Конфуцианская социальная утопия

МГТУ  имени  Н.Э.Баумана

 

                               ДОМАШНЕЕ   ЗАДАНИЕ

                                 ПО  ПОЛИТОЛОГИИ  

                        

                   'Конфуцианская  социальная  утопия'

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                           Cтудент:

                                                                     Группа:

                                           Преподаватель:Волкова  И.В.

                                      МОСКВА  1996год.

                                                                     Да    будет  сохранен   великий  человек

                                                    от  тех,кто  никогда  не сможет   объять

                                                    всего  учения  и  кто ,дробя  его  на  параграфы,

                                                   разрушает   гармонию  ,высший  дар  живой

                                                  души.

                                                                                                      Ромен   Ролан

     

            Имя    Конфуций -латинизированная  форма  китайского  имени   Кун-

-цзы (Учитель  Кун).Вопросы   веры  занимали   самое  незначительное   место  в  мировоззрении  Конфуция ,однако  его  имя   очень  часто  упоми-

нается  в  одном  ряду  с  именами  Будды,Заратустры,пророка  Мухаммеда.

Не  был  он  и  умозрительным  философом :теория  познания  и  загадки  

бытия   также   оставались  вне  его  поля  зрения .Несмотря   на  всё   это

Конфуций  оставил   широкий  и  неизгладимый   след  в  духовном   развитии

целого   культурного  региона .Сверх  того , его  общественные  и  нравствен-

ные  идеалы  стали  впоследствии  предметом  повышенного   внимания   и

на  Западе  и  в России .

      Этого  мыслителя  древности  , в  отличии  от  многих   других , не  скры-

вает    завеса  ,сотканная   воображением   последователей .Наоборот - бла -

годаря  им  мы  можем  узнать  о  его  привычках,характере,манёрах , о   со-

бытиях  его  жизни ,услышать  его  подлинные   слова.Оказывается , в  его 

облике  нет  ничего  сверхчеловеческого , он  удивительно  прост , даже  про-

заичен.

      Однако  Конфуций   не  оставил  цельного   письменного   изложения   своих   идей . Ему  приписывают   составление  и   редактирование   зна-

менитого   'Пятикнижия'  , которое  издавна  рассматривалось  в  Китае  как  исходный  пункт  всей  китайской   литературы . Особое  место  среди  этих  источников   занимает  книга  'Лунь-юй'-- 'Изречения',составленная

учениками  Конфуция   уже  после  его  смерти . Она  состоит  главным  образом  из  отдельных  афоризмов  ,которые  начинаются  словами  'Учитель  сказал ...'.

       В   этих  афоризмах  мы  можем  найти  мысли  сходные  с  мыслями  ан-

тичных  философов,например  мысли  об  идеальном   правителе   и  идеальном  государстве : какими    они  должны   быть?

      2.1  ...Кто  правит  согласно  добродетели,

                Подобен   северной   звезде:

                Стоит   на  своем  месте

                В  кругу  других   созвездий.

     4.10 ...Благородный   муж

                Ничего  не  разрешает

                И  не  запрещает  в  Поднебесной

                А  соизмеряется  со  справедливостью

      Правление -- это:

    12.11 ...когда  будет  государем  государь,

                 Слугой  слуга,

                 Отцом  отец,

                 И  сыном  сын.

     12.17  ...есть  исправление.

                Кто  же  посмеет  не  исправиться,

                Когда   исправитесь  вы  сами?        

      13.6   ...Когда  ведешь  себя  ты  правильно,

                   То  за  тобой  пойдут   и  без  приказа;

                   Когда   же  ты  ведешь  себя   неправильно,

                   То  не  послушают,хоть и  прикажут.

      13.10  ... Когда  бы  власть  в  стране  принадлежала   добрым

                                                                                                         людям,

                     Они   в  течении   ста  лет   могли  бы  победить  жестоких

                     И  отринуть    казни.

     Т.е  идеальный   правитель  должен  быть  справедливым , стремиться   к  добру   ,тогда  и  народ  пойдет  за  ним ,как  '...склоняется  трава вслед ветру .' .По  словам  Конфуция ,на  месте  государя  должен  стоять  человек ,

которому  от  рождения  положено  править.Правитель  должен  быть  та-

кой , чтобы  '...были  рады те,что  близко ,и  приходили  те,что  далеко.'

       Также  мы  можем  встретить  мысли  об  идеальном  государстве:

'...Если  богатство  распределить  равномерно,то  не  будет  бедных , если   в    стране  установить  гармонию  , то население  не  будет  казаться  малочисленным .Если  же  народ  будет  находиться  в  состоянии  покоя ,то

государству  не  будут  грозить  никакие  опасности '. Но  самое  главное ,по

мнению  Конфуция , это  то, что  народ  должен  верить  своим  'управляю-щим,иначе  государству  не  устоять'.

      Большая   часть  афоризмов , приведенная  в  хрестоматии, относится  к

очень  интересным   жизненным  поучениям  и  правилам:

           8.13  ...Всегда  будь  искренним , люби  учиться,

                       Стой  насмерть,совершенствуй  путь...

                       Стыдись  быть  бедным  и  убогим,когда  в  стране  есть  путь;

                       Стыдись  быть  знатным  и  богатым,когда  в  ней  нет  пути.

           4.14  ...Не  печалься  о  том  ,что  нет  места,

                       А  заботься  о  том ,чем  себя  утвердить;

                       Не  печалься  о  том,что  никто  не  знает  тебя ,

                       А  стремись  быть  тем, кого  могут  знать.

           15.29 ... Человек  может  сделать  путь  великим  ,

                         Не  путь  делает  великим  человека.

     Представляют  большой   интерес  некоторые   философские  афоризмы       

Конфуция,которые  имеют  жизненную  ценность  вплоть  до  настоящего  времени:

          15.28 ...Что  ненавидят  все,то  требует  проверки.

                       Что  любят  все, то  требует  проверки.

          15.30 ...Лишь  та -- ошибка ,что  не  исправляется.

          17.3   ...Не происходит  изменений  лишь  с  высшей  мудростью

                       И  низшей  глупостью.

     Все   эти  афоризмы  дают  некоторое  представление  о характере миро-восприятия  Конфуция , становиться  ясно,почему   его  учение  нашло столько   много  последователей.Однако  они  не  могут  дать  полное   представле-ние  об  этом  , влиятельнейшем  учении  древности .