Кривая Лаффера. Совокупный спрос

Задание № 1.

   %Налога

            60

            50

            40

            30

            20

            10

                        300      550      650      700      800      900      Сумма налогов

% Налогового изъятия

10

20

30

40

50

60

Общая сумма поступления налогов на прибыль в бюджет

300

550

650

900

800

700

Смысл кривой Лаффера заключается в том, что снижение ставок налогов обладает мощным стимулирующим воздействием на производство. При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается: раз выпускается больше продукции, то и налогов собирается больше. В принципе расширение налогооблагаемой базы способно компенсировать потери, вызванные снижением налоговых ставок, но до определенного момента. В нашем задании мы видим, что оптимальной налоговой ставкой является 40 %, при ней сбор налогов достигает своего апогея и составляет 900 ден. ед. При дальнейшем снижении ставок налога происходит снижение  доходности с данного налога до 300 ден. ед. при ставке 10%.

Задание №2.

Совокупный спрос — это реальный объем национального произ­водства товаров и услуг, которые домашние хозяйства, предпри­ятия и государство готовы купить при данном уровне цен.

Рост совокупного спроса тормозят два фактора. Первый — психология потребителей. С увеличением доходов не все они будут направлены на покупки товаров, часть доходов пойдет на сбережения. С увеличением доходов склонность к потреблению понижается, склонность к сбережению возрастает. Это своего рода психологический закон. Второй тормоз — снижение эффективности капитальных вложе­ний. С увеличением размеров накопленного капитала норма при­были снижается в силу закона убывающей производительности капитала. Если норма прибыли не сильно отличается от нормы процента, то расчет на получение высоких Доходов от расширения и модернизации производства оказывается малопривлекатель­ным. Спрос на инвестиционные товары падает.

Рассмотрим предоставленные факторы, влияющие на совокупный спрос общества:

·        Рост заработной платы – приводит к повышению совокупного спроса, потому, что у людей появляются свободные денежные средства, которые они желают тратить.

·        Повышение налогов – приводит к снижению совокупного спроса, потому, что повышает цену на товары, работы, услуги, а при неизменном доходе, индивидуум теряет стимул тратить больше денег, а старается отложить  их «на черный день».

·        Рост склонности населения к сбережению – также приводит к снижению совокупного спроса, потому, что граждане государства откладывают деньги и не склонны их тратить.

·        Рост денег находящихся в обороте – при условии отсутствия роста цен это фактор будет влиять на повышение совокупного спроса. Так как большее количество денег в обороте, т.е. на руках  у граждан, будет стимулировать их  на дополнительные траты.

·        Рост склонности населения к потреблению – естественно приводит к увеличению совокупного спроса, так как гражданин имея некоторую сумму свободных денег не откладывает ее, а предпочитает тут же приобрести на нее некое благо.

Задание №3.

Для фирмы при планировании объема и структуры производства чрезвычайно важно знать, от чего зависит спрос на ее продукцию. Как мы уже выяснили, величина спроса зависит от цены товара, доходов потенциальных потребителей, а также цен на товары, которые являются либо взаимодополняемыми (например, автомобили и бензин), либо взаимозаменяемыми (например, масло и маргарин, отдельные сорта мяса и т.п.). На спрос влияют и другие факторы.

С повышением цен на продукцию фирмы можно ожидать, при прочих равных условиях, снижения спроса на нее, при этом активная деятельность конкурентов, выпускающих продукты-заме­нители и продающих их по более низким ценам, также может привести к снижению спроса на изделия фирмы. В то же время с рос­том доходов населения фирма может рассчитывать на расширение покупательского спроса и соответственно увеличение сбыта пред­лагаемой продукции.

Однако как изменится величина спроса при повышении (понижении) цены продукции на 1, 10, 100 руб.? Обычно предприятие, повышая цену, рассчитывает на рост выручки от продаж. Однако возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту выручки, а, наоборот, к ее снижению за счет сокращения величины спроса и соответственно уменьшения сбыта.

Поэтому для фирмы важно определить, какое в количествен­ном отношении воздействие на величину спроса может оказать изменение ценны продукции, доходов потребителей или цен на товары-заменители, производимые конкурентами.

Мера реакции одной величины на изменение другой называет­ся эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процен­тов изменится одна переменная экономическая величина при из­менении другой на один процент. Примером может служить элас­тичность спроса па цене, или ценовая эластичность спроса, кото­рая показывает,, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один про­цент.

Существует два крайних случая. Первый случай — существо­вание только одной цены, при которой товар будет приобре­таться покупателями. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного товара (если цена по­высится), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена снизится). При этом спрос является абсолютно эластичным, показатель эластичности бесконечен.

Важным моментом, оказывающим воздействие на эластичность спроса, является наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, призванных удовлетворять одну и ту; потребность, тем больше возможностей для покупателя от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса, на данный товар.

Например, спрос на хлеб относительно неэластичен. В то же время спрос на отдельные сорта хлеба является относительно эластичным, так как с повышением цены, к примеру, на бородинский хлеб покупатель может перейти на другой сорт ржаного хлеб и т.п. Спрос на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен. Однако если рассматривать, эластичность По отношению к отдельным видам сигарет, сортам мыла и т.п., то она будет значительно выше.

Та же закономерность применима к изделиям, выпускаемым отдельной фирмой. Если на рынке присутствует значительное число конкурентов, выпускающих аналогичную или близкую пои назначению продукцию, то спрос на продукцию этой фирмы будет относительно эластичным.

Другим важным обстоятельством, влияющим на ценовую элас­тичность, является фактор времени. В краткосрочном пе­риоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в дол­госрочном. Например, спрос на бензин со стороны индивидуаль­ных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и по­вышение цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Однако можно предположить, что осенью значительная часть авто-владельцев поставят свои машины в гаражи, спрос на бензин сни­зится, сократится объем продаж его. Кроме того, к следующему лету, часть из них начнут пользоваться пригородными электричка­ми. Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэласти­чен в обоих случаях, в долгосрочном периоде эластичность выше.

Такая тенденция изменения эластичности во времени объяс­няется тем, что с течением времени каждый потребитель имеет возможность изменить свою потребительскую корзину, найти товары-заменители.

Различия в эластичности спроса объясняются также значи­мостью того или иного товара для потребителя. Спрос на пред­меты первой необходимости неэластичен; спрос на товары не иг­рающие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Действительно, при повышении цен мы можем отказаться от до­полнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли со­кратим покупки хлеба, мяса и молока. Как правило, спрос на про­дукты питания неэластичен, и сейчас, при снижающемся уровне жизни населения, на их приобретение тратится все большая часть доходов средней российской семьи.

Решим нашу задачу:

Коэффициент эластичности равен:

Ер= ∆Q/∆P, где:

∆Q – изменение величины спроса в %,

∆P – изменение цены в %.

Рассчитаем изменение величины спроса, (250шт*100%)/150шт = 66,67%

Рассчитаем изменение цены, (20ден*100%)/25ден=20%

Ер=66,67/20=3,3 из теории экономики мы знаем, что если абсолютная величина показателя ценовой эластичности больше 1 то в данном случае спрос эластичен, а так как в нашей ситуации спрос составил 3,3 то можно твердо сказать, что спрос на цветы эластичен.

Снижение цены на 20% оправдано, так как продавец все равно получает прибыль от реализации превышающую затраты на покупку цветов на 20%.