Античная философия классического периода

                                                    Античная философия классического периода                                                                                                                      

План.

1.      Софисты и Сократ.

2.      Мир идеи Платона.

3.      Аристотель:Онтология и этика.

Философия-одна из древнейших сфер духовной жизни.Вся многогранная культура обуславливающая различные цивилизации,существовавшие в прошлом и существующие в наши дни,в качестве важнеишеи составляющеи включает в себя ту или иную сумму философских знаний.

   Софисты появились и могли появиться только тогда,когда развитие греческой демократии уже сильно размыло те границы,которые существовали между сословиями.Оно таким образом  смыло прежние каналы бытового уклада и ценностных установок,ранее не подвергавшихся никакой рефлексии.Индивид почувствовал себя уже не просто членом своего ''цеха '',а самостоятельным лицом и осознал, что всё,прежде принимавшееся им на веру,должно быть подвергнуто критике.Субъектом критики он считал самого себя.Вот это выделение индивида,как самостоятельной реальности и было той почвой ,на которой только и смогла появиться софистика. Во второй половине 5 в.до н.э. в Греции возникло интеллектуальное течение,называемое софистикой.Слово происходит от двух слов:любовь и мудрость.

              Софисты способствовали дальнейшему развитию индивидуализма,релятивизируя всё то,что прежде выступало в качестве традиционных истин.Софисты были в Греции особым слоем осуществляющим философию связывания воедино всех остальных групп и индивидов ,не случайно политическая деятельность и подготовка к ней были одним из основных занятий софистов.

      Софистов справедливо называли представителями греческого Просвещения.Они не только углубляли философские учения прошлого,сколько популяризировали знания,распространяя в широких кругах своих многочисленных учеников то,что уже было преобретено к тому времени философиеи и наукой.

       Софистика-учение хитроумно вести прения Софисты сделали важный шаг на пути к созданию науки о языке,в частности Протагор занимавшийся категориями словоизменения и синтаксисом предложения ,он заложил основы учения о синонимах,а Гиппий-граматики.

      Главным тезисом Протагора был следующий:Человек есть мера всех вещей,существующих в том,что они существуют,и несуществующих,в том,что они не существуют.Горгий доказывал в своих трудах,что бытие и небытие-суть одно и тоже.Отсюда делал софистический вывод о том,что вообще ничего не существует,либо существует только небытие.Трасимах и Критий скептически относились к социальной справедливости.

       Но с другой стороны софистика-это нечестный путь ведения споров,с помощью которого используются уловки,позволяющие обескуражить других,любой аргумент,лишь бы добиться поставленной цели.Протагор говорил:’’То что я думаю и есть истина’’.Софисты положили начало такой науки как аргументация.

       Софисты создали в Греции небывалый культ слова и тем самым превознесения риторики.Язык был орудием воздействия на сознание.Сразить противника любым аргументом-стратегия софистов.

       Софисты были первыми философами,которые за своё учение брали деньги.

       

       Главным противником софистов был Сократ.Это один из самых известных персонажей древнегреческой философии,чьи идеи стали предметом философских размышлений и дискуссий не только в Древнем мире,но и сейчас.

       Родился он в Афинах между 470 и 469гг. до нашей эры.Жизнь его была яркой,однако сложилась непросто,ибо он был сыном каменотёса и повивальной бабки.О Сократе мы можем узнать лишь из диалогов Ксенофонта и Платона.Мудрейший из всех ничего не написал,так как проповедовал свою философию только в устнои форме,полагая,что только живое слово и непринуждённый диалог смогут донести мысль до слушающего.Афиняне любили Сократа,считали его мудрецом,который победил софистов.

       По натуре это был очень добрый человек.Расхаживая в заплатанном плаще по площади,он любил затевать разговоры с прохожими.И когда его спрашивали почему ты,Сократ,ходишь босой и в таком одеянии ,он отвечал:,,Вы живёте для того,чтобы есть,а я ем для того,чтобы жить’’.Казалось бы,какой простой ответ,но сколько в этих словах мудрости!

        Сократ учил,что есть обязательные для всех неписанные моральные законы,но овладеть нравственностью удаётся лишь немногим,которые смогли этому научиться и следовать получённым знаниям .Добродетель,высшее и абсолютное благо,составляющие цель человеческой жизни,ибо только она даёт счастье.

         Люди же часто заблуждаются и поступают безнравственно потому,что просто не знают,что добро,а что зло.Добродетель неотделима от знания,как неотделима и от счастья.Однако Сократ не обещал своим ученикам,что раскроет им истину,ведь он сам говорил о себе:,,Я знаю что ничего не знаю’’.Он лишь предлагал вместе,в дружеской беседе,отыскивать эту истину.Метод обучения-диалектический:путем наводящих вопросов и ответов соображения собеседника последовательно доводятся до абсурда и таким образом выясняется истина,отделяемая от иных,ложных суждении.Сократ исходил из того,что каждый человек уже содержит в себе знания истины,он не осознаёт её,пока предложенные ему вопросы не приведут его к противоречию с самим собою,а следовательно,к признанию собственного невежества,сомнения же в истинности прежних суждений ведёт к самопознанию.Философ любил сравнивать себя с повивальной бабкой,ибо помогал родиться истине.

        Он собирал возле себя большое количество молодёжи,которая жадно внимала учениям босого мудреца,но ирония,с какой он обличал человеческую глупость,предрассудки,кое-кого раздражала, и в Афинах у него было много врагов.

         Ему ставили в вину  скептическое отношение к демократическому строю Афин.А он лишь ставил перед собою цель:как добиться того,чтобы власть в государстве принадлежала компетентным людям.

          Итак,недовльные,подозрительные,и с опаской относившееся к Сократу,сограждане имели достаточно поводов,чтобы привлечь его к суду за развращение молодёжи и за беззбожие и обречь великого философа на смерть.

           Софисты научили греков рассуждать,но прочная духовная основа была утрачена людьми образованными таким образом:вместе с традицией пали и духовные ориентиры.Каждый сам начинает устраивать себе ориентиры, в зависимости от своих нужд.

            Всё относительно,мы свободны резать или не резать,убивать или не убивать.И народ почувствовал опасность такой субъективной свободы.

          Первым человеком,который осознал противоречие был Сократ.Он размышлял:Что есть подлинная свобода?Это свобода,которой дирижирует не рассудок,а разум.Произвол-это формальная свобода,имеющая бесконечное единое Основание,а не множество конечных оснований,хотя бы и очень большое множество.

          В диалоге,,Хармид” Сократом поставлена проблема :поиск целомудрия в отличии от многомудрия и суемудрия софистов.Софистический рассудок не только не видит единого содержания,но и утверждает,что целомудрия нет,что истина не существует.

        Софисты всегда имеют свой субъективный интерес.Для разумномыслящего нет субъективного интереса.

        Сократ никогда за своё учение не брал денег,т.к. в этом случае размышление стало бы средством,а не целью.Вот за это он критикует софистов.

           Резюме:принцип философии Сократа почти софистический:человек есть мера всех вещей,но именно как размышляющий,становлящийся разумным.При этом разум-способность не врождённая,её нужно воспитывать.Способ воспитания разумного мышления-диалог с самим собой,цель которого достигнуть заранее не данного единства формы и содержания или целомудрия.

                                                        Мир идей Платона.

   Платон родился в Афинах в 427г. до нашей эры.Настоящее имя Аристокл-широкоплечий.А прозвали его в молодости так за мощное телосложение.Происходил из знатного рода и получил прекрасное образование.Стал учеником Сократа,написал его знаменитые диалоги,что определило всю его жизнь и творчество.

     Платон как великий политический мыслитель,приложил все усилия к тому,чтобы разработать проект государственного устройства,основанного на справедливости,создав в результате философию объективного идеализма.

     Учение о государстве,теория идей,этика и гносеология-основные составляющие платоновской философии.

      Учения Платона,в особенности его диалектический метод,оказали огромное воздействие на развитие мировой философской мысли и науки.

      Он также занимался анализом языка и мышления,проблемой бытия,а также соотношением единичного и общего.

      Был он также комическим поэтом,представителем древнегреческой комедии.В пьесах Платона чувствуется политическая направленность и злая,остроумная критика.

      Философия для Платона-это некоторого рода созерцание истины.Оно является чисто интеллектуальным,это не просто мудрость,но любовь к мудрости.Каждый,кто занимается каким либо видом творческого труда,находится в таком состоянии духа,когда истина или прекрасное представляется во внезапном озарении.

       В своём ,,Государстве” Платон подводит читателя через разные предворительные рассуждения,чтобы заставить увидеть мир идей.

       Истинным бытием по Платону,обладает только идея.Идея –это то,что обычно мы называем всеобщим,которое,однако в данном случае берётся не как лишь некоторое свойство конкретной вещи,а как само по себе существующее,как сущность.Сущность представляет  наднебесную область вместе с небесными душами.Он говорит,что душа устремляется туда,где сияют истины и бытие,она воспринимает их и познаёт,а это показывает её разумность.А когда она уклоняется в область смешения со мраком-она тупеет.Это приводит к образу платоновской пещеры.

       Тех,кто лишены философии,можно сравнить с узниками пещеры,которые способны видеть лишь в одном направлении,где в глубине мерцание зажжённых факелов,которые отбрасывают тени.Распознать,где тени,а где реальные предметы-задача Платона.

       Идея-греческое слово( род,вид,форма,образец).Любовь к идеям Платон называет Энтузиазмом.Энтузиазм-есть первое порождение идей,но в разумной развитой форме идеи извлекаются через познание.Мир материальных вещей это только подобие идей.Число идей велико,говорит Платон:идеи математических объектов(треугольников и др.),идеи видов живых существ(идея четвероного),идеи всех нравственных и эстетических качеств.Идеи расположены в иерархическрм порядке,выше всех,а значит ближе к Богу-идея блага.

       Значение блага в философии Платона своеобразно.Знание и истина,говорит он,подобны благу,но благо следует ставить выше.Реальность,в противоположность видимости является полным и совершенным благом.Воспринимать благо,означает воспринимать реальность.

      Платон стремится найти первоначала мира:такими идеями  являются для него идеи,материя( как источник зла),демург(Бог),эрос(как любовь к идеальному),мировая душа( по воле которой идеи соединяются с материей).

     Что касается сооотношения чувственных идей и вещей,Платон указывает 3 вида:

1.      Во-первых,вещи лишь причастны идеям,т.е. они возникают через причастность особой идеальной сущности.

2.      Во-вторых,вещи стремятся к идеям или подражают идеям.

3.      В-третьих,идеи присуствуют в вещах,благодаря чему вещи становятся похожими на идеи.

Теория идей представляет важный шаг вперёд в философии,поскольку является первой теорией,которая подчёркивает проблему универсалий.Платон полагал,что идеи существовали во времени всегда,они не созданы человеческим разумом, и истина всегда существовала в былые времена.

                                Аристотель:онтология и этика.

    Аристотель-величайший из древнегреческих философов,основоположник дуализма, ,,отец” логики,ученик и решительный противник Платона.Он родился в 384 году до нашей эры в Стагире в семье врача.

    Литературная-научная и философская продуктивность Аристотеля была чрезвычайно велика.По существу в его сочинениях охвачены все отрасли современного философского и научного знания.

                                               Этика

      Аристотель выделил этику в особую и притом значительную проблему философии.С именем Аристотеля связывают три сочинения по этике:,,Никомахова этика”, ,,Евдемова этика” и ,,Большая этика”.

       Основой этики Аристотеля служит психология.Этика изучает индивидуальное поведение человека,его политику.Является по преимуществу социально-политической этикой т.е. областью знаний,исследующей нравственные задачи гражданина и государства,вопросы воспитания хороших граждан и заботы об общем благе.

     В древности ,,этика”-учение о нравственности,означала жизненную мудрость, ,,практические” знания относительно того,что такое счастье и каковы средства для его достижения.Этика-это учение о нравственности, о привитии человеку деятельно-волевых,душевных качеств,необходимых ему в первую очередь в общественной жизни,а затем и личной.Она учит практическим правилам поведения и образу жизни отдельного человека.Но Аристотель не мыслит отдельного гражданина вне общества.Для него человек –существо общественно-политическое.Этика Аристотеля тесно связана с его политикой,с учением о сущности и задачах государства.

     Согласно Аристотелю,поступки нераздельно связаны с человеком,с его деятельностью,со свободным выбором,с общими нравственными и правовыми нормами граждан общества.

     Нравственная деятельность направлена на самого человека,на развитие заложенных в нём способностей,особенно его духовно-нравсвенных сил,на совершенствование его жизни,на реализацию смысла своей жизни и назначение.В сфере ,,деятельности”,связанной со свободой воли,человек ,,выбирает”личности,сообразующей своё поведение и образ жизни с нравственным идеалом,с представлениями и понятием о добре и зле,должном и сущем.

    Человек должен родиться со стремлением к истинной цели,чтобы хорошо выбрать истинное благо,т.е. быть благородным.И такой человек будет владеть прекраснейшим и совершенным.

      Согласно Аристотелю, в нашей власти и добродетельность,и порочность, и воздержание.Добродетели-приобретённые свойства,возникающие при действии,направленном на отыскание середины.Она середина между двумя пороками:избытком и недостатком.

      Аристотель высоко ценит добродетели человека:мудрость,мужество,справедливость и дружбу.

      Философ исходит из того,что люди не одинаковы по своим способностям,формам деятельности и степени активности,поэтому и уровень счастья или блаженства разный.

      Этика и политика Аристотеля изучают один и тот же вопрос:воспитание добродетелей и формирование привычек жить добродетельно для достижения счастья.Для воспитания добродетельного образа жизни и поведения одной нравственности мало,необходимы ещё законы.

                                                    Онтология.

    Учение о бытие стали называть онтологией-от греч.онтос-учение о существе или о сущности,бытии,сути.

     Всякое единичное имеет свою суть,которая постигается умом,а не чувствами.Такая суть вечна и в себе неизменна,неподвижна,совокупность этих сутей образует высший,сверхчувствительный уровень бытия.

      Сущность-ключ к сущему.Аристотель говорит,что сущностью признают субстрат,суть бытия и то,что из них состоит,а также-всеобщее.(vii,13.с.133)

       Сущность-это единичное,обладающее самостоятельностью бытие.Она отвечает на вопрос:,,Что есть вещь?''.

       По Аристотелю,для нашего понятия и познания единичное бытие есть сочетание ,,формы'' и ,,материи''.

      Модель бытия Аристотеля воплощается в четырёх причинах.Его задача:научиться различать объекты и идеи.Суть учения:чтобы определить вещь,необходимо и достаточно знать четыре основания:

1.      Материальные,то из чего состоят вещи,их субстрат.

2.      Формальные,в которых форма проявляет себя,образуя сущность,субстанцию бытия.Каждая вещь есть то что она есть.

3.      Действующие или производящие-рассматривающие источник движения и превращения возможности в действительность,энергетическая база формирования вещей.

4.      Целевая или конечная причина,отвечающая на вопрос:,,Почему?'' и ,,Для чего?''.

В плане бятия форма-сущность предмета,в плане познания-понятие о предмете.Форма,согласно Аристотелю-это активное начало,начало жизни и деятельности.Высшие сущности он называет чистыми формами.Форма не существует сама по себе:она как бы оформляет вещи и тогда становится сутью бытия.

     Материя амфорна и бесформенна:она как бы является неопределённым бытием,хотя она и источник вещей,но без формы она не творит вещи.Материя даёт лишь как бы возможность вещи,а её действительность возникает из оформленности материи.

     Возможность-одна из форм существования небытия.Материя может обладать формой,но может быть и лишена её.Лишённость-это и есть небытие.

     Поэтому у Аристотеля ,,форма'' и ,,материя''-два первоначала всего сущего.

     Аристотель всегда связывает движение с соответствующей энергией,без которой не может произойти превращение из потенциального в актуальное.Высшее,безусловно единство действительности и возможности,всеобщее тождество энергии мышления и дела,осуществляемое им,Аристотель называет энтелехией.Форма уже наперёд содержит то,что должно возникнуть.Это-ум,его содержание есть цель,идея,которая осуществляется посредством деятельности творца,замыслившего что-то и реализующего свой замысел.Понятие энтелехии вносит в движение теологический характер.Теологизм Аристотеля находит своё высшее развитие в его учении о Перводвигателе.Движение вечно и поэтому должно существовать нечто,что приводит в движение все тела.Это и есть первый Двигатель.Без первого Двигателя не может быть никаких других двигателей,не может быть никакого движения.Перводвигатель есть энергия,чистая деятельность.Будучи энергией,Перводвигатель не обладает ,,материей'',в нём нет костного,он есть чистая форма-цель.Как вечная и невозникшая причина мирового процесса,как причина всех происходящих в мире движений,Перводвигатель мира есть,согласно мысли Аристотеля,Бог.

      В этом акте соединяются понимание и понимаемое.Мысль понимаемое в субстанцию.Следовательно,сама жизнь предстаёт в форме созерцательной активности разума.Высшее её воплощение-Бог как неподвижный Двигатель,сверхчувственная субстанция,чистый акт,мышление о мышлении.Бог- не действующая причина.Мир не сотворён Богом,ибо в таком случае до акта творения должна была быть потенция-хаос.Универсум Аристотеля вечен,Бог,оставаясь неделимым,неизменным и бесстрастным,лишь двигает его к совершенству.

 

           Литература:

1.      Кессиди Ф.  ,,Сократ’’

2.      Поппер К.   ,,Чары Платона’’

3.      Асмус В.  ,,История античной философии’’

4.      Аристотель ,,Метафизика’’

Ии