Конспект лекций по разделу "Политическая власть"
Политическая власть
Эффективность политической власти в России на современном этапе.
Идеологическая и другая легитимность власти постепенно ослабевают, если не поддерживаются ее реальной эффективностью. Эффективность власти – это ее результативность, степень выполнения ею тех функций и ожиданий (экспектаций), которые возлагает на нее большинство населения и прежде всего наиболее влиятельные политические и экономические слои – элиты. В современных условиях легитимность на основе эффективности – в конечном счете решающий фактор доверия к власти и ее поддержки гражданами. И рационально-правовая, и харизматическая, и др. типы легитимности связаны с надеждами населения на эффективность власти, т.е. удовлетворение ее требований.
В наше время большое количество государств переживает кризис легитимности. На протяжении многих десятилетий наиболее остро он проявлялся в форме политической нестабильности, частых государственных переворотах в «третьем мире». В последние годы проблема легитимности власти крайне актуальна и для большинства посткоммунистических стран.
Неспособность правящих в них режимов вывести страны из кризиса подрывает доверие населения к рационально-правовым способам легитимности.
Как легитимность власти, так и весь политический процесс прямо зависят от субъектов политики (индивиды и социальные группы, организации, принимающие непосредственное более или менее осознанное участие в политической деятельности).
Традиционная легитимность определяется благодаря обычаям, привычке подчинятся власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков (пример: монархия).
Харизматичная легитимность основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, иногда руководитель обожествляется, создается культ личности (пример: революционное, постреволюционное общество).
Легальная или рационально-правовая – источником выступает рационально понятый интерес, который побуждает людей подчиняться решениям, сформулированным на основе демократических процедур. Подчинение не личности, а законам (пример: демократия).
Типология государств
По форме правления.
Устройство государства характеризуют его формы. В них воплощается организация верховной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. В формах государства выделяют формы правления и формы территориального устройства.
Формы правления
(делятся по способу организации власти, т.е. ее формальному источнику)
Монархии
Формальный источник власти одно лицо. Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей или представителей органов власти.
1. Абсолютная – всевластье главы государства (пример: Саудовская Аравия, Оман).
2. Конституционная – государство, в котором полномочия монарха ограниченны конституцией
- Дуалистическая – монарх наделен преимущественно исполнительной властью и частично законодательной (пример: Иордания, Кувейт).
- Парламентская – монарх считается главой государства, фактически обладает представительскими функциями и частично исполнительными, иногда имеет право накладывать вето на решения парламента
Подавляющее большинство современных демократических монархий – парламентские монархии. Правительство формируется парламентским большинством и подотчетно парламенту, а не монарху.
Монархия была господствующей формой правления на протяжении тысячелетий. Современная парламентская монархия мало отличается от республики.
Республики
Источник власти – народное большинство, высшие органы государства избираются гражданами.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8. etc
Парламентская республика
Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом. Он осуществляет по отношению к правительству ряд функций:
-
-
-
-
-
Правительство обладает исполнительской властью, а нередко и законодательной инициативой, а также правом ходатайства перед президентом о роспуске парламента. В большинстве стран членство в правительстве совместимо с сохранением депутатского мандата. Это позволяет привлекать в правительство не только лидеров правящих партий, но и других наиболее влиятельных депутатов парламентского большинства и тем самым контролировать парламент, получая одновременно массовую партийную поддержку.
Хотя руководитель правительства (премьер-министр, канцлер) официально не является главой государства, реально он - первое лицо в политической иерархии. Президент занимает в ней более скромное место. Он может избираться: парламентом, собранием выборщиков, непосредственно народом. Его политический вес мало зависит от характера выборщиков и обычно ограничивается представительскими и церемониальными функциями.
Президентская республика
Главный отличительный признак – президент одновременно выступает и главой государства и главой правительства. Он руководит внутренней и внешней политикой и является верховным главнокомандующим вооруженных сил. Президент чаще избирается народом, но может и коллегией выборщиков (США). Он сам назначает членов кабинета министров, которые ответственны перед ним.
Правительство в президентской республике отличается стабильностью. Жесткое разделение законодательной и исполнительной ветвей власти, их значительная самостоятельность. Парламент не может вынести правительству вотум недоверия, президент не вправе распустить парламент. Импичмент президенту – досрочно отстраняется от власти (серьезные антиконституционные действия или преступления, процедура затруднена).
Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек и противовесов и взаимозависимости. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент обладает правом отлагательного вето на решениях парламента.
Эта форма правления не получила распространение в странах Западной Европы. Распространена в странах Латинской Америки, Азии, Африки.
Полупрезидентская республика (смешанная)
Существует в Австрии, Ирландии, Польше, Франции, Болгарии etc. Это форма правления стремится сочетать сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Нет отличительных черт, в различных странах склоняется в ту или иную сторону. Главная отличительная черта – двойная ответственность перед президентом и перед парламентом.
Классика – Франция. Президент и парламент избираются независимо. Парламент не может сместить президента, который в праве распустить парламент с обязательным условием объявления даты внеочередных парламентских выборов. Президент – глава государства, верховный главнокомандующий, представляет страну в международных отношениях, обладает правом отлагательного вето на решения парламента, а также правом единоличного введения ЧП, но в период его действия им утрачивается право распускать парламент.
Президент без согласования с парламентом, но учитывая расклад в нем политических сил, назначает главу правительства, вместе к которым формирует кабинет министров. Глава государства председательствует на заседаниях правительства, утверждает его решения и тем самым контролирует его деятельность. Президент не обладает правом законодательной инициативы, но таким правом пользуется премьер-министр, несущий всю ответственность за деятельность правительства. Парламент имеет возможность контролировать правительство через утверждение ежегодного бюджета, а также с помощью вынесения ему вотума недоверия.
По государственно-территориальному признаку
Территориальная организация государства характеризует соотношение целого и частей, центральных и региональных органов власти. Две основные формы территориального устройства государства: унитарная и федеративная. Унитарное государство представляет собой единую, политически однородную организацию, состоящую из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Оно имеет единую конституцию и гражданство. Все государственные, в том числе судебные органы составляют одну систему, действуют на основе единых правовых норм. Унитарные государства сформировались преимущественно в странах с мононациональным населением, хотя Испания – многонациональна.
Унитарные государства бывают централизованными (Швеция, Дания) и децентрализованными (Франция, Италия, Испания). Централизованные государства могут представлять достаточно широкую самостоятельность (самоуправление) местным, низовым органам управления. Однако, в них средние уровни управления не обладают значительной автономией и непосредственно ориентированны на выполнение решений центра. В децентрализованных – крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами, правительствами и административно-управленческими структурами и самостоятельно решают переданные им центральными органами вопросы, особенно в области образования, коммунального хозяйства, охраны общественного порядка etc. В отличие от субъектов федерации их компетенции в области собственного налогообложения сильно ограниченны, что ставит их в сильную финансовую зависимость перед центром.
Федерация и конфедерация
Главное отличие федерации от унитарного государства состоит в том, что источниками власти, субъектами государственного суверенитета выступают в ней как крупные территориальные образования (штаты, земли, кантоны etc), так и весь народ, состоящий из равноправных граждан. В унитарном государстве существует лишь один субъект суверенитета – народ. Федерация – устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенций и имеющих собственную конституцию, законодательные, исполнительные и судебные органы, а часто и двойное гражданство.
По своему замыслу федеративный принцип государственного устройства призван обеспечить свободное объединение и равноправное взаимодействие общностей, обладающих значительными этническими, историко-культурными, региональными, лингвистическими etc особенностями; создать оптимальные возможности для выражения региональных и др. интересов меньшинств для постепенной подготовки оппозиции к выполнению общесоюзных правительственных функций; приблизить власть к управлению гражданами.
Федерация строится на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которое может быть изменено только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть вопросов является исключительной компетенцией союзных органов государства, другая – субъектов федерации, третья – совместной (конкурирующей) компетенцией союза и его членов, четвертая, остаточная, не зафиксированная в конституции компетенции – в различных странах по разному делится между центром и субъектами федерации. Уважение союзным руководством и всеми субъектами федерации прав и полномочий друг друга контролирует независимый суд, а также, обычно, двухпалатный парламент, верхняя палата которого формируется из представителей штатов, земель etc.
Члены федерации – соучастники общего суверенитета фактически не обладают индивидуальным суверенитетом и правом одностороннего выхода из союзного государства. В большинстве союзных конституций содержится право федеральных органов вмешиваться во внутренние дела членов федерации в случае возникновения там чрезвычайных ситуаций: стихийных бедствий, массовых беспорядков etc.
Конфедерация – постоянный союз самостоятельных государств для осуществления конкретных совместных целей. Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет и передают в компетенцию союза решения лишь ограниченного числа вопросов, чаще всего области обороны, внешней политики, транспорта и связи.
Эта форма государственного объединения достаточно непрочна и обычно либо эволюционирует в федерацию, либо распадается
Формы территориального устройства и формы правления характеризуют строение законодательной и исполнительной ветвей государства. Не менее важную значимость для нормального функционирования всего государственного механизма имеет судебная власть. Независимое правосудие призвано контролировать соблюдение конституции и законов всеми государственными и общественными учреждениями и гражданами, разрешать возникающие между ними споры, обеспечивать стабильность государственного и общественного строя. Подчинение законодателей и правительства решениям суда основывается на принципе верховенства права, получившем свое обоснование и воплощение в теории и практике правого государства.
Политическая партия как политический институт политической системы
Типология политических партий
Многообразие исторических и социально-культурных условий политического развития стран и народов породило партийные институты различного типа.
Так, с точки зрения оснований и условий приобретения партийного членства фракций теоретик Дюверже выделял партии:
-
-
-
1.
2.
3.
Немецкий политолог З. Ньюмен, делал акцент на преследуемых партиями целях и их социальных позициях, выделяет партии:
- патронажные - ориентируются на практическую целесообразность действий (в них доминирую личности);
- идеологические – отстаивающие свою идейную чистоту (в них тон задают политические программы).
С точки зрения доминирующих в деятельности партийных организаций ценностей и средств можно говорить о консервативных (традиционалистских) и революционных партиях; с позиции социальных целей и политических ориентаций выделяют коммунистические, социал-демократические, либеральные etc. Если в основе классификации лежит способ взаимосвязи партии со своей социальной базой, то речь может идти об авангардных (партиях «нового типа»), парламентских и лейбористских партиях. По отношению к правящему режиму имеет смысл отличать легальные и нелегальные, правящие и оппозиционные партии, партии-лидеры и партии-аутсайдеры; правящие монопольно и правящие в составе коалиции.
По мере развития либеральной демократии и, что немаловажно – усиления единых социокультурных, ценностных ориентиров населения в западных странах произошло постепенное превращение большинства политических партий преимущественно в электоральные партии. Они стали строить свою деятельность в соответствии с избирательным циклом, превратившись в группы выдвижения и поддержки партийных лидеров. Специфичность и объединяющая роль политических идеологий в значительной степени утратили свое значение для организации и развития этих партий. Однако в отдельных странах Западной Европы, отличающихся повышенной остротой социальных и национальных противоречий, также в других регионах мира, этот фактор еще сохраняет свое политическое значение.
В то же время в бывшем СССР и других аналогичных странах правящие черты, свойства организаций, обеспечивших единство своих рядов привлекательностью высших социальных идеалов. Жесткие идеологические условия членства, конфронтационность по отношению к инакомыслящим, различные требования к руководящим и рядовым членам партии, строгий отбор вновь вступающих в ее ряды из определенных, социальных и национальных групп – все это превратило данные партии в идеократические группировки тоталитарного типа, в закрытые организации кастового характера. Иначе говоря, эволюция этого типа партий шла по пути централизации и организованности их действий, что по сути привело к разрушению и выделению партийных институтов за рамки политических процессов.