Кредитно-денежное регулирование в условиях переходной экономики
Содержание
c.
Введение
3 Глава 1. Кредитная система и
её организация 5
1.1 Центральный банк
6
1.2 Коммерческий банк – центральное
звено кредитной системы
7
1.3 Специализированные
кредитно-финансовые институты 9
Глава 2. Центральный банк в
кредитной системе
11
2.1 Задачи и функции 11
2.2 Кредитно-денежная политика
центрального банка 14
2.3 Регулирование деятельности кредитных
организаций 20
Глава 3. Коммерческие банки,
их задачи и функции
23
3.1
Кредитная политика
25
3.2 Операции с ценными бумагами 26
3.3
Экономическая роль кредита. Классификация
кредитов
28
Глава 4. Денежно-кредитная
политика в России
31
4.1 Эффективность денежно-кредитной
политики в современных условиях
31
4.2 Основные тенденции
денежно-кредитной политики 38
Заключение
43
Список
литературы
45
Введение
В рыночной экономике любой страны
играют исключительно важную роль кредитная
система и ее важнейшая составляющая –
коммерческие банки. Через нее проходит огромный объем денежных расчетов и
платежей предприятий, организаций и
населения; она мобилизует и
превращает в активно действующий капитал временно свободные денежные средства,
выполняет различные кредитные.
Расчетные, гарантийные, инвестиционные и иные операции.
Банковский кредит самым тесным
образом связан со всеми стадиями расширенного воспроизводства. Объем,
направление, и структура банковских операций определяется потребностью в финансировании капиталовложений и
текущего производства, масштабами хозяйственного
оборота. Трудно представить современное крупное производство без развитого
механизма безналичных расчетов, разветвленной сети банковских и специальных
кредитных учреждений. Особенно велика роль кредита и банков в международных
расчетах.
Целью данной курсовой
работы является описать кредитно-банковскую систему в условиях переходной экономики.
Задачи курсовой работы: познакомить
с кредитной системой и её организацией, показать место и роль кредитно-денежной
политики центрального банка в поддержании устойчивости банковской системы,
стабильного функционирования
коммерческих банков, проанализировать осуществляемые
ими операции и отразить состояние
денежно-кредитной политики в России.
Глава 1. Кредитная
система и ее организация.
Кредитная
система представляет собой
совокупность кредитных отношений и институтов,
организующих эти отношения.
Каждые 15-20 лет в кредитной системе, прежде всего, промышленно развитых
стран, происходят большие изменения. Так было на протяжении
всего послевоенного периода, в частности в 50-60-ые годы, на рубеже 70-80-ых годов,
так произошло и в последние годы ХХ века, когда важные сдвиги в мировой
экономике особенно сильно затронули кредитную систему.
Одна из важнейших
тенденций последних лет в развитии кредитных систем промышленно развитых
государств состоит в быстром стирании различий между отдельными типами банков,
между банками и небанковскими кредитными организациями
через расширение главным образом нетрадиционных операций и проникновение на
традиционные банковские рынки небанковских институтов. В связи с этим становится
все сложнее дать четкое определение банка как специализированному
финансово-кредитному институту.
В законодательных актах
большинства стран понятие «банк»
означает организацию, осуществляющую
прием вкладов, проведение расчетов и кредитование, как правило, краткосрочное.
Однако единого, общепринятого понятия
банка не существует.
В настоящее время
коммерческие банки, крупные финансовые институты, финансовые компании очень
часто занимаются абсолютно
одинаковыми операциями. Например,
крупнейшие строительные общества Великобритании или ссудосберегательные
ассоциации США на равных конкурируют с коммерческими банками и расширяют сферу своей деятельности.
1.1.Центральный банк.
Первый уровень кредитно-банковской
системы представлен центральными банками – ЦБ, их ещё называют центральными эмиссионными банками в силу
законодательно закрепленного за ними
монопольного права эмиссии банкнот. Как правило, ЦБ – это один
государственный банк, например, Банк Англии, Банк Франции, Швейцарский
национальный банк, и т.д.
Центральный банк
Российской Федерации (Банк России) создан в 1990 году. Его деятельность регулируется
Федеральным законом «О Центральном банке
Российской федерации (Банке России)». Зафиксированные в законе цели, функции,
права и обязанности, а также
механизмы деятельности ЦБ РФ в
полной мере отвечают мировому опыту и практике. Банк России является органом государственного руководства, наделен
правами и полномочиями монопольной
эмиссии банкнот, денежно-кредитного и валютного регулирования, контроля
и надзора за деятельностью банков и
кредитных учреждений, хранения и
управления золотовалютными резервами
страны. Эти закрепленные законом функции представляют
собой прерогативу центральных банков в современном мире и отличают Банк России
от всех иных Российских банковских организаций. Банк России является единственным банком, который уполномочен законом
отражать и защищать именно интересы государства, а не более узкие, в том числе
коммерческие, интересы отдельных предприятий,
отраслей хозяйства, слоев общества.
1.2. Коммерческие банки – центральное звено кредитной
системы.
Коммерческие банки являются старейшими кредитными учреждениями, выполняющими
большинство операций и услуг, известных в практике делового
предпринимательства. Сеть коммерческих банков наиболее развитых государств
состоит из юридически самостоятельных
учреждений, а также отделений, филиалов и дочерних банковских структур. Обычно
она охватывает не только всю страну от ведущих деловых центров до самых
отдаленных её уголков, но и выходит далеко за пределы государства.
Наиболее крупные из
коммерческих банков являются
институтами универсального профиля,
осуществляющими обширный набор
операций и представляющие клиентам
полное финансовое обслуживание. Основное место в деятельности
коммерческих банков занимают депозитно-ссудные операции, а главной
отличительной особенностью является
прием средств на текущие счета (вклады до востребования),
иными словами ведение кассы
предпринимателя, частного лица.
Расширение круга клиентов
банков за счет включения
представителей малого бизнеса и малоимущих слоев населения
является одним из наиболее заметных явлений
в развитии коммерческих банков в последние десятилетия. Расширяя круг клиентов, крупные коммерческие банки
одновременно проводили диверсификацию своей деятельности,
усиливали универсальный характер своих операций.
Начиная с 60-х гг. коммерческие банки внедрились в такие
сферы финансового обслуживания, в
которых они раньше либо вообще не участвовали, либо участвовали в очень
ограниченных масштабах – сделки с недвижимостью, лизинг (финансирование дорогостоящего оборудования),
бухгалтерское и компьютерное обслуживание, управление имуществом по
доверенности и др. Еще одной сферой, осваиваемой коммерческими банками, стало
страхование, куда длительное время
им был закрыт доступ. Освоение новых сфер позволяет
банкам в современных условиях
предлагать клиентам «пакет» полного финансового обслуживания.
1.3.
Специализированные кредитно-
финансовые институты
К специализированным
кредитно - финансовым институтам (в Великобритании их еще называют
околобанковскими институтами) относятся инвестиционные банки и компании, доверительные
компании, ипотечные банки, пенсионные фонды, всевозможные взаимные и паевые
фонды, кредитные союзы и ассоциации, компании по финансированию продаж товаров
в рассрочку, факторинговые, лизинговые компании и т.д. Исторически некоторые из
перечисленных учреждений возникли там, где образовались ниши в удовлетворении
спроса на отдельные виды финансового обслуживания.
Особое распространение они получили в таких сферах, как привлечение мелких
сбережений, кредит под залог земли и недвижимости, потребительский кредит,
кредит сельскохозяйственным
производителям, операции по
финансированию и расчетам во внешней торговле, инвестирование капитала и
размещение ценных бумаг промышленных компаний.
Специализированные
кредитные институты выполняют
отдельные функции в относительно узких сферах кредитного рынка. Например, во
Франции к указанным учреждениям
относятся 800 компаний, включая учреждения
потребительского кредита (около 90 ),
лизинговые компании движимого и недвижимого имущества (соответственно 108 и 132
), учреждения
жилищного кредита ( примерно 150 ), факторинговые компании (14 ) и др.[1]
В России специализированные
кредитные институты получили название небанковских кредитных организаций.
Обычно к этой категории относятся кредитные организации, имеющие право осуществлять отдельные банковские операции. Допустимое
сочетание банковских операций для
небанковских кредитных организаций устанавливает Центральный банк РФ. На 1
августа 1998 г. в России было зарегистрировано 26 небанковских кредитных
организаций.
Глава 2. Центральный
банк в кредитной системе.
Обеспечение
устойчивости кредитно-денежной системы, стабильного функционирования ее отдельных звеньев, и в первую очередь
коммерческих банков, является
одной из главных задач центрального банка страны, который занимает особое
место, выполняя
роль главного координирующего и регулирующего кредитного органа системы. Настоящая
глава посвящена анализу целей,
задач, функций центральных банков разных стран, при этом особое внимание
уделено механизмам государственной
денежно-кредитной политике и надзора за деятельностью
кредитных учреждений.
2.1. Задачи и функции центрального
банка.
Размежевание функций коммерческих и
эмиссионных банков и централизация
банкнотной эмиссии в руках одного или немногих эмиссионных банков,
поддерживаемые законодательными актами государства, выделили из числа банков
учреждения, которые длительное время назывались центральными эмиссионными банками, а
затем просто центральными банками. Последнее название более полно характеризует
место и роль этого учреждения в
кредитной системе страны и отражает перенос центра тяжести
в его деятельности с эмиссии банкнот
в область денежно-кредитного регулирования
и надзора за деятельностью
коммерческих банков и других кредитных институтов.
Практически во всех
странах существуют законодательные акты, определяющие
полномочия центрального банка и
регламентирующие его деятельность.
Главной задачей центрального банка является
сохранение стабильной покупательной способности национальной денежной единицы и
обеспечение бесперебойности денежных платежей и расчетов в стране. Так,
Немецкий федеральный банк обязан в
соответствии с законом «обеспечивать
стабильность национальной валюты», главная
цель Банка Франции - сохранять
«стабильность цен». Деятельность
Банка России ориентируется, согласно
закону, на достижение трех главных целей – « защита и обеспечение устойчивости
национальной валюты – рубля,
развитие и укрепление банковской системы, эффективное и бесперебойное
функционирование системы расчетов »[2]. Для этого ЦБ РФ
наделяется
функциями и полномочиями высшего органа государства по разработке и
осуществлению денежно-кредитной политики.
Функции центрального
банка, несмотря на определенную
модификацию, на протяжении многих
десятилетий остаются практически неизменными. Центральный банк:
· имеет монополию на осуществление
эмиссии наличных денег и организацию их обращения;
· играет роль банка для других банков;
· является банкиром правительства;
· проводит денежно-кредитное
регулирование и осуществляет
банковский надзор.
Эмиссионная
деятельность центрального банка в
современных условиях, когда налично-денежное
обращение составляет лишь
незначительную величину в общей денежной массе страны (см. Приложение 7), уже
не играет той роли, которая
длительное время была ведущей в его
деятельности. И, тем не менее,
банкнотная система является важной составляющей
запаса денег в стране, обеспечивая
наличными банкнотами розничный оборот и ликвидность кредитной системы.
Независимо от принадлежности капитала
центральный банк самым тесным образом связан
с государством, является
банкиром правительства, его кассиром, кредитором и агентом, а также финансовым
консультантом. В этой роли центральный банк ведет счета правительственных
учреждений и организаций, аккумулирует налоги и другие поступления, осуществляет
платежи. Как кредитор правительства, центральный банк проводит операции по
эмиссии и размещению новых выпусков государственных займов, покупает
государственные бумаги для
собственного портфеля, предоставляет правительству прямой
кассовый кредит. Выполняя агентские функции, центральный банк хранит золото
- валютные резервы страны, использует запасы иностранной валюты для поддержания
курса национальной денежной единицы с помощью валютных интервенций на
национальном валютном рынке.
Центральные банки обычно не занимаются расчетно–кредитным обслуживанием коммерческих
предприятий, их клиентами являются коммерческие банки. Как банк банков центральный
банк хранит резервы коммерческих банков, в том числе и в форме обязательных резервных требований, выступает их
кредитором ( исторически за ним закрепилось название « кредитора последней
инстанции » ), через счета, открываемые
в центральном банке ( в России расчетно – кассовые центры – РКЦ ), осуществляет безналичные расчеты в предела страны, осуществляет контроль и надзор за деятельностью
банков и других кредитных учреждений.
Как банк банков, на счетах и вкладах
которых сосредоточены ресурсы предприятий,
общественных организаций и населения,
центральный банк имеет уникальную возможность воздействовать денежно –
кредитными методами на экономическое состояние
государства. Поэтому денежно – кредитная
политика центрального банка является
важнейшей составляющей
общеэкономического регулирования,
направленного на поддержание высокой рыночной конъюнктуры и занятости, недопущение кризисных спадов.
2.2 Кредитно-денежная политика центрального банка.
Посредством регулирования
кредита, кредитной системы в целом и деятельности
отдельных банков государство стремиться
обеспечить условия для нормального функционирования
экономики, смягчения конъюнктурных и циклических колебаний, поддержания социальной стабильности.
Денежно – кредитная
политика получила развитие еще в прошлом веке. Вместе с бюджетной политикой она
составляет основу современного
государственного регулирования
экономики.
Денежно
– кредитная политика (ДКП) представляет собой совокупность мер, направленных на
изменение количества денег в обращении, объема банковских кредитов, процентных
ставок, на валютный курс, платежный
баланс и, следовательно, на состояние
экономики страны. Таким образом, денежно – кредитная
политика преследует цели стабилизации экономического роста, низких темпов инфляции, высокого уровня
занятости, сбалансированности
внешних расчетов. На практике выбор конкретных форм и методов ДКП сводится к маневрированию между задачей стимулирования экономического роста (политика « кредитной
экспансии » - низкие процентные ставки, стимулирование кредита и денежной
эмиссии) и борьбы с инфляцией
(политика «кредитной рестрикции » -
высокие ставки, сдерживание кредита и денежного обращения) Основным проводником ДКП в стране является центральный банк. Целевые ориентиры
денежно-кредитной политики на 2003 год отражены на графике (см. Приложение 2).
Методы денежно-кредитной
политики могут быть общими, т.е. воздействующими в целом на состояние кредитных отношений в стране, и селективными,
т.е. направленными на регулирование отдельных видов кредита, кредитования отдельных отраслей или предприятий.
К общим методам
кредитно-денежной политики относятся:
·
учетная политика или политика регулирования процентных ставок;
·
операции
на открытом рынке или купля-продажа
государственных ценных бумаг;
·
изменение
норм обязательных резервов.(см.
Приложение 5)
2.2.1. Учётная
политика.
Учетная политика связана
с превращением центрального банка в кредитора коммерческих банков, их «резерв
последней очереди». Учитывая в ЦБ
свои векселя или получая кредиты под залог векселей коммерческие банки увязывали свои ставки по кредитам и вкладам со ставкой
по учету или залогу (соответственно учетные или ломбардные ставки) Повышая свои ставки, центральный банк побуждает
коммерческие банки к уменьшению заимствований у него, что в конечном итоге
может привести к сокращению кредитных операций в стране. И наоборот, снижение
ставок удешевляет получение кредитов
в ЦБ, содействует расширению кредитных операций коммерческих банков.
Многоплановость и нередко
противоречивость задач, которые одновременно решаются
с помощью изменения учетной ставки
ЦБ (например, стимулирование инвестиций в период кризиса требует понижения ставки, а рост темпов инфляции
и ухудшение платежного баланса – ее повышения),
является еще одним фактором, снижающим результативность
манипуляций с учётной ставкой.
2.2.2. Операции на открытом рынке.
Гибким и регулярно
применяемым Центральным банком
инструментом воздействия на
экономику являются операции по покупке и продаже бумаг на фондовом
рынке. Хотя коммерческие банки
совершают операции со всеми видами ценных бумаг, но в данном случае речь идет о
покупке и продаже государственных ценных бумаг, т.е. государственных облигаций
и краткосрочных обязательств. Под
выражением «открытый рынок» подразумевается
свободная их продажа любому
покупателю: фирме, физическому лицу, иностранцу.
В данном случае ЦБ
непосредственно не предписывает коммерческим банкам увеличить или не дает
возможности уменьшить размер обязательных
резервов. Но увеличив продажи государственных бумаг или, напротив, уменьшив их,
он косвенным путем воздействует на сумму резервов.
Предположим, что
экономика переживает интенсивный циклический подъем, сопровождающийся экономическим «перегревом» и усиливающейся инфляцией.
В портфеле ЦБ имеются
государственные ценные бумаги, которые в сложившейся
ситуации он начинает продавать в больших количествах на фондовом рынке. Скажем
фирма «Лимон» приобрела пакет государственных краткосрочных обязательств (ГКО) на сумму 100 млн. долларов. Имея депозит в банке «Орел», она оплатила ГКО чеками
или векселями, которые обязан оплатить банк «Орел». Получив данные векселя, ЦБ предъявит
их банку «Орел» к оплате. Но т.к. приобретать ГКО будут многие фирмы и
отдельные физические лица, то банку «Орел» и другим коммерческим банкам придется оплачивать значительные суммы своих долговых обязательств Центральному банку. Следовательно, они
будут вынуждены израсходовать часть своих резервов в ЦБ и по мере возврата ссуд,
откажутся от предоставления новых кредитов, а возвращенные деньги израсходуют
на оплату векселей, предъявленных
ЦБ.[3]
Таким образом, продажи
государственных ценных бумаг на открытом рынке приведут к сокращению резервов
коммерческих банков, что в конечном итоге будет тормозить рост инвестиций и ВВП
и задержит рост спроса на труд.
Если же ЦБ будет скупать
ценные бумаги, то результат будет противоположным.
2.2.3. Регулирование нормы обязательных
резервов.
Регулирование нормы обязательных резервов коммерческих банков является важнейшим методом кредитно-денежной политики
Центрального банка. Обязательные
резервы – установленная часть
ресурсов коммерческих банков, внесенных по требованию властей на беспроцентный
счет в ЦБ. Центральный банк вправе пересмотреть резервные нормы в сторону как
их повышения, так и снижения.
Предположим, что экономика переживает
рецессию: сокращаются инвестиции,
снижается уровень ВВП, растет
безработица. Эти негативные процессы явились
последствием падения спроса на рынке
товаров и услуг и привели к ослаблению инфляции,
а возможно, и к некоторому понижению уровня
цен.
В подобной ситуации правление ЦБ
может принять решение о снижении
норм резервных требований. Например, если норма резерва была установлена на
уровне 25%, то теперь она снижается, скажем, до 20%. Таким образом, если отношение
суммы вкладов в коммерческие банки к резервам было 4:1, то теперь оно равно
5:1. Это изменение норм резервов является обязательным для
всех банков и реакция коммерческих
банков на это решение будет немедленной. Во-первых, сумма их резервов окажется больше, чем сумма обязательных
резервов. Допустим при норме 25% и сумме вкладов 1 млрд. рублей банк был обязан держать резервы на сумму 250 млн. рублей.
Теперь при норме резервов 20% он обязан
иметь резервы на сумму 200 млн. рублей, т.е. у банка образовались избыточные
резервы на сумму 50 млн. рублей, которые целесообразно не держать в ЦБ, а
использовать для предоставления кредитов частным фирмам под высокий процент.
Во-вторых, банк вправе сохранить прежнюю сумму резервов, но расширить как
пассивные, так и активные операции с ними. Иными словами банк теперь может
увеличить текущие счета своих клиентов и
предоставить новые кредиты фирмам на сумму 250 млн. рублей.
Так как нормы резервов едины для
всех коммерческих банков, то их изменение распространяется на все банки, поэтому подобным образом на снижение
нормы обязательных резервов
отреагируют все без исключения
коммерческие банки. Следовательно, снижение нормы резервов приведет в действие
кредитный мультипликатор, и денежная
масса при понизившейся норме
резервов будет превосходить сумму не в четыре, а впять
раз. Увеличение денежной массы позволит банкам расширить свои активные
операции: приобрести на фондовой бирже пакеты ценных бумаг, открыть новые
кредитные линии промышленным, торговым и прочим фирмам, предоставить ссуды
домашним хозяйствам и т.д. Чтобы
расширить кредит банкам придется
снизить процентные ставки по ссудам, сделав тем самым деньги более дешевыми.
Теперь фирмы и домашние хозяйства, получившие дополнительные кредитные вливания, предъявят возросший спрос на рынке товаров и услуг в связи с инвестициями
капитала в новые здания и сооружения, машины и оборудование, новые запасы сырья и материалов и в связи
с увеличением потребительских расходов. Все это будет способствовать
преодолению рецессии, росту выпуска ВВП, повышению занятости
и снижению безработицы. Но одновременно расширение спроса на товары и услуги и
удешевление денег приведут к повышению общего уровня
цен, т.е. к повышению нормы инфляции.
В случае, когда экономика находится в фазе циклического подъёма, дальнейшее увеличение
спроса на товарном рынке и повышение темпа роста ВВП могут привести к
«перегреву» экономики, к возникновению значительного избыточного спроса, и
обострению инфляции. В этих условиях ЦБ может повысить норму обязательных
резервов. Эффект, естественно, будет противоположным тому, который был после
снижения нормы резервов.
Эта политика ЦБ будет тормозить рост
инвестиций и расходов потребителей, расширение выпуска товаров и услуг
замедлится, занятость будет увеличиваться
медленно, а возможно и начнет снижаться.
В то же время увеличение нормы
резервов породит и антиинфляционный
эффект: повышение цен замедлится, а
возможно и прекратится.
Изменение норм резервов – это
сильнодействующее средство. Его применение может вызвать небезопасное развитие
инфляции в одном случае или острую и
глубокую рецессию в другом. При повышении ЦБ нормы обязательных
резервов многие банки могут оказаться
в весьма тяжелом положении и даже
обанкротиться, что, в свою очередь
приведет к тяжелым потерям для связанных с банками фирм и домашних хозяйств. Поэтому этот способ воздействия на экономику используется
редко и его следует рассматривать как крайнюю меру.
2.2.4. Селективные
методы кредитно-денежной политики.
Наряду
с общими методами регулирования
кредитных отношений центральные банки применяют
селективные методы. К ним относятся:
·
прямое ограничение кредитов путём установления лимитов, квот по учёту векселей;
·
ограничение
темпов роста кредитных операций;
·
установление
контроля по отдельным видам
кредитов, например, потребительских (в форме установления
взноса наличными и ограничения
рассрочки платежа);
·
установление
максимальных процентов по отдельным видам вкладов и вообще регулирование
процентных ставок и др.
Перечисленные методы вместе с нормой
обязательных резервов следует
рассматривать как прямые
количественные ограничения, к
которым центральные банки вынужденно прибегают в условиях
кризисного обострения экономической
ситуации.
Всё большее значение приобретают
различного рода рекомендации, заявления, собеседования
как методы кредитно-денежной политики промышленно развитых стран, а также
разумный банковский надзор в форме контроля
за функционированием банков с точки зрения
обеспечения их безопасности на основе
сбора информации, соблюдения
определенных балансовых коэффициентов.
2.3. Регулирование деятельности
кредитных организаций.
Состояние
и перспективы функционирования
банков и других кредитных институтов имеют жизненно важное значение для национальной экономики для
национальной экономики. Вот почему во всем мире кредитно-денежная политика ЦБ дополняется банковским регулированием – контролем и надзором
за деятельностью финансовых
институтов и рынков капитала.
Под банковским регулированием
понимают систему мер, с помощью которых государство через ЦБ обеспечивает
стабильное, безопасное функционирование банков, предотвращает нежелательные,
дестабилизирующие явления, и тенденции, борется
с отмыванием грязных денег.
Среди мероприятий,
осуществляемых центральными банками
по регулированию деятельности
кредитных организаций, можно выделить несколько основных направлений:
·
создание
нормативно-правовой базы функционирования
коммерческих банков и специализированных кредитно-финансовых институтов;
·
осуществление
регистрации кредитных организаций;
·
выдача
и отзыв лицензий кредитным организациям;
·
установление
экономических нормативов с целью обеспечения
необходимого уровня ликвидности
банков и снижения банковских рисков;
·
надзор
за деятельностью кредитных
организаций.
Кроме того, рассмотренные выше меры
кредитно-денежной политики оказывают воздействие на условия и результаты деятельности
коммерческих банков.
Степень использования тех или иных методов регулирования, часто предусмотренных законом или нормативными
документами, различна в разных странах и зависит от многих факторов, включая исторические условия
развития, сложившиеся традиции и т.п.
Регулирующие органы требуют от банков
предоставления большой по объему
статистической информации не потому, что стремятся контролировать каждый шаг банков, а для того, чтобы быть в состоянии
защитить общественные интересы, вовремя
отреагировать на негативные тенденции.
Среди важнейших показателей
практически во всех странах фигурируют объем наличности, коэффициенты
ликвидности, объем капитала, отношение собственного и заемного капитала.
Регулирующее воздействие на
коммерческие банки обычно подразделяется на собственно банковское регулирование деятельности кредитных организаций и на надзор за деятельностью кредитных организаций.
Банковское регулирование
предполагает, в частности, установление обязательных
экономических нормативов деятельности
коммерческих банков.
Важным и эффективным средством
надзора являются регулярные
проверки и ревизии, анализ финансовых отчетов коммерческих банков.
Таким образом, все функции
Центрального банка взаимосвязаны.
Кредитуя государство и банки, он
одновременно создает кредитные орудия
обращения, осуществляя выпуск
и погашение правительственных обязательств,
воздействует на уровень ссудного процента. Это определяет
особое положение, которое занимает ЦБ в банковской системе, и создает
объективные предпосылки для
выполнения им своей важнейшей функции – функции
кредитно-денежного регулирования.
Глава 3. Коммерческие банки, их
задачи и функции.
В механизме функционирования кредитной системы государства большая роль принадлежит коммерческим банкам. Они являются многофункциональными организациями, действующими в различных секторах рынка
ссудного капитала. Банки аккумулируют основную долю кредитных ресурсов и
предоставляют своим клиентам полный
комплекс финансовых услуг, включая
кредитование, прием депозитов, расчетное обслуживание, покупку-продажу и
хранение ценных бумаг, иностранной валюты и др.
В современной рыночной экономике деятельность коммерческих банков имеет огромное
значение благодаря их связи со всеми секторами экономики. Задача банков
заключается в обеспечении
бесперебойного денежного оборота и оборота капитала, кредитовании промышленных
предприятий, государства и населения, создание условий для
народнохозяйственного накопления.
Современные коммерческие банки,
выступая в роли финансовых
посредников, выполняют важную
народнохозяйственную функцию,
обеспечивая межотраслевое и
межрегиональное перераспределение денежного капитала. Банковский механизм
распределения и перераспределения капитала по сферам и отраслям
позволяет развивать хозяйство в зависимости от объективных потребностей
производства и содействует структурной перестройке экономики.
В последние годы как в нашей стране,
так и в мировой банковской практике эксперты отмечают наличие двух, на первый
взгляд взаимоисключающих тенденций:
универсализацию и специализацию банковской деятельности,
подчеркивая, что специализацией
банков усиливаются тенденции к
универсализации их деятельности.
Традиционно занимавшиеся в большей
степени тем или иным кругом операций , коммерческие банки вторгаются в смежные сферы деятельности.
Следовательно, вид коммерческого банка (универсальный, отраслевой, специального
назначения, региональный и т.п.)
определяется
наряду с содержанием его операций,
также степенью развития экономики
страны, кредитных отношений, денежного и финансового рынков.
Операции коммерческого банка
представляют собой конкретное проявление банковских функций на практике. По
российскому законодательству к основным банковским операциям относят
следующие:
·
привлечение
денежных средств юридических и физических лиц во вклады до востребования и на определенный срок;
·
предоставление
кредитов от своего времени за счет собственных и привлеченных средств;
·
открытие
и ведение счетов юридических и физических лиц;
·
осуществление
расчетов по поручению клиентов в том числе банков-корреспондентов;
·
инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных
документов и кассовое обслуживание клиентов;
·
управление
денежными средствами по договору с собственником или распорядителем средств;
·
покупка
у юридических и физических лиц и продажа им иностранной валюты в наличной и
безналичной формах;
·
осуществление
операций с драгоценными металлами в соответствии с действующим
законодательством;
·
выдача
банковских гарантий.
Кредитным организациям (в том числе и коммерческим банкам) запрещается занятие
производственной, торговой и страховой деятельностью,
т.е. эти операции следует отнести к числу небанковских.
Важно отметить, что в соответствии с
российским банковским законодательством кредитным организациям запрещается
заключать соглашения и выполнять согласованные действия,
направленные на монополизацию рынка банковских услуг, а также на ограничение
конкуренции в банковском деле. Приобретение акций (долей) уставных капиталов
кредитных организаций, а также заключение соглашений, предусматривающих
контроль над деятельностью кредитных
организаций (их объединений), не должно
противоречить антимонопольным правилам.
3.1.
Кредитная политика коммерческих
банков.
Коммерческие банки в соответствии со
своей спецификой разрабатывают общие принципы кредитной политики (в мировой
практике - меморандум о кредитной политике), формируют ее главную цель,
основные направления кредитования. Кредитные операции связаны
с риском, степень которого в РФ в условиях
нестабильности экономики достаточно велика. Это определяет
необходимость формирования
качественного кредитного портфеля
банка, в котором должна быть меньше доля
более рискованных операций, несмотря
на то, что в ряде случаев такие
операции могут быть более прибыльными для
банка. Степень риска должна соответствовать обычной норме доходности по ссудам
с учетом стоимости кредитных ресурсов и административных издержек банка. При
определении кредитной политики следует ориентировать кредитную стратегию на
диверсификацию как состава клиентов, так и спектра предоставляемых им ссуд (услуг), что необходимо в условиях конкуренции.
Совершенствование практики
кредитования требует разработки
оптимальной для банка организации
кредитования. В этих целях
банки, имеющие в своем аппарате квалифицированных и профессиональных банковских
работников, уделяют внимание поиску
оптимальных вариантов методики расчета кредитоспособности заемщиков, правил
кредитования. Организация кредитования
должна обеспечивать безусловный возврат
ссуд, целевой характер их использования,
стимулирование роста объема производства продукции, удовлетворяющей потребности общества, и увеличение доли
кредитных вложений, направленных на инвестиционные проекты в перспективные
высокоэффективные отрасли. Общие ориентиры и рекомендации должны давать
возможность инициативной работы практических работников, занимающихся отбором конкурентных кредитных проектов и
выработкой условий кредитных договоров. При этом можно определить предельные
суммы кредитов, решение по которым принимаются
сотрудниками разных должностных категорий. Кредитная
политика банка разрабатывается также
на основе положений экономической и денежно-кредитной политики государства,
сложившейся хозяйственной ситуации в данном регионе.
3.2
Операции с ценными бумагами.
Важной активной операцией
коммерческих банков является их
инвестиционная деятельность, в процессе которой банки выступают в
качестве инвестора, вкладывая
ресурсы в ценные бумаги или приобретая
права по совместной хозяйственной деятельности. Такими ценными бумагами могут быть
простые и привилегированные акции, облигации, государственные долговые обязательства, векселя
и т.д.
Совершая
инвестиции в ценные бумаги, банки руководствуются,
прежде всего, целью получения
дохода. Доходность ценных бумаг зависит от срока их погашения. Чем меньше срок погашения
ценной бумаги, тем стабильнее её рыночная
цена. Чем продолжительнее срок, тем чаще будет изменяться (колебаться)
стоимость ценной бумаги. Вот почему для
коммерческих банков более предпочтительны вложения
в краткосрочные ценные бумаги, чем в долгосрочные.
Совершая
инвестиции в ценные бумаги, банки руководствуются
не только интересами доходности, безопасностью вложений, но преследуют и другую
цель – регулирование своей платежеспособности и ликвидности. Вложения банка в высоко ликвидные ценные бумаги позволяют ему при необходимости легко реализовать их и
совершить платежи по корреспондентскому счету.
Банковским инвестициям присуще следующие факторы риска: кредитный,
рыночный, процентный.
Кредитный риск может быть вызван
изменениями финансовых возможностей
эмитента ценных бумаг по выполнению своих обязательств.
Рыночный риск бывает обусловлен
непредвиденными обстоятельствами,
возникшими на рынке ценных бумаг или в экономике, при которых привлекательность
отдельных видов ценных бумаг в качестве инвестиций будет потеряна, а их продажа возможна лишь с большой скидкой.
Ценные бумаги с невысокой степенью
кредитного и рыночного риска тем не менее могут быть подвержены риску изменения процентных ставок, а отсюда возможен риск снижения рыночной цены на ценные бумаги.
Инвестиционная
деятельность коммерческих банков, связанная с
рисками от активных операций с ценными бумагами, требует выработки определенной
политики в этой сфере.
Основные факторы, определяющие цели инвестиционной политики банка, -
доходность и ликвидность, готовность банка жертвовать ликвидностью ради прибыли
и наоборот, т.е. идти на больший или меньший риск.
Уменьшение инвестиционного риска
достигается прежде всего
диверсификацией. Она означает наличие в инвестиционном портфеле различных видов
ценных бумаг. При этом надо учитывать их качество и срок погашения, территориальное распределение, тип обязательства и эмитента ценных бумаг.
Для
коммерческого банка очень важно решение проблем качества и сроков погашения ценных бумаг. Цель диверсификации в отношении
качества сводится к минимизации
риска, который заключается в
возможности невыполнения должником
своих обязательств.
Цель диверсификации в отношении
сроков погашения состоит в том,
чтобы удерживать риск портфеля
инвестиций, связанный
с колебаниями процентных ставок, в
пределах, соответствующим планам банка в области дохода и ликвидности. Один из
способов диверсификации – поддержание ступенчатой структуры сроков погашения ценных бумаг, который позволяет
реинвестировать средства, высвобождающиеся
с истечением срока погашения, в
новые виды ценных бумаг с длительными сроками и более высокой нормой
доходности.
3.3
Экономическая роль кредита.
Классификация кредитов.
Банковский кредит - это экономические
отношения, в процессе которых банки
предоставляют заемщикам денежные
средства с условием их возврата. Эти отношения
предполагают движение стоимости (ссудного
капитала) от банка (кредитора) к ссудозаемщику (дебитору) и обратно.
Заемщиками выступают предприятия всех форм собственности (акционерные предприятия и
фирмы, государственные предприятия, частные предприниматели и т.д.), а также
население.
Кредитные операции занимают
наибольшую долю в структуре статей банковских активов. Учет кредитных операций
коммерческих банков с клиентурой осуществляется на базе классификации кредитов. В основу
классификации могут быть положены различные критерии.
Во-первых, экономическое
назначение кредитов. Они могут быть использованы в сфере производства и
обращения на формирование и
увеличение капитала, как оборотного, так и основного (если основного, то, как
правило, это ссуды под недвижимость). Различают ссуды на временные нужды
(временное пополнение недостатка средств), на потребительские цели. В отчетах
банков может фиксироваться отраслевая структура кредитных вложений (в промышленность,
торговлю, сельское хозяйство и т.п.)
в зависимости от отраслевой принадлежности клиентов банка.
Во-вторых, категории заемщиков.
Это могут быть коммерческие и промышленные предприятия, кредитно-финансовые учреждения, мелкие предприниматели, физические лица,
правительство и местные органы власти и т.д. В разрезе отдельных категорий
подразделяются
кредитные операции. Как правило, осуществляется также деление кредитных операций укрупнено на два
вида: кредит на коммерческие (или деловые) цели – это ссуды предприятиям и
единоличным предпринимателям для обеспечения
процесса производства и реализации продукции (в зависимости от
организационно-правовой формы деятельности)
и потребительский кредит – ссуды физическим лицам для
удовлетворения личных нужд.
В-третьих, по срокам
различаются кредиты краткосрочные
(до 1 года), среднесрочные (от 1 до 3-6 лет) и долгосрочные (на более
длительные сроки, как правило, свыше 8-10 лет).
Возврат полученной заемщиком
стоимости (погашение долга банку) в масштабах одного предприятия и
всей экономики должен быть результатом воспроизводства в возрастающих размерах.
Это определяет экономическую роль
кредита и служит одним из важнейших условий получения
банком прибыли от кредитных операций. Задолженность по кредитам, предоставляемым населению, может погашаться за счет уменьшения
накопления и даже сокращения потребления
по сравнению с предыдущим периодом. В то же время
кредитование населения обеспечивает
рост потребления, стимулирует
повышение спроса на товары (особенно дорогостоящие,
длительного пользования) и зависит
от уровня доходов населения, определяющих
возможность получения банками
прибыли от этих операций.
Глава 4. Денежно-кредитная политика в России.
Известно, что современная российская
кредитно-денежная политика,
формировавшаяся
в последние десять лет под влиянием экспертов Международного валютного фонда, -
это по существу копия образцов
денежно-кредитного регулирования,
применяемых в настоящее время
в развитых странах Запада. Эта глава посвящена
рассмотрению тенденций и анализу эффективности денежно-кредитной политики в
современных условиях российской
переходной экономики.
4.1. Эффективность кредитно-денежной политики
в современных условиях.
Поскольку экономика России является переходной, то есть существенно отличается от экономики развитых стран мира, то следует
предложить, что эксперты МВФ, и внимающие им денежные власти России по сути
исходят из того, что современные
западные теоретические основы денежно-кредитных форм воздействия на экономику и вытекающие из них практические
рекомендации применимы к обществам, находящимся на разных уровнях
развития. Однако подобный подход не является правильным. Он искажает истинную картину
денежно-кредитной сферы в самих западных странах.
Исключительно негативное влияние оказало данное мировоззрение на состояние переходной экономики России, правящие круги которой послушно следовали
установкам МВФ. Десятилетний переходный период совершенно
недвусмысленно показал, насколько велики могут быть экономические потери, если
методология и инструменты
денежно-кредитной политики являются
элементом чужеродным, неадекватным экономическим реалиям
и требованиям развития национальной экономики. Провал следовал за
провалом. В этих условиях вполне
уместны были бы кардинальные изменения подхода к денежно-кредитному регулированию.
Однако меры, принимаемые правительством и Центральным банком, сводились к
повторению стандартного набора рецептов, навязываемых
МВФ, и совершенно не учитывали особенности российской экономики. Неудивительно,
что за это время так и не удалось
активизировать участие банков в инвестиционном процессе, решить проблему занятости, обеспечить приемлемый уровень жизни,
повысить конкурентоспособность отечественной обрабатывающей промышленности.
Настойчивость, с которой денежные
власти государства проводили разрушительный для
российской экономики курс, вызывает
удивление.
Весь период перехода свидетельствует
о неадекватности денежно-кредитных методов. В соответствии со взглядами монетаристов, считающих, что проблемы роста и
производства автоматически будут решены стоит только обеспечить стабильность
денежной единицы, основной целью кредитно-денежной политики из года в год
провозглашается борьба с инфляцией, а главным средством такой борьбы – сжатие
денежной массы.
В первой половине 90-х гг. масштабы
инфляции достигали гигантских
размеров. С 1992 по 1994 гг. потребительские цены возросли в 69 раз.
Определенным источником ее был дефицит государственного бюджета.. Который
возрос в этот период примерно в 8 раз. Главным же фактором стал монополизм
производителей, который по существу не учитывался
денежно-кредитной политикой и в условиях
шоковой терапии породил инфляцию.
Игнорирование данного фактора выражалось в том, что денежные власти России,
руководствуясь монетаристскими
рецептами, предписывающими в случае инфляции
сжимать денежную массу, с одобрения
МВФ проводили политику ограничения
спроса на иностранную валюту. С этой целью, в частности, сокращались операции
по закупке валюты, предназначенной для
резервов Центрального банка. В результате с 1992 по 1995 гг. рост рублевого
курса доллара существенно отставал от темпов инфляции.
Курс возрос примерно в 11 раз, тогда как потребительные цены более чем в 69 раз
(см. Приложение 6). Иными словами, паритет покупательской способности рубля к доллару снижался
гораздо быстрее, нежели курс рубля к
этой валюте. Соответственно повышался
его реальный курс по сравнению с паритетом покупательной способности.
Последствия были чрезвычайно
негативные.[4]
Инфляция была связана
с факторами, которые невозможно было устранить с помощью денежных инструментов
регулирования. Она приобрела форму
инфляции издержек. Меры по сжатию
денежной массы в этих условиях
оказались не просто неэффективными, но и вредными для
национального производства.
Ограничения
в закупке иностранной валюты, препятствуя наращиванию рублевой денежной массы в обращении,
притормаживали падение курса рубля.
В то же время эти меры не могли в
силу своеобразия причин обесценивания рубля
притушить инфляцию издержек. В
результате сложилась ситуация, при
которой темпы роста цен в стране стали опережать темпы снижения валютного курса рубля.
Последний значительно повысился
относительно паритета покупательной способности. Это повышение было настолько
существенным, что резко снизило конкурентоспособность российских товаров как на
внутреннем, так и на внешнем рынках. Доходы от экспорта сократились, от импорта
возросли. С 1992 по 1995 гг. объем импорта увеличился
почти на 40%, что способствовало, в конечном счете, известной стабилизации цен,
но в то же время стало причиной
вытеснения с рынка продукции национального
производства. Доля импорта в общей
массе циркулирующих здесь товаров увеличилась почти до 50% (в 1994г.). Это было
одной из причин глубокого падения
промышленного производства в стране.
Таким образом, в первой половине 90-х
гг. денежно-кредитная политика, во
многом инспирированная МВФ и
базирующаяся
на постулатах монентаристской теории, показала свою неспособность в российских
условиях переходного периода
обеспечить стабилизацию денежного обращения
за счет сжатия денежной массы.
Данные факторы вместе с тем
отрицательно воздействовали на хозяйственные
процессы в стране: резко сократилось национальное производство, занятость, реальные доходы населения.
В 1995 году, учитывая, видимо, отрицательный опыт введения ограничений на закупку Центральным банком иностранной
валюты, денежные власти стали использовать другие методы денежно-кредитного
регулирования извлеченные из
арсенала монетаризма, в целях
воздействия на денежную массу:
краткосрочные казначейские обязательства,
депозиты коммерческих банков в Банке России и нормативы обязательного резервирования.
В основе изменения тактики
регулирования была вполне приемлемая с точки зрения
теории логика рассуждений: чтобы не допускать впредь относительного повышения курса рубля
(так как это негативно сказывается
на конкурентоспособности российского бизнеса, а следовательно, на экономическом
росте и решении комплекса социальных задач), не следует ограничивать обмен иностранной валюты на рубли. Это не следует
делать и по причине необходимости привлечения
средств иностранного капитала для
покрытия дефицита государственного
бюджета.
На первый взгляд
политика регулирования, основанная на подавлении инфляции
с помощью высоких нормативов обязательных
резервов, подвижных процентов по депозитам коммерческих банков в Центральном
банке и по государственным облигациям, весьма логична. Она кажется
довольно разумной и оперирует весьма простыми умозаключениями, которые сводятся к следующему. Если возросла инфляция,
во-первых, следует увеличить нормативы обязательных
резервов коммерческих банков, что снизит объемы кредитования в стране, а следовательно, и совокупный денежный
спрос на товары и услуги реального сектора экономики. Во-вторых, целесообразно
сделать привлекательными инвестиции в государственные облигации за счет
повышения их доходности и тем самым
переориентировать часть платежеспособного спроса с товарной массы на эти
финансовые инструменты. В-третьих, с этой же целью полезно увеличить проценты
по депозитам коммерческих банков в Центральном банке.
Проведение в жизнь этих простых и понятных решений в условиях
сложной и неординарной российской экономической ситуации, однако, создало ещё
больше проблем, нежели денежно-кредитная
политика первой половины 90-ых годов, и закончилось, как известно, августовским
крахом 1998 года.
Иными словами. Опыт Росси показал,
что антиинфляционные меры,
практикуемые на Западе, направленные на сокращение количества денег в
обращении, не могут быть эффективны в условиях,
когда реальная экономика в целом, и,
прежде всего ее производственная часть,
находится в состоянии глубокого упадка.
Если же экономика работает нормально,
непрерывно и в необходимых объемах осуществляет
превращение сбережений в инвестиции, а следовательно, наблюдается определенный рост товарной массы, то стерилизация способна, действительно, с одной стороны, в момент
её проведения умерить инфляцию, а с другой стороны, не обострять проблему обесценения денег. Наиболее же эффективно депозиты и
государственные ценные бумаги могут быть использованы в качестве антиинфляционного средства, когда с их помощью не только
кратковременно сжимают денежную массу, но и увеличивают товарное покрытие денег
в перспективе. А это возможно только в случае, если изъятые
деньги перераспределяются и превращаются
в производительную форму капитала, то есть обращаются
на финансирование и кредитование реальной экономики, для
производства товаров.
Однако по ряду
причин банковская система пока не
способна обеспечить такое перераспределение. В результате инфляции в сочетании с глубоким спадом, который переживала
наша экономика в последние десять
лет, несмотря на применяемые денежными властями
меры, продолжает свою разрушительную работу. Причина этого в том, что депозиты
коммерческих банков в ЦБ, а также средства поступающие от реализации
государственных облигаций, не направляются в реальную экономику. Она состоит в низкой
доходности производственного сектора по сравнению с процентом на привлекаемые
государством денежные средства. Производственный сектор не в состоянии обеспечить достаточную рентабельность, а потому
поток заемных ресурсов ориентирован главным образом на обращение на рынке
фиктивного капитала, а не в производственном секторе.
Но это не единственная причина. Другая
заключена в обстановке тотального недоверия
партнеров по бизнесу друг к другу вообще, инвесторов и кредиторов – к
клиентам-получателям инвестиций, а
вкладчиков к банковским структурам. В результате инвестиции лишь в
незначительных размерах превращаются в капиталовложения,
а появившиеся
в последнее время зачатки
экономического роста весьма неустойчивы, зависимы от таких нестабильных
факторов, как колебания цен на
мировых рынках сырья и
энергоносителей. В большей же части сбережения
трансформируются в форму накопления населением иностранной валюты или вывозятся
нелегально и легально за границу.
Сложилась неэффективная система корпоративного управления. Появившиеся в период обвальной приватизации лидеры новой
экономики, финансовая олигархия, по существу, не обладали навыками эффективного
корпоративного управления в условиях рынка и в связи
с этим не могли рассчитывать на получение высоких доходов на обычном поле деятельности. Поэтому целью приватизации в большинстве
случаев стало приобретение предприятий
не для получения прибыли за счет роста продаж, и снижения затрат, а для
извлечения дохода путем
манипулирования финансовыми потоками
в целях их сокрытия от налогообложения,
от кредиторов и неконтролирующих предприятие
акционеров.
Получила повсеместное распространение
схема управления компаниями и их финансовыми потоками, когда прибыль концентрируется не в самой компании, а за границей, в офшорных
зонах. Типичные в связи с этим являются примеры, когда компания
еле «дышит», имеет огромные долги перед бюджетом и кредиторами, в то время как её руководители располагают огромными
средствами за границей в виде недвижимости, счетов в банках и инвестиций.
Подобный механизм функционирования компаний, безусловно, разрушителен для национальной экономики.
То, что российская экономика в целом является
неэффективной, делает сейчас неэффективными и основные западные инструменты
денежно-кредитного регулирования.
Как было показано выше, данные меры в
условиях российской экономики не
срабатывают, а потому неэффективно само их использование. Сначала необходимо
сформировать экономику подобную той, что существует на Западе, а потом можно
было бы применять с высокой
эффективностью и современные кредитно-денежные рычаги. В процессе этого
формирования большую роль смогла бы
сыграть и кредитно-денежная сфера,
если бы она была превращена в орудие прямого
воздействия государства на экономику
страны. Речь идет, например, о создании мощных государственных банков развития, предоставлении льготных кредитов для развития
современной промышленности за счет сосредоточения
в руках государства дешевых источников финансирования,
стимулировании кредитования
реального сектора путем предоставления
государством гарантий коммерческим банкам, ограничении вывоза капитала путем
введения монополии государственных
банков на проведение валютных операций и т.д.
Для
формирования современной рыночной
экономики России, находящейся в состоянии
глубокой дезорганизации хозяйственной
жизни более подходят методы, которые
применялись, например, странами
Западной Европы, в послевоенный период, когда эти государства восстанавливали
разрушенную войной экономику, а не монетаристские методы, приспособленные к
совершенно иным относительно стабильным нормальным условиям
развития рынка в постиндустриальном
обществе.
4.2. Основные тенденции денежно-кредитной политики в России.
С 1999 г. ЦБ РФ проводит
политику регулируемого плавающего валютного курса. Хотя
плавающий валютный курс является
официальной политикой, важнейшим стабилизационным инструментом ЦБ РФ выступали
активные интервенции на валютном рынке, преследующие цели стабилизации
валютного курса и постепенной девальвации рубля.
ЦБ РФ не позволял рублю существенно
расти в номинальном выражении, и формулировал это в виде явной
цели денежно кредитной политики на 2001 г.[5]
Прогнозируемая постепенная номинальная
девальвация рубля, возможно, была важна в аспекте стабилизации
ожиданий относительно валютного курса.
Большое положительное
сальдо платёжного баланса в последние годы и проводимые ЦБ РФ интервенции
способствовали быстрому накоплению золотовалютных резервов. В период
непосредственно после кризиса на плечи ЦБ РФ легло двойное бремя – накопление достаточных золотовалютных резервов
для обслуживания внешнего долга и одновременно поддержания стабильного валютного курса. В 1999 г.
положительное сальдо счёта текущих операций платёжного баланса практически равнялось сумме выплат по обслуживанию внешнего долга и
оттока капитала, в результате чего совокупные золотовалютные резервы остались
на довольно низком уровне – 11-12 млрд. долл. Но последующее укрепление
платёжного баланса облегчило это бремя,
укрепив уверенность в стабильности валютного курса и макроэкономической
политики. Как показано в Приложении 1, валовые золотовалютные резервы ЦБ РФ в
2000 г. начали быстро расти, несмотря
на высокие требования по
обслуживанию внешнего долга.
Угроза нарастания инфляции
при сохранении текущей денежно-кредитной политики – предмет для беспокойства ЦБ РФ и Правительства РФ. Слабость
финансовых рынков ограничивает способность денежных властей стерилизовать
приток иностранной валюты обычными инструментами. Объём операций ЦБ РФ на
открытом рынке был достаточно небольшим, что отражает чрезвычайно малое
предложение ценных бумаг и скромные объёмы торгов на этом рынке. Продолжаются обсуждения
вокруг возможной конвертации части долга федерального Правительства банку РФ в
облигации, которые в последствии могли бы быть проданы на открытом рынке.
Ставка рефинансирования ЦБ РФ в
последние годы также играла ограниченную роль из-за того, что объёмы
рефинансирования банков были низки,
а их характер - чрезвычайно выборочным. Как указано далее, большинство рыночных
процентных ставок упало значительно ниже ставки рефинансирования Центральный банк России, которая оставалась неизменной на уровне 25% с ноября 2000
г. В период после кризиса 1999 г. постепенное ужесточение резервных требований к
коммерческим банкам, возможно, помогло поглотить некоторую избыточную
ликвидность. Но с января 2000 г. эти требования
оставались неизменными на уровне 10% от привлеченных ресурсов (резервные
требования по депозитам физических
лиц в иностранной валюте составляли
7%). Денежно-кредитные власти меняли
ставку процента по добровольным депозитам коммерческих банков в ЦБ РФ в целях регулирования
ликвидности. Однако при анализе данных обнаруживается
чрезвычайно низкая корреляция
между величиной этих депозитов и реальными процентными ставками по ним. Эти
ставки изменялись только в очень
узком диапазоне. Депозиты коммерческих банков в Центральном банке России
несколько увеличились в 1999-2000 гг., также, как и ликвидность банков, но в
2001 г. характеризовались устойчивые тенденции к снижению.
Таким образом,
Центральный банк России немного сделал для
стерилизации своих существенных приобретений иностранной валюты с помощью
обычных инструментов, что находит отражение в довольно высоких темпах роста
денежных масс. Ежегодные темпы роста денежного предложения
(М0, М2) увеличились во второй половине 2000 г. почти до 60%, но к середине
2001 г. уменьшились до 40% (см. Приложение 7).
Как указано выше, несмотря на расширение денежной массы, правительство РФ
сумело удержать инфляцию в
значительной степени под контролем. Два фактора ослабили потенциальное инфляционное давление, связанное
с ростом денежного предложения.
Во-первых, стабилизация ожиданий и
экономический рост, начавшийся в
1999 г., повысили спрос на деньги и позволили экономике поглотить
дополнительную рублёвую массу. Скорость денежного обращения снизилась от части благодаря
стабилизации ожиданий. Широкие деньги как доля
ВВП в течение 2000 г. увеличилась с 21 до 22% (М2 – с 15 до 16%), эта тенденция продолжилась и в 2000 году. Во-вторых,
Министерство финансов РФ обеспечило один важнейший способ стерилизации, держа
на депозите в Центральном банке России денежные средства, образовавшиеся в связи
с крупным профицитом федерального бюджета. Как показано в Приложении 8, депозиты
Правительства РФ в Центральном банке России в течение 2000 г. более чем
удвоились, достигнув к декабрю 278 млрд. руб., что эквивалентно 27% денежной
массы М2. Однако в течение декабря
Министерство финансов РФ использовало часть этих средств, и эти депозиты к
концу года временно снизились до 240 млрд. руб. Это может связываться
с ускоренным ростом рублёвой наличности и дополнительным инфляционным давлением – факторами, действовавшими и в
первой половине 2001 г. В 2001 г. депозиты Правительства РФ в Центральном банке
России снова начали быстро расти, превысив к августу 400 млрд. руб., и темпы
инфляции замедлились. Правительство
в конечном счёте создало неявный
«стабилизационный фонд», который не позволит ему расходовать избыточные доходы
в то время, когда экспортные цены
высоки, и таким образом застрахует государственный бюджет и обслуживание
внешнего дога от временного снижения
этих цен. Учитывая текущую позицию
властей относительно денежно-кредитной политики и ограниченные средства
стерилизации в распоряжении
Центрального банка России, стабилизационный фонд сможет также играть важную
роль в смягчении инфляционного давления,
связанного с положительным сальдо
платёжного баланса. Вследствие значительной неопределённости, связанной с будущими бюджетными доходами, притоком
средств по счёту текущих операций платёжного баланса и спросом на деньги,
Центральному банку может потребоваться
разработать более эффективные способы регулирования
ликвидности в ближайшем будущем.
Заключение
Общее состояние
экономики в большей мере зависит от состояния
денежно-кредитной сферы. По числу институтов, объему кредитных ресурсов
и операций базу всей денежно-кредитной системы составляют
коммерческие банки и другие кредитные учреждения.
Достаточно отметить, что от 75 до 90% денежной массы в большинстве стран
составляют банковские депозиты и
лишь 25 – 10% - банкноты центрального банка, поэтому государственное
регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае,
если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и
характер операций коммерческих банков.
В России в настоящее время
проводимую правительством кредитно-денежную политику нельзя назвать эффективной. Это связано,
прежде всего, с неверно избранным курсом проводимых в этой сфере реформ.
Принципы данной политики были заимствованы от промышленно развитых западных
стран. Проведение в жизнь этих простых и понятных
решений в условиях сложной и
неординарной Российской экономики создало ещё больше проблем.
Для
успешного и эффективного применения
«западной» политики в России необходимо сначала наладить и поднять на должный уровень производственный сектор.
Также необходимо принять во
внимание, что финансовая олигархия в сложившейся
ситуации ставит своей основной задачей получить максимальную прибыль и
сохранить личные сбережения в
надежных заграничных банках, разоряя тем самым национальную экономику.
Необходимо создать условия для
развития промышленности, уменьшив
размер налогов и привлекая
дополнительные инвестиции. Политика Центрального Банка Российской Федерации
должна ориентироваться на эти цели и
в соответствии с ними осуществлять
регулирование экономики через коммерческие банки. Устанавливать норму обязательных резервов, исходя
из сложившейся ситуации, и понижать
учетную ставку процента в целях
стимулирования инвестиций.
Список используемой
литературы
1. Бажан А.И. Эффективна ли
денежно-кредитная политика
России?//Банковское дело. – 2002.- №4. – с.8-12.
2. Виноградов В.В. Экономика России. –
М.: Юристъ, 2001. - 398с.
3. Финансы. Денежное обращение. Кредит.
Учебник /под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: Юнити,1997. - 339 с.
4. Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки. –
М.: Юнити, 2000. - 456 с.
5. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное
обращение. Кредит. – М.: Финансы и статистика, 2001. - 378 с.
6. Лаврушин О.И. Деньги. Кредит. Банки.
– М.: Финансы и статистика, 2001. – 389 с.
7. Николаева И.П. Экономическая теория.
Учебник. – М.: «Проспект», 2000. – 448 с.
8. Новоселов В.Р. Обзор основных
тенденций российской экономики.//Вопросы экономики.-2002.- №5.- с.50-53.
9.
Носкова С.С. Экономическая
теория: Учебник для вузов. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2000. –
520 с.
10.
Соколова
О.В. Финансы. Деньги. Кредит. – М.: Юристъ, 2000. – 412 с.
Приложение 1.
Золотовалютные резервы Центрального банка России
(млрд. долл.)[6]
Источник: Центральный банк России.
Приложение 2.
Целевые ориентиры денежно-кредитной политики на 2003
год (%).[7]
100
80
60
40
20
0
1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003*
инфляция
* прогноз
Основные
усилия Банка России в 2003 году
будут направленные на решение задачи снижения
инфляции до 10-12%. Предварительное
снижение инфляции поддержит
преемственность в проведении макроэкономической политики, будут способствовать
улучшению инвестиционного климата в стране, укрепит тенденцию долгосрочного
экономического роста. Такой подход согласуется
с правительственной Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Приложение 3.
Крупнейшие
10 банков мира по размеру капитала, млн. долл. США.
Приложение 4.
Состояние
денежных средств в ряде банков РФ на
1 апреля 2002 года (тыс.руб.)
Приложение 5.
Методами кредитно-денежной
политики ЦБ регулирует деятельность
коммерческих банков:
изменяя нормы
продавая
или скупая повышая
или
их обязательных на открытом рынке снижая
учетную
резервов государственные ставку
ценные бумаги
Изменения
величины обязательных резервов
коммерческих банков
Изменения денежной массы в коммерческих банках
Расширение или сокращение кредитов
коммерческих банков
частным фирмам и
домашним хозяйствам
Содействие или торможение реальных
инвестиций частных фирм
и расходов домашних хозяйств на потребительские товары и услуги
Изменения уровня
совокупного спроса, валового внутреннего продукта
занятости и общего уровня
цен
Наименование
позиции
|
1991 г.
|
1992 г.
|
1993 г.
|
1994 г.
|
1995 г.
|
1996 г.
|
1997 г.
|
1998г.
|
1999 г.
|
2000 г.
|
2001 г.
|
2002 г.
|
Денежная масса М2 , млрд. руб
|
0,9
|
7,1
|
33,2
|
97,8
|
220,8
|
295,2
|
374,1
|
448,4
|
704,7
|
1144,3
|
1602,6
|
|
Прирост М2 за год, в разах
|
|
7,89
|
4,68
|
2,95
|
2,26
|
1,34
|
1,27
|
1,2
|
1,57
|
1,62
|
1,4
|
1,28*
|
Официальный
курс рубля к доллару США на конец
года, руб./долл.**
|
0,11
|
0,41
|
1,25
|
3,55
|
4,64
|
5,56
|
5,96
|
20,65
|
27
|
28,16
|
30,14
|
|
Индекс
потребительских цен(декабрь к декабрю предыдущего года, в разах)
|
|
26,1
|
9,4
|
3,2
|
2,3
|
1,22
|
1,11
|
1,84
|
1,37
|
1,2
|
1,19
|
1,14*
|
Реальное
укрепление обменного курса рубля к
доллару США за год(с учётом внутренней инфляции),%
|
|
85,7
|
68
|
11
|
43,2
|
1,8
|
3,4
|
-88,3
|
4,6
|
13,2
|
9,8
|
4,6***
|
Приложение 6.
Денежная
масса, инфляция,
обменный курс российского рубля к
доллару США в номинальном и реальном
выражении, 1991-2002 гг.[8]
* Прогноз.
**Данные об обменном курсе рубля
приведены к масштабу национальной денежной единицы, действующему с 1 января
1998 г.
*** За 8 месяцев
2002 г.
Источники: данные о денежной массе: годовые отчёты
Центрального банка России, 1992-2000 гг.; данные об инфляции:
Российский статистический ежегодник, 2000. М.:Госкомстат
России. 2000, с.561; официальный
курс рубля к доллару США: данные
Центрального банка России (www.cbr.ru).
Приложение 7.
Рост денежного предложения
(млрд. руб. )[9]
SHAPE
* MERGEFORMAT
01
04 07 10 01 04 07 10 01 04 07
1999 2000 2001
SHAPE
* MERGEFORMAT
Источник: Центральный банк России
Приложение 8.
Депозиты Правительства РФ в ЦБ России
(млн. руб.)[10]
SHAPE
* MERGEFORMAT
400
350
300
250
200
150
100
50
35
|
01 04 07 10 01 04 07 10 01 04 07
1999
2000
2001
SHAPE
* MERGEFORMAT
* Реальные депозиты – в ценах января 1999 г., дефлированы по ИПЦ.
Источник: Центральный банк России.
[1] Банковское дело № 4. –
2002.
[2] Федеральный Закон «О
Центральном банке России»
[3] Финансы.
Денежное обращение. Кредит. – М.: Финансы и статистика, 2001. - 378 с.
[4] Вопросы
экономики.-2002.- №5.- с.50-53.
[5] Банковское дело. – 2002.- №4. – с.8-12.
[6] Вопросы экономики.-2002
№5.-с51
[7] Деньги и кредит.-2002
№12.-с.33.
[8] Вопросы экономики.-2002
№10.-с.19
[9] Вопросы экономики.-2002
№5.-с52
[10] Вопросы экономики.-2002
№5.-с52