Антон Григорьевич Рубинштейн
КУРСОВАЯ РАБОТА
Управление культуры Сахалинской области
ГОУ СПУ САХАЛИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ ИСКУССТВ
КУРСОВАЯ РАБОТА
По предмету «История
русской музыки»
на тему:
«Антон Григорьевич
Рубинштейн»
студентки V курса
теоретического
отделения
Максимовой Н.
Руководитель:
Герасимова И. В.
Рецензент:
г. Южно-Сахалинск
2005 г.
ПЛАН РАБОТЫ
I Введение
II Цель и задачи работы
III Основная часть:
а) Краткий биографический очерк
б) Рубинштейн – педагог
в) Рубинштейн – пианист
г) Рубинштейн – композитор
д) Рубинштейн – многосторонний общественный деятель
е) Просветительская деятельность Рубинштейна
IV Выводы
V Список литературы
I Введение
Антон Григорьевич Рубинштейн вошёл в историю русской музыкальной культуры как многосторонний музыкально-общественный деятель, один из величайших пианистов мира, талантливый композитор, педагог.
Историческое значение деятельности Антона Рубинштейна для русской музыки очень велико. Огромна роль его как одного из организаторов музыкальной жизни своего времени. Гениальный пианизм Рубинштейна сыграл громадную роль в утверждении зарубежной славы русского искусства и явился новым этапом в мировом фортепианном исполнительстве. Бесспорно значение Рубинштейна и как композитора. Рубинштейн создал основу для появления высших классических достижений в некоторых областях музыкального искусства. Его опера «Демон» явилась первым ярким образцом русской лирической оперы на несколько лет предшествующим «Евгению Онегину» Чайковского. Творческое наследие Рубинштейна охватывает почти все музыкальные жанры. Он создал 16 опер, 2 оратории, балет, более 30 симфонических произведений (симфоний, симфонических картин, концертов для фортепиано с оркестром). Свыше 20 камерно-инструментальных сочинений (трио, квартетов, квинтетов, сонат для скрипки, виолончели и альта с фортепиано). Более 200 произведений для фортепиано, как крупных (сонат, сюит), так и мелких пьес, большое количество романсов и вокально-камерных ансамблей.
В последние годы жизни он занялся литературным трудом: написал «Автобиографические рассказы», книги «Музыка и её представители» и «Короб мыслей». Все они представляют большой интерес. В
них Рубинштейн очень живо, откровенно излагает свои взгляды на жизнь, музыку и творчество крупнейших композиторов прошлого и современности.
Цель данной работы – раскрыть облик Рубинштейна, как многостороннего музыкально-общественного деятеля. Для этого необходимо проследить взаимосвязь всех интересов Рубинштейна – что является задачами работы.
Антон Григорьевич Рубинштейн (годы жизни 1829 – 1894 гг.) родился 16 ноября 1829 года в селении Выхватинцы на берегу Днестра. Музыкальное дарование его выявилось чрезвычайно рано. Занятия мальчика фортепианной игрой начались под руководством матери, затем основным его учителем стал выдающийся педагог А.И. Виллуан. Мальчиком он совершил триумфальное концертное турне по городам Европы (1840 – 1843). В 1844 – 48 годах находился за границей (главным образом, в Берлине, Вене), где, по совету Мендельсона и Мейербера, брал уроки у известного теоретика З. Дэна (с которым ранее занимался М.И. Глинка). Пребывание Рубинштейна в Берлине и Вене во второй половине сороковых годов сыграло существенную роль для его идейного формирования. Общение с Ф. Мендельсоном оказало большое влияние на формирование творчества молодого Рубинштейна. Юноша соприкоснулся с революционно настроенной интеллигенцией, посещал литературно-художествен
ный кружок, в котором вопросы эстетические обсуждались в тесной связи с вопросами социально-политическими. Революционные события в марте 1848 года во многом определили прогрессивное направление в творчестве Рубинштейна. По возвращении в Россию молодой композитор некоторое время общался с М. Буташевичем-Петрошевским и посещал собрания его кружка. В начале пятидесятых годов активно участвует в музыкальной жизни Петербурга. Выступает как пианист и дирижёр. Как композитор много сочиняет в различных областях. В 1850 году написал первую оперу «Дмитрий Донской» («Куликовская битва»). В 1854 – 56 годах совершил концертное турне за границей, завоевав славу одного из величайших композиторов современности. Во время этой поездки укрепляются дружеские взаимоотношения его с Ф. Листом.
В русской фортепианной педагогике основы стилевого подхода (принципа постижения музыки от познания творчества композитора в целом, дающего полное представление о его стиле, к отдельному произведению) заложил именно Антон Григорьевич Рубинштейн. Здесь музыкант выстраивает такую программу:
Во-первых, тщательность изучения авторского текста.
Во-вторых, творческое постижение того, что «недоговорено» в этом тексте.
В-третьих, верная передача идеи произведения.
Второй пункт представлял для Рубинштейна особую значимость. Антон Григорьевич считал, что изучать
стиль следует без помощи редакций, часто искажающих намерение автора, а лишь играя многое из его музыки. «Верно, - говорил он, - Бах не записал оттенков и темпа – дойдите своим умом: играйте много Баха».[1]
В свою педагогическую работу Рубинштейн активно внедрял идеи просветительства. Кроме профессио
нальных задач, в своих занятиях с учениками он ставил следующую цель – привить им взгляд на идейно-просветительскую роль искусства. «Артист должен чувствовать себя миссионером, - говорил Рубинштейн, - чувствовать в себе жреца, провозглашающего святое слово. Задача высокая, но и не лёгкая».[2]
И как артист-миссионер, Антон Григорьевич Рубинштейн являл собой лучший пример в своей исполнительской деятельности пианиста и дирижёра. Кульминацией его исполнительской деятельности были грандиозные по масштабам Исторические концерты (1885 – 1886) в России и крупнейших городах Европы, в которых он дал картину эволюции фортепианной музыки от её истоков до произведений современных русских композиторов. Его знаменитые Исторические концерты ставили своей целью познакомить публику с историческим развитием мировой фортепианной литературы. «Для подготовки к Историческим концертам мне понадобилось пятьдесят лет – вся жизнь», - писал Рубинштейн в своей автобиографии.
Музыкально-общественная деятельность А. Рубинштейна проводилась в России и для России. Но как пианист и композитор он был известен всему миру. Рубинштейн – величайший пианист второй половины XIX века (подобно Листу, занимающему такое же положение в первой половине XIX века). Черты сложной, противоречивой, но правдивой и искренней личности Рубинштейна с наибольшей силой проявились в его дерзновенном, нередко ломавшем традиционные каноны пианистического искусства. Ф. Лист характеризовал российского коллегу так: «Рубинштейн – это благородная, пылкая, богато одаренная, чудовищно трудоспособная личность, в сильной степени возвышающаяся над большинством знаменитых и выдающихся артистов, с которыми мне приходилось встречаться».[3] Не зря девизом А. Г. Рубинштейна было «суметь невозможное сделать возможным»[4]. Творческая инициативность, огромная воля, целеустремлённость в осуществлении поставленных задач проявились в его неповторимом исполнительском стиле – мужественном, героико-лирическом, который в поздние годы приобрёл ещё большую драматическую напряжённость. В обширнейшем репертуаре Рубинштейна основное место занимали сочинения Людвига Бетховена, Фредерика Шопена, Роберта Шумана. Глубоко проникая в авторский замысел, он в то же время смело и свободно создавал свои исполнительские образы, «утверждая право артиста на творческую независимость». Таким образом, одна из характерных черт его игры – вдохновенная импровизационность: основная идея обычно сохранялась, но при каждом исполнении она обогащалась неожиданными находками. Ради цельности музыкальной картины, образа, Рубинштейн порой жертвовал деталями. Многообразная техника пианиста была всецело подчинена его мысли и эмоциям – это ли не основная задача исполнителя – вызывать у слушателя чувства и переживания?!
Одной из примечательных сторон его искусства было мастерство владения колоритом и динамикой. Огромной силой воздействия обладало мелодическое интонирование Рубинштейна. Оно сложилось под влиянием пения итальянского певца Джованни Баттиста Рубини (1794 – 1854), обладающего нежным и гибким высоким тенором, которого Рубинштейн слышал в детстве. Также велико было влияние искусства Осипа Афанасьевича Петрова (1807 – 1878) – русского певца (баса), создателя русской вокально-сценической школы, творца ярко национальных реалистичных образов, которому Антон Григорьевич Рубинштейн аккомпанировал в пятидесятые годы.
Игра Рубинштейна отличалась образной силой, крупным штрихом; агогическими, артикуляционны-
ми и динамическими вариантами при исполнении повторяющихся музыкальных построений. В его исполнительской индивидуальности – полнокровное, мужественно-волевое начало, огромный темперамент. «Общий характер пианизма Рубинштейна, неразрывно связанного с его просветительской деятельностью, его облик исполнителя-оратора, обращающегося со страстно-взволнованной музыкальной речью к большой аудитории»[5], - это было исторически новым, прогрессивным явлением в русском фортепианном исполнительстве в противоположность распростра -
ненному в первой половине XIX века интимно-домашнему или внешне блестящему салонному пианизму. Исполнение музыки Бетховена принадлежало к величайшим достижениям рубинштейновского пианизма – здесь он потрясающе воплотил образы мощно-волевого, героического, трагедийного характера. Наряду с этим, близка была ему и область задушевной лирики, и образы, проникнутые изяществом, тонкостью. Исключительны были такие достижения пианиста в искусстве пения на фортепиано. Замечательная кантилена Рубинштейна и необыкновенное богатство звуковых красок были связаны с особым, только ему свойственным применением педализации.
Пианизму Рубинштейна был свойственен его дирижёрский стиль. И как дирижёр он проявлял особое внимание к мелодике, предпочитал «широкие мазки» в интерпретации произведения, больше заботясь о раскрытии главной идеи, чем об отделке деталей.
Под влиянием пианистического искусства Рубинштейна сформировалось несколько поколений русских и зарубежных исполнителей.
Творческое наследие Антона Григорьевича Рубинштейна, насчитывающее 119 opus’ов, охватывает почти все музыкальные жанры. При этой громадной продуктивности композитора творчество его, однако, очень неравноценно по своему художественному значению. Наиболее удавалась ему область лирики, а также колоритные образы восточного характера. Но лишь сравнительно немногие произведения сохранили силу воздействия до нашего времени. Создавая очень много и быстро, композитор не склонен был добиваться продуманной, тщательной отделки своих сочинений.
Музыка Рубинштейна нередко страдает однообразием фактуры. Оркестровка его малохарактерна, лишена красочности. Рубинштейн обращался к различным музыкальным жанрам – опере, оратории, симфонии, концерту, романсу, сольной и ансамблевой инструментальной пьесе. Музыкальный стиль Рубинштейна объединил в себе различные элементы. Одним из его истоков была русская городская романсно-песенная и инструментальная бытовая музыка. Но для музыкального языка Рубинштейна не были характерны интонации крестьянской песенности, имевшие громадное значение для большинства русских композиторов. Большую роль сыграли для него воспринятые в детстве от матери интонации молдавских и еврейских песен и танцев, нашедшие отражение в восточных эпизодах его произведений.
Из огромного количества созданных им сочинений обычно исполняется лишь небольшая часть: опера «Демон», симфония №2 «Океан», фортепианный концерт №4, некоторые романсы и фортепианные пьесы. Но вместе с тем историческое значение даже тех произведений, которые не выдержали испытания временем, велико: композитор нередко прокладывал пути, по которым шли музыканты, поднявшиеся в своём творчестве значительно выше Рубинштейна.
Ранние симфонии Рубинштейна сыграли значительную историческую роль: они помогли освоению в России формы классического симфонического цикла и продемонстрировали приемы разработки тематического материала, основанного на интонациях русского бытового романса.
Основной вклад Рубинштейна в развитие оперного творчества в России связан жанром лирической оперы. Предпосылки этого жанра возникли на русской почве задолго до Рубинштейна, а в «Русалке» и «Каменном госте» Даргомыжского уже в значительной мере, хотя и по-разному, реализовались. Все же только в произведениях Рубинштейна, а затем Чайковского, русская лирическая опера предстает сложившимся явлением, а «Демон», «Евгений Онегин», «Иоланта» выступают ее вершинами.
Очевидно, что жанру лирической оперы наиболее близки восточные сюжеты, которые всегда интересовали композитора. Ориентальный колорит в большей или меньшей степени присущ всем трем лирическим операм Рубинштейна: «Дети степей», «Фераморс» и «Демон».
Первым лирическим сочинением Рубинштейна стала опера «Дети степей» (1860). В основу либретто было положено произведения венгерского драматурга К. Бека «Янко». Рубинштейн внес некоторые свои изменения: перенес место действия из Венгрии на Украину, а также изменил некоторые имена действующих лиц и название. Литературный же текст был написан на немецком языке, поскольку первое исполнение предназначалось для сцены одного из европейских театров. «Дети степей» - лирико-бытовая опера. Любовная драма развивается на фоне жизни цыган и украинских крестьян. Это дало возможность композитору обратиться к разнонациональным фольклорным источникам: в музыке оперы использованы интонации цыганских и украинских песен, а также характерные обороты русской бытовой песни. Но нехватка яркого и эмоционального музыкального «оформления» привела к драматургической статичности и отсутствию динамического развития всего действия оперы. Из-за весьма насыщенной и разнообразной творческой деятельности у него постоянно не хватает времени на детальное редактирование каждого своего нового сочинения – он всегда писал «набело», никогда не возвращаясь к переработке уже созданного однажды. Исключение составляют только два произведения: симфония «Океан» и оратория «Потерянный рай». Об этой творческой особенности писал Б. Асафьев: «Он словно чертит мысленно некий интонационный круг и в нем основные профили мелодические, а потом быстро, с запалом наполняет задуманное музыкой, но так, что то, что вышло – вышло, а где только переборы звуков – так они и остаются заполнять нотное пространство»[6]
Следующим лирическим произведением, созданным в шестидесятые годы, стала опера на восточный сюжет – «Фераморс» (1862) . В основу либретто оперы положена поэма Т.Мура «Лалла Рук». Обращаясь к восточному сюжету в «Фераморсе», Рубинштейн естественно и активно использует яркие экзотические обороты, мелодические и гармонические. В композиции оперы прослежива -
ются некоторые моменты, которые в дальнейшем будут характерны для русской лирической оперы. Главной в опере становится лирическая линия, раскрывающая взаимоотношения Лаллы Рук и Фераморса; она оттеняется комическим «контрдействием», связанным с происками визиря Фадладина. В «Фераморсе» композитор отказывает -
ся от традиционной для него номерной структуры, и основной драматургической единицей построения действия становится сквозная сцена. Подобные принцип композиции Рубинштейн использует и в опере «Демон»; а в дальнейшем именно сквозная сцена станет основой драматургии лирических опер Чайковского. Оперу «Фераморс» в полном смысле можно считать первой русской лирической оперой. Именно Рубинштейну принадлежит заслуга рождения столь важного направления для русского музыкального театра второй половины ХIХ века. Все основные драматургические и музыкальные элементы, найденные в «Фераморсе», впоследствии с еще большей яркостью проявятся в следующей лирической опере – «Демоне», которой суждено будет стать творческой вершиной Рубинштейна. Но все предпосылки художественного совершенства «Демона» были заложены композитором в «Фераморсе».
Несомненной вершиной оперного творчества Рубинштейна стала его третья лирическая опера - «Демон» (1871) . Причиной ее художественного совершенства явилось то, что в опере органично соединились все личные пристрастия композитора.
Во-первых, вдохновлял сюжет Лермонтова, в поэзии которого Рубинштейн оказались близки основные мотивы – свободолюбие, стремление бросить вызов общественной рутине и неизбежное одиночество. Во-вторых, необычайно привлекатель -
ным для композитора оказался образ Демона, в котором и поэт, и музыкант видели себя, свой внутренний мир, свои сокровенные думы и стремления.
В-третьих, место действия поэмы – Восток, а это давало композитору простор для работы в сфере ориентального колорита.
В-четвертых, последовательное развитие лирической линии поэмы, что позволяет раскрыться мелодическому дарованию Рубинштейна.
Все эти стороны творческой деятельности Рубинштейна теснейшим образом взаимосвязаны. Общей, объединяющей их чертой является просветительская направленность. Идеями просветительства обусловлены репертуар, стиль и формы исполнительской – пианистической и дирижёрской – деятельности, и выработка основ русской музыкальной педагогики, и – в особом смысле – композиторское творчество Рубинштейна.
Рубинштейном заложена прочная основа профессионального музыкального образования в России, благодаря чему общий уровень музыкальной культуры страны неизмеримо поднялся по сравнению с предшествующим периодом. Как и другие передовые музыканты, Рубинштейн «руководствовался в своей деятельности прогрессивным стремлением к демократизации музыкальной культуры, горячим желанием содействовать ее дальнейшему росту и расцвету»[7]. Рубинштейн понимал, что одним из внешних условий дальнейшего плодотворного развития русской музыкальной культуры было широкое распространение музыкального просвещения. Глубокая его убежденность в просветительной миссии художника определяла все стороны его многогранной деятельности. По инициативе Рубинштейна в Петербурге в 1859 году была создана концертная организация Русское музыкальное общество (РМО), которое, открыв свои отделения в других городах, ставило одной из главной задач - воспитание культуры музыкального восприятия широкого демократического слушателя. В 1862 году в Петербурге была открыта первая русская консерватория, заложившая основы музыкального профессионального образования в России. К крупным музыкально – общественным делам Рубинштейна относится организация им на собственные средства первого в истории музыкального искусства Международного конкурса. Он состоялся в 1890 году в Петербурге и положил начало практике международных соревнований в различных странах мира.
Организация созданных Рубинштейном учреждений и руководство ими столкнулись в условиях царской России с многочисленными трудностями. Положение его трагически осложнилось еще тем, что со стороны ведущих русских музыкантов он также не встретил сочувствия поддержки своим начинаниям. Пути дальнейшего развития русской музыки Рубинштейн и его современники представляли себе по-разному. Рубинштейн считал самым существенным и необходимым условием прогресса русской музыки создания прочной основы профессионального музыкального образования. Противники Рубинштейна резко выступили против созданной им консерватории. С их точки зрения, она несла опасность распространения узко профессионального, ремесленного отношения к искусству и игнорирования национальных идейно-творческих задач. Историческая правота в этом споре была конечном счете на стороне Рубинштейна, а не его противников. Борьба его за профессионализм была исторически необходима и имела огромное прогрессивное значение.
Деятельность Антона Григорьевича Рубинштейна имела колоссальное значение для мирового музыкального искусства.
Как педагог он заложил новые основы изучения фортепианной литературы, новые методологии освоения стиля композитора.
Как пианист воспитал целую плеяду исполнителей. Познакомил мировую общественность с шедеврами русской музыкальной культуры.
Как композитор проложил дорогу новым жанрам – в частности, русской лирической опере. В известной мере продолжил традиции Михаила Ивановича Глинки.
Благодаря Антону Григорьевичу Рубинштейну, неизмеримо поднялся уровень музыкальной культуры страны. И по сей день проводятся международные конкурсы имени А. Г. Рубинштейна.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. История
русской музыки. Т.VII М.: «Музыка»,
2. Музыка и
время. №6.
3. Музыка и
время. №8.
4. Музыкальная энциклопедия. Т.IV М.: «Советская энциклопедия»,1978 г.
5. Русская музыкальная литература. В.2 Л.: «Музыка»,1978 г.
6. Хопрова Т. Антон Григорьевич Рубинштейн Л.: «ГосМузИздат»,1963
7. Хопрова Т. Антон Григорьевич Рубинштейн Л.: «Музыка»,1987 г.
[1] Цитата по журналу «Музыка и время» №8, 2003. С.22
[2] Цитата по книге Т. Хопровой «Антон Григорьевич Рубинштейн» Л.: «Музыка», 1987
1. Цитата по книге Т. Хопровой «Антон Григорьевич Рубинштейн» Л.: «Музыка», 1987 С.5
[4] Там же.
[5] Русская музыкальная литература В.2 Л.: «Музыка», 1978
[6] Цитата по журналу «Музыка
и время». №6.
[7] Русская музыкальная литература. В.2 Л.: «Музыка»,1978. С.40