Культура Древнего Египта

                    Содержание:

1. Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

2. Хозяйство и быт. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

3. Фараоны – живые боги. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

4. Религия Древнего Египта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

5. Заупокойный культ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11

6. Пирамиды – символ Древнего Египта. . . . . . . . . . . . . . . . . .13

7. Изобразительное искусство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  15

8. Вывод. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  19

9. Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20

                        Введение.

Пленительный и загадочный Восток, чьи тайны и поныне волнуют умы исследователей, стал колыбелью человеческой культуры. Именно здесь зарождаются три древнейших центра цивилизаций: египетской на реке Нил, шумерской между Тигром и Ефратом и индийской на реке Ганг. 

О происхождении древних египтян науке мало что известно. Одни ученые – египтологи – считают их выходцами из Азии. Об этом, по их мнению, свидетельствует язык, относящийся к семито-хамитской группе, а также особенности характера, типичные для азиатов или европейцев, но не для негроидной расы: настойчивость, стремление к оригинальности и инициативности. Другие полагают, что исконные жители Египта – родственники именно негритянских народов. На это указывает распространенный у египтян культ мертвых, фетишизм и поклонение животным. Так или иначе, но в IV тыс. до н.э. в долине Нил сформировалась устойчивая египетская народность и возникли первые государственные образования.

Египет стал первым государством на Земле, первой великой могущественной державой, первой империей, претендующей на мировое господство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых покоилась верховная власть в Египте, были незыблемость и непостижимость. 

Слово "Египет" происходит от древнегреческого наименования "Айгюптос". Современные египтяне, говорящие  по-арабски, называют страну "Миср". Древние египтяне называли свою страну "Кемс" (черная) – по цвету темной почвы.

Природные условия стали существенным фактором развития древнеегипетской цивилизации. В нильской долине египтяне собирали по два урожая в год, причем урожай был очень обильным – до 100ц с одного гектара. Однако эта долина составляла 3,5% территории Египта, на которой проживало 99,5% населения. Остальная территория представляла собой бесплодную и практически необитаемую пустыню. Культура развивалась изолированно, характерной её чертой была традиционность.

Зарождение египетской цивилизации восходит к III тысячелетию до н.э.: именно тогда фараон Мина объединяет разрозненные области-номы. Голова фараона увенчивается двойной диадемой – символом единства Юга Египта и области Дельты.

Традиционно в истории Египта выделяют следующие периоды: 

•    Додинастический (5 – 4 тыс. до н.э.);

•    Раннее царство (ок. 3000 – 2300 лет до н.э.);

•    Первый распад Египта (ок. 2250 – 2050 лет до н.э.);

•    Среднее царство (ок. 2050 – 1700 лет до н.э.);

•    Второй распад Египта (ок. 1700 – 1580 лет до н.э.);

•    Новое царство (ок. 1580 – 1070 лет до н.э.);

•    Поздний период (ок. 1070 – 332гг. до н.э.).

           Хозяйство и быт древних египтян.

Развитие древнеегипетской культуры обусловлено тем, что египтяне обитали в долинах крупных рек, на плодородных землях. Расширение и развитие земледелия происходило как за счет внедрения более совершенных систем ирригации и освоения пойменных земель, так и путем завоеваний, то есть увеличения государственной территории. Увеличивалось и число используемых в хозяйстве растений, одомашненного скота.

Крестьянское натуральное хозяйство велось на основе личной собственности и права наследования, хотя формально земля и вода принадлежали фараону, который собирал налоги с вельмож и храмовых хозяйств.

Приоритет социальных связей и разрушение родовой замкнутости привели к качественным сдвигам в развитии орудий труда.

Бурное развитие культуры было обусловлено также высвобождением из непосредственного производства все большего числа людей, что возможно только при уничтожении эксплуатации остального населения, то есть с развитием рабовладельческого общества.

Традиции гончарного искусства уходят корнями в глубокую древность. Древнеегипетские мастера с помощью гончарного круга изготавливали разнообразную посуду. Они изобрели фаянс, глазурь и стекло. За пределами Египта славились изделия ювелиров из золота, серебра, полудрагоценных камней, слоновой кости.

Жилые дома в Древнем Египте отличались разнообразием в зависимости от достатка их владельцев: глинобитные хижины, большие двух- и трехэтажные дома в городах, особняки знати с усадьбой. Крыши были плоскими, в жаркое время года на них спали.

В Древнем Египте высокого уровня достигла деревообработка. Из дерева были сделаны луки и колесницы, речные и морские суда, известные по изображениям  и сохранившимся реальным предметам. Ремесленники изготавливали прекрасную мебель. В жилищах бедных мебели не было, обходились простыми циновками. Зажиточные люди пользовались кроватями, креслами, столиками, скамейками, ларями.

Одежда древних египтян отличалась простотой и обычно ограничивалась набедренной повязкой или юбкой. Использовались рубахи (у мужчин – короткие, у женщин – длинные) и плащи.  

           Фараоны – живые боги египтян.   

"Тайна власти, тайна подчинения людей носителям власти до сих пор не вполне разгадана, - писал Н.А. Бердяев. – Почему огромное количество людей, на стороне которых есть преобладание физической силы, согласны подчиняться одному человеку или небольшой кучке людей, если они – носители власти?" ("Царство духа и царство Кесаря". В кн. Судьба России. М., 1990, стр. 267).

Во главе государства стоял фараон.  Он имел абсолютную власть в стране: весь Египет с его колоссальными природными, земельными, материальными, трудовыми ресурсами считался собственностью фараона. Не случайно понятие "дом фараона" – (ном) совпадало с понятием государства.

Религия в древнем Египте требовала беспрекословной покорности фараону, в противном случае человеку грозили страшные бедствия при жизни и после смерти. Египтянам казалось, что такую безграничную власть, какой пользовались фараоны, могли им даровать только боги. Так в Египте сформировалось представление о божественности фараона – он признавался сыном бога во плоти. И простые люди, и знатные вельможи падали ниц перед фараоном и целовали следы его ног. Большой милостью считалось разрешение фараона целовать свою сандалию. Обожествлением фараонов занимало центральное место в религиозной культуре Египта.

Фараон совершал наиболее важные ритуалы, способствующие процветанию страны: торжественно обходил вокруг белых стен Мемфиса, столица Древнего царства (ок. 3000 – 2400гг. до н.э.), дабы обезопасить город от нападений; проводил плугом первую борозду по земле; каждую весну бросал в Нил скрепленный печатью свиток с приказом реке разлиться (сезонный разлив Нила, оставляющий на полях плодородный ил – основа земледельческой культуры Египта).  

  Религия Древнего Египта.

Религия Древнего Египта представляла собой сложное напластование верований, возникших в разное время и в разных местах. Древние египтяне поклонялись множеству верховных богов. Почти все боги имели разные имена, а некоторые даже на­зывались по-разному в разное время суток. Так, главный бог Египта — бог Солнца как "Восходящее Солнце" назывался Хепри, или Хепрер, как "Солнце в зените" — Ра, как "Солнце перед закатом" — Атум. Сколько всего богов создали и почитали египтяне, сказать трудно, некоторые исследователи пред­полагают, что счет шел на сотни и тысячи.

Боги были олицетворением различных природных явлений и одновременно явлений общественного порядка. Одним из важнейших богов был Птах — бог воды, земли и мирового разума, создатель всего сущего. Считалось, что он вы­носил идею сотворения мира в своем сердце и дал ей жизнь движением языка — своим словом. Птах почитался как покровитель искусств и ремесел. Одним из немногих Птах изображался только в облике человека. Как древнейшего из богов Птаха знали во всем Египте, но особенно почитали в Мемфисе.

Жрецы других городов возникновение мира видели иначе. Они учили, что сначала существовал бог Нун — первобытный водный хаос. Из него возник бог Атум, позднее превратившийся в Ра. Из Атума-Ра возникла первая пара богов — бог воздуха Шу и его жена, богиня влажности Тефнут. От них родились Геб — бог Земли и Нут — богиня неба, которые, в свою очередь, породили Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду. Это были важнейшие и изначальные боги, от которых произошли все другие божества и люди.

Осирису поклонялись как богу умирающей и воскре­шающей природы. Осирис был воплощением добра и его обычно называли «добрым богом». Супругой и сестрой Осириса была Исида (Иэида) — богиня плодородия, воды и ветра, волшебства и мореплавания. Она олицетворяла супружескую верность и материнство. Исида обычно изображалась женщиной с головой или рогами коровы. Сын Исиды и Осириса — бог Гор, бог Солнца, побеж­дающий силы мрака, почитался в облике Сокола.

Миф об Осирисе и Горе занимал важное место в рели­гиозных представлениях египтян. Согласно мифу Осирис был некогда царем Египта. Именно он научил египтян возделывать землю. Его убил его брат, злой Сет, бог пустыни и суховея. Гор вызвал Сета на поединок и победил его, а после этого воскресил Осириса, дав ему проглотить свой глаз. Однако воскресший Осирис не вернулся на землю, а стал царем мертвых. Его наместником на земле, царем живых, стал Гор.

Кроме этих богов, повсеместно во всех областях Древнего Египта покло­нялись богине истины и порядка Маат, богине неба, любви и веселья Хатхор, богу Луны и письменности Тоту. Тоту приписывали изобретение письменности считали его божественным секретарем небесного совета при боге Ра. Его просили о помощи и изучающие счет.

Египтяне признавали присутствие божественного начала "во всем, что есть на суше, в воде и в воздухе". Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы. Египтяне поклонялись кошкам, змеям, крокодилам, баранам, навозным жукам — скарабеям и множеству других живых существ, считая их свои­ми богами.

Религиозные обряды нередко были обставлены с необыкновенной пышностью. Например, культ быков был самым богатым и торжественным куль­том, которого когда-либо удостаивалось животное. Бык Апис считался "земным воплощением" и "слу­жителем" бога Птаха, символом плодородия.

Бык Апис жил в специальном священном хлеву при храме, где за ним ухаживали подготовленные для этого жрецы. При Аписе был гарем коров, ко­торых тщательно отбирали для него. Бык жил в полном спокойствии и довольстве и единственная его обязанность заключалась в том, чтобы время от времени демонстрировать себя верующим. Когда бык умирал, тело его бальзамировали и хоронили с соблюдением сложного ритуала при громадном стечении народа. Поиски такого, как он, преемника — "новорожденного Аписа" — были исключительно сложным делом: Аписом признавался только черный бык, с белым пятном на лбу в форме треугольни­ка, с наростом под языком в форме жука-скарабея. Всего таких признаков было около тридцати.

Египтяне также поклонялись деревьям и растениям, из которых они осо­бенно выделяли лотос. Они полагали, что цветки лотоса были уже в перво­бытном хаосе, и именно из цветка лотоса вышел бог Солнца Ра. Богом счита­ли и почву, ее плодородную естественную силу. Из неорганической природы более всего почитались заостренные камни. По аналогии с такими камнями стали строиться обелиски.

В настоящее время высказано мнение, и его придерживаются многие егип­тологи, что все разнообразные и многочисленные божества египетских хра­мов жрецы считали воплощением Высшего Существа, единого Бога, бессмер­тного, вечного, невидимого и непостижимого в своей сущности, который по­рождает сам себя в бесконечности Вселенной. Поклоняясь множеству богов, древние египтяне в действительности поклонялись одному Богу тайному, не имеющему ни имени, ни образа. Египетские жрецы определяли его так: "Тот, кто существует сам по себе", "Первопричина всякой жизни", "Отец отцов", "Мать матерей". Это Высшее Существо — творец Вселенной — едино в своей сущности, но не едино в своем воплощении; он порождает себя в себе самом и одновременно является отцом, матерью и сыном Бога, не выходя из Бога. Таким образом в Египте было сформулировано понятие Троицы, которое по­том будет воспринято христианством. Ученые, высказывающие эти взгляды, полагают, что жрецы в Древнем Египте выражали атрибуты единого Бога и его различные воплощения в виде чувственных представлений для того, что­бы облегчить народу веру.

X           Религиозная реформа Эхнатона.

Существующее в реальности египетское многобожие    никак не способствовало централизации государства,  подчинению покоренных Египтом племен, усилению центральной власти. Живший в XIV в. до н. э. фараон Аменхотеп IV пытался провести религиозные реформы с целью установления единобожия. Он ввел новый государственный культ, объявив истинным боже­ством солнечный диск под именем бога Атона. Столицей государства он сде­лал город Ахетанон (современное городище Эль-Амара) и сам принял имя Эхнатона, что означало "угодный богу Атону".

Он попытался сломить усилившееся к этому времени могущество старого жречества и старой знати: культы всех прочих богов были отменены, их храмы закрыты, храмовое имущество конфисковано. Однако реформы Эхнатона вызвали сопротивление сильного и многочисленного слоя египетских жрецов и оказались недолговечными. Хотя культ нового бога был связан с традицион­ным культом солнца, он принят не был. Преемники фараона-новатора не смогли сколь-нибудь уверенно проводить его линию и вскоре вынуждены были пой­ти на примирение со жречеством. Культы старых богов были восстановлены, позиции местного жречества вновь усилились.

                  Заупокойный культ.

Важнейшей чертой религии и культуры Древнего Египта  был протест против смерти, которую египтяне считали "ненормальностью". Египтяне верили в бессмертие души — это было главной доктриной египетской рели­гии. Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, всю религиозную мысль египетского общества. Считается, что ни в одной другой цивилизации этот протест против смерти не нашел столь яркого, кон­кретного и законченного выражения, как в Египте. Стремление к бессмертию  и стало основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрез­вычайно большую роль в истории Древнего Египта — и не только религиоз­ной и культурной, по и политической, экономической и военной. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, по которому смерть не означает конца, прекрасная жизнь может быть продлена вечно, и умершего может ждать воскрешение.

Согласно религиозным представлениям египтян, каждый человек обладал несколькими важнейшими характеристиками, в числе которых назывались Сах— тело человека, Шунт — его тень, Рен — его имя, Ах — его привидение, Ба — проявление сущности. Ведущую роль играла Ка — душа че­ловека, являющаяся его бессмертным двойни­ком.

Именно Ка предстояло вновь соединиться со своим телом для того, чтобы умершего ожи­дало воскрешение. Со смертью, полагали егип­тяне, погибает лишь материальная основа че­ловека. Нематериальной основы смерть не ка­сается, душа будет жить вечно, если для этого созданы необходимые условия.

Основным условием загробной жизни егип­тяне считали сохранение тела умершего. Забота об этом привела к возникновению искусства из­готовления мумий. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела: египтяне полагали, что бессмертной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от посторонних взглядов пирамиды. Через семьдесят дней после смерти при условии, что его правильно похоронили, с соблюдени­ем всех предписанных обрядов, покойник восставал к новой жизни и мог отправиться в Страну вечности.

Путь на тот свет представлялся египтянам настоящей полосой препят­ствий, где на каждом шагу подстерегала опасность второй смерти. Подробные сведения об этом пути содержатся в "Книге мертвых", "Книге о вратах", "Книге о подземных пещерах", "Книге о том, что есть в другом мире", в которых пере­числяются коварные ловушки, ожидавшие мертвых, и даются подробные со­веты, как их избежать. В этих книгах приведены гимны, которые следовало исполнять перед богами, чтобы снискать их расположение, даются указания, как убивать подземных крокодилов и змей, как не попасть в сети подземных рыбаков. Там были и магические заклинания, с помощью которых умерший мог обезвредить своих врагов.

Предполагалось, что если этот путь был успешно пройден, то египтянин попадал в чертог Обеих истин, посреди которого на троне сидел сам Осирис, окруженный другими богами. Здесь происходил суд над умершим. Для этого на одну чашу специальных весов клали сердце усопшего, на другую — страу­совое перо богини истины и справедливости Маат. Каждый из богов — а их было более 40 — задавал по вопросу, умерший отвечал, а весы контролирова­ли правильность ответа. Перечень вопросов и ответов являлся, по сути, сво­дом жизненных правил египтян; ответы всегда должны были быть отрица­тельными. "Я не причинил людям зла", — должен был сказать праведный египтянин, — "Я не мучил животных", "Я не богохульствовал", "Я не совер­шал насилия над бедными", "Я никого не убил", "Я ни к кому не посылал убийц", "Я чист".

Взвесив все "за" и "против", Осирис выносил приговор. В случае небла­гоприятного решения умерший должен был закончить свое существование в утробе страшного чудовища Амелит — Пожирательницы — существа с телом гиены и бегемота, львиной гривой и пастью крокодила. Если же решение было благоприятным, умерший мог вступить в царство Осириса.

Царство Осириса, однако, по представлениям древних египтян, вовсе не было раем: там обитали страшные львы, змеи, скорпионы, крокодилы; кроме того, царство Осириса не освобождало от необходимости работать. Правда, ра­боту за умершего мог выполнить его раб или слуга — их функции выполняли статуэтки, которые клали в могилу. Но если умершему не удавалось счастливо избежать опасностей и он умирал, то эта вторичная смерть была в глазах егип­тян уже окончательной — следствием ее становилось полное небытие человека.

Усилия египтян, таким образом, были направлены на то, чтобы сделать жизнь после смерти долгой, безопасной и счастливой: они заботились о по­гребальной утвари, жертвоприношениях, и эти заботы приводили к тому, что жизнь египтянина состояла в приготовлениях к смерти. Нередко своим зем­ным жилищам они уделяли меньше внимания, чем гробницам.

         Пирамиды – символ Древнего Египта.

Важнейшей чертой древнеегипетской культуры было возведение пирамид. В III—II тыс. до н.э. и пирамиды, и храмы — постройки для богов — строились из камня.

Строительство пирамид — по сути своей непроизводительные расходы — было разорительным для экономики государства, истощало казну, требовало ко­лоссального напряжения сил и многочисленных жертв со стороны населения. История, как известно, не терпит сослагательного наклонения, но можно пред­положить, что если бы египтяне с таким же упорством и самоотверженностью строили дороги, а не пирамиды, Египет развивался бы более динамично.

Пирамиды строились для фараонов и для знати, хотя по вероучению еги­петских жрецов всякий человек, а не только царь или вельможа, обладал веч­ной жизненной силой. Однако тела бедняков не бальзамировались и не поме­щались в гробницы, а заворачивались в циновки и сбрасывались в кучи на окраинах кладбищ. В жарком и сухом климате Египта эти тела мумифициро­вались естественным путем, без усилий со стороны человека и могли сохра­няться в песках в течение очень длительного времени — многих столетий. Но в любом случае пирамиды свидетельствовали о чрезвычайно сильном нера­венстве людей в египетском обществе.

Археологи насчитали около ста пирамид, но не все они дошли до наших дней. Часть пирамид была разрушена уже в древности. Самая ранняя из еги­петских пирамид — пирамида фараона Джосера, воздвигнутая около 5 тыс. лет назад. Она ступенчатая и возвышается, как лестница к небу. В ее отделке использован светотеневой контраст выступов и ниш. Эту пирамиду задумал и воп­лотил главный царский архитектор по имени Имхотеп. Последующие поколения египтян чтили его как великого зодчего, мудреца и мага. Он был обожествлен и в честь его совершались возлияния перед началом других строительных работ.

Самая знаменитая и самая значительная по размерам — пирамида фараона Хеопса в Гизе. Известно, что только дорогу к будущему месту строительства прокладывали 10 лет, а саму пирамиду — строили более 20 лет; на этих рабо­тах было занято огромное количество людей — сотни тысяч. Размеры пирами­ды таковы, что внутри свободно мог бы разместиться любой европейский собор: высота ее составляла 146,6 м, а площадь — около 55 тыс. кв. м. Пира­мида Хеопса сложена из гигантских известняковых камней, и вес каждой глы­бы составляет примерно 2—3 тонны. Ученые подсчитали, какое количество камней должно было пойти на строительство этой пирамиды — 2300000. Уди­вительным было строительное искусство древних мастеров: камни пирамиды до сих пор так плотно пригнаны друг к другу, что между ними невозможно просунуть даже иголку. Снаружи вся пирамида Хеопса была облицована пре­красно отполированными известняковыми плитами, внутри имелось несколь­ко длинных наклонных коридоров со сложной системой ходов и выходов. Их назначение — запутать грабителя, если ему удалось бы проникнуть внутрь сооружения.

Пирамида Хеопса вместе с другими пирамидами, высящимися в Гизе, — Хефрена и Михерина, названа одним из семи чудес света. Вокруг пирамид ве­ликих фараонов находится     множество     гробниц, которые образуют целый го­род со своими улицами и перекрестками.

Во II тыс. до н.э. пирамиды стали строить из кирпича, а не из камня — это было чуть менее разорительным, да и сами пирамиды становятся меньше. К началу I тыс. до н.э. для усыпальниц фараонов стали отводиться глубокие и тщательно скрытые от чужих глаз тайники. Однако и эти тайники грабили также часто, как и пирамиды. Разграбление усыпальниц фараонов было свой­ственно всем периодам древнеегипетской истории, хотя египтяне боготвори­ли и боялись своих фараонов. Усыпальницами позднего времени являются заупокойный храм фараона Ментухотепа I, построенный в виде скальной гроб­ницы, и возведенный в XV в. до н.э. в долине Дейр-эль-Бахри на трех скаль­ных террасах заупокойный храм царицы Хатшепсут (для украшения его было использовано более 200 скульптур).

                Изобразительное искусство.

Изобразительное и монументальное искусство Египта несло на себе печать египетской культуры в целом.

Перед храмами и дворцами египтяне воздвигали высо­кие тонкие обелиски. Так, символом бога Ра был высокий, сужающийся кверху каменный обелиск, верхушка которого покрывалась медью. Обелиски неред­ко покрывались также иероглифами (рисунчатое символическое письмо – важнейшая составная часть культуры Древнего Египта). В дальнейшем древнеегипетское иерог­лифическое письмо превратилось в слоговое (что было и с шумерской письменностью и чего так и не произошло с письменностью китайской).

Перед заупокойными храмами так­же ставили сфинксов: каменное изобра­жение существа с головой человека и телом льва. Голова сфинкса изобража­ла фараона, а сфинкс в целом олицет­ворял мудрость, загадочность и силу еги­петского правителя.

Самый большой из всех древнееги­петских сфинксов был выполнен в пер­вой половине III тыс. до н.э. — он до сих пор стережет пирамиду Хефрена. Сфинкс высечен из цельной скалы: его голова в 30 раз больше человеческой, а длина тела достигает 57 м. В XVI в. до н.э. между его передними лапами был построен храм. Сверхъестественная сила, которая чувствовалась в сфинксе, внушала людям страх. "Отец трепета" — так называли это изваяние.

Другими замечательными и широко известными сейчас во всем мире па­мятниками древнеегипетского искусства являются статуя фараона Аменемхета III, стела вельможи Хунена, голова фараона Сенусерта III. Шедевром древ­неегипетского изобразительного искусства II тыс. до н.э. искусствоведы счи­тают рельеф, изображающий фараона Тутанхамона с его юной женой в саду, выполненный на крышке ларца.

Подтверждением высокой культуры Египта I тыс. до н.э. (XIV в. до н.э.) является скульптурный портрет жены Аменхотепа IV — Нефертити (др.-егип. — красавица грядет) — одно из самых прелестных женских изображений в истории человечества.

Изобразительное искусство Древнего Египта отличалось яркими и чисты­ми красками. Раскрашивались архитектурные сооружения, сфинксы, скульп­тура, статуэтки, рельефы. Росписи и рельефы, покрывавшие стены гробниц, в деталях воспроизводили подробные картины благополучной жизни в царстве мертвых, по­вседневной земной жизни.

Большое развитие получил скульптурный портрет. Египтяне верили, что портретные ста­туи, выполняя роль двойников умерших, слу­жат местилищем их душ. Были выработаны определенные типы портретных статуй — муж­чину обычно изображали в возрасте 40—50 лет — в расцвете сил, а женщину — в возрасте 20— 25 лет. Точно передавалось социальное положение человека.

Художникам Древнего Египта было свой­ственно ощущение красоты жизни и приро­ды. Зодчих, скульпторов, живописцев отлича­ло тонкое чувство гармонии и целостный взгляд на мир. Это выражалось, в частности, в присущем египетской культуре стремлении к синтезу — созданию единого архитектурно­го ансамбля, в котором имели бы место все виды изобразительного искусства. Древние зодчие Египта умели прекрасно учитывать особенности географичес­кой среды, характер освещения.

Высокого уровня достигло в Египте декоративно-прикладное искусство. Великолепными образцами его являются сосуды и блюда из алебастра и хрус­таля, фигурные туалетные ложечки из дерева и слоновой кости, всевозмож­ные украшения — золотые браслеты, ожерелья и кольца, отделанные драго­ценными камнями. Эти изделия отличались изысканностью форм и тонко­стью отделки.

Показательно, что хотя на протяжении более трех тысячелетий египетское искусство и претерпит некоторые изменения, основной установленный в нем канон останется незыблемым. Для изобразительного и монументального искусства всей истории Древнего Египта всегда было присуще сугубо плоско­стное изображение фигур, каноническая условность в передаче туловища и ног, разворота плеч. Постоянной будет и система пропорций, соответствий между размером всей фигуры и ее отдельными элементами. Постоянной будет геометрическая декоративность с симметричным распределением узора, стро­гая линейность композиции. Все фигуры были неподвижны, невозмутимы, их позы чрезвычайно условны, как условна и раскраска: тело мужчины традици­онно изображалось красно-коричневым, тело женщины — желто-розовым, волосы у всех были черные, одежды — белые. Проявление в этом индивиду­альной воли художника было строго ограничено. Такая же условность и по­стоянство характерны и для монументального искусства. Статуи и статуэтки имели культовое назначение и их облик — раскраска и положение — опреде­лялись соответствующими нормами, обязательными для ваятеля.

Итак, из поколения в поколение, из тысячелетия в тысячелетие — один и тот же стиль, одна и та же религия, одно и то же искусство. Основная идея древнеегипетского искусства чрезвычайно мало видоизменилась во времени. Застойный характер древнеегипетского общества определил в общем едино­образный тип древнеегипетской культуры. Характерными ее чертами было сознание силы, желание ее сохранить и приумножить, жажда бессмертия.

Искусство имело монументальный характер, подавляющий зрителя.

                             Вывод.

Для греков Египет стал символом тайной мудрости. Геродот и Страбон донесли эллинам египетские мифы. Египетской Исиде поклонялись женщины Римской империи. Библейские сюжеты связали Египет с иудео-христианской культурной традицией. И, наконец, в науке есть спорная и смелая гипотеза связи древнеегипетской культуры с культурами Южной Америки. Древние египтяне больших успехов достигли в астрономии. Они создали один из первых календарей, основные принципы построения которого сохраняют свое значение до сего дня. Культура Древнего Египта во многом стала образцом для многих других цивилизаций, образцом, которому не только подражали, но и от которого отталкивались и который стремились преодолеть.

                  Список используемой литературы:

1.     

2.       М., 1995г. стр. 64 – 69

3.    

4.    

5.    

6.