Компьютер как средство обучения

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра педагогики и психологии

Курсовая работа

на тему:

«Компьютер как средство обучения»

Студента 3 курса инженерного факультета

8 группы Кухаря А.А.

Научный руководитель:

к.п.н., доцент Толстова О.С.

2002

Содержание

1.  Введение

3

2.  Урок изо

7

3.  Урок химии

12

4.  Урок математики

15

5.  Урок истории, литературы, родного и иностранного языка

18

6.  Программное обеспечение на российском рынке

21

7.  Применение компьютера за рубежом

25

8.  Урок информатики в 1-м классе

27

9.  Заключение

29

10.  Список литературы

30

1.  Введение

Информатизация общества в современных условиях предусматривает обязательное применение компьютеров в школьном образовании, что призвано обеспечить компьютерную грамотность и информаци­онную культуру учащихся.

Внедрение компь­ютерной техники может позволить одно­временно искать ответ на несколько вопро­сов. Следовательно, в обучении гумани­тарным предметам возникает возможность применять такие педагогические приемы, которые позволяют одновременно рабо­тать по нескольким направлениям, за минимальное время обрабатывая огром­ную информацию, так как человеческая память и мышление получают существен­ную помощь на этапе отбора и сопоставле­ния исходных данных.[1] При этом суще­ственно меняется положение как ученика, так и учителя, по-иному строится их познавательная и обучающая деятельность.

Еще совсем недавно большинству практи­ков да и педагогам-исследователям обсуж­дение различных аспектов проблемы «Шко­ла и ЭВМ» представлялось малоактуаль­ным. На первом эта­пе постановки курса информатики и вычислительной техники в средних школах уточнялось содержание понятий, отрабатывались методики обу­чения, создавались учебные планы и про­граммы. Что же мы имеем сейчас? Почти во всех школах созданы кабинеты ВТ и ра­ботают учителя информатики. Теперь среди важнейших задач совер­шенствования содержания образования прямо формулируется необходимость воо­ружать учащихся знаниями и навыками использования современной вычислитель­ной техники, обеспечить широкое примене­ние компьютеров в учебном процессе, создавать для этого специальные школьные и межшкольные кабинеты.

И так, из каких конкретно компонентов состоит компь­ютерная грамотность выпускника средней школы? Он должен знать общие принципы устройства, работы ЭВМ и ее логико-функциональной структуры, основные на­правления их использования в народном хозяйстве, уметь самостоятельно поставить и решить с помощью ЭВМ простые задачи на вычисление, управление, моделирова­ние, хранение и обработку информа­ции.

Учитывая быстрое развитие индустрии математического обеспечения, интенсив­ную разработку различных пакетов при­кладных программ, можно достаточно обоснованно предположить, что подавляю­щее большинство будущих пользовате­лей ЭВМ не станет самостоятельно готовить программы для решения собственных про­изводственных задач.

А это значит, что общеобразовательное значение в составе компьютерной гра­мотности имеют те знания и умения, которые позволяют достаточно уверенно пользоваться персональной ЭВМ и применять ограниченный набор готовых средств программного обеспече­ния: работа с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, записной книжкой и пр. Овладение всеми этими знаниями и умениями и должно выступать в качестве целевой установки для нового общеобразовательно­го, а не специального профессионального учебного предмета в общеобразовательной школе.

Некоторым придет­ся изучать основы программирования и са­мостоятельно или с помощью профессиона­лов составлять программы. Но таких будет немного. Научиться же формулировать требования к заказываемой программе или пользоваться компьютером с готовыми программами придется чуть ли не каждому специалисту. А для этого нужно понимать, что можно поручить машине и как сформу­лировать это поручение, ибо «дотошность» ЭВМ требует четких и, главное, одно­значных формулировок.

Необходимость автоматизации обучения обосновыва­ли несколькими соображениями: даже са­мый талантливый учитель не в состоянии одновременно адаптироваться к разным уче­никам; в отличие от учителя — человека обучающая машина бесконечно терпелива, неутомима и беспристрастна. Один из аргу­ментов   созвучен   известным   словам К. Д. Ушинского о том, что «учитель не есть машина для задания и спрашивания уроков»[2], т. е. отражает стремление, так сказать, демашинизировать учительский труд, оставить в нем лишь то, что достой­но высококвалифицированного специалиста.

Компьютерная технология   обучения представляет комплекс унифициро­ванных методологических, психолого-педа­гогических, программно-технических и ор­ганизационных средств, предназначенных для интенсификации самостоятельной по­знавательной деятельности (учения), обу­чения или управления учением, а также для игрового человеко-машинного решения учебных и практических задач.[3]

Идея обучения человека с помощью ав­томата, способного адаптироваться к инди­видуальным особенностям своих учеников, зародилась в 50-х гг. на стыке психоло­гии и кибернетики. От этого союза двух наук ждали коренных изменений в сфере школьного образования. Например, в одной из публикаций 60-х гг. утверждалось, что через несколько лет каждый школь­ник окажется в не менее привилегиро­ванном положении, чем Александр Маке­донский, которого учил сам Аристотель. Другие авторы, называя иные имена и ситуации, говорили примерно о тех же сро­ках грядущей революции в обучении. Од­нако подававшее столь большие надежды общее детище психологии и кибернетики было тогда еще в колыбели, а вскоре его постигла обычная участь вундеркин­дов: многообещающий расцвет в младен­честве, затем деградация. Это происходило потому, что принципиальные трудности, возникавшие при конкретизации и практи­ческом применении идеи адаптивного обу­чения, начинали стимулировать подмену большинства связанных с ней понятий. Выхолащивалась ее первоначальная на­правленность на управление мотивами, эмо­циями и другими личностными факторами, влияющими на продуктивность учебной деятельности.

К 70-м гг. идея оперативной адапта­ции процесса обучения к ходу усвоения была уже почти полностью дискредитиро­вана подменявшими ее суррогатами. С тех пор она одиозна. Однако вернуться к ней необходимо, так как трудно правильно оце­нить современное состояние компьютерного обучения и его перспективы, смешивая замысел и результаты его осуществления, идею и ее конкретное наполнение. Ведь дефекты, проявляющиеся в конкретном тол­ковании идеи, не обязательно присущи ей самой. Они могут быть свидетельством ее профанации. Переносить же на нее не­достатки неудачного варианта ее практиче­ского воплощения несправедливо, тем более что речь идет об одной из самых гу­манных идей. Ведь ее суть в том, чтобы на основе гибкой и непрерывной (опера­тивной) адаптации к индивидуальным осо­бенностям каждого ученика предупреждать возникновение у него психологической дискомфортности (потери веры в свои силы, отвращения к учебному предмету и т. п.).

Разрабо­тав особый язык программирования (Лого), до­ступный первоклассникам и формирующий у них компьютерную грамотность, Пейперт на этом конкретном материале (в прин­ципе можно было и на другом) показал реалистичность своего замысла преобра­зовать весь психолого-педагогический фун­дамент школьного образования — поста­вить во главу угла принцип развиваю­щего обучения, пересмотреть под этим углом зрения содержание учебных предметов, навести мосты между формальными знания­ми и интуитивными представлениями, сбли­зить личностный опыт ребенка с научными теориями и на этой основе формировать у детей теоретическое сознание.

Так что же такое компьютерная гра­мотность и как овладеть ею? В учебном пособии по информатике, победившем на конкурсе 1987 г[4]., толкование компьютерной грамотности было дано не столько из тех­нических, сколько из дидактических сообра­жений и определялось как умение читать и писать, считать и рисовать, искать ин­формацию и работать с помощью ЭВМ. Это актуально и сейчас.

Следующий уровень компьютерной гра­мотности связан с умениями искать, на­капливать и перерабатывать в ЭВМ инфор­мацию самого различного рода — в форме таблиц, рисунков, чертежей и различных описаний, оформлять их в виде текстов, передавать по сети ЭВМ, находить и по­лучать их из различных источников, систематизировать, вновь перерабатывать и ис­пользовать для решения различных прак­тических задач. Эти умения и образуют то, что было названо в перспективной программе по курсу информатики инфор­мационной культурой.

Для овладения ею необходимы базы данных и информационно-поисковых си­стем по истории и литературе, памятни­кам архитектуры и произведениям искус­ства, филологии и языкам, биологии и геог­рафии и другим учебным предметам и дисциплинам. Учащихся необходимо на­учить не только работать с этими базами данных, но и наполнять их информацией, проводить ее поиск и анализ, искать ошиб­ки и находить правильные решения.

В таком расширенном понимании инфор­мационная культура естественно соеди­няется с обычным пониманием общечело­веческой культуры. И разница только в том, что новая информационная культура связывается с использованием новейшей информационной и ВТ и средств обра­ботки данных на ЭВМ, позволяющих хра­нить большие объемы информации и про­водить логически осмысленную обработ­ку ее.

В 60—70-е гг. по инициативе ЮНЕСКО в различных государствах начали созда­ваться национальные центры педагогиче­ской документации и информации[5]. Сложный комплексный характер совре­менных педагогических проблем требует усиления кооперации ученых в националь­ных и международных масштабах, ускоре­ния использования научных достижений в общественной практике. С этой целью в странах мира созданы международные, ре­гиональные и национальные центры, в ко­торых собрана информация по различным вопросам образования и педагогической науки.

Работа центров ориентирована на повы­шение эффективности информационного об­служивания всех категорий пользователей, сокращение сроков получения абонентами необходимой для их работы литературы, обеспечение широкого доступа специалистов к базам данных, устранение дублирования при сборе, хранении и обработке научно-педагогической информации.

Наряду с информационной деятельностью отдельные центры принимают участие в ор­ганизации и проведении педагогических ис­следований, разработке учебных и аудиови­зуальных средств обучения, подготовке и пе­реподготовке учителей, школьных библиоте­карей и информационных работников, вы­полняют функции библиотек.

Еще 10—15 лет назад работа с компью­тером требовала квалификации програм­миста, что и приводило к обязательному включению соответствующего компонента в состав компьютерной культуры. Ныне, когда созданы и широко распространены персональные ЭВМ, рабо­та с которыми не требует основательной программистской подготовки, в содержа­нии компьютерной культуры произошли определенные измене­ния, изъятия, увеличилась доступность ее усвоения. К такому же выводу можно прийти, анализируя необходимость включения в со­став компьютерной культуры проблемно-ориентированных язы­ков, призванных облегчить работу пользо­вателю-непрофессионалу[6]. Широкое внедрение персонального компьютера позво­ляет без основательных знаний и умений в области программирования обеспечить лю­бого человека индивидуальными средства­ми для решения сложных задач различ­ного предметного содержания.

Создание серьезных программных си­стем, ориентированных на использование в тех или иных предметных областях,— сложная комплексная междисциплинарная задача, эффективность решения которой во многом определяется широтой профес­сиональных и фундаментальных научных знаний их разработчиков, относящихся обычно не к одной, а к нескольким обла­стям. Сказанное в полной мере относит­ся и к компьютеризации в сфере образо­вания. Достаточно вспомнить, например, что многие ведущие авторы Лого-проекта были одновременно специалистами в раз­личных областях знаний: технологии обу­чения, психологии, математики, искусствен­ного интеллекта и т. д[7].

Поэтому очень важно учить школьников не решать абстрактные, отвлеченные зада­чи на ЭВМ, составляя для этого программы на том или ином языке программирова­ния, а именно ставить в известных им обла­стях знаний и деятельности задачи в та­ком виде, чтобы их можно было решить на компьютере, а потом уже находить опти­мальные способы решения, пользуясь име­ющимися программными средствами, не исключая, конечно, в отдельных случаях и самостоятельную разработку необходи­мых программ.

В следующих разделах рассказывается о применении вышесказанного на уроках изобразительного искусства, химии, математики, истории, литературы, родного и иностранного языка; приводятся примеры использования конкретных программ в учебном процессе.

2.  Урок изо

Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: о тестирования учащихся, учета их личностных особенностей до игры. Компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, т.е. возможны два вида направления компьютеризации обучения: изучение информатики и также его использование при изучении различных предметов. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения. Еще никогда учителя не получали столь мощного средства обучения.

Компьютер значительно расширил возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды.[8]

Компьютер позволяет усилить мотивацию ученика. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений позитивно сказывается на мотивации.

Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. Одним из источником мотивации является занимательность. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы, и очень важно, чтобы эта занимательность не стала превалирующим фактором, чтобы она не заслоняла учебные цели.

Компьютер позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, погружая учащихся в определенную игровую ситуацию, давая возможность учащимся запросить определенную форму полмощи, излагая учебный материал с иллюстрациями, графиками и т.д.

Значительно расширяются типы задач, с которыми учащиеся работают: моделирование, составление алгоритма, программирование и т.д.

Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.[9] Компьютер позволяет проверить все ответы, а во многих случаях он не только фиксирует ошибку, но довольно точно определяет ее характер, что помогает вовремя устранить причину, обуславливающую ее появление. Ученики более охотно отвечают компьютеру и если компьютер ставит им двойку, то горят желанием как можно скорее ее исправить. Учителю не нужно призывать учащихся к порядку и вниманию. Ученик знает, что если он отвлечется, то не успеет решить пример или записать слово, т.к. на экране через 10-15 с появится следующее задание.

Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, позволяет учащимся наглядно представить результат своих действий.

Применение компьютерной техники делает урок привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно.

Развитие познавательных интересов, формирование интересов, потребностей личности школьника осуществляется различными средствами, в том числе и средствами изобразительные искусства.

Успех здесь может быть обеспечен лишь тогда, когда учащийся наряду с самостоятельной изобразительной деятельностью подготовлен к восприятию картин, рисунков, скульптур, произведений архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Учитель начальной школы обязан научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук. Поэтому одна из главных целей – развивать познавательные процессы.

Познавательная деятельность развивает познавательные процессы, логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны.

Активизировать внимание ученика, заинтересовать в правильном создании изображения помогает учителю использование специальных программ ЭВМ по изобразительному искусству.

Умение грамотно организовать работу на уроке, создать условия непринужденности и заинтересованности у всех учащихся позволяет учителю использовать дополнительные возможности (например, применение ЭВМ) для развития художественных способностей каждого ребенка. Такая организация занятий помогает в более короткое время вспомнить и закрепить те изобразительные приемы, которые известны детям с дошкольного возраста, полнее обеспечить овладение вновь показанными учителем.

Развивающее значение ЭВМ для развития способностей младшего школьника очень велико. Применение компьютеров на уроке ИЗО создает эмоциональный настрой, это, в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного творчества. Изучая жанры живописи, и знакомя детей с названием того или иного технического приема, с новым художественным материалом, термином используется компьютер. Это вызывает большой интерес у детей к изучаемому термину или понятию, повышает внимание и в то же время является повторением известных ранее названий материалов и инструментов, терминов, используемых художником.

Особенно важно применение компьютеров после продолжительного объяснения нового материала или многократного повторения способа изображения, чтобы снять у ребенка усталость. С этой целью можно использовать игровые программы, где, например, детям предлагается разложить в определенной последовательности репродукции картин с изображением разных времен года, разложить их по жанрам, объединить предметы декоративно-прикладного искусства в группы по видам или составить узор из отдельных разных предлагаемых элементов.

Включение игровых предметов может быть использовано и для закрепления изученного материала, обобщения при показе основных приемов работы.

Использование различных форм и приемов работы на уроке изобразительного искусства позволяет ребенку активно включаться в творческий процесс, развивать воображение и фантазию, помогает видеть новое его решение в той или иной технике, обогащать первоначальный замысел, и результат изобразительной деятельности приобретает большую выразительность. Органично включение в ход занятия компьютеров, отдельные приемы работы в различной технике создают необходимые условия для развития у детей творческих способностей на уроках изобразительного искусства.

ЛОГО – язык программирования и вместе с тем особая обучающая сфера. Разработали Лого ведущие американские исследователи в области искусственного интеллекта. Язык этот по синтаксису предельно прост и близок к естественному. В то же время он обладает мощными современными средствами, формирующими культуру мышления и позволяющими создавать программы очень лаконичные, прозрачные по структуре и эффективные.[10]

Лого – заместительное средство для моделирования чего угодно. В распространении от одного до четырех исполнителей – черепашек, которые могут менять свою форму, создавать рисунки, двигаться по любым траекториям с разными скоростями, сообщить вам данные о той области экрана, где они находятся. Лого – прекрасное средство для развития мышления и самостоятельных исследований в самых разных интеллектуальных областях и с различными уровнями сложности.

Вы сможете создавать с ребятами любые тексты, обучающие и даже обучаемые. Ваши ученики смогут изучать Лого все школьные годы, создавая, играя и работая с простыми картинками и мультиками, а позже с другими программами. Можно вести уроки, начиная с младших классов и кончая старшеклассниками.

Представление об уравновешенности и гармонии свойственны народам с древних времен. Мы все имеем интуитивное представление о том, что такое симметрия. Однако для того, чтобы ее обнаружить (почти везде), надо знать, как ее искать. И тогда, как утверждает американские математик М. Сенешаль, прослеживание узоров симметрии, постижение связей между отдельными частями и целым способно доставить особую радость и может стать источником интеллектуального наслаждения.

Лого – среда, которая позволяет постичь красоту законов симметрии даже учащимся начальной школы. Самая простая снежинка, обладающая поворотной симметрией шестого порядка, может быть запрограммирована детьми в начале обучения командам черепашки. Снежинки, расположенные на экране в определенном порядке доставляют ребенку неожиданную радость. Это его первые орнаментальные построения, в которых реализуется свойственная человеку любовь к гармонии и упорядоченности.

Геометрия черепашки чрезвычайно удобна для решения задач формального и композиционного построения орнамента. Всякий орнамент является геометрически правильным. Это означает, что его можно разделить без остатка на равные части относительно некоторого геометрического признака. Творческая задача в построении орнамента состоит, прежде всего, в разработке основного мотива орнамента, повторяемостью которого на соседних участках и создается орнаментальная композиция.

Мотивы орнамента – это сложные построения, состоящие из комбинаций простых (первичных узоров). К таким первичным узорам относятся:

·        точка, мало значащая сама по себе, но дающая эффект при ее уместном расположении и повторении;

·        линия или лента, применяющаяся для разграничения определенных мотивов орнамента;

·        зигзаг (ломаная линия);

·        многоугольник (треугольник, квадрат, ромб и др.)

·        синусоида и спираль;

·        всевозможные кресты и свастики;

·        круг, полукруг, дуга и др.

Графический орнамент разворачивается на двумерной картинной плоскости. Следовательно, среда Лого является очень удобным инструментарием для построения орнаментов. С одной черепашкой реализуются методы совмещения, а с несколькими становятся очень наглядными процессы построения орнаментов с зеркальной симметрией.

Для начального этапа работы из класса геометрических орнаментов могут быть выделены только те, которые основаны на использовании различных многоугольников в качестве первичных элементов. Просто дух захватывает, когда взгляду открываются потрясающие своей красотой памятники Самарканда. На совершенную архитектурную конструкцию многих из них нанесены квадратный” орнамент – орнамент, составленный из разноцветных симметрично расположенных квадратов. Вхождение в Лого без квадрата не обходится: квадраты рисуют, закрашивают, поворачивают, из них строят домики и т.д.

Оформление новых команд для черепашки (“квадрат” и “треугольник”) позволяет перейти к построению орнаментальных композиций.

1.     “Полоска” – полосовой орнамент, который строится как ряд из плоских квадратов, основной мотив. В качестве параметров команды задаются значения стороны квадрата и их количества в полоске. Отметить, что всякая новая команда оформляется с соблюдением принципа, прозрачности черепашки (черепашка всегда возвращается в исходное состояние, нарисовав первый фрагмент).

2.     “Разрез шишки” – полосовой орнамент, построенный из прямоугольных треугольников, лежащих на гипотенузе, т.е. прямым углом вверх, и соединяющихся друг с другом , ограниченный сверху линией соответствующей длины.

3.     “Зигзаг” – бордюр, составленный из двух “разрезов шишки”, зеркально-симметрических и сдвинутых друг относительно друга на половину гипотенузы прямоугольного треугольника.

Обилие орнаментов бесконечно. Начав с прямоугольных орнаментов, дети с увлечением переходят к построению более сложных художественных структур на основе круга, дуг и спиралей.

Изучая геометрию орнаментов, дети приобщаются к художественному культурному наследию своего народа и народов всего мира, глубже знакомятся с историей стран и народов.

Программа “Геометрия фигуры”

В программе представлена классификация геометрических фигур по форме и цвету. В центре экрана появляются геометрические фигуры, разные по форме и цвету, и предлагается разместить:

1.     круги в верхней части экрана, а треугольники – в нижней;

2.     квадраты в левой части экрана, а прямоугольники – в правой;

3.     фигуры зеленого цвета в правой части экрана, красного цвета – в левой;

4.     три треугольника в правом верхнем углу, а два круга – в левом нижнем.

Возможны и другие задания, программа даст широкий простор фантазии. Выбор конкретной фигуры производится с помощью указателя-стрелки, которая перед началом работы находится в правом верхнем углу экрана. Клавишами управления курсором указатель устанавливается на нужную фигуру. При нажатии клавиши “ввод” указатель пропадает и появляется возможность перемещать выбранную фигуру клавишами управления курсором. Как только фигура приведена на отведенное ей место, она фиксируется клавишей “ввод”. Работа с последующими фигурами осуществляется аналогично. После выполнения задания нажимается клавиша “пробел” и на экране появляется новый набор фигур (состав фигур и их цвет подбираются случайно).

Дети с интересом работают на ЭВМ. Их привлекают динамика, яркость разнообразие сюжетов. Они быстро осваивают клавиатуру, что создает предпосылки для дальнейшей успешной работы на ЭВМ. Освоение клавиатуры осуществляется постепенно. Каждая программа отрабатывает какую-то группу клавиш (цифры, клавиши со стрелками, пробели др.)

Работа на ЭВМ вырабатывает усидчивость, внимательность, аккуратность. Как следствие, повышается эффективность обучения.

3.  Урок химии

Информационная технология открывает для учащихся возможность лучше осознать характер самого объекта, активно включиться в процесс его познания, самостоятельно изменяя как его параметры, так и условия функционирования. В связи с этим, информационная технология не только может оказать положительное влияние на понимание школьниками строения и сущности функционирования объекта, но, что более важно, и на их умственное развитие. Использование информационной технологии позволяет оперативно и объективно выявлять уровень освоения материала учащимися, что весьма существенно в процессе обучения.

Вопросам использования вычислительной техники в обучении химии посвящены многочисленные труды методистов-химиков: И.Л.Дрижун, А.Ю.Жегин, Э.Г.Злотников, Н.Е.Кузнецова, М.С.Пак, Т.А.Сергеева, M.Bilek, B.Brestenska, A.Burewicz, H.Gulinska, J.Holy, J.Hurek, F.Kappenberg, K.Kolar, I.Moore, K.Nowak, R.Piosik, A.Suchan, A.Sztejnberg и другие. Ими рассмотрено применение электронной техники для составления контрольных работ, моделирования химических процессов и явлений, компьютеризации химического эксперимента, решения задач и проведения количественных расчетов, разработки учащимися алгоритмов и программ действий на базе компьютеров, осуществления самоконтроля и стандартизированного контроля знаний.

Традиционный путь учебного познания заключается, согласно понятиям диалектической логики, в переходе от явления к сущности, от частного к общему, от простого к сложному и т.д. Такое “пошаговое” обучение позволяет ученику перейти от простого описания конкретных явлений, число которых может быть весьма ограниченным, к формированию понятий, обобщений, систематизации, классификации, а затем и к выявлению сущности разных порядков. Новый путь познания отличается большим информационным потоком, насыщенностью конкретикой (т.е. фактами), позволяет быстрее проходить этапы систематизации и классификации, подводить фактологию под понятия и переходить к выявлению различных сущностей. Однако скорость таких переходов и осмысления фактов, их систематизация и классификация ограничены природными возможностями человека и довольна слабо изучены. В связи с этим, соотношение традиционного и информационного потоков учебной информации не может быть точно определено. Сюда же относится и проблема ориентации учащихся в потоке информации, предоставляемой компьютером.

В результате использования обучающих ППС происходит индивидуализация процесса обучения. Каждый ученик усваивает материал по своему плану, т.е. в соответствии со своими индивидуальными способностями восприятия. В результате такого обучения уже через 1-2 урока (занятия) учащиеся будут находиться на разных стадиях (уровнях) изучения нового материала. Это приведет к тому, что учитель не сможет продолжать обучение школьников по традиционной классно-урочной системе. Основная задача такого рода обучения состоит в том, чтобы ученики находились на одной стадии перед изучением нового материала и при этом все отведенное время для работы у них было занято. По-видимому, это может быть достигнуто при сочетании различных технологии обучения, причем обучающие ППС должны содержать несколько уровней сложности. В этом случае ученик, который быстро усваивает предлагаемую ему информацию, может просмотреть более сложные разделы данной темы, а также поработать над закреплением изучаемого материала. Слабый же ученик к этому моменту усвоит тот минимальный объем информации, который необходим для изучения последующего материала. При таком подходе к решению проблемы у преподавателя появляется возможность реализовать дифференцированное, а также разноуровневое обучение в условиях традиционного школьного преподавания.

“Машинное” и человеческое мышление существенным образом различаются. Если машина “мыслит” только в двоичной системе, то мышление человека значительно многостороннее, шире и богаче. Как использовать компьютер, чтобы развить у учащихся человеческий подход к мышлению, а не привить ему некий жесткий алгоритм мыслительной деятельности?

Процесс внедрения информационной технологии в обучение школьников достаточно сложен и требует фундаментального осмысления. Применяя компьютер в школе, необходимо следить за тем, чтобы ученик не превратился в автомат, который умеет мыслить и работать только по предложенному ему кем-то (в данном случае программистом) алгоритму. Для решения этой проблемы необходимо наряду с информационными методами обучения применять и традиционные. Используя различные технологии обучения, можно приучить учащихся к разным способам восприятия материала: чтение страниц учебника, объяснение учителя, получение информации с экрана монитора и др. С другой стороны, обучающие и контролирующие программы должны предоставлять пользователю возможность построения своего собственного алгоритма действий, а не навязывать ему готовый, созданный программистом. Благодаря построению собственного алгоритма действий ученик начинает систематизировать и применять имеющиеся у него знания к реальным условиям, что особенно важно для их осмысления.

Работая с моделирующими ППС, пользователь может создавать различные объекты, которые по некоторым параметрам могут выходить за грани реальности, задавать такие условия протекания процессов, которые в реальном мире осуществить невозможно. Появляется опасность того, что учащиеся в силу своей неопытности не смогут отличить виртуальный мир от реального. Виртуальные образы могут сыграть и положительную дидактическую роль. Информационная технология позволит учащимся осознать модельные объекты, условия их существования, улучшая, таким образом, понимание изучаемого материала и, что особенно важно, их умственное развитие.

При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание информационных технологий с другими (традиционными) средствами обучения. Наличие обратной связи с возможностью компьютерной диагностики ошибок, допускаемых учащимися в процессе работы, позволяет проводить урок с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Контроль одного и того же материала может осуществляться с различной степенью глубины и полноты, в оптимальном темпе, для каждого конкретного человека. Информационную технологию наиболее целесообразно применять для осуществления предварительного контроля знаний, где требуется быстрая и точная информация об освоении знаний учащимися, при необходимости создания информационного потока учебного материала или для моделирования различных химических объектов.

При выборе ППС для реализации различных учебных задач необходимо учитывать их тип и структуру. Известно, что структура ППС зависит от его назначения. Так, основной функцией обучающей программы является обучение, контролирующей - контроль, а ППС обучающе-контролирующего типа совмещают в себе обе эти функции. Обучающие ППС предполагают наличие двух составляющих: демонстрационной, выводящей на экран информацию согласно заранее разработанного сценария и имитационно-моделирующей, позволяющей пользователю управлять динамикой изучаемого процесса. Демонстрационная часть программы предполагает, что все числовые данные и варианты ответов, а также художественные образы и графики, заложены разработчиками в компьютерную программу. Работая с этой частью программы, пользователь (учитель, ученик) в процессе демонстрации уже не имеет возможности включаться в технологический процесс и управлять им. Все (изменение параметров, скорость протекания реакции и т.д.) должно быть учтено на этапе составления такой программы и ее использование наиболее целесообразно при объяснении нового материала (лекции, семинары).

С методической точки зрения наибольший интерес представляет имитационно-моделирующая составляющая часть программы, которая позволяет ученику как бы “погрузиться” в изучаемый процесс, меняя те или иные его параметры, управлять этим процессом и достигать желаемые результаты. Здесь наиболее ярко проявляется присущая исключительно компьютеру обучающая функция программы.

Анализ отечественных и зарубежных ППС обучающе-контролирующего типа позволил выявить имеющиеся в них положительные и отрицательные моменты. К основным недостаткам можно отнести следующие: большинство разработанных ППС предназначены для изучения отдельных тем или разделов учебника, не учтены общедидактические и общепедагогические задачи, слабо развиты эффективные системы самоконтроля, отсутствует информационный поток знаний. К достоинствам следует отнести наличие редактора справочной информации, открытой (сопряженной с графическим редактором) библиотеки графических фрагментов, режима произвольно регулируемой лупы для корректировки деталей изображения и др.

К сожалению, при разработке традиционного курса химии не предполагалось использование информационной технологии, в связи с чем необходимо было разработать критерии отбора учебных тем, которые целесообразно изучать с применением информационной технологии. Критерии отбора учебных тем по химии для компьютерного обучения можно сформулировать следующим образом: учебный материал темы должен способствовать созданию информационного потока, используемого как для вывода теоретического знания, так и его применения; содержание темы должно предполагать возможности управления учащимися моделями химических объектов. Эти критерии, а также анализ школьных учебников для компьютеризированного курса, позволяют отобрать учебные темы традиционного курса, изучение которых можно проводить с использованием ПЭВМ.

Разработка специального учебного компьютерного курса выдвигает новые требования к отбору содержания, позволяющие формировать целенаправленные учебные информационные потоки. Критерии отбора содержания для такого курса можно свести к следующим положениям: 1) отбираемое содержание должно способствовать созданию потока информации; 2) отбираемый материал должен быть адаптирован для учащихся соответствующего возраста; 3) отбираемый материал должен включать различные виды наглядности; 4) отбираемое практическое содержание должно способствовать построению моделей объектов разного рода и выявлению закономерностей их функционирования; 5) конструкция содержания должна способствовать классификации и систематизации потока информации, предъявляемой учащимся.

Таким образом, очевидно, что применение информационной технологии в процессе обучения химии по традиционным программам возможно лишь эпизодически, при изучении отдельных тем. Для более полного и систематического применения информационной технологии в процессе обучения химии необходимо переработать школьные программы в соответствии с учетом возможностей.

4.  Урок математики

Впервые ЭВМ применялись для проведе­ния расчетов в ядерной физике, т. е. маши­ны использовались как мощные програм­мные вычислители[11]. Практика показала, с одной стороны, их высокую эффектив­ность и, с другой — потенциальные воз­можности для решения других задач. Так постепенно ЭВМ осуществили «экспан­сию» в области ракетной техники (траекто­рии ракет и спутников), метеорологии (прогнозы погоды), в техническом проекти­ровании (выбор оптимальных решений, моделирование технических устройств), управлении (станками, транспортными средствами, технологическими процесса­ми), научных исследованиях (автоматизация экспериментов, сбор и отработка информа­ции, моделирование сложных систем и ди­намических процессов), в информационном обслуживании (хранение, поиск и выдача информации) и др. Сфера их применения постоянно расширяется.

Как помочь ребенку изучить такой сложный предмет, как математика? Такой воп­рос задают себе, наверное, многие учителя и родители. Традиционные методы преподавания школьной математики установились давно, и один из них - алгоритмический, заключающийся в том, чтобы ре­шить как можно больше задач в ка­ждом разделе. Причем последние разбиты на несколько этапов, кото­рые проходят последовательно.

Компания «МедиаХауз» издала «Курс математики 2000 для школьников и абитуриентов», разработанный Л.Я. Боровским, построенный именно но такому принципу. Устанавливается программа довольно просто. После регист­рации каждой темы появляется график, относящийся к какой-либо из входящих и нес задач, и окно, где можно выбрать эту задачу. Отметив требующуюся, следует указать вариант ее реше­ния и максимально возможной оценки: автопилот (оценки нет), студент (три), доцент (четыре), профессор (пять). В процессе решения задачи требуется отве­чать на задаваемые программой вопросы (выбрать один из не­скольких вариантов или ввести формулу), которые ставятся на определенном этапе. На вопро­сы следует отвечать в течение определенного времени — каж­дая просроченная минута расце­нивается как ошибка. За каждый ответ проставляются оценки, ко­торые заносятся в журнал. Все промежуточные преобразова­ния программа выполняет и вы­водит на экран автоматически.

Данный продукт целесообраз­но использовать для того, чтобы быстро повторить некоторые раз­делы математики перед экзамена­ми, а также для выработки навы­ков решения задач.

Коротко о продукте: Курс математики 2000 для школьни­ков и абитуриентов Л.Я. Боревского. Базовый — содержит электронный учеб­ник-справочник по алгебре для средней школы и интерактивную систему реше­ния задач. Курс математики 2000 для школьников и абитуриентов Л.Я. Борев­ского. Полный — включает большее ко­личество задач, а также печатное учеб­ное пособие.[12]

Свободное владение техникой построения графиков различных функций позволяет решать многие задачи в области математики и физики, а порой является единственным средством их решения. Учеников привлекает наглядность графического способа задания функции, т.е. возможность увидеть функциональную зависимость y=f(x), а умение строить графики функций представляет большой самостоятельный интерес.

Уже около сорока лет ведутся разработки в создании программ-графопостроителей, облегчающих работу человека в данной области. Одна из таких программ - Advanced Grapher.

Advanced Grapher – мощная, но удобная в работе программа для построения графиков, вычерчивания кривых и вычисления. AG помогает чертить различные графики и анализировать их. Можно строить графики декартовых (Y(x) and X(y)), полярных и параметрических функций, табличные графики (чертятся по таблице значений), уравнения (неявные функции), неравенства и системы неравенств и наклонных полей. Возможности вычислений: регрессионный анализ, интегрирование, получение нулей и экстремумов функций, пересечений, производных, уравнений тангенсов и нормалей, числовой интеграции.

Также Advanced Grapher имеет множество удобных настроек стиля осей координат, сетки, фона и вида самих графиков, а также возможность импортировать графические изображения. Программа поддерживает английский, немецкий, итальянский, французский, испанский, португальский, голландский и русский интерфейсы. Поддержка некоторых других языков доступна на домашней странице Advanced Grapher. Немаловажным является бесплатная регистрация для жителей бывшего СССР – для этого нужно просто выбрать русский язык интерфейса при установке.

Одна из задач ЭВМ - автоматизация труда, повышение эффективности научных исследований. Основная особенность ЭВМ - ориентация на применение пользователями, не владеющими языками программирования. Такой подход позволяет преодолевать языковой барьер, отделяющий человека от машины. С этой целью разрабатываются пакеты прикладных программ, рассчитанные на широкие круги специалистов. К подобным пакетам относится MATHCAD.

MATHCAD - универсальный математический пакет, предназначенный для выполнения инженерных и научных расчетов. Основное преимущество пакета - естественный математический язык, на котором формируются решаемые задачи. Объединение текстового редактора с возможностью использования общепринятого математического языка позволяет пользователю получить готовый итоговый документ. Пакет обладает широкими графическими возможностями, расширяемыми от версии к версии. Практическое применение пакета существенно повышает эффективность интеллектуального труда.

От других продуктов аналогичного назначения, например, Maple & Theorist (компании Waterloo Maple Software) и Mathematica (компании Wolf Research), MATHCAD (компании Mathsoft) отличается ориентация на создание высококачественных документов (докладов, отчетов, статей). Работа с пакетом за экраном компьютера практически совпадает с работой на бумаге с одной лишь разницей - она более эффективна. Преимущества MATHCAD состоит в том, что он не только позволяет провести необходимые расчеты, но и оформить свою работу с помощью графиков, рисунков, таблиц и математических формул. А эта часть работы является наиболее рутинной и малотворческой, к тому же она и времяемкая и малоприятная.

И так, перечислим основные достоинства MATHCAD`a.

Во-первых, это универсальность пакета MATHCAD, который может быть использован для решения самых разнообразных инженерных, экономических, статистических и других научных задач.

Во-вторых, программирование на общепринятом математическом языке позволяет преодолеть языковой барьер между машиной и пользователем. Потенциальные пользователи пакета - от студентов до академиков.

И в-третьих, совместно применение текстового редактора, формульного транслятора и графического процессора позволяет пользователю в ходе вычислений получить готовый документ.

Пакет MATHCAD предоставляет широкие графические возможности. Кроме того, здесь можно использовать чертежи и рисунки, полученные в других графических системах. В MATHCAD`e представлены следующие виды графиков: декартовый, полярный, поверхности, карта линий уровня, векторное поле, трехмерный точечный, трехмерная столбчатая диаграмма.

Но, к сожалению, популярный во всем мире пакет MATHCAD фирмы MathSoft, в России распространен еще слабо, как и все программные продукты подобно рода.

Наверное, это оттого, что люди, живущие в России, ещё не привыкли к тому, что решить систему дифференциальных уравнений из пяти переменных шестого порядка можно не только с помощью карандаша и бумаги, но и с помощью компьютера и MATHCAD`a. Зачем человеку с высшим образованием, который знает и может решить эту систему, решать её на бумаге, когда можно переложить эту рутинную работу на плечи мощных вычислительных машин. Другое дело учащиеся учебных заведений. Они конечно же, решат эту систему, но получив в ответе массу чисел и выражений, не будут знать, где ответ и правильный ли он. Потому что они не понимают смысла того, что делают. Поэтому, компьютеры в учебных заведениях безусловно, нужны, но только для студентов старших курсов. Ну а студентам младших курсов они нужны лишь для того, что бы учится на них работать и программировать, а использование готовых программных продуктов возможно лишь только при понимании задач и знания принципа её решения.

5.  Урок истории, литературы, родного и иностранного языка

В науке существуют различные точки зрения на возможность применения компь­ютеров в гуманитарной области. Одни ученые считают, что это может привести к дегума­низации образования, и предлагают ограни­чить область применения компьютеров сферой предметов естественно-математи­ческого цикла. При этом высказывается точка зрения, что именно гуманитарные предметы должны выступать своего рода защитой человека от ЭВМ. Другие утверж­дают, что разумное использование компь­ютеров в школьном гуманитарном образо­вании может дать положительные результа­ты, иногда даже более эффективные, чем при традиционной методике обучения.

Оставив крайние точки зрения, рассмот­рим возможности использования компьютера в качестве эффективного средства обучения на уроках истории, литературы, русского и иностранного языков и т. д.

Большинство методистов считают, что компьютер целесообразно применять лишь при условии хорошего программного обес­печения в случае действительной необходи­мости. Программы, применяемые в гумани­тарном образовании, подразделяются на два основных вида: тренировочные и обуча­ющие.[13]

Первые, предназначенные преимущест­венно для отработки и закрепления умений и навыков (хронологических, картографиче­ских, лингвистических и др.), не только предъявляют информацию (текст, график, дату, карту), но дают решение или правиль­ный ответ. Существует точка зрения, что эти программы рассчитаны на детей с за­медленным уровнем развития. В обычном классе они не целесообразны, так как имеют ограниченное педагогическое воз­действие. Это подтверждает и зарубежный опыт.

Вторые направлены на реализацию знаний и умений на уровне требований предмета. Обучающие программы можно классифицировать так:

1. Демонстрационные, которые показыва­ют запланированный ход того или иного явления, используя графические, цветовые, звуковые возможности компьютера.

2. Моделирующие, которые позволяют получить различные результаты, меняя факторы, влияющие на ход событий. Напри­мер, учащиеся могут моделировать с по­мощью компьютера войну, восстание, рево­люцию, переворот и т. д. Им предлагается выступить в качестве руководителя или участника события; принять решение на основе сбора и анализа всей имеющейся информации. Компьютер помогает преодо­леть упрощенный, прямолинейный, тради­ционно-описательный подход к рассмотре­нию исторических явлений и процессов, способствует выработке альтернативного взгляда на события прошлого и совре­менности во всей их сложности и противо­речивости.

3. Обучающие игры — программы, со­здающие ситуацию, цель которой — разви­тие интересов и способностей школьников, навыков работы с компьютером.

4. База данных — это программы, основа которых — способность ЭВМ хранить огромную информацию и оперативно пред­ставлять ее учащимся при решении тех или иных познавательных задач. Например, для ответа на вопрос по истории учащимся необходимо проанализировать документы и отобрать в них необходимые факты, понятия, идеи и др. Такая работа обычно занимает много времени, а с помощью компьютера это можно сделать неизмери­мо быстрее. Наиболее распространены базы данных, относящиеся к хронологии, народонаселению, местам событий, истори­ческим деятелям, документам, статистике и т. д. Использование баз данных особенно актуально в связи с наличием «извечной» методической проблемы глубины и прочно­сти знаний. Известно, что возможности человеческой памяти ограниченны (не бо­лее 5 % получаемой информации)[14], а источ­ники информации часто труднодоступны, поэтому преимущества синтеза человече­ской и компьютерной «памяти» в виде баз данных очевидны.

Поиск истины путем самостоятельной работы с информационными базами дан­ных — вот реальный путь перестройки ме­тодической системы обучения обществен­ным и другим гуманитарным дисциплинам. Приобретая опыт работы с базами данных, учащиеся смогут самостоятельно находить решение самых различных учебных задач.

Компьютер особенно эффективен при обучении обществоведению и новейшей истории, которые наиболее тесно связаны с современной действительностью. Воз­можность оперативного использования на этих уроках последних статистических дан­ных и текущей общественно-политической информации значительно повышает обра­зовательно-воспитательное воздействие курсов. Ни одно другое средство обучения не может предоставить таких возможно­стей, так как обновление их содержания происходит относительно медленно. Осо­бенно это касается школьного учебника, который переиздается раз в 4 года.

Существенную помощь может оказать компьютер на уроках литературы, родного и иностранного языков. Так, например, для более глубокого понимания и оценки художественного произведения методиче­ски целесообразно показать учащимся историческую и общественно-политичес­кую обстановку эпохи. На экран дисплея можно оперативно вывести фрагменты из критических статей, первоначальные набро­ски автора, заметки, черновики и др. По этим материалам можно развернуть кол­лективную поисковую работу, а также дать индивидуальные задания учащимся с уче­том степени их трудности.

Один из возможных аспектов использова­ния компьютера на уроках литературы — это банки данных в виде биографических и хронологических сведений о творчестве писателя.

Большие возможности открывает компь­ютер для развития речи учащихся путем редактирования текстов письменных ра­бот, отзывов и рецензий, составления библиографий и т. д. В перспективе компь­ютер также может перевести содержание книг на дискету и вывести его на экран дисплея, что не только облегчит их хране­ние, но и изменит пути общения с печатным текстом.

При обучении иностранному языку компьютер предоставляет неограниченные возможности отработки лексических и ком­муникативных умений и навыков.

Таким образом, использование компь­ютера на уроках гуманитарного цикла может позволить помимо традиционных методик использовать принципиально но­вые методы обучения и формы организации занятий. Более того, наличие вариативного программного обеспечения дает учителю возможность одновременного сочетания на одном уроке разных методик для разных групп учащихся. Возможны: индивидуаль­ная форма подачи учебного материала, выборочные опросы и тренировочные упражнения, коллективная и индивидуаль­ная работа школьников, дискуссии, поиско­вые эксперименты и т. д., и т. п.

6.  Программное обеспечение на российском рынке

Многие столетия процесс передачи знаний происходил посредством личного общения учителя с учеником. Со временем основной объем знаний мы стали получать из книг. Од­нако книга не всегда заменяет диалог с учи­телем. Например, для изучения иностранного языка необходимо слышать и желательно об­щаться с носителем языка.

Сегодня к двум основным способам обуче­ния — занятиям с учителем, чтению учебни­ков — добавилось еще одно. Это обучение с помощью компьютерных курсов, которые по­зволяют приобретать знания не только в на­глядном, но и часто в развлекательном виде, что делает их особенно привлекательными.

Количество подобных разработок постоян­но растет. Уже есть языковые курсы, курсы по биологии, медицине, физике, математике, хи­мии и многим другим дисциплинам. Практи­чески по всем направлениям можно найти обучающий компьютерный курс, который по­может вам или вашему ребенку освоить ту или иную область знаний.

Компьютерные курсы не заменяют, а скорее дополняют занятия с преподавателем. С их помощью можно проводить тестирование, ре­шать задачи, повторять пройденный матери­ал, получать дополнительные знания, работая в красочной, интерактивной среде.

В создании большинства компьютерных курсов, обучающих программ и игр принима­ли участие лучшие специалисты и преподава­тели. Поэтому предлагаемые курсы вобрали в себя лучшие способы и методы преподавания.

Компьютерные курсы отличаются:

·        высоким соотношением «цена/качество»;

·        интерактивностью (диалоги, игры, ветвле­ние сюжетной линии);

·        индивидуальностью (выбор тематики, грамматических правил для конкретной ситуации,лексики);

·        возможностью проверки произношения с помощью систем распознавания речи;

·        современной методикой преподавания;

·        удобным графиком занятий (устанавлива­ется самостоятельно).

Цель этого раздела – показать состояние российского рынка обучающего программного обеспечения. Также, где это возможно, приведены цены, что позволяет оценить доступность программного обеспечения для общеобразовательных учреждений и рядового пользователя. Стоимость изготовления программы для современных компьютеров может в несколько раз превышать стоимость самих вычислительных машин, но здесь приведены продукты, вполне доступные по цене учебным учреждениям и рядовым гражданам. Большинство перечисленных здесь продуктов являются репетиторами – они включают в себя как теоретический курс (который нередко разделен по урокам), так и подборку заданий для самостоятельного решения. Многие программные продукты можно использовать и учителям – при помощи компьютера гораздо проще работать с учениками разного уровня и контролировать результат.

«Фраза». Разработчик: «Гуру-Софт» «Издатель: «Новый Диск».[15]

Практически лю­бой школьник хотел бы без ошибок писать по-рус­ски, ведь если он соби­рается поступать в вуз, ему придется сдавать письменный экзамен по этому предмету. Понят­но, что спрос рождает предложение, — уже по­явилось достаточно много мультимедийных обучающих курсов. Один из них — «Фраза», программа-тренажер по русскому языку. В процессе работы программа выво­дит на экран фразу или предложение, куда следу­ет ввести недостающие буквы или знаки препи­нания. После правильно­го ответа появляется сле­дующий вопрос, после неверного выдается под­сказка в виде правила или рекомендации и предла­гается заново выполнить упражнение. Если и вто­рой раз ответ будет не­удачным, то программа сама исправит ошибку, подчеркнув место ввода, и перейдет к следующему вопросу. Курс содержит 677 вариантов уп­ражнений на все правила орфографии и пунктуа­ции русского языка. Ос­новное предназначение «Фразы» — быть домаш­ним репетитором, помо­гающим быстро повто­рить материал и «натас­кать» ученика перед сда­чей экзаменов.

Тесты по орфографии. Издатель: «ДС». Цена: 8 долл.[16]

Что ж, непревзойденным репетитором до сих пор оста­ется «1С: Репетитор. Русский язык». В прошлом году фирма «1С» по­радовала нас тестами по пун­ктуации, теперь к 407 тестовым задани­ям на 128 правил русского языка прилагается справоч­ник с правилами орфогра­фии, лингвистическими тер­минами и списком учебной литературы, которая может пригодится. Предла­гается пройти тесты на со­мнительные гласные и со­гласные, слитное, раздель­ное или дефисное написание слов, а также проверить себя в правильном употреблении строчных и прописных букв. Программа рекомендова­на старшеклассникам, абиту­риентам.

Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2001. Разработчик: Компания «Кирилл и Мефодий».[17]

«Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2001» — обширный источник знаний по есте­ственно-научным дисциплинам, гуманитарным и социальным наукам, литературе и искусству. «Большая энциклопедия 2001»— пятое из­дание самой популярной российской энцикло­педии, содержание которой постоянно расши­рялось и обновлялось в течение более пяти лет. В состав пятой версии вошли новые ста­тьи, иллюстрации и приложения. Теперь объем информации, входящий в энциклопе­дию, составляет 68 книжных томов (без уче­та аудио- и видеофрагментов). Помимо стандартных способов получения справочной информации (энциклопедических статей и толкового словаря) издание дает воз­можность пользоваться и другими видами спра­вочников: интерактивным географическим атла­сом, иллюстрированными хронологическими кар­тами и схемами, фотоальбомами, мультимедиа-панорамами, словарем цитат из первоисточников. Гигантский объем информации по всем обла­стям знаний, скрупулезно разработанная струк­тура энциклопедии, широкий набор приложений и уникальная поисковая система позволяют при­менять «Большую Энциклопедию Кирилла и Мефодия 2001» максимально эффективно в любой области человеческой деятельности. «Большая Энциклопедия Кирилла и Мефо­дия 2001» распространяется в трех вариантах: на 2 CD, на 8 CD и на DVD.

Уроки математики (арифметика для дошкольников). НПО «ЗареальЕ», г.Москва, 1995-96. Цена:20 долл.

Мультимедийная программа «Уроки математи­ки» (на лазерном диске) предназначена для до­машнего обучения детей в возрасте от 3 до 7 лет. Программу можно использовать в детских са­дах, в младших классах школ и гимназиях. В простой и доступной форме она знакомит ребенка с цифрами от 0 до 9 и числом 10, учит сравнивать числа и показывает простейшие действия над ними: сложение, вычитание, ум­ножение, деление, сравнение. Голосовой интерфейс позволяет оставить ребенка один на один с компьютером. Все, что нужно, компьютер расскажет сам. Загрузите программу в компьютер — и можете зани­маться своими делами.

Уроки геометрии Кирилла и Мефодия. 7-9 класс (в 2 частях). «Кирилл и Мефодий». Цена:10 долл.

Курс состоит из интерактивных уроков, кото­рые охватывают следующие темы: Простейшие . геометрические фигуры и их свойства: треу­гольник, окружность, геометрические постро­ения, четырехугольники, теорема Пифагора, декартовы координаты на плоскости, движе­ние, векторы, подобие фигур, теоремы синусов и косинусов, многоугольники, площади фигур. Уроки содержат: более 1100 озвученных иллюстраций и практических заданий.

Открытая физика. Научный Центр «Физиком», г.Долгопрудный Московской обл., 1997. Стоимость каждой части: 10 долл.[18]

Курс «Открытая физика» содержит: электрон­ный учебник, задачи по каждой теме, интерак­тивные компьютерные эксперименты, трех­мерные модели компьютерных эксперимен­тов, звуковые объяснения опытов и компью­терных экспериментов. Содержание курса «Открытая физика» со­ответствует программе общеобразовательных учреждений России.

В первую часть курса входят разделы: ме­ханика, термодинамика, механические колеба­ния и волны, а также 34 компьютерных «экс­перимента», 11 видеозаписей физических опытов и звуковые пояснения (1 час).

Во второй части курса «Открытая физика» представлены такие разделы, как электриче­ство и магнетизм, оптика, квантовая физика. Помимо этого включены 48 компьютерных «экспериментов», 8 графических моделей фи­зических опытов и звуковые пояснения (1 час).

Общая химия. «Enigma», г.Гродно, 1994-97. Цена: 40 долл.

Задачник «Общая химия» содержит 412 задач по шести темам:

·     основные понятия и законы химии — 97 задач;

·     расчеты по химическим уравнениям — 60 задач;

·     строение атома—45 задач;

·     растворы —80 задач;

·     скорость химических реакций. Химическое равновесие —65 задач;

·     окислительно-восстановительные реак­ции— 65 задач.

Business English — Деловой английский. Медиахауз. Цена: 99 долл.

Business English — это мощный современный полный курс делового английского языка на 9 компакт-дисках. Курс охватывает все аспек­ты делового общения — от строгого языка формальных встреч до непринужденного внутрикорпоративного общения. Значитель­ная часть курса посвящена телефонным пере­говорам и деловой переписке. Курс предназначен для тех, кто уже имеет определенные знания английского языка, предпочтительно среднего или продвинутого уровня.

Основа курса «Деловой английский» — это видеодиалоги. В них дается большая часть деловой лексики, представленной в курсе. Ви­деодиалоги также иллюстрируют культуру де­лового общения и принятые в США манеры поведения во время деловых встреч и на ра­бочем месте. Выбрав свою роль, вы сможете принять участие в серии реальных ситуаций делового общения, наблюдая за развитием сюжета и отношений между персонажами.

Система цифрового распознавания речи позволит вам серьезно улучшить произноше­ние. К вашим услугам также стандартный на­бор функций записи/воспроизведения речи и сравнения ее с голосом диктора.

Bridge to English. «Новый Диск». Цена: 30 долл.[19]

Программа предназначена для начинающих изучать английский язык. Она развивает навы­ки чтения, письма, произношения и понима­ния английской речи. Bridge to English — про­грамма для молодежи и взрослых. Общая система обучения включает упраж­нения по лексике и грамматике, диалоги, дик­танты, фонетический и грамматический спра­вочник, англо-русский словарь. Для начинаю­щих имеется специальное упражнение по изу­чению английского алфавита.

Весь текстовой материал сопровождается живой речью носителей языка, причем прак­тически каждый звук произносится как муж­ским, так и женским голосом. Курс озвучен профессиональными дикторами на студии «Би-Би-Си» (Лондон).

REWARD. «Новый Диск». Цена: от 34 до 99 долл.

REWARD — полный мультиме­диа-учебник английского язы­ка, ориентированный на стар­шеклассников, студентов и взрослых. Курс рассчитан на 150 часов интенсивных заня­тий. В него входят 198 уроков, 29 контрольных работ, не ме­нее 11 часов аудиоматериала, около 5 тысяч упражнений и более 5 часов видео.

7.  Применение компьютера за рубежом

Французская школа представляет собой яркий пример широкого применения но­вых технологий обучения, рожденных со­временной научно-технической революци­ей. Эти технологии сокращают время ус­воения учебного материала, повышают ин­терес к учению, усиливают связь «учи­тель — ученик». Особенно важно то, что их использование решает проблему индиви­дуализации учебного процесса, позволяет конкретизировать цели обучения, осущест­влять педагогическую коррекцию, давать оценку уровня достижений для каждого школьника.

Лучшие компьютерные про­граммы составлены с расчетом, чтобы не­верный ответ был непременно скорректи­рован машиной. Такое учение превращается в увлекательную игру: чем больше правиль­ных ответов выдает школьник, тем азартнее игра, острее желание познать новое, что­бы правильно ответить машине. Наконец, современные ЭВМ позволяют осуществлять подобное игровое обучение в оптималь­ном для каждого учащегося ритме.

В самом деле, слабые ученики, восполь­зовавшись новыми технологиями, имеют возможность выполнять учебные задания в «своем ритме», обращаясь, например, к помощи компьютера, в котором зало­жены вопросы и ответы на них. Боль­шую пользу отстающим школьникам может принести «компьютерный редактор»: рабо­тая над ошибками, ученик печатает на эк­ране терминала тексты, манипулирует ими, что оказывается определенной мотивацией при овладении правилами письменного языка.

Обучение становится более эффективным, что позволяет, например, частично отказаться от домашних заданий и высвободившееся время использовать для разнообразной творческой деятельно­сти учащихся. Благодаря перевороту в тех­нических средствах растет интерес детей к учению, по-иному индивидуализируются занятия, реализуются новые возможности эффективного управления учебным процес­сом. Привлечение нетрадиционных техно­логий способствует развитию конкретного и абстрактного мышления, навыков само­стоятельной, сосредоточенной работы.

Проб­лемы внедрения новых технологий не сводятся лишь к их эксплуатации. В цент­ре внимания стоит школьник, на которого следует ориентироваться при ис­пользовании новейшей техники как орудия познания, вписанного в учебный процесс, при подготовке учебных программ, при создании специализированных центров.[20]

Шведская школа в местечке Фэрила считается лучшей в Ев­ропе. Каждый из четырехсот учеников этой районной девятилетки имеет персональ­ный компьютер — ноутбук. Не считая обычных стационарных компьютеров, ус­тановленных в классах. Вот почему учить­ся в такой школе можно не выходя из дома: по интернету получил задание, сделал работу и отослал ее по электронной почте учителю.

Правда, в школу ребята пока ходят, вернее, съезжаются со всего района. Со­рок опекающих их учителей и воспитате­лей (для шестилеток из подготовительно­го класса) считают, что нынешние дети — поколение постиндустриального обще­ства. Сохраняются здесь и традиционные методы обучения, а значит, как прежде, не обойтись без ручек, тетрадей, учебни­ков. «Сидячую» же работу у компьютера мальчишки и девчонки компенсируют активной работой в столярной и слесар­ной мастерских, на уроках домоводства, в химической лаборатории, на танцеваль­ных вечерах и в школьном мини-зоопар­ке.

После девятилетки шведские школьни­ки еще три года учатся в гимназии, полу­чая стипендию. Обязательные предметы — шведский и английский языки, матема­тика, природоведение, обществоведение, религия, физкультура. В гимназии города Юсдаля на 1000 учеников приходится 80 учителей. Здесь специализируются на мультимедиа, а потому ребята на специальных уроках изу­чают еще компьютер, средства массо­вой информации, коммуникации, медиапродукты и т.д. И в зависимости от того, какую профессию собирается выбрать выпускник, он еще выбирает курс либо фотодела, либо выставоч­ный, либо графических коммуника­ций, звуковых медиа- или печатной техники. Богатые гимназии могут по­зволить себе еще курс анимации. Вы­пускных экзаменов в шведских школах нет. Вместо этого ребята делают курсо­вую работу — защищают свой проект. В результате из гимназии выходят люди, которые сразу могут организо­вать собственный бизнес или по кон­курсу аттестатов поступить в институт – только в немногих вузах, пользующих­ся особым спросом среди абитуриен­тов, половина поступающих сдают вступительные экзамены.[21]

8.  Урок информатики в 1-м классе

Предмет: информатика.

Учебная группа: 1-й класс.

Время: 40 мин.

Тема: Знакомство с графическим редактором.

Цели:

1.     (Обучающая) Развитие мышления учащихся, отработка специальных приемов рассуждения;

2.     (Воспитательная) Культура поведения и обращения с компьютером. Выработка умений и навыков плодотворной и творческой работы.

Форма организации: урок.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы и приемы, используемые на занятии: беседа-сообщение.

Наглядные пособия: персональные компьютеры.

Средства контроля: опрос.

Структура занятия.

1.     Организационный момент. (3 мин.)

2.     Опрос учащихся по материалу прошедших уроков; (10 мин.)

3.     Обучение работе с программой “Карандаш”; (10 мин.)

4.     Практическая работа за РС, овладение клавишами F5 и CTRL + BREAK; (12 мин.)

5.     Анализ результатов работы и выставление оценок. (5 мин.)

Ход урока:

1.  Организационный момент.

2.  Закрепление пройденного материала:

1.     Как нужно вести себя в кабинете информатике, что нельзя делать?

2.     Как называется части машины? (дисплей, компьютер, дискета)

3.     Какие клавиши вы знаете? Как они называются?

3.  Сегодня мы с вами будем рисовать на экране монитора[22]. Для этого загрузим вам специальную программу “Карандаш”. С ее помощью вы будете командовать карандашом.

Откройте тетради и там, где у вас поставлена точка, начнем рисовать следом за мной (предварительно разделить место для программы в тетрадях и поставить точку, откуда они будут рисовать).

Нажимаемые клавиши:

4

1

5

2

6

3

7

4

8

5

4

Рисуем линию вниз на 4 клеточек.

Какую клавишу будете нажимать на РС? Начертим ее.

Рисуем линию вправо на 1 клеточку. --//--

Рисуем линию вверх на 5 клеточки. --//--

Рисуем линию влево на 2 клеточки. --//--

Рисуем линию вниз на 6 клеточки. --//--

Рисуем линию вправо на 3 клеточки. --//--

Рисуем линию вверх на 7 клеточки. --//--

Рисуем линию влево на 4 клеточки. --//--

Рисуем линию вниз на 8 клеточки. --//--

Рисуем линию вправо на 5 клеточки. --//--

Рисуем линию вверх на 4 клеточки. --//--

4.  Как правильно включать РС?

1.     Чтобы запустить программу, надо нажать клавишу F5.

2.     Чтобы остановить программу, надо нажать одним пальцем клавишу CTRL вторым BREAK. (Вызвать 3-х учеников, чтобы попробовать).

3.     Сядьте по своим местам и включите машины.

4.     Открыть программу “Художник”.

5.     Начнем работу. Если не получилось, нажмите клавиши CTRL + BREAK, а потом снова запустите программу.

6.     Кто справится с заданием, может рисовать, что ему нравится.

5. Подведение итогов работы.

Итак, что же мы усвоили на уроке?

1.     Управляя компьютером, мы получили рисунок, который хотели.

2.     Сегодня мы изучили еще две новых клавиши F5 и CTRL + BREAK.

3.     Выведение компьютером рисунка на бумагу каждому ученику.

 

9.  Заключение

Информатизация общества в современных условиях предусматривает обязательное применение компьютеров в школьном образовании, что призвано обеспечить компьютерную грамотность и информаци­онную культуру учащихся.

В данной работе показаны возможности персонального компьютера в обучении; в частности, на уроках изобразительного искусства, химии, математики, истории, литературы, родного и иностранного языка; дан обзор современного программного обеспечения на российском рынке. Наконец, была проведена методическая разработка урока по информатике для 1-го класса.

Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования учащихся, учета их личностных особенностей до игры. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения. Еще никогда учителя не получали столь мощного средства обучения. Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Около двух лет в России существует правительственная программа компьютеризации сельских школ. Данная программа действует под патронажем президента, поэтому есть определенная уверенность  в  ее выполнении. Результаты действия этой программы видны и в нашей области – это видно, например, из того, что компьютерный класс школы №2 летом был оборудован новыми компьютерами, а скоро там появится выход в Internet.

10.  Список литературы

1.       О. И. Бахтина. Информатизация гуманитарного образования.// Педагогика. – 1990. - №1.

2.       Л. В. Шеншев. Компьютерное обучение: прогресс или регресс?// Педагогика. – 1992. - №11, 12.

3.       Заничковский Е.Ю. проблемы информатики – проблемы интеллектуального развития общества. // Информатика и образование. – 1994. - №2.

4.       И. И. Мархель. Компьютерная технология обучения.// Педагогика. – 1990. - №5.

5.       В. А. Каймин. От компьютерной грамотности к новой информационной культуре.// Педагогика. – 1990. - №4.

6.       Клейман Т.М. Школы будущего: Компьютеры в процессе обучения. –М.: Радио и связь, 1997.

7.       В. М. Полонский. Международные сети и базы данных по народному образованию и педагогике.// Педагогика. – 1993. №3.

8.       Н. М. Розенберг. Информационная культура в содержании общего образования.// Педагогика. – 1991. - №3.

9.       Первин С.П. Дети, компьютеры и коммуникации. // Информатика и образование. –1994. -№4.

10.  В. М. Оксман. Компьютерная грамотность и профессиональная компетентность.// Педагогика. – 1990. - №4.

11.  Кржен Дж. Компьютер дома. –М., 1996.

12.  И. К. Журавлев. Бок о бок с компьютером.// Педагогика. - 1990.- №1.

13.  М.А. Пчелин. Математика 2000.// МИР ПК. – 2000. - №10.

14.  М.А. Пчелин. Фраза в новой обертке.// МИР ПК. – 2001. - №9.

15.  Ольга Шемякина.// Компьютерра. – 2002. - №11.

16.  Александр Прохоров. Фавориты русского софта-2000.// Компьютер Пресс. – 2000. - №12.

17.  Егор Поваляев. Полезные подарки, или Обучение с развлечением.// Компьютер Пресс. – 2000. - №12.

18.  А. Н. Джуринский. Новые технологии в системе образования Франции.// Педагогика. – 1991. - №4.

19.  Ольга Скибинская. Сделано с умом?// Природа и человек ("Свет"). – 2002. - №1.

20.  Ким Н.А., Корабейников Г.Р., Камышева В.А. Занимательная информатика для младших школьников. // Информатика и образование. – 1997. - №2.


[1] О. И. Бахтина. Информатизация гуманитарного образования. Педагогика, 1-1990, с34

[2] Л. В. Шеншев. Компьютерное обучение: прогресс или регресс? Педагогика, 11-12-1992, с13

[3] И. И. Мархель. Компьютерная технология обучения. Педагогика, 5-1990, с88

[4] В. А. Каймин. От компьютерной грамотности к новой информационной культуре. Педагогика, 4-1990, с70

[5] В. М. Полонский. Международные сети и базы данных по народному образованию и педагогике. Педагогика, 3-1993, с78

[6] Н. М. Розенберг. Информационная культура в содержании общего образования. Педагогика, 3-1991, с37.

[7] В. М. Оксман. Компьютерная грамотность и профессиональная компетентность. Педагогика, 4-1990, с68

[8] Клейман Т.М. Школы будущего: Компьютеры в процессе обучения. –М.: Радио и связь, 1997. c85

[9] Заничковский Е.Ю. проблемы информатики – проблемы интеллектуального развития общества. // Информатика и образование. – 1994. - №2. c37

[10] Кржен Дж. Компьютер дома. –М., 1996. c58

[11] И. К. Журавлев. Бок о бок с компьютером. Педагогика, 1-1990, с149

[12] М.А. Пчелин Математика 2000 МИР ПК, октябрь 2000, c144

[13] Первин С.П. Дети, компьютеры и коммуникации. // Информатика и образование. –1994. -№4. c16

[14] О. И. Бахтина. Информатизация гуманитарного образования. Педагогика, 1-1990, с38

[15] Михаил Пчелин. Фраза в новой обертке. МИР ПК, сентябрь 2001, c102

[16] Ольга Шемякина, газета Компьютерра, №11-2002, с15

[17] Александр Прохоров. “Фавориты русского софта-2000”. Компьютер Пресс 12-2000, с22

[18] Егор Поваляев. Полезные подарки, или Обучение с развлечением. Компьютер Пресс 12-2000, с45.

[19] Егор Поваляев. Полезные подарки, или Обучение с развлечением. Компьютер Пресс 12-2000, с50.

[20] А. Н. Джуринский. Новые технологии в системе образования Франции. Педагогика, 4-1991, с132

[21] Ольга Скибинская. Сделано с умом?. Журнал "Природа и человек" ("Свет"), №1, 2002г, с58

[22] Ким Н.А., Корабейников Г.Р., Камышева В.А. Занимательная информатика для младших школьников. // Информатика и образование. – 1997. - №2. – С13.