Концептуальные основы бухгалтерской (финансовой) отчетности в России и международной практике
Untitled
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО БУХГАЛТЕРСКОЙ
(ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ
НА ТЕМУ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ В РОССИИ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАКТИКЕ
ВЫПОЛНИЛ:
СТУДЕНТ 4 КУРСА
ФИЛИНОВИЧ Е.В.
Личное дело № 03убб3603
группа 402
Проверил:
ЧЕЛЯБИНСК 2007
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….……………….3
ГЛАВА 1. БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ В РОССИИ, ПРИНЦИПЫ И ПОНЯТИЯ……………….…………………...……4
. Понятие бухгалтерской (финансовой) отчетности………….….4
. Законодательное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности……………………………………………………….…6
1.3. Документальное оформление бухгалтерской отчетности……..13
ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ, ПРИНЦИПЫ И ПОНЯТИЯ ………………………………23
2.1. Принципы составления и общая характеристика международных стандартов финансовой отчетности……………………………………………………………………….23
2.2. Трансформация бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности……………………………………………………………………….30
Заключение………………………………………………………..……...39
Список использованной литературы……………………..…………….40
Приложения……………………………………………………..………..42
ВВЕДЕНИЕ
Начиная с начала 90-х гг. в процессе перехода от централизованно планируемого хозяйства к рыночной экономике в нашей стране произошли коренные преобразования. Изменения не могли не затронуть такие важнейшие элементы управления как учет, финансовый контроль и анализ. В современных условиях - бухгалтерская (финансовая) отчетность рассматривается как учебная дисциплина, динамичная, волнующая многих ее пользователей (собственников, учредителей, инвесторов, кредиторов, налоговые службы). В основу положены современные взгляды на концепцию бухгалтерской (финансовой) отчетности в отечественной и международной практике. Здесь раскрывается сущность и назначение бухгалтерского отчета в рыночной экономике, круг пользователей, адреса, сроки предоставления и требования, которые предъявляются к бухгалтерской отчетности, и факторы, обусловливающие необходимость адаптации отечественной системы отчетности к требованиям международных стандартов финансовой отчетности. Цель исследования курсовой работы - бухгалтерская (финансовая) отчетность.
В данной работе будут рассмотрены такие вопросы как:
-понятие бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- законодательное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности;
-порядок оформление бухгалтерской отчетности;
- характеристика Международных стандартов финансовой отчетности.
Итак, предметом исследования является бухгалтерская отчетность, как важнейший регистр системы бухгалтерского учета.
Цель данной работы - формирование у будущего специалиста теоретических знаний в области бухгалтерской (финансовой) отчетности в отечественной и международной практике. Информационная база исследования - Кодексы и Федеральные законы Российской Федерации, положения по бухгалтерскому учету, учебник по бухгалтерской (финансовой) отчетности.
ГЛАВА 1. БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ В РОССИИ
1.1. Понятие бухгалтерской (финансовой) отчетности
Бухгалтерская отчетность — это единая система учетных данных об имуществе, обязательствах, а также результатах хозяйственной деятельности, составляемых на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Такое определение дано в статье 2 Федерального закона
«О бухгалтерском учете», введенного в действие 21 ноября 1996 г.
Система учетных данных (показателей), составляющих бухгалтерскую отчетность, должна выводиться непосредственно из счетов Главной книги - важнейшего регистра системы бухгалтерского учета. При этом бухгалтерский баланс представляет собой перечень сальдо счетов этой книги, а отчет о прибылях и убытках - перечень оборотов результатных счетов (до их закрытия) этой же книги. Таким образом, совокупность учетных показателей, из которых состоит бухгалтерский отчет, формируется прямо или косвенно из счетов Главной книги. Следовательно, отчетные данные, сгруппированные в учетных регистрах, не могут отражать таких хозяйственных оборотов, которых не было в текущих учетных записях. Отсюда вытекает органическая связь между бухгалтерским учетом и бухгалтерской отчетностью, которая состоит в том, что формируемые в учете итоговые данные переходят в соответствующие отчетные формы в виде синтезированных итоговых показателей.
Процесс бухгалтерского учета состоит из четырех основных стадий. На первой стадии происходит документирование различных хозяйственных операций, на второй - учетные данные классифицируются и сводятся воедино путем отражения на счетах бухгалтерского учета (в учетных регистрах и в Главной книге). На третьей стадии формируются отчетные формы и пояснений к бухгалтерскому отчету, на четвертой проводится анализ деятельности организации, как по отчетным,
так и по учетным данным. Результаты анализа используются как внутренними, так и внешними пользователями бухгалтерской отчетности. Все стадии учетного процесса должны рассматриваться в единстве и взаимосвязи. Это важнейшее требование современной организации бухгалтерского учета.
Бухгалтерская отчетность организации служит основным источником информации о ее деятельности, так как бухгалтерский учет собирает, накапливает и обрабатывает экономически существенную информацию о совершенных или запланированных хозяйственных операциях и результатах хозяйственной деятельности. Таким образом, бухгалтерская отчетность служит инструментом планирования и контроля достижения экономических целей предприятия, которые можно свести к двум важнейшим экономическим побуждениям предпринимательства.
Организации составляют отчеты по форме и инструкциям, утвержденным Минфином и Госкомстатом Российской Федерации. Единая система показателей отчетности организации позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, республикам и по всему народному хозяйству в целом.
Концептуальные основы учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности - более подвижная категория по сравнению с общепринятыми принципами учета, так как если принципы могут оставаться неизменными в течении многих десятилетий, то в концептуальные основы могут вноситься коррективы.
Концептуальные основы достаточно тонко отражают особенности социально-экономических, юридических, политических, экономических и исторических условий, присущие той или иной стране; охватывают многие вопросы, связанные с учетом и отчетностью.
1.2. Законодательное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности
На законодательном уровне практически во всех странах действует норма обязательности составления бухгалтерской отчетности, чтобы обеспечить многочисленных пользователей нужной им информацией о том или ином субъекте рынка (организации). Кроме того, нормативно регулируемая бухгалтерская отчетность выполняет и другую очень важную роль. Государство через нее обеспечивает единство толкования правовых норм для самых различных субъектов рынка и соблюдения ими общеустановленных принципов (правил) ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. Эта функция бухгалтерской отчетности нашла отражение как в законе «О бухгалтерском учете», так и в изданных на его основе нормативных актах по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности. Значительное место указанной функции бухгалтерской отчетности отведено в Международных стандартах финансовой отчетности.
Для обеспечения информацией многочисленных пользователей бухгалтерской отчетности в рыночной экономике законодательно введено понятие «публичность бухгалтерской отчетности» (статье 16 Закона «О бухгалтерском учете»). Согласно закону акционерные общества открытого типа, банки, другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных фондов (взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным. При этом публичность бухгалтерской отчетности, как это сформулировано в статье 16 «Закона о бухгалтерском учете», заключается не только в ее опубликовании в периодической печати, доступной пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, но также в передаче ее территориальным органам государственной статистики для предоставления заинтересованным пользователям.
В статье 15 Федерального закона «О бухгалтерском учете» установлены сроки представления бухгалтерской отчетности. Всё организации, за исключением бюджетных, представляют бухгалтерскую отчётность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом. Другим органам государственной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 14 Закона устанавливает, что отчетным годом для всех российских организаций является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно. Иные варианты исчисления отчетного года, принятые в мировой практике (с 1 апреля или с 1 июля), в России не применяются. В этой же статье приведена норма о порядке исчисления первого отчетного года для вновь созданной либо реорганизованной организации. Таковым считается период со дня ее государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно. Месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала года (ранее такая бухгалтерская отчетность называлась периодической).
Требования к содержанию и принципы составления промежуточной финансовой отчетности в России (далее - промежуточная отчетность) определены в Положении по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчётность организации» (ПБУ 4/99)
и в приказе Минфина РФ от 22.07.2003 N 67н ( ред. от 18.09.2006 ) "О формах бухгалтерской отчетности организаций». Они, по существу, полностью соответствуют требованиям Международного стандарта финансовой отчетности (МСФО) №34 «Промежуточная отчетность». Имеется в виду отчетность за определенный период в пределах финансового года (квартал, полугодие), так как годовая отчетность, представляемая пользователям только по окончании финансового года, не позволяет оперативно реагировать на изменения в финансовом положении и результатах деятельности организации. Особое значение это имеет для организаций (АО, ЗАО), ценные бумаги которых свободно обращаются на фондовом рынке.
Согласно МСФО № 34 промежуточная отчетность по составу соответствует годовой отчетности. Она должна включать такие же отчеты и составляться на той же основе, что и последняя по времени годовая отчетность компании. Например, компания должна подготавливать сводную промежуточную отчетность, если ее последняя годовая отчетность была составлена как сводная.
В России в состав промежуточного отчета разрешено включать баланс (форма № 1) и отчет о прибылях и убытках (форма № 2). Включение других форм зависит от требований внешних пользователей и учетной политики организации. Важнейшим требованием к промежуточной отчетности является использование при ее подготовке той же учетной политики, что и для годовой отчетности компании. Это обеспечивает соблюдение единых принципов подготовки и составления всей финансовой отчетности компании,
независимость оценки годовых результатов от того, представляет ли компания промежуточную отчетность и с какой периодичностью, сопоставимость данных промежуточной отчетности за разные периоды в пределах финансового года. Оценки при составлении промежуточной отчетности должны производиться накопительно с начала года до даты, на которую составляется такая отчетность. При этом отражение данных бухгалтерского учета нарастающим итогом с начала года означает, что составляемая в течение одного отчетного года месячная (квартальная) отчетность не ограничивается показателями за каждый период в отдельности, а включает данные с начала отчетного года по последнее его число.
Законодательство также устанавливает сроки представления бухгалтерской отчетности: квартальной — в течение 30 дней по окончании квартала, а годовой — в течение 90 дней по окончании года.
Конкретная дата устанавливается учредителями (участниками)
организации или общим собранием. Годовая бухгалтерская отчетность должна представляться не ранее 60 дней по окончании отчетного года. День представления организацией бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по назначению. Отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода: 31 декабря для годового бухгалтерского отчета и последние дни месяцев - для промежуточной бухгалтерской отчетности.
Начиная с 1996 г. бухгалтерская отчетность в России регулируется нормативными правовыми актами четырех уровней.
Первый уровень - главную роль в системе указанных правовых актов выполняет Закон «О бухгалтерском учете», в составе которого имеется глава, III «Бухгалтерская отчетность», включающая статьи 13—17. Иными словами, субъекты Федерации не вправе утверждать свои правила ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Благодаря централизации достигается единообразие методологии и методики бухгалтерского учета: на всей территории России как едином экономическом пространстве обеспечивается получение одинаково воспринимаемой заинтересованными пользователями отчетной информации по всем организациям независимо от их организационно-правовой формы собственности, места регистрации и видов осуществляемой деятельности.
К нормативным документам первого уровня относятся также
Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О рынке ценных бумаг», указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства, в которых сформулированы базовые определений и понятия бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
В порядке исключения к документам первого уровня приравнивается и Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (Утверждено приказом Минфина России от 29.07.98 г. № 34й, в ред. приказа Минфина России от 24.03.2000 г. № 31н), повторяя нормы Закона «О бухгалтерском учете», детализирует их, определяя общие подходы к организации бухгалтерского учета. С практической стороны такой подход оправдан, поскольку ст. 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации на Минфин России возложены полномочия по осуществлению методологического руководства в области бухгалтерского учета и отчетности юридических лиц страны. Второй уровень составляют положения (стандарты) бухгалтерского учета. К числу таких документов, прежде всего, относится Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина России от 06.07.99 г. № 43н, которое устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций - юридических лиц, кроме кредитных и бюджетных организаций. Для кредитных организаций (банков) состав бухгалтерской отчетности устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а для бюджетных организаций - Минфином России.Содержание ПБУ 4/99 базируется на нормах, зафиксированных как в Законе «О бухгалтерском учете», так и в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Следует подчеркнуть, что ПБУ 4/99 не является нормативным документом при формировании отчетности организации для внутренних целей, отчетности для статистического наблюдения, отчетных форм для представления данных кредитным организациям и отчетной информации для иных специальных целей, если в правилах подготовки такой отчетности не предусматривается использование ПБУ 4/99.
Третий уровень включает документы, на основе которых, по существу, установлен порядок формирования и составления бухгалтерской отчетности. К ним относятся методические рекомендации, инструкции, приказы Минфина России: «О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие первой части Гражданского кодекса Российской Федерации», раскрывающий особенности формирования бухгалтерской отчетности в случае реорганизации и ликвидации организации от 28.07.95 г. № 81; «О порядке публикации годовой бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами» от 28.11.96 г. № 101;
«О методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности» от 30.12.96 г. № 112; приказ Минфина РФ от 22.07.2003 N 67н (ред. от 18.09.2006)"О формах бухгалтерской отчетности организаций".
Приказом Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» предусмотрены три варианта формирования составляющих частей бухгалтерской отчетности - упрощенный, стандартный и расширенный. Кроме того, на практике используется четвертый вариант - организация составляет отчетность в полном соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности и не формирует ее параллельно по российским правилам.
Необходимость выделения вариантов формирования отчетности связана с тем, что разные группы организаций в зависимости от поставленных задач должны по-разному решать проблемы прозрачности при раскрытии итоговой бухгалтерской информации. Можно выделить три группы организаций: первая группа - открытые акционерные общества, акции которых котируются на фондовом рынке; вторая группа - организации, формирующие бухгалтерскую отчетность по расширенному варианту оставшиеся акционерные общества, а также федеральные и крупные муниципальные государственные унитарные предприятия; третья группа - закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью.
Четвертый уровень нормативного регулирования бухгалтерской отчетности включает указания, инструкции и другие документы в рамках учетной политики самих хозяйствующих субъектов по составу, формам, адресам и срокам представления сегментной отчетности, как для внешних пользователей, так и для внутренних целей.
Кроме того, организация должна руководствоваться: планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению (приказ Минфина СССР от 1 ноября 1991 г. №56 с изм.); нормативными документами, определяющими порядок учета себестоимости продукции (работ, услуг); другими нормативными документами по бухгалтерскому учету различных сфер деятельности организации (инвестиционная деятельность, совместная деятельность и др.) и видов имущества (основные средства, товарно-материальные ценности, ценные бумаги, нематериальные активы и др.).
Основным же, нормативным документом при формировании организацией бухгалтерской отчетности, является Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 4/99) “Бухгалтерская отчетность организации”.
В данном Положении устанавливается состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и бюджетных организаций.
1.3. Документальное оформление бухгалтерской отчетности
Целью финансовой отчетности, как известно, является представление информации о финансовом положении (бухгалтерский баланс), финансовых результатах (отчет о прибылях и убытках) и изменениях в финансовом положении (отчет о движении денежных средств) хозяйствующего субъекта. При этом особое значение приобретает такое понятие, как прозрачность отчетности, которое означает доступность и понятность информации о существующей ситуации, принятых решениях и действиях всем участникам рынка.
Как свидетельствует мировая практика, предоставление прозрачной и полезной информации является необходимым условием функционирования организованного и эффективного рынка. В случае отсутствия полезности информации могут не знать истинного финансового положения предприятия даже его руководители, а другие участники рынка тем более могут быть введены в заблуждение, что негативно сказывается на работе рынка.
Надежность выводов, полученных внешними пользователями на основе бухгалтерской отчетности, предопределяется качеством содержащихся в ней данных. Во избежание неправильного информирования пользователей, сведения в отчете проверяются на предмет соответствия их действующим положениям нормативных актов. Эта работа выполняется непосредственно в организации, а также аудиторами, имеющими лицензии на проведение аудиторских проверок.
Информация должна быть объективной по отношению к различным пользователям. Хотя бухгалтерские (финансовые) отчеты по своему содержанию предназначены для целей предоставления информации, необходимой в процессе принятия решений, сама их структура не должна влиять на выбор решения, предопределять какой-либо результат.
При оценке достоверности информации, представленной в бухгалтерской отчетности, необходимо учитывать факторы неопределенности. Хотя эти отчеты основываются на событиях, имевших место в прошлом, смысл многих из них раскрывается только при их рассмотрении с точки зрения последствий для будущего (например, размеры сомнительных долгов). В момент подготовки отчетов точно определить эти последствия невозможно. Поэтому составителям бухгалтерских отчетов при оценке этих последствий необходимо проявлять осмотрительность; возможность проверки. Данные об операции или событии, содержащиеся в бухгалтерских отчетах, могут быть проведены в том случае, если независимые аудиторы согласятся, что они с разумной степенью точности соответствуют основным операциям или событиям.
Сопоставимость позволяет пользователям проводить как динамический, так и структурный анализ. Составление бухгалтерских (финансовых) отчетов в сопоставимом виде дает возможность исследовать коммерческую деятельность различных организаций или одной; и той же организации за определенный период.
Закон «О бухгалтерской отчетности», ПБУ 4/99, а также приказ Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 13.01.2000 г. № 4н установили составные части бухгалтерской отчетности. Начиная с 1 января 2000 г. в годовой бухгалтерский отчет включаются:
- бухгалтерский баланс — форма № 1;
- отчет о прибылях и убытках — форма № 2;
- пояснения к отчетности, куда входят:
- отчет об изменениях капитала — форма № 3;
- отчет о движении денежных средств — форма № 4;
- приложение к бухгалтерскому балансу — форма № 5;
- отчет о целевом использовании полученных средств — форма №6; .
- пояснительная записка - текстовая часть бухгалтерского отчета;
5.Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, если она в соответствии с требования-ми законодательства подлежит обязательному аудиту.
В составе промежуточной бухгалтерской отчетности организация
может представлять кроме бухгалтерского баланса (форма № 1)
и отчета о прибылях и убытках (форма № 2) иные отчетные показатели (отчет о движении средств (форма № 4) и др.), а также пояснительную записку.
Годовая или промежуточная бухгалтерская отчетность прилагается к сопроводительному письму организации, оформленному в установленном порядке и содержащему информацию о составе отчетности.
Рассмотренные выше элементы бухгалтерского отчета взаимосвязаны, поскольку отражают разные аспекты одних и тех же хозяйственных операций и явлений. Например, информацию представленную в балансе (форма № 1), дополняют сведения, содержащиеся в отчете о прибылях и убытках (форма № 2), и наоборот.
При составлении бухгалтерской отчетности организация может разрабатывать формы бухгалтерской отчетности самостоятельно, что позволяет учитывать особенности и условия деятельности организации, повысить информативность отчетности за счет выбора наиболее подходящей формы представления данных, облегчить пользователям отчетности работу с ней за счет концентрации только на существенных показателях, а также изначально готовить отчетную информацию в виде, пригодном для публикации.
Разрабатываемые организацией формы бухгалтерской отчетности должны обеспечивать:
- полноту информации;
- последовательность представления информации во времени;
- нейтральность информации;
- возможность сравнения данных во времени;
- существенность информации.
Полнота информации. Бухгалтерская отчетность должна давать
достоверное и полное представление о финансовом положении
организации, финансовых результатах ее деятельности и об изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами по бухгалтерскому учету.
Последовательность представления информации во времени. Организация должна придерживаться принятых ею форм бухгалтерской отчетности последовательно от одного отчетного периода к другому. Изменение принятых форм бухгалтерской отчетности возможно в исключительных случаях, например при изменении вида деятельности, появлении существенно нового типа активов или пассивов.
Нейтральность информации. Нейтральность информации обеспечивается тем, что избранная организацией форма представления информации отвечает интересам разных групп пользователей отчетной информации, не оказывает влияния на решения и оценки пользователей отчетной информации и не предопределяет их.
Возможность сравнения данных во времени. Избранные организацией формы бухгалтерской отчетности должны предусматривать указание по каждому числовому показателю (кроме отчета за первый отчетный период) данных минимум за два года - за отчетный и за предшествующий. Если организация решает раскрывать данные за более длительные периоды (три года и более), то по каждому числовому показателю в отчетности приводятся данные за несколько лет. Сравнительные данные должны приводиться как в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках, так и в пояснительной записке и других отчетах.
Существенность информации. Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности, то есть когда без знания о них заинтересованные пользователи не могут оценить финансовое положение организаций, финансовые результаты ее деятельности и изменения в ее финансовом положении.
Заголовочная часть. Каждый отчет должен иметь заголовочную часть, в которой указываются:
- наименование отчета («Бухгалтерский баланс», «Отчет о прибылях и убытках», «Отчет о движении денежных средств» и другие);
- отчетный период - в отчете о прибылях и убытках и др. («за 2006 г.»), или отчетная дата - в бухгалтерском, балансе («на 31 декабря 2006 г.»);
- наименование организации и ее организационно-правовая форма;
- единица измерения и формат представления числовых показателей (тыс. руб. или млн. руб.).
В отчете, представляемом в налоговый орган и орган государственной статистики, помимо указанных реквизитов приводятся:
- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
- вид деятельности, признаваемый основным в соответствии с требованиями нормативных документов, утвержденных Госкомстатом Российской федерации;
- форма собственности согласно Классификатору форм собственности;
- полный почтовый адрес (на бухгалтерском балансе);
- дата утверждения;
- дата отправки/принятия.
В отчете, представляемом в налоговый орган и орган государственной статистики, все перечисленные реквизиты сопровождаются соответствующими кодами из утвержденных классификаторов.
Содержательная часть. При разработке форм бухгалтерской
отчетности необходимо исходить из состава показателей, подлежащих раскрытию в соответствии с нормативными актами по бухгалтерскому учету, в частности ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».
Стоимостные показатели приводятся в бухгалтерской отчетности
без десятичных знаков в тысячах или в миллионах рублей (если организация имеет существенные обороты продаж, обязательств и т.п.).
Подписи в отчетности. Бухгалтерская отчетность должна быть
подписана руководителем и главным бухгалтером организации. Их подписи проставляются в конце каждой формы бухгалтерской отчетности.
Реквизит «Подпись» должен включать:
- наименование должности лица, подписавшего отчет (например:
«Генеральный директор акционерного общества», «Председатель правления акционерного общества», «Главный бухгалтер акционерного общества»);
- собственноручную подпись лица;
- расшифровку подписи (фамилия и инициалы).
Датирование отчетности: Бухгалтерская отчетность организации должна быть датирована, то есть должна быть указана фактическая дата подписания ее руководителем и главным бухгалтером организации. В бухгалтерской отчетности дата подписания проставляется одним из следующих способов: на каждой форме бухгалтерской отчетности или на бухгалтерском балансе. Дата подписания бухгалтерской отчетности проставляется после подписей машинописным или рукописным способом. Наличие даты подписания бухгалтерской отчетности имеет значение для раскрытия событий после отчетной даты. Все формы бухгалтерской отчетности заполняются на основании остатков по счетам Главной книги. Статьи актива баланса заполняются по данным дебетовых остатков активных счетов, а статьи пассива баланса — по данным кредитовых остатков пассивных счетов.
Счета, отражающие состояние расчетов, показываются в балансе в развернутом виде: дебетовое сальдо по субсчетам этих счетов должно быть представлено в активе, а кредитовое сальдо - в пассиве. Например, показатели формы «Отчет о прибылях и убытках» заполняются на основании данных дебетовых и кредитовых оборотов по счетам 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки»: Некоторые показатели бухгалтерской отчетности заполняются на основании данных аналитического учета (ведомостей, журналов-ордеров или иных аналогичных по назначению регистров). Однако основным источником информации для заполнения форм бухгалтерской отчетности остается Главная книга.
Проверка записей на счетах бухгалтерского учета. Чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъявляемым к ней требованиям, должны соблюдаться следующие условия:
- отражение хозяйственных операций В бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных первичных документов;
-отражение за отчетный период всех хозяйственных операций, а также результатов инвентаризации, если она проводилась;
- совпадение данных синтетического и аналитического учета.
Цикл учетной работы за любой очередной месяц (в межотчетном периоде) можно разделить на три части:
- составление бухгалтерских записей (проводок) на основании надлежаще оформленных первичных документов (накопительных, группировочных ведомостей). Это самая главная часть цикла учетной работы в межотчетный период. Именно на этом этапе от бухгалтера требуется хорошее знание, как нормативных бухгалтерских документов, так и налогового законодательства;
- перенос всех фактов хозяйственной деятельности организации за месяц из первичных документов (накопительных, группировочных ведомостей) в регистры бухгалтерского учета (например, в журнал регистрации хозяйственных операций и др.);
- формирование информации об объектах бухгалтерского учета на счетах Главной книги на основании итоговых данных учетных регистров.
В конце отчетного периода по всем счетам Главной книги подсчитываются дебетовые и кредитовые обороты, по подавляющему большинству счетов выводится конечное сальдо.
По некоторым счетам, например 60 «Расчеты с поставками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», надо исчислять развернутое сальдо. Отражение развернутого сальдо в балансе (в активе - дебетового, а в пассиве - кредитового) необходимо для объективной характеристики финансового положения организации.
Счета 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Брак в производстве», 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» ежемесячно закрываются, их обороты по дебету и кредиту обязательно равны, сальдо отсутствует.
Счета 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки» закрываются один раз в конце года.
Показатели Главной книги - обороты по дебету и кредиту счетов, а также остатки сальдо по счетам используются для составления бухгалтерской отчетности. Чтобы убедиться в правильности отчетности и полноте показателей, периодически проверяют записи на счетах, используя различные приемы. Эти приемы в значительной мере зависят от применяемой формы бухгалтерского учета.
ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
2.1. Принципы составления и общая характеристика международных стандартов финансовой отчетности.
Конец XX столетия ознаменовался становлением глобальной
мировой экономики и усилением международной конкуренции.
По данным ООН за период с 1970 г. по начало 90-х годов количество транснациональных корпораций увеличилось с 7 до 40 тысяч; в настоящее время они контролируют деятельность более 150 тысяч компаний в различных странах мира. Усилилось влияние на интеграционные процессы региональных финансовых рынков, особенно в Юго-Восточной Азии и Латинской Америке. Современный уровень развития глобальных информационных сетей позволяет обеспечить мгновенную передачу финансовой информации, в том числе данных бухгалтерской отчетности, любому заинтересованному пользователю. Все эти факторы стали оказывать
влияние на системы бухгалтерского учета каждой страны. Как отмечалось на XV Всемирном конгрессе бухгалтеров (Париж, 1997 г.), в настоящее время в мире действует свыше 80 национальных систем бухгалтерского учета. В условиях свободы движения рабочей силы и капитала, конвертируемости национальных валют потребовалась разработка единых подходов к формированию экономических показателей, которые адекватно отражали бы,
с одной стороны, состояние экономики той или иной страны, с другой - финансовое состояние и результаты деятельности отдельных хозяйствующих субъектов.
Работу по созданию нормативных документов, раскрывающих
требования к содержанию бухгалтерской информации и методологию получения важнейших учетных характеристик на основе гармонизации национальных стандартов экономически развитых стран, возглавил созданный в 1973 г. в рамках ООН Международный комитет по стандартам финансовой отчетности, который в дальнейшем стал называться Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО). Документы, разрабатываемые КМСФО, носят название международных стандартов финансовой отчетности (International Accounting Standards, IAS русская аббревиатура — МСФО). В 1977 г. в Женеве была учреждена Международная федерация бухгалтеров (МФБ), основным направлением деятельности которой является установление единых профессиональных требований к бухгалтерской деятельности (в области образования, бухгалтерской этики), а также адаптация МСФО к применению в государственном секторе экономики. Все профессиональные бухгалтерские организации, являющиеся членами МФБ, одновременно являются и членами КМСФО.
На начало 2000 г. в этих международных организациях насчитывалось 153 члена из 112 стран (в 1973 г. учредителями КМСФО выступили представители лишь 9 стран: Австралии, Великобритании, Германий, Канады, Мексики, Нидерландов, США, Франции и Японии).
В 2001 г. КМСФО был преобразован в Управление по международным стандартам финансовой отчетности (International Accounting Standards Board, IASB), которое приступило к работе в составе экспертов в области бизнеса, бухгалтерского учета, инвестиций, образования. Управление имеет статус независимого негосударственного органа, его штаб-квартира находится в Лондоне. Принято решение изменить название стандартов на английском языке. Все новые стандарты обозначаются аббревиатурой IFRS - International Financial Reporting Standards, при этом в российской практике сохраняется употребление первоначального названия — Международные стандарты финансовой отчетности (International Accounting Standards).
Необходимость широкого использования международных стандартов обусловлена несколькими причинами.
Во-первых, формирование отчетности в соответствии с МСФО - это важное условие приобщения к международным рынкам капитала. Общеизвестно, что капитал, особенно иностранный, требует полной открытости организации перед инвесторами. Если иностранный инвестор не в состоянии проследить с помощью финансовой отчетности, как используется предоставленный им капитал, любая страна останется зоной повышенного риска, что для фирм — резидентов этой страны выразится в увеличении стоимости предоставляемых им финансовых ресурсов с международных рынков.
Во-вторых, отчетность, подготовленная по МСФО, рассматривается как один из важнейших элементов корпоративного управления. При разработке МСФО во главу угла поставлены информационные потребности конкретных пользователей, в первую очередь акционеров (собственников) и инвесторов. При выборе в рамках стандартов определенного методического подхода для раскрытия организацией учетных данных предпочтение должно быть отдано тому из них, который позволит сформировать полезную для принятия экономических решений информацию.
В-третьих, использование МСФО позволяет значительно сократить время и ресурсы, необходимые для совершенствования национальных систем учета. Эти стандарты закрепляют достаточно длительный опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в условиях рыночной экономики. Они представляют собой результат труда и поиска не одного поколения бухгалтеров-практиков и ученых, представителей различных научных школ. Стандарты учитывают опыт работы с отчетностью бирж и организаций, регулирующих обращение ценных бумаг, финансовых институтов, профсоюзных федераций и межправительственных органов, представители которых с 1991 г. образуют Консультативную группу в рамках КМСФО. '
В-четвертых, применение МСФО существенно расширяет возможности национальных систем учета. Крылатое выражение «бухгалтерский учет - язык бизнеса» обретает интернациональный смысл, поскольку отчетность, сформированная в соответствии с МСФО, становится понятной представителям деловых кругов самых разных стран. В свою очередь, общество в целом приходит к осознанию значения бухгалтерской
профессии для устойчивого развития экономики, расширения мирохозяйственных связей.
Таким образом, становится очевидной роль МСФО как фактора повышения эффективности работы отдельных компаний и рыночной экономики в целом, стимулирования экономического роста и развития международных финансовых рынков.
Распространение МСФО сталкивается с определенными трудностями, которые носят объективный характер. Прежде всего, МСФО используются в основном развивающимися странами, где экономика особенно сильно зависит от иностранного капитала. Ведущие мировые державы с исторически сложившимися национальными системами бухгалтерского учета отдают предпочтение своим внутренним стандартам, отражающим специфику и обычаи делового оборота конкретной страны.
В России, несмотря на принятое Правительством постановление «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» от 06.03,98 г. № 283, процесс совершенствования порядка ведения учета и отчетности нельзя считать завершенным. Интересы государства как пользователя финансовой отчетности до сих пор преобладают над интересами частных инвесторов, сказываются и российские учетные традиции, среди которых: ориентация на единый План счетов и унифицированные формы бухгалтерской отчетности, стремление использовать результаты финансового учета в основном для целей налогообложения, неразвитость профессиональных общественных объединений бухгалтеров.
Таблица 2.1
Список МСФО (по состоянию на 1 апреля 2002 г.)
№ |
Название |
Вступление в силу |
Статус |
МСФО 1 |
Представление финансовой отчётности |
01.01.75г |
Пересмотрен в 1997 г., редакция в силе с 01.07.98г, заменил МСФО 5 и МСФО 13 |
МСФО 2 |
Запасы |
01.01.76г |
Пересмотрен в 1993 г., редакция в силе с 01.01.95г |
МСФО 3 |
Консолидированная финансовая отчётность |
01.01.77г |
Заменён на МСФО 27 и МСФО 28 |
МСФО 4 |
Учёт амортизации |
01.01.77г |
Частично заменён на МСФО 16 и МСФО IAS 38 |
МСФО 5 |
Информация, подлежащая раскрытию в финансовой отчётности |
01.01.77г |
Заменён на МСФО 1 |
МСФО 6 |
Учёт и отчётность в связи с ценовыми изменениями |
01.01.78г |
Заменён на МСФО 15 |
МСФО 7 |
Отчёты о движении денежных средств |
01.01.79г |
Пересмотрен в 1992 г., редакция в силе с 01.01.94г |
МСФО 8 |
Чистая прибыль или убыток за период, фундаментальные ошибки и изменения в учётной политике |
01.01.79г |
Пересмотрен в 1993 г., редакция в силе с 01.01.95г, частично заменён на МСФО 35 |
МСФО 9 |
Затраты на исследования и разработки |
01.01.80г |
Заменён на МСФО 38 |
МСФО 10 |
Условные события и события, произошедшие после отчётной даты |
01.01.80г |
Пересмотрен в 1999 г, частично заменён на МСФО 37 |
МСФО 11 |
Договоры подряда |
01.01.80г |
Пересмотрен в 1993 г., редакция в силе с 01.01.95г |
МСФО 12 |
Налоги на прибыль |
01.01.81г |
Пересмотрен в 1996 г., редакция в силе с 1.1.98 |
МСФО 13 |
Представление отчётности об оборотных средствах и краткосрочных пассивах |
01.01.81г |
Заменён на МСФО 1 |
МСФО 14 |
Сегментная отчётность |
01.01.83г |
Пересмотрен в 1997 г., редакция в силе с 01.07.98 |
МСФО 15 |
Информация, отражающая влияние изменения цен |
01.01.83г |
Внесены незначительные изменения в 1989 г., заменил МСФО 6 |
МСФО 16 |
Основные средства |
01.01.83г |
Пересмотрен в 1993 г., редакция в силе с 01.01.95 |
МСФО 17 |
Аренда |
01.01.83г |
Пересмотрен в 1997 г., редакция в силе с 01.01.99 |
МСФО 18 |
Выручка |
01.01.84г |
Пересмотрен в 1993 г., редакция в силе с 01.01.95г |
МСФО 19 |
Вознаграждения работникам |
01.01.85г |
Пересмотрен в 1998 г., редакция в силе с 01.01.99г |
МСФО 20 |
Учёт правительственных субсидий и раскрытие информации о правительственной помощи |
01.01.84г |
|
МСФО 21 |
Влияние изменений валютных курсов |
01.01.85г |
Пересмотрен в 1993 г., редакция в силе с 01.01.95г |
МСФО 22 |
Объединение компаний |
01.01.85г |
Пересмотрен в 1998 г., редакция в силе с 01.07.99г |
МСФО 23 |
Затраты по займам |
01.01.86г |
Пересмотрен в 1993 г., редакция в силе с 01.01.95г |
МСФО 24 |
Раскрытие информации о связанных сторонах |
01.01.86г |
|
МСФО 25 |
Учёт инвестиций |
01.01.87г |
Частично заменён на МСФО 39 и МСФО 40, аннулирован МСФО 40 |
МСФО 26 |
Учёт и отчётность по программам пенсионного обеспечения (пенсионным планам) |
01.01.88г |
|
МСФО 27 |
Сводная отчётность |
01.01.90г |
Скорректирован в соответствии с
МСФО 39 |
МСФО 28 |
Учёт инвестиций в ассоциированные компании |
01.01.90г |
Частично заменён на МСФО 36 и МСФО 39 |
МСФО 29 |
Финансовая отчётность в условиях гиперинфляции |
01.01.90г |
|
МСФО 30 |
Раскрытие информации в финансовой отчётности банков и аналогичных финансовых институтов |
01.01.91г |
Пересмотрен в 1998 г., редакция в силе с 01.01.01г |
МСФО 31 |
Финансовая отчётность об участии в совместной деятельности |
01.01.92г |
Скорректирован в соответствии с МСФО 36 и МСФО 39 |
МСФО 32 |
Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации |
01.01.96г |
Пересмотрен в 1999 г., редакция в силе с 01.01.01г |
МСФО 33 |
Прибыль на акцию |
01.01.98г |
|
МСФО 34 |
Промежуточная финансовая отчётность |
01.01.99г |
|
МСФО 35 |
Прекращаемая финансовая отчётность |
01.01.99г |
|
МСФО 36 |
Обесценение активов |
01.07.99г |
Частично заменяет положения МСФО 16 и МСФО 22 |
МСФО 37 |
Резервы, условные обязательства и условные активы |
01.07.99г |
|
МСФО 38 |
Нематериальные активы |
01.07.99г |
Заменил МСФО 9 |
МСФО 39 |
Финансовые инструменты: признание и оценка |
01.01.01г |
|
МСФО 40 |
Инвестиционная собственность* |
01.01.01г |
Аннулировал МСФО 25 |
МСФО 41 |
Учет в сельском хозяйстве |
01.01.02г |
|
* Примечание: данный стандарт ещё не был официально переведён на русский язык
Каждый стандарт содержит следующую информацию: объект учета - дается определение объекта и основных понятий, связанных с этим объектом; признание объекта учета - дается описание критериев отнесения объектов учета к различным элементам отчетности; оценка объекта учета - приводятся рекомендации по использованию методов оценки и требований к оценке различных элементов отчетности; отражение в финансовой отчетности -
2.2 Трансформация бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности
Трансформация (от лат. trans - сквозь, через formation - образование) означает процесс перехода из одного состояния в другое, преобразование.
В отношении бухгалтерской отчетности трансформация представляет процесс перевода (трансляции) статей российской бухгалтерской отчетности в формат финансовой отчетности в соответствии с другими бухгалтерскими стандартами, отличными от российских норм бухгалтерского учета и отчетности.
Трансформацию отчетности следует отличать от организации
параллельного бухгалтерского учета в нескольких системах бухгалтерского учета. Трансформация затрагивает исключительно статьи бухгалтерской отчетности, а параллельное ведение бухгалтерского учета обеспечивает формирование финансовой отчетности по МСФО на основе соответствующих бухгалтерских записей, сделанных в течение всего отчетного периода. Следовательно, трансформация предусматривает преобразование российской бухгалтерской отчетности в финансовую отчетность по МСФО только по состоянию на отчетную дату.
В настоящее время большое количество российских организаций проводят или собираются проводить трансформацию бухгалтерской отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Многие из этих организаций имеют специальные подразделения, занимающиеся трансформацией отчетности, некоторые - заняты ведением параллельного российскому бухгалтерского учета в соответствии с МСФО. Увеличение количества организаций, осуществляющих трансформацию бухгалтерской отчетности, привело к появлению различных методик по трансформации.
Рассмотрим основные подходы к организации и проведению трансформации российской бухгалтерской отчетности в формат МСФО. Для этого необходимо:
- раскрыть различия между форматами и содержанием бухгалтерских отчетов, используемых в России и в системе МСФО;
- рассмотреть различия в расчете показателей отчетности между российскими стандартами и МСФО (оценка статей, момент признания и др.);
- рассмотреть подходы к трансформации показателей российской бухгалтерской отчетности в формат МСФО.
Различия между форматами и содержанием бухгалтерских отчетов, используемых в России и в системе МСФО, представлены в табл. 2.2
Таблица 2.2
Различия представления информации в российской бухгалтерской отчетности и финансовой отчетности в соответствии с МСФО.
№ |
Различие |
Россия |
МСФО |
1 |
Количество форм бухгалтерской (финансовой) отчетности |
бухгалтерский баланс Отчет о прибылях и убытках Отчет об изменениях капитала Отчет о движении денежных средств Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6) Пояснительная записка |
Бухгалтерский баланс Отчет о прибылях и убытках Отчет об изменениях капитала Отчет о движении денежных потоков Комментарии к финансовой отчетности
|
2 |
Рекомендуемое представление бухгалтерского баланса |
Информация приводится в агрегированной форме только при условии несущественности агрегируемых статей бухгалтерского баланса |
Информация приводится в агрегированной форме (путем приведения итоговых сумм по группам статей баланса) |
3 |
Рекомендуемое представление отчета о прибылях и убытках |
Показатели отчета представляются по функциональному составу. Допускается представление показателей в разбивке по видам деятельности (текущей, финансовой, инвестиционной) |
Показатели отчета могут раскрываться как по функциональному составу, так и в разрезе доходов и расходов по экономическому содержанию (например, расходы раскрываются по элементам затрат)
|
4 |
Рекомендуемое представление отчета об изменениях капитала |
Рекомендуемый формат не предусматривает системного представления информации об отнесении произошедших изменений к определенному компоненту капитала (например, к добавочному капиталу)
Не предусмотрена корректировка входящего остатка капитала (на начало года) на влияние изменений учетной политики |
Движение компонентов собственного капитала раскрывается в более наглядной (матричной) форме, Предусмотрен альтернативный вариант раскрытия изменения в капитале в виде отчета о признанных прибылях и убытках
Предусмотрена корректировка входящего остатка капитала на влияние изменений учетной политики
|
5 |
Рекомендуемое представление отчета о движении денежных средств |
Предусмотрено использование как прямого, так и косвенного методов движения денежных средств |
Возможно дополнительное раскрытие движения денежных потоков по сегментам |
6 |
Раскрытие пояснений к бухгалтерской (финансовой) отчетности |
Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках могут раскрываться в приложениях к указанным формам отчетности, а также в рамках приложения к бухгалтерскому балансу (Форма № 5) |
Пояснения к показателям форм отчетности раскрываются в виде расшифровок и текстовых комментариев
|
7 |
Информация о забалансовых статьях |
Предусмотрена справка о наличии забалансовых ценностей, однако информация раскрывается без логической привязки к соответствующим балансовым статьям |
Формат раскрытия информации забалансовых статей не предусмотрен, однако существуют требования о логически связанном раскрытии забалансовых статей и активов (обязательств)
|
8 |
Различия в составе показателей бухгалтерского баланса |
Показатель «Отложенный налоговый актив» («Отложенное налоговое обязательство») не предусмотрен |
Включается показатель «Отложенный налоговый актив» («Отложенное налоговое обязательство») в актив и соответственно в обязательства баланса |
9 |
Различия в составе показателей отчета о прибылях и убытках |
Включение в отчет показателя «Амортизация» не предусмотрено |
Рекомендуется выделять амортизацию в отдельную строку отчета о прибылях и убытках
|
Существуют значительные различия в расчете показателей российской бухгалтерской отчетности и финансовой отчетности по МСФО. Несмотря на незначительные внешние отличия форм российской бухгалтерской
отчетности от рекомендуемых форматов МСФО, в порядке расчета показателей, включаемых в отчетные формы. Эти различия можно классифицировать как:
- различия в понятийном аппарате, определяющие расхождения в признании активов, обязательств, доходов и расходов в целях бухгалтерского учета, для формирования отчетности;
- различия в подходах к оценке отдельных видов активов, обязательств, капитала, доходов и расходов (в том числе учет справедливой стоимости);
- различия в подходах к денежному измерению активов, обязательств, доходов и расходов в России и в системе МСФО (учет инфляционных процессов);
- различия в возможности использования аналитических методов (например, дисконтирование), призванных уточнить оценку активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов.
Различия в понятийном аппарате должны рассматриваться с точки зрения концептуального различия практики российского бухгалтерского учета и требований международных стандартов. При этом следует учитывать, что определения доходов и расходов в российской системе регулирования бухгалтерского учета и МСФО отличаются несущественно. Основное концептуальное различие заключается в том, что записи на счетах в российском учете вносятся на основе оправдательных (юридических) документов, а в системе МСФО - на основе экономически обоснованного профессионального суждения. Учитывая сохранившуюся тесную привязку текущего бухгалтерского учета и форм российской отчетности, сложно предположить возможность российской отчетности отвечать требованию приоритета содержания. Отсутствие же определения активов, обязательств и капитала в российской системе бухгалтерского учета создает дополнительные трудности при трансформации. Затрудняет трансформацию и несоответствие практики российского бухгалтерского учета нормативным актам, выпускаемым по Программе реформирования системы бухгалтерского учета в России. В большинстве случаев бухгалтерский учет ведется в соответствии с налоговым законодательством, а не рекомендациями Министерства финансов РФ.
Во многих случаях требования налогового законодательства и
рекомендаций в виде Положений по бухгалтерскому учету существенно различаются.
Назовем только отдельные области несоответствия:
- учет основных средств и амортизации;
- учет нематериальных активов;
- учет материалов;
- учет незавершенного производства;
- учет готовой продукции.
При существующих различиях между бухгалтерским и налоговым учетом при трансформации российской отчетности требуется и большое число корректировок, поскольку российские ПБУ тесно связаны с нормами МСФО. Различия в подходах к оценке отдельных видов активов, обязательств, капитала, доходов и расходов связаны прежде всего с неразвитостью российской системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. Хотя в отдельных случаях методические рекомендации Минфина РФ и ПБУ предусматривают подход к оценке учетных объектов, соответствующий МСФО, Однако на практике выполнение этих рекомендаций затруднено. Различия в денежной оценке учетных объектов в российской практике и МСФО объясняются тем, что в России нет должного учета инфляции и влияния изменения цен. В системе МСФО указанным проблемам посвящены три стандарта: МСФО 15 «Информация, отражающая влияние изменения цен», МСФО 21 «Влияние изменений валютных ресурсов», МСФО 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции». Все указанные стандарты в разной степени используются при трансформации бухгалтерской отчетности в формат МСФО. Наибольшее влияние на динамику показателей российской отчетности оказывает применение МСФО 29.
Подходы к трансформации показателей российской бухгалтерской отчетности в формат МСФО. Существует широкая практика трансформации бухгалтерской отчетности в соответствии с МСФО. Мы рассмотрим только основные направления и последовательность трансформационных процедур.
Перед началом трансформации бухгалтерской отчетности необходимо выявить различия между российской практикой бухгалтерского учета, нормативными актами по бухгалтерскому учету и требованиями международных стандартов.
Схематично эти различия представлены на рисунке.
<
3, 4, 5, 6 |
< |
БУ |