Административное право РБ
Содержание
Введение………………………………………………………………………………3
1.Понятие производства по делам об административных правонарушениях, его
задачи…………………………………………………………………………………5
2.Принципы производства по делам об административных
правонарушениях……………………………………………………………………11
3.Участники производства по делам об административных
правонарушениях……………………………………………………………………..17
4.Организационная структура производства по делам об административных
правонарушениях……………………………………………………………………..18
4.1 Возбуждения дела об административном правонарушении……………….21
4.2 Рассмотрение дел об административных правонарушениях………………23
4.3 Исполнение постановлений о применении административных взысканий
Заключение……………………………………………………………………………29
Список использованной литературы…………………………………………………………………………….30
В В Е Д Е Н И Е
Административное право занимает особое место в системе правового
регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментов
управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие
границы правового регулирования - деятельность государственной исполнительной
власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера, которые
складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других
государственных органов, связанных с функцией управления, а также
внешнеорганизационные отношения негосударственных организаций, учреждений и
предприятий.
Административное право охватывает широкий круг общественных отношений,
которые возникают в связи с реализацией ей функций управления в процессе
деятельности органов исполнительной власти.
Наиболее тесную связь административное право имеет с государственным правом,
которое составляет основу всех отраслей права включая административное, и занимает
ведущее место.
Административное право тесно связано также и с гражданским правом. Прежде
всего потому, что связи регулируют отношения имущественного характера, при этом
необходимо указать, что нормы гражданского права касаются имущественных
отношений в тех случаях, когда стороны равноправны например, (договор поставки
продукции). А нормы административного права касаются имущественных отношений,
которые базируются на административной подчиненности одной стороны другой
(например, если не оплачен проезд в трамвае) определенные связи есть у
административного права с трудовым правом в сфере регулирования служебных
отношений. Так трудовое право определяет статус государственного служащего как
участника трудового процесса, а нормы государственного права регулируют го
сударственно-служебные отношения.
Административное право граничит с финансовым, земельным, аграрным и
другими отраслями права.
Таким образом, анализ взаимодействия административного права с другими
отраслями права позволяет установить, что его предметом есть сфера государственного
управления. Другими словами административное право регулирует общественные
отношения в сфере государственного управления.
Предложенная ниже тема - "Рассмотрение дел об административных
правонарушениях" -интересна тем, что позволяет наглядно понять и проследить
принципы государственного управления и контроля сложнейшим искусственным
организмом, созданного людьми - ГОСУДАРСТВОМ.
1.Понятие производства по делам об административных
правонарушениях,его задачи
Производство по делам об административных правонарушениях определяется как
правовой институт и как вид административно-процессуальной деятельности.В первом
случае это совокупность административно-процессуальных норм,определяющих порядок
действий участников административно-юрисдикционного процесса по поводу разрешения
конкретных дел,возникающих в связи с совершением административных
правонарушений;во втором-урегулированный административно-процессуальными
нормами порядок действий участников административно-юрисдикционных
правоотношений в связи с реализацией задач производства по делам об
административных правонарушениях.
Производство по делам об административных правонарушениях, являясь составной
частью административно-юрисдикционного процесса,имеет свою структуру,образуемую
совокупностью стадий,характеризующихся специфической функциональной
направленностью,относительной самостоятельностью и логической завершенностью.
Административное производство,будучи составной частью административного
процесса,отличается от других административных производств главным образом
содержанием решаемых задач.
В систему понятия административного процесса можно включить следующие
административные производства:
1.Производство по предложениям,заявлениям и жалобам граждан;
2.Производства по делам о поощерениях;
3.Производство по делам о дисциплинарных проступках,подлежащих разрешению
администрацией предприятия,учреждения,организации;
4.Производства по делам об административных правонарушениях.
Масленников М.Л.Производство по делам об административных правонарушениях.-М,1994,с.13-14
Все административные производства объединяет то.что они есть различные проявления
единой по своей сути административно-процессуальной деятельности и осуществляются
на принципиально единой организационно-структурной основе.
Законодательством Республики Беларусь в этой связи регламентированы задачи и
цели конкретного вида производства,права и обязанности соответсвующего
органа,порядок обжалования его действий и принимаемых решений.
Производство по делам об административных правонарушениях является составной
частью административного процесса.Вместе с тем оно является самостоятельным
институтом административно-процессуального права,призванным осуществлять
специфические задачи юрисдикционного характера.
Производство по делам об административных правонарушениях-это
деятельность уполномоченных субъектов по применению административных
взысканий,осуществляемая в административно- процессуальной форме.
Можно выделить следующие сущностные черты производства по делам об
административных нарушениях:
1.Это специфическая процедура рассмотрения дел по наложению
административных взысканий.
2.Каждая стадия этого производства завершается принятием по делу
соответсвующего акта,не сходного с актами,применяемыми в других производствах.
3.Определённые отношения,охраняемые данным производством,урегулированные
административным правом,обособленность и завершенность которых обеспечивается с
момента возникновения административного спора и до его разрешения.
Согласно законодательства,задачами производства по делам об административных
правонарушениях являются:
-своевременное,всесторонее,полное и объективное выяснение обстоятельств каждого
дела;
-разрешение его в точном соответствии с законодательством;
-обеспечение исполнения вынесенного постановления;
-выявление причин и условий,способствующих совершению административных
правонарушений;
-предупреждение правонарушений,воспитание граждан в духе соблюдения
законов,укрепление законности.
Каждая из перечисленных задач конкретизирована в административно-
процессуальных нормах,которые содержаться в Кодексе РБ об административных
правонарушениях.
Производство по делам об административных правонарушениях-вид административно-
юрисдикционного производства,имеющий специфическую процедуру рассмотрения дел
по наложению административных взысканий и нуждающийся в единобразном
применении.
При разработке понятия производства по делам об административных
правонарушениях советские учёные подходили к нему со стремлением обеспечить
законность в деятельности государственного управления путём упорядочения законом их
властных действий и процедуры этих действий при взаимоотношениях властей с
гражданами.Поэтому А.Е. Лунев подчеркивал,что под административным процессом
следует понимать порядок деятельности всех органов государственного управления по
осуществлению их компетенции,порядок разрешения дел,возникающих в процессе
Он писал в частности: «Весь этот широкий круг вопросов,имеющих важное значение в
управления,а также применение норм материального административного права.
дальнейшем улучшении работы органов государственного управления,входит в понятие
административного процесса».
Среди редких высказываний теоретиков права о процессе можно привести мнение
О.Э.Лейста; «Различаются нормы материального права(определяющие содержание
прав,обязанностей и запретов,непосредственно направленных на регулирование
общественных отношений) и нормы процессуального права (определяющие
порядок,процедуру,форму реализации норм материального права)»
нормы-это процесс в правовом смысле.Д.М.Чечот пишет,что в некоторых случаях и суд
может действовать как административный орган,а следовательно,его отношения не будут
в этом случае процессуальными
Схематически всю последовательность административных,управленческих
отношений можно разбить на,во-первых,совокупность мер по принятию правового
решения(изданиие закона,нормы права,акта управления).во-вторых,комплекс мер по
реализации нормы права в ординарном порядке,в-третьих,комплекс правовых мер по
принудительной реализации правовой нормы.При этом третий этап для правового метода
регулирования общественных отношений представляется основным,ибо без
необходимости принуждения,общественные отношения могут регулироватьяс и другими
методами:моралью,внутриорганизационными нормами.
Производство по делам об административных правонарушениях- это системное
образование,комплекс взаимосвязанных процссуальных действий,которые:
1.Образуют определенную совокупность процессуальных
правоотношений,отличающихся предметной характеристикой и взаимосвязанностью с
соответствующими материальными правоотношениями.
2.Вызывают потребности установления,доказывания,а также обоснования всех
обстоятельств и фактических данных рассматриваемого юридическогог дела.
3.Обуславливают необходимость закрепления,офицального оформления полученных
процессуальных результатов в соответствующих актах,документах.
Производством по делам об административных правонарушениях и производство
по делам,возникающим из административно-правовых отношений,теснейшим образом
между собой взаимосвязаны.Для дел,возникающих из административно-правовых
отношений,присуще наличие административного спора о праве,подведомственного
судам,когда:
-возникает из административных,финансовых или иных властеотношений и весьма
тесно связан с взаимообусловленными или правовыми отношениями;
-хотя бы один из его участников должен обладать властными полномочиями;
-заинтересованное лицо имеет право на выбор обращения либо в суд ,либо к
вышестоящему в порядке подчинения административному органу,но иногда
безрезультативность обращения в вышестоящий орган является обязательным элементом
(предпосылкой) для обращения в судебные инстанции;
-важнейшей целью,имеющей самостоятельное значение,является признание
незаконным акта(действия) административного органа (должностного лица);
-принятое судебное решение может значимо для неопределенного круга
лиц,заинтересованных в осуществлении данного субъективного публичного
права,и,наконец,административный иск расматриваеться должен специальным
административным судом.
Основанием для возбуждения расссмотрения административных споров судом по
правилам особой исковой процедуры, но в рамках гражданского судопроизводства,
является жалоба,а для арбитражных судов иск;
-принятие самостоятельного решения по административному делу всегда будет для
суда ограничено определенными пределами. Так, если суд установит,что штраф
наложен без учёта тяжести совершенного проступка,личности виновного,его
имущественного положения,и сумма его занижена,он имеет право изменить ситуацию.
Черты производства по делам об административных правонарушениях.
1.Данное производство возникает в связи с совершением административного
деликта(проступка).
2.Круг субъектов,уполномоченных осуществлять данное административно-
юрисдикционное производство,весьма широк,но их перечень чётко определён законами
РБ.
3.Только посредством данного производства применяються административные
взыскания.
4.Специфика процедуры производства порождена:оперативностью,
экономичностью,активностью правопринимающих органов,простотой,весьма краткими
сроками, которые вообще присущи природе административно-процессуальной
деятельности.
5.Специфичны акты,сопровождающие каждую стадию данного производства.
6.Предусматриваються широкие права лица,привлекаемого к административной
ответственности,но недостаточно регулируеться право на защиту потерпевшего.
2.Принципы производства по делам об административных
правонарушениях.
1.Принцип законности.
Процедура осуществления административного принципа должна реализоваться
строго согласуясь с буквой закона.Необходимо доказать виновность лица,привлекаемого к
административной ответственности.Административное взыскание может быть наложено
только компетентными на то органами(должностными лицами).Существует возможность
обжалования решения по делам об административных правонарушениях и целая система
надзорных органов,следящих за соблюдением законности.Необходимо соблюдать как
материальные,так и процессуальные нормы законодательства.
2.Принцип оперативности.
Необходимо соблюдать краткость материально-правовых и процессуально-
правовых сроков в сфере административной ответственности,принцип неотвратимости
административной ответсвенности в сочетании с быстрым реагированием на совершенные
правонарушения и своевременным применением к виновным мер административного
взыскания.
3.Принцип непосредственности.
Он состоит в требовании присутсвия лица,совершившего административное
правонарушение,на рассмотрении своего дела,его законных представителей, устного
производства компетентным органом,обявления вынесенного постановления по
оканчанию процесса.
4.Принцип равенства.
Перед законом и органом,рассматривающим дело, все,независимо от
происхождения,социального и имущественного положения,расовой национальной
принадлежности,пола,образования,языка,отношения к религии,рода и характера
занятий.места жительства,возраста равны.
5.Принцип гласности.
Дела об административных правонарушениях расматриваются открыто,могут
привлекаться представители общественности,трудовых коллективов.
6.Принцип состязательности.
Состязательность проявляется в разделении функций защиты и обвинения.И тот и
другой элементы процесса могут характеризовать как сторону привлекаемого к
административной отвественности лица,так и сторону
потерпевшего.Органы,рассматривающие дело,обязаны учитывать позицию участников
процесса и мотивировать в постановлении принимаемое решение по делу с учётом мнения
участников процесса.
7.Принцип объективности истины.
При осуществлении производства по административнцм правонарушениям
доказыванию и оценке подлежат:
-факт совершения правонарушения;
-виновность (или невиновность) лица,привлекаемого к административной
ответсвенности;
-смягчающие и отягчающие отвественность обстоятельства;
-основания для взыскания имущественного ущерба и его размер;
-основания для прекращения производства по делу.
Доказательства по делу оцениваются соответствующим органом (должностным
лицом) по внутреннему убеждению,основанному на всестороннем,полном и объективном
иследовании обстоятельств дела в их совокупности.
8.Принцип двустепенности.
Потерпевший и лицо,привлекаемое к административной ответсвенности,обладают
правом обжалования постановления по конкретному делу.Данное постановление может
быть проверено в органе второй инстанции.
9.Принцип диспозитивности.
Участники административно-юрисдикционного производства по собственному
усматрению могут распоряжаться своими правами:обращаться или не обращаться с
жалобами в органы административной юстиции,знакомиться или не знакомиться с
материалами дела,заявлять ходатайства,пользоваться услугами переводчика,обжаловать
постановления по делам об административных правонарушениях.
10.Принцип устности.
Участники процесса по делам об административных правонарушениях дают устные
объяснения ,которые записываються в соответсвующие протоколы.
Таким образом,в производстве по делам об административных правонарушениях
уплономоченными на то органами административной юрисдикции реализуются
общеюрисдикционные принципыя.имеющие свою специфику,обусловленную
административно-правовой природой возникающих правоотношений,регулируемых
посредством применения административно-процессуальных норм. Принципы процесса
определяют средства достижения его целей
Основными же элементами процессуальной формы являются группы
норм,регулирующих:
-цели производства;
-задачи и принципы производства;
-круг его участников,их права и обязанности;
-систему совершаемых действий,их последовательность,стадии производства;
-сроки совершения действий;
-виды и условия использования доказательств;
-подведомственность дел,властных действий;
-содержание и порядок оформления процессуальных документов;
Постникова А.А.,Сухаркова А.И.Административное право РБ.Мн.1994: «Молодёжное общество» С.124-
125
-виды,размеры и порядок применения мер процессуального принуждения;
-порядок возмещение процессуальных расходов.
В КоАП РБ исчерпывающе перечислены обстоятельства,исклющающие производства
по делу. К ним отнесены:
1)отсутствие события и состава административного правонарушения;
2)недостижение лицом на момент совершения административного
правонарушения 16 лет;
3)невменяемость лица ,совершившего противоправное действие либо
бездействие;
4)действие лица в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны;
5)издание акта амнистии, если он устраняет применение административного
взыскания;
6)истечение к моменту рассмотрения дела об административном
правонарушении
сроков, предусмотренных ст. КоАП;
7)отмена акта, устанавливающего административную ответственность;
8)наличие по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к
административной ответственности, постановления компетентного органа
(должностного лица) о наложении административного взыскания или не
отмененного решения товарищеского суда, если материалы были переданы в
товарищеский суд органом (должностным лицам), имеющим право налагать
административное взыскание по данному делу, либо не отмененного
постановления о прекращении дела об административном правонарушении, а
также наличие по данному факту уголовного дела;
9)смерть лица, в отношении которого было начато производство по делу;
10)отсутствие жалобы потерпевшего или примирение потерпевшего с
нарушителем по административным правонарушениям, предусмотренным
ст.156 КоАП.
Порядок производства по делам об административных правонарушениях определяется
законодательством Республики Беларусь.
Решение задач административного производства осуществляется посредством
доказывания,которое включает в себя выяление,процессуальное
оформление,исследование и оценку доказательств.
Доказательствами являются фактические данные,информация,на основе которой
устанавливаются обстоятельства дела.
От доказательств как фактических данных сведений следует отличать их
источники,представляющие собой средства сохранения и передачи информации,с
помощью которых оно вовлекается в производство.В то же время необходимо
отметить,что в правовой науке и на практике доказательства нередко понимаются и как
сама информация,и как источник сведений.
Порядок сбора доказательств определён законодательством,причём в ряде случаев
досконально.Поэтому доказательства могут быть использованы вы административном
производстве только в том случае,если они получены в порядке и из
источников,предусмотренных законом.Не могут служить доказательствами фактические
данные,сообщаемые свидетелем,если он не может указать источника своей
осведомленности.
Меры обеспечения производства по делам об административных
правонарушениях.
В ходе производства по делам об административных правонарушениях в отношении
Кодекс РБ об административных правонарушениях. Ст.227
граждан,привлекаемых к ответственности,могут применятся процессуальные меры
административного принуждения:привод,доставление,задержание,личный
досмотр,досмотр вещей,изъятие вещей и документов,отстранения от управления
транспортом,запрещение эксплуатации транспортного средства.
3.Участники производства по делам об административных
правонарушениях,их права и обязанности.
Производства по делам об административных правонарушениях складывается из действий
ряда органов и лиц.Важную роль в этой деятельности играют государственные и
общественные органы,их должностные лица,которые уполномочены принимать
предусмотренные законом меры по выявлению и предупреждению административных
проступков,применению и исполнению взысканий.В данном производстве действуют и
другие участники:одни защищают свои интересы,другие привлекаются лишь при
производстве отдельных процессуальных действий,содействуют производству.всех
субъектов производства по делам об административных правонарушениях можно
разделить на несколько групп.
1)Компетентные органы и должностные лица,наделённые правом принимать властные
акты,составлять правовые документы,определяющие движение и судьбу
дела(лидирующие субъекты).
2)Субъекты,имеющие личный интерес в деле:лицо,привлекаемое к административной
ответственности;потерпевший и его законные
представители;адвокат;свидетель;эксперт;переводчик.
3)Оргны и должностные лица,которын могут принимать постановления по делу и
отменять их;
4)Органы и должностные лица,которые исполняют
постановления(бухгалтеры,судебные исполнители и т.д.)
Чёткого размеживания процессуальных функций,как в уголовном процессе,в процессе
по делам об административных правонарушениях нет.
Постникова А.А.,Сухаркова А.И.Административное право РБ Мн.1994 «Молодёжное общество» С.124-125
4.Организационная структура производства по делам об
административных правонарушениях
Стадии правоприменительной деятельности-обособленная састь,как юридического
процесса,так и соответствующей прцедуры,однако их содержание,естественно,отличается.
Поэтому в юридической литературе предлагается выделение двух разновидностей
стадий:стадию логической последовательности,представляющую собой относительно
замкнутую самостоятельную систему мыслительных операций,протекающих во времени и
направленных на правовое разрешение сложившейся ситуации,и стадию
функционального назначения,которая является отдельной частью
производства,характеризующейся наличием круга непосредственных специфических
задач.
Что касается стадий правоприменительного ппроцесса к ним традиционно
относятся:1)установление фактических обстоятельств(фактической основы дела),2)выбор
и анализ норм права (установление юридической основы дела),3)решение
дела,выраженное в акте применения.
Упомянутые три стадии характерны для правоприменительной деятельности в
целом,поэтому они имеют место и в административно-деликтном процессе-деятельности
по применению мер административного принуждения в случаях совершения
административных правонарушений.
Стадиям производства по делам об административных правонарушениях
прнисущи следующие харакиерные черты.Во-первых,это самостоятельная часть
производства,имеющая свои специфические задачи.Во-вторых,ей присущ особый круг
участников производства.В-третьих,совокупность юридических дествий,осуществляемых
в определённой логической последовательности и в установленных временных
границах,завершается принятием решения специально предусмотренной формы.
Помимо стадий выделяются и менеее крупные элементы по делу-этапы.Этап
характеризует порядок осуществления группы взаимосвязанных процессуальных
действий и представляет относительно самостоятельную часть производства.
Таким образом,несколько этапов образуют стадию.иногда понятия стадия и этап
смешиваются,что приводит к неточностям в анализе правоприменительного
производства.Например,М.Я.Масленников указывает,что стадиями административного
юрисдикционного производства являются этапы совершения соответствующих
действий,он отмечает также,что стадия не всегда заканчивается составлением отдельного
процессуального документа.В частности,это касается установления лица,совершившего
административный проступок.
Обратимся сначала к общему обзору стадий производства по делам об
административных правонарушениях.
В юридической литературе первая стадия производства именуется по разному.
Одни авторы называют её «первычными процессуальными действиями».Однако это не
раскрывает содержания данной стадии.Указанного недостатка лишена следующая
формулировка рассматриваемой стадии: «административное раследование»,но при этом
не обращается внимание на принципиальное процессуальное значение стадии,как делают
другие учёные,именующие её «возбуждением дела».Сопастовление приведенных точек
зрения позволяет сформулировать более полно название данной стадии,отражающее её
содержание «возбуждение дела и его расследование».
Вторая стадия обычно называется «рассмотрением дела об административном
правонарушении»,причём иногда уточняется- «по существу».Однако это не полностью
характеризует данную стадию,и нередко название дополняется следующим образом: «и
Масленников М.Л.Производства по делам об административных правонарушениях.-М.,1994,С.14
разрешение дела» или «разрешениие по существу дела».Думается,что наиболее
предпочтительным является формулировка:»рассмотрение дела об административном
правонарушении и вынесение решения».В таком случае подчеркивается то,что в итоге
рассмотрения дела принимается решение по нему.
Третья стадия производства по делам об административных правонарушениях
представляет собой пересмотр вынесенного постановления по делу в предусмотренных
случаях.Некоторые авторы,видимо исходя из оснований осуществления производства на
данной стадии называют её «обжалованием(опротестованием) постановления по
делу»
деятельности,давая,например,такую обощённую формулировку,как «пересмотр
постановлениия по делу»
Четвёртая(заключительная )стадия производства по делу обусловлена
необходимостью исполнения вынесенного постановления.Вместе с тем встречается и
более узкое понимание исполнительных действий: «исполнительное постановление о
наложении взыскания».Думается ,однако,что это не верно,проскольку исполняются и
другие виды решений по делу(отметим,что исполнительные действия по некоторым из
них достаточно просты и не требуют тщательной регламентации)Поэтому полагаем,что
последнюю стадию производствак по делу об административных правонарушениях
целесообразно именовать «исполнением решения по делу».
Рассмотрим более тщательно отдельные стадии производства по делам об
административных правонарнушениях.
Тищенко Н.М.Правовой статус субъектов производства по делам об административных правонарушениях/Автореф.дисс..-Харьков,с.13
Бахрак Д.Н.,Ренов Э.Н.Производства по делам об административных правонарушениях.-М.1989
4.1 Возбуждение дела об административном правонарушении
и его раследование
Эта стадия будет начальным этапом производства по делу,имеет определяющее значение
для всего предварительного процесса.Именно на этой стадии закладываются основы для
вполнения задач по делам об административных правонарушениях.На этой стадии по
абсолютному большинству дел правомочные должностные лица соответствующих
органов административной юрисдикции совершают комплекс процедурно-
процессуальных действий,в ходе которых устанавливается факт совершения проступка,
Производится его фиксация в протоколе об административном
правонарушении,определяются круг допустимых доказательств и средств
доказывания,подведомственность дела для рассмотрения по существу,и дело направляется
по подведомственности.От полноты,всесторонности и объективности предварительной
правовой оценки нарушения и обстоятельств его совершения зависит правильность
юридической квалификации проступка,а в конечном итоге-обоснованость и
справедливость постаногвления по делу.В своей совокупности эти факторы обеспечивают
социальную объективность законодательства об административных правонарушениях и
воспитательное значение правоприменительного процесса.
На стадии возбуждения дела об административном правонарушении по сути своей
производистя так называемое административное расследование.Предварительная
подготовка по делу об административном правонарушении производистя в упрощенном
порядке.Например,в органах милиции это действия совершается без вынесения
отдельного процессуального документа в форме постановления.При наличии оснований
соответсвующее должностное лицо составляет протокол об административном
правонарушении,своего рода обвинительный акт;он может иметь определённое
доказательственное значение при рассмотрении дела по существу(например,в случае
невозможности получить повторноу или дополнительные объяснения от потерпевших и
свидетелей).Но придание такого качества протоколу допустимо только при условии,если
он составлен правильно,в полном соответствии с требованиями.Один экземпляр
протокола должен приобщаться к материалам дела для рассмотрения его по существу,а
второй экзепляр протокола может потребоваться на случай разрешения в порядке
гражданского судопроизводства вопроса о взыскании с нарушителя имущественного
ущерба,причененного правонарушителем.
При предварительной подготовке по делам об административных
правонарушениях,в том числе и во время составления протокола,решается вопрос о
юридической оценке совершенного деяния,носящего признаки административного
правонарушения.Правильная юридическая оценка
административногоправонарушенияимеет очень важное значение,так как она
предопределяет направления дела по подведомственности для рассмотрения по
существу.Но решение вопроса о юридической квалификации иногда бывает
затруднительно,особенно-в случае отграничения так называемых смежных проступков и
административных проступков от «сходных» преступлений.Меры по предупреждению
ошибок при предварительной подготовке по делам об административных
правонарушениях могут быть различными и зависят от особенностей конкретного дела.По
трудно доказываемым правонарушениям пользукються помощью экспертов,принимают
оперативные меры по установлению очевидцев правонарушений.
4.2 Рассмотрение дел об административных правонарушениях
Эта стадия производства по делам об административных правонарушениях являетяс
центральной.Деятельность органов административной юрисдикции на данном этапе
производства носит комплексных характер,предопределяемый необходимостью
правильного установления предмета административно-правового деликта,его
подведомственности,а также необходимостью рассмотрения дела по существу и
вынесения решения(постановления).Комплексность названных действий по
осуществлению административной юрисдикции связывается со сложностью и
многоплановостью задач производства по делам об административных
правонарушениячх.На стадии рассмотрения дел главным образом и происходит
реализация как административных материальных,так и административно-процессуальных
норм.И в конечном итоге предопределяется эффективность всего правоприменительного
процесса.Правильное применение законодательства об административных
правонарушениях оказывает положительное влияние на состояние общественного
порядка,способствует предупреждению правонарушений и особенно преступлений с
административной преюдицией.Разумеется,задачи законодательства и задачи
производства по этим делам,а также требования законности и обеспечения гарантий
личности в административно-процессуальными нормами порядка расследования дел об
административных правонарушениях.
Стадия рассмотрения дел об административных правонарушениях отражает сущность
правонарушения по этим делам.Именно на данной стадии решается вопрос о виновности
или невиновности лица,привлекаемого к административной отвественности;именно на
данной стадии подтверждается правовая.логическая и психологическая характеристика не
только правоприменения,но и обоснованность нормативного установления
административной ответственности за конкретные правонарушения.
Поэтому на данной стадии носят(и должны носить)исключительно правовой характер как
процессуальные,так и процедурные действия участников административно-
юрисдикционного процесса.Законодательством об административных правонарушениях
установлены единые и притом высокие требование к качеству рассмотрения
дел,независимо от того,являются ли эти функции основными либо выполняются наряду с
другими.
Стадия рассмотрения дел об административных правонарушениях в зависимости
от характера процедурно-процессуальных действий участников административно-
юрисдикционного процесса осуществляется в три этапа:подготовка дела к
рассмотрению,непосредственное рассмотрение его,вынесение постановления по
результатом рассмотрения дела.
1.Подготовка дела к рассмотрению состоит в изучении соответствующим
должностным лицом материалов поступившего дела,предварительной оценке с точки
зрения достаточности данных для рассмотрения дела и вынесения постановления.При
необходимости соответсвующие должностные лица принимают меры к дополднительной
проверки представленнывх материалов и для приобщения к материалам дела
необходимых доказательственных данных(объяснений,справок,заключений экспертов и
т.п.)Закон установил четкие нормативные предписание,обеспечивающие реализацию
принципа оперативности в производстве по делам об административных
правонарушениях.
2.Непосредственное рассмотрение дел об административных правонарушениях-
очень важный и содержательный этап правоприменительного процесса.Здесь наиболее
полно проявляется административно-процессуальный порядок рассмотрения
дел,обусловленный предметностью и целенаправленностью задач производства по делам
об административных правонарушениях.Хотя непосредственным предметом
правонарушения в этом производстве является отдельный,конкретный случай,здесь в
конечном итого проявляется нормативно-правовая урегулированность соответствующих
общественных отношений и действительность правовых гарантий обеспечения
соблюдения прав и законных интересов граждан.
Главная цель рассмотрения дела по существу-установления фактических
обстоятельств совершения правонарушения,объективная правовая оценка его и
применение к виновному законной,обоснованной и справедливой меры
административного взыскания.Помимо отмеченного,на этой стадии производства по
делам об административных правонарушениях проверяются социальные основы не только
правоприменения,но и нормативно-правового установления административной
отвественности за конкретные виды проступков.На данной стадии производства
процессуальные и процедурные действия участников административно-юрисдикционного
процесса носят(и должны носить) исключительно правовой характер.Специфика
правоприменения на данной стадии рассмотрения дел об административных
правонарушениях обусловлена тем,что законодательство об административной
отвественности не так детально,как например,уголовно-процессуальное
законодательство,регламентирует процедуру административно-юрисдикционного
процесса.Здесь существенное место занимают морально-нравственные начала.В числе их
такие,как правосознание участников процессуальной деятельности,гражданская
добросовестность,правдивость и истинность их.Особенности рассмотрения дел об
административных правонарушениях обуславливаются юридической квалификацией
проступка,требующих иногда выяснения дополнительных обстоятельств по делу и
принятия мер к исполнению постановления.
3.В результате рассмотрения дела выносится постановление о наложении
административного взыскания либо прекращении производства по делу при объявлении
устного замечания.передачи материалов дела на рассмотрение товарищеского
суда,общественной организации,в комиссии специализированные,органом
предварительного следствия,прокурору и т.п.
4.3.Исполнение постановлений о применении
административных взысканий.
На данной стадии производства по делам об административных правонарушениях
возникает много сложных вопросов,связанных не только с «собственно» исполнением
постановлений,но и с разрешением иных вопросов,предопределяющих
своевременность,правильность и полноту исполнения постановлений органов
административной юрисдикции.На основе анализа практики и действующих норм можно
представить следующий перечень вопросов,которые приходится разрешать органам
административной юрисдикции при исполнении постановлений по дела об
административных правонарушениях:
1.Отсрочка исполнения постановления;
2.сокращение срока лишения специального права,предоставленного гражданину;
3.Замена неотбытых исправительных работ на штраф или административный арест;
4.Прекращение исполнительного производства;
5.Поворот исполнения постановления;
6.Привлечение к ответственности должностных лиц,виновных в неисправлении
или ненадлежащем исполнении постановлений по делам об административных
правонарушениях;
7.Привлечение к ответсвенности должностных лиц,виновных в утрате
исполнительного документа.
Названный перечень вопросов,подлежащих разрешению при исполнений
постановлений о наложении административных взысканий,является примерным.В него
можно включить вопросы,связаные с уточнением каких-либо неточностей в
постановлениях,с устранением описок и опечаток при изготовлении текста и копий
постановлений,с устранением арифмитических ошибок в определении подлежащего
взысканию имущественногоущерба,причинённого административным
правонарушителем,с определением очередности исполнения постановления в части
применения имущественных взысканий,с определением судьбы вещественных
доказательств или предметов конфискации(либо предметов,подлежащих изъятию).
На практике иногда возникают вопросы,связанные с зачётом в срок отбытия
административного ареста времени содержания под стражей(например,при применении
этого взыскания в связи с прекращением уголовного дела).Подобный вопрос возникает и
при применении административного взыскания в виде исправительных работ.Наконец,не
исключаются случаи освобождения от отбытия взыскания в виде административного
ареста или исправительных работ при наличии обстоятельств,препятствующих отбытию
видов взысканий.Кроме того,возможна постановка вопроса о замене строго
административного взыскание на более мягкое.Нелогичные ситуации возникают иногда
даже при соблюдении установленного законом порядка пересмотра постановлений(по
протестам прокуроров):из-за того,что легализованный порядок усложнён излишними
формальностями,нередко изменяютяс и отменяются вполне законные,обаснованные и
справедливые постановления.А формальности обставляютяс многими
документами:сначала орган исполнения должен внести предстваление
прокурору,содержание этого документа дублируется в протесте прокурора;протест
поступает в орган ,вынесший постановление;при вынесении нового постановления в
значительной мере повторяется содержание представлениие органа исполнения
постановления(например,в случаях замены административного ареста на более мягкое
взыскание).Наделение органов административной юрисдикции правом пересмотра
вынесенных ими постановлений о наложении административных взысканий по
представлению органов исполнения исключило бы во многих случаях несогласованность
в действиях правоохранительных органов и способствовало бы обеспечению реального
исполнения таких постановлений.
Исполнение постановления заняты различные государственные органы.При этом
они осуществляют двоякую по своему характеру деятельность:по обращению
постановлений к исполнению и по непосредственному приведению их в исполнение.
Первую из них,согласно ст.278 КоАП,осуществляют юрисдикционные органы,то
есть те,которые решают вопрос об ответсвенности виновных и выносят постановления о
наложении административных взысканий.
Вторую в соответсвии со ст.279 КоАП осуществляют специально уполномоченные
на то органы государства в порядке,установленном законодательством РБ.И та,и другая
деятельность образют единую стадию исполнения постановлений,но являются её разными
этапами.
Основанием предоставления отсрочки исполнения постановлений служат
обстоятельства,наличие которых делает невозможным его немедленное исполнение.
Законодательство устанавливает давность исполнения постановления о
наложении административных взысканий.Не подлежит исполнению постановление о
наложении административного взыскания,если оно не было обращено к исполнению в
течении трех месяцев со дня вынесения.
Контроль за правильным и своевременным исполнением постановления о
наложении административного взыскания возлакается на орган(должностное
лицо),вынесший постановление.
Кодекс РБ об административных правонарушениях.Мн.:Амалфея,2001,с.255-256
Заключение
В данной курсовой работе были изложены основные принципы и элементы
производства по делам об административных правонарушениях.Сложно было провести
глубокий и всесторонний анализ ввиду отсутствия знаний в области методологии
административно-правовых исследований .в результате знакомства с исследованием в
области производства по дела об административных правонарушениях можно сделать
следующие выводы.
В области права понятие процесса неразрывно связано с разбирательством спора,а при
производстве по делам об административных правонарушениях спор в правовом смысле
отсутствует.Самостоятельность производства по делам об административных
правонарушениях обуславливается как минимум двумя причинами:1)спецификой
разбираемой материи:споры из отношений власти и принуждения по своему существу
чужды гражданскому разбирательству с его принципами устности,равенства
сторон,состязательности,материального интереса;2)особенностями самого
производства,заклющающимся,по мнению многих его исследователей,в упрощенной
процедуре.
Среди особенностей производства по делам об административных правонарушениях
можно назвать следующие:1)возложение времени доказательства на властную сторону
административного процесса,в отличие от традиционного процесса;2)возможность и
устного,и письменного ведения дела,разрешение дела в отсутствии ответчика,отсутствие
многих жёстких правил гражданского и уголовного процессов;3)в производстве по делам
об административных правонарушениях участвуют два субъекта,а не как в гражданском
процессе;4)публичный характер правонарушений,вызывающих спор.
Список использованной литературы
1.Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях:Текст с
изменениями и дополнениями по состоянию на 20 сентября 2001 г.-Мн.:Амалфея,2001.
2.Постникова А.А.,Сухаркова А.И.Административное право РБ.Мн.1994 : «Молодёжное
общество».
3.Бахрах Д.Н.,Ренов Э.Н.Производство по делам об административных
правонарушениях.-М.,1994.
4.Масленников М.Л.Производство по делам об административных правонарушениях.-
М.,1994.
5.Тищенко Н.М.Правовой статус субъектов производства по делам об административных
правонарушениях /Автореф.дис. … канд.юрид.наук.-Харьков,1988 С.13
6.Якимов А.Ю. Административно-юрисдикционный процесс и административно-
юрисдикционное производство //Государство и право.-1999.-№3.-С.5-11.
7.Лунев А.Е.Вопросы административного процесса.//Правоведение.-Л.,1962.-№2.-С.43
8.Теория государства и права.-М.,1987.-С.313
9.Чечот Д.М.Административная юстиция.Теоритические проблемы.-Л.,1973.-С.28