Концепция природы в романе М.Шелли «Франкенштейн, или современный Прометей»
Московский Педагогический Государственный Университет
Работа по курсу зарубежной литературы 19 в. Романтизм
На тему:
«Концепция природы в романе М.Шелли «Франкенштейн, или современный Прометей»
Выполнила студентка 2 курса
заочного отделения
филологического факультета
Трушина Е.Н.
Москва, 2007
В истории мировой литературы есть имена и названия, которые у всех на слуху. Таков роман «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818) английской писательницы Мэри Уолтонкрафт Шелли (1797-1851). Судьба швейцарского ученого Франкенштейна, создавшего живое существо из неживой материи и превратившегося в конце концов в жертву и одновременно палача собственного изобретения, стала особым знаком, который с течением времени охватывает все более широкие культурологические слои, далеко уходя от обозначенной писательницей проблемы.
«Франкенштейн» значительно выходил за рамки формы «готического» романа, образуя в английской литературе вместе с произведениями Скотта романтическую романную структуру на фоне широчайшего распространения поэзии. Избыточные описания жестокостей монстра могли бы в какой-то мере служить доказательством принадлежности романа Мэри Шелли готике, как об этом заявлял Д.Варма в книге «Готическое пламя: живая история готического романа в Англии» (1957), если бы не возвышенная интонация, свойственная именно романтической литературе. Для более взвешенной оценки романа стоит учитывать тот факт, что это произведение возникает на стыке трех эстетических систем: Просвещения, готики и романтизма, поэтому вполне закономерно соединение структурно разнородных идеологем и художественных приемов.
Роман получил высокую оценку знаменитых современников писательницы. Байрон отметил, что это произведение «удивительное… для девочки девятнадцати лет. Нет, тогда ей еще не было девятнадцати», - уточнил поэт. Скотт, вначале приписавший книгу поэту Шелли, то есть мужу романистки, отметил: «Это необычный роман, в котором автор, как нам кажется, обнаруживает редкую силу поэтического таланта». Узнав позже о своей ошибке, он писал в «Эдинбургском обозрении»: «Для мужчины это превосходно, а для женщины удивительно».
Но вот вопрос: а почему из немаленького творческого наследия писательницы только первый роман так притягивает и массового читателя, и искушенного ценителя, хотя другие ее произведения, например «Последний человек» (1826), по художественным достоинствам не уступают «Франкенштейну»? Ответ, на мой взгляд в том, что в первом романе Мэри Шелли затронула важнейшие вопросы человеческого бытия, которые пронизывают философские, научные и эстетические искания на протяжении столетий: может ли человек выступать в роли Бога, продуцируя себе подобного, имеет ли он право на вмешательство в загадки Природы, каким образом происходит сотворение жизни, была ли создана Ева из ребра Адама?
Именно эта проблема сотворения Вселенной, изначально бывшая прерогативой Бога, так притягивает писателей ХХ века. Думается, это происходит потому, что в мире, «где Бог умер, значит, все дозволено», внутреннее ощущение вседозволенности Виктора Франкенштейна наиболее созвучно большинству писателей, придерживающихся модернистской и постмодернистской эстетики. К примеру, постмодернизм не мыслит духовного развития человека без процесса подлинного творчества, в котором есть скрытая тайна вдохновения, что сродни божественному промыслу.
Но на данный момент нашей темой является концепция Природы [Концепция – (лат. Concepto) замысел, теоретическое построение; то или иное понимание чего-нибудь.], хотя и все остальные вопросы очень интересны и вместе и по отдельности. Попробуем выделить несколько главных подвопросов, ответы на которые и раскроют нам концепцию Природы:
1. Контраст между красотой природы, ее созданиями и созданием Франкенштейна.
2. Фон романа – способ нагнетания обстановки.
3. Природа – друг или враг творения Франкенштейна, самого Виктора Франкенштейна.
4. Природа единственный создатель человека.
5. Природа – величайшая тайна.
1. Автор вводит много подробных описаний главных героев романа: мужчин, женщин, детей, особенно детей, т.к. в ребенке заключена вся красота человеческой природы, это маленькие ангелы, чистые создания Господа. Эти описания составляют нам представление о внешнем облике героев и о внутреннем мире людей. После описания монстра мы видим какое чудовище предстает перед нами, сам его создатель пугается и в ужасе убегает от своего детища, оно ужасно внешне, и я думаю, что Виктору кажется, что у него такая же душа. «Франкенштейн» одна из моих любимых книг, впервые я читала ее очень давно, произвела она на меня очень сильное впечатление, и я не раз перечитывала ее позже. Мне было очень жаль чудовище, которое вышло из под ножа своего создателя, очень обидно, что к нему так все относились, ведь изначально он был полон любви к людям, хотел доставлять им пользу и радость, но потом, сильно ожесточившись, превратился в того, кем его и так уже считали. И мне все время хотелось подсказать Виктору, что надо было ему узнать душу его творения, а не мчаться от него в страхе, но тут же я себе задавала вопрос: «А как бы ты поступила, если бы встретила такого монстра?» - но это только лирическое отступление, мне очень нравится это произведение, хотя я очень не согласна с Виктором Франкенштейном во многих его поступках по отношению к его созданию.
Продолжим сравнение персонажей природы и монстра, т.к. я считаю, что красота людей это в большой степени заслуга природы и люди ее творения. Вот, например описание Элизабет Лавенца – возлюбленной Виктора: «…Волосы ее были словно из чистого золота и, несмотря на убогую одежду , венчали ее, как корона. У нее был чистый лоб, ясные синие глаза, а губы и все черты лица так прелестны и нежны, что всякому, видевшему ее, она казалась созданием особенным, сошедшим с небес и отмеченным печатью своего небесного рождения»; «…ее улыбка, нежный голос и небесный взор постоянно радовали нас и живили. В ней жил миротворный дух любви». А вот для контраста описание монстра: «Как описать мои чувства при этом ужасном зрелище, как изобразить несчастного, созданного мною с таким неимоверным трудом? А между тем члены его были соразмерные, и я подобрал для него красивые черты. Красивые – Боже великий! Желтая кожа слишком туго обтягивала его мускулы и жилы; волосы были черные, блестящие и длинные, а зубы белые как жемчуг; но тем страшнее был их контраст с водянистыми глазами, почти неотличными по цвету от глазниц, с сухой кожей и узкой прорезью черного рта… и сердце мое наполнилось несказанным ужасом и отвращением. Не в силах вынести вида своего творении, я кинулся вон из комнаты…» «…я увидел гнусного урода, сотворенного мной. Он приподнял полог кровати; глаза его, если можно назвать их глазами, были устремлены на меня. Челюсти его двигались, и он издавал непонятные звуки, растягивая рот в улыбку»; «… на него невозможно было смотреть без содрогания. Никакая мумия, возвращенная к жизни, не могла быть ужаснее этого чудовища…» « … получилось нечто более страшное, чем все вымыслы Данте…»
Мы видим в этих описаниях и отношение самого Виктора к монстру, ведь иначе он его и не называет, эти противоположные описания еще более усиливают неприязнь читателя, хотя во мне лично монстр не вызывает отрицательных эмоций, а только бесконечную жалость, а Виктор злит.
2. Действие романа происходит на фоне прекрасной швейцарской природы, роман изобилует описаниями пейзажей, гор, ледников, лесов: ее красота, порой ее величие, ее холодность, ее могущество, случайно ли это? Думаю, что нет.
По-моему мнению автор хотела нам сказать очень многое, показать многое.
Во-первых природа и создание Франкенштейна это два противоположных полиса: красота и уродство, невинность и чистота и сам Грех, обретший плоть.
Природа Швейцарии: «…в величавых и роскошных пейзажах, окружавших наш швейцарский дом, - в волшебных очертаниях гор, в сменах времен года, в бурях и затишьях. В безмолвии зимы и в неугомонной жизни нашего альпийского лета …»
Детство и юность Франкенштейна прошли в согласии с самим собой, с окружающим миром и общий тон романа самый спокойный и непринужденный. В описаниях родных, окружающих Франкенштейна автор изображают красоту людей – творений природы: Элизабет Лавнеца например воплощение чистоты.
Когда Франкенштейн создает свое детище погода соответствует происходящему, начинается другая полоса в жизни Виктора: «…наконец забрезжил день, угрюмый и ненастный…хотя я насквозь промок от дождя, лившего с мрачного черного неба.»
Вторая встреча Франкенштейна со своим созданием происходит в жуткую непогоду: вот он фон – природа, как отражение страстей в душе человека. Сначала затишье: «…Милые горы! И ты, мое прекрасное озеро! Вот как вы встречаете странника! Вершины гор безоблачны, небо и озеро синеют так мирно. Что это – обещание покоя или насмешка над моими страданиями!» и следом гроза: «…наблюдая грозу, прекрасную и вместе страшную, я быстро шел вперед. Величественная битва, разыгравшаяся в небе, подняла мой дух…». В это время происходит встреча Создателя и Создания. Франкенштейн понимает, кто является убийцей его брата и ужас охватывает его: «…Я стоял, не двигаясь. Гром стих, но дождь продолжался, и все было окутано тьмой… Ужас и отчаяние наполняли мою душу».
3. По высказыванию самого Виктора сами силы природы предупреждали его, наставляли на истинный путь, природа выступала вестником, проводником Франкенштейна. Она подавала ему знаки, он на неправильном пути, давала ему предупреждение: «Стоя в дверях, я внезапно увидел, как из мощного старого дуба, росшего в каких-нибудь двадцати ярдах от дома, вырвалось пламя, а когда исчез этот слепящий свет, исчез и дуб, и на месте его остался один лишь обугленный пень…. Никогда я не наблюдал столь полного разрушения…Вот как странно устроен человек и какие тонкие грани отделяют нас от благополучия или гибели. Оглядываясь назад, я вижу, что эта почти чудом совершившаяся перемена склонностей была подсказана мне моим ангелом-хранителем; то была последняя попытка добрых сил отвратить грозу, уже нависшую надо мной и готовую меня поглотить. Победа доброго начала сказалась в необыкновенном спокойствии и умиротворении, которые я обрел, отказавшись от прежних занятий, в последнее время ставших для меня наукой. Мне следовало бы тогда же почувствовать, что эти занятия для меня гибельны и что мое спасение – в отказе от них.
Дух добра сделал все возможное, но тщетно. Рок был слишком могуществен, и его непреложные законы несли мне ужасную гибель.»
А как же природа обращается с монстром: тут, по-моему двойственное отношение, природа и защищает его, но в тоже время она гонит его, гонит отовсюду, т.к. не может полностью обеспечить его всем необходимым - ему хочется есть, хочется укрыться от холода, найти ночлег, природа гонит его к людям, сталкивает с ними. Но он любит ее и даже способен восхищаться ее красотой: «…Ночь не раз сменилась днем, а ясный диск заметно уменьшился, прежде чем я научился разбираться в своих ощущениях. Я начал узнавать поивший меня прозрачный ручей и деревья, укрывавшие меня своей тенью. Я с удовольствием обнаружил, что часто слышимые мной приятные звуки издавались маленькими крылатыми существами, которые то и дело мелькали между мной и светом дня. Я стал яснее различать окружающее предметы и границы нависшего надо мной светлого купола. Иногда я безуспешно пытался подражать сладкому пению птиц. Я хотел по-своему выразить волновавшие меня чувства, но издаваемые мной резкие и дикие звуки пугали меня, и я умолкал…» Он брошен один, никто не может помочь ему. Ведь рядом с ним нет его создателя. Монстр тоскует о нем, ожесточается, обвиняет Виктора и мстит ему: «…После убийства Клерваля я возвратился в Швейцарию разбитый и подавленный. Я жалел, мучительно жалел Франкенштейна, а себя ненавидел. Но когда я узнал, что он, создавший меня самого, и мои невыразимые муки, лелеет мечту о счастье; что, ввергнув меня в отчаяние, он ищет для себя радости именно в тех чувствах и страстях, которые мне навсегда недоступны, - когда я узнал это, бессильная зависть и горькое негодование наполнили меня ненасытной жаждой мести…»
Природа является своеобразным лекарем для Франкенштейна, она одна теперь может даровать ему покой и некое подобие забвения и спокойствия, подбодрить и дать новые силы жить и довершить его единственное дело, оставшееся на этой планете: «…и направился в соседние альпийские долины, чтобы созерцанием их вечного великолепия заставить себя забыть преходящие человеческие несчастья. Я решил добраться до Шамуни. Мальчиком я бывал там не раз. С тех пор прошло шесть лет; ничто не изменилось в этих суровых пейзажах – а что сталось со мной?»
«…Угнетавшая меня тяжесть стала как будто легче, когда я углубился в ущелье Арвэ. Гигантские отвесные горы, теснившиеся вокруг, шум реки, бешено мчавшейся по камням, грохот водоадов – все говорило о могуществе Всевышнего, и я забывал страх, я не хотел трепетать перед кем бы то ни было, кроме всесильного создателя и властелина стихий, представавших здесь во всем их грозном величии. Чем выше я подымался, тем прекраснее становилась долина. Развалины замков на кручах, поросших сосной; бурная Арвэ; хижины, там и сям видные меж деревьев, - все это составляло зрелище редкой красоты. Но подлинное великолепие придавали ему могучие Альпы, чьи сверкающие белые пирамиды и купола возвышались на всем, точно видение иного мира, обитель неведомых нам существ… Среди окружающих aiguilles* высился царственный и великолепный Монблан; его исполинский купол господствовал над долиной.
Во время этой поездки меня не раз охватывало давно не испытанное чувство радости… Самый ветер нашептывал мне что-то утешительное, и природа с материнской лаской уговаривала больше не плакать…Некоторое время я просидел у окна, наблюдая бледные зарницы, полыхавшие над Монбланом, и слушая рокот Арвэ, продолжавшей внизу свой шумный путь. Эти звуки, точно колыбельная песнь, убаюкали мою тревогу; сон подкрался ко мне, едва я опустил голову на подушку; я ощутил его приход и благословил дарителя забвения.»
«…Это великолепное зрелище давало мне величайшее утешение, какое я способен был воспринять. Оно подымало меня над мелкми чувствами, и если не могло развеять моего горя, то хотя бы умеряло и смягчало его».
*пиков (франц.)
4. Тут можно говорить о морально-этической стороне поступка Виктора – имел ли он право брать на себя роль Создателя, ведь если Бог есть – то дети создания Бога, а если какие либо народы и не верили в богов, то отождествляли себя с природой, были ее созданиями. Каждая жизнь должна иметь естественное начало, все должно происходить естественным путем, а еще желательно в результате любви, что хоть и бывает редко, но все же бывает на этом свете. А Виктор решается опровергнуть эту вечную истину,
5 То, что природа это величайшая тайна, известно всем, сколько уже открыто ее секретов, сколько еще будет открыто, а сколько еще останется, она не перестанет нас удивлять своим разнообразием, причудливыми формами, прекрасными созданиями, восхитительными пейзажами, природными явлениями, чудесами. Виктор Франкенштейн решил разгадать самый серьезный, самый важный секрет природы: узнать откуда берется жизнь, как возродить неживую материю, и вот результат, к чему это привело? К трагедии.
«Я уже говорил, что всегда был одержим страстным стремлением познать тайны природы»;
«Он лишь слегка приоткрыл завесу над ликом Природы, но ее бессмертные черты оставались дивом и тайной».
«… идя по проложенному пути, я вступлю затем на новый, открою неизведанные еще силы и приобщу человечество к глубочайшим тайнам природы».
В рамках этой работы мы очертили главные аспекты концепции природы в романе Шелли, в нем запечатлена вечная трагедия несовместимости живого и трепетного дыхания жизни и искусственных (пусть и искусных) подделок под нее. Перед нашими глазами прошла одна человеческая судьба, пройдет время, будут другие судьбы, другие вопросы будут решаться под этим небом, а синее озеро и снеговые вершины не изменятся, и все в этом мире будет жить по тем же незыблемым законам Природы…
Список литературы:
1. Роман «Франкенштейн или современный Прометей» М.Шелли; М, 1995 г.
2. «Как появился Франкенштейн» - статья А. Ефимова.
3. Материалы с сайта http://lit.1september.ru/