Краткие ответы на вопросы к зачёту по психологии
объект психологии
(объект - направление деятельности)
житейской - конкретные люди; научной - закономерности поведения, общения, взаимодействия людей, их внутренней жизни.
предмет психологии
(предмет - объект изучения)
в разное время разный: душа, психика, сознание, поведение, деятельность, познание; современной: когнитивной - память, психологические аспекты языка и речи, восприятие, мышление, внимание; гуманистической - психотерапия; логотерапии - смысл жизни и помощь человеку в его поиске; в целом - применение накопленных теоретических знаний на практике.
отрасли психологии
общая психология (раздел психологии, обобщающий психологические знания), социальная психология, клиническая психология, и многие другие. Есть даже зоопсихология.
место психологии в системе наук
психология тесным образом связана с философией, в меньшей степени - с социологией, педагогикой и в целом общественными науками а также эргономикой и медициной вследствие существования психосоматической взаимосвязи
роль психологии в современном мире
практическое применение психологии для помощи людям и эргономичных разработок
значение психологии в профессиональной деятельности политолога
помочь политологу разобраться в причинах тех или иных политических событий. (Разбираться в политике, влиять на нее нельзя без учета состояния психологических факторов: политического массового сознания, общественного мнения, чувств и эмоций, проявляющихся в социально-политическом поведении и деятельности групп и индивидов).
методологическая основа психологии
методология - учение о способах организации и построения теоретической и практической деятельности человека.
труды мировых психологов
знания, накопленные в результате кооперации психологов в психологических организациях
методы психологии
вербально-коммуникативные методы (группа методов на основе речевого (устного или письменного) общения) (анкетирования, беседы, интервью, опроса, ненаправленного интервью (интервью, когда опрашиваемому предоставляется самому выбрать тему для разговора)
наблюдения метод
праксиметрический метод (метод, заключающийся в изучении продуктов деятельности изучаемых, то есть например дневников, архивных материалов, художественных текстов)
интроспекция (методо психологического исследования, заключающийся в наблюдении собственных внутренних психологических процессов)
графологический метод (метод изучения психологии личности на основе её почерка)
ощущение и восприятие как познавательные процессы
восприятие - упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий
ощущение - реакция отдельных органов чувств на раздражители.
Особенности восприятия: предметность (соответствие объекта понятию о нём), целостность (объект воспринимается целостно на основе ощущений нескольких органов чувств), структурность (не является простой суммой ощущений на данный момент времени, воспринимается абстрагированная, обобщенная структура в продолжительном времени), контрастность (предметы воспринимаются как нечто постоянное по своим характеристикам. (Цвет не меняется от освещённости)) и осмысленность (понимание сущности предмета, обобщение в слове).
Виды ощущения: зрительное (90%), слуховое (9%), осязательное, обонятельное, вкусовое и кинестетическое (1%). Ощущение - простейшее из всех психических явлений.
внимание и память как познавательные процессы
внимание - способность человека сконцентрировать свои познавательные процессы на определённом объекте с целю его изучения
внимание - процесс отбора одной информации и отсеивания другой
свойства внимания: Устойчивость (способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком – либо объекте), сосредоточенность (способность сконцентрировать свое внимание на одном объекте при этом отвлечении от других), переключаемость (перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной), распределение (способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности) и объем (размер информации, которую человек способен сохранять в сфере повышенного внимания)
память - способность к воспроизведению прошлого опыта
виды памяти:
мгновенная (до 0.5с), кратковременная (до 20с), оперативная (до нескольких дней), долговременная (неограничено), генетическая, зрительная, слуховая, двигательная, эмоциональная, осязательная, обонятельная, вкусовая, непроизвольное запоминание и произвольное запоминание.
представление и воображение как познавательные процессы
воображение - способность психики мысленно представлять сиутуации, никогда ранее целиком не пережитые
виды воображения: активное (возникает по собственному желанию человека), пассивное (возникает спонтанно), продуктивное (действительность сознательно конструируется человеком) и репродуктивное (воспроизведение реальности в том же виде, в каком она есть)
представление - образ предмета, созданного воображением
виды представления: зрительное, двигательное и т.п. а так же художественное, топографическое и т.п.
мышление и речь как познавательные процессы
считается, что мышление есть порождение новых знаний.
мышление может возникать в связи с проблемной сиутуацией.
мышление является высшим познавательным процессом.
виды мышления: теоретическое понятийное (научные теоретические исследования), теоретическое образное (писатели), наглядно-образное (образное мышление в присутствии внешних образов), наглядно-действительное (ручной труд).
речь - вид комуникативной деятельности.
формы речи: внешняя (средство общения), внутренняя (средство мышления), письменная (один из способов запоминания информации), диалог (двусторонний обмен информацией) и монолог (процесс рассуждения).
эмоции и чувства человека
эмоции - поведение человека, выражающее его отношение к происходящему. (особый класс психических явлений, выражающих в виде пристрастного субъективного переживания значение отражаемых предметов и ситуаций для удовлетворения потребностей живого существа)
чувства - ощущения человека, возникающие как ответная реакция на происходящее (чувства - высшая форма эмоционального отношения человека к предметам и явлениям действительности
функции эмоций и чувств: сигнальная (сигнализирующая изменения в окружающей среде или организме человека) и регулирующая (влияние эмоций и чувств на поведение а также разрядка чрезмерного эмоционального напряжения)
эмоциональные переживания обусловлены нервным возбуждением подкорковых центров и физиологическими процессами, происходящими в вегетативной нервной системе
воля и основные волевые качества
воля - свойство человеческой психики, проявляющееся в активной самодетерминации и саморегуляции человеком своей деятельности и поведения вопреки внешним и внутренним препятствиям, влияниям и воздействиям.
функции воли: побудительная (к началу волевого акта, определение, выбор цели), тормозная, регулирующая (основная).
основные волевые качества - настойчивость (связано в большей степени с мотивацией, в меньшей степени – с особенностями нервной системы), упорство (нервная система + мотивация), терпение (особенности нервной системы)
психические состояния и способы их регуляции
профессиональная заинтересованность, творческое вдохновление, решительность, психическая напряжённость, стресс, беспокойство, тревога, фрустрация (обескураженность), персеверация (навязчивое поведение) и ригидность (затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки), бодрствование, сон, медитация, гипноз, боль, анальгезия, вера, эйфория и дисфория.
способы регуляции психических состояний: физическая нагрузка, аутогенная тренировка.
понятие личности в психологии
личность - роль человека в общественной жизни
Понятие личности начало складываться уже в древности. Первоначально термин «личность» обозначал маску, которую надевал актёр древнего театра, затем- самого актёра и его роль в представлении. Термин «личность» впоследствии стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни. (личность - человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении)
Психология личности интересуется индивидуальными различиями. Хотя все люди похожи, психологов, занимающихся изучением личности, особенно интересует то, в чём они различаются. Психология личности занимается также вопросом каким образом разные аспекты функционирования индивида связаны между собой.
структура личности (по Ковалёву):
· темперамент (структура природных свойств)
· направленность (система потребностей, интересов, идеалов)
· способности (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств)
основой любой личности является темперамент. Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями).
направленность как психологическое свойство личности
направленность личности это - её мотивация
компоненты направленности: потребности, интересы, идеалы и убеждения.
основные подходы к изучению личности
экспериментальный (тесты) и описательный (наблюдаешь и описываешь)
мотивационно-потребностная сфера личности
мотивация - побуждение к действию
виды мотивации: внешняя (обусловленная внешними обстоятельствами) и внутренняя (связанная с содержанием деятельности); индивидуальные (голод, жажда, избегание боли, стремление к температурному оптимуму), групповые (забота о потомстве, поиск места в групповой иерархии, поддержание присущей данному виду структуры общества) и познавательные (исследовательское поведение, игровая деятельность).
потребность - состояние нужды или недостатка в чём-то.
иерархия потребностей по Маслоу:
· физиологические
· безопасности и защиты
· принадлежности и любви
· самоуважения
· самоактуализации, личностного совершенствования
темперамент как психологическое свойство личности
темперамент - врождённый характер личности, определяющий реакцию на жизненные сиутуации и тип поведения.
типы темперамента: сангвиник (энергичный, жизнерадостный), холерик (раздражённый), флегматик (спокойный) и меланхолик (грусный, впечатлительный, легко уязвимый).
характер как психологическое свойство личности
характер - совокупность врождённых свойств (темперамента) и приобретённого опыта.
типы характера (по Кречмеру) (зависят от телосложения):
· астеники (худые, тонкие) - шизотимики (замкнутые, трудно приспосабливающиеся к новым условиям)
· атлетики (высокие, широкоплечие, мускулистые) - иксотимики (спокойные, невпечатлительные)
· пикники (среднего роста, склонные к полноте) - циклотимики (общительные, легко приспосабливаются к новым переменам).
глобальные черты характера: уверенность/неуверенность, дружелюбность/враждебность, сознательность/импульсивность, эмоциональная стабильность/тревожность, интеллектуальная гибкость/ригидность.
частные свойства характера: общительность/замкнутость, лидерство/подчинённость, оптимизм/уныние, совестливость/бессовестность, смелость/осторожность, деликатность/грубость, самостоятельность/конформизм (зависимость от группы), самоконтроль/импульсивность и т. д.
способности как психологические свойства личности
способности – это либо свойства личности, либо
структуры этих свойств, определяющие возможность личности более или менее качественно
выполнять определенную деятельность и совершенствоваться в ней.
способности во многом определяются задатками (строением внутренних органов и мозга), которые формируются при рождении.
Уровень способностей зависит от трёх факторов: от качества отдельных знаний и умений, которыми распологает индивид (верные-неверные, твёрдые-нетвёрдые), от природных задатков человека и от большей или меньшей тренированности самих мозговых клеток, участвующих в осуществлении познавательных и психомоторных процессов.
способности делятся на общие и специальные. Как общие так и специальные подразделяются на элементарные и сложные.
общие элементарные - способности, присущие в той или иной степени всем людям (способность ощущать, воспринимать, запоминать, мыслить, переживать, воображать, принимать и осуществлять решения).
специальные элементарные - способности, развивающиеся на основе задатков при обучении (глазомер, например).
общие сложные - общие способности, присущие в той или иной степени всем людям (учение, игра, общение).
специальные сложные - способности к определённым видам профессиональной деятельности.
я-концепция как компонент самосознания личности
я-концепция - целостное представление человека о себе как о личности, биологическом организме, члене общества и т. д. Я-концепция выступает как установка по отношению к самому себе.
структура я-концепции: (модальности самоустановок)
1. Реальное Я - установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом дело.
2. Зеркальное (социальное) Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.
3. Идеальное Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.
Я-концепция включает в себя следующие компоненты:
когнитивная (обучаемая)(образ своих качеств), эмоциональная (эмоциональное отношение к самому себе) и оценочно-волевая (стремление завоевать уважение).
самооценка как компонент самосознания личности
самооценка - оценка человеком себя самого, своих качеств, возможностей, способностей, своего места среди других людей.
самооценка - ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам.
Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.
В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, — регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида.
механизмы психологической защиты и способы их преодоления
по Фрейду:
вытеснение (процесс удаления из осознания мыслей и чувств, причиняющих страдание), проэкция (возложение вины за проступок на других), замещение (вытеснение злобы на атакующего на других объектах), рационализация (ложная аргументация, благодаря которому промахи приобретают как кажется рациональный смысл), реактивное образование (обратное действие, атака в других тех действий, с которыми человек борется), сублимация (механизм психологической защиты, приводящий к положительным результатам) и отрицание (отказ верить во что-то).
способы преодоления психологических защит:
Важнейшим правилом в психотерапевтической тактике при работе с защитными механизмами больного является признание врачом определенного позитивного значения психологической защиты, проявление уважения к «Я» пациента, которое осуществляет центральную регулирующую функцию в системе психической адаптации. Следующим, также важным правилом является постепенная, пошаговая работа с выявлением, осознанием и истолкованием способа защиты. В моменты выраженного сопротивления пациента психотерапии врач может показать очевидность этого защитного противодействия, а пациент будет в состоянии осознать и признать факт действия этих неосознаваемых им прежде сил. Только тогда можно приступить к истолкованию механизма проявления конкретного способа психологической защиты, его адаптивных и дезадаптивных функций.
Психотерапевтические воздействия в отношении психологической защиты могут осуществляться на различных уровнях. Конструктивное изменение психотравмирующей жизненной ситуации, симптоматическое снижение тревоги, укрепление «Я» и повышение самооценки могут способствовать снижению дезадаптивной защитной деятельности пациента. Создание эмпатического общения (сопереживания и эмоциональной поддержки) с пациентом также приводит к уменьшению защитного сопротивления больного. При целенаправленной работе с механизмами психологической защиты осуществляется изменение нарушенных отношений личности, осознание и разрешение конфликта. В ходе психотерапии следует стремиться к замене примитивных, незрелых защитных реакций вытеснения более избирательными и сознательными адаптивными способами подавления и обладания. Тем самым достигается вербальный контроль, и пациент начинает использовать более совершенные, сознательные механизмы психической адаптации. Раскрытие и переработка одних защитных механизмов (замещение, идентификация) проводится в целях укрепления «Я» пациента, других (рационализация, интеллектуализация, фантазирование, реализация в действии, вытеснение) — для обучения контролю и управлению ими, третьих (уход в болезнь, регрессия) — для устранения их.
(Ташлыков, Психологическая защита у больных неврозами и психосоматическими расстройствами)
итак, способы:
- признание определённого позитивного значения психологической защиты
- проявление уважения к "я" человека, применяющего их
- создание эмпатического общения (сопереживания и эмоциональной поддержки)
влияние условий семейного воспитания на развитие личности
формы воспитания: гиперопека, гипоопека, доверительное отношение.
Еще на рубеже XIX-XX веков разносторонний ученый, известный анатом и врач, крупнейший российский педагог П.Ф.Лесгафт в своей статье "Антропология и педагогика" (1889 г.) отмечал, что главными признаками, определяющими степень развития и нравственные качества общества, могут служить степень произвола, проявляемого при воспитании, степень распространения в данной среде понятия о личности, а также степень признания этой личности. В своем капитальном исследовании «Семейное воспитание ребенка и его значение» он определил в качестве одного из существенных условий воспитания ребенка признание его личности: «Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, – чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности».
возрастные особенности развития личности
ощущения - физическая тренировка
восприятие - совершенство органов чувств и приобретение опыта
мышление - накопление опыта
внимание - чисто возрастное,
Этапы развития:
Первые две недели жизни – проявление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.
Конец первого года жизни – возникновение ориентировочно - исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.
Начало второго года жизни – зачатки произвольного внимания под влиянием речевых инструкция взрослого.
Второй – третий год жизни – развитие произвольного внимания.
Четыре с половиной – пять лет – направление внимания на сложные инструкции взрослого.
Пять – шесть лет – возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкций.
Школьный возраст – развитие и совершенствование произвольного внимания.
память - в зависимости от трудовой деятельности
профессиональное и личностное самоопределение личности
самоопределение - те цели, которые человек перед собой ставит, и те средства, которые он предпочитает в достижении цели.
этапы самоопределения личности: до года: эмоциональное общение со взрослыми, 1-3 лет - деятельность с предметами, усвоение общественно выработанных способов этой деятельности, 3-7 лет - игра (моделирование социальных сиутуаций), освоение социальных ролей, до 11 лет - учебно-познавательная деятельность, подростковый период (11-14 лет) в большей степени связан с общением со сверстниками и освоением социальных норм и взаимоотношений между людьми, до 18 лет на этапе самоопределения вновь на передний план выходит учебно-профессиональная деятельность, 18-25 лет - овладевание профессионально-трудовыми умениями.
Личностное самоопределение - определение себя относительно выработанных в обществе и осознанно принятых человеком критериев становления личности и дальнейшая реализация себя на основе этих критериев. На основе личностного самоопределения складываются требования к профессии.
нарушения психического здоровья личности
- психопатии (болезнь, не нарушающая интеллекта человека, резко портящая отношения с людьми)
- акцентуации (гипертрофированное развитие некоторых свойств характера в ущерб другим в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими)
типы поведения обусловленные различными акцентуациями:
гипертимичекий (гиперактивный), дистимический (постоянно пониженное настроение), циклоидный (мера общительности резко меняется в зависимости от фазы настроения: общительный в период поднятого настроения и замкнутый в период подавленности)
эмотивный (эмоциональный) - эмо, демонстративный (стремятся быть в центре внимания любой ценой), возбудимый, застревающий (злопамятный)
педантичный, тревожный, экзальтированный (изменчивое настроение), интровертированный (необщительный, холодный и ранимый), экстравертированный (словоохотливый, несамостоятельный).
фамилии отечественных психологов
Павлов (разработка проблем психопатологии (сигнальные системы, учение о типах высшей нервной деятельности))
Бехтерев (огромнейший материал по психопатологическим исследованиям. Исследовал проблему галлюцинаций, слуховые иллюзии)
Выготский (создатель культурно-исторической концепции развития высших психических функций)
Рубинштейн (философские и методологические проблемы психологии, проблемы сознания, деятельности и личности)
Адлер