Контрольная работа по курсу экологического права

Министерство общего и профессионального образования РФ

Ивановский Государственный Университет

Кафедра экологического права

Контрольная работа

по курсу экологического права

Выполнил: студент 3 курса 2 группы

бюджетного отделения заочного обучения

Бородавко А. Е.

Иваново 1999

Оглавление

1. Задача 1................................................................................................ 3

2. Задача 2................................................................................................ 7

3. Список использованной литературы................................................ 10

Задача 1.

Правовое оформление недропользования.

     Недра, как и другие природные ресурсы в РФ, являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, находятся в ведении органов местного самоуправления. Основным требо­ванием, предъявляемым к пользованию недрами, является не просто оптимальное сочетание экономических и экологических аспектов, а при­дание этим взаимоотношениям качественно нового содержания. Ограни­ченность и невозобновляемость полезных ископаемых, содержащихся в недрах, вызывают необходимость соблюдения режима экономии, сбереже­ния при их эксплуатации, недопущения потерь при добыче и в процессе производства. Понятна необходимость жесткого соблюдения интересов общества и природы, полного исключения возможности нанесения вреда человеку и окружающей природной среде и ее составным элементам.

     Основным правовым актом, регулирующим отношения, возникающие в связи с изучением, использованием и охраной недр территории РФ, является Закон РФ о недрах от 21 февраля 1992 г. (в редакции Федерального закона от 8 февраля 1995 г.[1]), т.е. в Законе и находит своё отражение правовое оформление недропользования. Анализ закона позволяет раскрыть это оформление.

     В соответствии со ст. 9 Закона о недрах пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица, и граждане других госу­дарств, если иное не предусмотрено законодательством РФ и ее субъектов.

     Пользователями недр для добычи радиоактивного сырья могут быть только государственные предприятия. Недра предоставляются в пользова­ние государственным, кооперативным, общественным предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам. Основным субъектом недропользования является горнодобывающее предприятие или организация (рудник, шахта, разрез и т.п.).

     Предприятия, организации, учреждения и граждане в пределах предо­ставленных им земельных участков имеют право добывать общераспрост­раненные полезные ископаемые, торф, пресную воду для своих хозяйственных и бытовых нужд (без предоставления горного отвода), а также пользоваться недрами для удовлетворения хозяйственных и бытовых нужд, не связанных с добычей полезных ископаемых. Пользование недрами в этих же целях может быть разрешено сельскохозяйственными предпри­ятиями, организациями и учреждениями другим гражданам, проживающим в сельской местности.

В соответствии со ст. 6 Закона РФ о недрах недра предоставляются для регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологи­ческие и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и иссле­дованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга природной среды; для геологического изучения, включающего поиски и оценку место­рождений полезных ископаемых; разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих произ­водств и пр.

Недра предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. На определенный срок недра предоставляются в пользование: для геологического изменяя – на срок до 5 лет; для добычи полезных иско­паемых и в целях, не связанных с добычей, – на срок до 20 лет; при совмещении указанных видов пользования – на срок до 25 лет. Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов и в иных целях.

Недра предоставляются в пользование специальным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах (обоз­наченных в горном отводе) в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий. Лицензия удостоверяет право на проведение работ, указанных в ст. 6 Закона. Допускается выдача лицензий на несколько видов пользо­вания недрами. Лицензия предоставляется одновременно с предоставле­нием земельного участка.

Лицензия содержит данные о целевом назначении работ, указание пространственных границ участка недр, границ земельного участка, сроки действия лицензии и сроки начала работ, условия, связанные с платежами, и другие данные.

Предоставление лицензий на право пользования недрами осуществляется путем проведения конкурсов и аукционов, что закреплено в Законе о недрах и в Положении о порядке лицензирования пользования недрами[2]. При конкурсной системе победителем признается заявитель, отвечаю­щий условиям конкурса и представивший экономически приемлемые и наиболее соответствующие требованиям охраны недр и окружающей при­родной среды технические решения. При аукционной системе победителем признается претендент, пред­ложивший наибольшую плату за получение права на пользование недрами.

По итогам конкурса или аукциона Комитет по геологии и использо­ванию недр РФ (или его органы на местах) и соответствующий представи­тельный орган власти на основании совместного решения выдает победителю лицензию. Лицензия направляется на регистрацию в федераль­ный или территориальный геологический фонд и вступает в силу после ее регистрации.

В ст. 12—16 Закона о недрах определяется: содержание лицензий, порядок их предоставления, а также отказ в предоставлении лицензий, сформулирована государственная система лицензирования и, указано организационное обеспечение государственной системы лицензи­рования.

Пользователи недр имеют права и обязанности: использовать предо­ставленный участок недр для любой формы предпринимательской деятель­ности или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии; самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не проти­воречащие законодательству; использовать результаты своей деятельности. Пользователь недр имеет преимущественное право перед другими претен­дентами при продлении срока действия лицензии.

Пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение требований зако­нодательство, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами; соблюдение требований технических проектов и схем развития горных работ; ведение геологической и иной докумен­тации в процессе геологического изучения недр и обеспечение ее сохранности, предоставление геологической информации или сведений о ней в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации; предоставление данных о разведанных, извлекаемых и ос­тавляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых и пр.

Право пользования недрами может быть прекращено полностью или частично: по истечении установленного в лицензии срока ее действия; при отказе владельца лицензии от права на пользование недрами; при возник­новении зафиксированного в лицензии решающего условия, исключаю­щего дальнейшее осуществление предоставленного права.

Право на пользование недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органом управления государственным фондом недр или его территориальными подразделениями, выдающими лицензию, в случаях: возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами; нарушения пользователем недр суще­ственных условий лицензии; систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами; возникновение чрезвы­чайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие), и др.

Закон и последующие акты вводят целую систему платежей за пользование недрами, которая включает в себя: 1) платежи за право пользования недрами; 2) отчисления на воспроизводство минераль­но-сырьевой базы; 3) сбор за выдачу лицензий; 4) акцизный сбор: 5) платежи за пользование акваторией и участками морского дна.

Помимо этого пользователи недр уплачивают общие для всех хозяйст­вующих субъектов налоги, сборы и другие платежи, предусмотренные законодательством (ст. 39 Закона о недрах).

Такова общая характеристика правового оформления недропользования.

Задача 2.

Гражданин Климов имея удостоверение члена добровольно-спортивного общества охотников и рыболовов любителей отстрелял двух зайцев в заповеднике.

Правомерны ли действия Климова?

Исходя из пункта 11, главы 4 Положения «О государственных природных заповедниках в Российской Федерации» на территории  государственного  природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, в том числе <...> промысловая, спортивная и любительская охота,  иные  виды пользования животным миром, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением, а так же зная, что на территориях  государственных  природных заповедников отстрел (отлов) животных в научных и регуляционных целях допускается  только по разрешениям государственных органов,  в ведении которых находятся заповедники, можно сделать вывод, что действия гражданина Климова являются не правомерными, так как добровольно-спортивное общество не является государственным органом и, следовательно, не могло выдать разрешение Климову на отстрел животных в заповедной зоне. Ну а ссылаясь на вышеупомянутый пункт 11 Положения можно констатировать, что действия Климова являются абсолютно не правомерными, что полностью доказывает его неправовые действия. В отношении Климова должны быть применены соответствующие статьи Кодекса об административных правонарушениях (Статья 84.3).

Каков правовой режим государственного природного заповедника?

Для понимания правового режима природного заповедника необходимо вообще уяснить, что же такое «государственный природный заповедник».

Государственными природными запо­ведниками являются изъятые полностью из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира[3]. Государственные природные заповедники относятся к федеральной собственности, так как являются объектами, составляющими основу национального богатства страны.

Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждени­ями федерального значения, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

Земля, воды, недра государственных природных заповедников со всеми находящимися в их пределах объектами растительного и животного мира, историко-культурными и другими объектами недвижимости полностью и безвозмездно предоставляются государственным природным заповедникам в постоянное пользование.

Приватизация земельных участков расположенных на землях заповедника и объектов недвижимости запрещается.

Положение о конкретном государственном природном заповеднике, его статус утверждаются органом, уполномоченным на то Правительством РФ.

Вообще же правовой режим государственного природного заповедника регулируется Постановлением Правительства РФ «Об утверждении положения о государственных природных заповедниках в Российской Федерации» (в редакции Постановления Правительства РФ от 23 апреля 1996 г.)

На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи:

осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;

организация и проведение научных исследований, включая ведение летописи природы;

осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударст­венной системы мониторинга окружающей среды; экологическое просве­щение;

участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов;

содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды.

Государственный природный заповедник учреждается постановлением Правительства РФ при условии согласия субъектов РФ на отнесение его территории к объектам федеральной собственности[4]. На прилегающих к территориям природных заповедников участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом экологопользования.

На территории природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая режиму, определенному в Положении о данном заповеднике, как то:

· действия, изменяющие  гидрологический режим земель;

· изыскательские работы   и   разработка   полезных   ископаемых, нарушение почвенного покрова,  выходов минералов, горных пород;

· промысловая, спортивная   и   любительская   охота,  иные  виды пользования животным миром,  за исключением случаев, предусмотренных Положением о государственных природных заповедниках в Российской Федерации;

· и проч.

На территориях заповедников допускаются мероприятия и деятельность, направленные на сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия; поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность, предотвращение условий, которые могут вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам; осуществле­ние экологических задач; ведение эколого-просветительской работы; осу­ществление контрольно-надзорных функций.

В заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы.

На землях заповедников, не включающих особо ценные экологические системы, допускается деятельность, направленная на обеспечение жизне­деятельности сотрудников заповедника.

Государственные природные заповедники финансируются за счет средств государственного бюджета. Они являются юридическими лицами, находятся на самостоятельном балансе.

Таков правовой режим государственного природного заповедника.

Список использованной литературы:

1. Ерофеев Б. В. Экологическое право России. М., 1996.

2. Петров В.В. Экологическое право России. М., 1995.

Нормативный материал:

3. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях с изм. и доп. от 30 марта 1999 года.

4. Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о государственных природных заповедниках в Российской Федерации» (в редакции Постановления Правительства РФ от 23 апреля 1996 г.  № 527)// Электронная энциклопедия Российского права (Федеральный выпуск), версия 3.2, апрель 1999 г.

5. Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе».

Дата написания работы: 25.09.1999          Бородавко А. Е.

Дата сдачи работы на кафедру:


[1] Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О недрах». // СЗ РФ. 1995. №10. Ст. 283.

[2] Постановление Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г. «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного совета РФ. 1992. №33. Ст. 1917.

[3] Ерофеев Б. В. Экологическое право России. М., 1996, С. 482.

[4] Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о государственных природных заповедниках в Российской Федерации» (в редакции Постановления Правительства РФ от 23 апреля 1996 г.  № 527), Глава III, п. 3. // Электронная энциклопедия Российского права (Федеральный выпуск), №38, апрель 1999 г.