет руководство деятельностью администрации муниципального образования:
-назначает и увольняет с должности своих заместителей по согласованию с муниципальным собранием (процедура согласования определяется регламентом работы муниципального собрания);
-назначает и увольняет руководителей подразделений и служб муниципалитета (администрации муниципального образования);
-назначает и увольняет руководителей муниципальных предприятий, учреждений и организаций.
4. Осуществляет функции распорядителя кредитов при исполнении местного бюджета.
5. Подписывает договоры и соглашения от имени муниципального образования в отношениях с органами исполнительной власти других муниципальных образований и органами государственной власти.
6. Исполняет другие полномочия, возложенные на него законом и Положением об администрации муниципального образования.
Представительным органом местного самоуправления в территориальном округе муниципального образования является окружное собрание, которое формируется из числа депутатов муниципального собрания, избранных на территории округа, старост и (или) представителей органов общественного самоуправления.
Окружное собрание:
1. Разрабатывает проект сметы расходов соответствующей администрации, планы и программы развития территориального округа и осуществляет контроль за их исполнением.
2. Согласует проекты изменения административно-территориального деления муниципального образования, затрагивающие границы соответствующего территориального округа.
3. Согласует порядок использования земельных, водных и иных природных ресурсов, находящихся в ведении органов местного самоуправления на территории соответствующего территориального округа.
4. Согласует назначения на должность главы администрации территориального округа и его заместителей.
5. Предлагает проекты решений муниципального собрания по вопросам обеспечения жизнедеятельности территориального округа.
Решения органов и должностных лиц органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами на подведомственной территории.
4. Ответственность органов местного самоуправления:
Любые права всегда неразрывно связаны с определенными обязанностями и, следовательно, ответственностью. Поэтому, говоря о компетенции органов местного самоуправления, необходимо сказать об ответственности этих органов за ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий.
4.1. Ответственность органов местного самоуправления перед населением местного сообщества.
Для любых выборных должностей возможны два вида мандатов, передаваемых избирателями:
-Консультативный;
-Императивный.
Консультативный мандат, который узаконен для выборных должностей государственной власти обоих уровней, характеризуется тем, что депутат не обязан выполнять обещания, данные в ходе избирательной кампании, не обязан отчитываться в ходе своей деятельности на государственном посту, не может быть досрочно отозван избирателями.
Императивный мандат в свою очередь делает более сложной и непосредственной зависимость депутата от избирателей, которая проявляется в том, что депутат обязан выполнять наказы избирателей и свою предвыборную программу, обязан отчитываться перед избирателями в своей работе и , что самое главное, может быть досрочно отозван избирателями в случае неоправдания их доверия.7 Такой вид мандата наиболее полно отвечает идее местного самоуправления, поэтому все органы и должностные лица местного самоуправления несу ответственность перед населением муниципального образования, что узаконено статьей 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления”: “Отвтственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением наступает в результате утраты доверия населения. Порядок и условия ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в результате утраты доверия перед населением определяется уставами муниципальных образований".
4.2. Ответственность органов местного самоуправления перед государством.
В соответствии со статьей 49 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" органы местного самоуправления несут ответственность перед государством за нарушения ими действующего законодательства и за исполнение ими отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены государственными органами, передавшими эти полномочия, материальными и финансовыми ресурсами. В случае нарушения законодательства по решению суда может быть отменено соответствующее решение органа местного самоуправления или выборного должностного лица или вообще прекращены их полномочия.
4.3. Ответственность органов местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами.
В соответствии со статьей 47 вышеупомянутого закона органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность также перед физическими и юридическими лицами, которая наступает в порядке, установленном законодательством.
Использованная литература:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 1.
3. Федеральный Закон Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления" от 12 августа 1995 года.
4. Проект Устава местного обpазования "Выбоpгский pайон Ленингpадской области".
5. Комментаpий к Конституции Российской Федеpации под общей pедакцией Б.H.Топоpнина, Ю.М.Батуpина, Р.Г.Оpехова, М:"Юpидическая литеpатуpа" 1994
6. Е.С. Шугpина "Муниципальное пpаво" Hовосибиpск 1995.
7. В.П.Рянжин куpс лекций по куpсу "Муниципальное пpаво", Севеpо-Западная академия госудаpственной службы 1996.
8. В.М. Меpкулов куpс лекций по куpсу "Госудаpственное и муниципальное упpавление", Севеpо-Западная академия госудаpственной службы 1994-1995.