Античный мир. Крито-микенская культура XY век до н.э.
3А Н Т И Ч Н Ы Й М И Р
2Крито-микенская культура
(XY век до н.э.)
2АНТИЧНЫМ 0 (от латинского слова 2"антиквус" 0 - древний)
миром называют группу государств, сложившихся в древности
на побережье Средиземного моря. Важнейшими среди них были
города-государства, созданные греческими племенами, и союз
городов древней Италии, возглавляемый Римом.
Их высокая культура легла в основу последующего куль-
турного развития европейских народов.
Греческие мыслители и ученые, использовав достижения
древневосточной науки и во многом превзойдя своих учителей,
заложили основы научных знаний и дали названия различным
отраслям науки. Например, 2г р а м м а т и к а 0 - наука о
правилах письма, 2а р и ф м е т и к а 0- наука о числах, 2г е 0-
2о г р а ф и я 0 - описание земли, и т.д. Сочинения греческих
историков, географов, философов,, поэтов переведены на мно-
гие языки мира. От латинского языка, языка римлян, прои-
зошли многие европейские языки. В русском языке насчитыва-
ются тысячи древнегреческих и латинских слов. Греческая и
латинская письменности легли в основу современной письмен-
ности. Из греческого алфавита возник славянский, а затем и
русский. Латинским алфавитом пользуются многие народы мира.
В Греции впервые возник театр. Бессмертны памятники
греческой скульптуры и архитектуры.
Римская поэзия оказала огромное влияние на многих по-
- 2 -
этов европейских народов, в т.ч. и на таких выдающихся
русских поэтов, как Г.Р.Державин, А.С.Пушкин и др.
Без знания истории Древней Греции и Рима, без
представления об основных чертах античной культуры совре-
менный человек не может в полной мере понять и оценить
культурные сокровища, созданные человечеством.
_____ """ ____
От времени расцвета древнегреческого искусства нас от-
деляют две с половиной тысячи лет. Но сила и слава антично-
го искусства оказалась вечной. Античность осталась и вечной
школой художников. Мастера снова и снова обращаются к обра-
зам античности, разгадывая тайну гармонии.
Древняя Греция - клочок земли в бассейне Средиземно-
морья, все население которого не превышало, вероятно,
двухсот - трехсот тысяч человек. И в этом маленьком мирке
родилась и расцвела гигантская духовная культура, не соста-
рившаяся даже через тысячелетия.
Еще сто лет назад историю Греции начинали с XII столе-
тия до н.э. И хотя в исторических сказаниях и песнях-поэмах
начала I тысячелетия до н.э. рассказывалось о древних
царствах и подвигах героев того времени, многие ученые счи-
тали это поэтическим вымыслом и относили к области мифоло-
гии.
Перелом произошел, когда во многих местах Греции стали
открывать памятники более древние, чем остатки классическо-
го периода. Немецкий археолог Генрих Шлиман раскопал на
- 3 -
территории турецкой деревушки Гиссарлык развалины легендар-
ной Трои. Раскопки других ученых в Микенах, на островах Ро-
дос и Фере подтвердили представление о существовании вели-
кой цивилизации, которая предшествовала классической эл-
линской, и отодвинули греческую историю еще дальше в глубь
веков.
Центром раннего этапа античности (конец III и середина
II тысячелетия до н.э.) был Крит, а несколько позже - та
часть греческого материка, где находится город Микены. В
целом культуру этого периода (примерно XY век до н.э.) на-
зывают 2К Р И Т О - М И К Е Н С К О Й.
В ней еще много неясного для историков. До сих пор не
вполне расшифрованы критские письмена. Только предположи-
тельные ответы даются на вопросы: что это были за люди, к
какой этнической группе они принадлежат, каков был их об-
щественный строй и т.д.?
Часть ученых считает, что на Крите существовала рабов-
ладельческая монархия. Другие полагают, что там было еще
родовое, доклассовое общество типа военной демократии с
вождем во главе.
Резиденцией верховного правителя Крита был Кносс, го-
род близ северного побережья острова.
В 1900 г. выдающийся английский археолог А.Эванс
приступил к раскопкам г.Кносса. Ему удалось открыть обшир-
ный дворец, построенный в конце III тысячелетия до н.э. и
полностью перестроенный около 1700 года до н.э.
- 4 -
Кносский дворец заставил вспомнить греческий миф о 2Л А
2Б И Р И Н Т Е 0. Согласно мифу, на Крите когда-то царствовал
правитель МИНОС. У него был подземный дворец - Лабиринт с
такими запутанными ходами, что никто не мог оттуда выб-
раться. Там обитало чудовище МИНОТАВР - полубык-получело-
век. Каждый год Минос отдавал ему на съедение нескольких
юношей и девушек. Афинскому герою Тесею удалось убить Мино-
тавра и самому выйти из Лабиринта с помощью клубка ниток,
привязав кончик у входа и потом постепенно разматывая его.
Как будто бы просто сказка. Но раскопки показали, что ока-
зывается Лабиринт действительно существовал. Сказание о чу-
довищном быке тоже имело историческую основу: на покрытых
фресками стенах Лабиринта, а также на каменных и золотых
сосудах дворца постоянно встречаются изображения быка.
Позднее дворцы, подобные Кносскому, были открыты в
других местах Крита. Можно было сделать заключение, что
уже с XXII века до н.э. на Крите существовали раннеклассо-
вые государства. Особенного могущества и культурного расц-
вета критское общество достигло в XYIII - XY веках до н.э.
Раскопки на Крите и в Микенах показали связь двух
культур. Возникло понятие 2КРИТО-МИКЕНСКОЙ 0 культуры. Стало
ясно, что это была цивилизация эпохи бронзы с развитым об-
щественным строем, с высоким уровнем техники и культуры.
В 1952 году удалось прочитать и часть найденных при
раскопках документов. Это сделали английские ученые М.Вент-
рис и Дж.Чэдвик. Оказалось, что они написаны на одном из
ранних диалектов греческого языка.
- 5 -
Открытие этой письменности составило целую эпоху в
изучении древнейшей цивилизации Греции, показав, как много
правды таилось в легендах и преданиях.
Критские города и дворцы были разрушены в середине II
тысячелетия до н.э. в результате извержения вулкана на ост-
рове Санторин в Эгейском море и вызванного им землетрясе-
ния.
Господство в Эгейском бассейне перешло к ахейцам, жив-
шим в городах-крепостях материковой Греции.
Критской культуры не стало, но еще около трех столетий
близкая ей микенская культура существовала на греческом ма-
терике.
--- --- --- --- --- --- ---