Конфуцианство

         Конфуцианство

6-3 века до н.э. охватывают конец периода Чуньцю и эпохи Чжанью или Цисюн - 433-221   гг. до н.э.

Территория Китая в это период была разделена на несколько государств, крупнейшими из которых были Цинь, Чу, Ци, Хань, Чжю, Вэй и Янь. В 6-3 вв. до н. э. В Китае происходит значительный экономический подъем, связанный с распространением железа. Происходит широкое распространение торговли, специализация отдельных районов Китая - например, Янчжоу и Цинчжоу - шелк. Развивались связи между отдельными экономическими районами. Это приводит к появлению денег. В культуре наметилось сближение письменности и стирание языковой грани между отдельными районами.  Наибольшее воздействие на все сферы экономики, культуры и т.д. оказало использование железа. Происходят сдвиги в социальной структуре общества - возникает частной земельной собственности, эволюция общины. Основой социальной организации Древнего Китая была патронимия, или цзу. Она объединяла от нескольких сотен до 1000 семей. Члены патронимии делились на 2 возрастные категории - отцы (старшие братья) и сыновья (младшие братья).Все цзуны, отпочковавшиеся от патронимии правителя царства, считались аристократическими и их члены занимали высшие должности.

Все изменения в экономической и политической жизни не могли не оказать влияния на развитие философии. Многие философские школы в этот период стремятся создать собственную концепцию государственного управления. Наиболее преуспели в этом две школы - конфуцианство и легизм. Противники в этой борьбе, продолжавшейся не одно столетие, допускали не только уничтожение книг друг друга, но и самих оппонентов. Эта трагическая борьба оказала влияние на формирование философских, правовых аспектов управления государством и др.

            Конфуцианство.

Конфуций о человеческой природе. При характеристике понятие «жэнь» - человеколюбия, центральной концепции учения, - Конфуций дает четкое определение понятия сути человеческой природы: «Учитель сказал: Богатство и знатность - вот к чему стремятся все люди. Если не установить для них Дао в достижении этого, то они этого и не получат. Бедность и презренность - вот что ненавидят люди. Если не установить для них Дао в избавлении от этого, то они от этого так и не избавятся». Стремление к богатству - как и боязнь оказаться на дне общества - присущ человеческой природе. Для влияния на человеческую природу Конфуций вводит центральное понятие учения - Дао (Путь). Для Конфуция Дао, в отличие от Лао-цзы, связано лишь с одной темой - человеком. Постичь Дао - значит вступить на Путь познания истины. В конце путешествия человеку открывается Истина, и он может сказать себе: мой путь окончен. Не исключая возможности для человека постичь его Дао, Конфуций рассматривал человека в трех измерениях: Цзюнь цзи (благородный муж) - этой категории отведена роль идеального человека, наглядного примера для подражания представителей двух других категорий. Его черты - справедливость, искренность, осторожность, умение сдерживать свои желания, отвращение к клеветникам и т.п. Цзюнь цзи не успокаивается на достигнутом - вечно стремиться к совершенству.

Жэнь, по Конфуцию, - обозначает обычных людей, образ собирательный.

Сяо жэнь (маленький человек) - синоним «низкий человек», неоднозначный термин. Сяо жэнь несдержан, заносчив, легко задается, он неспособен «жить в согласии с другими людьми», трусоват и т.д.

Конфуций вводит в обиход два понятия - жэнь и вэнь. Жэнь - это человеколюбие, человечность, гуманность, человеческое начало в человеке. Вэнь - то, что человек приобретает в процессе обучения, и каждый человек должен стремиться  овладеть духовной культурой. Цзюнь цзи сочетает в себе оба понятия - вэнь и жэнь.  

Конфуций не проводил резкой грани между обществом и государством. Государство у него мыслилось как одна большая семья. Морально-этические нормы давались на примере «благородного мужа» и «маленького человека». Красной нитью в учении Конфуция проходит забота о старших, прежде всего о родителях. Учение Конфуция говорит, что необходимо проявлять чувство глубокой и терпеливой любви. Чтобы усилить этико-моральную значимость принципов сыновней почтительности, Конфуций вводит их в проповедуемый им принцип Жэнь. Один из его любимых учеников, Ю цзы, выразил это стремление весьма лаконично: «Сыновья почтительность и любовь к старшим братьям - основа человеколюбия (жэнь)».

Конфуций о государстве. В «Луньюйе» нет специальной главы или раздела об устройстве государства, но это восстановимо по отдельным высказываниям и репликам. Управление государством и обществом должно базироваться на правилах - ли. Значение правил велико, и им Конфуций придает особое значение. Оно включает в себя жэнь - человеколюбие, прежде всего к родственникам и сородичам; сяо -любовь к родителям и предкам; честность и искренность; постоянное стремление к внутреннему самоусовершенствованию; вежливость и т.д. Конфуций считал, что уступчивость (жан), особенно для людей, исполняющих государственные функции, является обязательным элементом в делах управления. Со временем оба эти понятия трансформировались в слепое следование установленным церемониалам. Нормы морали, выработанные Конфуцием, основывались на нормах обычного права, но не всегда совпадали с ними, включая ряд новых моментов. Представление о почитании старших было инкорпорировано не только в социальную, но и в структуру государственной модели. По Конфуцию, правитель возвышался лишь на несколько ступеней над главой семьи. Облегчало понятие государства для простых китайцев как одной большой семьи. Возрастная градация легко переходила в социальную на базе построения пожилой - молодой, старший - младший, высший - низший и т.д. Вводившиеся во времена Конфуция законы встретили резко отрицательное отношение философа. Основной порок законов и правления, основанного на равенстве всех перед законом, состоит в том, что законы уничтожают разницу между благородными и простыми людьми: «Если исчезнет различие между верхами и низами, то как можно будет управлять государством?» Во взглядах Конфуция на устройство государства правила выполняли функции закона. От простого люда требовалось слепое исполнение правил (ли). Традиционным правилам обязаны следовать и правители. У Конфуция нет определенных четких правил организации управления, этим занялись впоследствии легисты. Но он разработал ряд идей, ставшими основой дальнейшей китайской государственности. В суждениях о государстве Конфуций выделяет два типа людей, два социальных слоя: управляющий и управляемый. В модель управляющего вводит готовый тип «благородного мужа» - цзюнь цзы. Он добросовестно относится к поручениям верхов, почтителен, мобилизовывает лучшие человеческие качества, предан царству и ответственно относится к    служебному долгу. Бюрократия, по Конфуцию, должна была не только следить за соблюдением «ли», но и быть примером во всем. Бюрократия допущена к толкованию правил - то есть имеет несоизмеримо большее значение в системе государства, чем у легистов. Конфуций, как сторонник авторитарной системы, был противником абсолютизации царской власти., стремится ограничить права царя. Правителю, принявшему концепцию Конфуция, приходилось волей-неволей приходилось взваливать на себя роль благородного мужа. Роль благородных наставников отводилась конфуциански образованным чиновникам.

Уделил внимание и общине. Пожаловал традиционной общине присвоение человеку почетного звания жэнь, а так же сяо или ди (любовь к старшим братьям).    

   

                           Легизм

Рассматривая вопрос о родоначальниках легизма, необходимо ознакомиться с учением Гуань Чжуна, известного реформатора, бывшего в середине 7 века до н.э. первым советником в царстве Ци. Идеи Гуань Чжуна оказали большое влияние на формировании мировоззрения Шан Яна, признанного теоретика легизма. Он был первым, кто выдвинул и обосновал концепцию об управлении страной на основании закона. «Законы - это отец и мать народа», лучший инструмент для упорядочения всей общественной жизни. Мудрый правитель, по мнению Гуань Чжуна, должен полагаться на закон, а не на мудрость. Проповедуя идею всеобщности законов, Гуань Чжун доводил ее до логического конца. В его учении закон стоит не под, а над государем. Говоря о методах управления, Гуань Чжун больше уповал  на наказания, чем на  моральное воздействие. Большое внимание, как и все легисты, он уделял развитию сельского хозяйства. Гуань Чжун выступал за ограничение торговли и даже за ее запрещение, поскольку многие обедневшие общинники, как сообщалось в его трактате «Гуаньцзы», нанимались к торговцам, владельцам ремесленных мастерских и не желали возвращаться в деревню. В торговле он видел причину разорения земледельцев. Гуань Чжун, вероятно, понимал, что успешное управление страной, основанное на законе, невозможно без разрушения старых родовых связей. Поэтому он предлагал разделить территорию царства Ци на ряд уездов во главе с назначенным из центра чиновниками. Более этого, Гуань Чжун предлагал провести свободное (вертикальное) административное деление вплоть до самой низшей социальной единицы - семьи, разбив все население царства на группы из пяти семей.

Цзы Чань - второй знаменитый последователь школы легизма. Он провел аграрную реформу. На полях были возведены насыпи и прорыты каналы. Размежевание пахотных земель, закрепленных государственным актом, означало окончание периодических переделов земли и передачу земли в частную собственность тех семей, которые владели ими раньше. Одновременно все жители были разделены на пять семей, связанных системой взаимной ответственности. Эта же поручительная система была распространена, по-видимому, и на более крупные социальные единицы. Цзы Чань хотел вырвать общинников из-под влияния наследственной аристократии и передать их под непосредственное управление администрации правителя. Он был инициатором эдикта о введении форменной одежды для чиновников. Никто из чиновников, какой бы высокий пост он не занимал, не имел права носить одежду, не положенное  ему по рангу. Цзы Чань оказал определенное влияние на развитие легизма, но его нельзя, но его нельзя назвать родоначальником школы, поскольку не был теоретиком. Впоследствии  Шан Ян буквально скопирует основные мероприятия Цзы Чаня, подготовившего почву для будущих легистских построений.

Внешнеполитические воззрения конфуцианцев  

 Приступая к анализу внешнеполитических воззрений Конфуция, автор остановил свой выбор на тексте «Луньюйя». В течении многих веков китайские дипломаты руководствовались суждениями Конфуция о принципах отношения Китая к своим соседям. Высказываний Конфуция по этой теме немного, они лаконичны, некоторые трудны для восприятия, поэтому трактуются переводчиками по-разному. Анализируя эпизод с Юань Жаком, можно понять негативное отношение Конфуция к варварам. Он говорит, что уподобиться варвару - это самое тяжелое преступление. Объясняя своему ученику Фань Чи, какой смысл он вкладывает в понятие человеколюбие, Конфуций не распространяет свое понятие на варваров. Опираясь на рассеянные в тексте высказывания, можно вполне определенно утверждать, что для Конфуция среднее царство есть нечто единое по своей культуре, которая ни в чем не напоминает и не должна напоминать варваров-соседей, считая их умственно отсталыми. По существу, именно Конфуций и заложил теоретические основы будущей концепции великоханьского шовинизма, которая на многие столетия стала определять внешнюю политику китайской бюрократии, особенно в периоды централизованных империй.

Внешнеполитичекие воззрения легистов.

Гуань Чжун исключает варваров из категории людей, лишает их всяких моральных норм и ценностей и внушает правителю придерживаться вполне определенной позиции в отношении жунов. Здесь ранние легисты м ранние конфуцианцы оказались единодушны в области внешнеполитических воззрений. Но временный союз их распался. У легистов во главе угла стояла выгода, а у конфуцианцев - правила поведения. Легисты считали, что человек обладает от природы алчностью, завистью, властолюбием, поэтому при управлении государством правитель должен уметь воздействовать на эти качества, направляя усилия людей на два полезных занятия - «земледелие и войну». Поскольку ведущей концепцией легистов было создание мощного государства, то они провели ряд реформ в политической и социально-экономической области. Будучи прагматиками, они легче шли на заимствование в угоду государству. Когда речь шла о военном усилении, легисты провели реформу армии по подобию варварской, что значительно ее усилило. Легисты имели теорию о прямо пропорциональной зависимости могущества государства от военных успехов, т.е. были сторонниками агрессивных войн. «Когда посещаешь какую-либо страну и знакомишься, как управляют ею, то видищь, что могущественно то государство, в котором воины используются».

Многолетние войны, которые вели между собой «срединные царства» закончились в 221 году до н. э. победой легистского царства Цинь, объединившего под своей эгидой тогдашний Китай и основавшие империю Цинь.

                Влияние легизма и реформ Шан Яна на развитие Древнекитайского государства   

Интересно проследить воплощение теоретических положений Шан Яна в законы и систему управления государством. В 356-350 гг. до н. э. Шан Яну удалось провести в царстве Цинь целый комплекс реформ, изложенных в «Шан цзюнь шу» и стремившихся ограничить интересы цинцев войной и земледелием.

Особенное внимание уделил Шан Ян аристократии. Она попадала в прямую зависимость от правителя, который отныне определял, насколько военная доблесть того или иного претендента заслуживает быть отмеченной рангом знатности. Фактически правитель получал право лишать ранга знатности неугодных ему представителей аристократии. Система круговой поруки была введена для укрепления центральной власти. Таким образом, общинники попадали под прямой контроль чиновников. Был издан указ о массовом порабощении лиц, не занятых в сельском хозяйстве и войне, а так же бедных из-за лени. Реформы 356 года вызвали протест аристократии и торговцев, поскольку не разрешалось жить отцу с сыном и с братьями в одном доме, а торговцы лишались привилегий. Осуществляются замыслы Шан Яна и во внешней политике - царство Цинь вступает в полосу непрерывных войн и побеждает своих соседей. В этой ситуации конфуцианству было сложно бороться с легизмом, но Мэн Цзы критиковал легистов.

Отдавая должное гражданскому мужеству Мэн Цзы, надо отметить, что при нем конфуцианство зашло в тупик. Значительную роль в многолетней полемике сыграл Сюнь Цзы, который первый пытался синтезировать два учения. Легист Хань Фэйцзы попытался соединить две концепции легистской школы Шан Яна и Шэнь Бухая и создать собственную теорию управления государством.   

Одержав победу в царстве Цинь и создав там качественно новые структуры власти - авторитарную форму правления, легизм закрепился на западе Китая. Последовательное осуществление преобразований Шан Яна укрепило экономическое, политическое и военное могущество царство Цинь, выдвинувших его в число мощнейших государств Китая. Легистская империя просуществовала всего 14 лет, сменившая ее империя Хань - более 500 лет. И это явилось заслугой не только конфуцианства, но и легистов. Жизненную стойкость империи передал сплав конфуцианства и легизма, который оказал стабилизирующее влияние на функционирование государственных институтов, общественно-политическую жизнь Китая.

Слияние конфуцианства с легизмом в эпоху Хань

Империя Хань заимствовало богатый опыт системы управления у своих предшественников - Цинь. Но в начале Хань ни легизм, ни конфуцианство не были официальными идеологией империи. В середине 2 века до н. э. по мере усиления бюрократии при дворе вновь возрождается интерес к конфуцианству. Бюрократии была нужна идеология, которая обосновывала бы ее право на власть, т.к. легизм постоянно ограничивал ее. Но в ханьском конфуцианстве было многое заимствовано из конфуцианских положений. Формирование т. Наз. Ортодоксального конфуцианства, ставшего на многие сотни лет официальной идеологией господствующего класса бюрократического государства, связано с именем Дун Чжуньшу (187 - 120 до н. э.). Синтезировав и развив учение Конфуция, Мэн Цзы, Сюнь Цзы и других представителей школы, Дун Чжуншу создал новое учение.

Канонизация конфуцианства должна была неизбежно сопровождаться ниспровержением его извечных противников - легистов. Поэтому вполне естественно, что при дворе У-Ди вновь усилился интерес к учению Шан Яна. Тогдашняя система государственной власти могла работать только используя насилие. Легизм оказал влияние не только на формирование ханьской идеологии, но и на экономическую политику двора. Легистская концепция, состоящая в сосредоточении всех рычагов экономической власти в руках государства, нашла сторонников в империи Хань. Особенно отчетливо это проявилось при введении государственной монополии на соль и железо. Ханьские конфуцианцы были против этого. После смерти У-ди развернулась дискуссия об отмене монополий меж конфуцианцами и легистами. Конфуцианцы представляли торговый капитал, а легисты хотели укрепить роль государства. Зато вместе они придерживались единых внешнеполитических взглядов.

Идет длительный процесс синтезирования взглядов противоборствующих сторон, который невозможно остановить. Подчас современникам не удалось отличить конфуцианца от легиста. Итак, легизм играл большую роль в формировании ортодоксального конфуцианства. К нему в разные периоды истории не раз обращались государственные деятели и политики. Существенный вклад внес легизм в развитие политической культуры Китая. Именно легисты ратовали за приоритет прагматизма в политике. Не менее важен их вклад в развитие экономической теории, о наделении государства широкими экономическими функциями. Но не все легистские концепции функционировали изолировано; легистская концепция законов испытала сильное влияние конфуцианства. Конфуцианство оказало гораздо большее влияние на развитие Китая, ибо захватило более обширные сферы жизни нации, прежде всего духовные. Что касается Конфуция, то его авторитет был непререкаем. Традиционное уважение к Конфуцию разделяли и коммунисты.