Конституционное право в системе права Республики Беларусь

МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ВЫСШИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ

РЕФЕРАТ

По дисциплине: “Основы права”

На тему: “Конституционное право в системе права Республики Беларусь”

Выполнила

студентка группы ПИ 221

Сохарь Елена Юрьевна

Минск 2003

СОДЕРЖАНИЕ TOC \o "1-4" \h \z \u

ВВЕДЕНИЕ. \h 3

ИСТОРИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ  \h 5

ПОНЯТИЕ, НАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. \h 8

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА   \h 11

ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ  РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. \h 15

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА И ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО.. \h 18

ЛИТЕРАТУРА.. \h 20

ВВЕДЕНИЕ

Существует три понятия конституцион­ного права:

·        конституционное право как отрасль права;

·        конституционное право как наука;

·        конституционное право как учебная дисциплина.

Предметы этих понятий имеют отличия.

Предметом конституционного права как отрасли права является совокупность юридических норм, закрепляющих и регулирующих наиболее важные, основополагающие общественные отношения: о демократическом обще­ственном строе, формах власти, политической системе, государственном устройстве, взаимоотношениях между государственными органами, между государственными органами и общественными объединениями, политичес­кими партиями и гражданами, о правовом статусе граж­дан, суверенитете народа, нации и государства и др.

Если, с одной стороны, конституционное право интег­рирует (т.е. концентрирует) основы всех отраслей права, то с другой — оно создает для них юридическую базу, устанавливает общие, наиболее важные, отправные поло­жения. Конституционное право возглавляет всю систему права Республики Беларусь, являясь его логическим цен­тром, вокруг которого расположены другие отрасли права.

Для раскрытия сущности конституционного права и его эффективности необходим анализ политических, со­циально-экономических процессов и обобщение реаль­ной жизни как итога его реализации. Только таким путем можно дать оценку этой отрасли права.

Источники конституционного права в юридическом смысле — это формы (правовые акты), в которых закреп­ляются нормы права.

Среди правовых актов как форм (источников) консти­туционного права следует назвать Конституцию, междуна­родные договоры, законы, декреты, указы, постановления и другие правовые акты.

Основным источником конституционного права явля­ется Конституция. Ее положения всегда являются пер­вичными, учредительными. Конституция — это центр правовой системы. Все остальные правовые акты в той или иной форме, тем или иным способом развивают и конкретизируют конституционные положения. Приори­тет Конституции — неотъемлемый и непременный при­знак правового государства. Конституция является базой для развития отраслевого законодательства и в то же вре­мя решает основные вопросы развития общества.

Содержание нынешней Конституции Республики Бе­ларусь свидетельствует о стремлении закрепить в ней нормы прямого действия, которые могли бы применяться без их фиксирования в специальных актах.

 Предметом конституционного права как науки явля­ется совокупность знаний, взглядов, разработанных кон­цепций, идей, представлений:

·        о нормах конституционного права, их назначении, цели, воздействии на политические, экономические и социальные процессы;

·        об эффективности норм права, их реализации, со­вершенствовании, взаимодействии с нормами других отраслей права (административного, финансового, граж­данского, хозяйственного, трудового и др.);

·        об отмене устаревших норм и выработке новых, о государственно-правовых отношениях, через которые ре­ализуются нормы конституционного права;

·        о научном определении компетенции всех основ государства;

·        о высоком реальном правовом статусе граждан де­мократического общества и государства.

Таким образом, само существование данной юри­дической науки обусловливается наличием конститу­ционного права как отрасли права. Это наука о конституционном праве как отрасли права.

От уровня науки конституционного права зависит уро­вень отраслевых правовых наук.

Источниками конституционного права как науки яв­ляются научные труды политических деятелей мира, до­революционных русских и белорусских ученых-юристов, ученых союзных республик бывшего СССР, современ­ных ученых СНГ и дальнего зарубежья в области консти­туционного права.

Предметом конституционного права как учебной дис­циплины является методически обоснованная учебная литература, объясняющая теорию конкретных проблем науки конституционного права, его отдельных правовых институтов, а также даюшая толкование содержанию нор­мативных актов и практике их реализации.

Таким образом, учебная дисциплина как бы объеди­няет науку, нормы конституционного права и процесс их реализации.

ИСТОРИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

На протяжении истории развития Беларуси как суверенного независимого государства было принято пять конституций.

Первая Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссии была принята I съездом Советов Белоруссии 3 февраля 1919г. Вторая Конституция БССР утверждена VIII Всебелорусским съездом Советов 11 апреля 1927 г. Третья принята 19 февраля 1937 г. вторым Чрез­вычайным съездом Советов БССР. Четвертая Конститу­ция (Основной Закон) БССР принята 14 апреля 1978 г внеочередной девятой сессией Верховного Совета девя­того созыва. В этих конституциях проявлялся принцип преемственности, то есть многие положения воспринима­лись вновь принимаемыми конституциями: формы орга­нов государственной власти, суда, прокуратуры; вхождение БССР в качестве субъекта федерации СССР и др.

Все предыдущие конституции в той или иной степени закрепляли такую организацию государственной власти, которая имела явно выраженный тоталитарный аспект. Начиная с 1989 г. прежнюю Конституцию приходилось беспрерывно обновлять, причем не только ее отдельные статьи, но и разделы, главы. Особенно это коснулось основ общественного строя, положений, относящихся к организации и деятельности органов государственной власти, статуса политических организаций. Раздел, по­священный правам и свободам, также необходимо было принципиально совершенствовать.

В конце 80-х — начале 90-х годов в общественном со­знании с новой силой встала проблема обретения респуб­ликами бывшего СССР государственного суверенитета, устранения монополии одной партии на власть и др. Совершенно иначе стали восприниматься ценности де­мократии, права и свободы граждан, роль государства в их обеспечении.

Огромное значение для принятия пятой Конституции имела Декларация Верховного Совета Республики Бела­русь о государственном суверенитете, положения кото­рой учитывались при подготовке проекта.

Конституционная комиссия, созданная Верховным Советом летом 1990 г.. внесла в ноябре 1991 г. на рас­смотрение седьмой сессии Верховного Совета подготовленный проект новой Конституции республики. В процессе подготовки проекта для рассмотрения на седь­мой сессии было изучено около пятисот поступивших предложений и замечаний, из которых более сотни было учтено.

11 ноября 1991 г. Верховный Совет принял постанов­ление по проекту Конституции Республики Беларусь. Основные положения проекта были одобрены. Решено было опубликовать проект в печати для обсуждения на­родом, а исполнительно-распорядительным органам мес­тных Советов депутатов поручено обеспечить тщательный учет и обобщение предложений и замечаний, внесенных по проекту трудовыми коллективами, общественными объединениями, гражданами, и направлять их не позднее первого и пятнадцатого числа каждого месяца в Верховный Совет Республики Беларусь. Итоги обсуждения проекта Ос­новного Закона должны освещаться республиканскими средствами массовой информации. В постановлении дано поручение Конституционной комиссии доработать про­ект Конституции с учетом предложений и замечаний, высказанных депутатами Верховного Совета Республики Беларусь, а также поступивших в ходе народного обсуж­дения, и вынести его на рассмотрение сессии Верховного Совета.

Предложения и замечания стали регулярно поступать в Конституционную комиссию, ее рабочую группу, где они систематически анализировались и, если заслужива­ли того, включались в проект. Много интересных пред­ложений, критических замечаний было высказано на страницах печати. По непринятым предложениям и за­мечаниям указывались мотивы невключения в текст. В Конституционную комиссию поступило несколько автор­ских проектов Конституции, и хотя они не составили достойной альтернативы официальному проекту, некото­рые идеи их авторов были восприняты Безусловно, обсуждение проекта новой Конституции принципиально отличалось от аналогичного обсуждения Конституции 1978 г.

Сейчас какого-либо давления сверху по поводу обсуж­дения проекта гражданами, трудовыми коллективами не было. Это привело к тому, что значительно больше было конкретных предложений. Они касались основ конститу­ционного строя, прав и свобод граждан, системы органов государственной власти и др. Со стороны руководства Верховного Совета было высказано лишь пожелание ме­стным органам государственной власти провести сессии, где и обсудить проект новой Конституции. В результате выполнения этой работы много интересных идей посту­пило от местных Советов депутатов.

Следует отметить, что в конце 1991 г. и в 1992 г. про­изошло много изменений, которые повлияли на темпы и содержание работы над проектом нового Основного За­кона Беларуси. Как известно, 25 августа 1991 г.  Деклара­ции о государственном суверенитете был придан статус конституционного закона, нормы которого обладали даже более высокой юридической силой, чем Конституция 1978 г.  Декларация, как было записано в ст. 12,  является основой для разработки новой Конституции. 8 декабря 1991 г. было заключено Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. К десятой сессии проект дважды публиковался для народного обсуждения (в декабре 1991г. после обсужде­ния на седьмой сессии и в августе 1992 г. с учетом заме­чаний, высказанных в ходе народного обсуждения). Опубликование проекта для обсуждения оживило дискус­сию в обществе по Основному Закону страны. В Консти­туционную комиссию к десятой сессии поступило более семи тысяч предложений и замечаний граждан, выска­завших их в печати, но радио, телевидению, на собрани­ях и в письмах. Несмотря на отдельные критические замечания, большинство лиц и органов, высказавших свои замечания в целом одобрительно отнеслись к проекту.

Постановлением   Верховного   Совета  от   5   февраля 1993 г. было поручено Конституционной комиссии и ее рабочей группе по итогам обсуждения доработать проект Конституции с учетом предложений и замечаний, выска­занных депутатами.

Историческое решение — принятие новой Конститу­ции, к которому очень трудно шли депутаты на протяже­нии почти четырех лет, состоялось 15 марта 1994 г. При кворуме для голосования и принятия решения 231 депу­тат, зарегистрировалось 307, проголосовали: за — 236, против — 6, воздержалось —8, не голосовало — 57. В этот же день был принят конституционный закон о порядке вступления в силу Конституции Республики Беларусь. При кворуме для голосования и принятия решения 231 депутат, зарегистрировалось 297, проголосовали: за — 237, против — 4, воздержалось — 13, не голосовало — 43.

Законом о порядке вступления в силу Конституции ее подписание поручено Председателю Верховного Совета Республики Беларусь. Это было сделано в торжественной обстановке на заседании Президиума Верховного Совета 28 марта 1994 г. 30 марта 1994 г. Конституция была опуб­ликована в республиканских газетах и с этого дня она вступила в действие. 15 марта — день принятия Консти­туции — объявлен праздничным днем.

Двухлетний опыт применения положений Конститу­ции показал неоднозначность ее понимания различными государственными органами. Возникла потребность не только в более четком разграничении полномочий между органами государства, но и уточнении многих прав и сво­бод граждан. С этой целью на республиканский референ­дум от 24 ноября   1996 г.  Президентом и некоторыми фракциями   Верховного   Совета  Республики   Беларусь были предложены два самостоятельных проекта новой редакции Конституции  1994 г. В результате народного голосования был поддержан проект, предложенный Гла­вой государства.

ПОНЯТИЕ, НАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Для лиц, изучающих право, необходимо четко представлять назначение Конституции в государ­стве и обществе. Слово «Constitutio» означает «учреждаю, устанавливаю» и употреблялось еще в законодательстве Римской империи, где выражало различные установле­ния и указы императоров. Со временем значение этого слова менялось. В нынешнем понимании Конституция — это единый, основной закон государства и общества, объединяющий множество юридических норм.

Конституция Республики Беларусь (Основной Закон) –  это приведенная в единую науч­ную систему совокупность юридических норм, выражающих волю народа, облеченных наивыс­шей юридической силой, закрепляющих и регули­рующих основные устои общества, государства, правовой статус человека и гражданина.

К основным устоям общества, государства относятся: основы конституционною строя, его демократический, гуманный характер; структура политической системы (т.е. все формы политической власти); взаимодействие между властями государственными и общественно-политически­ми; государственное устройство и его принципы; право­вой статус человека и гражданина; суверенитет народа, нации, государства и иные общественно-политические и экономические институты.

По своему содержанию, назначению и юридической силе Конституция отличается от всех нормативных актов. Это основной политический, юридический документ го­сударства и общества; это закон законов. Конституция является правовым отражением нового этапа в развитии общества и государства. Она концентрирует то, что уже дала жизнь. Поскольку в нашем обществе функционируют десятки политических партий, иные политические объе­динения, допускается плюрализм мнений, то Конститу­ция почти всегда является правовым актом компромисса. В силу этого она не может полностью удовлетворить желания отдельных общественных групп и граждан. Но это не означает, что они вправе не исполнять Конституцию.

С принятием Конституции и вступлением ее в силу исполнение ее является обязанностью для всех государ­ственных органов, предприятий, организаций, обще­ственных объединении, должностных лиц и граждан. Несоблюдение или нарушение Конституции ведет к под­рыву политики государства.

Назначение Конституции. Конституция определяет весь уклад политического общественного строя, органов государства, формы власти и их взаимодействие, разви­тие демократических процессов, многообразные жизнен­ные устои граждан. Она определяет правовой порядок функционирования общества, государства и роль граж­дан в этом процессе. Таким образом, Конституция нужна всем субъектам права.

Конституция — основной источник конституционного права как отрасли права и всех других его отраслей: ад­министративного, финансового, гражданского, трудово­го, экологического, аграрного и др. От всех правовых актов в государстве Конституция отличается своим со­держанием, назначением и юридической силой. В пира­миде права она занимает верхнюю позицию. Все иные нормативные акты — конституционные законы, простые законы, декреты, указы и распоряжения Президента Рес­публики Беларусь, постановления и распоряжения Сове­та Министров, приказы и инструкции министерств, государственных комитетов и ведомств, решения мест­ных Советов депутатов, решения и распоряжения мест­ных, исполнительных комитетов, приказы руководителей отделов и управлений областных, районных и городских

исполнительных комитетов — вытекают из Конституции и соответствуют ее содержанию. Таким образом. Консти­туция вносит упорядочение, стабильность в правовую си­стему государства и устанавливает конституционную законность. Она определяет формы всех нормативных актов государственных органов, устанавливает их соподчиненность, порядок отмены и требует соответствия их духу и букве Основного Закона. Акты всех общественных форми­рований также должны соответствовать Конституции.

Несоответствие законов, иных нормативных актов, а также международно-правовых соглашений, ратифициро­ванных Парламентом Беларуси, Конституции определяет специально созданный государственный орган в Респуб­лике Беларусь — Конституционный Суд. Его заключения являются обязательными для всех органов, организаций, опротестованию и обжалованию не подлежат.

Конституция создает также систему юридических га­рантий принципа законности в нормотворческой деятель­ности органов государства.

Как дерево не может расти и развиваться без корня, так и законодательство государства не может развиваться и отражать происходящие в стране изменения без Кон­ституции – базы текущего законодательства.

Основные функции Конституции. Направления, предназначения и действия, или функции, Конституции сле­дующие:

·        учредительная — закрепляет определенные устои общества, государства, человека и др.;

·        регулятивная — устанавливает определенные пра­вила, например порядок формированиях двух палат На­ционального собрания;

·        правонаделительная — определяет предметы веде­ния, правомочия государственных органов, отдельных должностных лиц и граждан;

·        интеграционная — объединяет основы всех отрас­лей права и дает им начало: объединяет все органы госу­дарства для проведения единой политики;

·        систематизирующая — определяет систему государ­ственных органов, норм права и иных государственно-правовых институтов;

·        охранительная — защищает интересы государства, общества, права граждан, основы общественного строя и другие жизненно важные устои;

·        социальная — воздействует на структуру общества, общественный порядок;

·        политическая — определяет политику внутри госу­дарственной и общественной жизни, внешнеполитичес­кую деятельность государства;

·        экономическая — определяет формы собственнос­ти, рыночные отношения, экономические и финансовые формы и методы хозяйствования;

·        идеологическая — закрепляет основные идеи фор­мирования государственных органов, демократические формы правления, многопартийность, плюрализм мне­ний и др.

·        воспитательная — Конституция оказывает влияние на формирование взглядов и поведения граждан и долж­ностных лиц;

·        организационная — направлена на организацию фун­кционирования государственных органов, общественных формирований граждан в определенно заданном аспекте;

·        экологическая — проявляется в создании и поддер­жании нормального состояния окружающей природной среды, способствующей поддержанию здоровья и устой­чивой жизни людей;

·        народовластия — способствует созданию условий для дальнейшего развития демократических процессов в государстве и обществе и повышению роли личности в решении государственных и общественных дел;

·        обеспечения законности и правопорядка — прояв­ляется в единообразном понимании и четком соблюде­нии законов и иных нормативных актов всеми государственными органами, предприятиями, учреждени­ями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. В нормах права выражается поли­тика, поэтому их соблюдение всеми субъектами способ­ствует проведению государственной политики на местах и укреплению правопорядка. Конституция закрепляет и обеспечивает конституционную законность;

·        информационная — проявляется в широкой гласно­сти и информированности граждан органами государства и общественными объединениями о внутренней и внеш­ней политике, решении иных жизненно важных вопросов.

Широкий спектр конституционных функций дает представление о важности и значении Конституции для государства, общества и каждого гражданина.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА

Понятие и назначение политической системы. В главе 1-й Конституции БССР 1978 г. впервые в конституционной практике республики компактно зак­реплялась политическая система общества. В ныне действующей Конституции отсутствует подобная глава, а политическая система закрепляется в нескольких главах и статьях.

В самой общей форме под политической системой бе­лорусского общества понимается механизм народовластия. Более конкретно политическая система — это организаци­онно-правовой механизм, объединяющий государство, политические партии, общественные объединения и тру­довые коллективы, через которые народ осуществляет власть. Составные части политической системы (государ­ство, общественные объединения, партии и трудовые коллективы) называются элементами. Элементы делятся на субъекты. Например, государство — это элемент поли­тической системы, а все государственные органы являют­ся" субъектами полити­ческой системы.

Народ обладает высшей политической властью, кото­рую он реализует непосредственно (путем выборов, референдумов, собраний и др.) и через элементы полити­ческой системы, используя государственные и обществен­но-политические формы власти.

В политическую систему не включаются обществен­ные формирования, которые не занимаются политикой (общества книголюбов, филателистов, спортсменов, ре­лигиозные объединения и др.), а также не подлежащие государственной регистрации.

Не допускается создание общественных объединений, деятельность которых направлена на свержение или на­сильственное изменение конституционного строя, наруше­ние целостности и безопасности государства, пропаганду войны, насилия, разжигание национальной, религиозной и расовой вражды (Закон Республики Беларусь «Об обще­ственных объединениях» от 4 октября 1994г., ст. 3).

Политика - это деятельность, связанная с отношени­ями между большими социальными группами, прежде всего –  классами, нациями, государствами, партиями. Самое существенное в политике - устройство государственной власти и вообще любой власти, кроме власти в семье, которая не носит политического характера. Любая проблема приобретает политический характер, если ее ре­шение затрагивает интересы отдельных слоев общества или государственную власть. Где проявляется власть го­сударства, там всегда политика. Политика - это высшая форма самореализации воли народа.

Все элемента и субъекты политической системы обла­дают властью для реализации ими своей политики, целей и задач. Что же такое власть?

Власть - это такое общественное отно­шение, в котором одна сторона (властвующая) вправе навязывать свою волю другой стороне (подвластной).

Власть как волевое отношение может быть только меж­ду людьми. Она возникла вместе с человеческим обще­ством и будет существовать до тех пор, пока функционирует общество. Власть может быть государ­ственной (ее осуществляют все государственные органы) и общественно-политической, осуществляемой народом, всеми общественными объединениями и трудовыми кол­лективами как элементом политической системы.

Стабильности и устойчивость политической системы зависит прежде всего от крепости и устойчивости эконо­мического строя общества. Если в экономическом устрой­стве общества имеются непримиримые противоречия, они будут проявляться и в структуре политической системы. Если же в гуманном демократическом обществе отсут­ствуют подобного рода противоречия, то это обеспечива­ет стабильность политической системы и четкость во взаимоотношениях ее элементов и субъектов. При такой ситуации все государственные и общественно-политичес­кие структуры власти будут действовать четко и слаженно в решении сложных жизненно важных задач.

Наиболее видным элементом политической системы является государство в силу следующих причин:

1) все его органы в центре и на местах обладают вла­стными полномочиями;

2)  в структуре госаппарата работают специально под­готовленные люди –  государственные служащие;

3) государство обладает огромными материально-фи­нансовыми ресурсами, природными богатствами, пред­приятиями, банками, транспортом, золотым фондом;

4) центральные органы   государственной   власти – Президент, Парламент, Совет Министров могут издавать нормативные акты, обязательные для  всех  граждан  и юридических лиц;

5)  государство проводит внутреннюю и внешнюю по­литику.

Перечисленными признаками государства не могут обладать иные элементы политической системы – партии, объединения и трудовые коллективы.

В статье 6-й Конституции Республики Беларусь зак­репляется принцип разделения власти: «Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих пол­номочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга». Это сделано для повышения эффективности трех государ­ственных властей и недопустимости узурпации одной властью других властей. Законодательным органом явля­ется Национальное собрание, состоящее из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики. В отдель­ных случаях, предусмотренных Конституцией. Президент как Глава государства может издавать декреты, имеющие силу закона.

Субъектами, осуществляющими исполнительную власть, являются Совет Министров (Правительство), министер­ства, государственные комитеты, ведомства, областные, районные, городские, поселковые и сельские исполнительные комитеты, отделы и управления областных, рай­онных и городских исполкомов.

К субъектам судебной власти относятся Конституци­онный Суд Республики Беларусь, общие, хозяйственные суды и их судьи. Кроме отмеченных трех государствен­ных властей Конституция законодательно закрепляет органы прокурорского надзора (Прокуратуры), возглав­ляемые Генеральным прокурором республики, конт­рольные органы — Комитет государственного контроля и его органы, местные представительные органы — Советы депутатов в областях, районах, городах, поселках, сельс­ких Цветах.

Особое место в политической системе общества зани­мает Президент. Президент является Главой государства, олицетворением единства народа, гарантом Конституции, прав, свобод человека и гражданина, реализации основ­ных направлений внутренней и внешней политики. Он принимает меры по охране суверенитета Республики Бе­ларусь, ее национальной безопасности и территориаль­ной целостности, осуществляет посредничество между органами государственной власти. В политической системе белорусского общества фун­кционирует более тридцати политических партий, мно­гочисленные общественные объединения – профсоюзы, женские, молодежные, ветеранские и другие формирования.

На предприятиях, учреждениях, организациях, в том числе в высших и средних специальных учебных заведе­ниях, в колхозах, совхозах и других аграрных организа­циях действуют трудовые коллективы, осуществляющие не только внутриуправленческие, но и внешнеполитические функции. Трудовые коллективы способствуют развитию внутренней производственной демократии, проявляю­щейся в управлении своими предприятиями, организаци­ями, а также внешней, общей демократии при участии в разработке и обсуждении проектов законов, в формиро­вании депутатского корпуса Советов, выражении мнения на референдумах, собраниях, конференциях и др.

Самодеятельные организации граждан на местах явля­ются формами прямой демократии и входят в состав по­литической системы общества.

Местное управление и самоуправление. В разделе V Конституции и в специальном Законе «О местном управ­лении и самоуправлении в Республике Беларусь» от 20 февраля 1991 г. с последующими изменениями и до­полнениями закрепляются субъекты самоуправления и управления, их понятие, система и принципы, задачи, компетенция, взаимодействие между собой и с иными элементами и субъектами политической системы.

Местное (территориальное) самоуправление – это форма организации и деятельности граждан для самостоя­тельного решения непосредственно или через избираемые ими государственные и общественные органы социальных, экономических, политических и культурных воп­росов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориаль­ных единиц на основе норм права, собственной матери­ально-финансовой базы и привлеченных средств.

Субъектами местного самоуправления являются местные Советы депутатов и органы территориального обществен­ного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие формирования). Местное самоуправление осуществляется также путем проведения местных референдумов (голосования граждан данной территории), собраний (сходов) граждан и через иные формы непосредственной демократии.

Устанавливаются три территориальных уровня мест­ных Советов депутатов: 1) первичный (сельские, по­селковые и городские Советы городов районного подчинения); 2) базовый (районные и городские Советы городов областного подчинения); 3) областной (област­ные Советы и Минский городской Совет).

В системе местного самоуправления местные Советы депутатов выступают как высшая политическая форма самоуправления народа. Они координируют и объединя­ют работу всех самодеятельных общественных формиро­ваний. Решения местных Советов, принятые в пределах их компетенции, являются обязательными для предпри­ятий, организаций и граждан. Если Советы принимают не соответствующие законодательству решения, они мо­гут быть отменены вышестоящими представительными органами.

Местный Совет депутатов может быть досрочно рас­пушен по следующим основаниям:

 1)  если избиратели выразят ему недоверие путем ре­ферендума;

2)  если не менее трех раз подряд он не смог собраться на сессию из-за неявки депутатов по неуважительной причине;

3)  если Совет в течение двух месяцев со дня созыва первой сессии не образовал свои органы;

4) если Совет систематически или грубо нарушает тре­бования законодательства.

Роспуск местного Совета осуществляет Палата Наци­онального собрания — Совет Республики.

К органам местного управления относятся областные, районные городские, поселковые и сельские исполни­тельные комитеты, а также отделы и управления област­ных, районных, городских исполкомов. Все они являются субъектами исполнительной власти. В настоящее время местные исполнительно-распорядительные органы более самостоятельны во взаимоотношениях с местными Со­ветами депутатов, однако их незаконные решения отменяются соответствующими Советами депутатов, вышестоящими исполнительными и распорядительными органами, а также Президентом Республики Беларусь (ч. 3 ст. 122 Конституции Республики Беларусь).

ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ  РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

В названии раздела второго Конституции Республики Беларусь «Личность, общество, государство» заложен глубокий гуманный смысл: в демократическом обществе и государстве устанавливается тесная взаимо­связь интересов личности, гражданина с обществом и государством и их взаимные обязанности (ст. 2 Консти­туции Республики Беларусь). Конституция вкладывает в понятие личности ее социальное качество. Человек рож­дается, а личность формируется обществом, государством, трудовым коллективом, школой, семьей. Подобный про­цесс преобразования человека, гражданина в личность в широких масштабах возможен лишь в истинно демокра­тическом обществе.

Личность — это такое состояние человека в обществе, при котором он, обладая реальными широкими правами и свободами, активно участвует в политической, эконо­мической и социально-культурной жизни, тесно сочетая свои интересы с интересами отдельных граждан, трудо­вого коллектива, государства, общества, а также несет ответственность перед ними.

В статьях анализируемого раздела Конституции упот­ребляются и такие понятия, как «гражданин» и «каждый». Если содержание статьи обращено к гражданину, это значит, что она распространяется только на граждан Республики Беларусь. Если же статья начинается со слова «каждый», это означает распространение ее на наших граждан, иностранцев и лиц без гражданства, т.е. на че­ловека.

Правовой статус граждан — это совокупность консти­туционных прав, свобод и обязанностей в основных сферах жизни людей. Такие права, свободы и обязанности назы­ваются основными, они отличаются от прав и обязанно­стей, закрепленных в текущих отраслевых нормативных актах (гражданского, трудового, финансового и иных от­раслей права).

Характерные особенности основных прав, свобод и обязанностей граждан:

·        они в наиболее общей форме определяют правовое положение личности;

·        являются равными, едиными, универсальными для всех граждан, чьи специальные правовые статусы  резко различаются (правовые статусы колхозника, студента, военнослужащего, депутата и др.);

·        обладают высшей юридической силой, вследствие чего все остальные (обычные) права и обязанности выте­кают из них и полностью им соответствуют;

·        закрепляют и регулируют наиболее важные отно­шения, определяющие правовой статус граждан;

·        основные права и свободы не приобретаются и не отчуждаются по воле граждан;

·        конституционные права,  свободы и обязанности выступают в качестве исходных положений для целых от­раслей и институтов права (трудового, избирательного, семейного и др.);

·        осуществляются не только в интересах отдельных граждан, но и других лиц, государства и общества;

·        реализация этих прав, свобод и обязанностей граж­дан создает реальные возможности и условия для их активного участия во всех областях общественно-полити­ческой, государственной, хозяйственной, культурной жизни страны и удовлетворения материальных и духов­ных потребностей;

·        они действуют на всей территории государства;

·        использование гражданами основных прав и свобод не должно наносить ущерба интересам общества, госу­дарства, а также правам других граждан.

Следует иметь в виду, что основные права и обязанно­сти граждан закреплены как в разделе втором Конститу­ции, так и в иных ее разделах.

В зависимости от содержания, характера конституци­онных прав и свобод они объединены в три большие группы: 1) личные права и свободы; 2) политические права и свободы; 3) социально-экономические права.

Такое объединение однопорядковых общественных явлений и приведение их в определенную научную сис­тему (классификацию) позволяет видеть единство и вза­имосвязь основных прав и свобод граждан, а также значительно глубже осмыслить их содержание и значе­ние. Система конституционных прав и свобод охватывает все основные сферы жизни граждан. В ст. 24-32, 50 Кон­ституции закрепляются личные права и свободы: право на жизнь, право на неприкосновенность личности, ее лич­ную жизнь (тайна жизни), жилища и иных законных вла­дений, добровольность вступления в брак и создания семьи, недопущение принуждения к даче показаний и объяснений против самого себя, членов семьи, близких родственников, презумпция невиновности, свобода сове­сти и др.

Особенностью личных прав и свобод является их неотъемлемость от человека.

Политические права и свободы закреплены в ст. 2, 3, 10, 13 (ч. 8), 33-40, 50, 64-69, 72, 76, 81, 82, 92, 118, 138 Конституции Республики Беларусь. В реализации поли­тических прав и свобод отражается степень участия граж­дан в политических акциях государства и общества.

Социально-экономические права граждан закреплены в следующих статьях Конституции Республики Беларусь: право на труд — ст. 41, на вознаграждение за труд — ст. 42, на отдых — ст. 43, на собственность — ст. 44, на охрану здоровья — ст. 45, на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права — ст. 46: на социальное обеспечение — ст. 47. на жилище — ст. 48, на образование — ст. 49, на участие в культурной жизни — ст. 51. Реализация этих прав обеспе­чивает экономическую и социальную стороны жизни граждан. Несмотря на различие, все права и свободы граждан взаимно обусловлены и дополняют друг друга.

Характерная особенность Конституции Республики Беларусь состоит в том, что в ней закрепляются гаран­тии, способствующие реализации основных прав и сво­бод граждан, а также формы их защиты (Конституция Республики Беларусь, ст. 59-62). Кроме прав и свобод в Конституции устанавливаются обязанности граждан. Если право (свобода) — это реальная возможность для граждани­на воспользоваться чем-либо, то обязанность — обществен­но необходимая мера поведения лица, устанавливаемого и гарантируемого государством.

Осуществление прав и свобод граждан зависит от их воли (они могут воспользоваться предоставленными им правами или не воспользоваться). Юридические же обя­занности должны выполняться независимо от желания людей в точном соответствии с предписаниями норм права. За невыполнение гражданами правовых обязанно­стей устанавливается ответственность (гражданско-право­вая, административная, уголовная).

Конституционные обязанности гражданина Республи­ки Беларусь (ст. 52—57):

·        соблюдать Конституцию, законы и уважать нацио­нальные традиции, достоинство права, свободы, закон­ные интересы других лиц;

·        беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности, охранять природную среду;

·        защищать Республику Беларусь;

·        уплачивать государственные налоги, пошлины, иные платежи.

В демократическом обществе действует правило: «Нет прав без обязанностей, как нет обязанностей без прав». Добросовестное исполнение гражданами конституцион­ных обязанностей является важнейшей гарантией реали­зации их прав и свобод.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА И ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

В конституционном развитии Беларуси постоянно фигурировало понятие «избирательная систе­ма». Содержание его изменялось, а название всегда оста­валось единым. Среди ученых конституционно-правовой науки нет единства в объяснении понятия «избиратель­ная система». Некоторые из них даже вносили предложе­ние о замене конституционного понятия «избирательная система* понятием «избирательное право». Законодатель же вкладывает в это понятие точный смысл.

В главе 1-й Конституции Республики Беларусь «изби­рательная система» закреплен перечень основных прин­ципов выборов депутатов и других лиц, избираемых на государственные должности народом. К ним относятся: всеобщие, свободные, равные, прямые выборы, тайное голосование, выдвижение кандидатов в депутаты общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами. Расходы на выборы осуществляются за счет государства; проведение выборов обеспечивают избира­тельные комиссии; выборы не проводятся в период чрезвычайного и военного положения: С введением пре­зидентской власти большинство этих принципов распро­страняется и на порядок проведения выборов Президента.

Принципы выборов закреплены в Конституции в оп­ределенной системе, т.е. в научной и логической после­довательности  от более общих к конкретным, частным явлениям. Поэтому законодатель и называет данную гла­ву Конституции избирательной системой. Таким образом, избирательная система - совокупность конституционных принципов организации и проведения выборов депутатов в представительные органы государства (и Президента) и установление принципиальных отношений между из­бранными и избирателями. В избирательной системе от­ражается сущность конституционного строя, при котором народ обладает подлинной властью при формировании депутатского корпуса и избрании Президента.

Взаимоотношения «избирательной системы» с «избира­тельным правом» строятся так как Конституция соотносит­ся с простым законом. Поскольку нормы, закрепляющие основные принципы выборов, являются конституцион­ными, они имеют высшую юридическую силу и служат правовой основой для избирательного права, представ­ленного простыми законами (законами о выборах и дру­гими актами).

Издание текущего законодательства — избирательного права — предусмотрено в самой Конституции Республики Беларусь: «Порядок проведения выборов определяется законами Республики Беларусь» (ст. 71, ч. 2). То есть, избирательное право — это совокупность юридических норм, изданных на основе конституционных принципов, детально регулирующих всю процедуру организации и проведения выбо­ров в Советы депутатов (а также Президента) и устанав­ливающих взаимоотношения избранных лиц с избирателями. Избирательное право как бы конкретизирует и развивает основные конституционные положения о выборах. Нельзя противопоставлять избирательную систему изби­рательному праву, так как последнее основано на кон­ституционных принципах, составляющих в совокупности избирательную систему. Какова по сущности избирательная система, таково и избирательное право. Избирательная си­стема демократична — демократично и избирательное право.

В законах «О выборах Президента Республики Бела­русь», «О выборах депутатов местных Советов депутатов Республики Беларусь» и других детально регулируется последовательность этапов проведения выборов:

І — порядок назначения выборов и образование изби­рательных округов (от каждого округа избирается один депутат). При выборах Президента не образуются изби­рательные округа;

II  — порядок образования избирательных участков;

III  — образование системы избирательных комиссий и определение их полномочий. Фактически всю работу по проведению выборов проводят избирательные комиссии во главе с Центральной комиссией по выборам и прове­дению республиканских референдумов;

IV - составление списков избирателей по избирательным участкам;

V  — выдвижение и регистрация кандидатов в Прези­денты, в депутаты, члены Совета Республики;

VI  — определение гарантий деятельности кандидатов в Президенты и в выборные органы;

VII — установление порядка голосования и подведение итогов первого тура выборов;

VIII  - определение порядка подведения и опублико­вания итогов первого тура выборов;

IX  - правила о втором туре голосования, повторных выборах, выборах депутатов Советов депутатов. Палаты представителей, вместо выбывших депутатов, членов Со­вета Республики.

Отдельными законами регулируется порядок отзыва депутатов, не оправдавших доверия или совершивших действия, несовместимые с высоким званием представи­теля власти и народа. Регулируются и иные отношения, связанные с выборами и взаимоотношениями избранных лиц с избирателями.

ЛИТЕРАТУРА

1.     Шишко Г.Б. ”Основы права”, Минск 1998,

2.     Мицкевич А.В. ”Основы права”, Минск 1997,

3.     Конституция Республики Беларусь.