Контролирующие программы в Internet
Смоленский Государственный Педагогический Университет
Курсовая работа
по информатике
на тему: Контролирующие программы в Internet
Студентки 3-го курса
Смоленск 2005
План
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение.. \h 2
Основные этапы при создании теста.. \h 4
Контролирующие программы.... \h 6
Программа SuperTest v2.4. \h 7
Вкладка "Вопросы и ответы".. \h 12
Вкладка "Оценка результатов".. \h 17
Вкладка "Защита теста".. \h 19
Дополнительные возможности компонента TestMaker.. \h 22
Дополнительные возможности компонента TestInfo.. \h 27
Возможности программы... \h 28
Типы вопросов, используемые в программе.. \h 30
Рекомендуемая литература.. \h 33
Введение
Проблема отечественной педагогической диагностики активно развивается уже с 80-90-х годов. Одной из линий синтеза педагогической диагностики является связь с математическими методами и информационными технологиями.
В последние 10-15 лет компьютеры и компьютерные информационные технологии активно входят в нашу жизнь. Компьютер сегодня - это мощнейший инструмент получения и обработки информации, возможности компьютерных и сетевых технологий, их быстродействие с каждым годом все больше прогрессирует. Поэтому совершенно естественно внедрение этих средств в современный учебный процесс.
Трудностей на этом пути более чем достаточно, основная из которых - недостаточное или нулевое финансирование их развития в наших учебных заведениях. Эти технологии являются дорогими: приобретение компьютеров, их текущая модернизация, а развитие технологической базы и уровня безопасности требуют обновления компьютерного парка не реже, чем каждые 2-3 года, обслуживание компьютеров и сетей, покупка программного обеспечения, подключение к Internet. Помимо этого требуется высокая квалификация преподавателей, их непрерывная переподготовка и профессиональный рост.
Одна из основных задач образовательных систем - воспитание творческой личности. Для этого необходимо на всех уровнях образования выявлять одаренных детей и студентов, чтобы организовывать для них специальные формы учебной деятельности, осуществлять дифференциацию в обучении. Решение последних задач немыслимо без диагностики задатков, способностей и разностороннего развития учащихся. В связи с этим повышается и роль контроля знаний в учебном процессе.
Одним из способов осуществления контроля знаний студентов является тестирование.
Тестирование – это целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. Использование тестовых форм контроля знаний, на мой взгляд, несомненно, представляет значительный интерес, поскольку результаты тестирования легко подвергаются обработке и, кроме того, именно тестовая форма контроля знаний учащихся является наиболее объективной.
Несмотря на обилие тестов по различным дисциплинам, создание системы диагностирования по конкретному предмету является в каждом случае актуальной задачей. Развитие принципиально новой системы коммуникаций, основанной на информационных и коммуникационных технологиях, позволяет существенно изменить подход к конструированию систем тестирования по любому предмету обучения. Компьютерное тестирование знаний постоянно набирает популярность.
В результате, на протяжении долгих трудов программирования, была создана и апробирована на практических и лабораторных занятиях контролирующая компьютерная программа. Главная задача, которая ставилась перед автором при создании этой программы – это её соответствие уровню развития компьютерной техники и программного обеспечения на сегодняшний день и возможность более глубокого и детального анализа полученных знаний студентами в ходе практических занятий.
Полученные на первых этапах результаты [2] применения контролирующей компьютерной программы в мед. училище №9 г.Москвы показали, что итоговые данные уровня знаний студентов ниже, чем при обычном устном или письменном опросе. Особенно это отмечалось на первых практических занятиях. Это связано с непривычной для студентов методикой контроля уровня знаний. В последующем, при условии регулярного использования компьютерного контроля, средний балл оценок студентов неуклонно возрастал.
Эффективность усвоения информации во многом определяется психофизиологическим состоянием обучающегося. При этом стремление, желание заниматься являются едва ли не основными в структуре любой учебной деятельности. По моему убеждению, в работе студента с контролирующей компьютерной программой, помимо неоспоримых её достоинств, примешивается весомый фактор новизны, повышенного интереса и внимания.
Цели данной работы:
· Выделить основные этапы при создании теста;
· Описать основные свойства, которыми должны руководиться преподаватели при создании теста;
· Выбрать несколько инструментальных систем, предназначенных для разработок тестов учебного назначения;
· Изучить возможности выбранных программ;
· Выявить все «плюсы» и «минусы» программ;
· Провести сравнительный анализ учебных возможностей выбранных программ;
Основные этапы при создании теста
Одним из приоритетных направлений совершенствования методики внутришкольного контроля в настоящее время является тестовый контроль. Чаще всего контроль и оценивание достижений учащихся производятся только по конечному результату, при этом остаются не оцененными деятельность учащегося, его уровень развития и динамика обучения. Применение тестового контроля способствует рассмотрению достижений учащихся в процессе продвижения от одного уровня усвоения материала к другому.
Разработка тестового контроля включает следующие этапы:
1) определение целей тестирования (прогностические - связаны с профильной ориентацией учащихся, диагностические - связаны с уровневой дифференциацией обучения, ориентированные на обратную связь);
2) отбор и упорядочивание заданий;
3) компоновка тестов по блокам;
4) создание теста;
5) апробация;
6) проведение тестовых испытаний.
Тест (проба, испытание) - это стандартизированное задание, по результатам которого судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого [1]. Поэтому к тестам предъявляют определенные требования; валидность, определенность, надежность, практичность, простота в использовании, прогностическая ценность. При выборе критериев оценки тестов также учитываются мыслительные навыки, которые должны быть получены учащимися в процессе обучения:
• информационные навыки (узнает, вспоминает);
• понимание (объясняет, показывает);
• применение (демонстрирует);
• анализ (обдумывает, рассуждает);
• синтез (комбинирует, моделирует);
• сравнительная оценка (сравнивает по параметрам),
Это позволяет определить уровень сложности теста.
Свойства тестов
Тесты должны обладать следующими свойствами:
• валидность (адекватность, обоснованность);
• определенность (общепонятность);
• надежность;
• практичность;
• простота в использовании;
• прогностическая ценность.
Валидность теста отражает, что именно должен измерить тест и насколько хорошо он это делает; показывает, в какой мере тест измеряет то качество (свойство, способности и т. п.), для оценки которого он предназначен. Не обладающие валидностью тесты не пригодны для практического использования. Выделяют три типа валидности [2]:
• содержательная - дает ответы на вопросы, охватывает ли содержание теста весь комплекс программных требований к знанию данного конкретного предмета и насколько данные задания (выбранные из множества возможных) пригодны для оценки знаний по этому предмету;
• эмпирическая - означает проверку теста с помощью другого теста, измеряющего тот же показатель, что и данный, с целью оценить индивидуальную прогностичность теста;
• концептуальная - устанавливается путем доказательств правильности теоретических концепций, положенных в основу теста.
Определенность теста означает, что при его чтении испытуемый хорошо понимает, какие задания и в каком объеме он должен выполнить, чтобы полученный результат I соответствовал поставленной задаче.
Надежность теста - это вопрос о том, в какой мере его повторение приведет к тем же результатам. Повышению надежности теста способствует его простота, строгое соблюдение условий тестирования, исключение возможностей влияния посторонних факторов (подсказки, списывания и т. п.).
Прогностическая ценность теста означает, что тест должен быть таким, чтобы результаты обследования могли быть использованы в последующей деятельности, например, при повторении плохо усвоенного материала.
При составлении тестов должны учитываться также следующие требования:
§ строгое соответствие источникам информации, которыми пользуются учащиеся;
§ простота - каждое задание должно заключаться в требовании от испытуемого ответа только на один вопрос;
§ однозначность - формулировка задания должна исчерпывающим образом разъяснять поставленную перед испытуемым задачу, причем язык и термины, обозначения, графические изображения и иллюстрации задания и ответов к нему должны быть безусловно и однозначно понятными учащимся.
§ избегание случайного угадывания – нужно выбрать такую форму задания, которая сокращает вероятность случайного угадывания правильных ответов настолько, насколько это возможно;
§ компактность или точность – нужно выбрать такую форму задания, при которой вопрос формируется настолько сжато, насколько это возможно;
§ отношение между заданиями – нужно следить за тем, чтоб задания не содержали в себе или не раскрывали ответы на другие задания;
Контролирующие программы
Программы этого типа предназначены для проверки (оценки) качества знаний.
Широкое распространение этого вида программ объясняется следующими обстоятельствами:
1) контроль, позволяя оценить знания, умения и навыки учащихся, а также качество работы преподавателя, занимает много учебного времени;
2) операция контроля знаний представляет собой набор несложных действий, сводящихся в своей основе к схеме "вопрос - ответ - анализ ответа", что позволяет разработать достаточно простые и, что более важно, универсальные программные средства контроля.
Согласно [4] существуют некоторые требования к контролирующей программе:
· ввод ответа в форме, максимально приближенной к общепринятой;
·
· должны быть обеспечены фиксация результатов контроля, их сбор, распечатка и статистический анализ.
Нетрудно сделать контролирующую программу, если есть единственно правильный ответ. К таким примерам можно стремиться, но к ним нельзя свести всё многообразие ситуаций контроля.
Большинство существующих программных систем контроля реализует так называемый тестовый подход, характеризующийся тем, что учащемуся предъявляется вопрос с набором вариантов ответа, один из которых является правильным. После того как учащийся выберет правильный, по его мнению, ответ, следует реакция системы на выбранный вариант ответа, затем предъявляется следующий вопрос и т.д.
У каждой программы есть свои плюсы и минусы, сложность в использовании, особенности, облегчающие (осложняющие) работу с программой. В данной работе я хочу проанализировать две контролирующие программы: SuperTest и TeachLab.
Программа SuperTest v2.4
Программный комплекс SuperTest состоит из двух модулей:
TestMaker – предназначен для создания теста с установлением всех необходимых функций и ограничений;
TestInfo – непосредственное тестирование учащихся на основе созданного теста.
Возможности программы
· кол-во вопросов в тесте может достигать 1000;
· кол-во вариантов ответов в каждом вопросе не более 10;
· тексты вопросов и вариантов ответов могут быть не более 400 символов;
· вопросы и варианты ответов могут сопровождаться графическими файлами (поддерживаются следующие графические форматы: bmp, ico, wmf, emf; jpg);
· возможность интеграции программы с MS-Word, WordPad, Internet Explorer и другие приложения поддерживающие технологию drag&drop;
· возможность внесения дополнительной информации, которая будет показана перед началом тестирования;
· возможность экспорта тестов из базы данных в файл rtf (как с эталонами ответов, так и без них);
· возможность автоматического составления контрольной работы (на основе выбранного теста), с возможностью случайной генерации вопросов и вариантов ответов;
· возможность быстрого перехода к вопросу с заданным номером;
· выбор варианта показа вопросов при тестировании: от первого к последнему; от последнего к первому; случайным образом;
· выбор типа теста: «контрольный» - с выводом оценки результата тестирования; «психологический» - вывод результатов в зависимости от суммы набранных баллов;
· возможность проверки вопросов на повтор;
· каждый вопрос может оцениваться своим уровнем сложности (назначение балла сложности);
· возможность проведения раздельного тестирования по нескольким темам в рамках одного теста;
· возможность использование групп специального назначения (определение обязательных/ необязательных вопросов для каждой группы тестирующихся);
· варианты ответов могут быть трех типов: один вариант ответа; несколько вариантов ответов; ввод ответа с клавиатуры (возможность ввода несколько правильных вариантов ответов);
· оценку можно выставлять как в целом виде (2,3,4,5), так и в дробном с точностью до сотых – для получения более полной информации о знаниях тестируемого;
· введение ограничений на допустимое время тестирования;
· при тестировании перемешивание вариантов ответов;
· возможность упорядочивания вопросов в зависимости от их сложности;
· проведение как открытого варианта тестирования (пользователю показываются результаты его тестирования) так и закрытого (без показа результатов);
· возможность пропустить несколько (задается преподавателем) вопросов;
· возможность ответить позже на несколько (задается преподавателем) вопросов;
· реализация экзаменационного режима - обеспечение случайной выборки заданного числа вопросов из полной базы теста;
· защита теста от его несанкционированного изменения или просмотра - паролем;
· возможность установки и запроса пароля при тестировании;
· возможность установки и запроса пароля при несанкционированном выходе из режима тестировании;
· возможность ввода пароля как с клавиатуры, так и с ключевой дискеты;
· возможность при тестировании запретить переключение на другие задачи;
· возможность при тестировании блокировать доступ к рабочему столу;
· возможность разрешить/запретить повторное прохождение теста;
· возможность при тестировании ограничить движение мыши в пределах рабочей формы;
· копирование вопроса и вариантов ответов из предыдущего вопроса во все остальные вопросы;
· возможность выставления критериев оценки;
· возможность перехода на следующий вопрос, только если предыдущий ответ был правильный;
· возможность оценивания тестирующегося в зависимости от процента совпадения с правильным ответом;
· возможность, при написании вопросов, автоматически убирать лишние пробелы, делать первую букву заглавной и в конце предложения ставить вопросительный знак;
· возможность, при написании вариантов ответов, автоматически убирать лишние пробелы, делать первую букву заглавной и в конце предложения ставить точку;
· работа с буфером обмена Windows (7 уровней);
· разработка тестов в стиле WYSIWYG (что видишь, то и получаешь) существенно облегчает работу с программой и позволяет освоить ее интерфейс в кратчайшие сроки.
· запись результатов тестирования в файл «result.txt»;
· в программе предусмотрена «защита от дурака», т.е. каждое действие пользователя сопровождается подсказками и не дает ему нажать в ненужное место. а так же программа обрабатывает все нештатные ситуации, аномалии;
«+» :
· возможность интеграции программы с MS-Word, WordPad, Internet Explorer и другие приложения поддерживающие технологию drag&drop;
· возможность быстрого перехода к вопросу с заданным номером;
· возможность проверки вопросов на повтор;
· возможность проведения раздельного тестирования по нескольким темам в рамках одного теста;
· возможность использование групп специального назначения (определение обязательных/ необязательных вопросов для каждой группы тестирующихся);
· возможность ответить позже на несколько (задается преподавателем) вопросов;
· возможность при тестировании блокировать доступ к рабочему столу;
· возможность при тестировании ограничить движение мыши в пределах рабочей формы;
· возможность, при написании вопросов, автоматически убирать лишние пробелы, делать первую букву заглавной и в конце предложения ставить вопросительный знак;
· возможность, при написании вариантов ответов, автоматически убирать лишние пробелы, делать первую букву заглавной и в конце предложения ставить точку;
· разработка тестов в стиле WYSIWYG (что видишь, то и получаешь) существенно облегчает работу с программой и позволяет освоить ее интерфейс в кратчайшие сроки.
«-»:
· варианты ответов могут быть трех типов: один вариант ответа; несколько вариантов ответов; ввод ответа с клавиатуры (возможность ввода несколько правильных вариантов ответов), но нет вопросов типа «соответствие», «выбрать правильную область на рисунке;
· возможность перехода на следующий вопрос, только если предыдущий ответ был правильный;
Так как данная программа не была использована на практических занятиях, то я хотела бы поподробнее описать работу (создание теста, тестирование) программы.
Компонент TestMaker
TestMaker – модуль для непосредственного создания файл - теста.
Процесс создания теста не является чем-то сложным и доступен всем тем, кто хотя бы иногда садится за компьютер. Для создания нового теста необходимо запустить модуль "tmaker.exe".
Далее описан процесс создания теста, используя модуль TestMaker.
Программа TestMaker состоит из трех основных закладок, которые позволяют в пошаговом режиме создать тест.
· Вкладка "Ввод данных"
· Вкладка "Вопросы и ответы"
· Вкладка "Параметры"
Вкладка "Ввод данных"
Рис.1. Вкладка "Ввод данных".
1. Поле "Предмет" - здесь записывается название предмета по которому готовится тест (обязательное заполнение). Данное название будет показываться при открытие теста, при тестировании. И по умолчанию будет предложено в качестве имени папки, в которую будет сохраняться тест.
2. Поле "Тема" - здесь записывается название темы данного предмета по которой составляется тест (обязательное заполнение). Данное название будет показываться при открытие теста, при тестировании. И по умолчанию будет предложено в качестве имени файла, под которым будет сохраняться тест.
3. Поле "Автор теста" - здесь записываются фамилия и инициалы автора создаваемых вопросов (обязательное заполнение).
4. Поле "Выбор типа теста" - здесь можно выбрать тип теста, который вы хотите создавать. Данный выбор определяет то, как будет вестись подсчет набранных пользователем баллов. Есть два варианта:
· "Контрольный" – позволяет выставить критерии оценок, по которым будет производиться аттестация тестирующегося.
· "Психологический" – позволяет для каждого варианта ответа установить свой балл сложности, исходя из суммы которых будет показан вывод.
5. Поле "Порядок воспроизведения вопросов" - здесь выбирается способ показа вопросов при тестировании. Возможен один из трех вариантов:
· "Прямой" - порядок показа вопросов совпадает с порядком их создания. Начиная с первого к последнему.
· "Обратный" - порядок показа вопросов противоположен прямому, т.е. начиная с последнего к первому.
· "Случайный" - порядок показа вопросов является псевдослучайным. При случайном выборе вопросы не повторяются. Обеспечивается уникальность последовательности вопросов при каждом тестировании.
6. Поле "Описание теста" - здесь вы можете ввести любую информацию, которая будет отображаться пользователю в начале тестирования (не является обязательным).
7. Флаг "Установка возможности оценивать вопросы по баллу сложности" - установив этот флаг вы имеете возможность для каждого вопроса устанавливать свой балл сложности. В соответствии с этим итоговая оценка будет выставляться в зависимости от суммы набранных баллов и установленных критериев оценки. Если этот флаг не устанавливать, то приоритет у всех вопросов будет одинаков и итоговая оценка будет выставляться в зависимости от количества правильно отвеченных вопросов. Данный флаг актуален только для "Контрольного" типа теста.
8. Флаг "Возможность прикрепления к вопросам и ответам рисунков" - установив этот флаг вы имеете возможность для каждого вопроса и варианта ответа (если это требуется) прикрепить свой рисунок. Поддерживаются рисунки следующих форматов: jpg, bmp, wmf, emf, ico.
Примечание: При сохранении теста все выбранные рисунки сохраняются в виде ссылок на имя файла, который, должен находиться в той же папке, что и тест.
9. Флаг "Возможность разделять вопросы по группам" – наличие данного флага позволяет разделять вопросы по тема в рамках одного теста. А затем определять на сколько вопросов из каждой темы предоставить тестирующемуся отвечать. Название групп (тем) можно дать нажав кнопку "Назначить группы..". В появившемся окне добавить группы.
10. Флаг "Использовать специальные группы индивидуальной настройки" – в отличие от обычных групп этот флаг позволяет использовать группы специального назначения. В специальные группы могут быть включены номера вопросов, которые обязательно/необязательно будут выдаваться тестирующемуся. Названия спец. групп с возможность их выбора будут показываться пользователю при тестировании.
После ввода данных можно переходить на следующую вкладку: "Вопросы и ответы".
Вкладка "Вопросы и ответы"
Рис.2. Вкладка "Вопросы и ответы".
Размер каждого теста может достигать до 1000 вопросов, а размер каждого вопроса и варианта ответа до 400 символов.
1. Поле "Вопрос" - предназначено для ввода вопроса (обязательное заполнение).
2. Поле "Группа, к которой относится вопрос" – если на предыдущем шаге вы использовали группы, то здесь вы должны выбрать ту группу (тему), к которой относится данный вопрос.
3. Поле "Тип ответа на вопрос" - предназначено для выбора типа варианта ответа. Типов вариантов ответа может быть три:
· "Один вариант ответа" - введя несколько вариантов ответов, правильным вы можете выбрать только один.
· "Несколько вариантов ответов" - введя несколько вариантов ответов, правильным вы можете выбрать тоже несколько.
· "Ввод с клавиатуры" – тестируемый вводит ответ с клавиатуры. Здесь вы можете ввести несколько правильных вариантов ответа, среди которых будет осуществляться поиск ответа введенного тестируемым.
4. Поле "Варианты ответов" - предназначено для ввода и редактирования вариантов ответов к данному вопросу. Редактирование производится при помощи кнопки "Редактировать ответ" или контекстного меню (обязательное заполнение). Количество вариантов ответа может достигать 10.
· "Добавить ответ.." – добавление нового варианта ответа. Если на предыдущем шаге был выбран тип теста "Психологический", то в этом окне у вас будет возможность установить балл сложности данного варианта ответа.
· "Изменить ответ..." – редактирование выбранного варианта ответа.
· "Удалить ответ..." – удаление выбранного варианта ответа.
· "Поднять на верх" – переместить выбранный вариант ответа на одну позицию вверх.
· "Опустить вниз" – переместить выбранный вариант ответа на одну позицию вниз.
· "Копировать" – скопировать в буфер обмена выделенный вариант ответа (для последующего использования в другом вопросе). Поддерживается 7 независимых уровней буфера обмена. Данный буфер обмена является автономным и не пересекается с буфером обмена Windows.
· "Вставить" – скопировать вариант ответа из буфера обмена в вопрос.
· "Очистить буфер" – очистить буфер обмена от вариантов ответа.
· "Прикрепить рисунок к ответу…" – прикрепить рисунок к выбранному варианту ответа. Данный пункт появляется, если на предыдущем шаге вы выбрали флаг "Возможность прикрепления к вопросам и ответам рисунков".
· "Прикрепить рисунок к вопросу…" – прикрепить рисунок к вопросу. Данный пункт появляется, если на предыдущем шаге вы выбрали флаг "Возможность прикрепления к вопросам и ответам рисунков".
5. Поле "Балл" - если на предыдущем шаге вы поставили флаг "Установка возможности оценивать вопросы по баллу сложности" то здесь вы можете при помощи баллов определить сложность вопроса. Начисление баллов допускается в пределах от 1 до 100.
6. Кнопка "Сохранить" – сохранение введенного вопроса в общей базе.
7. Кнопка "Удалить" – удаление выбранного вопроса из общей базы.
8. "Кнопки перехода" – переход к первому вопросу, предыдущему вопросу, следующему вопросу и последнему вопросу представлены на рис.4. А так же, есть возможность, быстрого прямого перехода к заданному вопросу.
После ввода вопросов и вариантов ответа можно переходить на следующую вкладку: "Параметры".
Вкладка "Параметры"
Рис.3. Вкладка "Парамеры - общие".
Для того, чтобы тест соответствовал определенным требованиям, его нужно настроить. Настройка теста сводится к выбору определенных параметров и вводу некоторых значений. Настройка производится на специальной вкладке "Параметры", которая в свою очередь подразделяется еще на 5 вкладок узкого назначения:
· Вкладка "Общие"
· Вкладка "Группы"
· Вкладка "Оценка результатов"
· Вкладка "Защита теста"
· Вкладка "Статистика"
Вкладка "Общие"
При тестировании показывать...
1. "Балл сложности вопроса или варианта ответа" – если на первом шаге вы установили флаг "Установка возможности оценивать вопросы по баллу сложности", то выбрав этот флаг, при тестировании, будет показываться балл сложности текущего вопроса.
2. "Сумму набранных баллов" – если на первом шаге вы установили флаг "Установка возможности оценивать вопросы по баллу сложности", то выбрав этот флаг, при тестировании, будет показываться сумма всех набранных баллов сложности.
3. "Предварительную оценку" – выбрав этот флаг, при тестировании, будет видна предварительная оценка результатов тестирующегося. Оценка может быть представлена в целом виде (2, 3, 4, 5) или в дробном (2.38, 4.56 и т.д.), для отображения более детальной информации об уровне знаний.
4. "Результат ответа на вопрос" – если вы хотите, чтобы, при тестировании, показывался диалог информируя пользователя о правильности ответа на вопрос, то установите этот флаг.
5. "Затраченное время на тестирование" – если вы ограничили время тестирования, то установив этот флаг, при тестировании, будет показываться информация о количестве времени прошедшего с начала тестирования.
6. "Сколько времени осталось" – если вы ограничили время тестирования, то установив этот флаг, при тестировании, будет показываться информация о количестве оставшегося времени до конца тестирования.
7. "Группу, в которую входит вопрос" – если на первом шаге вы установили флаг "Возможность разделять вопросы по группам", то выбрав этот флаг, при тестировании, будет показываться название группы в которую входит текущий вопрос.
8. "Комментарий о количестве вариантов ответа" – если выбрать этот флаг, то при тестировании будет показываться информация о количестве правильных вариантов ответа на текущий вопрос.
9. "Количество вопросов предоставляемых для тестирования N из" – если на первом шаге вы не устанавливали флаг "Возможность разделять вопросы по группам", то в этом поле устанавливается количество вопросов, которое будет предоставляться тестирующемуся. Если флаг "Возможность разделять вопросы по группам" был установлен, данный параметр регулируется на вкладке "Параметры - Группы".
10. "Упорядочить вопросы по степени их сложности" – если на первом шаге вы устанавливали флаг "
Установка возможности оценивать вопросы по баллу сложности", то установив этот флаг, при тестировании, вопросы будут упорядочены по степени их сложности (от легкого к сложному).
11. "При тестировании случайным образом перемешивать варианты ответов" – если установить этот флаг то, при тестировании, случайным образом будут перемешиваться варианты ответа всех предоставляемых вопросов.
12. "Возможность при тестировании вернуться на предыдущий вопрос" – если установить этот флаг, то тестирующемуся будет предоставлена возможность возвращаться на предыдущий вопрос назад.
13. "Возможность ограничить время тестирования в размере N минут" – здесь можно ограничить время прохождения теста, в минутах. Если тестируемый не уложился в заданное время, то все не отвеченные вопросы автоматически защитываются как неправильные.
14. "Возможность при тестировании пропустить N вопросов" – если установить этот флаг, то тестирующемуся будет предоставлена возможность пропустить N вопросов. Пропущенные вопросы в тесте не появятся, но вместо них придут другие N вопросов.
15. "Возможность ответить позже на N вопросов" – если установить этот флаг, то тестирующемуся будет предоставлена возможность ответить позже на N вопросов. Оставленные "на потом" вопросы поместятся в конец списка.
16. "Перейти на следующий вопрос только если ответ правильный" – если установить этот флаг, то после первого неверного ответа тестирование завершается и все оставшиеся вопросы автоматически защитываются как неправильные. Используется для ужесточения условий тестирования.
17. "Разрешить использовать калькулятор" – если установить этот флаг, то тестирующемуся будет предоставлена возможность использовать калькулятор.
Вкладка "Группы"
Данная вкладка предназначена для настройки параметров обычных и специальных групп. Если на первом шаге вы установили флаг "Возможность разделять вопросы по группам" и/или "Использовать специальные группы индивидуальной настройки", то на этой вкладке вы настраиваете параметры этих групп.
Рис.4. Вкладка "Параметры - группы".
1. Настройка параметров общих групп:
· Здесь показаны названия групп и количество вопросов в каждой группе. У пользователя есть возможность настройки количества вопросов из каждой группы предоставляемых для тестирования.
2. Настройка параметров специальных групп:
· Здесь определяются номера вопросов, которые будут или не будут показываться тестирующемуся.
· В окне "Комментарий при выборе спец. группы" вводится то сообщение, которое будет выдаваться тестирующемуся при выборе спец. группы.
Название спец. группы будет доступно для выбора при тестировании.
Вкладка "Оценка результатов"
Рис.5. Вкладка "Парамеры - системы оценки".
Данная вкладка предназначена для настройки параметров оценивания тестирующегося.
1. Поле "Использовать систему выставления оценок" – в данном поле можно выбрать по какой системе будет оцениваться тестируемый: по 5, 10, 20 или 50-и бальной.
2. Поле "Настройка критериев выставления оценок" – в данномо поле можно регулировать критерии оценки в процентах.
3. Поле "Выбор системы оценивания" – в данном поле можно выбрать систему, по которй будет будет оцениваться тестируемый. Существует два типа систем:
· "Учет только 100%-ного правильного ответа" - при выборе данной системы, вопрос будет защитан как правильный только если тестируемый выбрал все правильные варианты ответа.
Например: Есть вопрос с 5 вариантами ответов. 3 из 5 ответов являются верными (т.е. это вопрос с несколькими правильными вариантами ответа). Если выбрана данная система, то ответ защитается как правильный только, если будут выбраны все 3 правильных варианта ответа, иначе ответ будет защитан как не правильный.
· "Равномерное распределение процентов на правильные и не правильные ответы" - при выборе данной системы, вопрос будет защитан частично правильно, даже если ответ был не полным.
Например: Есть вопрос с 5 вариантами ответов. 3 из 5 ответов являются верными (т.е. это вопрос с несколькими правильными вариантами ответа). Если выбрана эта система, и тестирующий выбрал из 3 только 2 правильных ответа, то ему будет защитано (100/3)*2=66% правильности ответа. Если же тестирующий выбрал из 5 ответов 2 правильных и 1 неверный ответ, то ему будет защитано 33%+33% (это за 2 правильных ответа) и –20% (100/5 - за один неверный ответ) = 66%-20%=46% правильности ответа. И так далее.
Вкладка "Защита теста"
Рис.6. Вкладка "Парамеры - защита теста".
Основной отличительной особенностью программного комплекса SuperTest, является то, что в нем большое внимание уделяется вопросам защиты от несанкционированного пользования тестом.
Данная вкладка предназначена для настройки параметров защиты файл-теста от несанкционированного пользования.
1. Поле "Пароль для редактирования теста" – здесь вы можете установить пароль на возможность просмотра и редактирования теста в модуле TestMaker.
2. Поле "Повторите" – данное поле необходимо для подтверждения ранее введенного пароля.
3. Поле "Пароль для проведения тестирования" – здесь вы можете установить пароль, который будет запрашиваться в начале тестирования в модуле TestInfo.
4. Поле "Пароль для выхода из режима тестирования" – здесь вы можете установить пароль, который будет запрашиваться, если тестирующий, в модуле TestInfo, попытается прервать процесс тестирования.
5. Поле "Источник паролей" – в этом поле выбирается способ запроса введенных паролей:
· "Запрашивать установленные пароли с клавиатуры" – запрос пароля осуществляется путем его ввода с клавиатуры.
· "Запрашивать установленные пароли с ключевой дискеты" – запрос пароля осуществляется путем чтения информации с, заранее приготовленной, ключевой дискеты. Запрос на создание ключевой дискеты автоматически появляется при выборе данного источника.
6. Флаг "При тестировании запретить переключение на другие задачи" – установив этот флаг, в процессе тестирования, будет запрещено переходить на другие задачи. Не работает в Windows NT.
7. Флаг "При тестировании блокировать меню Пуск и Панель задач" – установив этот флаг, в процессе тестирования, будет запрещен доступ к меню "Пуск" и "Панели задач". Не работает в Windows NT.
8. Флаг "При тестировании блокировать доступ к рабочему столу" – установив этот флаг, в процессе тестирования, рабочий стол будет дезактивирован.
9. Флаг "При тестировании спрятать программу в Диспетчере задач" – установив этот флаг, в процессе тестирования, программа не будет видна в "Диспетчере задач". Не работает в Windows NT.
10. Флаг "Запретить повторное прохождение теста" – установив этот флаг, по окончании тестирования, кнопка для повторного прохождения тестирования будет заблокирована.
11. Флаг "Ограничить движение курсора мыши в пределах рабочей формы" – установив этот флаг, в процессе тестирования, курсор мыши будет находиться только в области программы.
12. Флаг "Защитить тест путем его привязки к…" – данный флаг позволит вам привязать тест к уникальным параметрам комплектующих компьютера. Тест можно привязать к серийному номеру жесткого диска, модели и серийному номеру материнской платы (Не работает в Windows NT), к аппаратным параметрам центрального процессора и к содержимому дискеты. Таким образом, при попытке протестироваться на каком-нибудь другом компьютере будет выдаваться запрещающий диалог (данная возможность включена для защиты от несанкционированного копирования тестов с целью изучения их на других ПК).
Установив полный набор этих защит вы полностью блокируете пользователя от несанкционированного доступа к тесту или другим приложениям во время тестирования.
Вкладка "Статистика"
Рис.7. Вкладка "Парамеры - статистика".
Данная вкладка предназначена для настройки параметров вывода статистики результатов тестирования.
1. Флаг "Показать результаты тестирования" – если установить этот флаг, то по окончании тестирования, тестирующемуся будет показан его результат. Иначе результат тестирования будет недоступен.
2. Флаг "Результат тестирования записывать в файл" – если установить этот флаг, то по окончании тестирования, все результаты будут записаны в файл "result.txt" (с целью их дальнейшего анализа).
3. Кнопка "Выводы" – если в результирующий отчет вы хотите включить некоторые выводы, в зависимости от качества успеваемости, то нажмите эту кнопку. Рис.7. Количество выводов ограничено: не более 7. Слева устанавливаются границы (в баллах или процентах), в которые должен попасть результат. Справа вводится вывод соответствующий заданным границам. Максимальная сумма баллов, которыми вы располагаете будет автоматически подсчитана и выведена в строке "Максимальная сумма баллов".
Рис.8. Окно выводов тестирования.
Дополнительные возможности компонента TestMaker.
1. Меню "Тест - Новый" – создание нового теста.
2. Меню "Тест - Открыть" – открытие для редактирование уже созданного теста.
3. Меню "Тест - Сохранить" – сохранение созданного теста.
С помощью программы TestMaker возможно создание не только электронных тестов, но и возможна подготовка "бумажных тестов". Они предназначены для распечатки на обычной бумаге для проведения тестирования без использования компьютера. Обработка таких тестов происходит вручную.
4. Меню "Тест - Печать" – создание "бумажного теста", распечатка теста или его экспорт в файл формата RTF. Данная возможность позволяет гибко настроить параметры печати для создания нескольких копий и вариантов теста.
· Флаг "Без ответов" – вывод вопросов и вариантов ответа без указания правильных.
· Флаг "С эталонами ответа" – вывод вопросов и вариантов ответа с указанием правильных. Правильные варианты ответа помечаются жирным шрифтом.
· Флаг "Показывать группу, в которую входит вопрос" – если, в процессе создания теста, были использованы группы, то при выводе вопросов будет указано к какой группе он относится.
· Флаг "Показывать балл сложности вопроса/варианта ответа" - если, в процессе создания теста, были использованы баллы сложности, то при выводе вопросов они будут указаны.
· Флаг "Тип ответа на вопрос" – при выводе вопосов будет указано сколько в нем находится правильных ответов (один или несколько).
· Флаг "Перемешивать вопросы" – вывод вопросов происходит в случайном виде.
· Флаг "Перемешивать варианты ответов" – вывод вариантов ответа каждого вопроса происходит в случайном виде.
· Поле "Количество показываемых вопросов" – выбор количества вопросов содержащихся в каждом варианте.
· Поле "Количество создаваемых вариантов" – выбор количества различных вариантов.
· Флаг "Добавить надпись Вариант №-x" – при выборе нескольких вариантов, каждый вариант будет сопровождаться надписью "Вариант №".
5. Меню "Сервис - Настройки" – настройка параметров работы TestMaker.
· Флаг "При редактировании вопросов удалять лишние пробелы в предложении" – если установить этот флаг, то при редактировании вопросов лишние и повторяющиеся пробелы будут автоматически убираться.
· Флаг "При редактировании вопросов в конце предложения ставить вопросительный знак" – если установить этот флаг, то при редактировании вопросов в конце предложения будет автоматически ставиться вопросительный знак.
· Флаг "При редактировании вопросов первую букву предложения делать заглавной" – если установить этот флаг, то при редактировании вопросов первая буква предложения автоматически будет становиться заглавной.
· Флаг "При редактировании ответов удалять лишние пробелы в предложении" – если установить этот флаг, то при редактировании ответов лишние и повторяющиеся пробелы будут автоматически убираться.
· Флаг "При редактировании ответов в конце предложения ставить точку" – если установить этот флаг, то при редактировании ответов в конце предложения будет автоматически ставиться точка.
· Флаг "При редактировании ответов первую букву предложения делать заглавной" – если установить этот флаг, то при редактировании ответов первая буква предложения автоматически будет становиться заглавной.
· Поле "Путь расположения тестов" – это поле предназначено для указания пути по которому будет осуществляться поиск тестов, а так же их сохранение.
· Флаг "Проверять вопросы на повтор" – наличие этого флага подразумевает, при сохранении вопроса, автоматически проверять его на наличие повтора. Бывает полезно, когда не помнишь вводил ты этот вопрос или нет.
Помимо всего выше перечисленного в TestMaker есть еще удобная возможность для перевода вопросов и вариантов ответа из сторонних редакторов (WordPad, MS-Word, Internet Explorer и др.) в редактор тестов. Для этого необходимо:
· Открыть введенный тест в стороннем редакторе.
· Открыть окно ввода вопросов в программе TestMaker.
· И используя технологию Drag&Drop, путем перетаскивания, выделить необходимые слова и перенести их в окно ввода вопроса или вариантов ответа.
Компонент TestInfo
TestInfo – модуль предназначен для проведения тестирования учащихся на основе созданного файл - теста.
Данный модуль предназначен для непосредственного проведения тестирования обучающихся. Все настройки теста выполнялись в модуле TestMaker, а модуль TestInfo использует эти настойки и параметры.
Тестирование проходит в 3 этапа:
1. Ввод данных о тестируемом и выбор теста.
Рис.9. Ввод данных и выбор теста.
1. Поле "Введите Ф.И.О." - ввод инициалов тестируемого. Необязательно для заполнения.
2. Поле "Введите номер группы" - ввод номера группы или подразделения тестируемого. Необязательно для заполнения.
3. Поле "Выберите тему для тестирования" - выбор предмета и темы для прохождения тестирования.
4. Поле "Выберите свою специальность" - в данном поле выбирается название спец. группы, которые были определены при создании теста. Название поля так же определяется при создании теста.
5. Поле "Дополнительная информация" - в данном поле отображается информация заданная преподавателем при создании теста.
В нижней части окна отображена дополнительная информация о выбранном тесте. Для перехода на следующий этап и для начала тестирования следует нажать кнопку "Начать тест".
2. Ответ на предоставленные вопросы.
Рис.10. Процесс тестирования.
1. Поле "Вопрос №" - отображение номера и текста вопроса с возможностью просмотра прикрепленного рисунка.
2. Поле "Комментарий" - отображение комментария о количестве правильных вариантов ответа. Отображение данного поля определяется на этапе создания теста.
3. Поле "Варианты ответа" - просмотр вариантов ответа на вопрос с возможностью просмотра прикрепленного рисунка.
4. Флаг "Я думаю, этот ответ является верным" - ставим галочку, если считаем, что выбранный вариант ответа является верным. Если правильных вариантов ответа несколько, то данную галочку необходимо поставить у каждого ответа.
5. Кнопка "Принять ответ" - после выбора всех правильных вариантов ответа, для подтверждения ответа на вопрос, нужно нажать данную кнопку.
6. Кнопка "Вернуться назад" - возможность возврата на предыдущий вопрос. Данная возможность определяется на этапе создания теста.
7. Кнопка "Пропустить вопрос" - возможность пропустить данный вопрос. Этот вопрос больше не появится, но вместо него придет другой. Данная возможность определяется на этапе создания теста.
8. Кнопка "Ответить позже" - возможность на вопрос ответить позже. Данный вопрос переносится в конец списка. Данная возможность определяется на этапе создания теста.
Так же, при тестировании, на экране выводится предварительная оценка за правильные ответы, сумма набранных баллов, прошедшее и оставшееся время тестирования. Отображение данных параметров определяется на этапе создания теста.
После ответов на вопросы выводится результат.
3.Вывод результатов тестирования.
Рис.11. Результат.
В данном окошке отображается результат тестирования. А так же есть возможность начать тест заново.
Дополнительные возможности компонента TestInfo
1. Меню "Сервис - Настройки" – настройка параметров работы TestInfo.: Конфигурационный файл 'stest.ini'.
· Поле "Путь расположения файлов-тестов" – это поле предназначено для указания пути, по которому будет осуществляться поиск тестов.
· Поле "Путь расположения результатов тестирования" – это поле предназначено для указания пути, где будут сохраняться результаты тестирования.
· Поле "Автозагрузка теста" – в данном поле можно выбрать тест, который будет автоматически запускаться при загрузке программы.
· Поле "Ф.И.О. тестируемого" – это поле предназначено для ввода инициалов тестируемого (необязательно).
· Поле "Номер группы тестируемого" – это поле предназначено для ввода группы тестируемого (необязательно).
· Поле "Файл-тест" – имя файл-теста, который будет автоматически запускаться.
· Поле "Спец. группа" – выбор спец. группы используемой в данном тесте.
· Поле "Пароль для тестирования" – ввод пароля для подтверждения доступа к тестированию.
· Флаг "Автоматически загружать заданный тест" – если установить этот флаг, то при загрузки программы выбранный тест будет запущен.
Примечание: в модуле тестирования есть возможность работать с несколькими конфигурационными файлами. Т.е. если вы хотите автоматически запускать несколько тестов, то можно создать несколько конфигурационных файлов и по очереди запускать их в виде параметра из командной строки. Пример: ' tinfo.exe st.ini' - где 'st.ini' конфигурационный файл.
Примечание: Все конфигурационные файлы должны находиться в той же папке, что и модуль тестирования.
2. Возможность работы с клавиатурой.
При тестировании у пользователя есть возможность отвечать на вопросы не с помощью мыши, а с помощью клавиатуры. Действует следующий ряд горячих клавиш:
· Стрелки (влево, вправо) - переход между вариантами ответа.
· Пробел - выбор текущего варианта ответа.
· Enter - подтверждение ответа на вопрос.
· F12 - вызов калькулятора.
Программа TeachLab.
Состоит также и двух компонентов:
TestMaster- позволяет создавать и редактировать тесты;
TestPlay- позволяет тестировать учащихся на основе созданного теста;
Возможности программы
· поддержка различных типов вопросов
· поддержка различных типов тестов
· использование рисунков и ЛЮБЫХ OLE-объектов непосредственно в вопросах
· полноценное форматирование описание теста и вопросов (каждый символ может быть написан своим шрифтом, цветом и т.д.)
· предварительный просмотр теста
· экспорт теста в формат RTF
· печать теста: только вопросы, вопросы и ответы, вопросы и ответы + правильные ответы
· защита теста паролем (отдельно для режимов изменения и тестирования)
· возможность ограничения времени тестирования
· сопровождение вопросов мультимедийными файлами
· число вопросов в тесте не ограничено
· число вариантов ответа в каждом вопросе не ограничено
· возможность копирования вопросов
· шифрование и сжатие тестов
· использование мыши, клавиатуры и горячих клавиш.
· работа с буфером обмена Windows.
· простой и интуитивно понятный интерфейс
· выбор варианта показа вопросов при тестировании: от первого к последнему; от последнего к первому; случайным образом;
· каждый вопрос может оцениваться своим уровнем сложности (назначение балла сложности);
· возможность разрешить/запретить повторное прохождение теста;
· возможность внесения дополнительной информации, которая будет показана перед началом тестирования;
«+» :
· поддержка различных типов вопросов;
· число вопросов в тесте не ограничено
· число вариантов ответа в каждом вопросе не ограничено
· шифрование и сжатие тестов
· возможность внесения дополнительной информации, которая будет показана перед началом тестирования;
«-» отсутствует:
· возможность использования групп специального назначения (определение обязательных/ необязательных вопросов для каждой группы тестирующихся);
· возможность ответить позже на несколько (задается преподавателем) вопросов;
· возможность при тестировании блокировать доступ к рабочему столу;
· возможность при тестировании ограничить движение мыши в пределах рабочей формы;
· разработка тестов в стиле WYSIWYG (что видишь, то и получаешь) существенно облегчает работу с программой и позволяет освоить ее интерфейс в кратчайшие сроки.
Типы вопросов, используемые в программе
· вопросы закрытого типа:
- одиночный выбор;
Основной тип вопросов, применяемых для контроля знаний и умений. Вопросы этого типа предполагают выбор одного ответа из нескольких возможных вариантов.
Преимущество вопросов этого типа:
- вопросы достаточно надежны, поскольку отсутствуют факторы, связанные с субъективными оценками, которые снижают надежность;
- низка вероятность угадывания правильного ответа;
Для правильного составления этих вопросов важно соблюдать следующие требования:
- все варианты ответов должны бать грамматически согласованны с основной частью задания;
- вопросы должны содержать только одну мысль или утверждение;
- неправильные ответы должны быть разумны, умело подобранны, не должно быть явных неточностей;
- как можно реже использовать отрицание в основной части;
- вопрос не должен содержать лишних деталей;
- правильный и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и общему количеству слов;
- множественный выбор;
Основной тип вопросов, применяемых для контроля знаний и умений. Вопросы этого типа предполагают выбор нескольких правильных ответа из списка возможных вариантов.
Применение этого типа вопросов наиболее целесообразно к крупным определениям, сложным процессам, графикам, диаграммам, таблицам, т.е. к тем элементам знания, которые могут быть структурированы или разбиты на более мелкие части.
Особенно это важно как в части проверки усвоения знаний, так и контроля умения анализировать данные, работать с разной формой представления результатов (графики, диаграммы, таблицы и т.д.)
Преимущество вопросов с множественным выбором:
- вопросы достаточно надежны, поскольку отсутствуют факторы, связанные с субъективными оценками, которые снижают надежность;
- низка вероятность угадывания правильных ответов;
Для правильного составления вопросов с множественным выбором важно соблюдать следующие требования:
- все варианты ответов должны бать грамматически согласованны с основной частью задания;
- вопросы должны содержать только одну мысль или утверждение;
- неправильные ответы должны быть разумны, умело подобранны, не должно быть явных неточностей;
- как можно реже использовать отрицание в основной части;
- вопрос не должен содержать лишних деталей;
- правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и общему количеству слов;
- ввод с клавиатуры;
- соответствие;
- указание области на рисунке.
· вопросы с присоединенной процедурой вывода и анализа ответов (только в программе TestMaster).
Важно!!!
Если Вы решились использовать этот тип вопросов, единственное, что необходимо знать:
В любом обработчике событий или процедуре, которая будет обязательно выполнена в ходе правильного ответа на вопрос напишите:
Score:=100
(вместо 100 можете написать любое число от 0 до 100, это и есть тот балл, который возвращается в тестирующую программу)
Выводы
Для реализации адаптивного управления процессом обучения необходимо обеспечить надежный и объективный контроль знаний и умений обучаемого. Контроль знаний служит для получения текущей оценки качества обучения и позволяет судить о степени достижения поставленных целей обучения.
В традиционной педагогике выделяют следующие задачи контроля:
· установить готовность учащегося к восприятию и усвоению новых знаний (восстановить внутрипредметные и межпредметные связи);
· получить информацию о характере самостоятельной работы учащихся в процессе обучения;
· выявить трудности и ошибки, причины их возникновения;
· определить эффективность организации, методов и средств обучения;
· выявить степень правильности, объем и глубину знаний и умений учащегося
Обобщив можно сказать, что функциями контроля являются информирование о результатах работы и отражение динамики развития обучаемого.
Изучив и проанализировав, выбранные мною программы (SuperTest and TeachLab),я сделала вывод, что не смотря на небольшие «минусы», обе программы подходят для использования их в учебном процессе. В обеих программах есть возможности для создания тестов, удовлетворяющих свойствам и требованиям (перечисленных выше). Остается лишь основная задача – правильно составить тест.
Рекомендуемая литература
1) Баранов В.Ю. Формы ответов при автоматизированном контроле знаний.-М.: Информатика и образование, №8, 2004г.
2) Плотникова И.А. Методика тестового контроля в старших классах.-М: ИНФО, №1, 2000г.
3) Трояновский В.М. Автоматизированный контроль знаний в системе взаимосвязных понятий.-М: Информатика и образование»,№3,2002г
4) Черничин А.Н. Лабораторный практикум по курсу «Технические и аудиовизуальные средства обучения».-Смоленск: СГПУ, 2005. Ч3
5) Шафрин Ю.А. Методический обзор для учителя по теме «Многопользовательские информационные системы».-М: Информатика, №38, 2004г.
Приложение
Возможности программы |
SuperTest |
TeachLab |
Возможное количество вопросов в тесте |
До 1000 |
Не ограничено |
Поддержка различных типов вопросов |
- (отсутствует тип вопроса соответствие, область на рисунке |
* |
Группировка вопросов теста по темам |
* |
* |
Использование рисунков и других OLE- объектов в вопросах |
Поддерживает технологию drag&drop |
* |
Внесение дополнительной информации перед самим тестом |
* |
* |
Предварительный просмотр теста |
* |
* |
Печать теста |
* |
* |
Защита теста паролем |
* |
* |
Возможность ограничения времени |
* |
* |
Число вариантов в вопросе |
Не более 10 |
Не ограничено |
Использование «горячих клавиш» |
* |
* |
Работа с буфером обмена Windows |
* |
* |
Возможность быстрого перехода к вопросу с заданным номером |
* |
- |
Возможность проверки вопросов на повтор |
* |
- |
Возможность ответить позже на несколько вопросов |
* |
- |
Каждый вопрос имеет свой уровень сложности |
* |
* |
Выбор показа вопросов при тестировании |
* |
* |
возможность перехода на след. вопрос, если ответ не правильный |
- |
* |
* - присутствует
- - отсутствует