Конспект по ПДД
Техника пользования органами управления
Рабочее место водителя
От подготовки автомобиля к рейсу во многом зависят своевременность выполнения задания на перевозку и безопасность движения. Возникшая в пути неисправность бывает причиной не только длительного простоя, но и ДТП. Перед выездом в рейс особое внимание должно быть уделено проверке технического состояния механизмов автомобиля, от которых зависит безопасность движения. Необходимо убедиться в полной исправности тормозной системы, рулевого управления, шин, приборов освещения и сигнализации, стеклоочистителей, зеркал заднего вида, спидометра, ремней безопасности и др. Тщательная подготовка автомобиля намного снижает вероятность неисправности, однако полностью застраховаться от нее нельзя. Поэтому перед рейсом нужно проверить комплектность и исправность водительского инструмента. Желательно иметь в пути небольшой комплект запасных частей (ремень вентилятора, камеру, свечи зажигания, лампочки приборов освещения). Нельзя забывать аптечку, огнетушитель, знак аварийной остановки и буксирный трос. Физическое и психическое состояние водителя во многом зависит от оборудования его рабочего места - кабины автомобиля.
Посадка водителя в кабине автомобиля
Исправная работа приборов и оборудования не отвлекает водителя от наблюдения за дорогой. Правильная посадка водителя в кабине обеспечивает наименьшую усталость и хорошую видимость дороги. Если сиденье расположено слишком далеко от органов управления, водитель вынужден подтягиваться вперед, держась за рулевое колесо. При этом спина его отрывается от опоры, и мышцы ее все время напряжены. Если сиденье выдвинуто слишком далеко вперед, водитель сильно сгибает руки и ноги. Это мешает свободно пользоваться органами управления. Приняв правильную позу, водитель регулирует ремни безопасности таким образом, чтобы под пристегнутый ремень на уровне груди входила ладонь. для хорошего обзора дороги позади автомобиля нужно отрегулировать положение зеркал заднего вида. В правой части внешнего зеркала должен быть виден кончик ручки задней дверки легкового автомобиля или передняя часть заднего колеса.
Положение рук водителя на рулевом колесе
Рулевое колесо следует держать двумя руками. Правильное положение рук соответствует положению стрелок часов «без четверти три» В зависимости от роста водителя и регулировки сиденья допустимы положения «без десяти минут' два» или «без десяти минут четыре». Такие положения рук на рулевом колесе обеспечивают наибольшую точность управляющих действий.
Не следует держать руки в положении «без пяти минут час», так как это ограничивает угол поворота рулевого колеса и уменьшает точность действий. При переключении передач, включении и выключении указателей поворота, при торможении стояночным тормозом и в других случаях автомобилем управляют одной рукой. Скорость поворота рулевого колеса должна соизмеряться со скоростью движения автомобиля. В обычных условиях рулевое колесо надо поворачивать плавно. Педаль управления .дроссельной заслонкой необходимо нажимать передней частью стопы, опираясь на каблук, а педали сцепления и тормоза - средней частью стопы.
Пуск и остановка двигателя
Перед пуском двигателя необходимо проверить уровень масла в картере, топлива в баке и охлаждающей жидкости в радиаторе, а также включить аккумуляторную батарею в сеть, проверив наличие тока (включить фары или звуковой сигнал). В зависимости от технического состояния аккумуляторной батареи карбюраторный двигатель пускают стартером, либо пусковой рукояткой. Как только двигатель начнет устойчиво работать, включатель стартера отпускают. Начинать движение можно после прогрева двигателя ДО 70 ос. Холодные карбюраторные двигатели надежно пускаются при температуре окружающего воздуха до -15 ос, дизели до -5 ос. его пусковой рукояткой.
После того как двигатель начал работать, следует утопить кнопку воздушной заслонки на 1/4-1/3 ее хода до положения, обеспечивающего устойчивую работу двигателя, и дать ему поработать в течение 1-3 мин. Затем надо увеличить частоту вращения коленчатого вала до средней и продолжать прогрев до температуры охлаждающей жидкости 40 ... 50 ос, постепенно утапливая кнопку воздушной заслонки.
Трогание авто с места и переключение передач
При трогании автомобиля с места необходимо преодолеть силы сопротивления качению, подъему и инерции. Для этого требуется сила тяги в несколько раз большая, чем при установившемся движении. Поэтому трогание груженого автомобиля обеспечивают на первой передаче, а незагруженного - на второй.
Трогание автомобиля с места на сухой ровной твердой дороге производят в такой последовательности:
включают указатель поворота; выключают сцепление;
включают первую или вторую передачу; незначительно увеличивают частоту вращения коленчатого вала;
выключают стояночный тормоз;
медленно включают сцепление до момента, когда автомобиль сдвинется с места. При этом частота вращения коленчатого вала начинает уменьшаться. Удерживая педаль сцепленця в этом положении, несколько увеличивают частоту вращения коленчатого в При резком включении сцепления и большой частоте вращения коленчатого вала возникает сильный рывок автомобиля, а на скользкой дороге пробуксовка колес. Резкое включение сцепления при малой частоте вращения коленчатого вала приводит к остановке двигателя. Чтобы не скатиться назад при трогании автомобиля на подъеме следует выжать педаль сцепления, включить первую передачу, медленно отпустить пе-
даль сцепления и одновременно увеличить частоту вращения коленчатого вала. Начав движение, вьдитель должен стремиться перейти на высшую передачу на возможно более коротком отрезке пути. Разгон автомобиля до скорости. позволяющей двигаться на высшей передаче, выполняют последовательным переключением передач в восходящем порядке. Признаками перегрузки являются характерный .дребезжащий шум в трансмиссии, движение автомобиля рывками, остановка двигателя. На автомобиле без синхронизаторов в коробке передач передачи переключают в нисходящем порядке с двойным выключением сцепления и промежуточной подачей топлива (перегазовкой). При этом:
отпускают педаль управления дроссельной заслонкой и быстро выключают сцепление; Синхронизаторы устанавливают почти на всех грузовых автомобилях и тягачах автопоездов. Однако, несмотря на это, рекомендуется и на них при переключении с высшей передачи на низшую применять двойное выключение сцепления. Первая передача на многих автомобилях синхронизатора не имеет, и включать ее нужно обязательно с двойным выключением сцепления, а лучше всего после остановки автомобиля. Передачу для движения задним ходом включают только после остановки автомобиля.
При движении автомобиля делитель переключают в таком порядке:
ставят кнопку переключателя делителя в верхнее или нижнее положение
прекращают подачу топлива
выключают сцепление и удерживают его в этом положении в течение 0,5-1,0 с
включают сцепление и увеличивают подачу топлива.
Делитель можно переключать одновременно с переключен ставят кнопку переключателя делителя в верхнее или нижнее положение;
ставят кнопку переключателя делителя в верхнее или нижнее положение;
отпускают педаль управления дроссельной заслон-
кой;
выключают сцепление; включают нужную передачу;
включают сцепление, увеличивая подачу топлива. При разгоне автомобиля, имеющего коробку пере-
дач с делителем, рекомендуется такая последовательность переключения:
включить первую передачу при нахождении кнопки переключения делителя в верхнем положении; последовательно переключить на вторую и третью передачи, не меняя положения кнопки переключателя делителя; перейти на четвертую передачу с одновременным переключением кнопки делителя в нижнее положение; переключить кнопку делителя в в верхнее положение; перейти на пятую передачу с одновременным переключением кнопки делителя в нижнее положение; переключить кнопку делителя в верхнее положение.
Торможение автомобиля
Во всех случаях, кроме аварийных, торможение должно выполняться плавно. Экстренное торможение связано с риском, однако бывает, что обойтись без него невозможно. . Применяя его, водитель должен наблюдать за траекторией движения автомобиля. При начавшемся заносе следует отпускать тормозную педаль. Служебное торможение применяют гораздо чаще, чем экстренное. При этом действующие на водителя, пассажиров и груз силы инерции значительно меньше, чем при экстренном торможении, и почти исключается возможность блокирования колес. Эффективным средством снижения скорости является торможение двигателем. Торможение двигателем используют при движении автомобиля под уклон, причем этот метод торможения в таких условиях является наиболее безопасным для большинства автомобилей и автопоездов. Благодаря дифференциалу тормозные моменты на левых и правых колесах равны между собой, что исключает занос автомобиля. На низших передачах и при значительном нажатии на педаль эффективность торможения снижается из-за больших инерционных сил в двигателе. На дорогах со скользким покрытием можно применять прерывистое торможение, периодически нажимая на тормозную педаль и быстро ее отпуская. При необходимости остановиться на ограниченном по протяженности участке эффективным, особенно для грузовых автомобилей и автопоездов, является ступенчатое торможение, при котором сила нажатия на тормозную педаль увеличивается по мере снижения скорости. На некоторых автомобилях (КамАЗ, «Урал», ЗИЛ) устанавливают специальный вспомогательный тормоз, который обеспечивает безопасное торможение на спусках. Останавливают автомобиль независимо от способа торможения (кроме экстренного в аварийных ситуациях) после снижения скорости до минимального значения нажатием на педаль рабочего тормоза при выключенной передаче.
Поворот автомобиля
При повороте автомобиль испытывает действие центробежной силы, поэтому важнейшим условием безопасного поворота является правильный выбор скорости. Чем хуже сцепление колес с дорогой, больше вес автомобиля, выше расположен груз и меньше радиус поворота, тем меньшей должна быть скорость движения автомобиля. Приближаясь к закруглению дороги или выбранному месту для поворота, водитель должен заблаговременно снизить скорость. Перед началом закругления (поворота) нужно предварительно снизить скорость. Рулевое колесо следует поворачивать плавно, без рывков. По мере уменьшения кривизны траектории постепенно увеличивают частоту вращения коленчатого вала, плавно возвращая рулевое колесо в исходное положение.
При движении на повороте нужно избегать торможения, переключения передач, резкого увеличения подачи топлива.
Автомобиль удерживают на заданной траектории или изменяют траекторию его движения с помощью рулевого колеса. Возвращать рулевое колесо в нейтральное положение после выполнения поворота водитель должен, не ожидая его возвращения за счет стабилизирующих сип.
Поворачивать рулевое колесо нежелательно, так как это приводит и неподвижном автомобиле к износу сопряжений рулевого управления и шин.
Управление автомобилем в ограниченном пространстве
И транспортном потоке. Особенности управления автомобилем в населенных пунктах.
Понятие о динамическом габарите автомобиле
Под воздействием ударов колес о неровности дороги, поперечного уклона или бокового ветра автомобиль отклоняется от заданного направления, и водитель практически непрерывно корректирует траекторию его движения. Даже на строго прямолинейных участках дороги автомобиль движется не прямолинейно, а по кривым больших радиусов. При криволинейном движении динамический габарит автомобиля заметно растет.
Чтобы уверенно управлять автомобилем на участках с ограниченными размерами, водитель должен чувствовать габариты своего автомобиля, представлять себе, как перемещаются крайние его точки на повороте, оценивать его динамический коридор и траектории движения передних и задних колес. Это достигается многократными тренировками. Эти навыки необходимо развивать уже с первых занятий по вождению. Водитель заблаговременно выбирает хорошо видимые ему ориентиры на автомобиле (изгиб облицовки, капота или крыла,
,царапины на передней части автомобиля) и наблюдает за их положением относительно края проезжей части, тротуара, линии разметки и других элементов дороги. С помощью этих ориентиров он следит за автомобилем при выезде с места стоянки. Эти же правила нужно выполнять при постановке автомобиля в бокс, а также при подаче автомобиля к погрузочной площадке. Разворачивать автомобиль на дорогах и площадках нужно без применения заднего хода при минимальной скорости движения. Приобретение навыков распределения внимания и управления автомобилем при движении задним ходом достигается специальными тренировками.
При криволинейном движении динамический габарит автомобиля заметно растет. Его ширина В. равна разности наружного и внешнего радиусов (R. и R.) и зависит от базы автомобиля L, переднего свеса С и ширины автомобиля В. (рис. 2.18). Большинство грузовых автомобилей пре повороте управляемых колес
Динамический габарит автомобиля при повороте
на максимальный угол занимает полосу, превышающую габаритную ширину в 1,3-1,5 раза, а автобус Икарус-260 - в 2,24 раза.
Такое увеличение динамического габарита повышает опасность движения и взаимодействия транспортных средств на криволинейных участках дорог и затрудняет маневрирование их на участках с ограниченными размерами.
Маневрирование авто в ограниченном пространстве.
Чтобы уверенно управлять автомобилем на участках с ограниченными размерами, водитель должен чувствовать габариты своего автомобиля, представлять себе, как перемещаются крайние его точки на повороте, оценивать его динамический коридор и траектории движения передних и задних колес. Это достигается многократными тренировками. Наиболее трудно водителю со своего места определять положение крайних габаритных по ширине точек автомобиля и передних колес. Эти навыки необходимо развивать уже с первых занятий по вождению. Водитель заблаговременно выбирает хорошо видимые ему ориентиры на автомобиле (изгиб облицовки, капота или крыла,
,царапины на передней части автомобиля) и наблюдает за их положением относительно края проезжей части, тротуара, линии разметки и других элементов дороги. С помощью этих ориентиров он следит за автомобилем при выезде с места стоянки, при проезде по колейным мостикам и при остановке.
для проезда ворот (тоннеля) водитель должен придерживаться следующих правил:
перед началом въезда автомобиль должен быть установлен строго перпендикулярно воротам, особенно при движении задним ходом;
скорость движения должна быть минимальной;
во время движения автомобиль ориентируют прежде всего по его левой стороне, которую водитель лучше воспринимает;
если автомобиль начал отклоняться, необходимо немедленно и плавно начинать корректировать его движение;
при движении задним ходом нужно следить за передней частью автомобиля, которая при повороте рулевого колеса отклоняется от оси движения в сторону, противоположную направлению поворота рулевого колеса.
Эти же правила нужно выполнять при постановке автомобиля в бокс, а также при подаче автомобиля к погрузочной площадке.
Разворачивать автомобиль на дорогах и площадках нужно без применения заднего хода при минимальной скорости движения. На узких проездах в начале разворота рулевое колесо поворачивают как можно быстрее до упора и только перед завершением разворота колеса быстро возвращают в нейтральное положение. Если ширина проезжей части или площадки меньше двух минимальных радиусов поворота автомобиля, разворот выполняют с применением
Схема разворота автомобиля с применением заднего хода
заднего хода.
движение задним ходом возможно с небольшой скоростью.
Однако несмотря на это иногда происходят наезды на людей и столкновения. Чаще всего аварийная ситуация возникает из-за неумения водителя распределять внимание при движении задним ходом, поэтому он не замечает объекта, представляющего собой опасность.
Приобретение навыков распределения внимания и управления автомобилем при движении задним ходом достигается специальными тренировками. При отсутствии опыта предупредить -ошибку можно частыми перемещениями взгляда, снижением до минимума скорости движения и готовностью быстро остановить автомобиль. Никогда не окажется лишней дополнительная мера предосторожности, рекомендуемая Правилами, т. е. корректировка движения автомобиля помощником. Такая мера необходима, например, при выезде из двора на улицу с интенсивным движением и в других местах с ограниченной обзорностью. Всегда перед началом движения задним ходом нужно внимательно осмотреть дорогу вокруг автомобиля.
Напомним, что при выполнении Любых видов маневрированиях водитель должен выполнять предписания разд. 8 Правил.
Методы вождения автомобиля в плотных транспортных потоках.
На дороге, свободной от транспортных средств, водитель устанавливает скорость движения автомобиля в зависимости от характеристик дорог (ширина и чистота полос, профиля, качества и состояния дорожного покрытия), условий видимости и установленных Правилами ограничений. В транспортном потоке часто одно транспортное средство с ограниченной дистанцией движется за другим, причем условия для маневрирования бывают крайне стесненными. Здесь води:Г,ель лишен возможности выбирать скорость движения. Как у большинства других транспортных средств, она устанавливается под влиянием ,"коростного режима всего потока и прежде всего головн.ого автомобиля-лидера. Попытка обогнать или опередить транспортные средства может создавать им помехи. Такой режим характерен для многих дорог вне населенных пунктов и. В городах.
Работа водителя в плотных транспортных потоках отличается большой напряженностью. Он быстро привыкает к таким условиям, но относительно рано утомляется. Двигаясь в стесненных условиях, некоторые водители, особенно легковых автомобилей н мо· мотоциклисты, теряют выдержку, проявляют излишний риск, пытаясь опередить поток автомобилей, что нередко при водит к возникновению опасных и аварийных ситуаций. В плотных транспортных потоках водитель должен уметь сохранять на длительное время благоразумие и выдержку.
Для плотных транспортных потоков наиболее характерны ДТП с попутными столкновениями, которые бывают при торможении лидера, особенно на мокрых и скользких дорогах. Виновниками происшествий бывают, как правило, следующие за лидером водители. Чаще всего столкновения происходят из-за ошибок водителей в выборе Дистанции или их невнимательности. Опасные ситуации и ДТП возникают и из-за неумелой тактики водителя-лидера или его эгоистических наклонностей.
Схема опасных ситуаций
Оказавшись головным в транспортном потоке, водитель должен оценить, что за транспортное средство следует за ним. Если лидер - автобус (или автопоезд), а за ним движется легковой автомобиль, необходимо создать более быстроходному транспортному средству условия для обгона. Если водитель лидера не сделает этого, на ближайшем. участке, где потребуется снизить скорость, лидер задержит все транспортные средства, ограничивая обзорность их водителям и отрицательно влияя на их психику. От грузовых автомобилей, автопоездов, тракторов лидеру следует по возможности оторваться, что позволит более быстроходным транспортным средствам их опередить. В остальных случаях нужно стараться вести транспортное средство с равномерной скоростью, избегая рывков и резких торможений.
Двигаться за лидером намного труднее, чем им быть, так как задний водитель вынужден двигаться в режиме лидера и непрерывно наблюдать за его поведением Основной мерой безопасности при движении за лидером является выбор дистанции. Сам факт плохой видимости дороги должен насторожить водителя, заставить увеличить дистанцию и сосредоточить свое внимание на фонаре стоп-сигнала лидера.
Напомним, что п. 9.10 Правил требует от водителя «соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий »безопасность движения».
Однако выбор дистанции и бокового интервала в транспортном потоке является сложной задачей. Часто это сопряжено. с риском, особенно при совместном движении "в потоке транспортных средств с разными габаритными параметрами, тяговой и тормозной динамичностью. Безопасная дистанция зависит от скорости транспортного потока, размеров лидера, разницы характеристик тормозных систем и загрузки управляемого автомобиля и лидера, а также от типа и состояния дорожного покрытия.
Однако выбор дистанции и бокового интервала в транспортном потоке является сложной задачей. Часто это сопряжено. с риском, особенно при совместном движении "в потоке транспортных средств с разными габаритными параметрами, тяговой и тормозной динамичностью. Безопасная дистанция зависит от скорости транспортного потока, размеров лидера, разницы характеристик тормозных систем и загрузки управляемого автомобиля и лидера, а также от типа и состояния дорожного покрытия. С учетом перечисленных факторов дистанцию безопасности выбирают в зависимости от скорости движения: она должна быть численно примерно равна (В метрах) скорости (В километрах в час). Например, при движении со скоростью 50 км/ч дистанция должна быть 50 м; при скорости 70 км/ч -::- 70 м и т. д. Если движущееся транспортное средство не закрывает обзорность дороги, водитель имеет возможность «мыслить» за лидера и дистанция может быть сокращении. Если движущийся впереди автомобиль закрывает дорогу, причем его рабочая тормозная система имеет гидравлический привод, а на управляемом транспортном средстве тормозной привод пневматический, дистанция должна быть увеличена. В плотных транспортных потоках, особенно в городах, часто приходится двигаться на расстоянии до лидера меньшем, чем дистанция безопас~ости. В этих случаях водитель должен быть готов к мгновенному торможению. Для этого с целью сокращения остановочного пути он может заблаговременно перенести ногу на тормозную педаль с выбором свободного хода. Обнаружить места повышенной опасности при закрытом обзоре можно по разным признакам, например перекрестки - по поведению других участников движения, расположению дорожных знаков и т. п. Если дистанция до лидера увеличена, этим могут воспользоваться водители других автомобилей меньшей длины, ,с лучшей тяговой динамичностью и маневренность, встраиваясь за лидером. На это нужно реагировать спокойно. Водитель должен хладнокровно реагировать и на непонятные или неправильные действия лидера и других участников движения. Например, если лидер увеличивает скорость, необходимо, прежде чем последовать его примеру, оценить состояние дороги и ситуацию. Если увеличение скорости нежелательно или недопустимо (например, у тяжеловесного грузового автомобиля или на скользкой дороге), лучше по возможности перестроиться или принять вправо и пропустить другие автомобили.
При внезапной остановке лидера водитель также останавливает автомобиль. Объезжать остановившиеся автомобили можно лишь после выяснения обстановки, не создавая помехи другим транспортным средствам.
Объезд препятствий и встречный разъезд
Объезд стоящего у правого края проезжей части
транспортного средства или другого препятствия, несмотря на кажущуюся простоту, связан с определенной. опасностью. Прежде всего водитель должен выполнять требования Правил относительно преимущественного права при встречных разъездах (см. рис. 1.30).
Выезжать на соседнюю полосу для объезда стоящего транспортного средства надо заблаговременно, чтобы обеспечить хорошую видимость дороги. Ошибкой являются действия водителя, когда он начинает объезд в непосредственной близости от стоящего
транспортного средства, так как за ним можно не увидеть встречный автомобиль. Большую осторожность нужно проявлять при объезде только что остановившегося транспортного средства, особенно автобуса или троллейбуса. Из него могут выйти - на дорогу пассажиры, а левая дверь может неожиданно открыться. К остановившемуся автобусу или троллейбусу могут спешить пешеходы, неосмотрительно пересекая проезжую часть. В этих случаях водителю нужно быть предельно внимательным. а выполняя объезд, уменьшить скорость и увеличить интервал. Одним из типичных ДТП с участием грузовых автомобилей, автобусов и автопоездов является столкновение на узких участках дорог. На рис. 2.21 показана опасная ситуация, предшествующая столкновению транспортных средств на узкой дороге. Основная ошибка водителей в таких ситуациях заключается в неправильной оценке динамических габаритов своего и встречного транспортных средств. В результате вместо необходимых предупредительных действий (снижение скорости, частичный съезд на обочину, оста-
Схема опасной ситуации при разъезде транспортных средств.
Опасность разъезда с грузовыми автомобилями и автобусами при движении с большой скоростью возрастает, кроме того, из-за взаимодействия мощных встречных потоков воздуха. При незначительных интервалах после разъезда потоки воздуха могут вызвать поперечное смещение автомобиля, имеющего малые размеры. Поэтому водителю Легкового автомо-
- биля следует быть осторожным при разъезде на узкой дороге с быстро идущим междугородным автобусом или большегрузным автомобилем. Интервал рекомендуется увеличивать до следующих значений: при скорости 50 км/ч он должен быть не менее 1,5 м, а при скорости 90 км/ч не менее 2,0 м. Если ширина проезжей части меньше 6,5 м. выполнить эти условия невозможно. Здесь водителю следует воспользоваться наиболее надежным средством безопасности - снизить скорость транспортного средства или остановиться.
Управление авто при обгоне
Обгон - один из наиболее сложных видов маневрирования автомобиля. Он выполняется с большой скоростью. Многие улицы в городах и большинство дорог вне населенных пунктов имеют по одной полосе для движения в каждом направлении. часто ограниченной ширины. и обгон на них сопряжен с возможными помехами встречным транспортным средствам. Безопасный обгон может быть гарантирован при точном соблюдении требований разд. 10 и 11 Правил, совершенной технике управления автомобилем. точном расчете водителем маневра на основе хороших навыков оценки обстановки и прогнозирования ее развития. Ошибки при обгоне нередко приводят к аварийным ситуациям, которые сопровождаются тяжелыми последствиями. Обгон можно выполнять только при хорошей видимости всего участка дороги. В этой зоне не должно быть закрытых поворотов дороги или каких-либо препятствий на проезжей части, а на дорогах с одной полосой движения для каждого направления не должно быть перекрестков. Обзор дороги будет неполным. если движущееся впереди транспортное средство имеет большие габариты и расстояние до него ограничено. Поэтому наблюдение за дорогой нужно начинать издалека или, если это возможно, сместив
Путь обгона зависит от разности скоростей обгоняющего и обгоняемого автомобиля.
Для безопасного обгона необходимо, чтобы ширина проезжей части позволяла выдерживать интервал относительно обгоняемого автомобиля 1,0-1,5 м, а ее поверхность не имела выбоин, неровностей или наледи, из-за которых может быть нарушена устойчивость управляемого или обгоняемого автомобиля. При обгоне автопоездов интервал необходимо увеличивать в расчете на их значительные динамические габариты. Во время движения по встречной полосе с большой скоростью из-за сокращения размеров поля концентрации внимания можно не заметить помеху. Если по левой полосе дороги идут пешеходы, обгон лучше не начинать. Опасно начинать обгон, если для его выполнения придется съезжать на левую обочину, тем более если она неровная или сырая. Приняв решение об обгоне, водитель включает левый указатель поворота и при необходимости увеличивает скорость. Как правило, обгон совершается на одной из высших передач. Режим движения должен быть таким, чтобы оставался запас мощности двигателя, позволяющий при необходимости увеличить скорость. Приблизившись к обгоняемому автомобилю на 25-30 м, водитель выезжает на левую полосу. При движении в плотных транспортных .потоках выезжать на встречную полосу можно с меньшего, чем указано, расстояния. При этом водитель энергично увеличивает скорость на протяжении всего маневра вплоть до момента возвращения на правую полосу. Перестроение на правую полосу движения нужно начинать из такого положения, когда исключаются помехи обгоняемому транспортному средству, а его водитель имеет возможность наблюдать включенные правые указатели поворота. На пути движения обгоняющего автомобиля может неожиданно возникнуть препятствие. Водитель в таких случаях должен или ускорить обгон, или прекратить его, уменьшив скорость и перестроившись на правую полосу. Причем для выработки решения водитель располагает крайне ограниченным временем. От него требуются большое самообладание, ,высокая точность расчета и действий. Решение зависит от характера препятствий, взаимного положения, габаритов, скорости взаимодействующих транспортных средств, динамических качеств автомобиля, ширины и состояния дороги. Если .скорость обгоняемого автомобиля сравнительно, невелика, возможно что торможение окажется более опасным, чем попытка завершить обгон с максимальной скоростью. Если водитель решил перестроиться на правую полосу, тормозить нужно с максимально допустимой интенсивностью, но не до остановки, а до наименьшей устойчивой скорости. Пропустив обгоняемый автомобиль, водитель перестраивается на свою полосу.
Приемы управления авто на перекрестках
Основные особенности управления автомобилем в транспортном потоке справедливы и для населенных пунктов. Однако движение автомобилей в крупных населенных пунктах сопряжено с дополнительными трудностями. Здесь много пешеходов, перекрестков, разнообразных средств регулирования, улиц различной ширины и с разным покрытием. Из-за более стесненных условий водитель в городе испытывает значительно более высокое ,напряжение, чем при работе на загородных дорогах. Несмотря на то что средняя скорость движения транспортных средств в городах по сравнению с загородными дорогами меньше почти наполовину. водителю приходится выполнять в 3 раза больше управляющих действий. причем темп их бывает настолько высок. что при отсутствии натренированности отдельные действия не выполняются. В городе водителю часто приходится воспринимать одновременно несколько значимых для него объектов (пешеходы. транспортные средства. средства организации движения, разнообразные помехи), на которых нужно концентрировать внимание. Как правило, многие из этих объектов ведут себя активно и действуют одновременно. Это приводит к увеличению времени реакции. особенно времени, расходуемого для оценки обстановки и выработки решения. На перекрестках водителю приходится воспринимать и оценивать поведение одновременно нескольких транспортных средств и групп пешеходов. Некоторые перекрестки отличаются ограниченной обзорностью. На них неожиданно могут появиться новые перекрестков затрудняют транспортные средства. Ограниченные размеры отдельных
или делают невозможным маневрирование грузовых автомобилей и автобусов.
транспортные средства.
Проезд регулируемых перекрестков для водителя не столь сложен. Гораздо труднее ему на нерегулируемых перскрестках .. На них чаще допускают разнообразные ошибки водители, обязанные уступить дорогу. Во многих случаях это происходит из-за отсутствия достаточной информации о ситуации на подходах к зоне перекрестка. Так например, в ситуации на рис. 2.23 водитель грузового автомобиля принял решение проехать перекресток, основываясь на первом впечатлении о безопасной обстановке и игнорируя закрытый автобусом обзор. Если бы водитель дождался проезда автобуса или осмотрительнее выезжал на перекресток, то заметил бы приближающийся легковой автомобиль. В данной ситуации, кстати, заслуживает упрека и водитель легкового автомобиля. Пользуясь правом обгона на данном перекрестке, он пренебрег возможной опасностью в зоне ограниченной обзорности. Опытный водитель по отдельным признакам может определить приближение транспортного средства к перекрестку по пересекаемой дороге. Такими признаками могут быть ускоренное движение пешеходов на проезжей части, отражение 8 витринном стекле приближающегося автомобиля и др. При отсутствии каких-либо признаков из-за препятствия, ограничиваются
Схема опасной ситуации на нерегулируемом перекрестке
На нерегулируемых перекрестках с неограниченным обзором нужно уметь точно оценивать скорость приближающихся автомобилей, расстояние до них, время для проезда в нужном направлении. Ошибки в оценке хотя бы одного из этих параметров увеличивают вероятность возникновения аварийной обстановки. Такие навыки у многих отсутствуют. Поэтому в подобных ситуациях основным правилом безопасности является отсутствие поспешности, тогда У водителя появиться возможность избежать ошибки в оценке приближающегося автомобиля.
Перед выездом на перекресток предварительно нужно выбрать траекторию движения автомобиля. Пересекать перекресток следует, лишь убедившись в ПОЛНОЙ безопасности, даже при разрешающих сигналах светофора или регулировщика. Хотя проезд регулируемых перекрестков представляет меньшую опасность, но и на них нужно быть осторожным. .
Пешеход на проезжей части
Пешеходы на проезжей части для водителя представляют наибольшую опасность. Не случайно, что около трети всех ДТП составляют наезды на пешеходов, причем большинство их происходит в городах. У многих водителей при управлении автомобилем появляется склонность к недоброжелательному отношению к пешеходам. Следует· подчеркнуть, что· такая позиция не помогает, в скорее мешает решить проблему безопасного взаимодействия водителей и пешеходов.
Наезды бывают в различных местах, каждое из которых имеет типичные признаки опасности.
Если водитель видит пешеходов, выходящих из-за автобуса или троллейбуса, он должен немедленно затормозить, так как неизвестно, сумеет ли пешеход остановиться или попытается перебежать дорогу перед автомобилем.
На регулируемых пешеходных переходах и перекрестках нужно предвидеть опасность даже при запрещающем для пешеходов сигнале светофора. Наезды на пешеходов случаются и в разнообразных неразрешенных для перехода местах. Характерным признаком опасности в таких местах являются объекты, которые как бы «притягивают» пешехода.
Любой из признаков опасности должен служить для водителя сигналом, требующим от него немедленных действий. Основным из таких действий является снижение скорости. Кроме того, нужно постараться увеличить интервал относительно объекта, закрывающего обзор дороги и сосредоточить внимание в направлении вероятного появления пешеходов. Опасным является движение вдоль тротуара, на котором движется много пешеходов, особенно, если этот тротуар узкий. Один из пешеходов может неожиданно выйти на проезжую часть. Часто это тот, кто движется спиной к водителю или несет предмет, закрывающий ему обзор. Водитель в таких случаях должен двигаться на возможно большем расстоянии от тротуара и быть готовым к любым неожиданностям.
схемы опасных ситуаций в местах возможного появления пешеходов на проезжей части:
Опытный водитель обычно представляет, как ведут себя различные ·пешеходы на проезжей части. Например, молодые люди, как правило, переходя т дорогу спокойно, следят за транспортными средствами и редко препятствуют их движению. Многие пожилые люди имеют привычку переходить дорогу, не обращая внимания на движение транспортных средств, хотя, заметив опасность, некоторые из них, особенно пожилые женщины, проявляют рассеянность или суетливость.
Наибольшую опасность для водителей на проезжей части представляют дети. Они не осознают опасности, беззаботно выбегают на проезжую часть, иногда умышленно перебегают дорогу перед приближающимся автомобилем. Очень опасно ведут себя дети на велосипедах и самокатах. Водитель должен воспринимать появление ребенка на проезжей части или даже у края тротуара как сигнал опасности, объезжать его на возможно большем расстоянии и снижать скорость до безопасного предела. Нужно проявлять повышенную бдительность при движении в зоне школ, детских площадок и др.
Особую опасность на проезжей части или вблизи от нее создают пьяные пешеходы. Они обычно ведут себя нелогично, неосторожно, а иногда и агрессивно. Водитель никогда не может с уверенностью предугадать поведение пьяного, поэтому должен немедленно принять необходимые меры предосторожности: остановиться или объехать пьяного на таком расстоянии, чтобы тот не смог натолкнуться на автомобиль.
Движение автомобиля ночью
Управление автомобилем в темное время сильно усложняется. С наступлением темноты ухудшается видимость дороги И расположенных на ней объектов. фары автомобиля освещают лишь ограниченный участок дороги, причем объекты появляются в освещенной зоне внезапно. для опознания их требуется больше времени, чем днем. Время реакции водителя ночью увеличивается в среднем в 2 раза
Схемы опасной ситуации при ослеплении водителя светом фар
В темное время суток в условиях недостаточной видимости почти невозможно цветоощущение предметов. Они отличаются не по цвету яркости. причем яркость объектов дорожной обстановки (транспортные средства. пешеходы) и контрастность их относительно дороги сильно снижаются. Расстояние, на котором обнаруживаются транспортные средства ночью, сокращается почти. вдвое по сравнению со светлым временем. однако водителю кажется. что они находятся на большем расстоянии. Вообще в вечерние сумерки и на рассвете у многих водителей появляется так называемый оптический обман. Контуры предметов расплываются, автомобили не белого и не ярко-желтого цветов сливаются с фоном и 110крытием дороги. В свете фар искажаются предметы и неровности дороги.
Резкие и частые изменения освещенности и яркости предметов требуют непрерывной адаптации зрения, в результате глаза водителя быстро утомляются. Наибольшая опасность возникает при ослеплении водителя светом фар: видимость резко ухудшается. а зачастую и совершенно пропадает. Статистика показывает, что на темное время суток приходится почти половина всех ДТП с наиболее тяжелыми последствиями. "Увеличение аварийности происходит, в частности, из-за ослабления контроля за. движением.' Снижение интенсивности движения порождает у многих водителей уверенность, что можно двигаться с !50лее высокой скоростью и более свободно маневрировать, чем днем. а ослабление контроля порождает чувство безнаказанности.
Основные приемы управления автомобиля ночью страница 329
предупредить eгo повторным переключением.
Большую осторожность следует проявлять, если встречное транспортное средство следует с выключенным светом или с одной включенной фарой. Не исключено, что навстречу движется автомобиль с неисправными фарами . Чтобы предупредить его, нужно увеличить интервал до полуторной ширины грузового автомобиля или приняв вправо, остановиться.
Ночью сильно затрудняется оценка расстояния ДО встречного автомобиля и его скорости.
Поэтому при наличии каких-либо признаков встречного автомобиля от намерения
совершить обгон нужно отказаться. Приближаясь к обгоняемому автомобилю, нужно
сменить дальний свет на ближний на расстоянии не менее
При движении на неосвещенных дорогах большую опасность представляет транспортное средство, остановленное на проезжей части или вблизи ее. Поэтому даже для кратковременной остановки нужно стараться выезжать за пределы дороги.
При движении по мокрой или грязной дороге необходимо периодически останавливаться и протирать лобовое стекло, фары, фонари указателей поворота и стоп-сигнала. Кроме того, для хорошей очистки лобового стекла необходимо постоянно следить за состоянием стеклоомывтеля и щеток стеклоочистителя
Типичными ошибками малоопытных водителей при движении по незнакомым дорогам· являются потеря ориентировки и заезды на левую полосу или на правую обочину. Удобнее и проще всего ориентироваться по линиям продольной разметки, ярким ограждениям по краям дороги, светоотражателям на ограждающих столбиках, а также по зеленым насаждениям, расположенным в зоне света фар. При этом нужно помнить, что ограждающие столбики или светоотражатели, как правило, предупреждают о том, что в этом месте имеется опасность - поворот, насыпь, мост и Т.п. По характеру света фар встречных автомобилей водитель может определять профиль дороги.
Учитывая интенсивное утомление водителя при работе в темное время суток, желательно, чтобы продолжительность ее не превышала 6 ч. С целью восстановления работоспособности нужно обязательно делать перерывы на 5-8 мин: первый после 2-3 ч движения, а последующие через 1-1,5 ч, причем отдых должен быть активным. Желательно также, чтобы после 4-5 ч движения перерыв был продолжительный с приемом горячей пищи. После ночного рейса, как и перед ним, водителю необходим хороший отдых.
Вождение по грунтовым дорогам.
Грунтовые дороги, за исключением песчаных, в сухом состоянии проходимы для автомобилей, однако для них характерно большое число поворотов, неровностей и различных препятствий. Более ровными являются полевые дороги. На лесных дорогах часто встречаются ямы, твердые корневища, непросыхающие канавы. Как правило, сопротивление движению автомо6иля на грунтовой дороге больше, чем на дороге с твердым покрытием. На гладкой дороге возможно движение со скоростью 50 км/ч И даже более высокой. Однако чаще водители ведут автомобили по грунтовой дороге на небольшой скорости в постоянной готовности к преодолению препятствий. Если выбоины на дороге расположены равномерно, то движение возможно без переключения передачи, однако непрерывно нужно корректировать траекторию движения рулевым колесом. Небольшие ямы выступы объезжают или пропускают между колесами. Большие ухабы, канавы и другие препятствия преодолевают на низших передачах. Глубокие канавы и кюветы преодолевают под прямым углом. Если их преодолевать под острым углом, из-за крена автомобиля возникнет неодинаковая нагрузка на ведущие колеса неразгруженное колесо может пробуксовывать.
Для преодоления неглубоких луж можно не снижать скорость, но предварительно нужно закрыть жалюзи. В глубоких лужах вода встречной волны может быть подхвачена лопастями вентилятора н разбрызгана в подкапотном пространстве. Такие места преодолевают на небольшой скорости при включенной первой или второй передаче. Если двигатель остановится но попытаться запустить его не дадут желаемого результата, необходимо открыть капот и протереть или обдуть воздухом приборы зажигания, проветрить в течение 10-15 или подкапотное пространство, после чего двигатель должен работать исправно.
На грунтовой дороге с накатанной колеей лучше всего двигаться по колее. Уплотненный на ее дне грунт способствует лучшему сцеплению и меньшему сопротивлению качению колес.
Движение по колее осуществляется на одной из низших передач. -Частота вращения коленчатого вала должна быть несколько выше средней. но такой, чтобы можно было разогнаться для преодоления труднопроходимых участков. Изменять скорость, в том числе при торможении, надо плавно. переключение передач и остановка нежелательны.
Не следует использовать колею на сильно увлажненных и
заболоченных участках, где обычно под верхним слоем находится разжиженный
грунт. Сначала нужно убедиться в его проходимости. По такому участку автомобиль
нужно вести по возможности быстрее, избегая крутых поворотов рулевого колеса.
Нельзя допускать буксования колес, так как они могут зарыться в грунт. Если это
произойдет, нужно остановиться и прежде, чем начинать движение, подложить под
ведущие колеса хворост, сучья, жерди. Если нижние части автомобиля задевают
грунт, необходимо при помощи домкрата или ваги поднять задний мост и подложить
под колеса подручные материалы. Вагой может служить бревно длиной 3-
На заснеженных дорогах нужно двигаться только по накатанной колее. Даже небольшое отклонение от нее нежелательно, так как под снегом обычно скрыты край дороги, и разнообразные препятствия. Движение колес одного борта автомобиля по снегу может вызвать резкое увеличение сопротивления качению. При этом возникает момент, способный развернуть автомобиль. Короткие подъемы, покрытые глу· бокам снегом, лучше преодолевать с разгона. Перед спуском в глубоком· снегу предварительно нужно определить толщину покров а в низине, так как встрявший автомобиль будет трудно подавать назад.
Для разъезда с встречными автомобилями выбирают более широкие участки дороги или места снег глубоким снегом. Разъезжаться нужно на небольшой скорости с соблюдением особой осторожности. На дорогах с высокими сугробами, ограничивающими видимость, на поворотах подают .звуковые и световые сигналы, а скорость движения снижают до минимального.
Вождение по бездорожью.
Для работы в условиях бездорожья автомобиль должен быть оснащен дополнительным оборудованием и средствами для повышения проходимости. Нужно иметь лопаты, второй домкрат, цепи противоскольжения, топор, трос. На грузовых автомобилях нужно и·Меть. кроме того, несколько прочных досок, деревянную вагу, песок, пилу. Цепи противоскольжения надевают при подходе к труднопроходимому участку. Двигаться с такими цепями по дорогам с твердым покрытием недопустимо, так как это приводит к преждевременному изнашиванию шин и разрушению дорожного покрытия.
По пашне следует двигаться вдоль борозды или под острым углом к ней, а не поперек борозды Для движения по песчаной местности надо стараться использовать накатанную колею и выбирать такое направление движения, при котором исключались бы крутые повороты и подъемы. Небольшие песчаные участки нужно преодолевать с разгона, а затяжные - на понижающей передаче при частоте вращения коленчатого вала двигателя выше средней Движение по песчаным буграм и барханам, а также по местности с солончаками можно начинать только после предварительной разведки.
Для движения па снежней целине нужно, выбирать возвышенные открытые участки местности, где снежный покрав менее глубокий чем в других местах. При этом нужно иметь в виду, что у подножия холма всегда бывает наибольшая глубина снега.
При движении па песку или снежней целине двигатель работает с большими нагрузками, слегка перегревается, а давление масла снижается: Поэтому рекомендуется чаще проверять наличие охлаждающей жидкости, уровень и давление масла. В случае перегрева необходимо остановить автомобиль и дать двигателю остыть. .
Вождение автомобиля на крутых поворотах, подъемах и спусках.
Любой крутой поворот дороги, подъем или спуск повышают опасность движения автомобиля и усложняют управление им. Перед крутыми поворотами, как правило, обзорность дороги ограничена. При повороте на автомобиль, водителя, пассажиров и груз действуют центробежные силы, в результате возможно нарушение поперечной устойчивости. При прохождении закруглений дороги значительно увеличивается динамический габарит автомобиля, что создает опасность встречных разъездов.
При движении автомобиля на подъеме или спуске на него действует скатывающая сила. Для преодоления подъема водитель должен выбрать такой режим движения, при котором будет невозможной остановка автомобиля. На спуске скатывающая сила направлена в сторону движения автомобиля, и водитель должен действовать так, чтобы предупредить произвольный разгон.
При прохождении крутых поворотов, затяжных подъемов и спусков водитель испытывает повышенное 9моциональное напряжение. Большую часть времени он сосредоточивает внимание на траектории и скорости движения автомобиля, действии боковых сил, состояния проезжей части. В таких условиях затрудняется оценка поведения других участников движения. Управление автомобилем усложняется еще и тем, что практически каждый поворот или уклон дороги имеет свою специфику: крутизну, ширину проезжей части, покрытие, обзорность.
Основной мерой безопасности при прохождении крутых поворотов является снижение скорости движения автомобиля, так как уменьшается вероятность заноса или опрокидывания и облегчается, возможность принятия необходимых мер при затрудненном встречном разъезде. Аварийные, ситуации на рис. 2.30 возникли из-за того, что скорость движения легковых автомобилей в обоих случаях не соответствовала крутизне поворота и дорожной обстановке. Под действием центробежной силы даже на относительно пологом повороте из-за плохого сцепления шин с дорогой автомобиль сносит за пределы дороги (рис. 2.30, а).
а)
в ситуации на рис. 2.30, б скорость движения для прохождения правого поворота с ограниченным обзором выбрана без учета возможности появления встречного транспортного средства. Чем круче поворот и чем хуже качество и состояние покрытия, тем больше нужно снижать скорость движения. При оценке крутизны поворота легко допустить ошибку даже в случаях, когда дорога просматривается на всем протяжении. Встречаются закругления с переменным радиусом, когда после относительно плавного входа в поворот крутизна неожиданно растет. Сильно искажается восприятие закругления при наблюдении за дорогой с относительно высокой точки.
Если в процессе прохождения поворота возникает необходимость дополнительного снижения скорости, по избежание заноса нужно пользоваться двигателем, а не рабочими тормозами. Водитель должен умело выбирать момент начала снижения скорости перед входом в поворот, так как двигаться по криволинейному участку с заторможенными колесами опасно, Однако не следует начинать торможение слишком рано. Желательно завершать снижение скорости непосредственно перед началом вращения рулевого колеса.
При прохождении поворотов водитель должен распределять внимание так, чтобы оценивать траектории передних и задних частей автомобиля, а на закрытых поворотах, кроме того, нужно не упустить момент появления встречного транспортного средства. При повороте автомобиля на скользких участках водитель должен следить за движением колес, особенно, когда возникает необходимость торможения.
Признаками опасности являются: сам подъем,. характеризующийся определенной крутизной и протяженностью; выбоины и скользкие участки посередине дороги и у ее краев. Наиболее типичными ошибками водителей на дорогах с продольным уклоном являются неправильные оценка крутизны уклона, характера и качества дорожного покрытия и выбор приема управления автомобилем.
С разгона можно преодолевать короткие, хорошо просматриваемые подъемы. Причем разгонять автомобиль нужно интенсивно путем более быстрого, чем в равнинных условиях, увеличения частоты вращения коленчатого вала, но без рывков. Затяжные подъемы преодолевают на низших передачах, а при наличии на автомобиле раздаточной коробки или делителя ими при необходимости следует воспользоваться. Передачу выбирают в зависимости от крутизны подъема и массы автомобиля с таким расчетом. чтобы ее в процессе преодоления подъема не было нужды переключат!>. Во время подъема скорость будет снижаться тем интенсивнее, чем круче подъем. Поэтому передача должна быть такой, чтобы снижение скорости компенсировалось дополнительной подачей горючей смеси. Начинать движение на подъем нужно при положении педали управления дроссельной заслонкой, выжатой на 1/2-1/3 ее хода (чем круче подъем, тем больше запас)
Ситуации, изображенные на рис. 2.32, сложились из-за того, что водители при движении на спуске неверно оценили его характеристики и допустили ошибочные действия. Водитель грузового автомобиля (рис. '2.32, а) допустил движение на несоответствующей крутизне уклона передаче, Желая снизить скорость, он попытался затормозить и включить понижающую передачу, но не справился с управлением. Водитель автопоезда (рис. 2.32, 6) на отлогом обледенелом спуске двигался со скоростью, не соответствующей состоянию дорожного покрытия. Пытаясь принять вправо, чтобы уступить дорогу встречному автомобилю, он притормозил, что привело к заносу автопоезда.
Для преодоления затяжных и крутых спусков перед спуском следует снижать скорость и включать необходимую передачу. Это правило особенно важно выполнять водителям грузовых автомобилей, автобусов и автопоездов большой массы. Выбирать передачу надо таким образом, чтобы двигатель работал на малых оборотах. На затяжных крутых спусках необходимо включать такую же передачу. как и для преодоления подъема такой же крутизны.
Водитель, изменяя положение педали управления дроссельной заслонкой, корректирует скорость движения, не допуская ее роста до опасных значений.
При остановке на крутых подъемах и спусках во избежание произвольного движения колеса автомобиля нужно упереть в бордюр, камень или другое препятствие. включив заднюю или первую передачу и стояночный тормоз. Если на спуске или за ним образовался затор. рекомендуется выбрать место для остановки и дождаться освобождения дороги. При неблагоприятной погоде (сильный снегопад, ветер, туман) на крутых подъемах и спусках горных дорог благоразумнее всего проявить выдержку и не спешить.
дороги в горной местности характеризуются числом затяжных подъемов и спусков, крутыми поворотами малого радиуса с крайне ограниченной обзорностью. Горные дороги, как правило, проходят вплотную к отвесным скалам. с одной стороны и к обрыву с другой. Резкие колебания температуры воздуха сопровождаются выпадением осадков.
В горах следует двигаться на невысоких скоростях с соблюдением предельной осторожности. Переключают передачи только на прямых участках дороги. В любых местах двигаться можно только по правой стороне. Очень опасен выезд на обочину у обрыва без следов других автомобилей. На мягких грунтах и на обочине, покрытой снегом, это часто грозит обвалом.
При тумане и во время сильного дождя, когда видимость
не превышает
Вождение авто по скользким дорогам.
Управление автомобилем на обледенелой дороге связано с предупреждением его буксования и заноса, съезда с дороги и даже опрокидывания. Начинать движение на таких дорогах нужно на второй или третьей передаче при малой частоте вращения коленчатого вала. Включать сцепление, поворачивать рулевое колесо, изменять положение педали управления дроссельной заслонкой, тормозить нужно как можно плавне , не выключая сцепление. при движении на поворотах торможение и увеличение частоты вращения коленчатого вала недопустимы. При заносе на повороте, если позволяет обстановка, можно выключить сцепление и прекратить нажатие на педаль управления дроссельной заслонкой.
Зимой на внешне чистой дороге могут неожиданно встретиться участки. покрытые ледяной или снежной коркой. Если водитель заметит впереди такой участок, нужно немедленно снизить скорость. Торможение заканчивают до въезда на такой' участок, если даже скорость не удалось погасить. Особенно опасно торможение, когда лед окажется под колесами одного борта автомобиля. так как из-за большой разницы . тормозных сил автомобиль может резко развернуться.
Обледенелые подъемы и спуски преодолевают на низших передачах. При буксовании автомобиля на подъеме рекомендуется включить передачу заднего хода, спуститься к основанию подъема, после чего предпринять новую попытку преодолеть подъем, но с более энергичным разгоном.
При продолжительной работе на участках скользкой дороги давление в шинах на не полностью груженых автомобилях можно уменьшить на 1/з, Это увеличит площадь контакта шин с дорожным покрытием, что несколько снизит опасность их скольжения.
Преодоление брода, вождение по ледовой переправе.
Для переезда реки вброд нужно обследовать. ее дно, глубину, твердость грунта" выявить наличие ям и больших камней. Признаками брода являются дороги, подходящие к реке с обеих сторон. уширение реки на ее прямом участке, пологие берега на изгибах реки, отсутствие растительности на берегах. Выбирая место переезда, нужно проверить брод, установить вешки для ориентированна движения.
Броды небольшой глубины (когда вода не доходит до
лопастей вентилятора) преодолевают без предварительной подготовки автомобилей.
Для легковых автомобилей предельная глубина такого брода равна 0,4-
Перед выездом на противоположный берег частоту вращения коленчатого вала плавно, увеличивают. После переправы необходимо просушить фрикционные накладки тормозов, для чего выполняют несколько легких притормаживаний рабочим тормозом.
для преодоления брода повышенной глубины двигатель, агрегаты и узлы автомобиля герметизируют специальными приспособлениями пластилином или замазкой, изоляционной лентой, солидолом. Если толщина льда для переправы недостаточна, при необходимости можно укладывать на лед деревянные настилы. Полоса перегрузы должна быть расчищена от снега.
Движение по льду производится
с открытой дверцей кабины водителя, людей из кузова и кабины высаживают.
Двигаться нужно плавно со скоростью не более
Вождение автомобиля в зоне дорожных сооружений.
Тяжелые ДТП происходят на железнодорожных переездах. Основными их причина ми являются недооценка водителями опасности, которую представляет собой переезд, и грубые нарушения требований безопасности, предписанных Правилами.
Статистика аварийности на переездах показывает, что работники охраны железнодорожных переездов часто допускают разнообразные нарушения: не включают предупредительную сигнализацию, не закрывают или не открывают шлагбаум или делают это с опозданием, не контролируют исправность сигнальной аппаратуры. Поэтому к негорящим огням или открытому шлагбауму водителю нужно относиться с сомнением, особенно если видимость колеи железной дороги ограничена (рис. 2.33). Подъезжая к железнодорожному переезду, нужно заблаговременно снизить скорость, а при ограниченном обзоре железнодорожной колеи остановиться.
Прежде чем пересекать железнодорожный переезд, водителю нужно обратить внимание на наличие на нем дефектов покрытия или настила, неровностей, которые могут послужить причиной задержки.
Чтобы избежать остановки на рельсах, нужно включить понижающую передачу. Если впереди движется автомобиль, нужно установить такую дистанцию, чтобы в случае остановки его можно было объехать. При приближении к железнодорожному переезду на ветках местного значения возможно появление локомотива или дрезины, у которых отсутствует или не включен головной прожектор, что затрудняет их своевременное обнаружение.
Мосты и подъезды к ним следует рассматривать как опасные участки на дороге, требующие от водителей соблюдения мер предосторожности. Отсутствие обочин на мостах создает у водителей впечатление значительного сужения. Поэтому несмотря на то, что проезжая часть на всех автомобильных мостах несколько шире, чем на прилегающем участке дороги, водители стремятся прижаться к осевой линии, что часто затрудняет встречный разъезд.
Во многих случаях подъезды к мостам выполняют под углом. Чем круче такая кривая, тем большую опасность представляет она для въезжающих на мост и съезжающих автомобилей. В месте соединения проезжих частей прилегающих дорог с мостами часто бывают ямы, колдобины, неровности. Кроме того, перед въездом на многие мосты. обзорность ухудшена. Поэтому на подходах к большинству мостов скорость движения должна быть заблаговременно снижена до безопасных пределов. Двигаться по мосту нужно с постоянной скоростью, соблюдая безопасную дистанцию.
С наступлением холодов при въезде на мост надо остерегаться гололедицы, хотя ее еще может не быть на полотне дороги. Это объясняется тем, что пролетные строения моста быстро охлаждаются. Обледенению способствует также повышенная влажность воздуха от испарения воды.
На автомобильных дорогах с твердым покрытием мосты построены капитально, и об их грузоподъемности, если она ограничена, судят по дорожным знакам. На грунтовых дорогах часто встречаются деревянные мосты, состояние и грузоподъемность которых нигде не обозначены. Прежде чем выезжать на такой мост, водитель должен остановиться, тщательно осмотреть подъезды к нему, убедиться в его прочности и определить грузоподъемность. Грузоподъемность деревянного моста определяют по размеру пролета между сваями, по толщине свай, насадок, прогонов и настила (рис. 2.34). При этом учитывают состояние отдельных деталей моста
При движении под мостами и путепроводами видимость ухудшена, так как поле зрения сокращено опорами и пролетными строениями. Поэтому, проезжая такие места, нужно придерживаться правого края проезжей части. Путепровод создает впечатление большего или меньшего сужения в зависимости от соотношения ширины проезда под ним. Современные тоннели имеют достаточные размеры для движения транспортных средств и обозначены соответствующими дорожными знаками и вертикальной разметкой. Однако на дорогах можно встретить тоннели с ограниченными размерами и без необходимого обозначения. В таких случаях водитель должен убедиться в безопасности. прежде чем начать движение через тоннель.
Управление автомобилем при буксировке.
Буксирующий автомобиль подают к месту сцепки задним ходом на минимальной скорости с таким расчетом, чтобы при сцепке автомобили находились на одной прямой линии.
Начинать движение необходимо плавно на первой передаче, причем при буксировании на гибкой сцепке перед троганием предварительно натягивают связующее звено. Буксируемый автомобиль нужно вести строго по колее буксирующего. Нужно стараться выдерживать скорость равномерно. Маршрут движения выбирают с таким расчетом, чтобы по возможности избежать крутых поворотов. Резкое торможение при буксировке нежелательно, а для остановки скорость нужно снижать плавно постепенным переходом на понижающие передачи без применения рабочего тормоза. На подъемах и спусках останавливаться нежелательно.
Водитель буксируемого автомобиля непрерывно наблюдает за движением и сигналами буксирующего. причем сигналы указателя поворота он должен дублировать. Водитель должен стараться, чтобы трос был в натянутом состоянии, для чего надо подтормаживать. рабочим тормозом. Провисание троса приводит к рывкам, а иногда к его обрыву или повреждению сцепных устройств.
Если у буксируемого автомобиля рабочий тормоз имеет пневматический привод, двигатель его должен работать для поддержания давления воздуха в системе. Такая необходимость отпадает: если буксирующий автомобиль имеет устройство для питания сжатым воздухом тормозной системы буксируемого автомобиля (KpA3-255). Не допускается длительная буксировка с неработающим двигателем автомобилей с гидроусилителем рулевого управления, так как при этом заметно увеличивается нагрузка на рулевой механизм
Организованная транспортная колонна может представлять собой группу транспортных средств или войсковое подразделение, выполняющие еденную задачу по перевозке людей или грузов (перебазированию) возможно на значительные расстояния.
Управлять транспортным средством в колонне сложнее. чем одиночным автомобилем. Двигаясь в строю на определенной дистанции, водитель не может самостоятельно выбирать режим движения и не имеет необходимой обзорности дороги. Он обязан строго соблюдать дисциплину и режим марша.
Для управления колонной назначают старшего колонны, которому подчиняется весь личный состав колонны, а на каждом транспортном средстве назначают старшего машины. Старший колонны находится обычно на головном транспортном средстве. В целях оказания технической помощи в конце колонны передвижная мастерская или грузовой автомобиль повышенной проходимости с запасными частями, запасом топлива, воды и эксплуатационных материалов. Каждому транспортному средству в колонне отводится определенное· место, которое может быть пронумеровано. Порядковый номер обычно наносят на борт или кабину или укрепляют на лобовом
При трогании колонны и перед остановками головной автомобиль плавно изменяет скорость, о чем его водитель может информировать соответствующими сигналами. На- всех транспортных средствах при движении в светлое время суток независимо от условий видимости включается ближний свет фар (п. 19.5 Правил). В колонне транспортные средства движутся одно за другим на строго определенной дистанции, заданной старшим колонны. Дистанция устанавливается из соображений безопасности и зависит от скорости, условий движения, перевозимого груза, выполняемой задачи. Дистанцию в колонне нельзя менять: уменьшение ее приводит к возможному наезду на движущееся, впереди транспортное средство, а при увеличении дистанции в разрывы колонны могут вклиниться посторонние транспортные средства и колонна окажется разорванной.
При движении по ровной, сухой дороге вне населенных пунктов дистанцию обычно выбирают равной скорости движения (в километрах в час). При движении колонны через населенные пункты дистанцию сокращают примерно в 2 раза. Иначе колонна может оказаться разорванной, и отдельные водители могут потерять ориентировку. На пыльных дорогах дистанцию устанавливают такой, чтобы каждое последующее транспортное средство колонны двигалось по отношению к впереди идущему на границе пыльного облака. Двигаясь в колонне, все водители обязаны соблюдать Правила дорожного движения РФ. На остановках (привалах) транспортные средства останавливают на дистанции, определенной старшим колонны.
Движение в организованной транспортной колонне.
Обязанности водителя по сигналам гражданской обороны.
Перед крупными населенными пунктами, после выхода из них, а также после преодоления труднопроходимых участков скорость движения головного автомобиля и дистанции в колонне уменьшают, колонна подтягивается. В целях безопасности перед крупными населенными пунктами нужно делать небольшие привалы, а населенные пункты проходить с пониженной скоростью. Движение накатом в колонне не допускается.
Для остановки колонны по
возможности надо выбирать площадку за пределами дороги. Стоянка на обочине
допускается только на участках с хорошей видимостью. Дистанция между
автомобилями при остановках сокращается до 2-
После привала или остановки движение возобновляют по команде (сигналу) старшего колонны. Трогаться с места все транспортные средства' должны одновременно, постепенно устанавливая необходимые дистанции. В конце марша транспортные средства по команде (сигналу) старшего колонны рассредоточиваются в отведенные им места.
Колонной управляет старший колонны с помощью радио или сигналов рукой (с флажками или без них), фонарем; бортовыми светофорами и другими средствами. Основные сигналы, используемые для управления колонной, представлены в табл. 2.3. Каждый водитель должен знать .значения всех сигналов и команд, четко их выполнять и при необходимости передавать. Однако при любой системе сигнализации основным принципом управления колонной является правило «Делай, как я». Это означает, что каждый водитель в колонне должен вести транспортное средство так, как движется транспортное средство впереди. Не разрешается срезать углы при поворотах, вести транспортное средство чуть левее, чтобы иметь ЛУЧШИЙ обзор дороги, обгонять. В связи с этим многие препятствия возникают перед водителем.
Сигнал
1. "Внимание (делай как я. отзыв)"
2. " К машинам"
3. "По местам"
4. "Заводи"
5. ·Марш(продолжать движение. путь свободен)"
б. ·Увеличить дистанцию"
7. "Уменьшить дистанцию"
8. "В колонну"
9. "Стой
10. "Глуши двигатель"
11. "Авария (вынужденная остановка)"
Водитель должен точно знать свое место в колонне и- не менять его на протяжении марша. Останавливаться без команды можно только из-за технической неисправности. Если в пути одно из транспортных средств остановилось, необходимо взять его на буксир и двигаться в хвосте колонны до очередной остановки или привала.
Экономическое управление автомобилем
Методы уменьшения потерь топлива при пуске и прогреве двигателя.
Экономичное управление автомобилем является очень важной задачей. Она связана с растущим дефицитом топлива нефтяного происхождения. Кроме того, повышенный расход топлива сопровождается загрязнением окружающей среды, н повышенным изнашиванием деталей автомобиля. Поэтому водитель в повседневной работе должен стремиться экономить топливо.
Все потери топлива, к которым причастен водитель, можно разделить на две группы. Первая группа связана с прямыми потерями, которые возникают вследствие подтекания топлива из системы питания или испарения, неправильной заправки, некачественного технического обслуживания и ремонта автомобиля. Эти потери характеризуют уровень технической
культуры и нравственности водителя.
Вторая группа потерь связана е выбросом; части топлива с отработавшими газами в биде продуктов неполного сгорания. Эти потери во многом зависят от навыков водителя в выборе рациональных режимов работы двигателя. Технически грамотное выполнение таких операций и приемов управления автомобилем, как предпусковая подготовка на пуск двигателя, начало движения, разгон, движение в разнообразных условиях, может обеспечить экономию 5-20 .%.
На выполнение операций, связанных с подготовкой двигателя к пуску, пуском и его прогревом расходуется определенная часть заправленного топлива. При неблагоприятных погодных условиях в открытом суммарные потерн топлива на эти доходят до 3% общего его расхода. Наиболее высоки потери а при пуске и прогреве двигателя зимой. В это время приготовление горючей смеси в карбюраторных двигателях происходит только за счет легкоиспаряющейся части бензина, которая не превышает 10%. Это означает, что 90% топлива не участвует в процессе сгорания и выбрасывается с отработавшими газами. В дизельном двигателе распыливание топлива зимой ухудшается из-за увеличения его вязкости.
К основным причинам, затрудняющим пуск холодного двигателя, относятся:
несоответствие сорта и качества топлива техническим условиям предприятия-изготовителя;
нарушение правильной работы пусковой системы карбюратора;
неудовлетворительное состояние аккумуляторной батареи или стартера;
повышенная вязкость моторного масла;
неплотное прилегание впускного трубопровода или карбюратора к своим фланцам;
недостаточная частота вращения коленчатого вала двигателя.
В гл. 2.5 описаны правила подготовке к пуску и пуска двигателей при различной его температуре. Соблюдение их обеспечивает и сокращение потерь топлива.
Работу пусковой системы карбюратора нужно периодически проверять. Признаком ее неисправности является затрудненный пуск холодного двигателя или резко возрастающий расход топлива. В пусковых системах с ручным управлением причиной неисправности является заедание тяги, рычага или заслонки, а в автоматически управляемых системах - -заедание заслонки или неисправность биметаллической пружины.
Пуск двигателя при низкой температуре намного облегчается в случае применения северных сортов топлива и моторных масел.,
После пуска холодного двигателя его следует подогреть в течение 4-5 мин при минимальной частоте вращения коленчатого вала, а затем в течение 3-5 мин при повышенной частоте до температуры 30 ... 40 При этой температуре расход топлива на 10-15% выше, чем при рабочей температуре охлаждающей жидкости, равной 80 ... 90 ОС. В холодном топливо плохо испаряется и около 40% его, поступая в камеру сгорания в виде пленки. Поэтому для облегчения пуска холодного двигателя и уменьшения расхода топлива желательно подогревать впускной трубопровод, например, с помощью нагретой в горячей воде и выжатой тряпки.
Режим экономического управления автомобилем.
После длительной стоянки автомобиля холодные детали
его трансмиссии и ходовой части оказывают дополнительное сопротивление движению
и являются причиной добавочного расхода топлива. Поэтому движение холодного
автомобиля нужно начинать на первой передаче. Прогрев масла в механизмах
трансмиссии, подшипниках трансмиссии,. ходовой части и щип завершается в
зависимости от условий движения через 10-
Чтобы разгон автомобиля был экономичным, продолжительность движения на промежуточных передачах должна быть сведена до минимума, а переключение должно производиться В определенные моменты.
Так, продолжительность разгона грузового автомобили
средней грузоподъемности типа ЗИЛ-130-76 Путем последовательного переключения передач до наиболее
экономичной скорости, равной
Наибольшая экономия топлива при разгоне достигается при открытии дроссельной заслонки приблизительно на 50%. Такие режимы У быстроходных карбюраторных- двигателей обеспечивают и наибольшее ускорение автомобиля.
Переход на высшую передачу целесообразен с точки зрения экономии топлива, если общее время, затрачиваемое на разгон автомобиля, будет меньше, чем продолжительность движения на высшей передаче. Автомобиль должен двигаться с постоянной скоростью на наивысшей для данных условий передаче. Для правильного выбора необходимой передачи можно рекомендовать следующее. Если двигатель работает устойчиво при частоте вращения коленчатого вала, равной приблизительно 50% максимальной частоты, целесообразно переходить на более высокую передачу.
Экономичные режимы работы двигателя находятся
между 45 и 75% максимальной частоты вращения коленчатого вала.
Снижать скорость движения нужно плавно, по возможности
двигаться накатом. Рабочим тормозом в этих случаях целесообразно пользоваться
лишь для остановки автомобиля в определенном месте. Таким способом, например,
нужно вести автомобиль, приближаясь к перекрестку, на котором включен запрещающий
сигнал светофора. Вне населенных пунктов на ровных участках дорог с твердым
покрытием, а также при наличии небольших продольных уклонов использование
метода движения «разгон-накат» обеспечивает экономию топлива 5-10%. Причем экономичность метода
«разгон-накат» достигается, если путь наката превышает путь разгона не менее
чем на 35 %. Испытания показалИ, что
при движении автомобиля ВА3-2105
этим методом при средней скорости 75 кмfч достигается экономия топлива около 9%. Для обеспечения наибольшего
экономического эффекта нельзя допускать большого снижения скорости автомобиля в
конце наката. Так, для грузовых автомобилей при снижении скорости до 50-
При движении автомобиля по холмистой, а тем более горной местности двигатель расходует значительно больше топлива, чем на ровной дороге. ЭТО объясняется тем, что чаще приходится двигаться на понижающей передаче. Кроме того, под влиянием низкого атмосферного давления ухудшается наполнение цилиндров и снижается мощность двигателя. Описанные методы преодоления подъемов н спусков в достаточной мере отвечают и требованиям экономии
топлива.
Наименьшее количество топлива расходуется при
движении автомобиля по горизонтальной дороге с твердым и сухим покрытием. Движение по дорогам с плохим покрытием связано с увеличенным сопротивлением качению, вследствие/чего расход топлива повышается на 20% и более. При этом увеличивается изнашивание деталей автомобиля и особенно его шин. Поэтому, если есть возможность доехать к объекту по более протяженному участку, но с хорошим покрытием, рекомендуется выбрать лучшую, хотя и более длинную дорогу.
Работа двигателя на холостом ходу во время остановок автомобиля должна быть сведена до минимума. В случае прекращения движения на срок более 2 мин двигатель нужно останавливать. Система холостого хода оказывает заметное влияние на экономию топлива потому, что она продолжает работать и на режимах частичных нагрузок (до 30-40% мощности). Снижение расхода топлива на 1-1,5% удается улучить при своевременной регулировке системы холостого хода
Приборы для контроля расхода топлива при движении автомобиля.
Водитель не имеет возможности непрерывно контролировать результаты своих действий с точки зрения экономичного управления автомобилем. При освоении методов экономичного управления можно использовать бортовые технические средства обучения такие, как иконометры, тахографы и индикаторы неисправностей. .
Эконометры-позволяют выбирать и сравнивать режимы движения автомобиля. Конструкции их весьма разнообразны - от простейших до сложных электронных устройств. Наибольшее распространение получили пневмомеханические эконометры, принцип действия которых основан на зависимости расхода топлива от разрежения во впускном трубопроводе.
При использовании вакуум но-механического эконометра (рис. 2.35) разрежение, создаваемое двигателем, передается из впускного трубопровода 1 через' штуцер 2 и соединительный шланг 3 к упругому рабочему органу 4. Перемещаясь, рабочий орган через 'зубчатый сектор 6 поворачивает стрелку. Расход топлива регистрируется на шкале 5.
Тахографы. предназначены для учета и анализа работы автомобилей на линии. Тахограф представляет собой прибор, устанавливаемый в кабине водителя на щитке приборов. Привод прибора аналогичен приводу Спидометра. Тахографы позволяют регистрировать скорость движения автомобиля, суммарный пройденный путь и текущее время, а также частоту вращения коленчатого вала и расход топлива. Все показания записываются на специальной ленте. После окончание работы записанные параметры дешифруют и подвергаю анализу. Для междугородных перевозок используют тахографы с пакетом дисков. Оснащение грузовых автомобилей тахографами позволяет добиваться уменьшения расхода топлива и повышения эффективности использования рабочего времени водителя.
Повысить эффективность использования автомобилей удается, в частности, благодаря приспособлению его конструкции к диагностированию технического состояния. А применение экономайзеров принудительного холостого хода с электронным управлением не только позволяет диагностировать техническое состояние двигателя. но улучшает топливную Экономичность на 1,5-2% и более чем в 2 -раза уменьшает выброс углекислого газа при замедлении движения автомобиля. Это достигается автоматическим закрытием дроссельной заслонки.