Комплексный подход к преодолению заикания

                                                  СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                                              стр.

Введение. …………………………………………………………………………………..2

 

1.1  Теоретические основы проблемы заикания. ………………………………………...3

2.1 Недостатки и достоинства традиционных способов исправления заикания. ..…....7

2.2 Методика игровой деятельности в устранении заикания. ..………………………...9

3. Конспект примерного  занятия по данной методике. ……………………………….17

Заключение. ……………………………………………………………………………....21

 

Приложения. ……………………………………………………………………………...22

Список использованной литературы. …………………………………………...............26

                

       Введение

     В раннем детском возрасте, когда развитие речи еще не завершено, любая вредность может послужить толчком для возникновения речевых расстройств и, в частности, заикания.

     Заикание – нарушение речи, которое не только широко распространено среди детей и взрослых, но оно отличается многообразными причинами возникновения, сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью лечения.

      Необходимо отметить, что современный взгляд на заикание, как в педагогике, так и в медицине, не ограничивается рассмотрением его как изолированного речевого расстройства. Многогранность сущности заикания признают все авторы, ибо доказано, что заикание отражается на многих сторонах личности заикающегося.

      Признавая необходимость комплексного воздействия на заикающегося ребенка необходимо подчеркнуть важность дифференцированного похода в развитии, перевоспитании личности и речи заикающегося. Наиболее перспективным в этом отношении является использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой. Именно в игре наиболее активно происходит развитие ребенка – его речи, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, активности, моторики, формируется умение управлять своим поведением. В игре дети осваивают социальный опыт человеческих отношений, она позволяет им создавать самостоятельные взаимодействующие коллективы.

      Любая игра есть деятельность, при таком ее понимании открываются широкие возможности применения игры в коррекционных целях при устранении заикания. Эта деятельность включает в себя разнообразные игры и множество действий, операций, отвечающих условиям достижения игровой цели.

      На основе именно такого подхода к ее использованию строится методика игровой деятельности,  внутри и в связи с которой происходит коррекция личностных отклонений заикающихся детей и воспитание их речи.

      Данная курсовая работа раскрывает один из аспектов педагогического воздействия на детей в комплексном  методе устранения заикания, разработанный Галиной Анатольевной Волковой  - методика игровой деятельности.

      Основной  задачей работы является освещение применения методики игровой деятельности в комплексном методе   преодоления заикания.

      В работе использованы литературные источники, материалы, любезно предоставленные для работы логопедом ГОУ «Начальная школа – детский сад» войсковой части № 03080 Министерства Обороны Российской Федерации города Приозёрска Сауле Жалымбаевной Бабековой, результаты собственных наблюдений проведенных в данном учреждении.

 

         

1.1  Теоретические основы проблемы заикания.

Исторический аспект.

      Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Синонимы: balbuties, disphemie, spasmophemie, lalonewros.

       Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства.

      Труды по вопросам заикания встречаются уже в далеком прошлом. В древние времена в заикании преимущественно усматривалась болезнь (Гиппократ, Аристотель).

      На рубеже 17 - 18 вв. заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи (Санторини, Вутцер, Эрве-де-Шегуан). Другие исследователи (Арнот, Шультесс, Беккерель, Итар, Ли, Диффенбах) связывали возникновение заикания с нарушениями в функционировании речевых органов. Часть исследователей связывала заикание с нарушениями в протекании психических процессов (Блюме, Меркель).

      В начале 19 столетия ряд французских  исследователей, рассматривая заикание, объясняли его различными отклонениями в деятельности периферического   и   центрального    отделов    речевого   аппарата (врачи Вуазен, Дело, Коломба де л’Изер).

      В России большинство исследователей рассматривали заикание как функциональное расстройство в сфере речи, судорожный невроз (И. А. Сикорский, И. К. Хмелевский, Э. Андерс и другие). Или определяли его как страдание чисто психическое, выражающееся судорожными движениями в аппарате речи (Хр. Лагузен, Г.Д. Неткачев), как психоз (Гр. Каменка).

      К началу 20 столетия все многообразие понимания механизмов заикания можно свести к трем теоретическим направлениям:

1.                     Заикание как спастический невроз координации, происходящий от раздражительной слабости речевых центров. Это было четко сформулировано в трудах Г. Гутцмана, А. Кауссмауля, а затем в работах И. А. Сикорского. Сторонники этой теории вначале подчеркивали врожденную раздражительную слабость аппарата, управляющего слоговой координацией. В дальнейшем они объясняли заикание в свете невротизма; заикание – это судорогоподобные спазмы.

2.                     Заикание как ассоциативное нарушение психологического характера. Это направление выдвинуто Т. Непфнером и Э. Фрешельсом. Сторонниками были А. Либман, Г. Д. Неткачев, Ю. А. Флоренская. Психологический подход к пониманию механизмов заикания получил свое дальнейшее развитие.

3.                     Заикание как подсознательное проявление, развивающееся на почве психических травм, различных конфликтов с окружающей средой. Сторонниками этой теории были А. Адлер, Шнейдер.

      К 30-м годам и в последующие 50-60-е годы 20 века механизм заикания стали рассматривать, опираясь на учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности человека и, в частности, о механизме невроза. При этом одни исследователи

рассматривали заикание как симптом невроза (Ю. А. Флоренская, Ю. А. Поворинский и другие), другие - как особую его форму (В. А. Гиляровский, М. Е. Хватцев, И. П. Тяпугин, М. С. Лебединский, С. С. Ляпидевский, А. И. Поварнин, Н. И. Жинкин, В. С. Кочергина и другие). Но в обоих случаях эти многообразные и сложные механизмы развития заикания идентичны механизмам развития неврозов вообще. Заикание, как прочие неврозы, возникает вследствие различных причин, вызывающих перенапряжение процессов возбуждения и торможения и образование патологического условного рефлекса.

      Заикание это не симптом и не синдром, а заболевание центральной нервной системы в целом (В. С. Кочергина).

Этиология заикания.

      Заикание – это следствие многих причин. Многие исследователи отмечают, что заикание у детей в большинстве случаев возникает в возрасте от 2 до 5 лет и совпадает с периодом активного развития фразовой речи. Этот период характеризуется недостаточной устойчивостью и значительной ранимостью фило- и онтогенетически наиболее поздно развивающейся речевой функции. Возникший недостаток речи  при неблагоприятном течении фиксируется по механизму условно рефлекторной связи. Усиливаясь с годами, он особенно начинает проявляться в эмоционально значимых ситуациях в ответ на отрицательные, вошедшие в патологическую рефлекторную цепочку, условные сигналы.

      Очевидно, что указанный патофизиологический механизм, объясняя многое в возникновении и развитии логоневроза, все же лежит в основе не всех случаев заикания. O. Bloodstein отмечает, что до сих пор единой научно обоснованной теории, с позиций которой можно было бы обобщить и систематизировать экспериментальные данные и различные гипотезы, высказанные многими авторами по поводу этиологии этого нарушения речи.

      В основном, придерживаясь традиционных представлений о предрасполагающих и производящих причинах заикания (И.  А. Сикорский, Н. П. Тяпугин и другие) этиологию возникновения заикания можно представить в следующих пунктах:

1)общая предрасположенность к заиканию, обусловленная развитием ребенка:

·                         возрастные особенности деятельности мозга;

·                         ускоренное развитие речи;

·                         социальных условий в развитии речи.

2)индивидуальная предрасположенность ребенка к заиканию:

·                        конституциональной предрасположенности;

·                        поражения головного мозга в раннем детском возрасте;

·                        аномальные черты характера;

·                        наследственные факторы;

·                        функциональные асимметрии мозга;

·                        соматическая ослабленность и инфекционные заболевания.

   

 3)  социальные факторы, способствующие возникновению заикания:

·                        влияние окружающей среды на ребенка;

·                        влияние хронических конфликтных переживаний;

·                        неправильного воспитания.

Пути к  преодолению заикания.

      Становлению современного комплексного подхода к преодалению заикания предшествовал поиск различных приемов и средств преодоления дефекта. Многочисленность и недостаточная эффективность методик преодоления заикания объясняются сложностью его структурных проявлений и недостаточным уровнем знаний о его природе.

      При изучении существовавших ранее приемов, средств и методов преодоления заикания целесообразно рассматривать их в зависимости от характера рекомендуемых средств воздействия на заикающегося – медицинского или педагогического. В первом случае – это лечебные меры (терапевтические, хирургические, ортопедические, психотерапевтические), во втором – меры педагогические (дидактические) и в третьем – различные сочетания лечебного и педагогического воздействия на заикающихся.

      Терапевтические средства для преодоления заикания применялись в разной степени и формах во все времена, начиная с древнейших (Гиппократ, Аристотель, Цельс, Гален, Авиценна, Меркуриалес, Кленке, Лихтенгери другие). Терапевтические средства не являлись исчерпывающими в лечении заикания, а лишь в той или иной степени дополняли его.

      Хирургический метод лечения заикания применялся с 1 века нашей эры до середины 19 века, пока не утвердилось мнение о его бесполезности и опасности  использования (Антилл, Бонне, Лиффенбах, Дионис, Пети, Фабриций, Эгинский и другие). Он появился в результате понимания заикания как следствие патологического строения органов артикуляции или недостаточной иннервации мышц языка.

       Психотерапевтические воздействия. С появлением  взглядов на заикание как   на   невротическое  расстройство  некоторые   авторы  стали    придавать первостепенное значение в его преодолении  (Бертран, Либман, Лагузен, Меркель, Неткачев, Фрешельс, Шультес  и другие). Сторонники психологического направления видели в заикании, прежде всего психическое   страдание,   поэтому   при   выборе    средств    воздействия   на заикающегося учитывали влияние этих средств на его психику.

       Дидактические приемы. Последователи дидактических приемов воспитания правильной речи у заикающихся рекомендовали системы разнообразных и постепенно усложняемых речевых упражнений, охватывающих как отдельные элементы речи, так и речь в целом (Андрес, Гимиллер, Гутцман, Денгардт, Итар, Коэн, Куассмауль, Ли).        

      Система лечебно–педагогических мер. Первыми попытками определить систему лечебно – педагогического воздействия на заикающихся можно считать рекомендации И. А. Сикорского (1889) и его ученика И. К. Хмелевского (1897). И. А. Сикорский в лечение заикания включал: а) гимнастику речи (система упражнений для дыхания, голоса, артикуляции, различных форм речи); б) психотерапевтическое лечение (создание соответствующих условий, окружающих больного, последовательное усложнение речевых занятий, воздействие на настроение больного и пр.); в) фармацевтическое и динамическое лечение (медикаменты, физиотерапия, двигательные упражнения).

      Опираясь на исследования отечественных физиологов – И. М. Сеченова, И. П. Павлова и их последователей, ученые и специалисты – практики преодолели

тенденциозность разработанных ранее приемов устранения заикания, отобрали из них

все лучшее, рациональное и определили современный комплексный подход к преодолению заикания. В. А. Гиляровский, Ю. А. Флоренская, Ф. А. Рау, Н. П. Тяпугин, М. Е. Хватцев, Н. А. Власова, М. И. Пайкин, В. С. Кочергина, М. С. Лебединский, С. С. Ляпидевский, В. И. Селиверстов и другие своими исследованиями и практической деятельностью способствовали развитию комплексного медико-педагогического подхода к преодолению заикания.

      Медикаментозное лечение заикающихся ставят целью нормализацию деятельности центральной и вегетативной нервной системы, речедвигательного аппарата; устранение судорог, снятие психогенных наслоений, оздоровление организма в целом.

      По наблюдениям В.С. Кочергиной, роль медикаментозного лечения с возрастом заикающихся увеличивается. Это объясняется усложнением клиники заикания вследствие присоединения дополнительных функциональных наслоений, связанных с пубертатными сдвигами и повышением роли слова как фактора социального общения.

        Психотерапия  в комплексе лечения заикания занимает существенное место. Основная задача психотерапии – оздоровление психики заикающегося – осуществляется через: 1) воспитание полноценной личности, 2) воспитание здоровой установки на свой недостаток и социальную среду, 3) воздействие на микросоциальную среду. Оздоравливающее воздействие на заикающегося оказывает косвенная и прямая психотерапия.  Под  косвенной  психотерапией понимается обстановка окружающая природа, коллектив, отношение обслуживающего персонала, режим, игр и многое другое. Прямая психотерапия – лечебное воздействие словом в виде разьяснения, убеждения, внушения и обучения. В современной психотерапии различают два основных вида воздействия словом: 1) рациональную (по Дюбуа), или разъяснительную (по В. М. Бехтереву), психотерапию; 2) суггестивную терапию, в которой выделяются внушение в бодрствоющем состоянии, во сне (гипноз) и самовнушение (аутогенная тренировка).

      Для маленьких детей рациональная психотерапия выражается в использовании разнообразных игровых приемов, красочного дидактического материала, труда, музыки, ритмики и пр. эти формы психотерапии тесно смыкаются с психопрофилактикой и психогигиеной.

      В связи с незрелостью психики и недостаточной концентрацией внимания у детей дошкольного возраста гипнотерапия и аутогенная тренировка с ними не применяются.

      Многие логопеды, работая с заикающимися детьми, используют игры и упражнения, которые помогают расслабить мышцы рук, предплечья, шеи, ног, лица.

2.1  Недостатки и достоинства традиционных способов исправления заикания.

      К настоящему времени не существует единого устойчивого определения ни           самого термина «заикание», ни форм или классификаций его проявления. Заикание рассматривается как сложное комплексное заболевание, требующее разностороннего подхода в лечении. Однако такой разносторонности не наблюдается в применяемых методах лечения.

      Исторически сложилось так, что первоначально появилась дидактическая система (дидактика – часть педагогики, изучающая основы методов обучения). Это, по существу, гимнастика речи, комплекс упражнений по артикуляции, дыханию, тренировке отдельных звуков, слов, фраз и т. п. Указанный подход к исправлению речи предполагал сделать это путем научения, построения речи заново, как без учета психологических особенностей каждого отдельного заикающегося,  так и без восприятия самого заикания как болезни. Дидактические системы и вытекающие из них методы пытаются не лечить больного, а учить его говорить «правильно»,  т. е. в конечном счете научить не болеть. С таких позиций исправлением заикания должны заниматься исключительно педагоги, что и делалось во многих странах. В нашей стране лечением заикания занимаются логопеды, обучающиеся на дефектологических факультетах педагогических институтов.

      Вторая система, появившаяся несколько позднее, как альтернатива малоэффективным  педагогическим попыткам исправления заикания, может называться психотерапевтической. В основе ее лежал метод прямого психического воздействия на больного, принятый для лечения целого ряда других психонервных заболеваний, в том числе неврозов.

      Результаты обследованных логопедических групп детских садов обычного типа, лечение заикания в которых проходит по стандартной дидактической методике в течение одного года, показали, что полное излечение не было достигнуто ни в одном случае, значительное улучшение наблюдалось  в 20% случаев, незначительное – в 50%, без изменений – 30%. Количество рецидивов в сроки от одного месяца до года – до 50%.

      Из приведенных выше данных видно, что эффективность излечения заикания. Особенно среди детей, к которым не применяются психотерапевтические методы, остается низкой.  Поэтому необходимо провести тщательный анализ недостатков и достоинств всех широко распространенных способов лечения, чтобы, объединив достоинства, попытаться создать новый метод, лишенный недостатков прежних.

      Что является главным недостатком дидактических методик? Подход к заикающемуся ребенку как к ученику, а не как к больному. С самого раннего возраста у таких детей налицо  все невротические компоненты исходного поражения: повышенная раздражительность, неуемная двигательная активность, расторможенность, не умение следить за своими действиями. Об этом хорошо знает каждый логопед и воспитатель логопедической группы. И на таком фоне им приходится учить детей не говорить быстро, тянуть звуки, произносить их правильно и т. п., да еще в группах по 13 – 16 человек.

      Что является положительной стороной дидактических методов? Это использование ритмики для налаживания правильного функционирования мышечного речевого аппарата. Давно известно, что, что в самых тяжелых случаях заикание облегчается пением или слоговой речью. Ритмической работе придают большое значение и современные логопеды.

      Почему же логопедия уделяет такое внимание ритму и слогу? Потому что на базе слога с помощью ритма формируется речь ребенка. Таким образом, можно предположить, что из дидактики необходимо взять ритм и слог как основу для восстановления нарушенного речевого комплекса.

      Что является главной положительной стороной психотерапевтических методик? По-видимому, терапевтическая помощь заикающемуся человеку как обычному больному: укрепление его соматического статуса, исправление в возможной степени (коррекция) неправильно функционирующих систем мозга  с помощью непосредственно психотерапии и психофармакологии, помощь в преодолении страха речи и многое другое.

      Конечно, применение психотерапии не исключает работу больного над собой. В психотерапевтических методиках работе личности над собой придается большее значение, чем в логопедии.

      А как быть с детьми, от которых требовать психического самосовершенствования практически невозможно, не говоря уже о том, что многие и само применение психотерапевтических методик к детям ставят под вопрос? Существующие методы пока не дают ответа на все эти вопросы. Правда и в последнее время стали появляться другие способы, основанные главным образом на применении технических средств.

    

   2.2   Методика игровой деятельности.

      Признавая необходимость комплексного воздействия на заикающегося ребенка, необходимо подчеркнуть важность дифференцированного подхода в развитии, перевоспитании личности и речи заикающегося. Наиболее эффективным в этом отношении является  использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой.

      Методика игровой деятельности используется в зависимости от возраста детей, особенностей их поведения, степени проявления заикания, этапов коррекционной работы.

      Данная методика направлена, в первую очередь, на воспитание у дошкольников с заиканием правильных форм общественного поведения и таких сторон личности, как подражательность, общительность, активность, необходимых для социальной реабилитации заикающихся. Методика способствует созданию единого подхода к детям, тесной связи между логопедической и воспитательной работой, что обеспечивает условия для закрепления инициативного поведения и правильной речи вне специальных занятий. В системе различных игр дети усваивают правила поведения в игровых и мнимых, но отражающих реальные. Жизненные явления и отношения людей в ситуациях. Усвоенные формы взаимоотношений способствуют перестройке поведения и речи заикающихся детей и устранению дефекта.

      Система преодоления заикания включает в себя пять этапов:

первый этап - пропедевтический;

второй этап – сопряженная речь;

третий этап – отраженная речь;

четвёртый этап – вопросно-ответная речь;

пятый этап – закрепление навыков самостоятельной связной речи, активного поведения и свободного общения детей.

      Охарактеризуем каждый из  них. Содержание занятий на разных этапах логопедической работы.

      Перед занятиями логопед проводит обследование: оно длится в течение месяца. Логопед вместе с воспитателем осуществляют целенаправленное наблюдение за детьми в группе и на занятиях, выявляют структуру речевого нарушения, поведение, личностные характеристики детей.

      Основная задача этого периода – создание дружного детского коллектива в логопедической группе. Формирование детского коллектива начинается с объяснения детям правил и требований поведения в речевой группе, обучения спокойным совместным играм, создания атмосферы доброжелательности и внимания к каждому ребенку.

      Заикающихся детей необходимо учить внимательно слушать взрослых и выполнять их требования.

      В процессе создания коллектива также выявляет особенности поведения детей, их характера, тактично корригируя отклонения  во время проведения соответствующих игр, бесед, выполнения режимных моментов. Опыт работы показывает, что если не

создать спокойной обстановки в группе, не научить   детей   вместе   играть.   Правильно

общаться друг с другом. Не проводить коррекцию личностных и поведенческих отклонений. То переход непосредственно к речевой работе будет невозможен.

      Логопед и воспитатель, каждый на своем занятии. Решают следующие коррекционные задачи: воспитание усидчивости, внимания, подражательности; обучение выполнению правил игр; воспитание плавности, длительности выдоха, мягкой голосоподачи, ощущение расслабления мышц конечностей, шеи, туловища, лица; обучение элементам логопедической ритмики; коррекция нарушений звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, фонематических процессов.

      На занятиях используются дидактические игры, игры с пением, элементы игр-драматизиций, подвижных игр с правилами. Решая коррекционные задачи, логопед также выявляет особенности поведения детей, степень нарушения моторики, звукопроизношения и т. п.

      Заканчивая этап обследования, логопед оформляет соответствующую документацию: тетрадь № 1 – речевая карта на каждого ребенка; тетрадь № 2 – для связи работы логопеда и воспитателей; тетрадь № 3  - рабочая тетрадь логопеда для ежедневных и еженедельных планов занятий; тетрадь № 4 – записи домашних заданий для каждого ребенка; тетрадь № 5 – дневник на каждого ребенка, где логопед отмечает поведение детей в различных игровых и неигровых ситуациях; составляет план работы на год. Совместно с воспитателем оформляет родительский уголок, готовит и проводит педагогический совет и родительские собрания.

      На этапе обследования осуществляется комплексный подход к заикающемуся ребёнку, а именно: его обследует логопед; психолого-педагогические наблюдения ведут воспитатели, психолог и методист детского учреждения; тщательно обследует заикающегося психоневролог, педиатр отоларинголог, окулист и другие врачи.

      После обследования проводится организационная родительское собрание, на котором даётся логопедическая и психолого-педогогическая характеристика детей, объясняются необходимость комплексного лечебно-оздоровительного и педагогического воздействия на них, объясняется содержание и поэтапность методики игровой деятельности и подготовительные мероприятия для проведения режимов молчания и шёпотной речи в детском саду и домашних условиях.

      Определяются следующие задачи этапа ограничения речи (режим молчания и шёпотная речь): воспитание у детей общей произвольной моторики и мышц лица путём использования расслабляющих упражнений, артикуляционной гимнастики, логопедической ритмики; отработка речевого дыхания – продолжительность, плавности выдоха; воспитание слухового внимания и слуховой памяти, зрительного  внимания и зрительной памяти, произвольного поведения путём развития личностных качеств: выдержки, сосредоточенности, внимания, подражательности – через обучение играм, правилам игр, элементам творческой игры; работа над фразой (обучение паузации); активизация и пополнение словаря по темам.

Первый этап.

      Режим молчания проводится в течение 4 - 6 дней. Логопед  (а в группе – воспитатель) доступно объясняет детям необходимость молчания, находит условные безречевые сигналы, по которым дети выполняют требования взрослых, обеспечивает

достаточное количество разнообразных безречевых игр, продумывает  проведение прогулок с детьми в период молчания.

      Занятия носят обучающий характер: логопед или воспитатель рассматривает с детьми картины, рассказывает сказки, прослушивает музыкальные детские произведения, т.е. учит детей слушать или выполнять указания логопеда, но при этом молчать. Логопед , а в речевом саду – воспитатели и весь обслуживающий персонал во время режима молчания говорят шёпотом.

      Сложнее соблюдать режим молчания во время игр, на прогулках и дома. Здесь необходимо придумать занятия для каждого ребёнка. Можно проводить дидактические игры без речи, игры с мозаикой, строительные игры.

      В этот период логопед начинает коррекцию звукопроизношения путем воспитания у детей звуковой культуры речи: развивает слуховое внимание и слуховую память, зрительное внимание и зрительную память, пространственные ориентировки, воспитывает подражательность, тормозные установки, общую и речевую моторику.

     Переход к шепотной речи (10 дней) происходит постепенно. Дети, окружающие взрослые в детском саду и дома говорят шепотом. Этот период ответственный и трудный в организационном отношении. Если логопед или воспитатель не владеет детским коллективом, не приучил детей слушать себя и выполнять требования, то проведение этого этапа не возможно.

     Во время общения с детьми логопед использует различные музыкальные сигналы. Подача звуковых сигналов должна быть негромкой, например, под тихие удары бубна дети строятся, под звуки флейты – смотрят на логопеда и так далее. У детей воспитывается зрительная ориентировка, внимание, выдержка, усидчивость, своевременная реакция на сигнал, спокойное произвольное поведение. Досуг дети проводят в играх, но творческие игры ограничиваются, так как свободное общение в творческих играх может привести к громкой речи. Игры проводятся, планируются и регламентируются только логопедом.

      Шепотная речь (10 дней). Во время воспитания шепотной речи продолжается закрепление полученных навыков правильного речевого дыхания и расслабления. Используется шепотное произношение считалок, потешек, звукоподражаний с глухими согласными. Проводятся игры на расслабление. После отдыха дети переходят только к спокойным играм с разборными игрушками, мозаикой, строительным материалом, конструированию. Продолжается по развитию и упорядочению общей и речевой моторики в подвижных играх с правилами и с сюжетом. Индивидуальные логопедические занятия направлены на дальнейшее совершенствование навыков звуковой культуры речи на материале игр без голоса.

Второй этап.

      Сопряженная речь (4 -5 недель). При сопряженном произношении дети усваивают просодические компоненты речи: темп, ритм, мелодику интонацию, выразительность, паузацию, логическое ударение, учатся сливать слоги, слова друг с другом так, чтобы фраза произносилась как одно слово, плавно, с выразительным интонированием.

      В задачи этого этапа входят: воспитание сопряженного произношения, речевого дыхания удлинение выдоха, мягкой голосоподачи, слитности гласных звуков в звукоподражаниях и словах, просодической стороны речи, подражательности, активности, элементов творчества через обучение правилам игр. Коррекция нарушений

моторики, нарушений звукопроизношения. Активизация и пополнение словаря по темам.

       Для логопеда и воспитателя в этот период важна правильная организация занятий и обучение родителей общению с детьми.

      Занятия носят обучающий характер. Вводятся занятия – пятиминутки, которые проводятся фронтально со своей группой, либо с подгруппой детей перед завтраком (на развитие дыхания и голоса), во время занятий, двигательные или расслабляющие упражнения в игровой форме перед или после полдника; игры на звукоподражания. Задания меняются со сменой речевого режима.

      Указанная работа над речью проводится во время игровой деятельности детей, организуемой логопедом, воспитателями и родителями.

Третий этап.

       Отраженная речь (4 -5 недель).

На этом этапе воспитатель проводит занятия не так, как в обычном массовом детском саду. Материал программы усваивается детьми в процессе сопряжено-отраженной речи. Воспитатель использует элементы вопросно-ответной речи с последующим односложным ответом, который повторяется детьми отраженно или сопряжено. На досуге используются все виды игр, но творческие по-прежнему носят обучающий характер. Задачами этапа являются: воспитание отраженной речи, работа над фразой и просодическими компонентами речи (дыханием, голосом, слитностью, темпом и ритмом речи), развитие моторики (умение расслаблять мышцы), продолжение обучению играм и правилам игр (обучение общению с партнером, умению следить за игрой других), воспитание произвольного поведения (выполнять требования требование, исходящие не только от взрослых, но и от товарищей), коррекция нарушений звукопроизношения.

Четвертый этап.

      Вопросно-ответная речь. В течение 8 – 10 недель в полной мере воспитывается поведенческая активность и самостоятельность: все дети группы по очереди могут быть дежурными на занятии, водящими в играх, исполнителями главных ролей, режиссерами игр (с помощью логопеда). Диалоги детей в играх, построенные в форме вопросов и ответов, способствуют активизации поведения обоих участников диалога. Заикающиеся дети 4 – 5 лет сначала не могут вести диалог, особенно если в паре есть застенчивый, необщительный ребенок. Тогда диалог разыгрывается тремя детьми: робкий, неактивный ребенок говорит роль вместе с инициативным, общительным ребенком, они вместе отвечаю на вопросы третьего участника игры.

      Во время вопросно-ответной речи у детей в играх воспитывается нужная манера общения: зрительная ориентировка на участника диалога, правильное использование движений и затормаживание ненужных. Сопутствующих движений. Точное употребление жестов, мимики, умение выслушать собеседника и ответить только после его вопроса или самому задать вопрос только тогда, когда окончил говорить товарищ.

      Осуществляя индивидуальный подход к детям, по необходимости можно применять облегченные формы речи. По заданию логопеда и воспитатель на своих занятиях вводит диалоги, инсценировки, творческое рассказывание.

      Этот этап работы подразделяется на два периода: ребенок отвечает на вопрос полной фразой, его ответ начинается со слов спрашивающего. Фактически это усложненная

форма отраженной речи; вопрос задается таким образом, что в него не включены все слова, необходимые ребенку при ответе. Детей учат отвечать одним, двумя словами, т. е. приближенно к разговорной манере общения.

      Задачи этого этапа. Продолжение работы над просодическими компонентами речи, воспитание длительного выдоха, мягкого голосоначала, слитного произношения  фразы, правильной паузации, темпа, ритма, интонационной выразительности, воспитание умения отвечать на вопрос полной фразой (1 период), одним словом (2 период), работа над диалогической речью, воспитание личностных качеств: активности, инициативы, самостоятельности, творчества, продолжение коррекции нарушений звукопроизношения. Развитие лексико-грамматической стороны речи, осуществление совместного с воспитателем прохождения программы по темам.

Пятый этап.

      Этот этап включает два раздела: воспитание подготовленной самостоятельной речи на материале пересказа и воспитание самостоятельной речи на материале рассказа. Каждый из этих разделов имеет свои задачи. Работа на материале пересказа: обучение дословному пересказу подготовленного текста с последующей драматизацией, пересказу событий, действий по материалам различных игр, воспитание активности, самостоятельности, произвольного поведения во всех видах игр. Продолжение работы по коррекции нарушений звукопроизношения, по развитию легсико-грамматической стороны речи, осуществление указанных выше задач на материале программы развития по развитию речи.

      Воспитание самостоятельной речи на материале рассказа (4 -6). Виды работ: обучение описательному рассказу, рассказу по памяти, творческому рассказу.

      Обучение описательному рассказу: описание внешнего вида игрушки, предмета, бытовых помещений, растений. Рассказ составляется по образцу рассказа логопеда. Используется прием  сравнительного описания двух предметов. Вначале отмечаются признаки сходства, затем – различия. Далее осуществляется переход к обучению описательному рассказу по серии картинок и по одной картинке. Сначала дается совместное описание по одной сюжетной картинке, а далее – индивидуальное задание каждому ребенку.  Сравниваются описания детей по описанию, включается описание по памяти, сюжеты картинок берутся из жизни детей, труда, времен года.

      Обучение рассказыванию по памяти складывается из: составления совместного рассказа на основе коллективного опыта, составления рассказов на основе индивидуального опыта.

       К пятой неделе и далее дети обучаются составлению творческих рассказов. Руководя составлением рассказов, логопед должен помнить о том, чтобы творческое воображение детей не превращалось в бесцельное фантазирование. В процессе работы по обучению рассказыванию логопед обращает внимание детей на выделение самого главного в рассказе, учит их составлению сначала короткого, сжатого рассказа, затем более распространенного. На этом этапе логопед использует ранее проработанный материал. А также создает большое количество новых игровых ситуаций, в которые органично включает тот или иной вид работы над рассказом. На новом ситуационном и речевом уровне детьми повторяются известные и проводятся новые игры.

      Закрепление активного поведения и свободного общения детей. Задачи работы: содействовать дальнейшему раскрытию и закреплению организаторских качеств детей,

активного творческого начала, дальнейшее воспитание умения анализировать поведение товарищей на занятиях и давать оценку, закрепление умения самостоятельно организовывать и проводить игры с речевым материалом любой сложности.

      Таким образом, под современным комплексным подходом к преодолению заикания понимается лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизиологического состояния заикающегося разными средствами и усилиями разных специалистов. В комплекс лечебно-педагогических мероприятий входят лечебные препараты и процедуры, лечебная физкультура, психотерапия, логопедические занятия, логопедическая ритмитика, воспитательные мероприятия. Цель их – устранение или ослабление речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи; оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом; избавление ребенка от неправильного отношения к своему речевому дефекту, от психологических наслоений, перевоспитание его личности и поведения, социальная реадаптация и адаптация заикающегося.

      Весь лечебно–педагогический комплекс по характеру воздействия на заикающихся можно условно разделить на две составные части: лечебно-оздоровительную и коррекционно-педагогическую. Основными задачами лечебно-оздоровительной работы, которую проводит врач, являются: укрепление и оздоровление нервной системы и физического здоровья заикающегося;  устранение  и    лечение      отклонений    и     патологических проявлений в их психофизическом состоянии (ослабление или снятие речевых судорог, расстройств вегетативно нервной системы, нарушение моторики и другое).

      Основной задачей коррекционно–педагогической работы, которую преимущественно проводит логопед, является: устранение речевых дефектов (перевоспитание неправильной речи) и психологических особенностей заикающихся.

       Логопед организует содружественную медико-педагогическую работу необходимых специалистов (врачей, воспитателей, ритмиста, инструктора по ЛФК, музыкального работника и другие), использующих свои методы и средства при воздействии  на заикающихся.

      К лечебно-оздоровительной работе относятся: создание благоприятной обстановки для лечения, организация режима дня и рационального питания, закаливающие процедуры, лечебная физкультура, медикаментозное лечение, физио- и психотерапия.

      В распорядке дня важно предусматривать достаточное время для отдыха.      Важное значение для детей имеет разнообразие видов деятельности, это вызывает у них депрессию. Для детей возбудимых, подвижных подбираются занятия, игры спокойные, нешумные. Заторможенных нужно активизировать, развивать у них самостоятельность.

      В режиме дня для заикающегося ребенка-дошкольника для сна должно быть  отведено не менее десяти – одиннадцати часов ночью и два  часа днем. Прием пищи  предусматривается   не   позже,  чем за полтора – два часа до сна, ибо в противном случае восстановление силы нервных клеток коры головного мозга во время сна протекает менее интенсивно. Необходимо больше внимания уделять витаминизации пищи заикающегося ребенка. Витамины как биологические катализаторы всех ферментных систем благоприятно влияют на высшую нервную деятельность, реактивные силы и иммунологическое состояние организма.

      В режим дня заикающегося ребенка включаются закаливающие процедуры.

Ежедневные прогулки, игры на свежем воздухе, спортивные развлечения укрепляют нервную систему, создают эмоциональный подъем. Воздушные ванны оказывают активное воздействие и на сердечно-сосудистую систему, нормализуют ее работу.

      Важное значение для закаливания организма ребенка имеют водные процедуры: обтирание, обливание, душ и купание.

      Разные виды закаливания назначаются врачом строго индивидуально в зависимости от состояния здоровья ребенка и особенностей местных условий.

      Лечебная физкультура и физические упражнения, развивая мышечную систему, усиливают работу важнейших жизненных органов – легких и сердца, повышают обмен веществ. Они способствуют укреплению силы и морального духа ребенка, развивают координированные и точные движения, помогают избавиться от скованности или, наоборот, от расторможенности движений, способствуют воспитанию дисциплинированности и собранности.      Все это является необходимой предпосылкой для лучшего функционирования речевых органов заикающегося ребенка и  оказывает положительное влияние на выработку у него правильных речевых навыков. Физические упражнения для заикающихся детей приобретают лечебное значение.

      В лечебных учреждениях для заикающихся детей помимо общих физических используются и специальные корригирующие упражнения на занятиях по лечебной физкультуре (ЛФК).

      Педагогическую часть комплексного подхода составляют коррекционно- педагогическая (логопедическая) работа, которая включает систему логопедических занятий, воспитательные мероприятия, логопедическую ритмику, работу с родителями.

      Логопедическое воздействие в настоящее время осуществляется в двух направлениях: прямом и косвенном. Прямое логопедическое воздействие  реализуется во время индивидуальных и групповых занятиях. Занятия предусматривают развитие общей и речевой моторики, нормализацию и ритма дыхания и речи, активизацию речевого общения, развитие слухового внимания и фонематического восприятия, коррекцию нарушений звукопроизношения, расширение пассивного и активного словаря, совершенствование грамматического оформления фразы, также устраняют психологические отклонения в поведении, вырабатывают правильное отношение к дефекту, развивают интеллектуальные способности, эстетические и нравственные представления, формируют гармонически развитую личность.

      Косвенное логопедическое воздействие - это система логопедизации всех режимных моментов для ребенка и отношения к нему окружающих. Особое значение в этой системе имеет речевой режим

      Воспитывается правильная регуляция  и координация дыхательной, голосовой и артикуляционной функций, правильная речь.

      Содержание речевого материала логопедических занятий, зависит от структуры нарушения, от возраста, контингента заикающихся, течения заикания отношения заикающихся к своему дефекту и др.

      Основные требования к логопедическим занятиям с заикающимися детьми:

      1) занятия отражают основные задачи коррекционно-педагогического воздействия на речь и личность ребенка.

      2)   занятия проводятся по схеме: последовательно, поэтапно, с учетом основных дидактических принципов, индивидуальных особенностей, с опорой на сознательность и активность детей, с использованием пособий, наглядных и технических средств

обучения.

      3) занятия согласовываются  с требованиями программ воспитания и обучения дошкольного возраста.

      4) на занятиях происходят тренировки правильной речи и поведения заикающихся детей в разных условиях.

      5) занятия  организуются  таким  образом,  чтобы  ребенок говорил на них без заикания и сопутствующих нарушений.

      6) занятия поддерживают у ребенка хорошее настроение, бодрость, уверенность в своих силах.

      7) на занятиях с заикающимися постоянно присутствуют образцы правильной речи: самого логопеда, успешно занимающихся детей, магнитофонные записи и пластинки с выступлениями мастеров художественного слова, демонстрационные выступления ранее окончивших успешно курс логопедических занятий и др.

       8) занятия проводятся на фоне правильного отношения окружающих к заикающемуся ребенку и правильного его воспитания.

      Организация самостоятельной работы, заикающегося ребенка направляется на выполнение им заданий логопеда в семейно-бытовых, учебно-воспитательных условиях и в коллективе сверстников.

      Комплектование групп проводится с учетом возраста заикающихся. Разный возраст вызывает необходимость использования своеобразных методик логопедической работы, изменение интенсивности отдельных ее компонентов.

      У дошкольников основное место занимают речевые занятия в игровой форме, воспитательные мероприятия, меньше – медицинские. Важным разделом логопедической работы является логопедическая ритмитика, которая представляет собой систему музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых заданий и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции. Логоритмитика, несмотря на свою организованную систему, является дополнением к логопедическим занятиям, и проводятся как в специально отведенной для нее время, так и включается в занятия логопеда, отчасти воспитателя.

3. Конспект  занятия по данной методике, для детей 4 – 5 летнего возраста.

Примерное занятие по воспитанию вопросно-ответной речи у детей.

Тема занятия: «Птицы».

Цели занятия:

- развитие моторных функций, пантомимики, мимики, активности, самостоятельности, инициативы, произвольного поведения;

- развитие просодии, усвоение вопросительной интонации, вопросно-ответной речи, диалога вербального мышления;

- уточнение представлений и расширение знаний детей о птицах;

- обучение соблюдению правил игры-драматизации, поведению детей в диалогах.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Построение детей. Приветствие .

Логопед. С сегодняшнего дня у нас новое правило: «Внимательно слушай, другим не мешай и вместе на этот вопрос отвечай». Какой сегодня день?

Дети. Сегодня понедельник.

Далее дети хором отвечают на следующие вопросы: «Какое сегодня число? Кто готов к занятию? Какое сейчас время года? Какая сегодня погода?» и т. д.

2. Основная часть.

Логопед. Вспомним, дети, как улетали в теплые края некоторые птицы. Вы - перелетные птицы. Ты, Алеша, какой птицей будешь?

Алеша. Я буду журавлем.

Остальные дети говорят какой птицей они будут.

Логопед. Сначала птицы долго учились летать, они то поднимали крылья, то опускали. (Дети плавно поднимают руки до уровня плеч и опускают, сгибая руки в локтях, имитируя движения крыльев.) Ножки тоже разминали: сгибали, разгибали, а потом начинали летать. (Дети приседают, встают. Затем, стоя на одной ноге, качают другой ногой вперед-назад, сгибая ее в колене. То же выполняют другой ногой. Затем, на носках бегут по кругу, одновременно  имитируя движения крыльев руками.) Улетели перелетные птицы, а у нас остались зимующие.

Дети показывают названные движения. На последующих занятиях зимующие птицы вылетают на поляну, греются на солнышке, отряхиваются, хлопают крыльями, ищут корм.

Логопед. Зимующие птицы греются и ведут хоровод. Все дети спрашивают хором одного, а он им отвечает.

Дети. Ой, да что это за птица?

Ребенок. Я желтогрудая синичка.

Дети. Желтогрудая синичка! Не воробью ли ты сестричка?

Ребенок. Не могу я быть сестричкой, ведь бывает он трусишкой.

Игра-драматизация «Дома ль кум воробей?» Роли  распределяются с помощью считалки. Логопед строит детей в кружок и говорит считалку с детьми, касаясь рукой на каждое слово очередного ребенка.

                                 Мы собрались полетать,

                                 Мы собрались поиграть,

                                 Вдруг сорока прилетела

                                 И тебе водить велела.

Ведущий. Приходит к воробью важный ворон.

Далее диалог ведут двое детей.

1-й ребенок. Дома ль кум-воробей?

2-й ребенок. Дома.

1-й ребенок. Что ты делаешь?

2-й ребенок. Болен, лежу.

1-й ребенок. Что у тебя болит?

2-й ребенок. Болят плечики.

1-й ребенок. Сходи в огород, сорви травку гречку, попарь свои плечики.

2-й ребенок. Парил, ворон, парил. Меня пар не берет, только сердцу придает.

Ведущий. Прискакала к воробью сорока.

Диалог сороки и воробья тот же, только сорока советует больные пяточки попарить травкой-мяточкой. Прилетевшая потом галка советует попарить больной животик травкой-репеек.  

Воробей. Парил, галка, парил. Меня пар не берет, только сердцу придает.

Галка. Как же тебе помочь?

Воробей. Не знаю кумушка,  не знаю голубушка.

Галка. А я придумала. Кум-воробей, отгадай три загадки  и будешь здоров. Соглаен?

Воробей. Согласен.

Галка. Слушай первую загадку:

                                    Выпал снег, но эта птица

                                    Вовсе снега не боится.

                                    Эту птицу мы зовем

                                    Красногрудым …

 

Воробей. Снегирем.

Галка. Правильно. Ну что, легче тебе?

Воробей. Полегче, кумушка, полегче, голубушка.

Галка. Слушай вторую загадку:

                                    Вертится, стрекочет,

                                    Весь день хлопочет.

                                    Кто это?

  

Воробей. Это сорока. Сегодня ко мне приходила.

Галка. Правильно. Лучше тебе кум-воробей?

Воробей. Лучше, кумушка, лучше, голубушка.

Галка. Слушай третью загадку:

                                     Непоседа пестрая,

                                     Птица длиннохвостая,

                                     Птица говорливая,

                                     Самая болтливая.

Воробей. Это кукушка.

Галка. Правильно, кум-воробей. Здоров ли?

Воробей. Здоров, здоров. Спасибо тебе, кумушка, спасибо, голубушка.

Ведущий. И полетели воробей с галкой.

Игра-драматизация «Воробей» Дети выбирают считалкой нового воробья. Ребенок надевает шапочку-маску, летает, приседает, поднимается, скачет.

Дети.                          

                                     Воробей, чего ты ждешь?

                                     Крошек хлебных не клюешь?

                                     

Воробей.

                                     Я давно заметил крошки,

                                     Да боюсь сердитой кошки.

Игра повторяется 2 – 3 раза. При выборе воробья логопед предлагает детям вспомнить другие считалочки:

                                     Птица хочет пробудиться,

                                     Запевает песню птица,

                                     Потому что птице с песней

                                     Пробуждаться интересней. 

На кого пришлось последнее слово считалочки, тот снегирь. Ребенок надевает шапочку-маску, остальные дети ведут хоровод:

Дети.

                                      Ты откуда, снегирек,

                                      Прилетел в наш лесок?

Снегирь.                     

                                       С севера я прилетел,

                                       Вкусных ягод захотел.

                                       Юч-юч-юч, юч-юч-юч.

                                       Звонко песенку пою.

Дети.                            

                                       У нас метели, вьюги злятся.

                                       Ты не будешь их бояться?

Снегирь.

                                       Я не буду их бояться,

                                       Пусть метут и злятся.

                                       Для зимы я приберег

                                       Теплый красный кожушок.

Снегирь кружится в центре хоровода, всем показывает свой кожушок.

3. Организация окончания занятия. Логопед оценивает поведение детей в играх, спрашивает их, в какие игры они играли и каких птиц показывали.  

Заключение

 

      В настоящей работе было уделено внимание теоретическим основам проблемы заикания (исторический аспект, этиология возникновения и пути преодоления заикания). Основная цель данной курсовой работы – раскрыть один из аспектов педагогического воздействия на детей в комплексном методе устранения заикания.

      Для написания данной курсовой работы были использованы литературные источники. Были проведены собственные исследования – представлено логопедическое занятие, соответствующее методике игровой деятельности в преодолении заикания, материалы, предоставленные для работы Бабековой С. Ж.  – логопедом ГОУ «Начальная школа – детский сад» в/ч 03080 МО РФ.

            Многие авторы признают, что заикание – это сложное речевое расстройство, требующее дальнейшего углубленного изучения. Среди многочисленных речевых нарушений оно одно из немногих, механизмы которого до конца не раскрыты, не объяснены в такой степени, чтобы можно было, опираясь на них, разработать высокоэффективную методику устранения этого дефекта. Именно недостаточная разработанность проблемы механизмов заикания и способов преодоления этого речевого расстройства привлекает мое внимание к этому вопросу. По разработке этой проблемы я хотела бы работать в дальнейшем.

  

Приложения.

Приложение 1.

Краткая схема обследования ребенка с заиканием (речевая карта).

- Фамилия, имя ребенка

- Дата рождения

- Дата обследования

- Откуда прибыл в специальную группу

- Данные о ходе речевого развития:

           * первые слова появились в возрасте

           * первые фразы появились в возрасте

           * форсировалось ли речевое развитие, если да, то в какой форме

- Речевая среда:

           * недостатки речи членов семьи

           * темп речи окружающих

           * контакт с заикающимися

           * двуязычие в семье

- Отношение к ребенку в семье – ровное, балуют, излишняя строгость, неровность в обращении (нужное подчеркнуть)

- Обстановка в семье – спокойная, конфликтная (подчеркнуть)

- Реакция ребенка на конфликты взрослых

- Когда появилось заикание

- Течение заикания – постепенное усиление, скачкообразное, временами пропадает (подчеркнуть)

- Отношение в семье к заиканию ребенка

- Реакция ребенка на свой речевой недостаток

- Заключение психоневролога или невропатолога

- Состояние слуха

- Состояние артикуляционного аппарата

- Звукопроизношение – отсутствие, замена, искажение отдельных звуков (подчеркнуть)

- Темп речи

- Вид заикания

- Степень заикания

- Развитие речи – нормальное, недоразвитие (подчеркнуть)

- Элементы недоразвития

- Устойчивость внимания, работоспособность

Заключение логопеда.

Логопедическое обследование ребенка состоит из следующих пунктов, задания в которых предлагаются детям в соответствии с возрастом:

- Исследование моторики;

- Исследование подражательности;

- Исследование импрессивной речи;

- Исследование экспрессивной речи;

- Исследование фонематического анализа:

              * выделение ударного гласного на фоне слова (у заикающихся детей с 4 – 5 лет)

              * выделение согласного на фоне слова (с 5 лет)

              * выделение согласного звука из слова

              * сложный фонематический анализ (с 6 лет)   

- Исследование фонематического синтеза:

              * составление слова из последовательно данных звуков (с 5 лет)

- Исследование фонематических представлений (с 5 лет)

- Исследование состояния лексики (с 3 лет)

- Исследование грамматического строя речи (с 4 лет)

- Исследование способности словообразования

- Исследование характера игровой деятельности:

               * взаимоотношения в играх

               * общественное поведение

               * влияние правил игр на поведение

               * степень игровой активности

               * эмоциональное состояние в игре

Логопедическое заключение.

Содержание логопедического заключения (Алеша Н., возраст 5 лет).

Заикание тонической формы, судороги дыхательно-голосовые средней степени выраженности. Общительность неустойчивая, подражательность полная. Моторно напряжен, сопутствующие движения – притопывает ногой. Эмболофразии а, ну, вот так. Фобии ситуаций выражены не ярко. Степень игровой активности – способен играть, принимая тему и роль от сверстников или взрослого, соблюдает правила при контроле со стороны взрослого или детей, отмечается пассивность. Отличается нерешительностью, вялостью. Стертая дизартрия псевдобульбарной формы: призубный сигматизм шипящих звуков, недоразвитие фонематического анализа при относительно высокой сохранности лексико-грамматического строя речи.

Приложение 2.

Обзор описания примерных игр используемых в  детском саду на различных этапах речевой работы по данной методике.

1. Игры, используемые для тактильного контроля за диафрагмальным дыханием, зрительного контроля за удлинением выдоха, артикуляторной гимнастики, обучения расслаблению мышц рук, ног, шеи и т. д., воспитания правильного дыхательного ритма:

- «Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые» - дутье на полоски тонкой бумаги, силуэты птиц, насекомых, подвешенных на нитках, сдувание пушинок с какой-нибудь поверхности.

- «Забей мяч в ворота» - катание шарика по столу, желобку, карандаша по столу.

- «Проведи свой кораблик» - дутье на плавающие игрушки.

- «Вертит мельница крыло» - дутье на вертушки.

- «Маятник» - дети сидят «по-турецки», руки на затылке, спокойный вдох, пауза в три секунды, наклон вперед – выдох, возврат в исходное положение – вдох. Повторить 3 - 4 раза.

- «Сбор урожая» - дети стоят прямо поднимают руки вверх, чтобы достать яблоки с высокой ветки – вдох, пауза в три секунды, опустить руки, наклонить корпус вперед и в низ – выдох. Повторить 3 – 4 раза.

- «Сыграем на гармошке» - дети стоят прямо, ноги слегка расставлены, руки на поясе. Вдох, пауза в три секунды, наклон в левую сторону – медленный выдох, правый бок растягивается как гармошка. Возврат в исходное положение – вдох. Аналогично наклоны в правую сторону.

2. Игры на развитие моторики:

- Пальчиковая гимнастика.

- Имитация игры на пианино, дудочке – сначала правой рукой, затем левой рукой и обеими руками.

- Безречевые игры с мячом, лентами, обручами.

- «Сильные – слабые» - дети сидят на полу или на стульчиках, логопед рассказывает, какие сильные руки у гребцов, боксеров - дети сильно сжимают пальцы рук. Дальше логопед рассказывает, как сильно упираются гребцы, боксеры ногами – дети сильно сжимают пальцы ног, прижимая их к подошве. Потом спортсмены отдыхают – дети с силой  разжимают пальцы рук и ног и расслабляются, уронив руки вдоль туловища и вытянув ноги.

- «Лошадки» - дети-лошадки долго стоят на морозе, им надо согреться – дети держат руки перед грудью насколько напряженно, стоят на одной ноге, вторая нога согнута в колене, касается носком пола. Дети роняют расслабленные руки, меняют ногу, возвращаются в исходное положение. Повторить 3 – 4 раза.

3. Игры с пением – хороводы – каждая строчка или двустишие стихотворения сопровождаются соответствующими движениями, дети вместе с логопедом повторяют текст и движения к нему.

4. Различные подвижные игры:

- «Воробьишка»;

- «Зайцы и волк»;

- «Сова и мыши»;

- «Цапля и лягушки»;

-  «Курица и цыплята».

5. Игры-драматизации стихотворений:

- «Кисонька-мурысонька»;

- «Тишка»;

- «По грибы»;

- «Сорока и синица»;

- «Лис и мышонок»;

- «Дети и медведь».

6. Творческие игры:

- «Овощи»;

- «Магазин»;   

- «Поликлиника».

7. Дидактические игры:

- «Домино» - на различное темы

- Игры с разборными игрушками: матрешки, бочонки, пирамидки.

- Игры со строительным материалом: кубики, конструкторы.

         

   Список использованной литературы:

1. Заикание / ред. Власова Н. А., Беккер К.-П. – М. «Медицина», 1983.

2. Логопедическая работа в специальном детском саду. // Заикание у дошкольников. / Чевелева Н. А., Филичева Т. Б. – М. «Просвещение», 1987.

3. Логопедия. / ред. Волкова Л. С., Шаховская С. Н. – М. «Владос», 2002

4. Миссуловин Л. Я. Лечение заикания. -  Л. «Медицина», 1988.

5. Основы логопедии. / ред. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. // Заикание. – М. «Просвещение», 1989.

6. Селиверстов В. И. Заикание у детей. // Психокоррекционные и дидактические  основы логопедических занятий. – М. «Владос», 1994.

7. Флерова Ж. М. Логопедия. // Неправильности речи, встречающиеся у

детей.  - Р-на-Д. «Феникс», 2000.

8.  Хватцев М. Е. Логопедия. – М., 1959.

9. Чевелева Н.А. Преодоление заикания у детей. – М. «Издательство Гном и Д», 2001.

10. Волкова Г. А.  Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. // Схема обследования детей с заиканием. – СПб. «Детство-Пресс», 2003.

11. Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников.  – СПб.

«Детство-Пресс», 2003.

12. Лохов М. И., Фесенко Ю. А. Заикание и логоневроз диагностика и лечение. // Исправление речи при заикании: лечение или обучение? – СПб. «Сотис», 2000.