Крещение Руси
Крещение Руси
«…И стал Владимир княжить в Киеве один и поставил кумиры на холме за теремным двором:деревянного Перуна с серебрянной головой и золотыми усами,затем Хорса,Даждьбога,Стрибога,Симаргла и Макошь.И приносил им жертвы,называя их богами,а жертвы эти шли бесам и оскверняли землю жертвоприношениями своими.И осквернилась земля русская и холм тот».В оставшийся без князя Новгород Владимир отправил Добрыню.Своим посадником. «Придя в Новгород,Добрыня поставил кумира над рекою Волхвом,и приносили ему жертвы новгородцы как богу»(980г.)
Минет несколько лет,и тот же Добрыня выйдет с дружиной на Волхов и велит сбросить в реку и своего кумира,и всех прочих,какие испокон века стояли в Новгороде.А пока он следит,чтобы новгородцы исправно приносили традционные жертвы,жгли ритуальные костры в святилищах,хранили древние обряды предков.
Так же обстоят дела и в столице.В летописи яркий пример и динамичный рассказ о варягах-мученниках.Владимир возвращается в Киев после похода на север ,на ятвагов.И,как обычно,приносит благодарственные жертвы богам за успешный поход.Вот тут-то «сказали старцы и бояре:«Бросим жребий на отроков и девиц,на кого падёт он,того и зарежим в жертву богам».Был тогда варяг один,а двор его стял там,где сейчас церковь Богородицы,которую построил Владимир.Пришёл тот варяг из Греческой земли и исповедовал христианскую веру.И был у него сын,прекрасный лицом и душою,на него-то и пал жребий».
Рассказ о жертвоприношении подробен.Решили-и пошли за жертвой.«На сына-де твоего пал жребий,избрали его себе боги,чтобы мы принесли жертву богам». «Старцы…» Так уж повелось,что старцыам и боярам всегда хочется принести в жертву чью-то юность.И всегда-для блага общества.Варяг в смертельной опасности твёрд: «Не боги это,а простое дерево:нынче есть,а завтра сгниёт;не едят они,не пьют,не говарят,но сделаны человеческими руками из дерева.Не дам сына своего!..» Тогда кинулись фанатичной толпой,разнесли его двор.Варяг с сыном своим стоял на сенях.Толпа требует: «Дай сына своего,да принесём его богам».Варяг готов ко всему:»если боги они,то пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына.А вы-то зачем совершаете им требы?» и кликнули.И подсекли под ним сени ,и так и убили их».
Наступил 986 год.В этот год пришли к Владимиру «болгары иагометанской веры»,стало быть-из Камской Болгарии,говоря : «Ты князь,мудр [...] уверуй в закон наш и поклонись Мухаммеду».Владимир начал расспрашивать, каков это «закон».Так начинается легендарный «выбор веры».Болгары отвечают,что по их закону нужно конечно веровать богу, «совершать обрезание,не есть свинины,не пить вина».На этом религиозные ограничения кончаются и начинаются радости.Вроде бы мирские и загробные. «По смерти,-продолжают проповедники ислама,-можно творить блуд с жёнами.Даст Мухаммед каждому по семидесяти жён…» и т.д.Затем Владимир принимает посланцев западной церкви.Их аргументы довольно те же,что Летописец вложил в уста варягов,отбивавшихся мечаи: «Ваши боги-просто дерево…»
Князь задал лишь единственный вопрос,всё тот же: «В чём заповедь ваша».Ответ христиан-католиков был столь же краток: «Пост по силе».И тут же пояснили,что и пить и есть можно «во славу божию».Несколько туманная заповедь.То ли пост есть,то ли нет.И ответ Владимира кажется тоже несколько странным: «Идите,откуда пришли,ибо и отцы наши не приняли этого».Ответ резкий,прямо свидетельствует,во-первых,что Владимир разбирался в тонкостях культа ,различиях между восточной и западной церковью,во-вторых,Владимир упоминает какое-то время,когда западное христианство было отклонено. «Отцы наши»-это множественное число показывает,что Владимир говорит не только от себя,но и от народа.С другой стороны, «отцы наши» звучит несколько расплывчато. «Отцы»-это кто?Святослав?Игорь?Но «отцы» могут быть и дальше.
В отказе Владимира послам Запада странно другое:князь отрицает самую мягкую формулировку христианских постов: «по силе».То есть кто сколько сможет или захочет.Но какова альтернатива в христианстве-восточный аскетизм?Строгое постничество византийских подвижников? Это явно не для князя.
Вслед католикам пришли к Владимиру миссионерствовать хазарские евреи, с порога отвергнувхристианство: как можно веровать в того, кого мы распяли?
Владимир и этих послов спрашивает: «Что у вас за закон?»Ему отвечают, что необходимо обрезание,отказ от свинины и зайчатины и празднование субботы Владимир задал еще только один вопрос: «А где земля ваша?» Иудеи ответели, что она в Иерусалиме, Владимир вопрос повторил : «Точно ли она там?» Тут пришлось отвечать, что бог разгневался на иудеев и рассеял их по разным странам за грехи, «а земля наша отдана христианам…» Тогда Владимир, изменив лаконизму речи, прочел евреям нотацию, пояснив, что тем, кого за грехи покарал бог, нельзя учить других своей вере,»если бы бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям».Заключил же Владимир беседу еще одним вопросом. Он прозвучал риторически, но достаточно серьёзно: «Или и нам того же хотите?»Конечно,раввины из разгромленного незадолго перед тем Хазарского каганата предпочли бы эту участь Руси,но так вопрос не стоял.Странны реплики Владимира о вере.Он спрашивает не как глава государства,имеющего отношения с народами Востока,исповедующими ислам,с католической Европой,с тем же кагонатом.Он спрашивает,как за полторасто лет до этого,18 мая 839 года,в далёком от Киева Ингельгейме расспрашивал славян Людовик I Благочестивый,король франков.Славяне были у него в составе византийского посольства митрополита Феодосия.Сыну Карла Великого,начинавшему насильственную христианизацию западных славян,были очень нужны сведения о «народе рос»,о котором он имел весьма смутное понятие.Представления Владимира о народах,граничащих с Русью,религиозных верованиях этих народов смутными никоем образом быть не могли.Но это вряд ли нужно утверждать:Летописец не скрывает,что Владимир проявил тут большую осведомлённость.Оставим пока эти неясности текста и,как советует Летописец, «обратимся на прежнее…».
Последним пришёл к Владимиру греческий богослов.Он начинает похвалу греческой церкви с резкого отвержения мусульманского,иудейского и западного христианского учения.И,знакомое дело,поскольку по существу верований,возразить нечего-ну чем в «сверхъестественном плане» отличается вера мусульман от веры католиков?- «истинная жизнь» одинаково переносится на небеса.Имена и данные,так сказать,представительские: «пророк бога» Мухаммед или «сын божий» Христос-дела не меняют.
Защитник «своей» веры всегда вынужден прибегать к аргументам,разжигающим или национальные чувства,или низкие страсти,стремится нравственно опопрочить иноверца,словом,здесь проявляется одна из самых неприглядных сторон религиозного фанатизма.Так это обстоит в наши дни,так это было и тысячу лет назад.Богослов без обиняков сказал,что ислам «оскверняет небо и землю».Ритуальные омовения,непременные у мусульман,грек,византиец (летопись называет его философом),описал с такими омерзительными подробностями,а о женщинах-мусульманках отозвался так,что во всех переводах летописи это место традиционно опускают.Владимир сплюнул и сказал: «Нечисто это дело».
Труднее было греку с «римским законом».Здесь говорить гнусности было невозможно,формально раскола христианства на католическую и православную ветви ещё не произошло,формально(но только формально) церковь едина,а римский папа,в глазах греков «заблуждающийся» канонически,-один из многих епископов,очень значимый и только…
Филосов и признаёт: «Вера же их немного отличается от нашей».Однако благослужебные отличия вырастают в его трактовке в нечто черезвычайное: «…служат на опресноках,то есть на облатках,о которых незаповедал,повелев служить на хлебе…» Князь щедро одарил философа и отпустил его,не сказав ничего определённого .Затем Владимир созвал на совет «бояр своих и старцев городских» и рассказал обо всех посольствах,В его словах к собравшимся явно видно предпочтение проповеди греков: «Мудро говорят они».Князю резонно предложили отправить по разным странам посольства,чтобы те на месте увидели каждую веру в её,так сказать,практике,и потом уже решить,что делать.
Посольства были направлены в Камскую Болгарию,и к «немцам»,и в «Греческую землю».Во всех поездках участвовали одни и те же десять избранных на княжьем совете мужей.Отзывы,понятно,и о мусульманах,и о западном христианстве были отрицательными.Мусульмане- «нет в них веселия»,и закон оттого «не добр».
Важная частность.Речь,вероятно,о той жесткой предопределённости бытия,которую проповедовал ислам.Такое миропонимание не оставляло место свободе воли человека,места «всесилию».Ислам,таким образом,отвергается за отсутствие в нём оптимизма,гуманистического идеала.Католики-их охулить было труднее,и неожиданно и непонятно появилось соображение эстетическое- «красоты не видели никакой».Наконец: «Пришли мы в Греческую землю».В Царьграде,как очень подробно рассказали посланные,их встретилипо самому высокому разряду.По приказу греческого цааря специально приготовили к прийму послов церковь,клир и хоры певчих.В храме русских поставили «на лучшем месте»,богослужение првели торжественное,патриаршье.Отметим:о поездках вернувшиеся мужи отчитываются не только Владимиру,но и княжьей дружине,боярам.Идёт советбольшого собрания,соответственно,всего военного и гражданского аппарата государсственной власти.
И послы очень ярко рассказывают о приёме в Царьграде,о церковной службе в соборе Святой Софии,патриархе в золотых ризах. «И не знали-на небе мы или на земле мы:ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой,и не знаем,как и рассказать об этом»,словом,лучше,чем во всех других странах.Увидели,стало быть,и веселие,и красоту в греческой церкви….