Кредитная система Республики Молдовы
Кредитная система Республики Молдовы.
1. Содержание денежно – кредитной политики.
Проведение соответствующей денежно-кредитной политики является одной из мер по выходу экономики из кризиса. В системе регулирования экономики промышленно развитых стран денежно-кредитная политика применяется наиболее активно. Не будет преувеличением сказать, что исторически она является одной из первых форм регулирования экономики. Денежно-кредитная политика рассматривается как наиболее предпочтительная с различных позиций.
Переход к экономическим методам управления немыслим без денежно-кредитного регулирования экономики. Денежно-кредитная политика не является единственным инструментом экономической политики, применение которого обязательно приводит к стабилизации экономических процессов. Вместе с тем в сбое рыночной экономики отсутствие действенной денежно-кредитной политики несет особую ответственность. Денежно-кредитная политика, как и налоговая, инвестиционная, структурная и т.д., является частью экономической политики любого развитого общества, независимо от социально-экономической формации. Под денежно-кредитной политикой следует понимать комплекс взаимосвязанных мер, предпринимаемых монетарными властями в денежно-кредитной сфере с целью регулирования конъюнктуры и воспроизводственного процесса.
Денежно-кредитная политика, основным проводником которой, как правило, является ЦБ, направлена главным образом на воздействие на валютный курс, процентные ставки и на общий объем ликвидности банковской системы и, следовательно, экономики. Достижение этих задач преследует цель стабильности экономического роста, низкой безработицы и инфляции.
2. Основные инструменты денежно-кредитной политики:
Официальная учетная ставка – относительно редко изменяемая ставка ЦБ, по которой он готов учитывать векселя или предоставлять кредиты другим банкам в качестве кредитора последней инстанции.
Обязательные резервы – часть ресурсов банков, внесенных по требованию властей на беспроцентный счет в ЦБ.
Операции на открытом рынке.
Моральное воздействие – рекомендации, заявления, собеседования, играющие важную роль в денежно-кредитной политике многих развитых стран.
Разумный банковский надзор – различные методы контроля за функционированием банков с точки зрения обеспечения их безопасности на основе сбора информации, требования соблюдения определенных коэффициентов.
Контроль за рынком капиталов – порядок выпуска акций и облигаций, квоты выпуска, очередность эмиссии и т. д.
Допуск к рынкам – регулирование открытия новых банков, разрешение операций иностранным банковским учреждениям.
Специальные депозиты – часть прироста депозитов или кредитов коммерческих банков, изъятая на беспроцентные счета в ЦБ.
Количественные ограничения – потолки ставок, прямое ограничение кредитования, периодическое «замораживание» процентных ставок.
Валютные интервенции – купля-продажа валюты для воздействия на курс и, следовательно, на спрос и предложение денежной единицы.
Управление государственным долгом – эмиссия государственных облигаций нейтрализует ликвидность банков и связывает их средства.
Таргетирование – установление целевых ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы.
Регулирование фондовых и фьючерских операций путем установления обязательной маржи.
Нормы обязательного инвестирования в государственные ценные бумаги для банков и инвестиционных институтов.
Эти инструменты денежно-кредитной политики могут быть эффективными только в условиях тесной связи и взаимодействия с фискальной политикой и законодательством.
3. Кредитная система Республики Молдовы. Проведение денежно-кредитной политики в рамках кредитной системы РМ.
В 1991 году, в соответствии с законодательством, была образована двухуровневая банковская система. Согласно этой системе, Национальный Банк Молдовы является центральным банком, но не принимает участие в коммерческой банковской структуре.
Национальный Банк Молдовы. НБМ смоделирован согласно Европейским стандартам. Основной целью НБМ является достижение и поддержка стабильности национальной валюты. Они также наблюдают за надежностью и платежеспособностью коммерческих банков, создают экономические условия для их эффективного функционирования, и, помимо всего прочего обеспечивают максимальную защиту интересов банковских вкладчиков.
Коммерческие банки. Сегодня существует 21 коммерческий банк в Молдове. Деятельность коммерческих банков основана на законе и правилах, основанных НБМ. Банки с лицензией “А” могут оперировать только с национальной валютой. Банки с лицензиями “С” или “В” могут проводить международные операции. Деятельность на рынках капитала разрешена только для банков с лицензий “C”.
Денежная и валютная политика и главные направления деятельности по выполнению основных задач Национального банка Молдовы на 2004 год были разработаны в соответствии с Законом о Национальном банке Молдовы.
3.1. Макроэкономические тенденции, эволюция банковской системы и результаты денежной политики 2002-2003 г.г.
Денежная и валютная политика, разработанная Национальным банком Молдовы на 2003 год, была ориентирована на создание на денежном, кредитном и валютном рынках условий, благоприятных для макроэкономической стабилизации и стимулирующих экономический рост. Динамика внутреннего валового продукта (ВВП), состояние платежного баланса, динамика цен частично отличаются от показателей макроэкономического прогноза, послужившего основой для разработки и проведения Денежной и валютной политики Национального банка Молдовы на 2003 год.
Макроэкономическая ситуация.
За первые девять месяцев 2003 года, по сравнению с аналогичным периодом 2002 года, объем внутреннего валового продукта вырос на 6.2% за счет увеличения на 5.4% валовой добавленной стоимости, в том числе, на 11.5% в промышленности, на 11.4% в секторе услуг. В то же время в сельском хозяйстве валовая добавленная стоимость снизилась на 10.3%.
В январе-сентябре текущего года увеличение конечного потребления составило 10.9% (по сравнению с 10.2% в январе-сентябре 2002 года), при этом рост валового накопления основного капитала составил 17.4% против 3.6% за аналогичный период прошлого года. Доля конечного потребления в ВВП составила 110.6%, валового накопления основного капитала - 18.7%, чистого экспорта - минус 29.2% (доля импорта в ВВП возросла с 72.1% в январе-сентябре 2002 года до 82.0% за январь-сентябрь 2003 г.). Состояние платежного баланса за первые девять месяцев 2003 года характеризуется увеличением объема внешней торговли до 1482.2 млн. долларов США. В это период рост объема экспорта товаров и услуг составил 23.0%, тогда как импорта - 29.2%. В результате дефицит торгового баланса составил 377.5 млн. долларов США увеличившись на 41.5% по сравнению с соответствующим периодом предшествующего года. Дефицит текущего счета в конце третьего квартала составил 88.8 млн. долларов США, увеличившись на 37.8 млн. долларов США по сравнению с аналогичным периодом 2002 года.
Внешний долг страны к концу третьего квартала 2003 года составил 1393.7 млн. долларов США, включая государственный долг и долг частного сектора в размере 989.6 и 404.1 млн. долларов США соответственно. За первые девять месяцев 2003 года доходы государственного бюджета составили 4600.0 млн. леев, расходы - 4232.7 млн. леев, создав профицит в размере 367.3 млн. леев.
За период январь-ноябрь 2003 года индекс потребительских цен составил 114.9%, включая индекс цен на продовольственные товары - 119.0%, непродовольственные товары - 110.4%, услуги - 112.5%.
Валютный рынок.
На протяжении одиннадцати месяцев 2003 года эволюция валютного рынка определялась влиянием как внешних, так и внутренних факторов, которое вызвало краткосрочные колебания обменного курса. За период январь-ноябрь 2003 года номинальный официальный курс национальной валюты к доллару США вырос на 3.8%.
Чистый отток валюты в первом квартале текущего года, как и в предыдущие годы, привел к резкому обесценению молдавского лея, по отношению к доллару США. Ситуация выровнялась в результате повышения Национальным банком Молдовы нормы обязательного резервирования, уменьшения отношения открытой валютной позиции и сокращения срока неиспользования приобретенной юридическими лицами-резидентами иностранной валюты. На протяжении второго и третьего кварталов, а также первых двух месяцев четвертого квартала официальный обменный курс молдавского лея приобрел тенденцию к повышению. В этих условиях НБМ выступил на валютном рынке в качестве покупателя, приобретя 76.2 млн. долларов США за период апрель- ноябрь. Это обусловило рост международных резервов с 268.9 млн долларов США на 31.12.2002 г., до 290.4 млн. долларов США на 30.11.2003 г., или на 8.0%. В конце октября уровень покрытия валютными резервами импорта товаров и услуг составил 2.6 месяца.
Банковская система.
В текущем году процесс консолидации банковской системы продолжился. За период с января по октябрь 2003 года совокупный нормативный капитал банков увеличился на 319.4 млн. леев, или на 18.8%, по сравнению с состоянием на конец 2002 года. Общие активы банковской системы составили 9604.8 млн. леев в октябре 2003 года, увеличившись на 21.3% по сравнению с декабрем прошлого года. За первые девять месяцев 2003 года улучшилось качество кредитного портфеля, вследствие снижения в последнем доли неблагоприятных кредитов с 7.7% до 6.0%.
На протяжении десяти месяцев текущего года увеличилась доля процентных активов в общей сумме активов банков на 6.3 процентных пункта, что составляет 78.9% или 7580.7 млн. леев. Это позволило банкам увеличить чистую прибыль до 382.8 млн. леев, или на 23.1%, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
Динамика денежных агрегатов.
Динамика денежных агрегатов на протяжении одиннадцати месяцев 2003 года сохранила тенденции прошлого года. За январь-ноябрь текущего года денежная масса М3 возросла на 23.7%, отметив более быстрый темп роста в июле-сентябре. Среднемесячный темп роста денежного агрегата М3 за одиннадцать месяцев 2003 года составил 1.9% против 2.5% за аналогичный период предшествующего года.
Рост денежной массы был обусловлен эволюцией ее компонент, в особенности, увеличением денег в обращении и депозитов в иностранной валюте. Так, за период январь-ноябрь текущего года рост денег в обращении составил 17.3%.
За одиннадцать месяцев 2003 года денежная база выросла на 13.2% и составила 3694.4 млн. леев. Темп роста депозитов в иностранной валюте снизился с 45.6% за первые одиннадцать месяцев 2002 года до 38.7% за январь-ноябрь текущего года. За этот же период депозиты в национальной валюте выросли на 16.8% в текущем году против 29.1% в предшествующем году.
Сальдо кредитов в национальную экономику к концу ноября 2003 года составило 5920.0 млн. леев, увеличившись по сравнению с концом прошлого года на 42.1%.
Применение инструментов денежно-кредитной политики.
С целью приведения процентных ставок на денежном рынке в соответствие с экономическими тенденциями на протяжении 2003 года Национальный банк Молдовы проводил прозрачную политику в области формирования процентных ставок по инструментам денежного регулирования. Политика процентных ставок Национального банка Молдовы была основана на анализе инфляционных процессов, динамики денежных и макроэкономических показателей, ситуации на финансовом рынке.
В 2001 году НБМ инициировал процесс снижения ставок по инструментам денежной политики, который продолжился и в первом квартале 2003 года. На протяжении первых трех месяцев текущего года базисная процентная ставка сохранялась на самом низком уровне за последние три года - 9.5%. Во втором квартале в целях снижения инфляционного давления НБМ несколько ужесточил денежную политику. В конце марта базисная ставка была увеличена до 10.5%, затем последовали повышения в августе, сентябре и ноябре до 11.0%, 12.0% и 13.0% соответственно. На протяжении 2003 года НБМ дважды повышал процентную ставку по ломбардным кредитам: на 0.5 п.п. в августе до 14.0% и на 2.0 п.п. в ноябре до 16.0%. Также была повышена и процентная ставка по долгосрочным кредитам с 10.5% до 11.5% на 30.11.2003 г. Годовая ставка по кредитам overnight была увеличена в ноябре с 16.5% до 17.0%.
В 2003 году НБМ продолжил операции по стерилизации избыточной ликвидности и наряду с привлечением депозитов от коммерческих банков, операциями с государственными ценными бумагами (ГЦБ) на открытом рынке и нормой обязательного резервирования с сентября начал использование нового инструмента - депозиты overnight.
Основную долю в операциях на открытом рынке составляли сделки repo-продажа государственных ценных бумаг. Общий объем этих операций на протяжении текущего года достиг 306.8 млн леев. Средневзвешенная процентная ставка по сделкам repo-продажа ГЦБ колебалась в пределах 4.75%-18.00% при среднем сроке 23 дня.
Депозиты от коммерческих банков принимались НБМ на конкурентной основе посредством организации депозитных аукционов. Объем принятых от банков депозитов за одиннадцать месяцев 2003 года составил 20.0 млн. леев. Процентные ставки по депозитам колебались в диапазоне от 2.5% до 3.0% при среднем сроке 12.5 дня. Также в целях пополнения ликвидности и поддержания установленного уровня обязательных резервов банкам были предоставлены ломбардные преимущества и кредиты overnight, количество сделок по которым составило около 100.
Установление нормы обязательного резервирования за одиннадцать месяцев 2003 года осуществлялось в зависимости от условий на внутреннем финансовом рынке. Так, в целях смягчения спекулятивного давления на национальную валюту на валютном рынке и уменьшения избыточной ликвидности в банковской системе, НБМ увеличил в апреле норму обязательного резервирования с 10.0% до 12.0%.
3.2. Денежная и валютная политика на 2004 год.
В соответствии с Законом Республики Молдова о Национальном банке Молдовы основной задачей Национального банка Молдовы является достижение и поддержание стабильности национальной валюты путем установления условий денежного, кредитного и валютного рынков, базирующихся на принципах функционирования свободной рыночной экономики. Для достижения этой цели Национальный банк Молдовы определяет и проводит денежную и валютную политику, ориентированную на обеспечение стабильности цен и, как результат, снижение уровня инфляции.
Денежная и валютная политика Национального банка Молдовы на 2004 год была разработана на основе следующих показателей:
a) годовой уровень инфляции в пределах 8-10%1;
b) реальный рост валового внутреннего продукта на 5.0% в 2004 году;
c) средний обменный курс, прогнозируемый на 2004 год, на уровне 15.2 молдавского лея за один доллар США.
На основе данных макроэкономических параметров НБМ устанавливает на 2004 год следующие показатели и ориентиры Денежной и валютной политики:
1. Денежная программа на 2004 г. предусматривает:
a) рост денежной массы М2 на 24.1% до конца года и скорость денежного обращения для М2 на уровне 4.49;
b) рост денежной базы на 23.1% и достижения объема в 4702.7 млн леев, исходя из запланированной величины денежной массы М2 и роста денежного мультипликатора массы М2 до 1.46;
c) увеличение объемов кредитования национальной экономики на 42.0% до конца 2004 года.
2. Условиями реализации денежной программы в 2004 году являются:
a) снижение коэффициента ликвидности с 0.52, прогнозируемого на конец 2003 года, до 0.49 в 2004 году;
b) соответствующий рост денежного мультипликатора массы М2 с 1.44 до 1.46 к концу 2004 года.
3. Национальный банк Молдовы:
a) не предусматривает предоставление кредитов Правительству в 2004 году на финансирование дефицита государственного бюджета;
b) переоформит ранее предоставленные кредиты под гарантию государственных ценных бумаг по рыночной процентной ставке в пределах, предусмотренных в Законе о государственном бюджете на 2004 год, установив срок погашения в 2005 году;
c) согласует с Министерством финансов проведение очередной реэмиссии государственных ценных бумаг (по рыночной процентной ставке), переданных ранее НБМ взамен кредитов, полученных Правительством в прошлые годы в сумме 400.0 млн леев, в соответствии с положениями Закона о государственном бюджете на 2004 год;
d) может предоставлять в 2004 году Министерству финансов кредиты на покрытие временного кассового разрыва, с учетом квартальных лимитов, установленных в денежной программе.
4. В качестве фискального агента государства, Национальный банк Молдовы будет способствовать размещению государственных дематериализованных ценных бумаг путем проведения аукционов на первичном рынке, оказывать услуги в качестве депозитария эмитированных ценных бумаг, а также окажет помощь в области маркетинга последних.
Инструменты денежной политики
5. В целях реализации Денежной политики на 2004 год НБМ продолжит использование, в условиях прозрачности, рыночных инструментов, применявшихся ранее для управления ликвидностью банковской системы: операции на открытом рынке, в том числе операции repo и обратные repo с ГЦБ, привлечение депозитов банков, обязательные резервы, ломбардные преимущества, кредиты и депозиты overnight.
6. Национальный банк Молдовы продолжит проведение политики процентных ставок по своим инструментам, принимая во внимание конъюнктуру на денежном и валютном рынках, результаты анализа развития национальной экономики, динамику инфляционных процессов и прогноз макроэкономических показателей. НБМ, воздействуя на уровень ставок по инструментам денежного рынка посредством своих операций, будет стремиться к установлению своей базисной ставки на низком положительном уровне. В рамках проведения процентной политики НБМ продолжит использование метода "коридора", в котором самой высокой процентной ставкой будет ставка по кредитам overnight, самой низкой - ставка по депозитам overnight.
Ставка repo-покупки ГЦБ сроком на два месяца будет считаться базисной ставкой НБМ, которая используется в качестве основы при определении ставок по остальным инструментам, охваченных "коридором" ставок.
Также НБМ продолжит определение процентной ставки по долгосрочным кредитам.
7. На протяжении 2004 года НБМ будет постепенно снижать норму обязательных резервов до 9.0% от величины привлеченных банками средств, что будет способствовать росту объема ресурсов, которые могут быть направлены в экономику, а также снижению стоимости кредита для заемщиков. Это будет благоприятствовать повышению доступности кредитов для экономических агентов.
Валютная политика.
8. Валютная политика НБМ на 2004 год предусматривает дальнейшее поддержание режима плавающего курса национальной валюты и определение официального валютного курса на базе доминирующих курсов на валютном рынке.
9. В данном контексте НБМ оставляет за собой право осуществлять интервенции на валютном рынке в случае необходимости смягчения чрезмерных колебаний валютного курса. В качестве инструментов валютной политики будут использоваться прямые покупки иностранной валюты, операции swap и сделки forward.
10. Целью валютной политики НБМ на 2004 год остается поддержание международных валютных резервов на уровне, необходимом для покрытия не менее трехмесячного объема импорта, и размещение валютных активов НБМ в инвестиционные инструменты, отвечающие критериям безопасности и ликвидности.
Банковский надзор.
11. Национальный банк Молдовы продолжит последовательную политику обеспечения стабильности и процессов консолидации банковского сектора посредством:
a) поддержания требований достаточности капитала в такой мере, чтобы величина капитала банков, осуществляющих международные расчеты, соответствовала стандартам Европейского союза;
b) надзора за использованием коммерческими банками адекватных и эффективных систем внутреннего контроля, что будет способствовать росту конкурентоспособности банков, минимизации рисков их деятельности, повышению прозрачности акционерного состава;
c) поддержания надежности банковской системы посредством предъявления требований к диверсификации рисков активных операций банков, формированию резервов для покрытия данных рисков, к максимальным ограничениям рисков по сделкам с аффилированными лицами и выдаче "крупных" кредитов, соответствующих общепринятой международной практике;
d) укрепления дисциплины на рынке и доверия к банковской системе, как следствие периодического исследования информации, предоставляемой банками, и, по необходимости, принятия надлежащих мер для обеспечения ее полноты, достоверности и качества.
В случае возобновления финансирования Республики Молдова со стороны международных финансовых организаций и других внешних доноров НБМ оставляет за собой право пересмотреть некоторые денежные показатели на 2004 год.
Судя по ориентирам, начертанным в новой "Денежно-валютной политике НБМ", в будущем году у коммерческих банков должны появиться дополнительные ресурсы для поддержания темпов кредитования в национальной валюте. С этой целью Национальный банк предусматривает, в первую очередь, "постепенное снижение нормы обязательных резервов до 9%". Напомним, что сейчас эта норма зафиксирована на отметке в 12% от привлеченных ресурсов. Если бы высвобождение четвертой части "находящихся под колпаком" ресурсов произошло уже сегодня, оно бы обеспечило увеличение свободных средств банков сразу почти на 200 млн леев. Это расчет исходя из достигнутого на начало декабря уровня, когда в обязательных резервах находилось более 790 млн леев. В реальности "цена вопроса" еще выше, так как объемы резервирования вследствие привлечения новых вкладов и изменения курса лея постоянно растут.
Национальный банк в своей "Политике" прогнозирует на 2004 год средний обменный курс на уровне 15,2 MDL : 1 USD. Что, как легко посчитать, означает снижение курса молдавского лея к доллару США по отношению к сегодняшнему дню на два лея, или на 15 с лишним процентов. Подчеркнем, это к "среднегодовому" курсу.
Доводы в пользу такого развития ситуации, по правде сказать, нас не очень убедили. В нынешнем году лей не обесценился, а укрепился по отношению к доллару почти на 4%. И реальных предпосылок к его стремительному обесцениванию в будущем мы не видим - разве что принять во внимание высказываемое некоторыми экспертами мнение об отвоевании американской валютой прежних позиций по отношению к европейской валюте. Но это, пока что, не более, чем гипотеза.
Приведем еще несколько цифр, предусмотренных денежной программой на 2004 год. Рост денежной массы к концу будущего года должен составить 24,1%, а рост денежной базы 23,1%. Увеличение кредитных вложений в экономику прогнозируется на 42% (что соответствует уровню, достигнутому за 11 месяцев текущего года).
Заключение.
Несмотря на некоторые успехи банковской системы РМ, остается еще много нерешенных проблем. Одной из важнейших является инфляция, характерная для переходной экономики. Стабилизация лея возможна лишь при грамотном сочетании продуманной денежно-кредитной и фискальной политики, при создании соответствующей законодательной базы.
Отсутствие действенной системы депозитов оставляет вкладчиков банков практически без гарантии возврата своих средств.
Роль банковской системы в экономике любой страны чрезвычайно велика. Строгое «разделение властей», то есть, определение четких границ полномочий и разделение сфер влияния между Центральным банком и коммерческими банками способно значительно повысить эффективность работы банковской системы, что поможет развитию экономики страны.
В экономике переходного периода на банковскую систему ложится еще большая ответственность, ее роль в стабилизации страны увеличивается, но усложняются задачи.
Банк не может стать гарантом прибыльности и стабильности каждого отдельного банка. Поэтому любой коммерческий банк должен самостоятельно стремиться улучшить свою деятельность в следующих направлениях:
1. внедрение стратегического планирования и подготовка стратегических бизнес-планов;
2. укрепление структуры капитала;
3. усиление контроля за текущей ликвидностью, кредитными и другими рисками;
4. внедрение комплексных программ подготовки кадров;
5. обеспечение открытости в работе с населением;
Кризисные процессы в сегодняшней экономики РМ существенно осложняют положение в банковском секторе . Возможности получения надежной прибыли относительно сокращаются. Финансовые затруднения банковских партнеров и клиентов, кризис неплатежей осложняют положение банков, а наименее устойчивых из них приводят к банкротству. Аферы со средствами населения подрывают доверие к финансовым институтам. Инфляционные всплески, прогнозы роста нестабильности, слабая предсказуемость государственной экономической политики повышают риск не только производственных инвестиций, но и любых долгосрочных процессов.
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Евразийский национальный университет
имени Л.Н.Гумилева
ДОКЛАД
на тему:
«Кредитная система
Республики Молдовы»
Выполнил студент гр.УиА-22р Саутпаев М.
Проверила Мажитова Б.Б.
Астана, 2009 год