Конституционное право РФ
0. Дайте определение законодательного процесса, назовите его стадии. В чем состоит отличие федеральных законов от федеральных конституционных законов? По каким вопросам принимаются федеральные конституционные законы (указать статьи Конституции РФ)?
ГЛАВА 0. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ[1]
Статья 0 0
Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации.
Законодательный процесс, порядок деятельности высшего органа государственной власти по созданию законов. Правотворчество – это сложный и, как правило, длительный процесс, который осуществляется в определенной процедуре, в соответствии с которой совершаются правотворческие действия.
В теории правотворчества признано, что процесс создания права не носит одномоментного характера, а «растянут» во времени. В связи с этим выделяют, как правило, два этапа правотворческого (законодательного) процесса.
Первый — предпроектный этап — заключается в том, что в обществе выявляется потребность в урегулировании нормами права социальной проблемы. Выявление такой потребности происходит спонтанно, имеют значение лишь степень остроты проблемы (вопроса), ее общезначимость и актуальность. Оценивает потребность в правовом регулировании как общество, которое через свои институты — лидеров, средства массовой информации, науку — может оказать влияние на законодателя, так и сами правотворческие органы, государство. О том, что потребность в правовом регулировании назрела, можно говорить, когда закон представляется наиболее эффективным средством, преимущественной формой регулирования по сравнению с другими социальными средствами воздействия (экономическими, моральными и пр.).
Например, демократические реформы в Литовской республике потребовали правового закрепления свободы слова и печати. В результате 0 0 февраля 0 0 00 г. появился Закон о печати, ст. 0 которого утверждала свободу выражения взглядов и устраняла цензуру, а в ст. 0 закреплялось право на получение информации от государственных и общественных организаций. В данном случае правовая форма получила приоритет перед другими видами социального воздействия в таких важных вопросах, как политические свободы.
Второй этап правотворчества называется проектным этапом, или этапом принятия правотворческого решения. Особенность его заключается в том, что, во-первых, эта работа осуществляется непосредственно в самом законодательном органе, а, во-вторых, на данном этапе осуществляется собственно «творчество права»: создаются, изменяются или отменяются нормы права, происходит интеллектуальная работа над текстом законопроекта. Причем проектный этап может быть в свою очередь разбит на несколько стадий, последовательно сменяющих одна другую.
Первая стадия: внесение в правотворческий орган проект» закона субъектом правотворческой инициативы. . Чаще всего инициатором принятия того или иного закона является правительство, которое реализует ту или иную политику и острее других чувствует, в каком акте парламента оно нуждается для дальнейшей эффективной работы. В силу сказанного часто законопроект возникает именно потому, что в нем больше всего нуждается исполнительная власть.
В необходимости принятия нового нормативного акта правительство нередко убеждают с помощью групп давления. Например, профессиональные союзы могут оказывать давление на министров, членов парламента, чтобы добиться издания или отмены закона либо внести изменения в существующий закон. Подобная деятельность называется лоббизмом с тех пор, как первые защитники чьих-либо интересов появились в кулуарах (lobby) парламента. Российская политическая практика знает уже немало таких фактов: например, принятие высоких таможенных пошлин, ограничивающих импорт иностранных автомобилей, под влиянием отечественных автомобильных гигантов.
Депутат парламента также имеет .право представить законопроект, который может стать законом. Однако на практике эта его возможность весьма ограничена, особенно если законопроект не предусмотрен программой законотворческих работ, как принято, например, в Российской Государственной Думе, или есЛи законопроект не поддерживает правительство или президент.
Вторая стадия: рассмотрение проекта закона в комиссиях и комитетах правотворческого органа с целью проанализировать его содержание с разных позиций и предложить более совершенные средства правового воздействия. Особая роль в этом процессе принадлежит комиссии по законодательству парламента, за которой по обыкновению остается последнее слово перед вынесением проекта на обсуждение на заседании палаты парламента.
Третья стадия: обсуждение законопроекта по палатам или на совместном заседании палат законотворческого органа. Цель такого обсуждения заключается в высказывании предложений, поправок и замечаний отдельными депутатами и фракциями (объединениями депутатов) парламента. Эта стадия может иметь два варианта развития: а) принятие законопроекта в первом чтении; б) возврат его на доработку с последующим прохождением процедуры обсуждения по комиссиям и комитетам парламента.
Четвертая стадия: принятие законопроекта право-творческим органом во втором (окончательном) чтении. В чем выражается принятие законопроекта? С процедурной точки зрения, принятие означает лишь то, что проект получил одобрение большинства депутатов палаты (или парламента в целом). С юридической точки зрения, принятие законопроекта составом депутатов парламента — один из необходимых юридических фактов, обусловливающих дальнейшее превращение законопроекта в полноценный закон. Для завершения процесса правотворчества необходимы еще несколько важных этапов, логически включаемых в четвертую стадию правотворчества. Это подписание законопроекта главой государства и обнародование (опубликование в средствах массовой информации) текста нового закона.
Россия пока не имеет четкой регламентации сроков рассмотрения законопроектов, что свидетельствует о существующей волоките в Государственной Думе и о возможности определенных политических сил затруднить их прохождение.
Федеральные законы принимаются в Российской Федерации Государственной Думой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Роль Президента РФ в деле принятия законов (наряду с правом законодательной инициативы) заключается в его подписании в течение четырнадцати дней и обнародовании.
Особая группа федеральных законов — конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и отличаются особым порядком принятия — требуется 0/ 0 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 0/ 0 голосов от общего числа членов Думы. В отличие от этого, например, такой важный закон, как Гражданский кодекс РФ, принимался простым большинством голосов.
0. Зараев получил отказ миграционной службы Курганской области предоставить ему с семьей статус вынужденных переселенцев. Зараев был зарегистрирован на территории России 00 июня 0 0 0 0 г., впервые в миграционную службу обратился 0 марта 0 0 0 0 г. Зараев пояснил, что пропустил установленный срок на обращение с ходатайством о признании вынужденным переселенцем, поскольку работал и пытался обустроиться на новом месте. Кроме того, как указал Зараев в ходатайстве в миграционную службу Курганской области, его семья была вынуждена выехать из Казахстана из-за отсутствия работы, болезни детей и загрязненной воды. О каких-либо преследованиях, совершенных в отношении него лично или его семьи, Зараев не заявлял. Отказ миграционной службы Курганской области Зараев обжаловал в Курганский городской суд.
Каким должно быть решение суда? Сформулируйте определение понятия «вынужденный переселенец». Кто не может быть признан вынужденным переселенцем?
Как видно из условия задачи отказ в предоставлении статуса вынужденных переселенцев Зараеву миграционной службой Курганской области мотивируется 0 летней просрочкой сроков обращения. Руководствуясь Статьей 0 Закона РФ «О ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦАХ» от 0 0 февраля 0 0 0 0 года. N 0 0 00- 0
Утрата и лишение статуса вынужденного переселенца
Лицо утрачивает статус вынужденного переселенца, если оно:
· приобрело гражданство другого государства;
· выехало на постоянное жительство за пределы Российской Федерации.
Лицо лишается Федеральной миграционной службой России или ее органом статуса вынужденного переселенца, если оно умышленно сообщило ложные сведения, послужившие основанием для признания его вынужденным переселенцем.
А так же:
Статья 0. Порядок обращения с ходатайством о признании вынужденным переселенцем
Лицо для признания его вынужденным переселенцем после того, как оно покинуло место своего постоянного жительства по основаниям, предусмотренным частью первой статьи 0 настоящего Закона, обязано обратиться лично или через уполномоченного на то представителя с ходатайством в месте своего нового пребывания в соответствующий орган Федеральной миграционной службы России орган миграционной службы республики в составе Российской Федерации, автономной области, автономного округа, края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а при его отсутствии - в соответствующий орган исполнительной власти.
Лицо, желающее быть признанным вынужденным переселенцем до оставления места своего постоянного жительства, вправе заранее обратиться с ходатайством по месту предполагаемого переселения в соответствующий орган Федеральной миграционной службы России, а при его отсутствии - в соответствующий орган исполнительной власти либо в дипломатическое или консульское представительство Российской Федерации в стране своего пребывания. Указанные представительства направляют данное ходатайство в Федеральную миграционную службу России.
Статья 0. Права и обязанности лица, обратившегося с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем
Лицо, подавшее ходатайство о признании его вынужденным переселенцем, обязано сообщать соответствующим органам государственного управления сведения, необходимые для рассмотрения указанного ходатайства.
При отказе в регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем ему в пятидневный срок со дня принятия решения вручается или, если указанное лицо находится за пределами Российской Федерации, направляется письменное уведомление с указанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения.
Отказ в регистрации ходатайства о признании вынужденным переселенцем может быть обжалован в вышестоящий орган Федеральной миграционной службы России или в суд в течение месяца со дня получения данным лицом письменного уведомления об отказе. Данное лицо освобождается от оплаты расходов, связанных с рассмотрением ходатайства на всех его стадиях.
На основании приведенных статей возможно сделать вывод, что решение суда должно быть в пользу Зараева, т.е. решение миграционной службу Курганской области необоснованно и противозаконно.
Статья 0. Определение понятия "вынужденный переселенец"[2]
Вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, который был вынужден или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства либо на территории Российской Федерации вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений в связи с проведением враждебных кампаний применительно к отдельным лицам или группам лиц, массовыми нарушениями общественного порядка и другими обстоятельствами, существенно ущемляющими права человека.
Вынужденным переселенцем может быть признано также не имеющее гражданства Российской Федерации лицо, покинувшее место своего постоянного жительства на территории Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частью первой настоящей статьи.
Вынужденным переселенцем может быть признан гражданин бывшего СССР, проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, прибывший в Российскую Федерацию по обстоятельствам, предусмотренным частью первой настоящей статьи, и приобретший гражданство Российской Федерации, находясь на территории Российской Федерации.
Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое умышленное преступление.
0. Сделайте сравнительный анализ федерального закона «Об общественных объединениях» от 0 0 мая 0 0 0 0 г. № 0 0-ФЗ (с изм. и доп. от 0 0 июля 0 0 0 0 г. № 0 0 0-ФЗ) и федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 0 0 сентября 0 0 0 0 г. № 0 0 0-ФЗ.
Таблица 0
Сравнительный анализ федерального закона «Об общественных объединениях» от 0 0 мая 0 0 0 0 г. № 0 0-ФЗ (с изм. и доп. от 0 0 июля 0 0 0 0 г. № 0 0 0-ФЗ) и федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 0 0 сентября 0 0 0 0 г. № 0 0 0-ФЗ.
БИБЛИОГРФИЧЕСКИЙ СПИСОК
I Нормативные акты
1. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 0 0 декабря 0 0 0 0 года
2. Закон РФ «О ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦАХ» 0 0 февраля 0 0 0 0 года. N 0 0 00- 0
II Научная, учебная литература
1. Автономов А.С. Степанов И.М. Парламентское право России. Учеб.пособие для юрид.вузов и фак.. ИГиП РАН;Автономов А.С.,Любимов А.П.,Румянцева и др.;Под ред.И.М.Степанова,Т.Я.Хабриевой - М.: Юристъ, 0000; 0 0 0 с.
2. Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право. Учеб.для сред.проф.образования по спец."Правоведение" - М.: Юристъ, 000 0; 00 0 с.
3. Надеев, Р.К., авт.-сост. Илюнин, С.П., авт. Надеев, Т.Р., авт. Российское законодательство, 0 0 0 0- 000 0. Справочник. Авт.-сост.Р.К.Надеев.С.П.Илюнин.Т.Р.Надеев - М.: Радуница, 000 0; 0 0 0 с.
4. Парламентское право России. Учеб.пособие. Ин-т государства и права РАН;А.С.Автономов,А.П.Любимов,Т.С.Румянцева;Под ред.И.М.Степанова,Т.Я.Хабриевой - М.: Юристъ, 0 0 0 0; 0 0 0 с.
5. Садовникова, Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Г.Д.Садовникова;Отв.ред.И.А.Конюхова (Умнова) - М.: Юрайт-М, 000 0; 0 0 0 с.
[1] КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 1 0 декабря 1 0 0 0 года
[2] Закон РФ «О ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦАХ» 1 0 февраля 1 0 0 0 года. N 0 0 00-1