Компьютер в сфере образования
Федеральное агентство по образованию
Братский педагогический колледж государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Братский государственный университет»
Доклад
по культуре интеллектуального труда
на тему: Компьютер в сфере образования
Выполнил: студент 4 курса
Загарских Дарья Александровна
Специальность 050702.52 Организация воспитательной
деятельности
Руководитель:
Судник Валентина Владимировна
Братск
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………...3
Компьютер – панацея или необходимость?…………………………………..4
Причины разочарования применения компьютера…………………………5
Пути становления электронного государства………………………………...6
Заключение………………………………………………………………...........
Список используемых источников……………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Человечество вступило в 21 век - «век скоростей», «век информации». С не меньшей справедливостью его можно квалифицировать как «век образования».
В нашу жизнь постепенно, но прочно вошел компьютер. Наше будущее, несомненно, будет связано с ним больше и больше. И одна из главнейших сфер нашей жизни - образование - тоже делает решительные шаги в эту область.
Проводятся семинары и конференции для учителей, что помогает освоить новые методы и способы организации учебного процесса.
Компьютеризация объясняется и тем, что время предъявляет новые требования: другие навыки необходимы человеку, чтобы его приняли на работу и он мог успешно справляться с делом. Дети получают знания, используя новые способы доступа к ним.
Изменилась не только сумма знаний, необходимых современному человеку, но способы изучения нового.
Глобальные изменения коснулись практически всех областей человеческой деятельности, поэтому требуется полный пересмотр системы образования, выработанной в начале двадцатого столетия.
Принимая во внимание всё вышесказанное темой доклада выбрана проблема компьютеризации сферы образования.
КОМПЬЮТЕР – ПАНАЦЕЯ ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ?
Сначала это был радиоприёмник, затем кино, потом телевидение. Каждая из названных форм в начале своего существования виднелась некой волшебной технологией, которая коренным образом изменит всю систему образования. Теперь их место занял компьютер.
Компьютер быстро вошел в нашу жизнь. Он используется в разных сферах – сельском хозяйстве, науке, медицине, в магазинах самообслуживания. Не могут обходиться без компьютеров и образовательные учреждения.
Достаточно сказать, что трёхлетние дети учатся различать предметы по их форме; шести- и семилетние дети учатся читать и писать; выпускники школ готовятся к вступительным экзаменам в высшие учебные заведения; студенты исследуют, что произойдёт, если температура атомного реактора превысит допустимый предел.
Политики повсеместно заявляют о необходимости замены надоевшей и устаревшей классной доски и учителей «всемирной образовательной панацеей» - компьютером.
Во всём мире миллиарды долларов тратятся на оснащение школьных классов компьютерной техникой.
Доходит и до курьёзов: во многих сельских школах, где не установлены компьютерные классы, всё же ведётся преподавание информатики без помощи компьютера, но при помощи доски (так как информатика – обязательный предмет). А можно ли научить водителя ездить на автомобиле без автомобиля?
Исследования призывают как можно чаще использовать эти «чудесные» машины в школе. Одни из них видят в школьном компьютере лишь тренажёр, который научит детей общаться с подобного рода машинами (лишь на уроках информатики), другие безапелляционно говорят о необходимости использовать компьютер при исключении всех без исключения школьных предметов и, таким образом, почти вытеснить учителя из класса, сделав из него лишь инструктора по пользованию компьютером.
Современныё исследования, проведённые в Стенфордском (США), Иерусалимском (Израиль) университетах показали, что действительно существует сёрьёзная разница в результатах обучения при и без помощи компьютера. Надежда на компьютер, как на главное средство обучения в школе будущего не оправдались.
Самым впечатляющим является тот факт, что группы четвероклассников, изучавших математику при помощи компьютера, усвоили знания гораздо хуже своих сверстников, которые изучали математику при помощи доски и учителя. Такие же результаты были достигнуты и при изучении иностранных языков.
Ради справедливости следует отметить, что использование компьютера при обучении математике в старших классах даёт более высокие результаты, однако тоже проигрывает по сравнению с классной доской и мелом.
На мой взгляд использование компьютера в обучении является не просто необходимостью, а возможностью подготовить школьников к жизни и работе в информационном обществе, когда жизненный успех обусловлен оперативным использованием в процессе труда полной и качественной информации.
В чём же причины полного разочарования результатов применения компьютера?
Во-первых, ребёнок усваивает материал лучше, если он оказывается «лицом к лицу» с учителем. Образовательные пакеты разрабатываются программистами – людьми, далёкими от преподавания конкретного предмета – без учёта особенностей развития каждого ребёнка. Хороший, профессиональный учитель же, наоборот, способен уловить индивидуальность каждого из своих питомцев и таким образом построить учебный процесс, чтобы все учащиеся способны были усвоить материал.
Во-вторых, компьютер обладает “беспредельным терпением”: он будет повторять объяснения пять, десять и даже сто раз и всё это без признаков усталости и неудовольствия.
В-третьих, он позволяет выбрать тот темп обучения, который подходит именно вам, а не тем студентам, которые схватывают материал быстрее или медленнее, чем вы.
И, в-четвёртых, когда вы сидите перед компьютером, он целиком и полностью занят только вами, т.е. “всё его внимание” – только вам. Кстати, вы отвечаете ему тем же, поскольку многие учебные программы не только познавательны, но и очень увлекательны.
Пути становления электронного государства
Несомненно, каждый переход к новому образованию проходит сложно, зачастую сопровождаясь кризисами. Важно, чтобы государство смогло вовремя перестроить способы управления, модернизировать их, с тем, чтобы избежать серьёзных социально-экономических потрясений.
В этих условиях необходимо переходить на новый уровень подготовки преподавателей, педагогов к применению и внедрению предложенных им самим временем форм, методов обучения.
Работа в этом направлении уже активно ведётся – проводятся курсы, семинары, конференции, разрабатываются различные целевые программы, педагогические проекты, электронные учебники.
Также необходимо обеспечивать образовательные учреждения средствами вычислительной техники, которые будут реализовывать функции, необходимые для их использования в качестве мощного инструмента образования, (признано наше отставание: в Европе один компьютер приходится на 12-15 учащихся, а в России на 500), а также средствами доступа к глобальным информационным ресурсам.
Что касается учебной техники, то, при отсутствии средств на ее приобретение, наиболее перспективный путь сегодня - собственные, сравнительно дешевые разработки.
Особое внимание необходимо уделить разработке образовательных серверов, сайтов, способных охватить максимально широкую аудиторию. Речь уже сейчас может идти о создании централизованной системы компьютерного тестирования знаний выпускников общеобразовательных учреждений, системы центров удаленного доступа к учебно-лабораторному оборудованию, распределенного университетского библиотечного каталога.
Кроме обеспечения аппаратными средствами, появление новой индустрии в сфере образования повлечет за собой разработку учебных планов, систем программного обеспечения и многое другое, что необходимо для обучения, основанного на использовании компьютеров.
Постепенно мы должны трансформировать учебные и рабочие планы в сторону уменьшения аудиторной нагрузки преподавателей, смещения центра тяжести на дистанционные формы вне жесткого расписания, самостоятельную работу студентов при консультационной и методической поддержке преподавателей.
Более правильным будет совмещение новых и старых методов и средств обучения. Как доказывает жизнь, не стоит отказываться от всего старого и безоговорочно применять всё новое.
Так следует отметить, что компьютер является незаменимым контролёром качества знаний, демонстрационным оборудованием, модулятором (при изучении геологических процессов, физических и химических явлений, истории, биологии).
Машинное моделирование позволяет провести “страшные”, дорогие, длительные и другие реально невыполнимые или трудно выполнимые эксперименты. Например, можно научиться препарировать лягушку, управлять древней империей или отправиться поездом в путешествие по стране.
Компьютеры в учебных заведениях используются не только для обучения. Администрация школы, например, на основе баз данных, хранящихся в машине, составляет расписание занятий, отчёты и сводки сведений об учащихся. Кроме того, учащимся предоставляется информация о высших учебных заведениях и приобретаемых в них профессиях. Все преподаватели ведут с помощью компьютера классный журнал, а учитель физкультуры ещё следит и за движением спортивного инвентаря, календарём спортивных соревнований и регистрацией их результатов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование информационной культуры личности стало одним из направлений современной информационной политики. Много работы ещё предстоит, но наша страна на правильном пути.
Грамотное внедрение и эффективное использование информационных технологий в образовательном процессе современной российской школы позволит говорить не об управляемом, а о направляемом развитии – великий педагог Г.Нейгауз говорил о том, «что таланты воспитать нельзя, можно создать только среду для произрастания талантов».
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бейзеров В.А. Школа и компьютер // Образование в современной школе. – 2003. - № 5. – с. 39-40.
2. Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. – М.: ИНФРА-М, 1999. – с. 241.
3. Окулов С.М. Можно ли создать нелинейную среду обучения? // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2003. - № 6. – с.19.
4. Богдановская И.А. Что такое «электронное государство» // Народное образование. – 2006. - № 7. – с. 157.
5. Паперт С. Вслед за миром // Компьютерные инструменты в образовании. – 2001. - № 1. – с. 15.
6. В.Н. Васильев, С.К. Стафеев // Комьютерные инструменты в образовании. – 2002. - № 5. – с. 18 .