Антропологические аспекты подросткового алкоголизма

Антропологические аспекты подросткового алкоголизма

Владивосток, 2004

Оглавление

    Введение                                                                                                                3

I. Антропология алкоголизма                                                                                  4

II.Алкоголизм в подростковом возрасте                                                                  7

   2.1.Основные аспекты алкоголизма в подростковом возрасте                            7

   2.2.Социальные последствия потребления алкоголя подростками            12

III.Эмпирическое исследование отношения подростков к алкоголю            22

    Заключение                                                                                                   24

    Библиографический список                                                                         26

    Приложение                                                                                                 29

Введение

Одной из самых острых проблем современного общества является приверженность большого числа людей к злоупотреблению спиртными напитками.

Алкоголизм -  заболевание с хроническим течением, в основе которого лежит пристрастие к этиловому спирту. В социальном плане алкоголизм означает злоупотребление спиртными напитками (пьянство), приводящих к нарушением нравственных и социальных норм поведения. Злоупотребление алкоголизмом по данным ВОЗ, является третий после сердечно – сосудистых и онкологических заболеваний  причиной смертности.

Во - первых тяжелая форма опьянения (острое алкогольное отравление) нередка причина смерти в молодом возрасти.

Во -  вторых при злоупотреблении спиртными напитками может наступить внезапная смерть  в следствии первичной остановки сердца или нарушения ритма сердечной деятельности  (например, мерцательная аритмия). В третьих злоупотребляющие алкоголем в большей степени подвержены травматизму. Кроме того риск самоубийства у людей страдающих этим заболеванием возрастает в десятки раз, по сравнению с популяцией. Около 40% убийств также совершается при опьянение.

Особенно тревожит тот факт, что средний возраст приверженцев алкоголя постоянно снижается. С данной проблемой должно бороться не только обществу, но и каждый человек также должен осознавать для себя большой вред и стараться бороться с ним. Только после этого можно говорить о решении данной проблемы.

Цель данной работы – анализ подросткового алкоголизма. Большинство случаев потребления спиртных напитков связано с целью повысить свое настроение либо, по утверждениям пьющих, «расслабиться», и причиной, по которой они впервые стали их употреблять алкоголь, является желание попробовать и почувствовать себя взрослым. Негативные последствия, которые несёт алкоголизм, оказывают прежде всего вред здоровью.

Глава I.Антропология алкоголизма

Похититель рассудка — так именуют алкоголь с давних времен. Конечно, точной даты возникновения алкоголя нет. Но история эта уходит в глубокую древность. Не обязательно говорить об алкоголе. Могло быть нечто другое, но с похожими свойствами. Например, северные народности употребляли настои грибов, которые содержат в себе галлюциногены. Есть много грибов, которые могут вызвать изменения психики. У индейцев рано появились наркотики, например листья коки.

Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до нашей эры – с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовления алкогольных напитков из меда, плодовых соков и дикорастущего винограда. Возможно, виноделие возникло еще до начала культурного земледелия. Так, известный путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай  наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умевших еще добывать огонь, но знавших уже приемы приготовления хмельных напитков. Чистый спирт начали получать в 6-7 веках арабы и назвали его «алкоголь», что означает «одурманивающий». Первую бутылку водки изготовил араб Рагез в 860 году. Перегонка вина для получения спирта резко усугубила пьянство. Не исключено, что именно это послужило поводом для запрета употребления спиртных напитков основоположником ислама (мусульманской религии) Мухаммедом (Магомет, 570--632). Этот запрет вошел впоследствии и в свод мусульманских законов – Коран (7 век). С тех пор на протяжении 12 столетий в мусульманских странах алкоголь не употребляли, а отступники этого закона (пьяницы) жестоко карались[1].   

Но даже в странах Азии, где потребление вина запрещалось религией (Кораном), культ вина все же процветал и воспевался в стихах.

В средневековье в Западной Европе также научились получать крепкие спиртные напитки путем возгонки вина и других бродящих сахаристых жидкостей. Согласно легенде, впервые эту операцию совершил итальянский монах алхимик Валентиус. Испробовав вновь полученный продукт и придя в состояние сильного алкогольного опьянения, алхимик заявил, что он открыл чудодейственный эликсир, делающий старца молодым, утомленного бодрым, тоскующего веселым.

С тех пор крепкие алкогольные напитки быстро распространились по странам мира, прежде всего за счет постоянно растущего промышленного производства алкоголя из дешевого сырья (картофеля, отходов сахарного производства и т.п.). Алкоголь настолько быстро вошел в быт, что практически не один художник, писатель или поэт не обходил эту тему. Таковы картины пьянства на полотнах старых голландских, итальянских, испанских и немецких художников. Злую силу алкоголизма понимали многие передовые люди своего времени. Известный религиозный реформатор тех лет Мартин Лютер писал: « Каждая страна должна иметь своего дьявола, наш немецкий дьявол – добрая бочка вина».

Распространение пьянства на Руси связано с политикой господствующих классов. Было даже создано мнение, что пьянство является якобы старинной традицией русского народа. При этом ссылались на слова летописи: «Веселие на Руси – есть пити». Но это клевета на русскую нацию. Русский историк и этнограф, знаток обычаев и нравов народа, профессор Н.И. Костомаров (1817—1885) полностью опроверг это мнение. Он доказал, что в Древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5-10 градусов. Чарка пускалась по кругу и из нее каждый отпивал несколько глотков. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство считалось величайшим позором и грехом[2].

Но с 16-го столетия начался массовый завоз из-за границы водки и вина. При Иване IV  и Борисе Годунове учреждаются «царевы кабаки», приносящие массу денег в казну. Тем не менее, уже тогда пытались ограничить потребление спиртных напитков. Так в 1652 году вышел указ «продавать водку по одной чарке человеку». Запрещалось выдавать вино «питухам» (т.е. пьющим), а также всем во время постов, по средам, пятницам и воскресеньям. Однако из-за финансовых соображений вскоре была внесена поправка: «чтобы великого государя казне учинить прибыль, питухов с кружечного двора не отгонять», чем фактически поддерживалось пьянство.

С 1894 года продажа водки стала царской монополией.

Одним из темных пятен прошлого, следы которого еще сохранились у нас, являются пьянство и алкоголизм.

Надо ли говорить, что Россия в смысле употребления спиртного страна более чем особая. Тут свои, увы, печальные традиции, свои стандарты. Превалирует у нас употребление в виде «ударных доз»: большое количество выпитого в сжатые сроки. Чаще днем. Иначе говоря, в России доминирует самый неблагоприятный, так называемый «северный» тип пития. И пьем мы исторически все больше и больше. Если в1913 году продавалось 3,4 литра на человека в год, то в 1927 – 3,7. К концу 1940 года госпродажа, правда снизилась до 2,3 литра, а к 1950 упала до 1,9 литра. Но зато потом только стремительный рост, и каждый всплеск рекордный.

Официально мы приблизились к мировым «питейным стандартам». А неофициально? Госкомстат СССР в то время проводил секретные исследования на предмет самогоноварения. Самогон, оказывается, давал прибавку еще в размере 5 с лишним литров. Итого 13,2 литра на каждого.

Четырнадцатого июня 1985 года ЦК КПСС объявил войну пьянству, которая потрясла все основы общества. Бюджет потерял 50 миллиардов не нынешних, а тех еще полновесных рублей, в два раза возросло потребление самогона. Тем не менее, именно к 1987 году возросла средняя продолжительность жизни. Это произошло без уменьшения смертности от отравлений и несчастных случаев. В результате, как бы мы не ругали кампанию, она сберегла жизнь приблизительно 700 тысячам россиян, да и заболеваемость снизилась[3].

По данным Госторгинспекции, в 1992 году каждая десятая бутылка была фальсификацией горячительного напитка, в 1993 – каждая четвертая.

На сегодня потребление спиртных напитков на земном шаре характеризуется колоссальными цифрами.

Глава II. Алкоголизм в подростковом возрасте

2.1. Основные аспекты алкоголизма в подростковом возрасте

Анализ факторов, приводящих к риску подросткового алкоголизма, позволил выделить следующие из них:

– экономическое (социальное) неблагополучие. Подростки из социально-неблагополучных семей, для которых характерны социальная изолированность, неудовлетворительные жилищные условия, родители которых имеют большие шансы быть постоянным участником правонарушений и часто злоупотреблять алкоголем. Экономически (социально) неблагополучные условия могут быть определены социальным педагогом и отмечены в карте наблюдений как один из возможных факторов риска;

– неблагоприятное окружение и общественная необустроенность. Районы проживания подростков отличаются высоким уровнем преступности с часто меняющимися жильцами, не способствуют возникновению чувства единения и общности среди людей, населяющих их, которое существует в более благополучных районах с меньшей плотностью заселения и низким уровнем преступности. Негативное соседство и общественная необустроенность дают основания предполагать распространенность злоупотребления алкоголем среди местной молодежи;

– частые перемены жительства. Частые перемены места жительства оказывают отрицательное влияние на психическое состояние подростка, поскольку сталкивают его с необходимостью построения отношений с новыми друзьями, соседями, одноклассниками, что часто влияет на появление трудностей и проблем. Чем чаще семья переезжает, тем выше опасность возникновения проблем, связанных с употреблением алкоголя;

– доступность алкоголя. Доступность алкоголя объективно связана с вероятностью злоупотребления им. Несмотря на существующий запрет на продажу алкоголя подросткам до 18 лет, многие продавцы в целях увеличения прибыли продолжают снабжать подростков алкоголем и не несут за это никакой ответственности;

          семейная предрасположенность. Дети, рожденные или воспитанные в семьях с алкогольными традициями, подвержены большему риску пристраститься к алкоголю.

В этом свою роль, по-видимому, играют как генетические факторы, так и влияние непосредственного окружения. Например, мальчики, родившиеся в семье алкоголика, даже воспитываясь в семье, усыновившей их, подвергаются в 4 раза большему риску стать алкоголиками, чем мальчики, родившиеся в нормальных семьях. Употребление алкоголя родителями и позитивное отношение к алкоголю в семьях, где родителя для того, чтобы расслабиться, много пьют, имеется большая вероятность, что подростки начнут употреблять алкогольные напитки. Чем больше членов семьи употребляют алкоголь, тем выше риск.

Очевидно, что в таких семьях вероятно раннее приобщение к спиртному. Оно влечет высокую вероятность того, что дети начнут испытывать алкогольную зависимость или у них возникнут проблемы со злоупотреблением алкогольными напитками в юношеском возрасте. Молодые люди, начинающие –пить в возрасте до 15 лет, подвергают себя в два раза большему риску, чем те, кто не спешит пробовать спиртное, пока им не исполнится 19 лет[4].

Подростковый возраст также известен как возраст усиления протеста против существующих в обществе взрослых людей моральных норм и принципов. Поскольку в обществе взрослых существует однозначно негативное отношение к алкоголю, подростки одной из форм протеста выбирают именно употребление алкоголя. Кроме того, переоценка ценностей в подростковом возрасте связана с увеличением потребностей в переживании риска как формы эмоционально насыщенного переживания. Зачастую риск реализуется в употреблении алкоголя и правонарушениях;

– реклама. Алкогольные изделия открыто рекламируются. Сопровождающая их информация, например, «Полная свобода», «Всегда первый…», «Свежий взгляд на вещи» и т.п., прочно связывают в сознании подростка алкоголь с такими ценностями жизни, как свобода, достижения, престиж, дружба. Наличие этих связей, обнаруживающихся только с помощью психодиагностики, как правило, не осознается, что делает их еще более опасными. Увы, эксплуатируется вечное стремление человека к свободе. Но свободным делает только внутренняя свобода, а отнюдь не алкоголь. Реклама, к сожалению, принадлежит к числу макрофакторов, предупредить влияние которых порой невозможно. Противостоять рекламе может только эмоционально зрелый и самодостаточный подросток, не испытывающий эмоционального дефицита в отношениях со сверстниками и окружающими взрослыми людьми[5].

Некоторые подростки, по мнению ряда исследователей, даже когда они подвергаются многим факторам риска, не употребляют алкоголя. Исследования показывают, что от употребления алкоголя удерживает, по-видимому, целый ряд защитных факторов:

1) чувство юмора;

2) внутренний самоконтроль, целеустремленность, стрессоустойчивость;

3) важность взаимоотношений по крайней мере с одним взрослым человеком, помимо родителей. На сознание подростка большое влияние может иметь учитель;

4) убеждения и совпадающие с принятыми в социальной группе нравственные ценности:

– успешное овладение необходимыми умениями;

– признание и одобрение умелых действий;

5) нормы, исключающие употребление алкоголя, принятые в семье, в школе, в общине.

Таким образом, семья является одним из факторов (как побуждающих, так и сдерживающих), определяющих отношение подростков к алкоголю.

Прямым следствием "семейной" отягощенное-то алкоголизмом является приобщение детей и подростков к употреблению алкоголя. Проблема эта также трудноизмерима, как и распространенность алкоголизма у женщин.

Особенности учета больных алкоголизмом подростков определяются, в первую очередь, отсутствием четких критериев диагностики раннего алкоголизма. Вопросы выявления, формы учета и диагностики в подростковой наркологии остаются во многом нерешенными.

В оценке распространенности, характера потребления, течения раннего алкоголизма существует много противоречий. Некоторые авторы говорят чуть ли не о 100% алкоголизации подростков, имея в виду знакомство подростков с алкогольными напитками, независимо от частоты их употребления. Рядом авторов частым считается употребление алкогольных напитков раз в неделю и чаще, тогда как другие относят в группу "злоупотребляющих часто" подростков, употребляющих алкоголь раз в месяц и чаще . Большинство авторов считает, что возраст начала потребления алкоголя определяет злокачественность течения раннего алкоголизма. Существует и мнение, что нет никаких оснований считать подростковый возраст решающим фактором.

Подростки, злоупотребляющие алкоголем и больные алкоголизмом, чаще всего попадают к наркологу через инспекцию по делам несовершеннолетних, тогда как система выявления таких подростков в школах, техникумах и общемедицинской сети практически не действует.

После известного Постановления 1985 г. выявление подростков увеличилось сразу вдвое. В первую очередь это определялось расширением сети наркологических учреждений, созданием подростковых кабинетов, активизацией деятельности подростковых врачей, более активным взятием на учет больных подростков. Но при этом нельзя исключать и гипердиагностики алкоголизма среди подростков в 1985-86 гг., когда злоупотребляющим алкоголем подросткам ставился диагноз хронического алкоголизма. Иногда гипердиагностика хронического алкоголизма у подростков достигала почти 30%. Начиная с 1986 г. в отчеты наркологических диспансеров была введена информация о числе подростков, злоупотребляющих алкоголем.

Эти показатели в расчете на 100 тыс. подросткового населения позволяют при сопоставлении их в динамике и при сравнении данных отдельных территорий получать некоторое представление, если не о распространенности алкоголизма среди подростков, то, если можно так выразиться, – об "алкогольных проблемах подростков".

В России в 1995 г. на учете состояло 1099 подростков и 55 детей, больных алкоголизмом; злоупотребляющих алкоголем – около 54 тысяч подростков и 4,5 тыс. детей.

После уже упомянутого резкого подъема в 1985-1986 гг., этот показатель в среднем по России также резко пошел на спад. Последние 5 лет выявление больных подростков в России было ниже уровня 1984 г. и ежегодно колебалось в пределах 7 – 10,4 случаев на 100 тыс. подростков.

Однако в 1995 г. число подростков больных алкоголизмом с впервые в жизни установленным диагнозом составило 12,3 на 100 тыс. подростков и показатель превысил уровень 1984 г.

Поскольку подростки по достижении 18 лет переходят в следующую возрастную группу и снимаются с учета у подросткового врача-нарколога, накопления больных подростков на учете не происходит и показатели числа состоящих на учете подростков довольно мало отличаются от уровня первичной выявляемости больных алкоголизмом подростков. Максимальное зарегистрированное число больных алкоголизмом подростков в целом по России отмечено в 1985-86 гг., когда на учете по поводу алкоголизма состояло около 25 подростков на каждые 100 тыс. населения этого возраста. В последние 5 лет пик пришелся на 1990-91 гг., а в последующие два года отмечалось снижение показателя. В 1993 г. в среднем по России состояло на учете 10,6 подростков на 100 тыс. В дальнейшем появилась тенденция к росту данного показателя и в 1995 г. его уровень составил 16,9 на 100 тыс. подростков.

Между территориями наблюдается широкий размах показателей. Низкий уровень числа состоящих на учете больных алкоголизмом подростков свидетельствует скорее не об алкогольном благополучии в подростковой среде, а о том, что подростками не занимаются (раз не берут на учет, значит не лечат).

Наибольшее число больных алкоголизмом подростков состояло на учете в 1995 г. в Республике Калмыкия (91,3), Челябинской (61,1), Новосибирской (52,7) и Орловской (49,3) областях. В то же время, для оценки распространенности алкогольных проблем подростков, большое значение имеют показатели учета злоупотребляющих алкоголем подростков. Максимум первичного выявления группы риска, т.е. злоупотребляющих алкоголем подростков приходится на 1986 г., когда на каждые 100 тыс. подростков приходилось более 800 злоупотребляющих алкоголем. В последние 4 года ярко выражена тенденция роста данного показателя, а в 1995 г. он составил 838,8 на 100 тыс. подростков, что в 1,5 раза больше, чем в предыдущем году, и несколько превышает уровень 1985 г.

Данные учета злоупотребляющих алкоголем подростков оказываются значительно ниже, чем результаты эпидемиологических исследований, проведенных с помощью анонимного анкетирования. Так, Е.С.Скворцова нашла, что часто употребляют спиртные напитки 25% мальчиков-подростков и 17,2% девочек; поданным Е.А.Кошкиной с соавт., часто употребляют спиртные напитки 16,3% опрошенных; по данным А.В.Худякова – 4% двенадцати-тринадцати летних детей и 39% подростков. Выше уже указывалось на расхождение в оценке частоты употребления спиртных напитков, чем и объясняется различие полученных результатов[6].

Таким образом, данные учета (при всей их неполноте), а также рост алкогольных психозов свидетельствуют о резком ухудшении алкогольной ситуации в подростковой среде и необходимости принятия действенных мер на государственном уровне, чтобы остановить процесс алкоголизации подросткового поколения.

2.2. Социальные последствия потребления алкоголя подростками

Социальные потрясения, переживаемые обществом в целом, в первую очередь находят свое отражение в молодежной среде, причем, в гипертрофированном виде. Это обусловлено рядом причин, связанных со спецификой возраста: существенными морфо-функциональными изменениями периода полового созревания, трудностями социализации, отсутствием жизненного опыта, неустоявшимся мировоззрением, юношеским максимализмом.

Поэтому негативные явления, происходящие в обществе, социальные пороки, в том числе и неумеренное потребление алкогольных напитков, являются в значительной степени проблемой молодежной. Современное состояние общества как никогда способствует массовому распространению социальных пороков, врастанию их в наш быт, в наше мировоззрение[7].

Отмечаемое, в частности, специалистами постоянное увеличение уровня потребления, снижение возраста приобщения, массовое распространение среди молодежи и подростков, связаны прежде всего с охватившим страну кризисом в идеологической, духовной, экономической и других сферах общественной жизни, который привел к разрушению существующих идеалов, стереотипов поведения, не дав ничего взамен. Существенное влияние оказывают и сложившиеся за последние годы социально-экономические условия жизни общества: резкое падение жизненного уровня населения, небывалое и непривычное для нас расслоение на бедных и богатых, тотальная криминализация, неуверенность в завтрашнем дне, угроза оказаться участником военных действий, обесценивание человеческой жизни, отсутствие социальных гарантий и социальной защищенности.

Следует отметить также, что одной из существенных причин неблагополучия в молодежной среде является ослабление или отсутствие гигиенической работы, гигиенического воспитания и обучения в учебных заведениях, неорганизованные досуг и летние каникулы и т.д.

Все это сказывается крайне неблагоприятно и способствует формированию у значительной части молодежи различных форм антисоциального поведения, в том числе и неумеренного потребления алкогольных напитков.

С помощью разработанной и многократно апробированной методики, в соответствии с программой мониторинга наркологической ситуации в подростковой и молодежной среде, регулярно в течение почти 10 лет проводятся исследования учащихся средних и средних специальных учебных заведений, а также подростков, нигде не обучающихся и не работающих.

Многолетняя практика исследования закономерностей и тенденций формирования у подростков и молодежи отношения к психоактивным веществам позволяет сделать вывод о том, что наиболее характерную картину приобщения можно проследить при изучении отношения к психоактивным веществам учащихся системы профтехобразования.

Это связано с тем, что здесь, как правило, учатся дети из неблагополучных, неполных семей, дети педагогически "запущенные" (по разным причинам), нередко с задержкой развития. От многих из них школа отступилась в силу нежелания или неспособности осваивать ими школьную программу. Кроме того, играет роль появление новых стрессовых ситуаций, таких как изменение социального окружения, присоединение к учебной нагрузке производственной деятельности и, как следствие, изменение привычного режима труда и учебы, и отдыха, ослабление семейного контроля. По мере освоения профессии у подростков начинают появляться собственные заработки (стипендия, оплата во время производственной практики и т.д.), которыми можно распорядиться по своему усмотрению[8].

Все эти внешние изменения происходят на фоне внутренних изменений, свойственных периоду полового созревания, который справедливо считается одним из наиболее критических в жизни человека. Такие изменения провоцируют начало приобщения к психоактивным веществам и делают учащихся СПТУ объектом внимания исследователей.

Представляют интерес и школьники – учащиеся средних и старших классов – ровесники учащихся ПТУ. Они составляют довольно многочисленный категорию молодежи. Эти подростки с разной степенью успешности осваивают сложную программу современного образования. Большинство их свои дальнейшие жизненные планы связывают с продолжением образования. Так, анализ профессиональных планов учеников показал, что 75% из них собираются приобрести профессии, связанные с получением высшего образования (18% – экономисты, 12% – врачи, 24% – сфера искусства, 9% – деньги и т.д.), остальные 25% хотят работать в милиции, охране, сфере обслуживания. Заметно следование моде: желание стать визажистами, дизайнерами, секретарями-референтами, топ-моделями и т.д. – встречается довольно часто. Эти планы выглядят поверхностно, также как и, например, желание мальчика-выпускника, потребляющего анашу, стать летчиком или девочки-выпускницы стать балериной (известно, что этой профессии обучаются с 10 лет в специальных учебных заведениях).

Чем меньше возраст, тем профессиональные планы более расплывчаты, однако, уровень профессиональных притязаний достаточно высокий и соответствует духу времени и деятельности средств массовой информации.

Если в младшем школьном возрасте ребенок действовал по непосредственному указанию взрослых, то теперь для него основное значение приобретают собственные принципы поведения, собственные взгляды и убеждения. Появляется потребность в автономии, повышается критическая оценка наставлений взрослых, происходит ослабление контактов с учителями, поиски своего "Я".

Стремление быть взрослым проявляется в подражании поведению взрослых. Это подражание может быть не только общественно положительным, но и общественно отрицательным, и выражаться имитацией поведения взрослых в общественно-отрицательном смысле – в курении, употреблении алкогольных напитков, одурманивающих веществ, правонарушениях и т.д. Установлено, что уровень и характер потребления алкогольных напитков в исследуемых группах несколько различается. Весь массив полученных данных делился на группы: группу не потребляющих алкогольные напитки, и группу потребляющих. Последние, в свою очередь, состояла из потребляющих эпизодически, умеренно и систематически.

Таким образом, потребление алкогольных напитков среди мальчиков – подростков распространено. Меньше всего потребляют школьники, значительно больше – учащиеся ПТУ, и еще больше – "дети улицы" ("группа риска"). Та же зависимость сохраняется и в группе систематически потребляющих (1 раз и более в неделю). Среди школьников их относительно меньше (8,87%) и очень, на наш взгляд, много в двух других группах (38,13% и 39,04%). Зато среди школьников больше потребляющих алкогольные напитки эпизодически.

У девочек уровень потребления несколько выше, но в основном за счет преобладания эпизодического потребления.

Интересно отметить, что в группе эпизодически потребляющих подростков обоего пола, приобщение происходило преимущественно в кругу семьи, на семейных праздниках. Первую рюмку они, как правило, получили из рук родителей или родственников. Систематически потребляющие алкоголь подростки чаще всего приобщились вне дома, в компании сверстников или старших товарищей.

Обследование подростков в других городах показало также высокий уровень потребления. Причем в Москве и Владивостоке уровень потребления среди девушек выше, чем среди юношей. В других городах, таких как Архангельск, Ярославль, Ижевск картина противоположная. Согласно исследованиям Скворцовой Е.С. и Кутиной Л.С. уровень алкоголизации среди мальчиков выпускников общеобразовательных школ составляет 72– 92%. Наибольший размах отмечен в промышленных центрах – в Волгограде (97,7%), в Кемерове (89,9%), Северном Кавказе (Ставрополь, Краснодар), Восточной и Западной Сибири (Иркутск, Томск). Москва также вошла в пятерку "лидеров" по распространенности употребления алкогольных напитков среди мальчиков. Наименьшие показатели по России отмечены в Центральном и Уральском регионах, а также в Кирове, Липецке.

От 80% до 93-94% девочек – старшеклассниц употребляют алкогольные налитки, причем в каждом обследованном городе большее количество девочек по сравнению с их ровесниками мальчиками употребляют спиртное. По всем обследованным территориям учащиеся системы среднего специального образования потребляют алкогольные напитки более интенсивно, чем школьники.

Анализ возрастной динамики потребления показал, что количество подростков, не потребляющих алкогольные напитки, с возрастом постепенно уменьшается. Это особенно заметно у девочек. У них изначально количество непьющих меньше, чем у мальчиков, и к 18-ти годам непьющих нет вовсе.

Однако наполнение группы потребляющих у них идет за счет группы эпизодического потребления.

В качестве причин употребления алкогольных напитков подростки указывают следующие: желание усилить хорошее настроение – 35,34%, облегчить общение с противоположным полом – 29,32%, улучшить плохое настроение – 27, 82%, "просто так" – 22,93%. Обращает на себя внимание значительное количество подростков, в качестве одной из причин указывающих желание усилить хорошее настроение – 35,34% в группе употребляющих и 48,36% в группе употребляющих систематически. Девочки этой группы назвали следующие причины: "просто так" – 46,15%, для улучшения плохого настроения – 30,77%, для усиления хорошего настроения – 11,54%, в силу традиций – 11,54%, для облегчения общения с противоположным полом – 11,54% (сумма процентов может превышать 100, так как при опросе можно было указать на несколько причин).

В группе пьющих систематически мальчиков в качестве основных причин указывались следующие: для усиления хорошего настроения – 48,36%, для общения с противоположным полом – 39,34%, для улучшения плохого настроения – 35,25%.

У подростков, употребляющих алкогольные напитки умеренно, отмечается существенное преобладание причин, свидетельствующих о конформности поведения, желании быть как все[9].

Анализ различных видов проведения досуга подростками показал, что предпочтительными в группе не употребляющих алкоголь подростков являются посещения кино, театров, выставок – 51,85%, прогулки с друзьями по улице – 25,93%, занятия в спортивных секциях – 22,22%.

В группе подростков, употребляющих алкогольные напитки, предпочтительными видами досуга являются прогулки с друзьями по улице 59,02%, встречи с девушкой – 34,96%, "тусовки" - 28,57%.

В группе пьющих систематически 59,84% подростков предпочитают гулять по улице, 42,62% – встречаться с девушкой, ходить на "тусовки" – 36,07%. При сравнении предпочтительных видов досуга у подростков трех групп (не употребляющие, употребляющие и употребляющие систематически) оказалось, что концерты современной музыки посещают соответственно 5,56%, 8,65% и 10,66% подростков; дискотеки – 1,85%, 18,80% и 27,05%;кафе-бары – 1,85%, 10,15% и 13,93%; тогда как помогают по хозяйству дома среди непьющих подростков – 37,04%, среди употребляющих алкогольные напитки – 12,41%, употребляющих систематически – 10,66%.

У девушек, не употребляющих алкогольные напитки, предпочтительными видами досуга являются помощь дома по хозяйству – 60%, посещение кино, театров и прогулки с друзьями по улице по 40%, занятия в кружках и прогулки с собакой – по 20%.. У девушек, употребляющих алкогольные напитки – прогулки с друзьями по улице – 57,69%, встречи с юношей – 42,31%, посещение кино, театров – 34,62%, помощь дома по хозяйству – 26,92%.

Концерты современной музыки и дискотеки девушками первой группы не посещаются, а среди девушек второй группы их предпочитают 7,69% и 19,23%.

При анализе видов досуга обращает на себя внимание тот факт, что непьющие подростки предпочитают виды досуга, в какой-то мере способствующие удовлетворению познавательных интересов (посещение кино, театров, выставок), развитию физических возможностей (занятия в спортивных секциях), больше времени посвящают дому, семье (помощь по хозяйству, выгул собак).

Для пьющих подростков наиболее характерны праздные и бездеятельные виды досуга: "тусовки", прогулки с друзьями по улицам. Значительное место занимают встречи с противоположным полом. Алкоголь в этих случаях используется как средство, облегчающее контакты и способствующее ослаблению социальных запретов.

Характерно, что подростки, употребляющие спиртные напитки, значительно более тяготеют к современным музыкальным ритмам, посещая активнее дискотеки, вечера и концерты современной музыки. Такой комплекс развлечений характерен для потребителей современной массовой культуры.

Показатели ценностных ориентации анализируемых трех групп подростков свидетельствуют о том, что такая категория как здоровье занимает первое место. Правда, в группе непьющих подростков оно ценится выше (81,36%) чем в группе пьющих (70,21%) и много пьющих (63,93%). На втором месте у непьющих любовь, дружба – 40,68%, на третьем семья – 38,98%, на четвертом – чистая совесть – 32,20%.

У пьющих подростков на втором месте также любовь, дружба (с несколько более высоким количественным показателем – 51,71%), на третьем месте – материальное благополучие – (46,23%), на четвертом – разнообразная веселая жизнь (35,62%).

У подростков систематически пьющих на первом месте, так же как и в двух других группах, здоровье, но с более низким показателем – 63,93%. На втором месте – любовь, дружба – 54,10%, на третьем – материальное благополучие – 49,18%, на четвертом – разнообразная веселая жизнь – 45,90%.

Таким образом, непьющие подростки считают для себя наиболее важными здоровье, любовь, дружбу, семью и чистую совесть.

Для подростков, употребляющих с различной степенью интенсивности алкогольные напитки, значимы, наряду со здоровьем, любовью и дружбой, материальное благополучие и веселая разнообразная жизнь. Такая категория, как чистая совесть ценится значительно ниже в группах употребляющих алкогольные напитки (15,41%) и употребляющих систематически (9,02%), чем в группе не употребляющих (32,20%), и занимает одно из последних ранговых мест.

При составлении профилактических программ следует учитывать, что подавляющее большинство подростков обоего пола, независимо от их отношения к алкогольным напиткам, первостепенное значение придает собственному здоровью. Они фактически готовы к восприятию воспитательного воздействия с целью формирования у них навыков здорового образа жизни[10].

Обследование подростков, которые не вписываются в систему общего среднего и специального образования, а это, как правило, лица педагогически запущенные с задержкой развития, нередко с отклоняющимся поведением, пренебрежительным отношением к своим обязанностям, показало самый высокий уровень потребления алкогольных напитков.

Причины потребления алкогольных напитков, характер и формы проведения досуга, структура ценностных ориентации имеют много общего с таковыми у школьников и учащихся СПТУ. Однако обращает на себя внимание предпочтение праздных и бездеятельных вечеров досуга, "тусовок", встреч с противоположным полом.

Обследованные учащиеся, по определению педагогов, относятся к категории "трудных подростков". Это дети, которые не смогли или не захотели продолжать образование, а также те, которые попали на обследование по направлению детской комнаты милиции.

Анализ данных, касающихся их отношения к психоактивным веществам, показал, что обследованные подростки составляют так называемую "группу риска" – показатели потребления этих веществ у них значительно выше, чем у их ровесников – школьников и учащихся ПТУ.

Профессиональные планы имеют тенденции, во многом отражающие современное состояние общества (бизнес, предпринимательство, охрана, рэкет; у девочек – фотомодель, манекенщица и т.д.) с той лишь разницей, что у их ровесников-школьников значительно выше рейтинг профессии, связанной с необходимостью приобретения высшего образования[11].

Наличие тенденций, характерных для молодежной среды сегодняшнего дня, в некоторой степени облегчает задачу педагогов и медицинских работников, осуществляющих воспитательное воздействие, так как цель, задачи и методы, содержание и организация его, остаются общими как для школьников, учащихся ПТУ, так и для этих детей. Однако качественные и количественные характеристики потребления психоактивных веществ подростками обследованной группы диктуют необходимость значительного усиления антиалкогольного гигиенического воспитания. Особое значение для них имеет личностный подход и работа с каждым подростком как в составе группы, так и индивидуально Необходимо постоянное наблюдение подросткового врача-нарколога с целью оптимизации профилактической, а в случае необходимости и лечебной работы.

Существование дифференцированных групп подростков и молодежи (разный воз раст, разные учебные заведения, группы "риска" и т.д.) диктует необходимость разработки дифференцированных программ гигиенического обучения и воспитания молодежи. Причем термин "программы" необходимо применять в широком смысле, так как о” предусматривает содержание и форму подачи информации, способы и средства познавательной деятельности, методы воздействия на мотивы поведения, т.е. все многообразие целенаправленного воздействия на человека, которое повлекло бы за собой изменен” отношения и, соответственно, изменение навыков и привычек поведения.

"Дифференцированность" профилактических программ следует рассматривать в двух аспектах. Прежде всего, это разработка программ двух типов для непосредственных объектов вое питательного воздействия – для детей и подростков и для осуществляющих эти воздействия -родителей, педагогов, воспитателей, мастеров производственного обучения и т.д.

Другой аспект дифференцирования программ определяется возрастной динамикой спецификой учебного заведения, характером социализации личности, изменениями ценностных ориентации.

В структуре жизненных ценностей подростков категория "здоровье" занимает перво место. Это дает основание считать, что молодежная аудитория готова к восприятию соответствующей молодежной информации в рамках антиалкогольного воспитания, осуществлять которое можно только через общую систему воспитания, не выделяя его из этой системы как автономное, отдельное, изолированное, независимое, а рассматривая его как составную часть воспитания навыков здорового образа жизни, правильного отношения к своему здоровью.

Любая профилактическая программа должна начинаться с оптимизации "уклада жизни подростка, прежде всего с нормализации условий обучения, труда и быта, оздоровления внутрисемейных отношений, налаживания полноценного питания, организации медицинского обслуживания, в соответствии со все возрастающими требованиями окружающей среды.

При этом всегда надо помнить, что легче предупредить возникновение вредных привычек, чем потом ликвидировать их. Содержание, объем и подача медицинских знаний относительно проблемы потребления алкогольных напитков и других психоактивных веществ должны быть четко согласованы с задачами профилактических программ по другим проблемам охраны здоровья и соответствовать возрастным, социально-экономическим и культурным характеристикам детей, подростков и молодежи.

Глава III. Эмпирическое исследование отношения подростков к алкоголю

Исследования проводились нами в педагогическом колледже № 1 г. Владивостока.

Наша работа предусматривала установление контакта со специалистами школы: социальным педагогом и психологом – с целью получения у них информации об интересующей нас категории детей.

Цель: определение отношения подростков к спиртным напиткам.

Критерии: частота употребления спиртных напитков, интерес к алкоголю.

Методы исследования.

1. Тест «Отношение подростков к спиртным напиткам» (в устной форме).

Материал: перечень вопросов.

Инструкция: подростку последовательно предлагается ответить на 13 вопросов. (см. приложение)

По результатам теста можно сделать следующий вывод: большинство подростков положительно относятся к спиртным напиткам:

- 5% не употребляют спиртных напитков, считают, что это вредно для здоровья и что в их возрасте употреблять спиртное еще нельзя;

- 15% употребляют спиртные напитки 1 раз в неделю, выпивают на дискотеке, говорят, что так интереснее проводить время;

- 20% употребляют спиртные напитки 2-3 раза в месяц; это происходит либо по праздникам, либо в кругу друзей; утверждают, что в малых дозах это здоровью совершенно не вредит.

- 60% употребляют спиртные напитки чаще 3 раз в неделю, считают, что это модно и совершенно не вредит их здоровью, чаще все это происходит в кругу друзей.

Тест

«Определение подростков, нуждающихся в антиалкогольной помощи»

Материал: перечень вопросов на листе бумаги.

Инструкция: подростку предлагается изучить тест и ответить на 14 вопросов (см. приложение)

По результатам теста:

20% юношей положительно относятся к спиртным напиткам;

35% юношей относятся к ним отрицательно;

15% девушек положительно относятся к спиртным напиткам;

30% девушек относятся к ним отрицательно.

Анкета

«Что значит алкоголь для подростка»

Материал: перечень вопросов.

Инструкция: подростку предлагает изучить анкету и ответить на 15 вопросов. (см. приложение)

По результатам анкетирования мы распределили обследуемых подростков на следующие группы:

К 1-й группе подростков (15%) относятся подростки, которые не употребляют спиртных напитков;

ко 2-й группе подростков (50%) относятся подростки, эпизодически употребляющие спиртные напитки;

3-я группа подростков (35%) характеризуется умеренным употребление спиртных напитков;

в 4-й группе подростков (0%) никто систематически не употребляет спиртных напитков.

Заключение

Проведенные исследования позволяют нам сделать следующие выводы:

1. Алкогольная ситуация в России является крайне напряженной. Наблюдается накопление больных с наиболее тяжелыми формами алкоголизма, рост числа больных алкогольными психозами, осложненность течения алкоголизма тяжелыми соматическими расстройствами. Наряду с этим отмечается сокращение существующей системы наркологической службы, что создает дополнительные трудности в оказании медицинской помощи больным алкоголизмом. Нарастание "алкогольных проблем" в населении позволяет прогнозировать обострение не только медицинских, но и социальных последствий алкоголизма: рост числа женщин, больных алкоголизмом, изменения внутрисемейных отношений и вовлечение детей и подростков в процессе приобщения к потреблению алкоголя.

2. Алкоголизм в настоящее время приобрел характер "семейной болезни", что создает необходимость вовлечения всей семьи в лечебный процесс на основе объединения опыта и усилий самых различных служб, имеющих отношение к социальной и медицинской помощи.

Обществу необходимо осознать и принять концепцию алкоголизма как семейной болезни, что позволит постепенно, на основе изменения общественного мнения, преодолевать проблемы, связанные с потреблением алкоголя.

3. Прямым следствием "семейной отягощенности алкоголизмом" и алкоголизма женщин является также и непосредственное приобщение детей и подростков к употреблению алкоголя. Официальные статистические данные свидетельствуют о резком ухудшении алкогольной ситуации в подростковой среде: число подростков, больных алкоголизмом, за последние 3 года возросло с 10,6 до 16,9 на 100 тыс.населения в возрасте 15-17 лет. Число подростков с впервые в жизни установленным диагнозом в 1995 г. существенно превысило уровень 1984 г. Свидетельством раннего развития алкоголизма является увеличение случаев алкогольных психозов у подростков, что ранее регистрировалось крайне редко.

4. Представленный материал свидетельствует о крайне неблагоприятной ситуации, которая сложилась в молодежной среде. Повсеместно отмечается постоянный рост уровня потребления алкогольных напитков и других психоактивных веществ. Изменения касаются всех частотно-количественных характеристик потребления. Нарастание размеров потребления сопровождается снижением возраста приобщения. Исследования мотивов потребления, ценностных ориентации, форм проведения досуга и других социо-демографических параметров показывает четкую связь их с изменившимися условиями жизни общества, находящегося в состоянии глубокого кризиса. При составлении профилактических программ следует учитывать, что подавляющее большинство подростков обоего пола, независимо от их отношения к алкогольным напиткам, первостепенное значение придают собственному здоровью. Они фактически готовы к восприятию воспитательного воздействия, с целью формирования навыков здорового образа жизни. Существование дифференцированных групп подростков и молодежи диктует необходимость разработки дифференцированных программ гигиенического обучения и воспитания.

Библиографический список

1.     Алексеева Л. С., Плотник М. М., Спиваковская А. С., Ширинский В. И. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. – Вып. 1. – М.: ЦБКТИ Минсоцзащиты населения Российской Федерации, 1995.

2.     Братусь Б. С., Сидоров П. И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. – М.: Изд-во МГУ, 1984.

3.     Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1988.

4.     Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей. – М.: Издат. центр «Академия», 1999.

5.     Волкова Е. М. Трудные дети или трудные родители? – М.: Профиздат, 1992.

6.     Вроно Е. С. Трудные родители, несчастные дети // Семья и школа. – 1996.

7.     Выготский Л. С. История культурного развития нормального и ненормального ребенка // Психология личности. – М.: Тексты, 1989.

8.     Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 1990.

9.     Кевля Ф. И. Социально-педагогическая поддержка семей и детей группы риска // Вестник психо-социальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1998.

10.            Ковалев С. В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1989.

11.            Колесов Д. В. Предупреждение вредных привычек у школьников. – 2-е изд. М.: Педагогика, 1984.

12.            Кочетов А. И., Верницкая Н. Н. Работа с трудными детьми: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1986.

13.            Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 1999.

14.            Ласточкина В. А., Якужева А. Н. Антиалкогольное воспитание учащихся средних, учебных заведений. – М., 1987.

15.            Макеева А. Г. Лысенко И. А. Долго ли до беды? Пед. профилактика детского наркотизма. – М.: Инка-Пресс, 2000.

16.            Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 1999.

17.            Патронг Д. П. Профилактика социальной дезадаптации учащихся // Сов. педагогика. – 1990. – № 5.

18.            Подласый И. П. Педагогика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение; Гуманит. изд. центр «Владос», 1996.

19.            Селеванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2000.

20.            Сидоров П. И., Митюхляев А. В. Ранний алкоголизм. – Архангельск: Изд. АГМД, 1999.

21.            Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. – М.: Феникс, 1994.

22.            Смирнова Е. // Семья и школа. – 1987. – № 12.

23.            Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. М. А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2000.

24.            Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Никитина. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2000. .

25.            Степанов В. Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для учителей и родителей. – 2-е изд., стереотип. – М.: Изд. центр «Академия», 1998.

26.            Тетерский С. В. Введение в социальную работу: Учеб. пособие. – М.: Академический Проект, 2000. .

27.            Титаренко В. И. Семья и формирование личности. – М.: Мысль, 1987.

28.            Торохтий В. С. Психологическое здоровье семьи и пути его изучения // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1996. – № 3.

29.            Турбовской Я. С. Парадоксы воспитания / Педагогический факультет. – М.: Знание, 1984. – № 12.

30.            Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2000.

31.            Харчева В. Г. Основы социологии: Учеб. для сред. спец. учеб. заведений. – М.: Логос, 1997.

32.            Шершнева А. И. Безопасность человека. – М., 1994.

33.            Шульга Т. И., Олиференко Л. Я. Взаимодействие специалистов в работе с неблагополучной семьей: Метод. рекомендации специалистов. – М.: Благотворительный фонд «Слово» – ООО «Симс», 1999.

34.            Шульга Т. И., Олиференко Л. Я. Методика работы с неблагополучной семьей: Из опыта учреждений социально-педагогической поддержки детей и подростков. – М.: Благотворительный фонд «Слово» – ООО «Симс», 1999. Ягодинский В. Н. Уберечь от дурмана: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989.

Приложение

1.Тест

1. Мое желание выпить зависит от настроения:

а) редко

б) иногда

в) всегда

2. Я избегаю пить спиртное, чтобы не проболтаться:

а) да

б) нет

в) свой вариант

3. Периодами я выпиваю охотно, периодами меня к спиртному не тянет:

а) иногда

б) всегда

в) свой вариант

4. Я люблю выпить в веселой компании:

а) да

б) нет

в) иногда

5. Я боюсь пить спиртное потому, что, опьянев, могу вызвать насмешки и презрение:

а) да

б) нет

в) свой вариант

6. Спиртное не вызывает у меня веселого настроения

а) да

б) нет

в) не всегда

7. К спиртному я испытываю отвращение:

а) да

б) нет

в) свой вариант

8. Спиртным я стараюсь заглушить приступ плохого настроения, тоски или тревоги:

а) да

б) нет

в) иногда

9. Я избегаю пить спиртное из-за плохого самочувствия и сильной головной боли впоследствии:

а) да

б) нет

в) иногда

10. Я не пью спиртного, так как это противоречит моим принципам:

а) да

б) нет

в) свой вариант

11. Спиртные напитки меня пугают:

а) да

б) нет

в) иногда

12. Выпив немного, я особенно ярко воспринимаю окружающий мир:

а) да

б) нет

в) иногда

13. Я выпиваю со всеми, чтобы не нарушить компанию:

а) да

б) нет

в) иногда

2 Тест

1.                 Первое в жизни употребление алкоголя оставило у вас приятные воспоминания?

2.                 Алкоголь для вас – средство занять свободное время?

3.                 Ваши друзья выпивают чаще двух раз в месяц?

4.                 Разговоры о выпивке вызывают у вас желание выпить?

5.                 Приходила ли вам когда-нибудь мысль о необходимости сократить употребления алкоголя?

6.                 Появлялось ли у вас когда-нибудь чувство вины или досады в связи с употреблением алкоголя?

7.                 Считают ли некоторые ваши знакомые, что вы много пьете?

8.                 Считают ли некоторые ваши родные или родственники, что вы много пьете?

9.                 Бывает ли вам трудно провести день рождения или праздник, совершенно не выпивая.

10.            Бывает ли вам трудно воздержаться от приема алкоголя?

11.            Были ли у вас когда-либо неприятности в учебе или на работе из-за употребления алкоголя?

12.            Задерживались ли вы дружинниками или милицией в состоянии опьянения?

13.            Забывали ли вы часть минувшего вечера после выписки?

14.            Случалось ли вам выпивать утром, натощак, чтобы улучшить свое состояние?

3.Анкета

1 Фамилия, имя.

2 Класс.

3 Ходите ли вы на дискотеку?

4 Спиртное – это…

5 Вы его употребляете:

а) да; б) нет; в) иногда

6       Во сколько лет вы попробовали спиртные напитки?

7       Для чего вы их употребляете:

а) поднять настроение;

б) таким образом утверждаю свое я;

в) потому что это делают все мои друзья.

8       Какие из спиртных напитков вам больше нравятся?

а) пиво;

б) вино;

в) коктейль;

г) свой вариант.

9       Как вы выбираете спиртные напитки?

а) по градусам;

б) по вкусу;

в) мне все равно, что употреблять;

г) свой вариант.

10  Часто ли вы употребляете спиртные напитки?

а) да

б) нет

в) иногда

г) свой вариант

11  Где это обычно происходит?

а) дома

б) на дискотеке

в) в кругу друзей

г) свой вариант

12   вас дома принято употреблять спиртные напитки?

а) да

б) нет

в) иногда

13  Как вы думаете, в праздники обязательно употреблять спиртные напитки?

а) да (почему?)

б) нет (почему?)

14  Как вы думаете, что такое алкоголизм?

15  Ваше отношение к нему?

а) положительное

б) отрицательное

в) безразличное

г) свой вариант


[1] Братусь Б. С., Сидоров П. И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. – М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 73.

[2] Торохтий В. С. Психологическое здоровье семьи и пути его изучения // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1996. – № 3. С. 27.

[3] Шульга Т. И., Олиференко Л. Я. Взаимодействие специалистов в работе с неблагополучной семьей: Метод. рекомендации специалистов. – М.: Благотворительный фонд «Слово» – ООО «Симс», 1999. – С. 20.

[4] Ласточкина В. А., Якужева А. Н. Антиалкогольное воспитание учащихся средних, учебных заведений. – М., 1987. С. 93.

[5] Ягодинский В. Н. Уберечь от дурмана: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989. С. 72.

[6] Колесов Д. В. Предупреждение вредных привычек у школьников. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1984. С. 62.

[7] Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 1990. С. 31.

[8] Шульга Т. И., Олиференко Л. Я. Взаимодействие специалистов в работе с неблагополучной семьей: Метод. рекомендации специалистов. – М.: Благотворительный фонд «Слово» – ООО «Симс», 1999. – С. 20.

[9] Шершнева А. И. Безопасность человека. – М., 1994. С. 39.

[10] Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. С. 125.

[11] Ковалев С. В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1989. С. 215.